Совет по опеке оон
Совет по Опеке был создан в 1945 году как орган ООН, призванный способствовать постепенной ликвидации колониальной системы в мире. К моменту окончания второй мировой войны колониальные державы еще были не готовы расстаться со своими колониальными владениями и предоставить им свободу и независимость, на чем настаивал Советский Союз и многие колониальные народы. Промежуточный и временный дипломатический выход был найден на пути переименования колониальных территорий в «подопечные территории» и создании международной системы опеки. Главною целью системы объявлялось «содействие улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивное развитие в направлении к самоуправлению или независимости». Совет по Опеке учреждался как орган ООН, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями со стороны держав-опекунов. Он состоял из пяти постоянных членов Совета Безопасности – Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции.
Власть в подопечных территориях осуществлялась от имени и под руководством ООН. Согласно Уставу ООН, все функции ООН по опеке над районами, признанными стратегическими, выполнялись Советом Безопасности (ст. 83), а над другими районами – Генеральной Ассамблеей ООН (п. 1, ст. 85). Совет по опеке действовал под руководством Генеральной Ассамблеи и помогал ей выполнять эти функции. Совет Безопасности также мог пользоваться помощью Совета по опеке. По инициативе СССР в Устав ООН было включено положение о периодических посещениях территорий под опекой с целью инспекции. В соответствии с Уставом Совет по Опеке был уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.
В 1946-50 годах международная опека была установлена над Танганьикой, Британским Камеруном и Британским Того (опекун – Великобритания), Французским Камеруном и Того (Франция), Руанда-Урунди (Бельгия), Новой Гвинеей (Австралия), Западным Самоа; Тихоокеанскими островами – Маршалловыми, Марианскими и Каролинскими (США), о. Науру (Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), Сомали (Италия). Фактическое положение на подопечных территориях мало отличалось от положения на несамоуправляющихся колониальных территориях; подавляющее большинство населения подопечных территорий было лишено всяких политических прав; управляющие власти не принимали по существу никаких мер в области социального прогресса. Под влиянием национально-освободительного движения народов Азии и Африки подавляющее большинство подопечных территорий добились к началу 1990-х годов самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Когда последняя остававшаяся подопечной территория ООН Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость, было сочтено, что цели системы опеки достигнуты, и Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену правила о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности. В ходе реформы ООН в 2005 г. («реформа Кофи Анана») Совет по опеке был упразднен, что, по мнению ряда политиков и экспертов, было ошибкой.
www.wehse.ru
Совет по опеке оон
(англ. UN Trusteeship Council) — один из главных органов ООН, уполномоченный наблюдать под руководством ГА ООН за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В С. по о. ООН входят: члены ООН, управляющие подопечными территориями, постоянные члены Совета Безопасности ООН, не имеющие подопечных территорий, и др. государства — члены ООН, избираемые ГА ООН на 3 года в таком количестве, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не управляющими подопечными территориями В настоящее время деятельность Совета ограничена, т.к. все подопечные территории, кроме Микронезии, уже добились независимости (см.: Организация Объединенных Наций. Краткий справочник. — М., 1980).
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое «Совет по опеке оон» в других словарях:
Совет по опеке оон — (англ. UN Trusteeship Council) один из главных органов ООН, уполномоченный наблюдать под руководством ГА ООН за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В С. по о. ООН входят … Энциклопедия права
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН — СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, смотри в статье Опека международная … Современная энциклопедия
Совет по опеке ООН — СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, смотри в статье Опека международная. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Совет по опеке ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Совет по Опеке ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия
Совет по опеке ООН — один из главных органов Организации Объединённых Наций (См. Организация Объединённых Наций), который осуществляет функции ООН по отношению к территориям, входящим в систему международной опеки. Основные его задачи сводятся к наблюдению за … Большая советская энциклопедия
Совет по Опеке ООН — … Википедия
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки. Согласно Уставу ООН состоит из: а) государств членов ООН, которые управляют территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не… … Юридическая энциклопедия
Совет по Опеке — орган ООН, созданный для обеспечения международного наблюдения за подопечными территориями, находившимися под управлением государств членов ООН, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки… … Финансовый словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — орган ООН; контролирует осуществление опеки международной (в настоящее время надобность в таком органе отпала в связи с предоставлением независимости всем подопечным территориям) … Юридический словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление опеки международной … Большой Энциклопедический словарь
jurisprudence.academic.ru
Совет по опеке ООН
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Совет по опеке ООН» в других словарях:
Совет по опеке оон — (англ. UN Trusteeship Council) один из главных органов ООН, уполномоченный наблюдать под руководством ГА ООН за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В С. по о. ООН входят … Энциклопедия права
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН — СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, смотри в статье Опека международная … Современная энциклопедия
Совет по опеке ООН — СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, смотри в статье Опека международная. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Совет по опеке ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Совет по Опеке ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия
Совет по опеке оон — (англ. UN Trusteeship Council) один из главных органов ООН, уполномоченный наблюдать под руководством ГА ООН за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В С. по о. ООН входят … Большой юридический словарь
Совет по Опеке ООН — … Википедия
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки. Согласно Уставу ООН состоит из: а) государств членов ООН, которые управляют территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не… … Юридическая энциклопедия
Совет по Опеке — орган ООН, созданный для обеспечения международного наблюдения за подопечными территориями, находившимися под управлением государств членов ООН, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки… … Финансовый словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — орган ООН; контролирует осуществление опеки международной (в настоящее время надобность в таком органе отпала в связи с предоставлением независимости всем подопечным территориям) … Юридический словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление опеки международной … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
§ 6. Совет по опеке.
Совет по опеке. ООН под своим руководством создала международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями.
§ 6. Совет по опеке. Международный суд. Секретариат
Соглашение об опеке в каждом случае должно включать условия, на которых будет управляться территория под опекой, а также определять власть, которая будет осуществлять управление территорией под опекой. Такая власть называется управляющей властью и может представлять собой одно или более государств или ООН как таковую.
Совет по опеке, являясь одним из главных органов ООН, действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и оказывает ей помощь в выполнении функций ООН относительно международной системы опеки.
Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки. Устав ООН обязывает Совет предпринять любые действия в соответствии с соглашениями об опеке.
В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безопасности — Российская Федерация, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия и США.
Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независимости — в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 г. Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подопечных территорий — подопечной территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой Соединенными Штатами. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.
Международный суд. Является главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.
Международный суд состоит из 15 судей, причем в его не
может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. До выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юридических факультетов, высших правовых учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.
С момента функционирования Суда представитель СССР, а в дальнейшем России постоянно избирается членом Международного суда
356 Глава XII. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда — Гаага, Нидерланды.
К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.
Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями.
Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, и в процессе судебного разбирательства применяет международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; (судебные решения (обязательные лишь для участвующих в деле сторон)) и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ex aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.
Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки И длительность которых устанавливаются судом.
Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать подразделения ограниченного состава, которые называются камерами. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесенным самим Судом. В рамках Суда была образована камера по рассмотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное судопроизводство состоит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, возражений на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных, адвокатов.
Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию
§ 6. Совет по опеке. Международный суд. Секретариат
не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на нее Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).
Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. По установленному порядку четыре главных органа ООН, два вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 17 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ вправе запрашивать такое заключение Суда.
В настоящее время потенциал Международного суда используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН. Для усиления его роли Секретариат ООН рекомендует предпринять следующие шаги:
а) всем государствам-членам следует признать обязательную юрисдикцию Суда в соответствии со ст. 36 его Статута, без каких бы то ни было оговорок, до истечения в 2000 г. Десятилетия международного права ООН. В тех случаях, когда внутригосударственные структуры не допускают этого, государствам следует на двусторонней или многосторонней основе договориться о всеобъемлющем перечне вопросов, которые они готовы передавать на рассмотрение Суда, и им следует снять свои оговорки относительно его юрисдикции к тем положениям многосторонних договоров, которые касаются урегулирования споров1;
б) когда передача спора на рассмотрение Суда полного состава в практическом плане затруднена, следует использовать юрисдикцию камер Суда;
в) государствам следует оказать поддержку Целевому фонду, созданному для оказания помощи странам, которые не могут себе позволить расходы, связанные с передачей спора на рассмотрение Суда, и таким странам следует в полной мере пользоваться этим Фондом в целях разрешения своих споров2. В Декларации тысячелетия, принятой в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г., содержится призыв к укреплению Международного суда, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.
Секретариат. Он обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в Центральных учреждениях и во всем мире, и занимается решением вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.
СССР в 1989 г. признал юрисдикцию Суда по рассмотрению споров, вытекающих из применения шести международных договоров по правам человека, но в дальнейшем снял по ним свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Суда.
Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира, 1995 год. ООН. Нью-Йорк, 1995.
358 Глава XII. Организация Объединенных I 1аций и ее спецтиализированные учреждения
В состав Секретариата ООН входит 8900 представителей примерно из 160 стран мира. В качестве международных гражданских служащих они, как и Генеральный секретарь, подотчетны в своей деятельности только Организации; каждый из них дает присягу не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации. Согласно ст. 100 Устава каждое государство — член ООН обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.
Работа Секретариата столь же разнообразна, как и перечень проблем, которыми занимается ООН. Сфера ответственности Секретариата охватывает различные виды деятельности: от организации операций по поддержанию мира до посредничества и разрешении международных споров. Персонал Секретариата осуществляет также обзор мировых экономических тенденций и проблем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами Организации; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки Организации; снабжает мировые средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.
Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь, и в этом качестве он действует на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации.
Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира к безопасности.
Генеральный секретарь вносит большой вклад в предотвращение возникновения, эскалацию или расширение международных споров, в частности, путем осуществления миссия «добрых услуг» в интересах «превентивной дипломатии*.
Каждый Генеральный секретарь определяет также основные приоритеты своей деятельности в общем контексте времени, в котором он работает. Например, в 1992 г., будучи Генеральным секретарем, Бутрос Гали по поручению Совета Безопасности подготовил Программу мира, которая представляет собой программу весомых мероприятий, направленных на закрепление или установление мира в период после окончания «холодной войны». В 1994 г. он подготовил Программу, которая представляет собой проект развития, рассчитанный на период, охватывающий XXI в.
В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Кофи Аннан (Гана). Его предшественниками были: Бутрос Гали из Египта, занимавший должность Генерального секретаря с 1992 по 1996 г.; Хавьер Перес де Куэльяр из Перу, занимавший должность с 1982 по 1991 г.; Курт Вальдхайм из Австрии, который занимал пост Генерального секре
§ 7. Вспомогательные органы ООН
таря с 1972 по 1981 г.; У. Тан из Бирмы (ныне Мьянма), который был Генеральным секретарем с 1961 по 1971 г.; Даг Хаммаршельд из Швеции, занимавший должность с 1953 г. до своей гибели в 1961 г. в авиационной катастрофе в Африке, и Трюгве Ли из Норвегии, который был Генеральным секретарем в период с 1946 по 1952 г.
Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь.
Секретариат состоит из следующих подразделений: Управление по внутриорганизационным вопросам; Управление по правовым вопросам; Управление по политическим вопросам; Департамент по вопросам разоружения; Департамент по миротворческим операциям; Управление по вопросам координации в гуманитарной области; Департамент по экономическим и социальным вопросам; Департамент по обслуживанию Генеральной Ассамблеи и конференций; Департамент общественной информации; Департамент управления; Управление по иракской проблеме; Управление координатора по вопросам безопасности ООН.
Управление по правовым вопросам оказывает помощь в подготовке проектов соглашений между ООН и другими организациями. Оно дает правовые консультации по вопросам применения миротворческих сил; представляет ООН в судах и арбитражах в связи с предъявлением и рассмотрением исков к Организации. Управление выступает координатором контактов между юридическими консультантами организаций системы ООН и содействует координации их позиций по вопросам правовой политики. От имени Генерального секретаря Управление выполняет функции депозитария более 500 многосторонних договоров.
lib.sale
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ
Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое «СОВЕТ ПО ОПЕКЕ» в других словарях:
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки. Согласно Уставу ООН состоит из: а) государств членов ООН, которые управляют территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не… … Юридическая энциклопедия
Совет по Опеке — орган ООН, созданный для обеспечения международного наблюдения за подопечными территориями, находившимися под управлением государств членов ООН, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки… … Финансовый словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — орган ООН; контролирует осуществление опеки международной (в настоящее время надобность в таком органе отпала в связи с предоставлением независимости всем подопечным территориям) … Юридический словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление опеки международной … Большой Энциклопедический словарь
Совет по опеке — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Совет по опеке — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление опеки международной. * * * СОВЕТ ПО ОПЕКЕ СОВЕТ ПО ОПЕКЕ, один из главных органов ООН, который контролирует осуществление опеки международной (см. ОПЕКА МЕЖДУНАРОДНАЯ) … Энциклопедический словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ — – один из главных органов Организации Объединённых Наций (см.), созданный для осуществления контроля за управлением территориями, включёнными в систему опеки (см. Опека в международном праве). С. по о. состоит из представителей: а) государств… … Советский юридический словарь
Совет по Опеке — орган ООН; контролирует осуществление опеки международной (в настоящее время надобность в таком органе отпала в связи с предоставлением независимости всем подопечным территориям) … Большой юридический словарь
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН — СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, смотри в статье Опека международная … Современная энциклопедия
Совет по опеке оон — (англ. UN Trusteeship Council) один из главных органов ООН, уполномоченный наблюдать под руководством ГА ООН за осуществлением государствами, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В С. по о. ООН входят … Энциклопедия права
dic.academic.ru