Спор с таможней

Оглавление:

Заплатить или спорить: что делать с претензиями таможни

Ведение внешнеэкономической деятельности — это не только серьезный бизнес и получение прибыли, но и пристальное внимание таможенных органов к пересечению товарами границы Евразийского экономического союза.

Результатом такого внимания в последнее время, как правило, становятся корректировки таможенной стоимости и решения по классификации товаров, особенно после того, как российское правительство повысило план поступлений в бюджет от Федеральной таможенной службы в 2018 году на 8% (4,8 трлн рублей) по сравнению с прошлым годом.

Так, за шесть месяцев 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, уже составила 2627,26 млрд рублей.

Принимаемые таможенными органами решения по корректировке таможенной стоимости и классификации приводят к доначислению таможенных платежей в отношении ввозимых или уже ввезенных товаров, а также оказывают влияние на будущие поставки. Скорректировав таможенную стоимость ввезенного товара однажды, таможня будет делать это и впредь; изменив классификационный код товара единожды, таможня в дальнейшем будет выпускать товар только по определенному ею коду.

Принимать такие решения таможенные органы могут как непосредственно во время таможенного оформления и до выпуска товаров, так и в течение трех лет с момента их выпуска.

Следствием решений по корректировке таможенной стоимости и классификации товаров в 99% случаев является доначисление таможенных платежей, подлежащих уплате. И если размер таких платежей будет до 2 млн рублей, то юридическое лицо отделается административным штрафом, если же этот порог будет превышен, то речь уже пойдет о возбуждении уголовного дела.

Донести до таможни истинное положение вещей достаточно сложно. Здесь важно понимать, на каком этапе и какие документы нужно представлять и как юридически грамотно вести переговоры с таможней. Ведь, к примеру, у таможенного представителя (брокера) стоит цель быстрее выпустить товар и формально ответить на запросы таможни в рамках проверочных мероприятий, чтобы не пропустить сроки. При этом у лица, отстаивающего интересы компании в спорной ситуации с таможней, цель — отстоять такие интересы в правовом поле и не дать взыскать с компании таможенных платежей больше, чем она должна заплатить по закону.

В связи с этим необходимо учитывать, что в представляемых таможне документах важно все, от условий и формулировок внешнеэкономического договора до вординга товаросопроводительных и коммерческих документов. В качестве примера можно вспомнить дела по лицензионным платежами, которые вроде бы и не относятся к ввозимым товарам, но договоры сформулированы так, что таможня настаивает на включении лицензионных платежей в таможенную стоимость и выигрывает бóльшую часть судебных споров по данному вопросу.

Таким образом, минимизировать риски предъявления претензий со стороны таможни помогут превентивные меры, направленные на формирование грамотного пакета документов по поставке товаров.

Не нужно отчаиваться, если не получается убедить таможенный орган в правоте компании на этапе таможенного контроля. В таком случае необходимо заложить основу для дальнейшего судебного спора с таможней, в котором у суда не должно возникать сомнений в добросовестности компании и достоверности заявленных ею сведений при таможенном оформлении товаров. Такой основой в первую очередь, также станут документы по товарам, оформленные без ошибок и несоответствий, и действия компании при проведения таможней контроля в отношении товаров. Так, ни в коем случае нельзя игнорировать запросы таможенных органов о предоставлении дополнительных документов в рамках проводимых проверочных мероприятий. Даже если у компании нет каких-либо документов, то об этом необходимо сообщить таможне.

Нужно заметить, что довольно часто таможенные органы корректируют таможенную стоимость по каждой декларации на товары на совсем незначительные для крупного бизнеса суммы. В большинстве подобных случаев ни у кого не возникает желания вступать в спор с таможней по каждой подобной декларации из-за переплаты в 100 000 рублей. Однако переплаченные за несколько лет таможенные платежи постепенно превращаются в значительные суммы, которые будут совсем не лишними для компании в условиях нынешней экономической ситуации.

В таких случаях существует возможность вернуть переплату таможенных платежей, образовавшуюся за несколько лет, в рамках одного судебного процесса, а также взыскать проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

Многие компании переживают за ухудшение отношений с таможней из-за инициирования участником ВЭД судебных споров. Но не нужно забывать, что у таможенных органов есть показатели по взысканным таможенным платежам, и в погоне за результатом таможенные органы часто принимают неправомерные решения. Однако статистику по возвращенным из бюджета платежам никто не ведет.

Нет такой категории споров, в которых таможня всегда бывает не права. Но есть категории, в которых таможне проще принять не совсем законное или совершенно необоснованное решение, например, споры по корректировке таможенной стоимости или по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Если возникает ситуация с корректировкой таможенной стоимости, лучше проанализировать их правомерность и выбрать наиболее удобный способ защиты: оспорить одно решение по корректировке и постараться доказать таможне необоснованность корректировок на последующие поставки или постараться объединить несколько корректировок в одно судебное дело, но разными путями, оптимальными именно для конкретной компании.

Однозначно следует идти в суд, если компании было незаконно отказано в применении той или иной льготы по уплате НДС. Почти все такие дела разрешаются в пользу декларанта товаров.

Труднее обстоит дело со спорами по оспариванию решений по классификации, поскольку здесь важны совокупность действий и усилий, которые необходимо предпринять для доказывания в суде правильности заявленного компанией кода, а также правильно подобранный комплект документов, поскольку разница между кодом, который заявляет компания, и кодом таможни может определяться одной небольшой деталью.

Регулярно возникают процессы, связанные с оспариванием тех или иных действий таможни, например отказа в выпуске. Однако таможня часто пренебрегает установленным порядком, не оформляя отказ в письменной форме, что в дальнейшем сильно усложняет процесс доказывания.

Несмотря на все имеющиеся трудности во взаимоотношениях с таможенными органами, нужно отстаивать свои права и защищать свои интересы. Наша практика показывает, что в настоящее время добиваться правды в суде стало сложнее, чем, например, года два назад, но тем не менее все также возможно.

www.forbes.ru

Споры с таможней: как обосновать стоимость товара?

Правильность определения таможенной стоимости товаров является предметом нескончаемых споров между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Об отдельных проблемах корректировки таможенной стоимости товаров, определяемой по первому методу, предусмотренному ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза – по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и подходах судов к разрешению возникающих споров читайте в материале.

Многие специалисты, анализируя судебные акты, вынесенные после разъяснений Пленума Верховного cуда РФ, данных в постановлении от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 18), отмечают ухудшение положения декларантов применительно к доказыванию незаконности осуществленной таможенным органом корректировки таможенной стоимости. Особое внимание в рамках последующего судебного обжалования решений таможенных органов обращается на обязанность декларанта как можно более полно обеспечить должное подтверждение заявленной таможенной стоимости еще на стадии таможенного контроля (п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18). При этом от декларанта ожидается поведение, направленное на заблаговременную подготовку доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по заявляемой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота (п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 18, Определение Верховного суда РФ от 01.12.2017 № 304-КГ17-11378 по делу № А46-9491/2016). В таких условиях для обеспечения эффективной защиты прав участников внешнеэкономической деятельности отдельного внимания заслуживает анализ содержательной стороны контрольной деятельности таможенных органов в контексте имеющихся у них полномочий «убеждаться» в достоверности декларирования таможенной стоимости, а также корректировать ее значение.

Самого по себе расхождения стоимости товара с информацией таможни недостаточно

На практике основным индикатором недостоверности заявленной таможенной стоимости является расхождение стоимости товара с ценовой информацией, содержащейся в базах данных таможенных органов. Принимая во внимание, что одного такого расхождения для корректировки таможенной стоимости недостаточно (на что обращалось особое внимание в п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 18), данный критерий комбинируется с выводом о наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости. Такие обстоятельства включают:

наличие противоречивых сведений в представленных документах;

отсутствие достаточного подтверждения заявляемой величины стоимости товаров или ее отдельных составляющих;

наличие взаимосвязи контрагентов сделки, на основании которой ввозится товар (см., например, Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (опубликован ФТС России 27.06.2017); информацию ФТС России «О судебной практике применения судами положений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 „О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц по определению, заявлению и контролю таможенной стоимости товаров“» (опубликована ФТС России 28.12.2017 на официальном сайте http://www.customs.ru)).

Сравнению подлежат идентичные или однородные товары

Говоря об используемом таможенным органом ценовом индикаторе, следует отметить, что основным параметром при оценке правомерности корректировки таможенной стоимости (наличия признаков ее недостоверности) является более высокая цена идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза (подп. «б» п. 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утв. решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42). Отметим, что аналогичный критерий применялся в соответствии с подп. 3 п. 11 ранее действовавшего Порядка контроля таможенной стоимости товаров (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376).

С учетом положений ст. 37 ТК ЕАЭС (до 1 января 2018 г.применялась ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза») идентичные и однородные товары должны быть произведены в той же стране, что и оцениваемые товары. Также предусматривается альтернативный критерий — в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы не выполнялись на таможенной территории ЕАЭС, однако использование данного критерия не является распространенной практикой. Желательно также, чтобы совпадал и производитель товаров.

Основное отличие категорий идентичных и однородных товаров состоит в том, что идентичными признаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации, в то время как однородные товары должны иметь сходные характеристики, состоять из схожих компонентов и изготавливаться из таких же материалов, что должно позволять им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Для целей признания товаров однородными ТК ЕАЭС также предписывает учитывать их качество, репутацию и наличие товарного знака.

Проверка соблюдения данного критерия является существенным аспектом при обосновании законности принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости. Отсутствие признаков идентичности или однородности товаров влечет недопустимость использования соответствующего источника информации о цене как доказательства недостоверности сведений, заявленных в таможенных целях, если такие сведения подтверждаются иными представленными декларантом документами.

Вместе с тем необходимо отметить, что в отдельных случаях суды не всегда строго следуют приведенному правилу и признают правомерным применение таможенным органом ценовой информации по товарам того же класса и вида на основе несколько сокращенного перечня признаков сопоставимости. В такой перечень включаются одинаковые классификационный код, страна происхождения, аналогичное описание и физические характеристики товаров, однако данные признаки должны быть представлены в совокупности. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 № 09АП-37256/2017 по делу № А40-41974/17 суд указал, что само по себе совпадение классификационного кода товаров не является достаточным подтверждением недостоверности заявленной таможенной стоимости, поскольку не позволяет сделать однозначный вывод, что рассматриваемые товары являются идентичными, однородными.

Таможенные органы также обращают внимание на величину расхождения между заявленной таможенной стоимостью и имеющейся в их распоряжении ценовой информацией. Специфичность каждой конкретной поставки (или серии поставок), а также многообразие ввозимых товаров и их характеристик препятствуют выработке какого-либо усредненного критерия. Зачастую на практике такое расхождение составляет 20% и более. В то же время правоприменительные органы приходили к выводу о недостоверности заявленной таможенной стоимости при рассмотрении дел о правомерности ее корректировки в условиях, когда имело место и меньшее расхождение.

Пример из практики

В постановлении от 13.12.2017 № Ф07-13326/2017 по делу № А56-8071/2017 АС Северо-Западного округа отметил, что разница в таможенной стоимости товаров составила более 3%, при этом декларант идентичных товаров приобрел в 2,8 раза больше товаров, чем декларант в рассматриваемом деле. Таким образом, меньший коэффициент расхождения был учтен в совокупности со сравнением объемов поставок. Предполагалось, что с учетом меньшего размера партии такое незначительное расхождение свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости.

Декларанту следует изучить рынок и цены

Ограниченный доступ к ценовым индикаторам, содержащимся в базах данных таможенных органов, не позволяет в полной мере минимизировать риск корректировки таможенной стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание, что таможенные органы при осуществлении контрольной деятельности в совокупности с такими сведениями достаточно широко используют информацию, находящую в открытом доступе, декларантам в первую очередь необходимо оценить риски, связанные с потенциальным расхождением таможенной стоимости ввозимых товаров и ценовой информацией, которая может иметься у таможенных органов, путем заблаговременного сбора информации и анализа существенных параметров релевантного рынка. При проведении такого анализа целесообразно определить перечень импортируемых из конкретной страны товаров, аналогичных товарам, планируемым к ввозу, импортеров и производителей таких товаров, устанавливаемый импортерами и производителями уровень цен, структуру формирования цен и т.п. Указанную информацию декларанты могут получить как непосредственно у иностранных производителей и поставщиков в рамках предварительного поиска поставщиков и запроса ценовых предложений, так и в процессе переговоров по заключению договора и использованию общедоступных источников (включая интернет-сайты иностранных производителей).

Также определенные выводы относительно таможенной стоимости товаров могут быть сделаны на основе находящейся в публичном доступе информации о цене однородных товаров при их реализации на внутреннем рынке. Например, суды, делая вывод о неправомерности корректировки таможенной стоимости, принимали во внимание ссылки декларанта относительно уровня цен на товар, предлагаемый к продаже интернет-магазинами на территории РФ.

Важно обеспечить однозначную идентификацию товаров

Иным существенным аспектом доказывания правильности заявленной таможенной стоимости является обоснование обнаруженного таможенным органом расхождения. Как отмечалось выше, таможенный орган обязан доказать правомерность корректировки таможенной стоимости путем установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости.

В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ № 18 акцентируется внимание на том, что таможенная стоимость не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время Пленум ВС РФ отмечает, что выявление отдельных недостатков в оформлении документов, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, не может являться основанием для вывода о нарушении требований о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации, на основании которой определена таможенная стоимость.

Основой надлежащего подтверждения таможенной стоимости является обеспечение однозначной идентификации ввозимых товаров при оформлении коммерческих и иных документов в рамках заключения и исполнения внешнеэкономической сделки (спецификаций, инвойсов и т. п.). Декларант должен обеспечить идентификацию товаров (в том числе путем отражения в соответствующих документах полного описания товаров, количества, веса, сведений о производителе товаров), а также идентификацию соответствующих платежей, учитываемых при расчете таможенной стоимости.

Другим принципиальным моментом является подтверждение обоснованности обнаруженного таможенным органом расхождения.

Примеры из практики

В постановлении АС Дальневосточного округа от 06.03.2018 № Ф03-501/2018 по делу № А51-7068/2016 утверждения декларанта о том, что ввезенная фольга произведена из вторичного алюминия, в связи с чем ее стоимость существенно ниже фольги, изготовленной из первичного алюминия, были отклонены судом по причине того, что данные пояснения не были документально подтверждены. Также суд обратил внимание на то, что сведения о производстве поставляемой алюминиевой фольги из вторичного сырья отсутствовали как в самом внешнеторговом контракте, так и в иных коммерческих документах.

В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 12.03.2018 № Ф08-1235/2018 по делу № А53-1366/2017, напротив, отмечалось, что стороны контракта согласовали технические изменения параметров поставляемого товара (телевизионных цифровых приставок), направленные на удешевление товара за счет удаления части микросхем с сохранением его основных свойств, утвердив стоимость каждой модели в соглашении к контракту.

Покупателю следует подтвердить независимость от продавца

В соответствии с положениями ст. 39 ТК ЕАЭС установленное таможенным органом наличие взаимосвязи контрагентов сделки в совокупности с ценовым расхождением также свидетельствует о невозможности применения для определения таможенной стоимости первого метода и неприемлемости использования цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары. В таком случае бремя доказывания того, что цена может быть использована для таможенных целей, то есть была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи контрагентов, лежит на декларанте (п. 19 постановления Пленума ВС РФ № 18).

Пример из практики

В постановлении от 24.05.2018 № Ф07-3941/2018 по делу № А56-74380/2016 АС Северо-Западного округа обратил внимание на то, что декларант не представил доказательств, устраняющих сомнения таможенного органа относительно того, что скидка предоставлена иностранным продавцом сугубо декларанту на согласованных условиях по причине взаимосвязи компаний. Также было учтено, что декларант, получив 50-процентную скидку от иностранного продавца, на внутреннем рынке реализовывал товар со скидкой до 7%, то есть без учета полученной от иностранного контрагента скидки.

Так как и таможенные органы, и судебные инстанции последовательно придерживаются применения теста «независимого покупателя», декларанту в условиях наличия взаимосвязи с иностранным контрагентом целесообразно заблаговременно подготовить необходимый для успешного прохождения такого теста комплект документов. На практике в соответствующий комплект включаются публичные оферты продавца и иные подобные документы, подтверждающие цену реализации товара всем иным не взаимосвязанным с продавцом покупателям. Правда, отсутствие такой информации не создает непреодолимых препятствий при подтверждении отсутствия влияния взаимосвязи на заявленную таможенную стоимость.

Пример из практики

В постановлении от 12.12.2017 № Ф10-5022/2017 по делу № А62-6660/2016 АС Центрального округа принял во внимание имеющиеся у иностранного поставщика статистические данные относительно экспортной стоимости товаров и документы, позволяющие достоверно установить структуру импортной цены.

Обозначенные аспекты осуществления таможенными органами контроля правильности определения таможенной стоимости представляют собой одну из попыток лишь в общем плане очертить особенности рассмотрения данной категории споров. Безусловно, в каждом конкретном случае оценке подлежат все обстоятельства дела. Тем не менее в условиях достаточной продолжительности судебных разбирательств наряду с довольно короткими сроками, установленными для уплаты доначисленных таможенных платежей, участникам внешнеэкономической деятельности в первую очередь необходимо позаботиться о предварительной минимизации риска корректировки как таковой, а также создании «подушки безопасности» для ее последующего успешного оспаривания.

Если декларанту стало известно, что потенциально цена на ввозимые им товары меньше, чем цена на иные аналогичные товары, целесообразно заблаговременно подготовить и представить в таможенный орган документы и информацию, обосновывающие возможное расхождение. Особое внимание необходимо уделить поставкам от иностранных контрагентов, входящих в одну группу компаний или иным образом взаимосвязанных с декларантом, а также сделкам, которыми предоставляются скидки или предусматриваются иные подобные специальные условия. Инициирование таможенным органом проверочных мероприятий является обстоятельством, когда декларанту необходимо приложить максимальные усилия для подтверждения заявленной им таможенной стоимости. Активное взаимодействие декларанта с таможенным органом поможет обеспечить принятие таможенным органом положительного решения относительно заявленной стоимости либо, как минимум, заложить необходимую основу для последующего успешного судебного разбирательства.

www.eg-online.ru

Как разрешить спор с таможней без суда?

Такой вопрос, зачастую, возникает у организаций и граждан при сомнении в правомерности того или иного решения таможенного органа.
С точки зрения правового регулирования ситуация достаточна прозрачна. В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государств – членов Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Какие же преимущества ведомственного (т.е. внесудебного) порядка обжалования скрываются за «сухими» нормами права?

Во-первых, при подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган не нужно платить государственную пошлину.
При подаче жалобы в суд предполагается уплата государственной пошлины в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации

Во-вторых, решение по жалобе принимается в течение месяца (только в исключительных случаях данный срок может быть продлён, что на практике бывает крайне редко), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом (в течение 10 рабочих дней).

Срок рассмотрения дела судом может достигать двух – трех месяцев. При этом если по результатам судом выносится решение не в пользу таможенного органа, такое решение, как правило, обжалуется, в связи с чем судебные разбирательства затягиваются. В законную силу решение суда вступит после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции. Для справки: если спор рассматривается Арбитражным судом Ярославской области (г. Ярославль), то апелляционная инстанция для принятого по существу решения будет в г. Киров, а кассационная – в г. Нижний Новгород (командировочные расходы еще никто не отменял!).

В-третьих, личное участие лица, подавшего жалобу, в ведомственном порядке в процессе рассмотрения жалобы не требуется. В подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы (все они будут истребованы у нижестоящего таможенного органа).

В то же время при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении (жалобе) доводы.

В-четвертых, поданная в вышестоящий таможенный орган жалоба будет рассмотрена высокопрофессиональными, в хорошем смысле узкими специалистами, специализирующимися в разрешении споров исключительно в таможенной сфере. Даже решение не в пользу заявителя, в отдельных случаях, позволяет последнему разобраться в ситуации, развеять свои сомнения в правомерности принятых решений и сосредоточиться на созидательной деятельности, а не тратить время на судебные тяжбы.

Здесь необходимо отметить, что профессионализм и компетентность судей (несмотря на разнообразие разрешаемых ими споров) безусловно также не вызывает сомнений.

Наконец, факт подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган не препятствует заявителю воспользоваться судебным порядком разрешения спора, сформулировав при этом свою позицию по существу с учетом развернутого мнения вышестоящего таможенного органа.

Статистика – упрямая вещь, лишь дополняет вышеизложенные тезисы. Большинство поданных за 2013-2015 годы в вышестоящий таможенный орган жалоб на решения Ярославской таможни и подчиненных таможенных постов рассмотрены в пользу заявителей. В то время как большинство исков в суд – рассмотрено в пользу таможни.

Справедливости ради стоит отметить, что общее число поданных жалоб в вышестоящий таможенный орган было невелико.

Подробнее о порядке обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц можно узнать из положений главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и в правовом отделе Ярославской таможни, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Богдановича, д.10; телефоны (4852) 79-76-40, 79-76-39.

yartpp.ru

Споры с таможенными органами (I часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Какие категории споров распространены в судебной практике таможенных органов? Проанализируем правоприменительную практику с участием таможни.

Функция Федеральной таможенной службы (далее по тексту – ФТС) сводится к контролю в области таможенного законодательства, за правилами документального оформления, за правилами помещения товаров под соответствующие таможенные режимы (п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2013 г. №809).

Обладая широкими полномочиями, ФТС действует жестко не только в отношении правонарушителей, но и в отношении законопослушных участников ВЭД.

Виды споров с таможней

Наиболее распространенными категориями споров в судебной практике таможенных органов являются споры, связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, а также с уплатой процентов, начисленных на такие платежи в связи с нарушением таможенными органами срока их возврата.

Значительная часть споров с таможней связана также с оспариванием решений таможни о корректировке заявленной таможенной стоимости товара. Споры о таможенной стоимости товаров являются камнем преткновения на протяжении ряда лет между участниками ВЭД и таможенными органами.

Кроме того, немало судебных споров касается дел о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц.

Проанализируем самые распространенные категории вышеобозначенных споров.

Споры о возврате (зачете) уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей

Среди судебных дел указанной категории достаточно распространенными являются дела, в которых основным спорным вопросом является определение и исчисление сроков для обращения участников ВЭД за возвратом излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, а также начисления процентов на суммы таких платежей в случаях их несвоевременного возврата таможенными органами.

ФТС, обобщив судебную практику по данной тематике, разместила обзор подобных споров (Информация ФТС «Обзор судебной практики по спорам, связанным с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также с уплатой процентов, начисленных на такие платежи в связи с нарушением таможенными органами срока их возврата за 1 кв.2015 г.»).

При возврате таможенных платежей следует учитывать, что действующее таможенное законодательство не позволяет принимать решение о возврате авансовых платежей участнику ВЭД при наличии у него задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенными органами (Постановление АС Поволжского округа от 27.04.2016 г. №А72-8577/2015).

Одной из главных причин невозврата переплаченных таможенных платежей является пропуск срока обращения к таможне с заявлением о возвращении таможенных платежей.

Как уже было отмечено, возврат осуществляется не позднее 3 лет со дня излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей.

Высшие судьи поддержали решение таможни об обоснованности отказа в возврате таможенных платежей, указав, что трехлетний срок подачи заявления о возврате авансовых платежей является пресекательным и возможность его продления либо восстановления законодателем не предусмотрена (Определение ВС РФ от 17.05.2016 г. №308-ЭС16-3827) .

Данный подход соответствует правовой позиции ВС РФ, закрепленной в п.34 Постановления Пленума от 12.05.2016 г. №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

При этом, как отмечено в Определении ВС РФ от 22.06.2015 г. №310-КГ14-8046, закрепление в ст. 147 и 148 Федерального закона РФ от 27.10.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее по тексту — Закон №311-ФЗ) сроков для возврата таможенных платежей не препятствует лицу в случае пропуска указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст.196 ГК РФ).

Львиную долю споров с таможней составляют споры, связанные с уплатой процентов, начисленных на излишне уплаченные (излишне взысканные) таможенные платежи в связи с нарушением таможней срока их возврата.

Начисление процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей предусмотрено п.6 ст.147 Закона №311-ФЗ.

Важно!

Корректировка таможенной стоимости (в сторону увеличение) и успешное ее оспаривание влечет за собой следующий виток споров, связанных с начислением процентов за несвоевременный возврат таможенных платежей.

Проблемным вопросом является установление периода, за который начисляются проценты в случае невозврата таможенных платежей.

Компанией был ввезен товар и задекларирован, его таможенную стоимость определена по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

В ходе таможенного контроля таможенным органом было установлено, что представленные к оформлению документы недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, в связи с чем, таможней было предложено компании предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Компания внесла обеспечительный платеж.

Впоследствии компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о неправомерной корректировке стоимости ввезенных товаров и выиграла его.

Судом были удовлетворены требования компании о признании незаконным решения таможни.

Следующим шагом было обращение компании в таможенные органы о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин.

Поскольку возврат излишне взысканных таможенных платежей осуществлен таможней без учета суммы процентов, компания обратилась в суд с заявлением, указав, что таможне надлежит уплатить проценты за период со следующего дня их взыскания по день, предшествующий дню их фактического возврата компании.

Важно!

Независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Решение АС Приморского края от 30.08.2016 г. №А51-13372/2016). Аналогичная позиция содержится в Решениях АС Приморского края от 30.08.2016 г. №А51-13359/2016, Ростовской области от 01.07.2016 г. №А53-31892/2015, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 г. №А32-45862/2015.

При рассмотрении подобных споров, судьи учитывают позицию высших судей, приведенную в определении ВС РФ от 02.06.2015 г. №303-КГ14-7912.

Таким образом, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на эту сумму со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата таможенных платежей.

www.audit-it.ru

Смотрите так же:

  • Материнский капитал сумма в 2014 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 14 января 2015 С 1 января размер материнского капитала проиндексирован и составляет 453 тысячи 26 […]
  • Остин жалоба Горячая линия Ostin Ostin – уникальная система интернет-шопинга, которая включает более 700 магазинов, располагаемых в пяти странах. Компания работает уже больше 14-ти лет и предлагает приобрести одежду для самых разных ситуаций, погоды […]
  • Приказ 345 от 1973 Приказ Министерства транспорта РФ от 7 ноября 2013 г. N 345 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Кандалакша" Приказ Министерства транспорта РФ от 7 ноября 2013 г. N 345"Об утверждении Обязательных постановлений в […]
  • Приказ 100-пр Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 февраля 2017 г. № 100/пр “Об утверждении формы заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку […]
  • Приказ минфина россии от 28082014 84н Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н"Об утверждении Порядка определения стоимости […]
  • Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ перечень Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 18 февраля 2015 г. N 69 "Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации […]

Обсуждение закрыто.