Разрешению долгового кризиса

Новости и аналитика

Долговой кризис в Европе. Долгоиграющая проблема

Многочисленные страхи по поводу обострения долговых проблем в еврозоне подтвердились, но были успешно решены, по крайней мере, в этом уходящем 2012-ом году. Наиболее уязвимой точкой на карте Старого Света была Греция. Постоянно с завидной регулярностью крупнейшие финансовые аналитики, экономисты, официальные лица ЕС и порой даже главы европейских центробанков делали громкие и невеселые прогнозы о скорейшем и неизбежном выходе Греции из зоны евро. Даже появился специальный термин — «Grexit».

Особо горячие головы заявляли и о возможном в ближайшем будущем развале всей еврозоны. Но в итоге, как оказалось, долговой кризис, охвативший пару лет назад перифийные страны Европы, под конец 2012 года немного ослаб и отошел на второй план. Однако успел оказать серьезное влияние на экономические и политические процессы, что привело в ряде европейских стран к досрочному роспуску правительства или сильно влияло на исход многих выборов.

Греция все еще в еврозоне

Вопреки опасениям и пророчествам Греция так и не вышла из состава еврозоны. Тройка международных кредиторов по-прежнему оказывает Афинам необходимую финансовую помощь всякий раз, когда этого требует ситуация, выделяя очередные траншы.

В феврале этого года руководство ЕС, МВФ и ЕЦБ согласилось предоставить Греции второй пакет экстренной финансовой помощи объёмом в 130 миллиардов евро при условии осуществления правительством дополнительных мер жёсткой экономии.

Было достигнуто соглашение с частными держателями греческих гособлигаций (банками, страховыми компаниями и инвестфондами) о проведении реструктуризации долга, «добровольном» обмене государственных облигаций с номинальным списанием 53,5% на краткосрочные облигации Европейского фонда финансовой стабильности и греческие облигации нового выпуска с более низкими процентными ставками.

Это стало самым крупным соглашением по реструктуризации долга на мировом уровне. Величина списанных долговых обязательств составила 107 млрд. евро. После этого в марте 2012 года уровень греческой задолженности сократился с примерно 350 до 240 миллиардов евро. Однако МВФ прогнозирует, что показатель чистого госдолга Греции на конец года составит 170%.

И можно с уверенностью говорить, что в следующем 2013 году тема финансовой помощи Афинам всплывет снова, и в очередной раз встанет вопрос о новом выделении ей средств, как это было недавно в конце ноября. Хоть и без большого желания, но лидерам евросоюза и ЕЦБ приходится тянуть на себе слабые страны.

Вопрос о возможном выходе Греции из ЕС очень острый и его решение будет оттягиваться как можно дальше. Ведь Единая Европа — это в первую очередь политический проект, и выход любой из стран крайне нежелателен. Просто так Грецию из еврозоны не отпустят.

Долговые проблемы страны не могли не сказаться на состоянии ее экономики. Ситуация последние кварталы стабильно ухудшается, прогноз по снижению ВВП на этот год — 6,5%, с начала кризиса падение достигает уже 17%. Безработица под конец года выросла до критичных 25,4%. Сокращение госрасходов регулярно вызывало в стране крупные многотысячные акции протеста, часто перераставшие в большие погромы и беспорядки.

В Испании все плохо, кроме футбола

Кроме многострадальной Греции в 2012 году все чаще на лентах новостных агентств стала упоминаться другая южная европейская страна — Испания. По сравнению с Грецией общий уровень госдолга к ВВП у этой страны является сравнительно невысоким. Но опасность для всей ЕС состоит в том, что экономика Испании является четвёртой по величине в Евросоюзе, превосходя экономики Греции, Португалии и Ирландии вместе взятые, и «спасать» Испанию будет финансово сложнее.

В середине года испанский долговой кризис стал главной проблемой для первых лиц еврозоны. Процентные ставки по гособлигациям Испании сроком на 10 лет выросли до 7%. Правительство страны приняло решение о получении пакета финансовой помощи размером в 100 млрд. евро для оказания помощи банковской отрасли. С учётом полученных средств общая сумма долговых обязательств Испании увеличивается до уровня 90% ВВП, что является средним уровнем госдолга для еврозоны.

Так же, как в случае с Грецией, долговые проблемы Испании серьезно сказались на ее экономике. Замедление ВВП на этот год прогнозируется на уровне 1,5%, безработица является крупнейшей в Европе, превышая уже 25%, а среди молодых (до 25 лет) количество безработных превышает 56%.

Ситуация на рынке труда ухудшилась настолько, что больше сотни тысяч испанцев за последний год покинули свою страну, пытаясь найти счастье в других странах. Прогнозы на будущее также неутешительны. Испания в 2014 году по уровню дефицита бюджета может обогнать другие страны ЕС, в том числе Грецию, и выйти на первое место.

Кто на новенького?

Долговой кризис, как раковая опухоль, может в дальнейшем распространится и на остальные «органы» единого европейского организма. В данный момент 5 из 17 стран еврозоны получают финансовую помощь ЕС в обмен на жесткие меры по сокращению госрасходов. Кроме уже зараженных большими долгами Португалии, Ирландии, Кипра вскоре эта «болезнь» способна настигнуть и другие страны континента.

Первые претенденты — Италия, Словения и пока отдаленно Франция. Доходность по 10-летним гособлигациям Италии в 2012 году доходила до 7% и в какой-то момент даже превышала этот опасный рубеж, но ЕЦБ каждый раз вовремя выходил на рынок, снимая напряжение.

Италия также, следуя проверенному курсу Испании, начала проводить реформы, направленные на уменьшение дефицита бюджета страны и сокращение расходов. Величина госдолга страны, по прогнозам МВФ, к концу года составит 126%.

Внешне стабильная Франция (по крайней мере, о ее долгах пока еще мало кто вспоминает) также существенно обременена проблемами. Однако общий госдолг Франции уже около 2 триллионов евро и превышает 90% к ВВП. Безработица в стране также высокая, составляет 10,7%, но все же является меньше средней по евросоюзу.

Разрешения долговых проблем до сих пор нет

По сути, за прошедший 2012 год мало что кардинально изменилось. Глобального разрешения проблемы накопившихся за последние десятилетия долгов так до сих пор нет, оно лишь оттягивается и заменяется решением локальных краткосрочных задач. Всеми этими действиями ЕЦБ Европа снова купила себе время.

Летом этого года главы европейских стран пришли к договоренности о предоставлении ЕЦБ полномочий контрольно-надзорного органа банковской отрасли Европы и созданию дополнительно программы страхования депозитов на уровне ЕС.

И в следующем 2013 году Европейский Центральный банк, который получил право в неограниченном объеме скупать гособлигации проблемных стран, будет вновь в нужный момент выходить с этой целью на рынок. Ведь одна из основных задач, чтобы единая европейская валюта и европейский союз были спасены любой ценой.

bcs-express.ru

Разрешению долгового кризиса

Однако эксперты считают, что Евросоюз не сможет обойтись без помощи Международного валютного фонда (МВФ), который привык решать проблемы такого рода. Более того, вполне возможно, что фонду придется вмешаться, чтобы успокоить рынки, даже несмотря на нежелание стран ЕС.

За всю 11-летнюю историю существования единой европейской валюты ни одной стране еврозоны не предоставлялось кредитов. Вполне возможно, что в конечном итоге Германии вместе с другими европейскими странами придется гарантировать кредит, чтобы унять тревогу инвесторов по поводу возможного дефолта. Однако некоторые экономисты полагают, что и этого будет недостаточно, чтобы успокоить рынки.

Дело в том, что Евросоюз старается не прибегать к помощи МВФ, хотя у фонда намного больше опыта в разрешении долговых кризисов. «Обращение за помощью к фонду для многих европейских лидеров равнозначно капитуляции перед Вашингтоном и сложению с себя полномочий», — считает профессор экономики Catholic University of Leuven Пол де Гров.

С другой стороны, вмешательство фонда сможет успокоить инвесторов, которые, опасаясь дефолта в Греции, распродавали европейские ценные бумаги и евро. Усугубляет ситуацию и тот факт, что проблемы Греции могут в конечном итоге распространиться и на другие проблемные страны зоны евро, такие как Испания и Португалия. «Существует большая степень вероятности, что МВФ все же придется вмешаться в происходящее», — сообщил один из высокопоставленных чиновников фонда на условиях анонимности.

Между тем долговые проблемы Греции уже спровоцировали панику на мировых финансовых рынках и стали причиной обвала единой европейской валюты. Европейские законодатели не раз подчеркивали, что не допустят дефолта Греции, но при этом греческим властям придется пойти на болезненные меры по сокращению дефицита бюджета. Самое интересное, что, несмотря на все трудности, ЕС продолжает настаивать на том, что сам разберется со всеми своими проблемами. «Проблемы Греции – это проблемы всех европейцев. Нет никаких сомнений, что Греция даже не стоит на повестке МВФ», — заявил на этой неделе министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.

Правда, международные эксперты не согласны с такой позицией. Президент Oxford Institute for Economic Policy Доменико Ломбарди считает, что существует вероятность распространения проблем Греции на другие страны ЕС. «Финансовые рынки очень четко выразили свое недовольство. Вопрос оказания помощи Греции, скорее, политический. В уставе ЕЦБ не прописана возможность спасения того или иного государства. Соответственно, это должен сделать МВФ», — подчеркивает эксперт. Д.Ломбарди, который раньше сам был членом совета директоров фонда, уверен, что вмешательство МВФ успокоит инвесторов и мировые финансовые рынки.

В настоящее время Греция является очевидным «слабым звеном» в еврозоне, и ее фискальные проблемы вызывают опасения возможного дефолта в стране и оказывают сильное давление на единую европейскую валюту.

Чиновники ЕС неоднократно пытались успокоить рынки, заявляя, что Греции дефолт не грозит, однако напряженность вокруг финансового положения этой страны сохраняется. Бюджетный дефицит Греции достиг по итогам минувшего года 12,7% от ВВП. Страна переживает самый тяжелый экономический кризис со времени присоединения к зоне евро в 2001г.

Греческие 10-летние гособлигации в эти дни торгуются со спрэдом доходности в 360-365 базисных пунктов к немецким «бундам», которые считаются самыми надежными суверенными облигациями в еврозоне.

www.rbc.ru

Пути разрешения долгового кризиса еврозоны через процессы интеграции и дезинтеграции

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.02.2016 2016-02-11

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Емельянова К. Н., Клиницкий П. О., Сергеева М. А. Пути разрешения долгового кризиса еврозоны через процессы интеграции и дезинтеграции // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 376-379. — URL https://moluch.ru/archive/108/26120/ (дата обращения: 07.08.2018).

Структурные недостатки еврозоны

Главной причиной долгового кризиса, затронувшего еврозону, послужила не Великая рецессия 2008–2009 годов, а особенности институционального устройства рассматриваемого экономического союза, которые еще в кризисное время показали свои недостатки.

Так, во-первых, 125-я статья Лиссабонского договора, а также Маастрихтского договора запрещает оказывать помощь странам, имеющим государственный долг и оказавшимся в сложной ситуации. В настоящее время договор о Европейском стабилизационном механизме разрешает подобного рода помощь, однако он был претворен в жизнь только в 2012 г., когда проблема уже в полной мере проявилась перед европейским сообществом.

Во-вторых, отсутствовали четкие механизмы соблюдения параметров госдолга по Маастрихтскому договору (60 % ВВП). Согласно самым ранним данным Евростата, на 2002 г. Бельгия и Италия уже имели государственный долг более 100 % ВВП. Самая крупная экономика еврозоны — Германия — уже подступала к порогу 60 % (59,2 %), превысив его в следующем году [1].

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что докризисное устройство Еврозоны имело две стратегические ошибки, устранив одну из которых, можно было бы не допустить столь трагичной ситуации. Речь идет либо о строгом контроле количественных параметров при сохранении запрета помощи (что и предусматривалось действующей институциональной структурой, но так и не было реализовано в полной мере), либо о сохранении весьма слабой в реализации количественной нормы и введении на самых ранних этапах принципа помощи проблемным странам.

В-третьих, изначальное создание монетарного союза, предусматривающего установление единой монетарной политики и сохранение фискальной политики на национальном уровне, является временной институциональной мерой, такого рода положение дел нельзя назвать долгосрочно устойчивым, так как появляющиеся противоречия будут только накапливаться и усугублять ситуацию. По мнению Диего Вэлианта, главным пороком, породившим кризис, явилось решение о гармонизации монетарной политики без гармонизации или усиления фискальной политики еврозоны [2, с. 11].

В-четвертых, в противоречие с демократической сущностью еврозоны и Евросоюза вступает возвышение Германии. Интуитивно это можно воспринимать как тягу к дальнейшей интеграции вокруг Германии (подобно объединению княжеств вокруг Москвы), но в рамках существующей системы это является серьезным недостатком.

И в заключение: до кризиса, равно как и сейчас в европейском сообществе, за исключением экспертов и ученых, практически никто не говорит о долгосрочных перспективах эволюции еврозоны, ограничиваясь лишь краткосрочными мерами. Однако это не совсем правильно, так как для любой системы важна эволюция. Проблема может быть в том, что либо политики слишком уверены в способности нынешней институциональной структуры решать все проблемы, в том числе и долговую, что в корне неверно, либо они в этом не заинтересованы.

Таким образом, мы видим, что в еврозоне наблюдаются серьезные проблемы, связанные с недостатками той институциональной системы, которая сложилась с 1991 г. Безусловно, сейчас принимаются необходимые меры для устранения этих недостатков. Первая — Европейский стабилизационный механизм — фонд, целью которого является финансирование долгов и оказание финансовой помощи странам-членам через использование долговых инструментов. Вторая — фискальный пакт — обеспечение строгой бюджетной дисциплины и согласованности экономической политики в странах Евросоюза. Однако предельно допустимый объем государственного долга в некоторых странах уже достигнут, и с этим необходимо что-то делать.

Интеграция идезинтеграция: понятие ивиды

Интеграция и дезинтеграция — оба варианта являются долгосрочной перспективой в развитии еврозоны, оба рассматривают изменение существующей системы, существующего вида еврозоны.

Под дезинтеграцией понимается процесс распада еврозоны и Евросоюза. Возможна частичная дезинтеграция, когда еврозона уменьшается в размерах, позволив некоторым странам выйти из нее (в частности, в контексте данной проблемы — это периферийные страны) или полная дезинтеграция, означающая конец существования еврозоны и Евросоюза, становление полностью независимых государств. Интеграция же — процесс дальнейшего объединения стран еврозоны и Евросоюза. Существующие методы интеграции:

 Неофункционализм — достижение политической интеграции через экономическую интеграцию

 Межправительственный подход — интеграция как серия соглашений между главами государств и правительств интегрирующихся сторон.

 Федералистский метод — идея слияния государств в единую федерацию под властью единого правительства

Влияние интеграции на решение долговой проблемы

Вопрос о том, как интеграция позволяет решать проблему государственного долга, стоит рассмотреть отдельно в рамках каждого из методов. Отметим, что в сложившемся на сегодняшний день положении еврозоны можно увидеть отдельные элементы любого из трех методов, но интересно было бы проанализировать, что произойдет, если взять каждый метод за основной.

Первый метод, который мы рассмотрим — неофункционализм, который предусматривает развитие политического сотрудничества между странами через экономическую интеграцию. Данная теория являлась главенствующей при создании ЕЭС. Этот метод прослеживается в преобладающей роли монетарного союза в интеграции еврозоны, тех мерах, которые принимаются сейчас на пути к единому фискальному союзу, в относительно дешевом кредитовании для стран-членов.

Логично предположить: с помощью неофункционализма при принятии его в качестве доминирующего метода нужно далее развивать еврозону, что, в свою очередь, предусматривает создание фискального союза.

Что касается межправительственного метода, то он позволяет отдельным странам, независимо от официального членства в еврозоне и Евросоюзе, создавать свои договоры и развивать многосторонние отношения. Бесспорно, такие формы организации отношений не должны противоречить основным договорам еврозоны и Евросоюза. В настоящий момент эта система существует и применяется. В еврозоне основными межправительственными организациями являются Саммит еврозоны, Еврогруппа, Рабочая группа Еврогруппы. Дальнейшая же интеграция может подразумевать расширение количества таких договоров и соглашений, образование «многополярной Европы». Хотя это может негативно отразиться на самой идее существования унифицированной Европы, когда интеграция будет идти одновременно по многим направлениям и будет создано множество различных соглашений, в этом случае роль наднациональных институтов резко уменьшится.

Долговая проблема в условиях доминирующего межправительственного подхода может решиться через систему взаимовыгодных соглашений, например, прощение долга в обмен на какие-либо мероприятия, направленные на развитие перспективных отраслей с целью поиска драйверов экономического роста.

Долговая проблема в сложившихся условиях вряд ли может быть разрешима через подобного рода межправительственные организации: если законодательство или наднациональные органы не в состоянии или не имеют желания решать проблемы, то такие объединения не смогут пойти против законодательства.

Говоря об издержках и выгодах данного метода интеграции, необходимо отметить, что они будут неявными в случае сохранения сложившейся системы, поскольку все обсуждения и решения носят менее формальный характер. В случае доминирующего подхода будут достаточно высокие трансакционные издержки, и сложно сказать, стоят ли они тех выгод, которые получат стороны, поскольку согласование взаимных интересов — процесс более сложный, нежели следование строгим законодательным предписаниям.

Последний — федералистский метод предусматривает создание на месте еврозоны Европейской федерации не только с унифицированной экономической системой, но и с политической. В данном случае существует несколько вариантов федерации в зависимости от ширины полномочий. В одном крайнем случае можно получить государство, экономическая система которого будет аналогична той, которая подробно описана в разделе неофункционализма. В другом — при предоставлении достаточно широких полномочий получится некая модификация Евросоюза, которая в экономическом смысле будет иметь следующие принципы: «максимально тесная координация национальных экономических политик; взаимная ответственность за долги; формирование трансфертного союза в качестве ключевого элемента фискального федерализма, основанного на возможности прямого перевода финансовых средств по горизонтали — из бюджета одного государства (предположительно благополучного) в бюджет другого (нуждающегося в средствах); создание банковского союза с полномочиями принимать решения по санации банковских секторов проблемных стран-участниц» [3, с. 2].

Проблема государственного долга периферийных стран здесь предусматривает следующее решение. В первом случае, государство берет на себя все долги стран, а страны начинают формировать свой бюджет с нуля, по новой системе. Выплата долгов осуществляется за счет всей экономики в целом. Во втором — за счет трансфертного механизма будет осуществляться все та же помощь, что и сейчас, но уже на иных принципах.

Возвращаясь в рамках данного метода к издержкам и выгодам, стоит сказать, что издержки как одномоментного, так и последовательного внедрения федерализма, колоссальны как в экономическом, так и в политическом смысле. Перестройка системы повлечет за собой издержки создания новых институтов, новой законодательной базы, новых процессов взаимодействия федераций, новых неформальных правил и взаимоотношений. Выгоды такого метода — это, несомненно, усиление экономического, политического и социального потенциала, становление нового крупного субъекта мировой политики, возросшие надежды людей на решение их проблем.

Влияние дезинтеграции на решение долговой проблемы

Вариант дезинтеграции предусматривает консолидацию монетарной и фискальной политики в руках правительства, что позволяет решать долговую проблему стандартными методами. Это и снижение ставки рефинансирования (если таковое потребуется для новой валюты), и ослабление курса национальной валюты, и контроль доходов и расходов для постепенного погашения долга, и реструктуризация долга, и пролонгация, и многие другие. Также самостоятельный поиск собственных факторов экономического роста позволит запустить процесс развития экономики, что при успешном поиске освободит страну от большей части долга. Минусами такого варианта являются потеря дешевых кредитов еврозоны и долгий процесс восстановления, включающий колоссальные усилия по регулированию валютного курса новой денежной единицы.

Выбор наилучшего варианта развития

Первоначально следует выбрать наилучший вариант между вариантом интеграции и вариантом дезинтеграции. Безусловно, по сопоставимости возможного ущерба от принятия варианта интеграция сильно выигрывает у дезинтеграции. Однако сложно сказать, какой из вариантов будет более успешным для развития стран в долгосрочной перспективе: и в том, и в другом варианте есть возможность достаточно эффективно использовать все имеющиеся меры для решения долговой проблемы, вопрос здесь заключается в том, насколько политическое руководство еврозоны либо независимой страны сможет использовать меры, существующие в рамках каждого из вариантов, для достижения наилучшего результата. Заметим: данный вопрос лежит в политической плоскости. При прочих равных условиях с экономической точки зрения вариант интеграции значительно выгоднее ввиду меньших издержек и большего количества ресурсов для освобождения от государственного долга.

Среди вариантов дезинтеграции в случае успешности институциональных преобразований можно назвать разделение Европы на Север и Юг, поскольку они, теснее объединенные общими интересами, нежели вся еврозона в целом, смогут лучше скоординироваться в решении собственных проблем, особенно долговой.

Теперь стоит выбрать наилучший вариант интеграции. По мнению авторов, наиболее успешным, является метод федерализма, при котором образовывается единый бюджетный союз, а долги стран объединяются в единый долг. Этот вариант хорош тем, что существует единое политическое руководство, которое решает проблемы, единый бюджет, единые источники ресурсов для обслуживания долга, для экономического развития слабых регионов. Однако этот вариант самый затратный и одномоментное его воплощение породит множество негативных моментов. Поэтому в реальности развитие еврозоны должно происходить эволюционным путем, с сочетанием всех трех методов. На данном этапе, требуется сохраняя то институциональное устройство, которое образовано межправительственным подходом, усиливать стремления и увеличивать комплекс действий, направленных на формирование полноценного фискального союза, добиваться максимальной экономической интеграции. После образования единого бюджета нужно начать полноценное и основательное решение долговой проблемы, попутно формируя необходимые для федерации политические институты. После того, как эти институты примут нужный для общества вид, логично перейти к образованию федерации, что будет являться вторым этапом по освобождению от федеративного долга. Именно таким образом можно представить эволюцию еврозоны от текущего институционального состояния со многими проблемами к сильной и объединенной Европе, способной эти проблемы решить.

moluch.ru

Кризис еврозоны и пути его разрешения

Авторы: Василенко С. А. , Болдырева Ю. М.

В статье дается анализ кризиса еврозоны и перспектив его урегулирования. Актуальность темы обусловлена серьезными проблемами в зоне евро и риском ее дезинтеграции на фоне европейского долгового кризиса и перспектив выхода Греции из еврозоны. Обозначенные меры по урегулированию кризиса еврозоны имеют как доктринальный, так и практический интерес. Поскольку Европейский союз на данный момент является важнейшим партнером РФ по внешней торговле, а также серьезнейшим конкурентом, необходимо изучать механизмы функционирования европейского внутреннего рынка и изменений в зоне евро для успешного построения стратегического партнерства. За относительно недолгое время своего существования Европейский союз стал одним из крупнейших экономических и политических центров в мире. Неудивительно, что программы реформирования единой валютной зоны Европейского союза будут иметь серьезные последствия для всего мира. Научная новизна исследования заключается в отслеживании периодических изменений ситуации на международной арене. В работе проведен современный анализ институциональных и экономических проблем зоны евро и на основе политической ситуации сегодняшнего дня рассмотрены перспективы дальнейших решений по урегулированию возникшего кризиса. Научная и практическая значимость данной работы состоит в том, что она имеет как общетеоретическое, так и прикладное значение. Рассмотрение современных процессов трансформации еврозоны вносит вклад в теоретическое изучение вопроса. Выдвинутая в работе гипотеза о необходимости реформирования институциональной базы еврозоны способствует развитию методологического аппарата исследования интеграционных процессов европейского региона.

зона евро , мировой финансовый кризис , долговой кризис , Европейский союз , конкурентоспособность национальной экономики , институциональные реформы , дезинтеграция еврозоны , бюджетные риски , банковский союз

С.А. Василенко, канд. филос. наук, доцент,
кафедра теории и практики иностранных языков,
Ю.М. Болдырева, магистрант,
кафедра зарубежного регионоведения,
Институт иностранных языков,
Российский университет дружбы народов,
г. Москва, Россия

Следующий выпуск

№4 (89), август 2018

Приём материалов до 27 августа

Размещение электронной версии 15 сентября

Загрузка в elibrary.ru 15 сентября

Рассылка печатных экземпляров 20 сентября

Всегда актуальные исследования

Подпишитесь на рассылку, вам будет приходить содержание нового выпуска журнала, чтобы вы оставались в курсе дискуссий в области экономики и социологии.

Свидетельство о регистрации СМИ: серия ПИ №ФС77-46280
ISSN: 2077-7639 (печатная версия).

www.journal-discussion.ru

​Три выхода для Греции

Греческий долговой кризис сейчас в топе всех мировых новостей. На сегодняшний день Греция должна своим кредиторам порядка 324 млрд евро, что составляет 175% ВВП страны.

Греции необходимо было выплатить МВФ 1,6 млрд евро задолженности 30 июня. Затем 10 июля наступает срок погашения государственных облигаций на сумму 2 млрд евро, а общий объем долговых платежей до конца августа превышает 14 млрд евро. Но денег у Афин нет, а длительные переговоры с «тройкой кредиторов» (МВФ, Еврокомиссия и ЕЦБ) о выделении очередного объема помощи в размере 7,2 млрд евро завершились полным провалом. Греция, по сути, уже находится в состоянии технического дефолта, но пока ничего страшного не произошло, хотя в ожидании этого кредитного события настроения на глобальных рынках были близки к паническим.

Греческое правительство выразило принципиальное несогласие с условиями кредиторов по сокращению пенсий и социальных выплат, по повышению НДС и корпоративных налогов, в том числе для судовладельцев и туриндустрии, составляющей наряду с сельским хозяйством, пищевой промышленностью и рыболовством основу экономики Греции. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас предложил, а парламент одобрил идею провести 5 июля общенациональный референдум, на котором греки проголосуют о согласии или несогласии принять новые условия кредиторов, в частности повышение налогов, сокращение пенсий и социальных выплат. Вряд ли население Греции поддержит условия «тройки кредиторов» (если референдум состоится, в чем пока нет уверенности). А это может означать не только дефолт по суверенному долгу, но и выход страны из зоны евро и из Евросоюза.

Последствия всего этого могут быть труднопредсказуемыми, причем не только экономически, но и политически. И не только для Греции и Евросоюза, но и для близлежащих стран и регионов. Вот почему, несмотря на технический дефолт и резкие заявления политиков как в самой в Греции, так и в Брюсселе, переговоры с кредиторами продолжаются и делаются предложения по выходу из сложившейся кризисной ситуации.

Хорошо известно, что из любой ситуации, какой бы сложной она ни казалась, всегда есть три выхода: хороший, плохой и гениальный.

«Хорошим» вариантом будет, если правительство Греции согласится с условиями кредиторов и отменит референдум. Или когда и если само население Греции на общенациональном референдуме поддержит предложение кредиторов, согласится на повышение налогов и сокращение социальных выплат. Тогда страна получит очередной транш помощи, заплатит кредиторам, а финансовые рынки успокоятся. И еще какое-то время никто не будет больше говорить о Греции.

Допустим, произойдет чудо, и греки проголосуют «как надо». Но так ли хорош этот вариант? Отнюдь нет. Хорошим этот вариант можно назвать лишь для Еврокомиссии и МВФ, а также для европейского банковского сообщества. Но такое решение лишь законсервирует проблемы самой греческой экономики. Вовсе не повышение налогов, а лишь рост ВВП и занятости населения может помочь Греции выбраться из бесконечной долговой ямы.

«Плохим» вариантом будет ситуация, когда граждане скажут «нет» на референдуме, правительство Греции вдруг снова откажется от очередных предложений кредиторов, вслед за этим страна введет в обращение драхму и выйдет из ЕС и еврозоны. Подобный сценарий станет очень плохим для самой Греции и катастрофическим для дальнейшей судьбы Евросоюза. Для Греции это вовсе не будет означать решения долговой проблемы. Напротив, будут возникать все новые и новые проблемы и в банковской системе страны, и в экономике в целом. Вырастет инфляция, увеличится безработица, а уровень жизни резко снизится.

В Евросоюзе возникнут осложнения другого рода: пострадают крупные европейские банки, имеющие на своих балансах греческие долговые обязательства, в том числе и ЕЦБ, получит серьезный удар балканская банковская система, которую также нужно будет срочно спасать. Сотни миллиардов евро придется списать на убытки, пострадает европейский бизнес, имеющей в Греции свои проекты или поставляющий туда свою продукцию. Но не это само страшное.

Прецедент выхода отдельной страны из ЕС и еврозоны может запустить деструктивные процессы в ЕС, и тогда возникнет ненулевая вероятность, что периферийные страны Европы, имеющие аналогичные греческим проблемы, также захотят вернуться к своим национальным валютам и увеличить бюджетные траты сверх допустимого лимита Евросоюза. А это уже будет означать конец проекта ЕС, который создавался как раз ядром производящих стран, таких как Германия, Франция, Нидерланды и Великобритания, с экономической целью объединения рынков сбыта и потребления своей продукции.

Именно эти страны, и они же страны – кредиторы Греции, в первую очередь заинтересованы в целостности Евросоюза и сохранении общего рынка в полмиллиарда человек.

Еще один политический аспект проблемы «плохого» варианта заключается в том, что Греция находится рядом с зоной ближневосточного конфликта, где армии исламистов насчитывают сотни тысяч человек. Любое слабое место на юге Европы станет «порталом» для проникновения и террористов, и нелегальных мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока в европейские страны. А это уже очень серьезная проблема, которая может потребовать колоссальных усилий и средств.

Остается «гениальный» вариант. В чем он может заключаться?

В «переформатировании» долга и принятии программы реальной экономической помощи, своего рода мини-плана Маршалла для Греции. Здесь могут быть задействованы средства специального фонда финансовой стабилизации стран еврозоны (European Stability Mechanism) для выкупа или погашения краткосрочных обязательств. Затем должна будет принята новая долгосрочная программа по долговым выплатам одновременно с планом экономической помощи.

Все это может потребовать достаточно длительного времени, поэтому сейчас политики и финансовые власти Евросоюза совместно с правительством Греции могут постараться найти «промежуточное» решение, отсрочив обострение проблем хотя бы на полгода-год и выиграв необходимое время для поиска путей выхода из экономического и долгового кризиса и для запуска новой программы переформатирования долга.

Переговоры продолжатся с большей интенсивностью, даже если сейчас договоренности между Грецией и кредиторами не удастся достигнуть и страна по-прежнему будет находиться в состоянии технического дефолта.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

www.banki.ru

Смотрите так же:

  • Налог при продаже квартиры 2012 год Уплата налога при продаже квартиры Полина С / 26 февраля 2015 г. Добрый день. Продала квартиру (менее 3-х лет в собственности) в 2012 г. за 2 млн. руб. и сразу за эти же деньги купила квартиру в новостройке по договору долевого участия. […]
  • Нужна ли нотариальная доверенность для представления интересов в суде Доверенность на представление интересов в суде Одним из прав участвующего в деле лица является право выдать доверенность на представление интересов в суде своему представителю. При рассмотрении гражданских исков это может быть любое лицо, […]
  • Развод мостов санкт-петербурга на карте Развод мостов санкт-петербурга на карте График разводки мостов Петербурга на 2018 год. Благовещенский 1.25-2.45; 3.10-5.00 Дворцовый 1.10-2.50; 3.10-4.55 Тучков 2.00-2.55; 3.35-4.55 Биржевой 2.00-4.55 Троицкий 1.20-4.50 Литейный […]
  • Центр судебной экспертизы министерства юстиции российской федерации Официальные реквизиты Полное наименование Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Краткое наименование ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Юридический и […]
  • Минимальная пенсия в днр в ноябре 2018 Жители ДНР обсуждают октябрьское повышение пенсий на 5% Для тех, кто получает минимальную пенсию, эта добавка эквивалентна восьми килограммам картошки Донецк, 29 сентября 2017, 19:30 — REGNUM С октября в Донецкой Народной Республике […]
  • 130 приказ минюста Приказ Минюста РФ от 18 апреля 2011 г. N 130 "Об утверждении формы статистической отчетности Минюста России в сфере международного сотрудничества и оказания правовой помощи" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 18 апреля […]

Обсуждение закрыто.