С в черниченко гражданство

Тема 7. ГРАЖДАНСТВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО;

1. Гражданство как институт конституционного и международно­го права. Приобретение гражданства и его утрата. Дипломатиче­ская защита.

2. Двойное гражданство и безгражданство. Международные дого­воры в области двойного гражданства и безгражданства. Россий­ское законодательство в области двойного гражданства и без­гражданства. Последствия непризнания двойного гражданства.

3. Статус иностранных граждан и международное право. Режимы иностранцев. Национальный режим. Специальный режим. Ре­жим наибольшего благоприятствования. Теория «минимальных гарантий».

4. Беженцы и вынужденные переселенцы.

5. Право убежища. Территориальное убежище. Дипломатическое убежище.

Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. Галенская Л.Н. Право убежища (международно-правовые вопросы). М., 1968. Гусов КН., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда. М, 1992. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое поло­жение). М, 1992.

Марышева Н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за границей (вопросы и отпеты). М., 1994.

Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986. Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.

Конституция Российской Федерации. Ст. 6, 62, 71, 86.

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. // ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст. 496.

Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. в редакции от 28 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. в редак­ции от 20 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. № 386; в редакции Указа Президента РФ от 27 декабря 1993 г. № 2299, с дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 865 // ВВС. 1992.№ 17. Ст. 952; САПП. 1994. № 4. Ст. 302; Российская газета. 2000. 23 мая.

Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политиче­ского убежища от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.

Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией за­конов о гражданстве 1930 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 223-230.

Конвенция о статусе апатридов 1954 г. // Там же. С. 230—243.

Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. // Там же. С. 247—255.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. // СДД СССР. Вып. XX. М., 1961. С. 438-442.

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства граждана­ми государств—участников Содружества Независимых Государств 1996 г. // Российская газета. 1996. 15 марта.

Конвенция о статусе беженцев 1951 г. // БМД. 1993. № 9.

Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. // БМД. 1995. № 5.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Феде­рации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смир­нова от 16 мая 1996 г. № 12-П // Российская газета. 1996. 28 мая.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура от 17 февраля 1998 г. № 6-П // Россий­ская газета. 1998.10 марта.

Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г. // БМД. 1993. № 9.

Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (при­нят 14 декабря 1950 г. резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН) // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 278-283.

Соглашение между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев от 6 октября 1992 г. // Там же. С. 321-330.

Декларация о территориальном убежище (принята Генеральной Ассамб­леей ООН 14 декабря 1967 г.) // Там же. С. 338-339.

Апатрид-

Беженец-

Вынужденный переселенец-

Де­портация-

Дипломатическая защита-

Дипломатическое убежище-

Натурализация-

Оптация-

Режим наибольшего благоприятствования-

Специальный режим-

Территориальное убежище-

Филиация-

Контрольные вопросы и задания:

1.Г-н Ноттебом, родившийся в Гамбурге, был гражданином Герма­нии. В 1905 г. он переехал в Гватемалу, где основал свое дело, прино­сившее достаточно большие доходы. Иногда он совершал деловые и ту­ристические поездки в Германию, в другие страны, а также в Лихтенштейн, где один из его братьев проживал с 1931 г. В 1939 г., примерно в конце марта, он покинул Гватемалу и по всей видимости приехал в Гам­бург, откуда совершил несколько поездок в Лихтенштейн, где его при­сутствие было обнаружено в начале октября 1939 г.

9 октября 1939 г., спустя чуть более одного месяца после начала Второй мировой войны, он ходатайствовал о получении гражданства Лихтенштейна, которое вскоре и было ему предоставлено в упрощен­ном порядке. В начале 1940 г. Ноттебом вернулся в Гватемалу, где во­зобновил свою обычную деятельность. Во время Второй мировой вой­ны Гватемала обошлась с ним как с вражеским гражданином, он был интернирован, его имущество было конфисковано.

Законны ли меры, принятые властями Гватемалы? Дает ли данная ситуация достаточное основание Лихтенштейну оказывать диплома­тическую защиту Ноттебому в отношениях с Гватемалой?

2. В каких из перечисленных областей иностранцам предоставлен национальный режим, а в каких — специальный:

имущественные и личные неимущественные права

пользование достижениями культуры;

свобода совести; брачные и семейные отношения

неприкосновенность личности и жилища;

передвижение на территории РФ и выбор места жительства;

налоги и сборы; судебная защита; избирательное право; воинская служба.

В каких случаях целесообразно устанавливать режим наибольшего благоприятствования?

3. 6. В чем преимущества и недостатки обладания двойным граждан­ством? Преимущества и недостатки положения лица без гражданства?

4.Английское судно «Лузитаиия» в 1915 г. было потоплено немец­кой подводной лодкой. На борту находилось некоторое количество американских граждан, которые погибли, оставив после себя вдов. Не­которые из этих вдов, устав ждать возмещения вреда от германского правительства, решили вторично выйти замуж и, вследствие брака, утратили американское гражданство.

Могут ли они требовать от американского правительства предо­ставления им дипломатической защиты?

8. С т а т ь я 275 УК РФ дает следующее определение государствен­ной измены:

«Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государствен­ной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враж­дебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Фе­дерации, совершенная гражданином Российской Федерации. »

Если лицо состоит одновременно в гражданстве Российской Феде­рации и в гражданстве иностранного государства, находящегося в со­стоянии войны с Российской Федерацией, и служит в армии этого ино­странного государства, ведущей военные действия, подлежит ли это лицо ответственности по ст. 275 УК РФ? Как данная проблема решает­ся в международном гуманитарном праве?

11. Лицо без гражданства Яхья Дашти Гафур, пребывавший в Рос­сии, 18 февраля 1997 г. был подвергнут задержанию на основании санк­ционированного прокурором города Москвы постановления УВИР ГУВД г. Москвы о выдворении из Российской Федерации под конво­ем. Более двух месяцев он содержался под стражей в Центре социаль­ной реабилитации № 1 ГУВД г. Москвы и 29 апреля 1997 г. был прину­дительно выдворен в Швецию.

Постановление о выдворении Яхья Дашти Гафура из России было вынесено на основании ч. 2 ст. 31 Закона СССР «О правовом иоложе-рнии иностранных граждан в СССР», в соответствии с которой ино­странный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинуть страну в срок, указанный в решении о выдворении; уклоняющийся от выезда в таких случаях подлежит с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке; задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель оспаривал положение, допускающее задержание иностран­ных граждан и лиц без гражданства с санкции прокурора на срок, необходимый для выдворения, что, но его мнению, нарушает конституци­онное право каждого на свободу и личную неприкосновенность и пото­му не соответствует ст. 22 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом па обра­щение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конститу­ционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нару­шаются законом, примененным или подлежащим применению в конк­ретном деле.

Прав ли заявитель? Могут ли обращаться в Конституционный Суд РФ иностранные граждане, лица без гражданства?

Некоторые полезные латинские термины:

a posteriori – задним числом
a priori – заранее
ab initio – с самого начала
ad hoc – только для этого случая
ad interim – на данное время, временный
ad notam – к сведению
ad referendum – отложить для дальнейшего рассмотрения
alias – иначе, известный также под именем
alternatum– взаимозаменяемо
altum mare – открытое море
authentikos – подлинный, действительный, верный, основанный на первоисточнике
bonae fidei– добросовестно
casus– дело, событие, случай
casus belli– повод для объявления войны
casus foederis– случай, подпадающий под положение договора
causa– причина, дело, основание, соображение
causa credenti– намерение принять на себя обязательство в обмен на встречное обязательство другой стороны
commune bonum– общее благо
conditio sine qua non– необходимое условие
consensus– общее согласие
consuetudine – обычай
corpus juris– свод законов
cui prodest? – кому это выгодно?
curia — суд
de facto – на деле, в действительности
de jure – по праву, юридически действительный
de lege ferenda – с точки зрения закона, издание которого желательно
de lege lata – с точки зрения существующего закона
de rigore juris – по букве закона
delictum – неправомерное действие
dominium – господство, контроль, собственность
error juris – юридическая ошибка, незнание закона
error lapsus – ошибка из-за невнимания
ex lege – в соответствии с правом, по закону
ex officio – в силу занимаемой должности
extra jus – за пределами права
extra territorium – экстерриториально, вне территориальных границ
fabula – соглашение, договор, контракт
facto — фактически
fatum– непреодолимая сила
fidem – доверенность, доверие
forum– суд
fuori lege – вне закона
gratis– бесплатно, безвозмездно
imperium– правление, власть, авторитет
in absentia– в отсутствие
in casu consimili– в подобном деле
in corpore – в полном составе, в существе, лично
in dubio – в сомнительном случае
in jure – по праву, по закону
in nuce – кратко, в двух словах
in pari passu – на равном основании
in posterum – в будущем
in suspenso– приостановленный в действии
inter alia– среди других вещей или дел
inter partes– между сторонами
ipso facto, ipso jure – в силу факта, по закону
jus belli– право войны
jus civitatis– право гражданства
jus cogens– императивная норма
jus gentium– право народов
jus inter gentes– международное право
jus navigandi– право судоходства
jus scriptum– писанное право
lex communis– общее право
lex contractus– договорное право
lex fori– закон места судебного разбирательства
lex loci actus– закон места действия
lex loci contractus– закон места заключения договора
lex mercatoria– торговое право
lex rei sitae– закон места нахождения предмета
mala fides– недобросовестность
modus operandi– способ действия
modus vivendi– образ жизни
opini juris gentium– международные правовые воззрения
pacta sunt servanda– договоры должны соблюдаться
pacta tertiis nec nocent nec prosunt– договоры не приносят выгоды и обязанностей для третьего государства
par in parem non habet imperium– равный над равным власти не имеет
pari passu– в равной мере
persona non grata– нежелательное лицо
post-factum– последующий акт
post-hoc– после этого
prima facie– на первый взгляд
pro bono publico— для общего блага
quasi– как если бы, так сказать
quid pro quo– удовлетворение по договору
res communes– общая собственность
sic– так, итак, таким образом
sine qua non– необходимое условие
status quo– устоявшееся положение
supra dictus– как сказано выше
ultima ratio– последний довод
uti possidetis– «как ты владеешь», стороны могут сохранить за собой то, что они захватили
hominum causa omne jus gentium constitum est – все международное право создано для блага чело

studopedia.su

С в черниченко гражданство

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Вопросы гражданства в современном международном праве :

Черниченко, С. В.
Вопросы гражданства в современном международном праве : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Программа Коммунистической партии Советского Союза неоднократно подчеркивает необходимость теоретической разработки и практического решения выдвигаемых жизнью проблем в свете марксистско-ленинской науки. Это положение полностью применимо к нерешенным или малоисследованным вопросам права. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о роли и значении гражданства в международном праве. В течение многих лет он не теряет актуальности, но теоретически разработан слабо.

Роль, которую играет гражданство в международном праве, не остается неизменной на протяжении истории. Она зависит от уровня развития человеческого общества в конкретную эпоху, социально-экономического строя каждого государства в отдельности, соотношения классовых сил на мировой арене и других факторов. Настоящая работа не претендует на исчерпывающее освещение всех международно-правовых аспектов гражданства. Не ставится в ней также задача дать историко-правовой анализ указанного понятия. Целью работы является исследование некоторых важнейших сторон гражданства, характеризующих его роль и значение в международном праве на современном этапе его развития.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава диссертации содержит краткий анализ определений понятия гражданства в работах советских ученых. В ней также подвергаются критике буржуазные теории гражданства. Далее, в первой главе подробно рассматривается вопрос о классовой сущности гражданства, дается общая характеристика его роли в современном международном праве и, в частности, показывается связь гражданства с правом наций на самоопределение.

Советская правовая наука, опирающаяся на марксистско-ленинское учение о государстве и праве, подчеркивает классовую сущность гражданства, указывает на его связь с определенным типом государства. Но среди советских ученых существуют и некоторые разногласия по вопросу о гражданстве. Одни говорят о гражданстве как о правовой связи лица с го-

сударством (К. Я. Чижов), другие предпочитают называть его принадлежностью лица к государству (И. П. Трайнин). Общей тенденцией следует признать стремление не проводить грань между понятиями подданства (национальной или государственной принадлежности) и гражданства. На это указал Ф. И. Кожевников на заседании Комиссии международного права ООН 13 июля 1953 г. Противоположная точка зрения была высказана в учебнике международного права 1947 года, но она не была поддержена другими авторами.

Имеются расхождения также и в вопросе о содержании понятия гражданства. Некоторые авторы считают гражданство лишь условием предоставления соответствующему лицу определенных прав и обязанностей. Другие включают в его содержание права и обязанности лица в отношении государства.

Отсутствие подлинно научного метода исследования препятствует установлению точного смысла понятия гражданства в буржуазной правовой науке. Буржуазные теоретики обычна различают подданство и гражданство, считая, как правило, что первое означает пассивную принадлежность лица к государству и может являться объектом международно-правового регулирования, а второе исключительно внутригосударственное понятие, означающее совокупность прав и обязанностей лица в отношении государства. Употребляемому в этом смысле понятию подданства в английском языке соответствует понятие «nationality» (национальная принадлежность), во французском «nationality» и «Staatsangehorigkeit» (государственная принадлежность) — в немецком.

Ряд зарубежных авторов считает, что в принципе национальная принадлежность (nationality) и гражданство (cilizenship) являются синонимами, хотя и утверждает, что разница между международно-правовым и внутригосударственным понятиями гражданства существует. Вместе с тем некоторые подчеркивают, что первый термин имеет в большей степени международно-правовой характер.

Наибольшие разногласия между буржуазными авторами имеют место по поводу содержания международно-правового понятия гражданства. Можно выделить приблизительно четыре точки зрения по данному вопросу:

а) это понятие имеет чисто формальный характер. Его содержание сводится к тому, что оно является условием предоставления индивиду определенных прав и обязанностей (Гессен, Кесслер, Борчард);

б) оно является отношением между индивидом и государством, складывающимся из определенных прав и обязанностей; причем одни считают, что такое отношение состоит из взаимных прав и обязанностей государства и индивида (см. например, Гарвардский проект 1929 г., комментарии), а по мнению других в него входят лишь права и обязанности государства в отношении других государств по поводу их граждан (Вейс);

в) имеется якобы два международно-правовых понятия гражданства — одно в формальном и другое в материальном смысле (Ван Пангюйс);

г) понятие гражданства лишено какого-либо определенного содержания и не является с правовой точки зрения необходимым (Кельзен). О том же, по существу, говорит теория «функционального» подхода к правовым понятиям (в том числе и к гражданству), согласно которой любая правовая категория в каждом конкретном случае имеет особое содержание (Моргентау).

Некоторые из выдвинутых буржуазными авторами теорий гражданства представляют собой неприкрытое обоснование правомерности вмешательства во внутренние дела других государств. Такова теория Кельзена и теория «функционального гражданства». Последняя нашла применение в практике. Например, ФРГ претендует на граждан ГДР как на своих собственных, произвольно расширяя значение термина «германский гражданин», используемого в ее законодательстве.

Разногласия буржуазных теоретиков в области гражданства носят схоластический характер. Все они считают гражданство формально-юридическим понятием и не идут дальше логического анализа правовых категорий. Одной из причин такого формально-юридического подхода к гражданству является то, что в современных условиях права эксплуатируемого большинства населения империалистических стран превращаются в фикцию. Практически, существующие в буржуазной правовой науке теории гражданства маскируют классовую сущность изучаемого понятия. Этой же цели служит сам факт многообразия указанных теорий.

Давая определение гражданства как правового явления, мы тем самым вкратце раскрываем содержание этого понятия. Нельзя отрывать понятие от явления. Если одно и то же явление находит отражение в различных отраслях права, из этого не следует, что в каждой отрасли имеется свое особое понятие, отражающее данное явление и не совпадающее с по-

добными понятиями в других отраслях. Понятие гражданства едино, хотя его роль в каждой отрасли права имеет свою специфику. Нельзя также рассматривать гражданство как правовую связь между лицом и государством в отрыве от взаимных прав и обязанностей данного лица и государства. Такая связь складывается именно из указанных прав и обязанностей. Эти не простая механическая совокупность прав и обязанностей лица и государства, а определенное их сочетание, образующее единую связь. Понятию гражданства в диссертации придается самый широкий смысл. Это наиболее современный термин для обозначения принадлежности к государству, Но возможно несколько условий, так как он применим и к лицам, не причисляемым внутренним законодательством некоторых государств’ к гражданам.

Гражданство, прежде всего, устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях, также имеющих устойчивый характер. Устойчивость гражданства, а также прав и обязанностей, входящих в его содержание является лишь юридической. Разница между ними проявляется в том, что взятое само по себе устойчивое право или обязанность не является еще признаком гражданства. Например, какое-либо империалистическое государство на определенных условиях предоставляет только своим гражданам избирательные права. Они неотъемлемы от данного гражданства, устойчивы в том смысле, что гражданин их сохраняет даже в случае выезда за границу и т. п. Некоторые из граждан могут быть лишены возможности осуществить предоставленные им избирательные права. Но формально они ими все равно будут обладать: фактическая устойчивость этих прав, т. е. обеспеченность, и юридическая их устойчивость не совпадают. Такое совпадение имеет место лишь в социалистическом государстве. Вместе с тем, избирательные права в приведенном примере не могут считаться обязательным признаком гражданства данного государства, т. к. не все его граждане будут ими обладать, поскольку закон предоставляет их лишь на определенных условиях. Права и обязанности, входящие в содержание конкретного гражданства, могут по тем или иным причинам меняться без изменения самого гражданства. Для существования гражданства важно не отдельное право .или обязанность, как бы устойчиво оно ни было, а их сочетание.

Кроме устойчивости, гражданство обладает еще одним признаком. Большинство граждан любого государства всегда

фактически с ним связано. Необходимость фактической связи граждан с их государством диктуется, в конечном счете, стремлением господствующего в данном обществе класса обеспечить собственную безопасность. Условия приобретения и утраты гражданства в законодательстве различных государств либо прямо исходят из необходимости такой связи, либо это подразумевают.

Можно дать следующее развернутое определение гражданства как правового явления: это правовая связь физического лица с государством определенного типа, характеризующаяся устойчивостью, которая проявляется в пространстве — в виде ее сохранения независимо от местонахождения лица — и во времени — в непрерывности при возможном изменении ее содержания; состоящая из взаимных прав и обязанностей государства и лица, установленных данным государством в интересах его господствующего класса (или народа — в СССР); а политическом отношении означающая принадлежность лица к территории данного государства и существующая обычно на основе фактической связи лица с государством.

Содержание конкретного гражданства, т. е. сочетание взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, устанавливается самим государством и определяется, прежде всего, экономическим строем данного общества. Поскольку соответствующие права и обязанности образуют содержание гражданства, постольку оно не может служить им предпосылкой. Только в отношении межгосударственных прав и обязанностей по поводу гражданства оно может рассматриваться как предпосылка, условие их существования. Такие межгосударственные права и обязанности не входят в содержание гражданства.

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права в области гражданства сводится, главным образом, к вопросу о существовании ограничений, накладываемых международным правом на свободу государства регулировать свое гражданство по собственному усмотрению. То, что такое усмотрение существует, общепризнанно. Многие буржуазные авторы считают это положение обычной нормой или принципом международного права. Однако регулирование гражданства относится к сфере внутренней компетенции государства и вытекает из государственного суверенитета. Но государство не получает суверенитет от международного права. Поэтому, очевидно, не может быть обычной нормы международного права, устанавливающей в общей форме право госу-

дарств на решение по собственному усмотрению внутренних вопросов, в том числе и вопросов, связанных с регулированием гражданства. Если же такая норма предусмотрена в международном договоре, то она носит декларативный характер.

Буржуазная правовая наука обычно обходит молчанием значение общепризнанных принципов международного права в отношении гражданства и подчеркивает существование обычных норм и специальных принципов, касающихся гражданства.

Разумеется, существование обычных норм, относящихся к гражданству, отрицаться полностью не может, но количество их невелико, и большого практического значения они не имеют.

Что касается принципов, применяемых только к гражданству, то их существование весьма сомнительно. Скорее можно говорить о специфическом действии общепризнанных принципов международного права в области гражданства, чем о таких специальных принципах.

Усмотрение государств в регулировании собственного гражданства может быть ограничено лишь в той мере, в какой оно затрагивает подобное же усмотрение других государств.

Наиболее реальным средством ликвидировать возможные коллизии законов о гражданстве является заключение международных договоров. Договоры о гражданстве можно подразделить на двусторонние и многосторонние или общие (например, конвенция о гражданстве от 26 декабря 1933 г., подписанная в Монтевидео) и специальные (напр., конвенции о двойном гражданстве между СССР и социалистическими странами).

Можно также классифицировать не только договоры, но и отдельные договорные положения, касающиеся гражданства. В одну группу следует включить договоры и отдельные положения, затрагивающие гражданство в целом: в другую — договоры и положения, которые говорят об определенных правах и обязанностях государств и граждан. К первой группе целиком относится конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. и др.; ко второй — некоторые положения договоров о правовой помощи, соглашение между Норвегией, Данией и Швецией от 3 марта 1956 г. о соотношении обязательной военной службы и гражданства и т. д.

Непосредственно связан с вопросами гражданства принцип самоопределения наций. Он предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государствен-

ным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих условиях в одно государство. Но решая вопрос о своем государственном существовании, нация решает тем самым вопрос и о гражданстве ее членов. Мнение отдельного лица в данном случае будет иметь правовые последствия только при условии, что его разделяет большинство нации.

Право на самоопределение имеет также определенное, значение для оценки содержания того или иного гражданства.

Буржуазные теоретики обычно утверждают, что деление граждан на различные правовые категории (в том числе по национальным и расовым признакам) — внутреннее дело государства (Вейс, Фердросс, Кесслер). В действительности такое деление противоречит праву наций на самоопределение. Как правило, оно свойственно законодательству государств, имеющих колониальные владения (Англия, Франция, США) и отражает неравноправное положение населения этих владений. Распространенный в буржуазной правовой науке взгляд, что подданство (nationality) и гражданство (citizenship) отличные друг от друга понятия, служит, по существу, теоретическим обоснованием правомерности деления граждан по расовым и национальным признакам. В диссертации анализируется законодательство о гражданстве империалистических государств, противоречащее принципу самоопределения наций, а также ряд договоров, касающихся гражданства, с помощью которых данные государства пытаются сохранить свое влияние в бывших колониях.

Вторая глава диссертации посвящена исследованию влияния международного права на процесс регулирования гражданства.

I. Приобретение гражданства возможно:

1) В общем порядке: а) в силу рождения;

в) в результате натурализации;

2) В исключительном порядке:

а) в результате территориальных изменений;

в) в результате репатриации;

с) в результате оптации и в некоторых других случаях, (например, в результате восстановления в гражданстве на основании специального законодательства).

Различные способы утраты гражданства проще классифицировать по их форме.

II. Существуют следующие формы утраты гражданства:

1) Выход из гражданства;

2) Утрата гражданства в строгом смысле этого слова;

3) Лишение гражданства.

В большинстве случаев гражданство приобретается в силу рождения. Законодательство о гражданстве основывается либо на «ius soli» (праве почвы), либо на «jus sanguinis» (праве крови).

В буржуазной правовой литературе существует две точки зрения по вопросу об обязательном характере того и другого принципа. Согласно первой из них государство должно предоставлять свое гражданство в силу рождения только в соответствии с одним из указанных принципов (эту точку зрения поддерживает, например, Фердросс, она нашла отражение в Гарвардском проекте). Согласно второй ни «право почвы», ни «право крови» не имеют обязательного характера (Вейс).

Необходимость фактической связи лица с государством играет решающую роль при определении условий предоставления гражданства. Господство во внутреннем праве различных государств двух исследуемых принципов объясняется тем, что они наиболее полно соответствуют данному требованию. Но это не значит, что государства не могут руководствоваться иными принципами. Никакого международно-правового запрета здесь не существует: просто отсутствует объективная потребность в принятии других принципов.

Вторым по значению видом приобретения гражданства является натурализация (укоренение). Натурализация — совершаемое компетентным органом государства от имени последнего предоставление гражданства данного государства физическому лицу в установленном законом порядке по просьбе или с согласия этого лица.

Натурализация — предоставление гражданства в индивидуальном порядке.

Условия, необходимые для натурализации в том или ином государстве, весьма разнообразны.

Типичными условиями натурализации являются, как правило, следующие:

а) определенный срок проживания в данной стране. Его продолжительность зависит от законодательства конкретного государства (в Англии, например, установлен 12-месячный срок проживания, необходимый для натурализации, во Франции — пятилетний, в Испании — десятилетний и т. д).

б) служба в определенных органах государства или в его вооруженных силах;

в) вступление в брак с гражданином соответствующего государства;

г) услуги, оказанные государству;

д) «хорошее поведение» и т. д.

Основным, главным условием натурализации часто является более, или менее продолжительное проживание в данной стране, а прочие условия носят дополнительный характер. Последние могут играть различную роль. Либо они являются необходимым дополнением к главному условию, и тогда только их сочетание с этим условием служит основанием для Натурализации лица, либо они в той или иной мере облегчают порядок натурализации, самостоятельным основанием для которой является главное условие.

Ряд условий натурализации в законодательстве буржуазных государств имеет явно дискриминационный характер и находится в противоречии с общепризнанными принципами международного права и положениями. Устава ООН. Так, согласно закону США 1952 г. (раздел 313) не может быть натурализовано лицо, являющееся членом Коммунистической партии США или любого другого государства или ее сторонником, а также членом или сторонником непосредственных предшественников или преемников подобных организаций, независимо от их наименования.

Государство вправе, действуя в рамках международного права, не ограничивать натурализацию никакими условиями. Например, закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г. совершенно не говорит об ограничении приема в гражданство какими-либо условиями, обеспечивая строго индивидуальный подход к каждому заявлению о приеме в советское гражданство.

В современных государствах натурализация осуществляется, как правило, одним из четырех способов:

1. По постановлению высшего органа государственной власти. Так, прием в советское гражданство осуществляется на основании закона о гражданстве от 19 августа 1938 г. Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета соответствующей союзной республики.

2. По постановлению органов государственного управления.

Решение этого вопроса входит чаще всего в компетенцию ведомства внутренних дел (Англия).

3. По решению суда (США).

4. По постановлению местных органов государственной власти.

В современных условиях возрос о гражданстве лиц, проживающих на территории, переходящей от одного государства к другому, решается в большинстве случаев либо в договорном порядке либо путем принятия специальных законов.

Затруднения при определении гражданства лиц, проживающих на такой территории, могли возникнуть в тот период, когда были допустимы аннексии. Попытки буржуазных теоретиков сформулировать обычную норму международного права, касающуюся данного случая, обосновывают правомерность принудительной, коллективной натурализации и направлены на защиту аннексионистской политики империалистических держав. Поскольку Устав ООН запрещает агрессивные войны, то и аннексия как результат таких войн становится недопустимой. Она противоречит также принципу территориальной целостности государств. Любая попытка рассматривать аннексию как один из возможных видов территориальных изменений и как основание для принудительного предоставления гражданства -неправомерна.

Репатриация (частный случай переселения) — возвращение определенной категории лиц, находящихся за границей, в страну своего гражданства (бывшего или настоящего) или же в страну, на территории которой проживает нация или национальное меньшинство, к которым они принадлежат.

Репатриация, связанная с изменением гражданства, обычно является разновидностью оптации. Ее можно рассматривать как самостоятельный вид приобретения гражданства лишь в следующих случаях: а) если в результате репатриации соответствующее гражданство приобретают лица без гражданства; б) если имеет место принудительная репатриация. Однако принудительная репатриация, как правило, в настоящее время не является правомерной.

Гражданство государства может быть приобретено в результате осуществления права оптации. Оптация означает выбор конкретного гражданства лицом, которое обладает более чем одним гражданством или имеет право обладать помимо того гражданства, которое оно имеет, каким-либо еще гражданством.

В обычном законодательстве право оптации используется как средство, дающее возможность избежать последствий

коллизий законов о гражданстве, в частности, двойного гражданства. В этом случае оптация связана с приобретением гражданства в общем порядке (в силу рождения, натурализации и т. п.) и не может рассматриваться как самостоятельный вид приобретения гражданства.

В международных договорах и специальном законодательстве оптация может выступать в качестве самостоятельного вида приобретения гражданства в исключительном порядке.

Согласно некоторым международным договорам не оптация влечет за собой обязанность соответствующих лиц выехать в государство, гражданство которого они выбрали, а сам их выезд рассматривается как оптация (см. например, соглашение о репатриации между СССР и Польшей от 25 марта 1957 г.). В советской договорной и законодательной практике оптация применяется исключительно как гарантия обеспечения права наций на самоопределение. Попытки буржуазных правоведов оспаривать необходимость включения в договоры, регулирующие приобретение и утрату гражданства ь связи с территориальными изменениями, права оптации направлены на подрыв принципа самоопределения наций.

Выход из гражданства означает утрату гражданства в результате разрешения на это компетентного органа государства, которое предоставляется в установленном законом порядке.

Законодательство ряда государств допускает утрату гражданства в строгом смысле этого слова, т. е. автоматическую утрату гражданства при определенных условиях, предусмотренных законом. Наиболее часто законодательства различных государств связывают автоматическую утрату гражданства со следующими условиями:

а) натурализацией гражданина в иностранном государстве;

б) поступлением его на иностранную государственную службу;

в) его службой в иностранной армии;

г) его возвращением в государство, гражданином которого он был до натурализации в данном государстве;

д) вступлением в брак с иностранным гражданином. Ряд буржуазных правоведов (особенно американских) считает, что натурализация влечет за собой утрату прежнего гражданства.

Лишение гражданства может иметь место:

а) при определенных условиях, предусмотренных обычным законодательством о гражданстве:

б) по постановлению компетентного органа государственной власти в отношении конкретных лиц;

в) по приговору суда (в качестве наказания);

г) на основании специального закона.

Никаких обычных международно-правовых норм, относящихся к утрате гражданства, не существует. Государство обязано и здесь считаться лишь с общепризнанными принципами международного права и договорами, которыми оно связано.

Международное право в известной степени оказывает влияние и на содержание гражданства. Это влияние может быть негативным и позитивным.

Негативное влияние заключается, во-первых, в том, что установление некоторых взаимных прав и обязанностей между государством и иностранцем, которые могут существовать между данным государством и его гражданином, с точки зрения международного права недопустимо и, во-вторых, в том, что установление определенных прав и обязанностей между государством и его собственными гражданами также недопустимо.

Позитивное влияние международного права на содержание гражданства заключается в том, что государства обязаны с точки зрения международного права предоставить собственным гражданам определенные права и свободы (так называемые права человека).

В международно-правовом смысле права человека представляют собой ни что иное, как обязанность государств предоставить лицам, проживающим на их территории (в первую очередь их гражданам), определенные права и свободы, обязанность, которая существует в отношении других государств. Реализация этой обязанности предполагает установление во внутреннем праве соответствующего государства конкретных взаимных прав и обязанностей между данным государством и населяющими его лицами. Порядок и способы реализации прав человека во внутреннем праве государств относятся полностью к внутренней компетенции государства.

Критерием действительности внутригосударственных актов, касающихся гражданства, является их соответствие об-

щепризнанным принципам международного права, международным договорам и обычаям.

Необходимо различать следующие виды недействительности внутригосударственных актов, касающихся гражданства: а) ничтожность;

б) недействительность в строгом смысле этого слова;

в) частичная недействительность.

Ничтожность того или другого акта свидетельствует о том, что он не только юридически недействителен, но и фактически неосуществим.

Недействительность в строгом смысле предполагает, что акт противоречит международному праву, но фактически действует.

О частичной недействительности акта можно говорить в том случае, если международному праву противоречат лишь некоторые его положения.

Нарушение государством положений международного права, касающихся гражданства, должно повлечь за собой непризнание соответствующего внутригосударственного акту или актов другими государствами.

Нереалистично было бы делать вид, что недействительные, но фактически действующие акты вообще не существуют. К ним следует подходить, как к вопросам факта, а не права.

В третьей главе диссертации рассматриваются международно-правовые последствия внутригосударственного регулирования гражданства — двойное гражданство и безгражданство.

Двойное гражданство — правовое состояние лица, означающее, что данное лицо является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами.

Безгражданство — правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него какого-либо гражданства

Хотя международное право и не содержит прямого запрета двойного гражданства и безгражданства, нельзя сказать, что оно относится к ним безразлично или их признает. Двойное гражданство и безгражданство являются с международно-правовой точки зрения злом, которое необходимо устранить.

Каждое государство вправе рассматривать лицо, обладающее помимо его гражданства также гражданством какого-

либо другого государства, исключительно как своего гражданина. Это право является неотъемлемой частью государственного суверенитета. С точки зрения внутреннего права государства иностранное гражданство, которым обладает его гражданин, не имеет значения.

Двойное гражданство является иногда не результатом случайных коллизий законов о гражданстве, а следствием сознательной деятельности законодателя. Если при этом преследуется цель ущемить суверенитет какого-либо государства, сохранить влияние в бывших колониях или обострить международную обстановку, то положения конкретного закона, способствующие возникновению двойного гражданства, противоречат международному праву.

В отношении лиц с двойным гражданством в сфере межгосударственных отношений возникают определенные трудности. С одной стороны, может возникнуть спор о гражданстве лица между государствами, рассматривающими его как своего гражданина, а, с другой стороны, по каким-либо причинам третье государство может быть вынуждено решать, какому гражданству лица с двойным гражданством следует отдать предпочтение.

В диссертации анализируются различные международные договоры, посвященные ликвидации двойного гражданства или его последствий. Особое внимание уделяется конвенциям об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством между социалистическими государствами.

В настоящее время полностью избежать двойного гражданства, по-видимому, нельзя. Однако можно его резко сократить. Но добиваться этого следует с помощью не универсального многостороннего соглашения, заключение которого из-за различия позиций государств в вопросах гражданства нереально, а, главным образом, двусторонних договоров и отчасти многосторонних, в которых участвовали бы государства, чьи правовые системы сходны. Возможно, например, заключение многостороннего договора по вопросам двойного гражданства между большинством социалистических государств, хотя целая система двусторонних соглашений в состоянии его заменить. Очевидно, более вероятным судя по практике, является создание между социалистическими государствами всеобъемлющей сети двусторонних соглашений, касающихся двойного гражданства.

В диссертации рассматриваются источники возникновения безгражданства, а также законодательные акты и междуна-

родные договоры, направленные на ликвидацию безгражданства и его последствий; подвергаются, в частности, критике конвенция о правовом статусе лиц без гражданства от 28 сентября 1954 г. и конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.

Возможны случаи, когда какие-либо лица сознательно совершают действия, ведущие к утрате гражданства. При решении вопроса о ликвидации безгражданства необходимо учитывать интересы и государства и физического лица, исходя из конкретной обстановки, а не борясь с безгражданством вообще, как с абстрактным злом.

Анализ законодательства и договоров, относящихся к без-гражданству, позволяет сделать несколько выводов.

1. В условиях разделения мира на две различные социально-экономические системы полностью ликвидировать без-гражданство невозможно. Однако в определенной степени его можно сократить, устранив некоторые причины, ведущие к утрате гражданства.

2. Пытаться ограничить возникновение безгражданства в результате лишения гражданства нереалистично, поскольку такая попытка затрагивает права государств, неотъемлемые от их суверенитета. Большинство государств на это не согласится.

3. Лучшим средством сокращения безгражданства в настоящее время следует признать либо принятие соответствующих законодательных актов, либо заключение международных договоров, целью которых является устранение некоторых (как правило, одного- двух) источников безгражданства. Наиболее приемлемыми с точки зрения возможности их заключения являются, очевидно, двусторонние договоры о сокращении безгражданства или же многосторонние договоры между государствами, чьи правовые системы сходны.

В «Заключении» дается краткая характеристика перспектив развития гражданства как правового явления и подвергаются критике буржуазные теории, согласно которым в настоящее время в той или иной степени можно говорить о международной правосубъектности физических лиц и уменьшении значения гражданства.

В действительности, пока существуют две различные социально-экономические системы, ни о каком уменьшении значения и роли гражданства не может быть и речи. Это в

равной мере относится и к международному и к внутригосударственному праву. Новые успехи социализма будут увеличивать контраст между содержанием социалистического гражданства и содержанием гражданства буржуазных государств. Политическое и правовое значение гражданства, следовательно, еще больше возрастет.

Лишь победа социализма на всем земном шаре повлечет за собой изменение роли и значения гражданства. Исчезновение социально-экономических и культурно-бытовых различий между людьми и установление полного общественного равенства будет сопровождаться перерастанием социалистических государств в органы коммунистического общественного самоуправления. Параллельно с этим начнет исчезать необходимость в праве и, следовательно, в гражданстве как юридическом выражении связи лица с обществом. Таким образом, по мере приближения человечества к коммунизму правовое значение гражданства будет уменьшаться одновременно с возрастанием его общественного значения. Полное исчезновение гражданства как политико-правового явления совпадет с построением на всем земном шаре коммунистического общества.

Основные положения диссертации содержатся в следующих опубликованных работах:

1. К вопросу о значении гражданства в современном международном праве.

«Вестник Московского университета», серия X, Право, 1963, № 3.

2. Право наций на самоопределение и вопросы гражданства. «Советское государство и право», 1964, № 1.

law.edu.ru

Смотрите так же:

  • Закон рф о гражданстве российской федерации от 28 ноября 1991 г Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., 6 […]
  • Панин адвокат Панин адвокат Дополнительное знание языков: испанский. Профессиональный опыт: практикует с 1990 года. Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности №02240/2386 выдано на основании решения от 15 марта […]
  • Приказа фапси от 13062001 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]
  • Закон о семейном браке Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 1979 г., 30 января, 25 апреля 1984 г., 20 февраля 1985 г., 19 ноября 1986 г., 24 февраля 1987 г., […]
  • Тяжелые гражданские дела Тяжелые гражданские дела Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях Регистрации и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях регламентирован разделом 3 Инструкции […]
  • Закон 443-1 о собственности в рсфср Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 декабря […]

Обсуждение закрыто.