Совокупность налогов и сборов взимаемых государством а также принципов

Налоговая система — Финансы, кредит и денежное обращение

Правило удобство определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны минимальными.

Основные методы налогообложения:

Равное налогообложение — налогообложение по ставкам, определяемым в абсолютной сумме.

Пропорциональное налогообложение — налогообложение по ставкам, действующим в едином проценте к объекту обложения.

Прогрессивное налогообложение — налогообложение по ставкам, увеличивающимся с ростом объекта обложения по действующей шкале.

Регрессивное налогообложение — налогообложение по ставкам, понижающимся по мере роста объекта налога (сейчас они как правило не используются).

Налоговая система

Налоговая система как совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

По объектам обложения налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

www.cis2000.ru

Совокупность налогов и сборов взимаемых государством а также принципов

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Действующая ныне в Российской Федерации система налогообложения была введена в 1991-1992 гг. Проводившаяся налоговая реформа была обусловлена необходимостью экономических преобразований, что потребовало разработки принципиально новой налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка внедрения налогового регулирования как наиболее действенного инструмента общей системы регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.

Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. и был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:

— единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

— четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

— приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права и в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

— однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

— определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России стали взиматься налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему РФ. Но действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной. Причин для этого много, и прежде всего – отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения.

Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была очевидной. Принятый Государственной думой Налоговый кодекс РФ (часть I) был введен в действие с 1 января 1999 г. и призван решить следующие важнейшие задачи:

построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 30);

формирование единой налоговой правовой базы;

совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в стране установлены следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные. Наиболее актуальным вопросом, нашедшим свое решение в Налоговом кодексе, является налоговый федерализм, т.е. распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ. Предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия этих элементов.

1. Федеральные налоги: имеется единый механизм уплаты (единые ставки, сроки, декларации): НДС, НП, акцизы, налог на доходы физических лиц, водный налог (за пользованием водными объектами), государственная пошлина.

2. Налоги субъектов федерации ( региональные )- влияние субъектов федерации при утверждении категорий льготников, налоговые ставки: например, Налог на имущество организаций, транспортный налог.

3. Местные налоги — земельный налог, налог на имущество физических лиц.

В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога);

принцип отсутствия дискриминационного характера налогов(налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин));

принцип экономической определенности(налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);

соблюдение единого экономического пространства(не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств);

принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков(ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ);

принцип определенности элементов налогообложения(при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения);

принцип точности и удобности уплаты налогов(акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить);

принцип приоритетности налогоплательщика(все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)).

www.konspektov.net

3.1. Понятие и принципы построения налоговой системы

Налоговая система, в ее обобщенном понимании — это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

В зависимости от преобладания тех или иных видов налогов определяются особенности национального налогообложения.

Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т. е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.

Построение и функционирование национальной системы налогообложения зависят от состояния экономики и общественно-политической ситуации в стране в конкретный временной период. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др.

Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений — принципов ее построения.

В настоящее время получили признание следующие фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

справедливость (равенство) налогообложения;

определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

удобство сроков и способов уплаты;

экономичность (эффективность) налогов, т. е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработаны специальные (частные) принципы, к числу которых относятся:

стабильность налогового законодательства;

однократность взимания налогов;

предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;

оптимальный уровень налоговых ставок;

обоснованность системы налоговых льгот;

оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

Следует отметить, что при построении современных налоговых систем указанные принципы используются с учетом экономической, социально-политической целесообразности.

Вышеизложенное дает все основания утверждать, что налоговая система Российской Федерации находится на стадии реформирования, имеющего подчас революционный характер. Первоначально концепция налогообложения в России базировалась на зарубежном опыте, при этом принципы ее построения не вполне совпадали с традиционно применяемыми в развитых странах. Особенности национального налогообложения наличествуют и в настоящее время и имеют существенный характер.

При формировании целостной системы налогообложения учитываются такие важнейшие аспекты, как охват всех доходов и имущества физических и юридических лиц; установление такого потребления бюджетных средств, которое способствовало бы развитию рыночного хозяйства страны. Исходя из этого, законодатель должен определить границы последующего нормотворчества, ограничив рамки последующих налоговых притязаний государства. Впервые понятие «налоговая система» было использовано в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» , ст. 2 которого определяла налоговую систему как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке».

Нельзя не согласиться с мнением о том, что данная формулировка не соответствует содержанию налоговой системы. Видимо, так посчитал и законодатель, поскольку ст. 2 НК РФ гласит, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, «определяет виды налогов и сборов взимаемых, в Российской Федерации».

Объединение налогов в систему связано с необходимостью их классификации по различным основаниям, а также проведения исследований в этой сфере с анализом по факторам. Основные из них: удельный вес каждого вида налогов в общей сумме поступлений, степень централизации управления налогообложением в стране, индекс эффективности функционирования органов власти соответствующего уровня и др.

В настоящее время легального определения налоговой системы российское законодательство не содержит. В широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, привлечением к финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и т. п.

Помимо налогового механизма, элементами налоговой системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.

Система налогов, пошлин и сборов — это совокупность взимаемых в установленном порядке в Российской Федерации налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.

Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

Система научных знаний в области налогообложения представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.

Для современной России важное значение имеет разработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Однако какие бы обоснования ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути, но история доказала — этот путь тупиковый’.

Как уже отмечалось, комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были охарактеризованы видными русскими налоговедами Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебо- вым и др. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства;

функциональные, или экономические организационно-правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны.

Данная система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие — лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.

Основные принципы построения налоговой системы, условно подразделяемые по их первоочередной направленности на три группы, закреплены в налоговом законодательстве РФ. Рассмотрим их подробнее.

Первую группу составляют экономические принципы. К их числу относятся:

принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи этого принципа таковы: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов нало-гоплательщика; 2) тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов. Методологической основой принципа справедливости является прогрессивное налогообложение;

принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета;

принцип недопустимости произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания (п. 3 ст. 3 НК РФ). К установлению налогового режима для каждого отдельного налога должно предъявляться жесткое правило: ни одна налоговая форма (конкретный вид налога) не должна внедряться в практику, если она не несет в себе стимулирующей нагрузки, свойственной налогу как экономической категории;

принцип учета интересов налогоплательщика. Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику, а налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика, «. акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п. 6 ст. 3 НК РФ);

принцип экономичности означает, что сумма сборов по отдельному налогу должна существенно превышать затраты на его обслуживание. Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных налоговых форм, т. е. таких видов налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль. Вторую группу облразуют юридические принципы, а именно: принцип равного налогового бремени, предусматривающий общеобязательность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом. «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения» (п. 1 ст. 3 НК РФ). Согласно данному принципу не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диф-ференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. » (п. 2 ст. 3 НК РФ);

принцип установления налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие федеральные законы. Государство, являющееся субъектом публичного права, взимает налоги от имени народа и подотчетно ему в расходовании всех собранных сумм. Поэтому прерогатива установления налогов и сборов и иных платежей принадлежит исключительно законодательной власти. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. «Налоги и сборы субъек-тов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. » (п. 5 ст. 3 НК РФ);

принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, ухудшающий положение налогоплательщика, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. «Акты законодательства о налогах и сборах. устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков. обратной силы не имеют» (п. 2 ст. 5 НК РФ);

принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства . толкуются в пользу налогоплательщика. » (п. 7 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ). При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам;

принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Ранее (до введения в действие первой части НК РФ) этот принцип в сфере функционирования института ответственности за нарушение налогового законодательства не действовал.

Наконец, третью группу составляют организационные принципы, в число которых входят:

принцип единства налоговой системы. Этот принцип имеет особое значение для российской налоговой системы, функционирующей в условиях федеративного типа государственного устройства. В соответствии с этим принципом налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и ор-ганам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в част-ности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом эконо-мической деятельности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3 НК РФ);

принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов;

принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы. Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений;

принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Кроме того, при едином налоге нарушается принцип эластичности на-логовой системы.

Соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаи-модополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого налога;

принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей.

Налогообложение индикативно, поскольку его недостатки неминуемо приводят к перекосам в экономическом базисе и, наоборот, прогресс базисных основ хозяйствования приводит к сбоям в системе налогообложения, требует ее совершенствования. В связи с этим большое значение имеет качественный состав платежей, включаемых в налоговую систему.

knigi.news

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА» в других словарях:

налоговая система — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] налоговая система Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор… … Справочник технического переводчика

Налоговая система — (tax system) – система государственных институтов ( законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и… … Экономико-математический словарь

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — по законодательству РФ совокупность налогов, сбо ров, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во… … Финансовый словарь

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и… … Банковская энциклопедия

Налоговая система — Налоговая система совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.… … Википедия

Налоговая система — Система налогообложения Taxation system совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлины … Юридический словарь

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

Налоговая система — (англ. tax system) совокупность налогов, сборов и др. платежей, взимаемых с налогоплательщиков в порядке, установленном национальным законодательством, в доход бюджета соответствующего уровня. Н.с. РФ включает … Энциклопедия права

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

Налоговая система РФ — Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на… … Википедия

dic.academic.ru

Налоги и налоговая система

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

www.grandars.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.