Срок давности штрафов по налогам

Сроки давности по налоговым правонарушениям

Как гласит ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены гл. 16 НК РФ. К ним, в частности, относятся: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116), непредставление налоговой декларации (ст. 119) либо нарушение установленного способа ее представления (ст. 119.1), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120), неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126).
Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4). Об особенностях исчисления этого срока и пойдет речь.

Понятие срока давности в НК РФ

Прежде чем приступить к теме, обозначенной в преамбуле статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что следует различать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ). В одном случае речь идет о сроке для вынесения решения, а в другом — о сроке, в течение которого налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, если они пропустили двухмесячный срок на принятие решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке за счет денег на счетах (п. п. 3, 10 ст. 46 НК РФ) или годичный срок на принятие решения о взыскании штрафа за счет иного имущества (п. п. 1, 8 ст. 47 НК РФ).
Итак, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) начиная:
— со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ);
— со дня его совершения (для всех остальных правонарушений).
Таким образом, если речь идет о нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставлении налоговой декларации либо невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то срок давности начинает течь со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для исполнения обязанности. Это логически вытекает из п. 2 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Пример 1. Организация создает обособленное подразделение 31 января 2011 г.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Таким образом, последним днем срока для подачи сообщения о создании обособленного подразделения будет 28.02.2011. Если организация в этот день не представит сообщение, то срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 126 НК РФ начнет течь с 01.03.2011 — и до 28.02.2014.

Срок давности для правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ

Для начала напомним, о каких же правонарушениях идет речь в данных статьях.
Статья 120 НК РФ гласит, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере:
— 10 000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1);
— 30 000 руб., если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2);
— 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб., если эти деяния повлекли занижение налоговой базы (п. 3).
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Обратите внимание! Учитывая вступившие в силу с 02.09.2010 поправки и дополнения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. » в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, отсутствие у организации — плательщика налога на прибыль аналитических регистров налогового учета является основанием для привлечения ее к ответственности по ст. 120 НК РФ.

В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 1), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3).

К сведению. В соответствии с Определением КС РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Следует учитывать, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (п. 1 ст. 55 НК РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным.

Пример 2. Организация — плательщик НДС получила в январе 2011 г. авансы от покупателей, однако счет-фактуру им не выставила.
В этом же месяце не был составлен регистр налогового учета по резерву предстоящих расходов на оплату отпусков, хотя сумма отчислений в резерв была отражена в налоговой декларации за январь 2011 г.
Данный налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, поэтому отчетными периодами для него являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
НДС. Налоговым периодом по данному налогу является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок давности привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие счетов-фактур) — с 01.04.2011 по 31.03.2014.
Налог на прибыль. Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Таким образом, срок давности совершенного в том же месяце (январе 2011 г.) налогового правонарушения (несоставление налоговых регистров) начинает течь только с 01.01.2012, последним днем срока будет 31.12.2014.

Рассмотрим случаи, когда налогоплательщик занизил налоговую базу, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 НК РФ.

Пример 3. В январе 2011 г. организация не отразила выручку от продажи товаров. Рассмотрим два варианта:
1) Операции по реализации не облагаются НДС.
2) Операции по реализации облагаются НДС.
Вариант 1. В данном случае налоговая база занижена только по налогу на прибыль. За это деяние организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога на прибыль, но не менее 40 000 руб. Так как правонарушение имело место в 2011 г., срок давности начнет течь с 01.01.2012 и продолжится до 31.12.2014.
Вариант 2. Налоговая база занижена и по НДС, и по налогу на прибыль, то есть не по одному, а по нескольким налогам с разными налоговыми периодами. В данном случае размер штрафа за правонарушение должен определяться как 20% от неуплаченного налога на прибыль плюс 20% от неуплаченного НДС (и штраф не может быть менее 40 000 руб. по каждому налогу).
В связи с тем что налоговые периоды у этих налогов разные, срок давности за правонарушение будет таким:
— в части налога на прибыль — с 01.01.2012 по 31.12.2014;
— в части НДС — с 01.04.2011 по 31.03.2014.
Таким образом, по одному правонарушению, повлекшему занижение базы по разным налогам, сроки давности исчисляются по-разному. Получается, что если налоговый орган примет решение о привлечении организации к ответственности не позднее 31.03.2014, то он сможет взыскать штраф в полном объеме. Если же решение будет принято налоговиками в период с 01.04.2014 по 31.12.2014, штраф они имеют право исчислить только исходя из суммы неуплаченного налога на прибыль.

Теперь перейдем к ст. 122 НК РФ, которая предусматривает взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога.
Налог на прибыль за налоговый период организация должна заплатить не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ). Соответственно, о неуплате этого налога можно говорить только после истечения срока для его уплаты (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности за неуплату налога начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором совершено налоговое правонарушение. Таким образом, если организация совершила правонарушение по ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога), то возникает вопрос: срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен или за который он должен быть уплачен?
Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним случаи неуплаты, перечисленные в ст. 122 НК РФ:
1) занижение налоговой базы;
2) иное неправильное исчисление налога;
3) в результате других неправомерных действий (бездействия).
Как видим, первый случай перекликается со ст. 120 НК РФ (выше было отмечено, что составы налоговых правонарушений, указанных в этих статьях, недостаточно разграничены между собой, — см. Определение КС РФ от 18.01.2001 N 6-О). В связи с этим полагаем, что, если неуплата произошла в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, срок давности исчисляется аналогично тому, как было изложено в примере 3, то есть начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, за который он должен быть уплачен. Такого же подхода придерживаются и арбитражные суды. Приведем примеры, касающиеся именно налога на прибыль.
ФАС ЗСО в Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) отказал налоговому органу в заявлении о применении налоговых санкций, поскольку акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении организации к ответственности за неуплату налога приняты по истечении трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности.
Как следует из материалов дела, в ходе налоговой проверки ОАО по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 налоговым органом составлен акт от 28.02.2005. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 08.08.2005 налоговики приняли решение о привлечении ОАО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере порядка 1,4 млрд руб. На основании решения налогоплательщику было направлено требование об уплате налоговой санкции. В связи с тем что штраф в срок, указанный в требовании, налогоплательщик не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании этой суммы.
По мнению налогового органа, срок давности не является пропущенным, поскольку исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором совершено налоговое правонарушение. Причем инспекция указывает, что таковым является не налоговый период, за который начисляются налоги (в данном случае 2001 г.), а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога (2002 г.) в установленный законодательством срок (28.03.2002), поскольку обязанность по уплате налога (а следовательно, и возможность применения ответственности за ее неисполнение) не возникает ранее наступления срока уплаты налога.
Отказывая в удовлетворении требований ФНС, суд пришел к выводу, что привлечение ОАО к налоговой ответственности на основании п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1,4 млрд является незаконным. Суд исходил из того, что акт проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности приняты налоговым органом за пределами установленного ст. 113 НК РФ трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности. Организация была привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за 2001 г. Учитывая, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, суд посчитал, что исчисление срока давности в данном случае начинается с 01.01.2002 и заканчивается 31.12.2004.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, является не налоговый период, за который начисляются налоги, а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога в установленный законодательством срок, суд отклонил, поскольку в данном случае срок давности исчисляется не со дня совершения налогового правонарушения, а со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. Поскольку налоговое правонарушение было совершено в 2001 г., исчисление срока давности начинается с 01.01.2002.
Подобное мнение по вопросу начала исчисления срока давности за налоговое правонарушение в виде занижения облагаемой базы по налогу на прибыль в аналогичной ситуации высказал и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09.
А если неуплата (неполная уплата) произошла в результате «других неправомерных действий (бездействия)», например налогоплательщик исчислил налог на прибыль, сдал декларацию, а налог не заплатил? Полагаем, что вот в этом случае срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен.

Пример 4. Организация подала декларацию по налогу на прибыль за 2010 г., где указана сумма к уплате в бюджет. Сумма налога на прибыль в положенный срок (не позднее 28 марта 2011 г.) не уплачена.
Правонарушение совершено в 2011 г., таким образом, срок давности привлечения к ответственности начнет течь с 01.01.2012 и закончится 31.12.2014.

Приостановление срока давности

Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено (п. 1.1 ст. 113 НК РФ). Это возможно только в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
Следует отметить, что п. 1.1 ст. 113 НК РФ практически не используется. Препятствовать проведению выездной налоговой проверки, как говорится, себе дороже. Имейте в виду, что иных оснований для приостановления течения срока давности привлечения к ответственности НК РФ не предусмотрено. Если инспекторы придумывают иные причины для продления срока давности, суды, как правило, их не поддерживают.
Например, в вышеупомянутом Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) ФАС ЗСО указал, что за неполную уплату налогов суд мог применить к налогоплательщику налоговые санкции, признав уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, в том случае, если имеются факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки. Налоговики каких-либо доказательств того, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик препятствовал проведению мероприятий по контролю, не представили. Ссылка налогового органа на применение ОАО схемы уклонения от налогообложения не была принята во внимание, поскольку не является доказательством воспрепятствования проведению налоговой проверки. Как пояснили представители ФНС, налогоплательщик исполнял все требования налогового органа о предоставлении запрашиваемых документов.
Поддержал налогоплательщика и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09, отметив, что ссылки инспекции на активное противодействие заявителя проведению проверки не нашли документального подтверждения.

www.pnalog.ru

Срок давности штрафов по налогам

Сроки давности больше не действуют. Конституционный суд изучает Налоговый кодекс

Вчера Федеральный арбитражный суд Московского округа приостановил производство по кассационной жалобе ЮКОСа до рассмотрения в Конституционном суде (КС) запроса о конституционности статьи 113 Налогового кодекса, устанавливающей трехлетний срок давности по ряду налоговых правонарушений. Запрос направлен в КС по просьбе Федеральной налоговой службы (ФНС). Отмены статьи, впрочем, недостаточно: чтобы обосновать законность штрафов, наложенных на ЮКОС за 2001 год, КС придется снять заложенный в кодексе запрет на ухудшение положения налогоплательщика. Если это произойдет, ФНС получит право взыскивать с налогоплательщиков долги и штрафы любой давности.

Жалобу в кассационную инстанцию арбитража подал сам ЮКОС после отклонения 16 ноября его апелляции в тот же суд. Компания оспаривает налоговый штраф в размере 39,1 млрд руб., наложенный на него предшественником ФНС, Министерством по налогам и сборам, по итогам налоговой проверки за 2001 год в декабре 2004 года. Напомним, сама сумма недоимки взыскивается ФНС в бесспорном порядке, и иски по незаконности ее начисления ЮКОС проиграл. Вопрос о законности штрафа, наложенного ФНС согласно статье 122 Налогового кодекса (НК), наказывающей умышленных неплательщиков налогов штрафом в 40% суммы недоимки, для ЮКОСа – один из немногих способов отменить взыскание с него хотя бы части от 120 млрд руб., взыскиваемой с него ФНС за 2001 год. Юристы ЮКОСа в своей жалобе указывают, что на момент вынесения МНС решения о взыскании штрафов (а это произошло уже в 2004 году) срок давности по ним уже прошел.

Вчера суд неожиданно приостановил рассмотрение кассационной жалобы ЮКОСа в связи с ходатайством представителей ФНС. Те попросили суд обратиться в КС за разъяснением, соответствует ли статья 113 НК, в которой устанавливается трехлетний срок давности по налоговым преступлениям, Конституции. В ФНС вчера не смогли сообщить, из каких соображений в ведомстве считают статью противоречащей Конституции. По сообщению РИА «Новости», представители ФНС на суде лишь заявили, что «конституционное разбирательство может иметь преюдициальное значение для рассмотрения налогового дела», то есть без выяснения факта конституционности или неконституционности сроков давности ФНС не может определить, законно или незаконно с ЮКОСа взимаются недоимки за 2001 год.

В ЮКОСе к такому повороту событий были, видимо, не готовы – в пресс-службе компании вчера отказались комментировать отмену производства судом по своей жалобе. Источник в ЮКОСе, впрочем, заявил: «Сомневаюсь в том, что на судьбе компании это отразится,– штрафы уже взыскиваются».

Новый поворот в деле ЮКОСа теоретически можно считать небольшой победой компании над ФНС: ранее налоговики отрицали, что штрафы за 2001 год взыскивались вопреки статье 113 НК. Однако рассмотрение дела в КС в пользу ФНС и отмена действия статьи 113 НК может существенно ухудшить налоговый климат в стране в целом.

Дело в том, что простая отмена действия статьи 113 в любом случае не позволит ФНС обосновать взыскание с ЮКОСа почти 40 млрд руб. Если КС признает статью 113 соответствующей Конституции, это де-факто будет означать невозможность для ФНС взыскивать с любой российской компании новообнаруженные недоимки, возникшие ранее 2002 года (трехлетний срок давности на сегодняшний день). Однако признания статьи 113 неконституционной недостаточно: в статье 5 НК (пункт 2) записано, что любые изменения в налоговом режиме не имеют обратной силы, если они ухудшают положение налогоплательщика.

Таким образом, для того, чтобы окончательно утвердить законность взыскания ФНС 39,1 млрд руб. штрафов с ЮКОСа за 2001 год, КС придется совершить невозможное. А именно признать, что его решения о незаконности той или иной нормы законодательства не вносят изменений в законодательство, или же заявить, что изменения сроков давности по налоговым взысканиям нисколько не ухудшают положения налогоплательщика.

В КС пока не комментируют, в какие сроки будет рассмотрено обращение арбитража: в законодательстве они четко не прописаны. Отметим, что, по непроверенной информации, в феврале обсуждение в КС ряда вопросов, связанных с презумпцией невиновности в отношении налоговых нарушений, вызвало настойчивый интерес помощника президента РФ Виктора Иванова, который якобы убеждал судьей КС не давать налогоплательщикам поблажек. Впрочем, подтвердить или опровергнуть эту информацию, учитывая традиционную закрытость российского судебного корпуса, невозможно.

www.rbsys.ru

Давность взыскания налогов, пени, штрафов


Давность взыскания налогов, пени, штрафов

Н.Н. Орлова,
заместитель директора
департамента налогов и права «ФБК»

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности. Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

1. Налоговые санкции

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

2. Давность взыскания налога, пени *1

*1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п. 1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

1) налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;

2) налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

Однако согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пени через суд не установлено *1.
_____
*1 С.Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: МЦФР, 2000.

Как следует из ст. 45 НК РФ, в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов, сборов и пени истечение срока давности взыскания не установлено. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пени, и в других статьях НК РФ.

Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.

Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства.

2.2. Аналогия норм налогового законодательства

До принятия НК РФ действовал Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой.

В письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 «Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства» было указано следующее:

«Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.

В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего.

В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.

Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства».

В НК РФ ситуация складывается наоборот — давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога (пени) — нет. Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года.

Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам (пеням), но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок равным образом установлен для подачи заявления налогоплательщиком о возврате суммы излишне уплаченного налога (со дня уплаты указанной суммы).

Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней (п. 7 ст. 79 НК РФ).

2.3. Соблюдение досудебных процедур

Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога (пени). По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.

Как представляется из смысла ст. 46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.

При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования (ст. 70 НК РФ), — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а по результатам налоговой проверки — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ).

Однако в имеющейся у фирмы «ФБК» арбитражной практике решения споров относительно необходимости соблюдения досудебного порядка подход судов разноречив, и пока сложившейся практики нет.

1) по итогам налоговых проверок налоги (и пени по ним) могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки;

2) по недоимкам и пени, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.
Следует отметить, что поскольку Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был установлен срок давности взыскания налогов и пени, то этот срок применялся до введения в действие НК РФ. Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пени этот срок истек к 1 января 1999 года, то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст. 5 части первой Кодекса.

2.4. Взносы в социальные внебюджетные фонды

Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п. 1 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

www.nalvest.com

Срок давности штрафов по налогам (Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения)

Срок давности штрафов по налогам (Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения) установлен в три года со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого оно было совершено (для правонарушений по ст. 120 и 122 НК).

Комментарий

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность. Это понятие определено статьей 106 НК РФ.

Налоговые санкции определены в главах 16 (для всех налогоплательщиков) и 18 (для банков).

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определяет срок, в течение которого налоговый орган вправе привлечь к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Если срок давности по налоговым штрафам истек, то налоговый орган не вправе привлечь к ответственности налогоплательщика, несмотря на то, что правонарушение выявлено.

Правила определения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения указаны в статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Так, пункт 1 статьи 113 НК РФ определяет правила:

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ:

Случаи приостановления срока давности (п. 1.1. ст. 113 НК РФ):

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснило исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ (п. 15):

«В силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.

Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.»

Пример

Налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль за 2016 год. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ истекает 01.01.2021.

Налогоплательщик должен был уплатить налог по итогам 2016 года не позднее 28 марта 2017. Соответственно, срок давности в три года начинает течь с 01.01.2018.

Срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ)

НК РФ устанавливает еще и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ), который определяет срок, в течение которого налоговый орган вправе принудительно взыскать штраф, который не был уплачен добровольно, на основании выставленного требования.

То есть, если Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определяет срок, в течение которого налоговый орган вправе принять решение о привлечение к ответственности (наложить штраф), то срок давности взыскания штрафов определяет тот срок, в течение которого уже наложенный штраф может быть взыскан в принудительном порядке, если налогоплательщик не уплатил его добровольно.

Статья 115 НК РФ определяет:

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ (п. 1 ст. 115 НК РФ).

п. 3 ст. 46 НК РФ — Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

п. 1 ст. 47 НК РФ — Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

п. 2 ст. 48 НК РФ — Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Дополнительно

Срок давности по уплате налога — срок, по истечение которого, задолженность по налогу (сбору) не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке.

Срок давности для зачета или возврата налога — срок, в течение которого налогоплательщик вправе подать, а налоговый орган обяззан рассмотреть заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение требований закона) деяние (действие или бездействие), совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом, за которое законом установлена ответственность.

Состав правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков деяния, которые определяют его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Налоговые санкции — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

taxslov.ru

Смотрите так же:

  • Постановления пленума по алиментам ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года №56 О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов Алиментные обязательства, установленные Семейным кодексом […]
  • Привилегированный состава преступления Виды составов преступлений По степени общественной опасности составы преступлений можно разделить на основные, привилегированные (содержащие смягчающие обстоятельства), квалифицированные (содержащие отягчающие обстоятельства), особо […]
  • Претензии и иски по перевозки § 7. Претензии и иски по перевозкам Особенностью предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа) является претензионный порядок. Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и […]
  • Закон города севастополя 106 Закон г. Севастополя от 16 декабря 2015 г. N 216-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города […]
  • Реестр уведомлений о начале деятельности Реестр уведомлений о начале деятельности Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Уважаемые […]
  • Правило острых и тупых углов Урок математики во 2-м классе по теме "Острые и тупые углы" научить чертить и обозначать прямой угол, определять острые и тупые углы с помощью модели прямого угла (угольника), продолжать учить узнавать и называть некоторые буквы […]

Обсуждение закрыто.