С какого года не начисляется налог на имущество

История новой России

Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном в виде с декабря 1991 года. Специалисты давно говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости – анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.

Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенная к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всей недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 году. Далеко не все региональные власти успешно справляются с этой трудоемкой и масштабной задачей.

Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 году упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства. Свою лепту в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.

Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Госдума впервые пыталась рассмотреть в 2004 году. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет – пока страна подпитывалась нефтяными доходами, и власти игнорировали необходимость проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе налоговой.

Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике – о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Спешно был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона “О налогах на имущество физических лиц“» от 4 октября 2014 года. Его ключевое новшество – определение налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года)

Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. В начале 2013 года БТИ были упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество – но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.

Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.

Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор:

– до 300 тыс. рублей – 0,1%,

– 300–500 тыс. рублей – 0,1–0,3%,

– свыше 500 тыс. рублей – 0,3–2%.

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.

Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года)

Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.

Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе.

Если аналог не найден, то используется затратный метод. Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод, который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.

Оценщик независим – никто не праве влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.

Налоговый вычет. Для собственников законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:

– для квартиры – в размере кадастровой стоимости 20 кв. м,

– для комнаты – в размере кадастровой стоимости 10 кв. м,

– для жилого дома – в размере кадастровой стоимости 50 кв. м,

– для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), – 1 млн рублей.

При этом объект попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 кв. м) и исходя из нее, с учетом доли каждого, определят налог.

Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.

Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.

Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их аппетиты в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости:

– для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, – 0,1% кадастровой стоимости,

– для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, – 2%,

– для прочих объектов недвижимости – 0,5%.

Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% – в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Ставки налога на имущество в Москве. Московские власти воспользовались такой возможностью и установили следующие ставки для жилых домов, квартир, иных жилых помещений независимо от площади, а также хозяйственных построек площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта:

– до 10 млн рублей – 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве 77%),

– свыше 10 до 20 млн рублей – 0,15% (20% московских квартир),

– свыше 20 до 50 млн рублей – 0,2% (2% московских квартир),

– свыше 50 до 300 млн рублей – 0,3% (1% московских квартир),

– свыше 300 млн рублей – 2,0%.

Для недостроенных жилых домов установлена максимально возможная ставка – 0,3%. На рекомендованных уровнях остались ставки для гаражей и машиномест – 0,1%, для прочих объектов недвижимости – 0,5%, и для коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и др.) – 2,0%.

Ставки налога на имущество в Московской области. Для квартир и комнат в Московской области власти установили ставку 0,1%, а все остальное – жилые дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, «недострой», хозяйственные постройки, гаражи, машиноместа – подвели под максимальные 0,3%. Для коммерческой недвижимости, кроме гостиниц, оставили 2%. Гостиницы освободили от налога на имущество по экономическим соображением: область намерена развивать туристический бизнес, которому катастрофически не хватает отелей.

А, скажем, в Татарстане установил ставку для квартир и комнат – 0,2%, для жилых домов – 0,3%, для хозяйственных построек – 0,1%. Утвержденные налоговые ставки в других регионах размещены на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.

Льготы по налогу на имущество

Право не платить налог на недвижимое имущество сохранили пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, прослужившие не менее 20 лет, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, собственники хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 кв. м, расположенных на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др. Всего в списке 15 категорий льготников. Сократить этот список региональные власти не вправе, а вот расширить могут.

Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.

Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) – независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены и из этого перечня.

Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документами. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется.

Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию – обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».

Переходный период

Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, – но только до 1 января 2020 года.

За 2015–2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Практически все регионы планируют сделать это уже в 2016 году. Теперь у них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты. Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто.

С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.

Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.

Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно – в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.

Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество:

В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельными весами (коэффициентами), в сумме составляющими 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2, пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.

Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно будет до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. – 0,4, за 2017 г. – 0,6, за 2018 г. – 0,8, за 2019 г. – 1.

Посмотрим, как при этом ведет себя формула.

Несправедливая кадастровая оценка недвижимости

О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику – «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ.

Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии – тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.

Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домой и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».

Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25–30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15–20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.

Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое – ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе – проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена не произвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика.

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение – и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.

Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран, в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания – 1,5%, Дания – 0,6–2,4%, Германия – 1–2,1%, США – 1,4%, Япония – 1,4%, Швеция – 0,7–1,2%, Нидерланды – 0,1–0,9%, Австралия – 0,35%, Испания – 0,3–0,4%.

www.ru-90.ru

Отчетность по налогу на имуществу в «1С: Бухгалтерия 8», ред 3.0

Автор: Дильнара Юмагулова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

В данной статье будут рассмотрены основные моменты и нюансы, касающиеся налога на имущество организаций в «1С: Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

Кто и как платит налог на имущество

Налог на имущество организаций (НИО) является региональным налогом, поэтому помимо НК РФ на территории Ростовской области еще регулируется региональным законом № 843 – ЗС от 10.05.2012 «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения по Ростовской области».

Плательщиками НИО являются:

общережимники – в отношении объектов основных средств (ОС), числящихся на балансе;

организации на спецрежимах – в отношении объектов недвижимости, учитываемых по кадастровой стоимости.

Данным налогом облагается все движимое и недвижимое имущество, однако земельные участки и транспортные средства не подлежат обложению, так как для них предусмотрены отдельные налоги (транспортный и земельный). Налог с движимого имущества уплачивают только общережимники, причем только в следующих ситуациях:

движимое имущество принято на учет как ОС до 01.01.2013;

движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 в результате реорганизации/ ликвидации организаций;

Пример.

Организация ООО «Сервис» создана путем выделения из ООО «Инком плюс» в 2013 г. На балансе ООО «Инком плюс» числится офисная мебель, отнесенная к третьей амортизационной группе, которая в результате реорганизации передается ООО «Сервис» по разделительному балансу. ООО «Сервис» в 2013-2014 гг. офисную мебель не облагалась налогом, но начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (письмо ФНС России от 20.01.2015г. № БС-4-11/503) с недоамортизированной части офисной мебели.

Движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 в результате его передачи между взаимозависимыми лицами. Например, организацией ООО «Инком плюс» безвозмездно передано в 2013 г. офисное оборудование дочерней организации ООО «Сервис». Доля прямого участия ООО «Инком плюс» в уставном капитале ООО «Сервис» составляет более 25%. Таким образом, так как организации являются взаимозависимыми лицами, офисное оборудование ООО «Сервис» с 2015 г. подлежит обложению.

Если на балансе вашей организации числятся ОС с первой или второй амортизационной группой, то вам повезло, так как данное имущество не является объектом обложения для НИО, независимо от способа получения ОС (приняты при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации).

Настройки в «1С: Бухгалтерии 8», ред. 3.0

Для автоматизации исчисления и составления отчетности по НИО необходимо заполнить первоначальные настройки в программах «1С»: налоговую ставку, имеются ли льготы, объекты, которые учитываются по кадастровой стоимости. Перейти к ним можно через раздел «Главное» – «Настройка налогов и отчетов».

Организация может попадать под категорию налогоплательщиков, для которых главой 30 НК РФ или региональным законом, предусмотрены льготы по НИО в форме освобождения от уплаты налога, пониженной налоговой ставки или уменьшении сумм налога, подлежащей уплате в бюджет.

Если льгота применяется для организации в целом (т.е. организация не имеет другого имущества, признаваемого объектом налогообложения), то они указываются на вкладке «льготы». При заполнении данной информации важно правильно указать дату, с которой она применяется. В случае отмены льготы либо изменения льготы в программе также заносится дополнительная запись, в которой указать, с какой даты она применяется.

Обратите внимание, что имущество, принятое на учет с 01.01.2013 с 3-10 амортизационных групп попадает под льготное (код льготы 2010257). Однако заносить в справочник льготируемых имуществ в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, не нужно. Данная льгота автоматизирована, достаточно лишь выбрать амортизационную группу в карточке ОС.

Если льгота распространяется не на все, а только на часть имущества организации, то информация об этом вводится в регистр сведений через форму «Объекты с особым порядком налогообложения». В данной форме предусмотрены несколько вариантов заполнения, это, например:

объекты учитываются на счете 01, но объектом обложения не являются;

объект поставлен на учет в другом налоговом органе или в налоговом органе, по которым отличается код по ОКТМО;

льгота, зависящая от кода вида имущества (например, 01 «Объекты имущества ЕСГС»);

недвижимое имущество, налоговая база по которым признается кадастровой стоимостью.

Срок уплаты налогов и порядок расчета авансовых платежей устанавливается через форму «Порядок уплаты налогов на местах». Соответственно, если вдруг при закрытии месяца, например, сентября, вы не найдете операцию «Расчет налога на имущество» первым делом необходимо проверять данную настройку: должна стоять галочка «Уплачивать авансы».

Платежи по НИО являются расходами для целей бухгалтерского учета и их следует включать в состав тех же расходов, куда списывается амортизация по объектам, к которым они относятся (чаще всего это счета 20, 26, 44 и т.п.). Для автоматического формирования проводок по начислению налога при закрытии месяца информацию об отражении расходов по налогу на имущество организаций необходимо ввести в регистр сведений «Способы отражения расходов».

Отчет и декларация

Перед составлением отчетности по НИО обязательно необходимо выполнить закрытие месяца, регламентную операцию «Расчет налога на имущество», которая формирует проводки с исчисленным налогом.

В нашем примере был начислен налог на 88 руб. с кондиционера, несмотря на то что относится к четвертой амортизационной группе, принят он к учету в 2012 г. Это можно проверить по справке-расчету и карточке ОС. Если у вас налог не начисляется автоматически, необходимо проверить:

Дату принятия к учету в карточке учета ОС.

Амортизационную группу в карточке учета ОС.

Документ «принятие к учету ОС» (суммовые проводки).

Регистр сведений по налогу на имущество – возможность применения льгот.

Выполнение закрытия месяца.

В справке-расчет НИО предоставлены все данные для заполнения отчетности: средняя стоимость имущества, необлагаемая стоимость, налоговая ставка, сумма налога. Также, если необходимо, справку можно настроить так, чтобы отображала код вида имущества, код налоговой льготы, код по ОКТМО.

В конце отчетного периода организации обязаны сдавать «Расчет по авансовым платежам по НИО», не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным. Уплачиваются авансовые платежи на территории Ростовской области, в соответствии с региональным законом №843-ЗС, в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета. Отчетность предоставляется по месту нахождения имущества.

В «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0, форму «Расчет по авансовым платежам по налогу на имущество» можно найти в разделе «Отчеты» – «Регламентированные отчеты» – «Налоговая отчетность».

Обратите внимание, что имущество с 1 и 2 амортизационной группой не является объектом налогообложения по НИО, именно поэтому ни в расчет, ни в декларацию не попадает.

В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, для отчета «Расчет по авансовым платежам по налогу на имущество» с 15 сентября 2017 г., в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.05.2017
№ БС-4-21/[email protected], реализованы контрольные соотношения показателей форм налогового расчета для проверки правильности формирования показателей в отчетности. Для декларации контрольные соотношения будут реализованы в будущих версиях программы.

Декларация по НИО предоставляется по итогам года, не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Уплачивается налог в соответствии с РЗ №843-ЗС, в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации.

Также большое внимание нужно уделить тому, что налоговая служба утвердила новые формы декларации и авансового расчета (Приказ ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]). Новую декларацию необходимо представить по итогам 2017 г., а новая форма расчета впервые сдается по итогам I квартала 2018 г., но представляя отчетность в 2017 г., уже можно использовать эту форму. В программах «1С» новые формы уже реализованы.

www.audit-it.ru

С какого года не начисляется налог на имущество

От расчётов БТИ к кадастровой стоимости

Налог на имущество физических лиц ежегодно должен платить каждый гражданин России, имеющий в собственности любую недвижимость — квартиру, комнату, дом, парковочное место и т. д. Его размер рассчитывается на основе инвентаризационной стоимости, которую когда-то определило Бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако такой способ подсчётов устарел, говорит заместитель губернатора — министр финансов Ростовской области Лилия Федотова.

— Инвентаризационная оценка имущества проводилась ещё при СССР и, конечно, устарела. Сейчас она очень далека от рыночной стоимости имущества граждан, — говорит она.

Тем не менее, налог этот не фиксированный и ежегодно корректируется. Этим занимается Министерство экономического развития России, пытаясь как-то сгладить разницу между инвентаризационной и реальной стоимостью имущества граждан.

Поэтому уже несколько лет как решено переходить на исчисление налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Но федеральный законодатель разрешил регионам не спешить и самостоятельно решать когда это делать, установив лишь крайнюю дату — 2020 год. На данный момент соответствующее решение принято в 64 из 85 регионов России. И Ростовская область решила к ним присоединиться.

Точка отсчёта

Предполагается, что Ростовская область перейдёт на новое налогоисчисление с 1 января 2018 года. Однако пока это не официальная дата, поясняет Лилия Федотова:

— Мы будем стремиться к тому, чтобы с 1 января 2018 года ввести новую систему. Но решение будет принято лишь тогда, когда мы убедимся, что до каждого жителя Ростовской области, который является владельцем недвижимости, доведены все нюансы новой системы налогообложения.

Во имя справедливости

На вопрос зачем всё это нужно, самым логичным ответом является — ради пополнения бюджета региона. Однако Федотова это категорически отрицает.

— В 2016 году по всей Ростовской области по налогу на имущество было собрано более 900 миллионов рублей. При этом прошлогодний консолидированный бюджет по доходам — около 155 млрд рублей. Не трудно подсчитать незначительный удельный вес данного налога в этой цифре, — говорит она.

По словам министра, всё дело в справедливости. Так вышло, что с 1 января 2013 года БТИ перестали оценивать имущество граждан. В итоге физлица — владельцы недвижимости, построенной позднее этого года, не платят государству вообще ничего. В Ростовской области таких объектов сегодня около 240 тысяч. Это примерно одна шестая общего количества объектов недвижимости в регионе.

— Мы не стремимся этим налогом нарастить доходы бюджета, — заявляет Федотова.

Более того, продолжает министр финансов, существуют примеры российских регионов, где введение исчисления налога на имущество на основе кадастровой оценки привело даже к снижению поступлений в бюджет с этого налога.

Так сколько же мы будем платить?

Чтобы ответить на этот вопрос, придётся самостоятельно считать, либо просто дождаться новых платёжек.

Считать налог на имущество по кадастровой оценке невозможно без собственно кадастровой оценки. Она была проведена в Ростовской области в 2016 году и будет актуальна следующие пять лет. Её итоги размещены здесь. Чтобы узнать рыночную стоимость своей недвижимости, достаточно найти её в списке. Напротив адреса указан кадастровый номер объекта, его площадь, стоимость квадратного метра и общая стоимость.

Далее нужно знать базовые налоговые ставки. Для всей России они одинаковы: 0,1% для квартир, домов, комнат, дач; 2% — для административно-деловых центров и прочей похожей недвижимости, а также объектов, чья кадастровая стоимость выше 300 млн рублей; 0,5% — для всех остальных объектов.

Кроме того, существуют фиксированные налоговые вычеты. Из площади любого частного дома вычитается 50 кв метров, из площади любой квартиры — 20 кв метров, из площади любой комнаты — 10 кв метров в отношении одного объекта налогообложения по выбору плательщика.

Конкретные примеры. Возьмём двухкомнатную ростовскую квартиру площадью 45 кв метров в десятиэтажке 1980-х годов на Текучёва. Её кадастровая стоимость — 2,9 млн рублей, цена за квадратный метр — 65,8 тысяч рублей. Из 45 квадратов вычитаем 20, оставшиеся 25 умножаем на стоимость метра и получаем 1,64 млн рублей. 0,1% от этой суммы и есть будущий налог на имущество — 1,64 тысячи рублей. Это в 4 раза больше, чем за неё платят сейчас по оценке БТИ (400 рублей).

А за «однушку» в 31,4 кв метра на Пушкинской в старом фонде налог на имущество составит 750 рублей. Это почти в 5 раз меньше, чем за неё приходится платить сейчас (2,4 тысячи рублей). За «трёшку» на Благодатной (80 кв метров) вместо 1 890 рублей придётся платить 3 700. Владение частным домом в черте Ростова площадью 180 кв метров обойдётся примерно в 8 тысяч ежегодно.

Иными словами, кого-то ждёт приятный сюрприз, кого-то — неприятный.

— Я поручила специалистам минфина, — говорит Федотова, — посчитать новый налог в отношении себя. Посмотрели Песчанокопский район, Батайск, разные районы Ростова. Получилось, что у кого-то он вырастет в 7 раз, у кого-то — снизится в 5 раз. Так что каждый, кто хочет знать, сколько будет платить, должен сам считать. Всё очень индивидуально.

Однако все вышеприведённые расчёты сделаны на основании базовых ставок. Налог на имущество физлиц шёл и будет идти в бюджеты муниципалитетов, и им дано право эти ставки менять. Можно уменьшить вплоть до нуля, а можно и увеличить, но не более чем в три раза. Так что та же «двушка» на Текучёва при ставке 0,3% будет обходиться уже в почти 5 тысяч ежегодно, вместо 400 рублей.

Ложка мёда

Во-первых, никто не отменял права льготников. Всего это 15 категорий граждан: пенсионеры, инвалиды 1-2 группы и так далее. С них налог на имущество как не собирается, так и не будет.

Однако если раньше, например, на родственника-льготника можно было оформить несколько объектов недвижимости и ничего не платить, то теперь так не выйдет. Льгота будет распространяться только на один объект недвижимой собственности каждого вида. То есть, если на бабушку — ветерана войны оформлено три квартиры и два частных дома, то платить она не будет только за одну квартиру и один дом.

Во-вторых, новый налог вводится с отсрочкой. В первый год он будет увеличен только на 20% от разницы с предыдущим налогом. Лишь спустя пять лет, увеличиваясь на 20% ежегодно, он достигнет своего полного размера.

В-третьих, если Ростовская область перейдёт на эту систему с 1 января 2018 года, то новые суммы в платёжках владельцы недвижимости увидят в 2019 году, со сроком уплаты до 1 декабря.

Что делать, если вы не согласны

Всё, что можно сделать — попытаться снизить размер налога, оспорив кадастровую оценку.

Для начала нужно обратиться в любое отделение Росреестра. Специальная комиссия в 30-дневный срок проверит адекватность кадастровой оценки вашего объекта недвижимости. Если вынесенное решение не устроит, можно обратиться в суд. Идти на такие шаги есть смысл, например, собственникам ветхого и аварийного фонда в центре Ростова. Зачастую, по кадастру такое жильё оценено на уровне премиального, а по факту стоит меньше «однушки» в Суворовском.

Однако здесь нужно помнить, что обращение в Росреестр бесплатно. Судебное же разбирательство означает расходы. Так что целесообразность обращения в суд остаётся разве что у собственников очень дорогих и крупных объектов. Либо у очень принципиальных граждан.

Итог

По замыслу, тяготы новой системы налогоисчисления, в первую очередь, почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Изменения для собственников жилья среднего класса и эконом по идее не столь значительны.

Так считается. Однако в трёхкомнатной квартире может проживать многодетная малообеспеченная семья, а в «однушке» — не требовательный к условиям бизнесмен.

Собственник, конечно, не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет. К тому же, ошибки в начислении платежа — вполне возможная ситуация. Но вы этого и не заметите, если не знаете, сколько должны платить.

Наконец, во избежание неприятных сюрпризов, отныне перед покупкой недвижимости стоит сразу посчитать, какой с неё придётся платить налог.

www.donnews.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон n 138-фз Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ"О лотереях" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., […]
  • Приказ 740 фсин 2013 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 15 декабря 2016 г. N 1060 "Об утверждении Перечня оперативной информации и оперативных донесений о правонарушениях и происшествиях, представляемых в дежурную службу управления планирования […]
  • Приказ 620 минрегионразвития Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 620 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий" МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2011 г. N 620 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДА […]
  • Приказ мо рф 2008 года 250 дсп Категории блога Приказ министра обороны рф 2008 года 250дсп Скачать Приказ министра обороны рф 2008 года 250дсп Информация о файле:Дата: 6.7.2012Скачано раз: 100Место в рейтинге: 269Средняя скорость скачивания: 6620 КБ/сек.Похожих […]
  • Субсидии элисты Программа молодая семья в Элисте и Калмыкии в 2018 году Программа "Молодая семья" в Калмыкии и Элисте действует с 2008 года: вначале в рамках республиканской целевой программы "Молодой семье – доступное жилье" на период 2008-2012 годов", […]
  • Приказ 285 фсб Проект Приказа ФСБ России "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1456" (подготовлен ФСБ России 28.12.2017) Досье на проект Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 […]

Обсуждение закрыто.