Социально педагогическая диагностика несовершеннолетних

Оглавление:

Материал по теме:
Социально-педагогическая диагностика

Данные методики будут полезны при проведении диагностики социальным педагогом

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные методики будут полезны при проведении диагностики социальным педагогом.

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: — развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед.

Предмет сказкотерапии определим как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах.

Социальная диагностика — это процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, моральное и с.

План проведения мастер-класса на тему «Разрушительное поведение подростков: диагностика, предотвращение, границы социально-педагогической поддержки».

Диагностическая карта педагога дополнительного образования по художественной деятельности» для детей-инвалидов.Осуществление текущего планирования работы с ребенком и прогнозирование результативности.

nsportal.ru

Социально-педагогическая диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением Кондратьева Оксана Юрьевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кондратьева Оксана Юрьевна. Социально-педагогическая диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 Владимир, 1999 160 с. РГБ ОД, 61:00-13/281-2

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Сущность и строение мотивационной сферы личности с аддиктивным поведением 21

1. Множественность научных трактовок мотивационной сферы личности с аддиктивным поведением 21

2, Современное научное представление о диагностике и развитии мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением . 44

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические условия социально-педагогической диагностики и развития мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением ‘ 71

1. Научное моделирование в социально — педагогической диагностике и развитии мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением 71

2. Обсуждение результатов экспериментальной работы по социально- педагогической диагностике мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением 85

3, Специальная подготовка социальных педагогов-психологов к работе по профилактике и преодолению аддиктивного поведения подростков и молодежи 116

Введение к работе

Углубление социально-экономического кризиса в нашей стране, быстрые и резкие сдвиги в экономических и политических отношениях, меняющие всю систему социальных зкспектаций. усилили рост негативных явлений в обществе, увеличение случаев девиантного поведения , к числу которых относятся такие проявления, как аддиктивиое поведение ; алкоголизм, наркомания, токсикомания, а также проституция, вандализм, суицид, бродяжничество и др. Особую тревогу вызывает лавинообразно нарастающая подростковая и молодежная наркомания, которая представляет серьезную опасность физическому, психическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, а значит, и всему обществу в целом. Наркотизация несовершеннолетних -процесс, детерминирующий общую аморализациго и деградацию личности> деформацию ее ценностных ориентации и нравственных установок, интенсивный катализатор ^асоциального поведения.

Злоупотребление наркотиками среди молодежи сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Особенно угрожающим является уровень наркотизации молодежи в России. По мнению западных экспертных источников, уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5 % населения страны потребляют наркотики. По данным последних соїіиолотичесісих исследований, в России данное процентное соотношение значительно выше, поэтому уже сейчас молено говорить о том, что наркотизаціія в стране начинает приобретать характер национальной катастрофы, и наркотики в перспективе способны стать оружием массового уничтожения, глобального геноцида , грозящего зарождением потомства .Причем особенно гибельным является злоупотребление в молодежной среде — поражается и настоящее, и будущее общества.

Число молодых наркоманов в России нарастает лавинообразно : последние социологические опросы населения показывают, что факт роста наркомании в стране отмечают 78Д % опрошенных 2 Если в 1992 году s стране было официально зарегистрировано 1.5 млн.человек, среди которых более половины- в возрасте до 25 лет, пробующих или систематически употребляющих наркотики, то число таких лиц в

1 Алферов В.П. Наркотики и человек-М.Д997.-С,3.

2 Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния/У Социологические исследо-
вания.-1998.-ЛЬ5.-С.74.

1994 г. ( по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом ) , составляло б млн. человек. К настоящему времени этот катастрофический темп роста сохраняется. Как следует из результатов самых последних социологических опросов. 8 % молодежи периодически принимают наркотики, 1 % признались в их регулярном приеме, а еще І 5 % пробовали употреблять наркотические вещества. Даже зти угрожающие цифры , в силу локальности исследования, по данным многолетних наблюдений, проведенных лабораторией факультета социальной педагогики и психологии ВГТТУ под руководством профессора В-А-Попова, не соответствуют реальному положению дел.

Участились случаи проявления вандализма и жестокости подростков и молодежи как результата потребления наркотиков, возросло количество преступлений, связанных с участием подростков в маркобизнесе,увеличилось число иаркопреступлений, совершенных подростками. Таким образом, проблема наркотизации молодежи, как явления, способствующего преступности, имеет прямое отношение к усугублению криминогенное в обществе.

Уже сейчас «исследователи допускают возможность наркотического перерождения населения России, причем об этом все чаще говорится открыто, поскольку одной из причин нынешней обвальной наркотизации населения является прежнее замалчивание факта ее существования в средствах массовой информации и недооценка опасности наркотизма как явления национального бедствия. По мнению специалистов, сейчас можно смело говорить о том, что в России уже существует молодежная героиновая наркомания. Что же касается «травки» , то она давно стала «безобидной» забавой молодых.

Массовому вовлечению подростков в наркотизацию, несомненно, способствуют дистрессогенные социально-экономические условия современности. Все чаще потребление наркотиков выступает, наряду с алкоголем, как способ адаптации к сложной миіфосоциальной обстановке, решения личностных проблем : служит порой единственным средством самоутверждения, приобретения авторитета у окружающих.

Подобная ситуация требует скорейшего поиска вариантов своего решения, незамедлительных мер по массовому антинаркотическому просвещению подростков и юношей. Нельзя сказать, что в настоящее время государственными и общественными структурами не предпринимается никаких шагов в данном направлении. Однако просветительная политика и пропаганда, осуществляемая в средствах массовой информации, в учебных заведениях, организациях по социальной работе с населением,

зачастую носит резко негативный, «шоковый» характер, что вызывает закономерное отталкивание и неприятие. По мнению -исследователей, в стране в настоящее время быстрыми темпами развивается процесс наркотизации населения, т.е. сознательной и направляемой легализации распространения наркотиков среди различных групп населения, поддерясиваемьш как внутри, страны, так и извне . Процесс этот коснулся в первую очередь молодого поколения — подростков и юношей. Если в самое ближайшее время со стороны государства не будут осуществлены законодательные меры в отношении усиления ответственности, в том числе и уголовной за употребление наркотиков в немедицинских целях, то есть вероятность того, что сбудется прогноз независимых экспертных источников, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации к 2060 году 80 % учащейся молодежи и подростков станут потребителями наркотиков. К атому прогнозу присоединяемся и мы , поскольку ал полностью соответствует результатам наших собственных исследований.

Наряду с соответствующим правовым обеспечением для решения проблемы необходимо также создание и внедрение молодежных программ здорового образа жизни, в основу которых легла бы объективная, убедительная и вызывающая доверие информация о наркотизации и ее последствиях, и целью которых было бы формирование у молодежи в массовых масштабах стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной реализации каждой отдельной личности. Выбор таких моделей, несомненно, должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным.

Необходима разработка и реализация в рамках государственной политики альтернативных поведенческих технологий в отношении всей совокупности форм социальных отклонений среди молодежи, и в первую очередь, потребления наркотиков, причем политика зта должна наконец обрести достаточную социально- правовую базу.

Конечно, современная психолого-педагогичеспсая наука в России испытывает острую необходимость в создании целого ряда программ и технологий, касающихся самых разных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Отсутствие их во многом обусловлено недостаточным финансированием гуманитарных проектов со стороны государства. Однако, по нашему мнению, в отношении разработки планов

3 Силласте^ГХ. Новая наркоситуация в России//Социологические исследования.-1994.-№6.-С.|39.

воспитательного характера в масштабах страны необходимо определить приоритетные направления, в число которых входят те проблемы, промедление в решении которых способно привести к разрастанию их до уровня национальной катастрофы. К последним, несомненно, относится и наркотизация молодежи.

Не секрет, что зачастую создаваемые в последнее время образовательные и воспитательные программы ориентированы на идеальную личность, лишенную проблем и недостатков. При этом не принимается во внимание тот факт, что размывание границ между порочным и правильным, больным и здоровым, произошедшее в отношении потребления наркотиков, всегда имеет нежелательные биосоциальные последствия в обществе. К числу последних и относится массовое нейтральное, а нередко и откровенно положительное отношение подростков и молодежи к потреблению наркотиков, сформировавшееся на фоне общего падения уровня человеческой культуры молодых, потери доверия к коренным основам естественного существования, девальвации духовных ценностей, отступления от общечеловеческих норм нравственности, усиления бездуховности и ее результата -потребительско-згоистического отношения к жизни, апатии, безразличия к себе и другим.

Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на оделсду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере доведения. Поколение «отцов» оказалось «в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы» , в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку непригодны им ни для настоящей . ни для будущей жизни.

Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжить развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей., вынуждено участвовать в выработке этих ценностей самостоятельно. Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных и межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести о6раяованность; трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других. Снижение этих ценностей в настоящее время вызывает серьезное беспокойство. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе идеалов в массовом сознании и в жизни общества; сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, и от этого страдает в большей мере молодежь в силу маргинальности ее социального положения. Пропаганда убеждает молодых : в наше время можно рассчитывать только на себя, забудьте о взаимопомощи, альтруизме и .других «совковых» химерах. Расталкивайте других локтями, добивайтесь успеха любыми способами. У молодежи утрачивается ценность профессионализма, исковерканы их установки на развитие профессионального квалификационного потенциала, главное — разбогатеть любыми средствами.. 1

Нарастает несоответствие между стремлениями молодого поколения и возможностями их реализации при данной общественно-политической системе. Значительно возросли материальные требования, частично разбуженные также официальной пропагандой, изменилось мнение относительно «дозволенной» жизни. Вместе с тем невозможность реализации материальных потребностей, а также необходимость обладания значительными средствами для их удовлетворения привели к убеждению в малой эффективности тсонформистических основ поведения для реализации своих устремлений. При нарастающем ощущении молодежью бессмысленности своего существования поползла вверх кривая девиаций в подростково-молодежной среде, к числу которых относится и подростковая наркотизация.

В психолого-педагогической науке на всем протяжении ее развития неоднократно высказывалось мнение о том, что личностными причинами асоциального, девиантного поведения подростков . в том числе и наркоманическопу являются особенности мотивационно-ценностньтх ориентации подростков, задаваемые средой и ближайшим окружением , т.е. их мотивационной сферы, поэтому причины нарушения мотивационно-ценностных ориентации относились к одному из важных личностных факторов , детерминирующих девиантное поведение, в том числе и аддшсгивное.

1 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений : Опыт сравнительно-социологических исследований российской молодежи//Социологические исследования.-‘1998.-№5.-С.99-100.

Отмечается,например, что нельзя раскрыть процесс формирования’ личности подростков с аддиктивным поведением, не учитывая того, какова в атом роль их потребностей, мотивов, стремлений, желаний.

Поиїггие «мотивационная сфера личности» является предметом исследования многих
отечественных ученых , чьи научные изыскания лежат в русле различных дисциплин —
педагогики, психологии, философии. социологии, медицины, физиологии,
юриспруденции, криминологии и др. Особо весомый вклад в разработку понятийного
поля , используемого при описании и изучении данной личностной сферы, сделан
представителями психолого-педагогического направления. Попытка уточнения и
раскрытия термина «аддиктивное поведение» неоднократно осуществлялась и в
рамках социально-педагогических, психологических и социологических исследований;
следует назвать работы педагогов И.А.Невского, А.С.Белкина, Н.Ю.Максимовой,
Т.З.Волковой, М.Г.Лилешсо, Л.М, Зюбина, М.М.Ведищевой, Л.Н.Рыбаковой,
М.Г.Цетлина, психологов В.Г.Кондрашенко, А.Е.Личко, В.С.Битенского.

Э.Г.Эйдемиляера, С.А.Кулакова, О.В Черемисина, социолога Г.Г.Силласте и др.

Нельзя раскрыть процесс формирования личности подростка с аддитивным поведением, не учитывая того, какую роль в этом процессе играют его потребности, мотивы, стремления, желания. Поэтому раскрытие содержания конструкта смотиваци-онная сфера личности» является необходимым этапом в понимании струїоурьт подобной личности.

Приходится констатировать тот факт, что понятие «мотивационная сфера» не только до сих пор достаточно четко не определено, но и разными исследователями социально-педагогического профиля трактуется по-ратному. Специалисты-педагоги отмечают недостаточную разработанность представления о мотивационной сфере в отечественной и зарубежной науке.Среди них СИ. Андреев , ИВ Акиифиев, Г.Г.Бондарева, Г.Г.Бочкарева, К.ЇСГердлеин. Н.Н.Шуляковский и др. Авторы отмечают также наличие общеизвестных трудностей социально-педагогического экспериментирования в области изучения мотивации подростков, среди которых недостаточная рефлексия подростком своих мотивационньтх побуждений, наличие сознательной маскировки, ориентация на экспектации исследователей.

Анализ научной социально-педагогической, психологической, медецинской, философской литературы, существующей по вопросу исследования, показал наличие целого ряда самых разнообразных точек зрения, которые по внутреннему, сущностному сходству мы условно разделили на две большие группы : мотивационная

сфера личности с аддиктивным поведением может рассматриваться как в узком
смысле, т.е. как совокупность личностных образований, непосредственно

детерминирующих наркотизацию, ее непосредственные мотивы ( точка зрения высказывается педагогами С.А.Шейным, Т.Л.Чугуновой,К.С.Лебединский, М.М.Рай-ской, Р.В.ГрибановойЗ.А.Жмуровым, О.ГТ.Ворсиной, Е.С.Синигур,медиком ИН.Пят-ницшй. психологами В.С.Битенским, БХ.Херсонским, С.В.Дворян, В.А.Глушковым и др.). так и в широком смысле, когда о?та определяется как система всех побуждений личности, в том числе и с аддиктивным поведением : мотивов, потребностей, диспозиций, интересов, ожиданий, ценностей и т.д.; среди ученых-сторонников данной концепции педагоги Г.Г.Бочкарева, Г.А.Шилова, В.А.Татенко, психологи И.А.Васи-льев, В.Г.Асеев, П.М.Якобсон, Р.С.Немов, Л.И.Божович, философ Г.Л.Тульчинский и

Основным инструментом изучения мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением является ее диагностика. Среди существующих разновидностей диагностики задачам настоящего исследования наиболее соответствует социально-педагогическая дкагностика.Психолого-педагогические проблемы социально-педагогической диагностики анализируются , в частности, в работах отечественных специалистов-педагогов А.О.Белкина, В.М.Обухова, Л.И.Рувинского, Н.К.Голубева, В.П.Битинаса и др, из зарубежных источников- К.Ингешсампа.

Вопрос об изучении мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением поднимается в научной социально-педагогической литературе с момента появления первых исследований данной проблематики уже в 20 — х годах этого столетия. Изучение данного вопроса уже тогда велось в рамках целого ряда ‘научных дисциплин. Диагностикой и развитием мотивационной сферы подростков, чье поведение характеризуется склонностью к употреблению наркотиков, занимались представители различных наук : педагогики, психологии, социологии, медицины, криминологии и др. Каждая из этих дисциплин ставила во главу угла различные грани дайной проблемы, пользуясь исключительно своими методами. Похожее положение сохраняется и в современной науке.Прнходится констатировать отсутствие органической связи между перечисленными аспектами, изолированность полученных результатов друг от друга и от конкретной педагогической практики. До сих пор было осуществлено назначи-тельное количество комплексных исследований, в которых была предпринята попытка преодолеть такой подход к изучению мотивационной сферы подростков с адцикгивиъш поведением, которые ставили бы своей задачей изучение мотивационной сферы таких

подростков в целом, во взаимосвязи всех социальных, психических, физических проявлений на основе органического синтеза полученных данных.

Одно из первых социально-педагогических исследований на эту тему было осуществлено ГТ ГБельским. После П.Г.Бельского экспериментальных работ в области социально-педагогической диагностики мотивационной сферы подростков с отклоняющимся от нормы поведением, в отечественной психолого- педагогической науке не было вплоть до семидесятых годов нынешнего столетия.

Значительный вклад в выработку общенаучного представления о диагностике мотивационной сферы подростков-аддиктов внесли исследования, осуществленные в русле социально-педагогической проблематики (Б.Ф. Райский. ЗМ.Шилииа,В А.Попов, З.Д.Раевская , Г.Г.Бочкарева, Т.М.Щеголева, Т.З.Волкова, М.Г.ЛиленкоДА.Шабарова, Г.А.Шилова , Т.А.Немчии, СВ Цыцарев . А.Е.Тарас, В.Ф.Круглянский Д.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова, С.А.Шеин,Т.Л.ЧугуноваХ\М- Потанин и др. ).

Специалистов-психологов интересуют прежде всего субъективно-личностные предпосылки возникновения отклонений в общей структуре мотивационной сферы подростков. Свой вклад в общее представление, существующее в отечественной психологической науке относительно характера мотивационной сферы лиц с подобными поведенческими аномалиями , внесли такие исследователе как В.Ю.Завьялов, И.П.Лысенко, Э.Г.ЭйдемшшерД.Н.Толстых, С.А. Кулаков, М.К.Пустовойт, В.А.Ху-дин, А.Й.Косенко, ДП.Короленко, Д.Д.Исаев, Ю.П.Попов, И.А.Кудрявцев, Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.СЯчина и др.

Среди исследований медицинской направленности, посвященных изучению личности подростков с аддиктивным поведением, в том числе, и особенностям их мотивационной сферы, следует назвать работы И Н.Пятницкой, А.Е.Личко , В С.Битен-ского , Б.Г.Херсояского, С.В.Дворян, В. АХлушкова и др.

Небезынтересно общенаучное видение проблемы характера мотивационной сферы подростков, склонных к наркотизации, представителями социологической науки , в первую очередь А.А.Габиани, А Я.Гришко, Г.Я.Лукачер, Н.В. Макшаицевой, В.А.Чуд-новским, Й.М. Кирриловым, Ю.В. Шнленко, С.Г. Климовой и др.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, мотива-ционная сфера подростков, склонных к потреблению наркотических средся^ является крайне неразвитой, элементы ее подчас имеют примитивный характер, поэтому, как указывают исследователи, на основе полученного социально-педагогического диагноза об особенностях содержания и структуры мотивационной сферы подростков-

потребителей наркотиков должна быть разработана программа корректировки и развития этой сферы личности данного контингента несовершеннолетних. Различные аспекты социально-педагогических мер по развитию мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением анализируются в исследованиях педагогов Н.Ю.Максимовой, А.И.Селецкого, С.А.Тарарухина,В.А.Татенко и до,

Схожими с результатами, полученными в отечественной психолого-педагогической науке относительно особенностей мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением, являются данные ,полученньге зарубежными исследователями психолого-педагогического направления ( Drook.T, Machair A.,Ycanpitti F^Farrow J.A.;Finch Д.. Barm КС. и др.) ,а также медицинской направленности ( Muiler W. и др.) и социологической (Mohan D.; Rustagi.R.K.jYundaram К.Р. и др.).

Следует заметить следующее. Несмотря на то, что настоящее исследование посвящено изучению мотивационной сферы подростков, склонных к потреблению наркотиков, основу научно-методологической базы его составили работы, в которых анализу подвергаются особенности этого ведущего личностного образования у подростков, склонных как к варкотшации. так и к алкоголизации. Такой подход определяется отмечаемой большинством авторов сущностной близостью этих процессов, их характерных признаков, динамики развития, а следовательно, и последствий, к числу которых относится изменение структуры и содержания мотивационной сферы личности. Поэтому важный вклад в понимание характера мотивационной сферы личности подростков, склонных к наркотизации, дает представление об этом личностном конструкте у подростков- потребителей алкоголя. Кроме того, наши наблюдения показывают, что , как правило, наркотизация у подростков сопровождается употреблением алкоголя, и эти два процесса взаимосвязаны.

Таким образом, изучение литературы, существующей по теме исследования, приводит к следующему выводу : до сих пор диагностика мотивационной сферы подростков, склонных к наркотизации, являлась лишь составной частью исследований, посвященных разработке различных аспектов проблемы личности с поведением, отклоняющимся от нормы, причем исследования эти имели разрозненньш характер Самостоятельного же исследования, в рамках которого на основе междисциплинарного подхода освещались бы вопросы социально-педагогической диагностики и развития мотивационной сферы подростков, склонных к наркотизации, до сих пор осуществлено не было. Анализ же исследований, посвященных проблеме

профилактики и преодоления аддиктивного поведения подростков (и в первую очередь, склонности к потреблению ими наркотиков) . в которых развитие мотивационноЙ сферы рассматривается в качестве одного из средств такой коррекпионно — профилактической работы., проблема развития этой важнейшей сферы личности, в том числе и личности с аддиктивным поведением, является нерешенной и неразработанной. Большинство из предлагаемых исследователями методов развития мотивациошюй сферы подростков-потребителей наркотиков уже не вполне соответствуют требованиям сегодняшнего дня в свете современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в стране. Необходимы принципиально новые подходы как к определению самого контингента диагностируемых лиц в связи с тенденцией к тотальной наркотизации молодежи и подростков, так и к методам диагностиіш и развития их мотивационноЙ сферы в социально приемлемом и значимом направлении.

Вместе с тем, в педагогике и психологии еще недостаточно разработана теория личности, четкого представления о закономерностях формирования личности с аддиктивным поведением нет. Отрицательные лее качества и отрицательные привычки, к коим , в частности, относится и склонность к наркотизации, часто вызваны той или иной потребностью подростка и закрепляются в процессе поведения, связанного с этой потребностью, поэтому важное значение для раскрытия причин аддшетивиого поведения имеет изучение потребностей личности с аддиктивным поведением. Необходимость знания особенностей мотивационноЙ сферы подростков с аддиктивнымн склонностями диктуется задачами повышения эффективности педагогической работы с данной группой подростков.

Все вышесказанное определило актуальность избранной нами темы исследования.

Объектом предпринятого нами исследования является аддиктивное поведение подростков.

Предметом «исследования является теория и практика диагностики и развития мотивационноЙ сферы личности подростков с аддиктивным поведением.

В современной науке аддиктивное поведение понимается как случаи раннего злоупотребления одним или несколькими химическими веществами, протекающие с изменением состояния сознания без признаков психической и физической зависимости, сопровождающиеся ухудшением v в социальном функционировании «подростков и сочетаютц»иеся с другими патохаратегерологическими реакциями. Т.о., рбъектом исследования стало злоупотребление наркотическими веществами, не сопровождающееся формированием патологического влечения, для обозначения

которого в проанализированной нами научной литературе , существующей по теме исследования, предлагается несколько наименований, являющихся синонимичными и взаимозаменяемыми ; «наркотизм», «токсикоманическое поведение» , «эпизодическое употребление» . «склонность к наркотизации», «наркофильная ориентация» и др.

Следует отметить , что в данном исследовании не рассматриваются случаи потребления наркотических веществ, связанные с противоправными деяниями. Несомненно, что наркотизация способствует преступности и непосредственному усугублению криминогенное , в том числе и в подростково-молодежной среде, но аддиктивное поведение в современной науке, по нашим исследованиям, понимается как пассивный вид наркоманического поведения, не усугубляющийся нарушением норм правопорядка. Аддиктивное поведение рассматривается как разновидность девиантного поведения, т. е. асоциального, нарушающего сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы , а не делинквентиого, являющегося антисоциальным, не соответствующим официально установленным нормам права, но не носящим уголовно наказуемого характера.

Комплексный междисциплинарный подход к изучению проблемы аддиктивного поведения подростков закономерно детерминирует вычленение такого объетсга научного исследования, который воспринимается не иначе, как сложное интегративное целое рядом смежных наук : педагогикой, психологией, социологией, медициной , криминологией, но при рассмотрении данного объекта приоритетным для нас явилось социально-педагогическое направление., отражающее общие тенденции развития антинаркотической работы в стране в настоящее время, в соответствии с которыми все большее значение в решении вопросов профилактики и преодоления наркоманического поведения подростков и молодежи отводится педагогическому направлению и, в частности, деятельности недавно созданного в стране института социальных педагогов и психологов.

Диагностика и развитие вышеозначенной личностной сферы является одним из основных методов антинаркотической работы на этапах профилактики и преодоления подростково — молодежного наркотизма, а также реабилитации подростков — аддиктов, т.е. носителей аддиктивного поведения.

Рассмотренные выше актуальность избранной нами темы, выделение объекта и предмета исследования позволяют сформулировать в обобщенном виде следующую научно-исследовательскую гипотезу : эффективность работы по профилактике и преодолению аддиктивного поведения подростков ‘во многом зависит от своевременной

и точной социально-педагогической диагностики особенностей мотивационнои сферы этой группы подростков, а также от компетентной и подробно разработанной программы развития згой сферы личности подростков, изменения ее структуры и содержания в социально приемлемом направлении.

Выдвинутая гипотеза,, безусловно, не позволяет в рамках одной работы рассмотреть все аспекты поставленной проблемы, однако дает основание для действительно научного подхода к ее решению.

Подобное видение гипотезы исследования определило формулировку его проблемы : каковы теоретико-методологические основы и практические результаты социально-педагогической диагностики и развития мотивационнои сферы подростков с аддиктивным поведением? Решение данной проблемы составляет цель исследования, В соответствии с объектом, предметом, проблемой и цельто исследования нами были сформулированы следующие задачи :

на основе комплексного междисциплинарного подхода проанализировать содержание понятий «мотивационная сфера», «развитие мотивационнои сферы», «девиаытное поведение», «аддиктивное поведение», «наркотик», «наркотическое вещество» в совокупности современных человековедческих дисциплин; выявить основные подходы к диагностике и развитию мотивационнои сферы подростков с аддиктивным поведением в современной науке и практике и обозначить теоретико-методологические и методические основы социально-педагогической диагностики девиантного (аддиктивного) поведения; на основе социально-педагогического диагностического комплексного изучения мотивационнои сферы подростков с аддиктивным поведением выяснить основные особенности этого личностного образования означенного контингента подростков и определить возможности развития мотивационнои сферы личности подростков-аддиктов; — спрогнозировать возможное содержание специальной подготовки социальных педагогов-психологов к работе по профилактике и преодолению потребления наркотикой среди подростков и молодежи, а также реабилитационно-восстановительной деятельности в отношении молодых людей-потребителей наркотиков в соответствии с требованиями современности.

Методологической основой диссертационного исследования явились концептуальные идеи идеи представителей отечественной и зарубежной социально-философской, педагогической, психологической, медицинской , социологической нау-

ки, чьи работы посвящены научно-методологическому анализу принципов и методов работы по профилактике аддиктивного поведения молодежи и подростков и. в частности, вопросам диагностики и развития мотивационной сферы подростков., скло-ниьтх к потреблению наркотических средств.

На основе анализа научных источников, составивших теоретшсо-методологическую базу исследования, был сформулирован научный апплрат исследования Основными понятиями, использованными в диссертационном исследовании, стали следующие : девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или їсультурньїе нормы, а также социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, культурные нормы;

аддиктивное поведение — случаи раннего злоупотребления одним или несколькими химическими средствами, протекающие с измененным состоянием сознания без признаков психической и физической зависимости, сопровождающиеся ухудшением в социальном функционировании подростка и сочетающийся с другими патохарактерологи-ческими реакциями, не связанные с нарушением норм права;

мотивационная сфера — личностное образование, совокупность психологических характеристик , объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, особенности которой определяют доминирующие потребности, интересы, желания, стремления, цели, ценности и т.д.;

социально-педагогическая диагностика — постановка социально-педагогического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном социальном поведении человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому аспекту социального поведения и взаимодействия ;

развитие мотивапионной сферы — формирование сознательно-волевого уровня мотивации, образование иерархической многоуровневой системы сознательной регуляции поведения, противопоставление высшего уровня стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, смена доминирующих мотивов по содержанию, возпжрание роли опосредованных потребностей и большая их иерархизация;

наркотик, наркотическое вещество — вещество, препарат опьяняющего, одурманивающего действия, способный при злоупотреблении им вызвать состояние психической и физической зависимости от него. т.е. состояние болезни . ртаркомании.

їїсточниковут базу диссертационного исследования составили работы классиков педагогики и психологии, различные справочно-эицикдоиедические и периодические издания, современная отечественная и зарубежная литература по теме диссертации . диссертационные исследования, связанные с рассматриваемой проблемой.

Для решения поставленных задач в ходе работы над диссертацией использовался комплекс методов исследования : теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ статистических данных, моделирование, многопрофильная методика конкретного психолого-педагогического исследования, включающая в себя анкетный опрос, контент-анализ ответов на открытые вопросы анкеты, сочинений ; беседы, анализ документов, диагностика самооценки по Дембо-Рубинштейн, воображаемые конфликтные ситуации, данные в рассказах, содержащих моральные коллизии, интервьюирование, , метод включенного наблюдения, независимых характеристик, экспертных оценок, метод скрининг-анализа (скринирования ).

При написании диссертации использовался также личный опыт работы соискателя в качестве социального педагога-психолога.

Исследование проводилось в несколько этапов : первый ( 1995-1996 гг.) — разработка теоретических основ исследования ; второй ( 1996- Г997 гг. ) — накопление эмпирического материала ;

третий ( 1997-1998 гг. ) — обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, их теоретическая интерпретация, апробация и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем :

содержащиеся в работе теоретические положения и практические выводы обогащают существующее в современной науке представление о формировании личности с аддиктивным поведением;

обозначены теоретико-методологические и методические предпосылки социально-педагогической диагностики и развития девиантного ( аддиктивного ) поведения подростков; — автором впервые проведено комплексное социально-педагогическое диагностическое изучение мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением и с позиций комплексного междисциплинарного подхода выявлены основные детерминанты, закономерности и специфика возникновения искажений важнейшего личностного образования — мотивационной сферы , представляющих генез аддиктивного поведения,

определены возможности развития мотивационной сферы личности подростков с аддиктивным поведением в целях профилактики и преодоления склонности к употреблению наркотических средств, расширения и обогащения спектра мотивов, реконструкции их системы.

— спрогнозировано содержание специальной подготовки социальных педагогов-психологов к работе с наркотизирующейся молодежью и подростками.

Теоретическая значимость представленной работы состоит в том,что

— во-первых, результаты исследования обогащают существующее в современной
психолого-педагогической литературе представление о закономерностях формиро
вания личности с аддиктивным поведением, учитывая то, что вопрос формирования
человека с асоциальным поведением является частью общей проблемы личности в
комплексе современных человековедческих дисциплин ;

— во-вторых в обосновании необходимости широкого понимания мотивационной
сферы личности подростка с аддиктивным поведением в рамках исследовательско-
змпирического подхода к проблемам наркотизации молодежи и подростков, позво
ляющего познать личность такого подростка в целом, во всем многообразии его
внутренних желаний, стремлений, целей, потребностей, исследовать всю совокупность
тех духовно-нравственных потенциалов, которые скрываются за конкретно-жизнен
ными проявлениями и действиями подростка, склонного к наркотизации, дает обзорное
видение проблемы, и , следовательно, большее количество возможностей для
разработки конкретных программ коррекции отклоняющегося поведения: имеет
всеобъемлющий и прогностический характер, поскольку мотивационная сфера при та
ком понимании определяет не только актуально осуществляемые деятельности (нарко
тизацию), но и перспективу дальнейшего развития деятельности ;

-в-третьих, в разработке теоретико-методологических и методических предпосылок социально-педагогической диагностики и развития мотивационной сферы личности подростков с аддиктивным поведением в целях профилактики и преодоления склонности к наркотизации.

В соответствии с изложенным пряістигческая зна^тмость исследования видится в том, что результаты его, содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, фактические материалы могут быть использованы

е для дальнейших поисков в области теории и практики предупреждения и преодоления аддиктивного поведения молодежи и подростков ;

в для совершенствования подготовки специалистов по превентивно-коррекционной работе в отношении подростков-потребителей наркотиков: социальных педагогов, психологов, медиков, наркологов, сотрудников правоохранительных органов и т.д.; в качестве материалов для научных исследований, для учебных пособий, программ, спецкурсов, спецсеминаров в педагогических и юридических вузах, университетах, институтах усовершенствования учителей, школах милиции и т.д. Кроме того, полученные данные могут быть использованы как в работе с наркотизирующимися подростками в условиях специализированных медицинских учреждений, так и в работе социальных педагогов-психологов в массовой школе, в детском доме, т.к. позволяют осуществлять раннюю диагностику и коррекцию отклонений в развитии мотивационной сферы подростков и молодежи, а также более целенаправленно вести профилактическую работу по предотвращению подростково-молодежной наркотизации.

Апробация результатов исследования проводилась в средних школах г. Владимира, Владимирском государственном педагогичесгтом университете , Владимирском педагогическом и строительном колледже , подразделениях отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних областного УВД г. Владимира, на базе комитета по делам молодежи администрации г. Владимира.

Сообщения по различным аспектам диссертационного исследования сделаны на всероссийской научно-практической конференции «Национальные и интернациональные проблемы экономической безопасности» , июнь 1997 г.. г.Владимир, на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии ВГЇТУ, на рабочих совещаниях исследовательской лаборатории факультета социальной педагогики и психологии ВШУ.

Автор участвовал в разработке программы спецкурса «Молодежь и наркотики : правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблемы» и читал данный спецкурс в 1997-98 учебном году на факультете социальной педагогики и психологии ВШУ,

По теме исследования опубликовано 12 работ, в том числе статьи в центральных изданиях, в хрестоматии по социальной педагогике , лекции в материалах к спецкурсу, материалы к психолого-педагогической практике студентов, программа спецкурса, материалы психолого-педагогической .диагностики , сборник материалов психолого-педагогической диагностики и др.

Основные положения, выносимые на защиту :

в В работе осуществлена попытка обоснования научных предпосылок теории и методики социально-педагогической диагностики , которая является ведущей в изучении детерминант и закономерностей отклоняющегося поведения подростков и молодежи, в том числе и аддитивного.

* Результаты исследования свидетельствуют о том, что среди способов психолого-педагогической превенции и коррекции аддиктивного поведения подростков и молодежи важнейшим является развитие мотивационно- ценностных ориентации молодых лиц, склонных к потреблению наркотических средств, в социально одобряемом направлении.

в Профилактика и преодоление аддиктивного поведения подростков эффективны
только в том случае, если объектом социально-педагогической диагностики и раз
вития мотивационной сферы являются не подростки-наркоманы, у которых потреб
ление наркотиков перешло в болезнь, а подростки-аддикты, могущие стать нарко
манами, ;Ч’

Анализ данных, полученных в результате проведенного эксперимента, позволяет констатировать, что социально-педагогический диагностичесісии комплекс должен включать возможно более широкий спектр методик, подбор которых осуществляется на междисциплинарной основе, поскольку сопоставление данных, полученных различными путями, дает наиболее точный результат.

е В ходе исследовательской работы установлено отсутствие социально направленных, стабильных интересов и неустойчивость мотивов подростков с аддиктивньш поведением, выявлено падение уровня духовной культуры, усиление маргинализации данного контингента подростков.

в При осуществлении специальной подготовки социальных педагогов и психологов к профилактики — коррекционной деятельности в отношении подростков и юношей с аддигсгивным поведением необходимы как включение разделов, посвященных теории и методике такой деятельности в общие курсы дисциплин психолого-педагогического цикла, так и разработка отдельных спецкурсов, носящих интетра-тивный характер. Подготовка должна осуществляться на основе интердисциплинарного подхода, поскольку социально-педагогическая профилактика и преодоление аддиктивного поведения молодежи эффективны лишь при условии использова-

ния достижений смежных с социальной педагогикой дисциплин, с различных сто рон изучающих данную проблему.

Множественность научных трактовок мотивационной сферы личности с аддиктивным поведением

Вопрос формирования личности человека с аддитетивным поведением является частью общей проблемы формирования личности в комплексе современных человековедческих дисциплин, и в первую очередь, в педагогике.

Мотивация является специфической формой субъективного отражения объективной среды, в которой функционирует и действует личность. К мотивообразугощим факторам аддиктивиого поведения относятся ; обраї жшци в широком значении этого понятия, непосредственное социальное окружение (социальная группа, ситуация, определенные требования к поведению субъекта в данной ситуации) и личностные условия или сама личность.

В подростковом возрасте на первое место постепенно выдвигается элемент самосознания и совершенствования в соответствии с избранным идеалом. Однако идеалом может быть избран человек, фактически ие обладающий предписываемыми ему качествами. Идеал может оказаться ложным; Недостаточность жизненного опыта, отсутствие четко выработанных убеждений нравственного порядка, несомненно, затрудняют выбор подлинного идеала. Положительный идеал в сфере непосредственного общения подростка может отсутствовать вообще, поэтому он может подменяться асоциальным. Так, в качестве идеала яркой, независимой личности подростком может быть избран человек — потребитель наркотически действующих веществ- и усвоена модель наркоманического (аддшстивного) поведения как наиболее целесообразного в отношении самовыражения и самосовершенствования.

Особенности подросткового возраста, в отечественной науке подробно освещаются, в частности, в работах ведущих педагогов А.В. Мудрика, ИХ. Кона, Е.А. Шумилина И. А. Невского, Д.С. Выготского а др.2 Так, в трудах ученых-педагогов указывается на то, что в подростковом возрасте происходят активные преобразования в мотивационной сфере человека. Активно формируется самосознание и самооценка, возникает повышенный интерес к оценке окружающими своих личностных качеств.Происходят существенные сдвиги в интересах, строится иерархия ценностных опиентаиий. начинает выпабатьтваться собственное миповоззпение. отношение к лтодям. к обществу, к себе. Идет интенсивное формирование нравственных убеждений и идеалов, развиваются моральные чувства.

Т.о. подростковый возраст занимает в процессе формирования личности человека особое место. Он является узловым, т.к. возникающие в этот период особенности в дальнейшем развитии подростка при определенных обстоятельствах и условиях жизни, деятельности и воспитания становятся устойчивыми чертами его личности. Какую ведущую модальность — асоциальную или просоциальную- приобретет направленность личности подростка, определяется тем, насколько полно подросток усваивает предписываемые ему в ходе воспитательного воздействия общественно одобряемые ценности и правила. Если же подросток проявляет невошриимчивость к положительному социальному опыту, если сопротивляется педагогическому воздействию, то развитие его личности может получить отклоняющееся от социальной нормы, девиантное направление, в том числе привести и к возникновению аддиктивного поведения.

Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирования у подростков отклоняющегося поведения, среди разновидностей которого особую аіпуальиость приобрело аддиктивное поведение, рассматривается в значительном количестве работ, анализ которых приводится ниже. Однако до настоящего времени не выработано ясного представления о механизмах такой деформации личности подростков. Недостаточная ясность в этом вопросе существенно затрудняет разработку методов социально-педагогической коррекции аддиктивного поведения подростков и формирования у них основ поведения социально одобряемого. Профилактика и преодоление аддиктивного поведения неосуществимы без знания механизма возникновения такого поведения, его личностной основы и детерминирующих его личностных свойств.

Изучение особенностей личности подростков с аддиктивным поведением И j в частности, их мотивационной сферы, невозможно без анализа содержательных характеристик таких понятий, как «поведение, отклоняющееся от нормы», девнантное поведение», «аддиктивное поведение».

Следует отметить, что подход к этим понятиям неоднозначен в разных научных дисциплинах : свое мнение на этот счет имеют исследователи, занимающиеся изучением проблем педагогики, психологии, философии, юриспруденции, социологии, криминологии и др. Единый подход к трактовке феномена девиантного поведения и аддик-тивного поведения как его разновидности может быть выработан лишь на междисциплинарной основе, когда каждая из современных человековедческих дисциплин внесет свой вклад в общенаучное видение содержание этого термина. Это имеет особую важность в условиях современности, когда единство и однозначность научной терминологии, описывающей феномен аддиктивного поведения является важным условием эффективности совместных мер, предпринимаемых представителями различных дисциплин по изучению проблемы предупреждения и преодоления потребления подростками и молодежью наркотических средств.

Особенно важным представляется терминологическое единство в отношении аддиктивного поведения подростков внутри психолого-педагогического направления, поскольку именно на вновь создаваемый сейчас институт социальных педагогов и психо логов возлагаются большие усилия в превентивно-коррекционной работе с наркотизиру ющейся молодежью. Поэтому считаем необходимым остановиться на основных кон цепциях и определениях, содержащихся в исследованиях социально-педагогической и психологической проблематики.

В современной социалъно-педаготияестсой теории и практике под механизмом поведения , отклоняющегося от нормы, обычно понимается взаимодействие всех внешних и внутренних факторов (явлений, процессов) , которые определяют возникновение целей, мотивов и решимости совершить асоциальный поступок, способствуют ему, делают его практически осуществимым,5 Девнантное поведение , в свою очередь, трактуется этой группой ученых социально-педагогического профиля как социальные явления, не входящие в круг патологических явлений, нарушения правовых и нравственных норм, отступление, отход от требования нормы социальной. Таким образом, девнантное поведение рассматривается в качестве противоправного.

Подобного рода не желательные явления в общественной практике именуются учеными-педагогами по-разиому. Их называют отрицательными, негативными, девиантностью, социальными аномалиями, социальными патологиями и пр.

Современное научное представление о диагностике и развитии мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением

Как «показал анализ литературы., суїдествуютдей ио вопросу исследования, основным инструментом изучения мотивационной сферы личности, в том числе, и с девиантным поведением, является ее диагностика. Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia»- между, врозь,после,через; «gnosis»- знание.В общем смысле диагностика определяется как «особый вид познания,находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления» 1,Результатом же такого познания является диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному наукой классу.

Существует целый ряд разновидностей диагностики: психологическая, педагогическая, криминологическая, психолого-педагогическая и др.Каждая из них имеет свою специфику, особенности методологии,методики, технологии. Задачам же настоящего исследования, посвященного изучению феномена аддиктивного поведения подростков и молодежи, наиболее соответствует такая разновидность диагностики, которую мы обозначаем термином « социально-педагогическая» Отдельные аспекты этой разновидности диагностики освещаются в социально-педагогической литературе, однако в настоящее время осуществляются лишь первые шаги в отношении разработки теории и социально-педагогической диагностики .В настоящем исследовании предпринята попытка обоснования теоретико-методологических основ социально-педагогической диагностики, дальнейшее же изучение .этого вопроса- задача нашей будущей научной работы.

Под содиалъно-педагогической диагностикой мы понимаем постановку социально-педагогического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном; социальном поведении человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому аспекту социального поведения. Таким образом, цель социально-педагогической диагностики-постановка социально-педагогического диагноза ( от греч. «diagnosis»- распознавание).

Социально-педагогический диагноз трактуется в научной литературе как конечный результат деятельности социального педагога-психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуальных особенностей социального поведения личности с целью оценки их актуального состояния по отношению к существующим в обществе нормам; определение того, находится ли поведение индивида в рамках нормы или отклоняется от нее; прогноза дальнейшего развития социального поведения личности и разработки в случае диагностированных отклонений в поведении рекомендаций., определяемых задачами социально-педагогического диагностического обследования. Под предметом социально-педагогического диагноза понимается обычно установление индивидуальных особенностей социального поведения и взаимодействия как в норме., так и s патологии.

Ряд ученых уточняют понятие «соїтиально-педагогичесісая диагностика», расширяя, вместе с тем его этиологический комплекс. Так, например,теория п практика, направленная на постановку социально-педагогического диагноза обозначается как «социально-педагогическая диагностика»3 , причем считается что постановка этого диагноза предполагает не только установление отклонения от нормы, но и определение состояния конкретного социально-педагогического явления. Подобное замечание является особенно актуальным для настоящего исследования, поскольку целью его является не простая констатация факта отклонения в структуре мотивационной сферы от некой нормы, но и как можно более детальный социально-педагогический анализ общего характера мотивационных личностных диспозиций., детерминирующих само отклоняющееся поведение личности.

Исследователи общих проблем педагогической диагностики отмечают, что социально-педагогическая диагностика предполагает постановку социально-педагогического диагноза, а диагноз-это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаружившегося социального неблагополучия. Социально-педагогическая диагностика не просто имеет дело с отдельными индивидами, но с людьми, о поведении которых заранее известно, что оно характеризуется определенными отклонениям т.е. социально-педагогическая диагностика применима к любому поступку, состоянию, качеству социального поведения личности, которое рассматривается как неудовлетворительное, нежелательное,2

Как указывают специалисты, изучающие различные аспекты социально-педагогической проблематики, обеспечение оптимальных условий для социально-приемлемого развития и поведения индивида, определение наиболее эффективных путей успешного социального функционирования личности невозможны без знания социально-педагогической структуры личности и закономерностей ее становления. Поэтому важная составная часть общей социально-педагогической диагностики -диагностика личностных параметров.

В социально-педагогической структуре личности можно выделить такие параметры, или черты, которые являются системообразующими ( интегральными), т.е. сами включают более частные, значимые личностные свойства. Одной из таких системообразующих черт личности является мотивация.

Выше уже отмечалосъ.что целый ряд исследователей указывают сложность диагностики такой сферы личности, как мотивационная.Тем не менее , как показывает анализ научных источников, в этом направлении в отечественной науке проделана значительная исследовательская работа, результаты которой все более углубляют знания о самом механизме возникновения поведения, отклоняющегося от нормы.

Большинство ученых-педагогов, занимающихся проблемами отклоняющегося поведения подростков и молодежи , отмечают, что именно педагогическая, а не психологическая диагностика играет в настоящее время решающую роль в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков, в том числе и аддиктиБното. Большое значение придается сегодня педагогической диагностике уровня сформированности личности таких молодых людей, морально-нравственных ее проявлений.1

В педагогике диагностика меняет свое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность таких подростков и отдельные ее стороны каїс относительно устойчивые образования, то социально-педагогическая диагностика направлена как на результаты формирования личности подростков с отклоняющимся поведением, так и на поиск причин этих результатов и характеристику целостного социально-педагогического процесса по преодолению негативных результатов личностной сформированности и вызывающих их объективных и субъективных причин.2

Ведущий зарубежный специалист по проблемам разработки теории и методики педагогической диагностики К.Ингенкамп указывает также на то, что психологическая диагностика может выполнять только служебную функцию внутри системы воспитания, являясь теоретическим фундаментом практической педагогической деятельности.i

Большинство отечественных ученых-педагогов, специализируюгд яхся на разработке основ теории и методики педагогической и социально-педагогической диагностики указывают также на существенное различие между объектами диагностики в психологин и в педагогике. Они считают, что для психолога процесс социально-педагогической работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения среди подростков и молодежи — условия исследования ; для педагога же этот процесс — объект исследования.2

Как показали наши наблюдения, принципы и методы социально-педагогической диагностики нуждаются в дальнейшей разработке и совершенствовании, т.к. для многих исследователей педагогических проблем предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения молодежи и подростков понятие «диагностика» ограничивается фиксацией некоторых показателей педагогической запущенности и морально-нравственной невоспитанности, или проявлений личности таких подростков в их различной деятельности. Тем самым социально-педагогическая диагностика сводится к элементарной проблеме оценки личности подростков с отклонениями в поведении ; в этом случае сама личность подростка представляется в виде среза, «фотографии».

Научное моделирование в социально — педагогической диагностике и развитии мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением

Основным инструментом изучения мотивационной сферы личности, в том числе и личности с поведением, отклоняющимся от принятых в обществе норм и канонов, является ее диагностика. На основе полученных в оде псишпото-педатогтеской диагностической процедуры данных вероятна разработка прогноза, касающегося как стихийного, независящего от воздействия внешних факторов развития.так и являющегося результатом целенаправленного воздействия, которое носит в каждом отдельном случае особый, специфический характер : превентивный, коррекционный, а при необходимости, реабилитационно-восстановительный.

Нами уже отмечалась вся сложность изучения такой сферы личности, как мотивационная. Действительно, научное изучение мотивов поведен ия-пробл ем а сложная, и; пока в совокупности современных человековедческих дисциплин обозначились лишь общие правила, и принципък-изучения мотивационнрй сферы детей и подростков.

Поскольку .это ведущее личностное образование имеет чрезвычайно сложный характер, то выявление мотивов зависит не столько от объективных показателей(суж-дения детей и подростков), сколько от субъективной позиции исследователя, его отношения к данному подростку, его настроенная, в данный момент/Сам подросток истинные мотивы сформулировать еще не способен или, в силу ряда причин, скрывает их, поэтому мотивы чаще всего формулируются наблюдателем.1

Мотивационная сфера , как и другие личностные образования, недоступна непосредственному .-эмпирическому наблюдению и исследованию, для ее изучения применяется такой общенаучный метод, как моделирование , т.е воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их-изучекия, Таким образом, в современной науке моделирование понимается как «метод исследования объектов познания на их моделях», как «построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристики, рационализации способов их построения, управления ими» и т.п.2 Указывается также и на то, что понятие модели является гносеологической категорией, характеризующей один из важнейших путей познания, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основываясь на том, что модель в определенном смысле отображает( воспроизводит, моделирует) какие-либо его стороны ; для успешного же моделирования этих сторон валено наличие соответствующих теорий и гипотез, которые, будучи достаточно обоснованными, указывали бы на рамки допустимых при моделировании упрощений.

Под моделью ( франц. modele от лат. Modulus- мера, образец, норма) в логике и методологии подразумевается аналог(схема; структура, знаковая система) определенного объекта реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п.- оригинала модели. Этот аналог служит для хранения и расширения знания( информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования и управления им. Причем с гносеологической точки зрения модель- это «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Результаты разработки и исследования модели при определенных условиях, выясняемых в логике и методологии и специфических для различных областей и типов модели, распространяются на оригинал.3

Отмечается также, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специфическими методами, особенно тесно оно связано с экспериментом. Изучение какого-либо явления на его модели определяется как модельный эксперимент, отличающийся от обычного эксперимента тем, что в процесс познания включается и -«промежуточное звено»- модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющим оригинал. Исследователи отмечают, что при создании моделей нет необходимости добиваться их совпадения на всех уровнях с изучаемыми системами, иначе такие устройства или построения собственно и не будут моделями. «Отношение модели к моделируемому объекту есть. отношение не тождества, а аналогий, а главным образом аналогии на уровне структур и на уровне функций».1

Рядом ученых вводится понятие «имитационного моделирования». Ими подчеркивается, в частности, что экспериментальное психолого-педагогическое исследование может проводиться двумя способами .В рамках первого способа (констатирующего) определение реального состояния и особенностей изучаемого объекта, явления проходит в тех условиях, которые сложились к моменту проведения экспериментального исследования.Это условие проведения исследовательской работы заставляет считать сложившиеся уже особенности явления единственно возможными.2

В рамках же второго способа( экспериментально-генетического) сложившееся состояние явления рассматривается лишь как одно из множества возможных, при экспериментально-генетическом способе признается необходимость изменения состояния объекта с целью использования его в качестве экспериментального средства. В этом случае перед исследователем, по нашему мнению, встает проблема : как выбрать единственно верный путь и решение? Как показывает практика современных исследований и конструирования сложных систем, с настоящее время разработан способ, который может существенным образом облегчить исследователям выбор наилучшей программы изменения, преобразования объекта. Этим способом и является имитационное моделирование, определяемое как процесс конструирования модели реальной системы и постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы. Причем большинством ученых отмечается тот факт, что все ограничения, которые делаются при построении имитационной модели, не позволяют рассматривать результаты модельных экспериментов в качестве окончательных. Такие эксперименты необходимо рассматривать в качестве одного из средств, позволяющих исследователю сократить множество рассматриваемых вариантов ( путем отбрасывания логически противоречивых), прояснить самому исследователю отдельные трудности или сомнительные части предполагаемой им и структурируемой им программы преобразования изучаемого явления.

Таким образом, в процессе создания теории в психолого- педагогических исследованиях широкое применение получают модельные представления ( или модели-представления) , которые могут быть идеализированными объектами исследования и в этой их функции служат назаменимым средством теоретического психолого-педагогического анализа.

Специальная подготовка социальных педагогов-психологов к работе по профилактике и преодолению аддиктивного поведения подростков и молодежи

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в данный момент мы наблюдаем разрозненность усилий со стороны различных организаций и специалистов, призванных решить острую социальную проблему предупреждения и преодоления наркоманического поведения подростков и молодежи. Медицинские работники определяют наркоманию как заболевание и поэтому исключают возможность и целесообразность использования иных методов и средств. Правоохранительные органы считают, что сфера их деятельности ограничивается юридическими аспектами, связана с незаконным изготовлением, потреблением и распространением наркотических иетдеств. В связи с тем, что темпы роста наркотизации среди молодежи продолжают увеличиваться и что данная проблема выходит из рамок локального характера, возникает необходимость постоянной координации и объединения усилий всех заинтересованных специалистов медиков, педагогов, юристов, криминологов, психологов с целью четкого планирования, регулирования системы профилактических мероприятий, постоянного определения результативности разнообразных средств, форм и методов работы, корригирования и вынесения конкретных рекомендаций по ее дальнейшему функционированию и совершенствованию.

Принимая во внимание несомненную важность координации совместных усилий различных органов социально-правовой защиты населения в преодолении наркотизме, следует все же признать приоритетную роль , которую играет в борьбе с наркоманией среди подростков и молодежи, в частности на профилактическом и реабилитационио-восстановительном этапах, деятельность социально-педагогических и психологических структур, т.е. работа социальных педагогов, психологов, центров социальной поддержки молодежи и т.д.

Для успешного решения проблемы преодоления подростково-молодежной наркотизации необходимы меры, направленные в первую очередь на профилактику, социальную и психологическую реабилитацию. Задача эта не может быть решена без знаний технологий такой социальной реабилитации и профилактики. Программы помощи под силу лишь профессиональным специалистам-социальным педагогам и психологам, способным увидеть в подопечном личность с конкретными заботами и устремлениями, сильными и слабыми сторонами и качествами.

Нельзя отрицать определенного положительного вклада медицины и института принудительного лечения в борьбу с социальными болезнями к коим и относится молодежная наркомания, однако полностью решить проблему преодоления наркотизации подростков и молодежи такие меры не могут. Важна профилактическая работа и много предстоит сделать в воспитательном плане, чтобы одних ребят уберечь от дальнейших «проб» , а тех, кто устоял от соблазна- укрепить в их правоте, в том. что не все рискованные эксперименты стоит ставить на себе, что мода должна сопровождаться разумными размышлениями и касаться далеко не всех.

В лтой профилактической, превентивной работе, конечно, может оказать большую помощь врач-нарколог, получивший специальную подготовку. Он многое знает о возникновении и ходе болезни, но не всегда силен в психологии здорового человека,тем более он не подготовлен к диалогу с подростками. Зачастую его основные методы — общее информирование ( «у наркоманов рождаются больные дети» ) , запугивание ( «очень быстро наступает зависимость от наркотиков» ), опора на естественное для взрослого человека желание сохранить здоровье ( а подросток, как нами уже было показано в ходе анализа результатов исследования, думает, что ему удастся оказаться в числе исключений из правила). Важно объединить медицинские знания такого специалиста с возможностями опытного педагога, хорошо знающего аудиторию и имеющего с ней постоянный контакт. Сейчас наряду с вопросом о предотвращении развития подростковой наркомании остро стоит вопрос о повышении квалификации педагогов в этой области.

Ведущая роль в предупреждении и преодолении социальных отклонений , и в первую очередь, аддиктивного поведения подростков и молодежи, принадлежит именно социальным педагогам. Анализ же современных исследований в области педагогики и психологии позволяет утверждать, что одной из стержневых причин аддиктивного поведения подростков является отсутствие систематической профессиональной подготовки педагогических кадров к работе по предупреждению и преодолению потребления подростками наркотических веществ.Если элементы подготовки к превентивно-коррекционноЙ работе с другими видами отклоняющегося поведения подростков и молодежи довольно полно освещены в психолого педагогической литературе . то подготовке социальных педагогов к деятельности по предупреждению и преодолению употребления подростками наркотических веществ уделяется слишком мало внимания.

Больщая роль в профилактике и преодолении молодежного наркотизма на современном этапе развития общества отводится недавно созданному институту социальных; педагогов и психологов. Следовательно, значимым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов, призванных работать с подростками- потребителями наркотиков, является выработка специальной готовности к деятельности по профилактике и преодолению наркоманического поведения молодежи и подростков, а также социально-психологической реабилитации подростков, у которых потребление наркотических средств сопровождалось возникновением зависимости от них, т.е. наркомании. При осуществлении такой подготовки необходимо как включение специальных разделов в общие курсы дисциплин психолого-педагогического цикла, так и разработка специальных курсов, основное содержание которых составляли бы методы и способы профилактики и преодоления наркотизации среди молодежи, также меры реабилитационно-восстановительной работы с подростками-потребителями наркотиков.

Вместе с тем, следует отметить следующее. До сих нор сохраняется довольно парадоксальная ситуация : средства массовой информации буквально переполнены фактами наркоманий у подростков, которые нередко носят сенсационный характер, что умаляет значение этих сообщений. В то же время сугубо научных публикаций по данной теме в настоящее время осуществляется чрезвычайно мало. В итоге основным источником необходимых сведений о распространенности злоупотребления наркотическими веществами, о картине интоксикаций, формировании наркомании, их частоте и вероятных причинах для специалистов- социальных педагогов и психологов являются не научные издания, а газеты, журналы, телевидение и радио. Ощущается явно недостаточная обеспеченность преподавательского состава и студентов факультетов социальной педагогики и психологии, которые и осуществляют подготовку профессионалов в области работы по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения молодежи и подростков,учебными курсами и программами, основанными на собственно научных данных о процессе наркотизации и могущих обеспечить научную информационно-методическую бату деятельности будущих профессионалов в данной области социально-педагогической и психологической работы.

www.dslib.net

Смотрите так же:

  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Пособия своими руками в средней группе Материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Дидактические игры и пособия своими руками Дидактические игры и пособия своими руками Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе […]
  • Возврат ндс с покупок за границей УБРиР запустил сервис по возврату НДС с покупок за рубежом Уральский Банк Реконструкции и Развития расширил линейку небанковских услуг. Совместно с компанией TaxFree4U Limited банк запустил мобильный сервис для частных клиентов по […]
  • Трейлер ангелам закон не писан Ч/Б. Трейлер '2015'. HD Опубликовано 3 лет назад Ч/Б. Трейлер '2015'. HD Все новости касательно каналов читайте в: Google+ и Twitter год 2014 страна Россия слоган «Ангелам закон не писан» режиссер Евгений Шелякин сценарий Андрей […]
  • Как включить разрешение для adobe flash player Как включить Adobe Flash Player в браузере Google Chrome Adobe Flash Player – популярный проигрыватель для воспроизведения flash-содержимого, который и по сей день остается актуальным. В веб-обозреватель Google Chrome по умолчанию уже […]
  • Подтвердить право собственности на домен в google как подтвердить, то что я владелец домена на сайте гугл? Описал проблему. вот что ответили: Здравствуйте, "Вам нужно прописать у домена длинную CNAME запись, чтобы подтвердить права на домен. Эту запись Вам должен сообщить Google" а где […]

Обсуждение закрыто.