Роль налога на имущество в формировании бюджета

Роль налога на имущество в формировании бюджета

-налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

В России насчитывается 85 субъекта, в которых 22,3 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов [5].

Одна из проблем, которая интересует широкий круг налогоплательщиков — физических лиц, это порядок и правильность исчисления имущественных налогов. Для усовершенствования информационного обмена между налоговыми органами и вышеуказанными органами в области исполнения обязанности по уплате местных налогов необходимо осуществить ряд мероприятий. Так, в отношении налога на имущество физических лиц необходимо уточнить методику оценки недвижимого имущества и перечень органов, которые занимаются данной оценкой. Кроме того, следует разрешить существующие противоречия в области передачи информации на объекты недвижимости для устранения возникающих ошибок в начислении налога

Основной проблемой местного налогообложения на сегодняшний день является дефицит местных бюджетов, и формирование их доходной части за счет малой доли отчислений от федеральных налогов и сумм местных налогов. Среди проблем в области местного налогообложения следует выделить наличие препятствий в части формирования налогооблагаемой базы по местным налогам, а так же определенное несовершенство системы администрирования местных налогов [2].

Для решения этих проблем необходимо предпринять следующие шаги:

— упорядочить процесс оценки налогооблагаемой базы по местным налогам;

— оптимизировать налоговое администрирование: ввести в структурах муниципалитетов институт сборщиков налогов, обеспечить качественный обмен информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

Таким образом, в России доля местных налогов крайне мала, что соответственно приводит к увеличению дотационности местных бюджетов и снижает их экономическую самостоятельность. Поэтому одним из направлений совершенствования налогового механизма должно стать возрастание доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований при условии сохранения правового единства в налоговой системе в целом [2].

Список используемой литературы:

1. Джамурзаев Ю.Д., Мусаелян А.К.- Местное налогообложение на современном этапе реформирования налоговой системы// Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию.- 2016.-№1.-с.59-63

2. Солодовникова О.А.- Правовое регулирование местных налогов в Российской Федерации: проблемные вопросы// В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 259-261.

3. Чернышова Н.С., Хардикова Л.Н.- Роль местных налогов в бюджете Российской Федерации// В сборнике: МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 318-321.

4. Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: Учебное пособие. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 227 с.

www.scienceforum.ru

Роль налога на имущество в формировании бюджета

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 966

Поделиться с друзьями:

Объектом налогообложения налога признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налогоплательщиками данного налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Для определения налоговой базы налогоплательщик рассчитывает среднюю стоимость налогооблагаемого имущества за отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев) и среднегодовую стоимость за налоговый период (календарный год).

С 1 января 2014 г. налоговая база берется в качестве налоговой базы также в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%[4].

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости, налоговая ставка не может превышать 2%(в 2015 г. для Москвы ­­— 1,7%, для иных субъектов РФ — 1,5%).

В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 следует открыть субсчет «Расчеты по налогу на имущество».

Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:

— включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);

— включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).

В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Во втором случае в бухучете следует сделать запись:

Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008)[1].

Изучив статистические данные поступления налогов в консолидированный бюджет, можно прийти к выводу, что доля поступления налога на имущество по сравнению с другими налогами мала.

Таблица 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ

www.scienceforum.ru

Роль налога на имущество в формировании бюджета

Просмотров научной работы: 5847

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области. Но следует учесть, что около 30 % всех налоговых поступлений регионального бюджета направляется в федеральный бюджет. В связи с чем доходная часть бюджета Тюменской области имеет значительные потери в части налогов и сборов [1]. В таблице 1 рассмотрим структуру и динамику налоговых доходов в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Таблица 1 — Структура и динамика налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Налоговые доходы, всего в т.ч.:

Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.

Проводя анализ, можно отметить рост показателя налоговых доходов за рассматриваемый период. Также можно заметить, что на долю налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, поступающих по нормативам в областной бюджет и местные бюджеты, приходится более 90% налоговых доходов этих бюджетов. Показатель региональных налогов остается без изменений, стабильно равен 6 % от всех налоговых доходов [3].

В таблице 2 представлен сравнительный анализ поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за период 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Таблица 2 — Динамика поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.

Бюджет Тюменской области стабильно растет, наблюдается увеличение поступлений. Что касается налога на имущество организаций, то поступления от данного налога в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 491 598 руб. и составили 3 390 454 руб. Сравнивая 2011 и 2010 года, также наблюдается увеличение показателя 2011 года на 600 330 руб., который составил 3 990 784 руб. [3].

В связи с тем, что в ноябре 2010 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, наблюдается снижение доходов от транспортного налога в 2011 году.

Значительное снижение доходов наблюдается и по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена [1].

Рассмотрим более подробно на представленной ниже таблице 3 динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области на 01.12.2012 год по сравнению с 01.12.2011 год [5].

Таблица 3 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011-2012 гг. (млн. руб.).

Налог на имущество организаций

— налог с организаций

— налог с физических лиц

Источник: Составлено на основе данных УФНС по Тюменской области на сайте www.r72.nalog.ru.

Более наглядно динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. можно рассмотреть на рисунке, расположенном ниже.

Рисунок 1 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. (млн. руб.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поступления налога на имущество организаций в истекшем периоде текущего года продолжают показывать относительно высокие темпы роста (127,5%). На положительную динамику во многом повлияли мероприятия в области совершенствования администрирования налогообложения имущества юридических лиц, прежде всего, причиной послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и так [5]:

1. Изменен порядок информационного обмена сведениями, необходимыми для исчисления транспортного налога. С 1 января 2011 года в Налоговом кодексе Российской Федерации для всех органов, учреждений, организаций и должностных лиц, за исключением органов ЗАГСа (для органов ЗАГСа — с 1 января 2013 года), введена обязанность предоставления налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, в электронном виде;

2. Уменьшены базовые ставки по транспортному налогу;

3. Отменены авансовые платежи по транспортному налогу гражданам;

4. Введена Единая форма налогового уведомления, которая позволила не только проинформировать граждан о всех налоговых обязательствах в рамках одного документа, но и существенно сократить затраты федерального бюджета на формирование и рассылку налоговой корреспонденции;

5. Разработана форма заявления для обращения налогоплательщиков — физических лиц в налоговые органы в случае выявления ими в налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем им имуществе (в нашем случае — транспорте), и др.

Положительная динамика наблюдается и по поступлениям транспортного налога, в целом темп роста составил 121,4%, в том числе по транспортному налогу физических лиц – рост на 18,3%, сложившись в объеме 374,3 млн. руб., транспортного налога с организаций мобилизовано на 25,2% или 62,0 млн. руб. больше, чем за соответствующий период 2011 года [5].

Можно отметить следующие факторы роста налогового потенциала Тюменской области по налогу на имущество организаций [1]:

1. Повышение темпов экономического роста и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

2. Увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых для финансирования основного капитала организаций;

3. Снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения (в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учёт);

4. Проведение мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет округа за счет сокращения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам.

Большая доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, — налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения.

Немалого эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций.

Основные причины недополучения средств в бюджет Тюменской области следующие [1]:

Нарушение налогового законодательства;

Нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;

Нарушения при применении контрольно-кассовых машин;

Недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;

Задолженность по платежам в бюджеты;

Наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;

Ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд.

Тюменская область теряет большие бюджетные средства в организации предпринимательской деятельности, малого бизнеса.

Так при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала (фонда) на момент регистрации и в период деятельности предприятий до размеров, установленных учредительными документами.

При регистрации не осуществляется должного контроля за наличием полного комплекта учредительных документов и наличием всех реквизитов в учредительных документах в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий.

В настоящее время широко известно понятие фирм – однодневок, то есть это предприятия, которые не представляют отчеты в налоговые инспекции и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают всевозможные торговые операции, прокручивая в обороте многомиллионные суммы наличных денежных средств. Такие предприятия, как правило, зарегистрированы по адресу массовой регистрации [4].

Таким образом, для увеличения поступлений региональных налогов были разработаны некоторые предложения [1]:

1. Распространить порядок обращения взыскания на имущество предприятий — недоимщиков не только по задолженности по налогам и платежам, но и по штрафным санкциям (пени);

2. Упростить процедуру обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;

3. Погашать недоимку за счет обращения взыскания на имущество учредителей предприятия-должника;

4. Начислять пени на оставшуюся просроченную сумму недоимки со дня предоставления отсрочки, а не с момента образования недоимки;

5. Решить вопрос с Главным управлением Центробанка об оказании практической помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков.

1. Курбанова Т,А. Роль налоговых доходов в бюджете субъекта HA (на примере ХМАО — Югры) [Текст]: / Т.А. Курбанова // Сибирская ассоциация консультантов.

2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/

3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

4. Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3−7−07/84

www.scienceforum.ru

Роль и значение налога на имущество организаций и транспортного налога в формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Экономические науки

  • Зевахина Любовь Александровна , студент
  • Солодовникова Ульяна Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Югорский государственный университет
  • КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Похожие материалы

Давно известно, что региональные налоги оказывают сильнейшее влияние не только на составление и формирование доходов регионального бюджета и, как следствие на материальное состояние граждан, но и посредством этого влияния они способны воздействовать на организацию и устройство налоговой политики в масштабах государства.

Ряд признаков демонстрирует состояние кризиса в российской экономике в связи с введением санкционных режимов в отношении нашей страны, нестабильностью национальной валюты, снижением доходов населения и другими внешними и внутренними факторами.

Именно поэтому тщательное изучение, анализирование и совершенствование методов исчисления и выплат региональных налогов в настоящее время как никогда актуально.

В большинстве случаев на доходные поступления региональных бюджетов сильнее всего влияют два вида региональных налогов – налог на имущество организации и транспортный налог. Именно на них и будет сделан основной акцент в статье, как на наиболее существенные налоги.

На примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, уступающему лишь Москве по масштабу экономики и социально-экономическому развитию, будет рассмотрена роль налога на имущество организаций и транспортного налога в формировании регионального бюджета.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа за 2013-2015 гг., отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Налоговые поступления в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа за 2013-2015 гг. (в тыс. руб.)

Темп роста 2014/2013 (%)

Темп роста 2015/2014 (%)

Налог на прибыль организаций

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Источник: Сайт мониторинга Югры.

Из анализа можно определить, что налог на имущество организаций является одним из бюджетообразующих налогов в Ханты-Мансийском автономном округе наряду с такими налогами как НДФЛ и налог на прибыль организаций. На протяжении всех анализируемых периодов налог на имущество организации находится на третьем месте по величине налоговых поступлений. Явной тенденции динамики удельного веса по налогу на имущество организаций выявлено не было. В 2013 году данный налог занимает 23% удельного веса, в 2014 году этот показатель понижается на 4%, однако в следующий анализируемый период удельный вес налога на имущество организаций увеличивается на 2% и составляет 21% от общей доли налоговых поступлений.

Транспортный налог не является одним из основных бюджетообразующих налогов и на протяжении трех рассматриваемых периодов находится на шестом месте по величине налоговых сборов. За анализируемые периоды удельный вес транспортного налога в консолидированном бюджете Ханты-Мансийского автономного округа остался неизменным.

Доходные поступления от налога на имущество организации за рассматриваемый период увеличились на 12 594,14 тыс. рублей. Темп прироста в 2014 году по сравнению с прошлым периодом составил 10,5%. Эта динамика связана с изменениями в НК РФ, вступившими в силу с 1 января 2014 года. Суть изменений заключается в том, что налог на имущество в отношении некоторых налогооблагаемых объектов должен высчитываться от их кадастровой стоимости (не более 2%), тогда как до 2014г. он рассчитывался от балансовой стоимости имущества (в размере 2,2%). В 2015 году темп прироста увеличился еще на 19,74%. На динамику этого показателя повлияло увеличение налоговых ставок по налогу на имущество организаций, если в 2014 году они не могли превышать 1%, то в 2015 году налоговые ставки по данному налогу в Ханты-Мансийском автономном округе составили 1,5%.

Доходные поступления от транспортного налога в 2015 году возросли на 275,44 тыс. рублей. Темп прироста в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшился на 2,61%, это может быть связано с изменением ставок по транспортному налогу. В 2015 году по сравнению с прошлым периодом темп прироста составил 15,81%. Увеличение темпов прироста может быть связано с увеличением ставок на транспортный налог, вступившими в силу с 1 января 2015 года и отменой некоторых льгот по транспортному налогу в Ханты-Мансийском автономном округе.

На рисунке 1 наглядно продемонстрирована динамика роста налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа за 2013-2015 гг.

Рисунок 1 – Динамика роста налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу в консолидированном бюджете Ханты-Мансийского автономного округа (в тыс. руб.).

Наглядно изображена тенденция к росту налоговых поступлений по рассматриваемым налогам на протяжении всех анализируемых периодов. В 2014 году налоговые поступления по налогу на имущество организаций выросли на 4 086,6 тыс. рублей по сравнению с 2013 годом, а в 2015 они возросли еще на 8 507,54 тыс. рублей по сравнению с прошлым периодом. В процессе анализа налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа было выяснено, что налог на имущество организаций является одним из бюджетообразующих налогов в округе. Стоит более подробно осветить ряд изменений, касающихся налога на имущество организаций в региональном законодательстве. С 01.01.2014 введен ряд изменений в отношении имущества организации:

  • Отменены налоговые льготы для ряда категорий налогоплательщиков, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и (или) приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, органы государственной власти и местного самоуправления муниципальных автономного округа и другие.
  • Налог на имущество организаций в отношении отдельных объектов исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как эти изменения повлияли на собираемость налога на имущества организаций, было рассмотрено в анализе налоговых поступлений по данному виду налога.

Из данных рисунка 1 видно, что поступления от транспортного налога в 2014 году по сравнению с прошлым периодом снизились на 56,13 тыс. рублей. В 2015 году наблюдается увеличение налоговых поступлений по транспортному налогу, они увеличились на 331,57 тыс. рублей по сравнению с предыдущим периодом. Из данных прошлого анализа определено, что темп роста налоговых поступлений в 2015 году составил почти 16% по сравнению с 2014 годом. В первую очередь это связано с изменениями в законодательстве, касающимися налоговых ставок по транспортному налогу в частности отмены так называемой «нулевой» ставки для владельцев легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил в Ханты-Мансийском автономном округе.

Среднегодовой темп прироста налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу составляет 19%. Подобный темп прироста является положительным фактором и свидетельствует об увеличении роли налога на имущество организаций и транспортного налога в формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.

В заключение следует отметить, что бюджет Ханты-Мансийского автономного округа является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы бюджета имеют тенденцию роста.

В процессе анализа роли налога на имущество организаций и транспортного налога в формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа были сделаны следующие выводы:

  • Налог на имущество организаций является один из бюджетообразующих налогов, его среднегодовая доля в налоговых поступлениях за 2013-2015 гг. составляет 22%. То есть примерно четверть налоговых поступлений бюджета Ханты-Мансийского автономного округа составляет именно налог на имущество организаций.
  • Транспортный налог играет гораздо меньшую, но все же значительную роль в формировании регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа. Объект налогообложения по данному налогу находится в ведении региона, т.е. это внутренний источник пополнения регионального бюджета, на который региональные власти имеют влияние.

В процессе анализа динамики поступлений по рассматриваемым налогам за прошлые периоды становится ясно, что грамотное регулирование ставок и налоговой политики по налогу на имущество организаций и транспортному налогу может оказывать положительное влияние на формирование доходов окружного бюджета, большую часть которого составляют именно налоговые поступления.

Список литературы

  1. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс] URL: http:\\www.minfin.ru
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn86/
  3. Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика [Электронный ресурс] URL: //www. gks.ru
  4. Мониторинг Югра. [Электронный ресурс] URL: http://www.monitoring.admhmao.ru/hmao/

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

novainfo.ru

Научно-исследовательский журнал

The role of tax on profit of organizations in the formation of budget revenues

Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
профиль «Финансы»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар
Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance
IN FGBOU «Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
profile of «Finance»
IN FGBOU «Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
Krasnodar

Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.

Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» [1].

Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» [2].

При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно [3].

Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.

Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.

Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

edrj.ru

Смотрите так же:

  • Земельный налог для сх Налог на землю сельхозназначения в 2016 году Обновление: 7 февраля 2017 г. Ставка налога на участок земли зависит от его назначения и способа его использования. Налог на землю сельхозназначения в 2016 году не изменился, а условия, при […]
  • Алименты на ребенка на время учебы Алименты на обучение в ВУЗе после 18 лет Подаю в суд на отца. Какие нужны документы для этого? + Шаблон заявления. Учусь в ПСПбГМУ им. Павлова на бюджете. Подскажите, на основании какого закона я могу подавать в суд? Ответы юристов […]
  • Нотариус фрунзенский район харьков Подать заявление о праве на наследство. Здравствуйте! Я гражданка России, у меня умер отец- гражданин Украины. Возможно ли подать заявление о праве на наследство, заверенное местным Российским нотариусом, заказным письмом? Принимается ли […]
  • Пенсия военным в ноябре 2018 Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Данный калькулятор подготовлен специалистами юридической компании "Стратегия" Все права защищены! *Следует учитывать, что в соответствии со ст. 45 […]
  • Защита прав потребителей в ногинске адрес Ногинский Адрес суда: 142412, Московская область, г. Ногинск, ул. Климова, д.53Председатель суда: Ковальский Юрий Феликсович тел.: 8(49651)557-07Телефон секретаря председателя суда: 8(49651)557-07Телефон канцелярии по гражданским делам: […]
  • Нотариусы в каховке Нотариусы в каховке Первая Херсонская государственная нотариальная контора Адрес г. Херсон, ул. Мира, 37 Телефон (0552) 51-59-93 Вторая Херсонская государственная нотариальная контора Адрес г. Херсон, ул. Октябрьской революции, 21 Телефон […]

Обсуждение закрыто.