Разрешения этнических конфликтов

Способы регулирования этнических конфликтов

Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов

В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается достаточно часто. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискредитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и содействием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Особенно сложным в этом отношении является урегулирование и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся ; исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического , конфликта и перерастания его в форму насильственного противостояния сторон он проходит все стадии своего развития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочетание обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отмирание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX века от активного национального движения в пользу движения культурного.

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических, конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее -вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Практика нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX века, большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.

Вторым вариантом разрешения актуализированного этнического конфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения также имеет высокую вероятность для последующей актуализации конфликта.

Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.

Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития

Как мы отмечали выше, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, для каждого из которых характерны свои приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

В течение латентного периода для предотвращения конфликта прежде всего следует:

— добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

— в новых национально-государственных образованиях следует начинать свою деятельность с нулевого варианта гражданства;

— это значит, что все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;

— проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;

— реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:

— создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;

— организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;

— осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;

— максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главной задачей является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:

— удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;

— предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;

-введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

— создание механизма прекращения боевых действий и начало переговорного процесса;

— проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);

— предотвращение мародерства и военных преступлений.

Наконец, четвертая фаза развития конфликта предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:

— дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;

— придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);

— не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров;

— начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества;

— отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».

Кроме того, все перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсо-лидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.

Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.

Весьма эффективным методом ослабления этнических конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Урегулирование и прекращение межэтнических конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.

biofile.ru

Разрешения этнических конфликтов

Также стоит отметить важную роль в решении межэтнических конфликтов четко сбалансированной этнополитики. Основными ориентирами этнополитики принято считать следующие задачи:

1. В политической и государственно-правовой сфере: создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений; достижения межнационального согласия; утверждения принципа равноправии граждан различных национальностей и вероисповеданий, взаимопонимание между ними; разработка мер раннего принуждения национальных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.

2. В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народа на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности; выравнивания уровня социально-экономического развития страны; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных районах.

3. В духовной сфере: формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия; сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, фино-угорских, монгольских и других народов; учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

4. В области внешней политики: содействие процессу реинтеграции на новой основе государств-бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сфере; реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств; выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев 18 .

Предвидеть возникновение этнического конфликта – значит иметь возможность своевременно принять должные меры по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.

studfiles.net

Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования

Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют:

— «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.);

— «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты).

В основе конфликтов лежат как объективные, так и субъективные причины. Этнический фактор обычно выступает линией противостояния, когда социальные, политические, культурные, экономические противоречия проходят по этническим границам. Этнические конфликты сопровождают всю историю человечества, являются одним из самых распространенных видов социальных конфликтов. Несмотря на их многообразие, ученые отмечают общие характерные причины их возникновения и развития.

Среди причин этнических конфликтов главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом. У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта. Если найдено компромиссное решение, это не значит, что следующие поколения не возобновят конфликт.

Конфликтологи насчитывают свыше 70 очагов потенциальных (латентных, скрытых) территориальных конфликтов на земном шаре, наряду с открытыми, уже разгоревшимися. В таких условиях, чтобы избежать кровопролитных войн, следует соблюдать принцип нерушимости границ. Современные государства сложились в результате сложных геополитических процессов, двух мировых войн, миграций населения. Перестройка границ вряд ли приведет к новому справедливому и приемлемому для всех сторон порядку.

Большая часть этносов на Земле не имеет собственных государств. Некоторые этносы имеют различные формы государственности, включенные в состав других суверенных государств. По мере развития экономики, культуры, повышения фактического статуса этих этносов, в их среде возникают движения, ставящие целью создание независимого национального государства. Лидеры национальных движений рассматривают отделение от другого государства как единственный способ этнического самоопределения и путь решения назревших проблем.

Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. В ряде политиэтнических обществ сложилось разделение труда между этническими группами. В ряде республик трудовые коллективы формируются на основе земляческой, клановой солидарности. Целые профессиональные, социальные слои приобретают этническую окраску, монополизируются целые профессии (например, коммерция). Различные сферы приложения труда дают различные доходы, что ведет к конкуренции, напряжению в межэтнических отношениях.

В сложных ситуациях, при экономических трудностях люди ищут такую группу, которая станет опорой. Такой группой солидарности является свой народ, свой этнос. Возникают требования выравнивания уровня жизни, представительства в элите, прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно разрешать за счет перераспределения власти, экономических ресурсов при сохранении существующей структуры общества.

Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Для них характерен этноцентризм (понятие ввел американский антрополог У. Самнер в 1906 году) – это восприятие и оценка жизненных явлений сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, которая считается эталоном. Другие группы оцениваются как худшие, по отношению к ним проявляется враждебность, недоверие, презрение. Этноцентризм рассматривается как результат социокультурных процессов, а не врожденных свойств людей. Так, дети не имеют этнических стереотипов. Последние формируются в семейном воспитании, в процессе социокультурных контактов. Чем больше у детей контактов со сверстниками из других этнических групп, тем слабее формируются негативные стереотипы.

Этноцентризм рассматривается как механизм, поддерживающий дистанцированность данного этноса от других, прежде всего через этнические стереотипы – упрощенные, устойчивые, часто искаженные представления о моральных, умственных и иных качествах членов различных этнических групп. Психологическая роль стереотипа заключается в возможности быстрого и шаблонного реагирования в меняющихся условиях. Стереотипы существуют в рамках любой группы, могут стать питательной почвой для возникновения конфликтных ситуаций, однако их недостаточно для распространения межэтнической конфликтности.

Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация. В различных странах мира всплеск идеологии национализма приходился на эпохи масштабных перемен: социальных революций, экономических депрессий, антиколониальной борьбы, распада социалистической системы. В стабильных обществах эта идеология не занимает в общественном сознании серьезных позиций. Французский социолог

М. Доган выявил следующую закономерность: чем выше уровень образования, тем слабее националистические тенденции.

Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах. Принадлежность противостоящих сторон в конфликтной ситуации к различным конфессиям создает много шансов для ее развития в полномасштабный конфликт. Усилению ожесточенности конфликта на деле способствует солидарность единоверцев из других стран, в том числе поставками оружия, боевиков. По подобной схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорвато-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский конфликты.

Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни.

Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так,

В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентныеконфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях.

По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы) и ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки) конфликты.

По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные (борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты), территориальные (споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия), культурно-языковые (сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства).

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира (с 1946 года по 2000 год произошло около 200 региональных конфликтов) возникла необходимость в их прогнозировании и урегулировании. В ХХI веке на передний план выходят этнические, религиозные конфликты и сепаратизм внутри отдельных стран, что может привести к их распаду (Югославия, СССР). Сепаратисты есть почти во всех странах мира. Внутренние административные границы в некоторых странах могут стать внешними границами новых независимых государств.

Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – политические, экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую. Накоплен серьезный опыт миротворческой деятельности в зоне этнического конфликта, прежде всего международными, государственными организациями. Технологии урегулирования конфликтов предполагают участие посредников, миротворцев, предложение уступок в обмен на получение льгот, восстановление прав этнической группы, изменение ее статуса. Конфликт может разрешиться и сам по себе в связи с утратой актуальности, истощения ресурсов и т.д. Урегулирование конфликтов предполагает разработку различных политических моделей. В этом процессе участвуют ООН, государства, дипломатические структуры. Наиболее распространенное средство примирения сторон – переговоры.

В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы. Тем самым создается общая конфликтная линия в мировой политике. Разрешение этнических конфликтов, их предупреждение имеет важное значение для всего мирового сообщества. В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975 г.), Парижская хартия (1990 г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.

В ряде стран создаются специальные политические механизмы, смягчающие межнациональные противоречия. Например, национальным меньшинствам предоставляются специальные квоты для участия их представителей в органах власти, используется концепция «со-общественной» демократии (Лейпхарт), учитывающая возможности представительства меньшинств в структурах власти, устанавливается определенная избирательная система и т.д. Важную роль играет стремление общества деполитизировать национальные отношения. В этом плане утверждается принцип национальной экстерриториальности, отрицающий жесткую зависимость существования нации от территории проживания. Такой подход был предложен О. Боуэром и К. Реннером, немецкими социал-демократами в конце ХIХ века («культурно-персональная автономия»). Борьба за национальное самоопределение не должна идти за часть государственного суверенитета, а за демократизацию полиэтнического государства, в котором всем национальностям предоставляются равные права для культурного, экономического и политического развития.

studopedia.org

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Природа и причины возникновения этнических конфликтов до сих пор являются спорной темой в этнической психологии. Наиболее распространенное в современной научной литературе определение этнического конфликта утверждает, что этнический конфликт — это форма межгруппового конфликта, в основе которого лежат те или иные противоречия, поляризующие стороны по этническому признаку. Есть и другие точки зрения. Е.А. Нарочицкая, например, придерживается мнения, что этнический конфликт — особая форма социального конфликта, включающего в себя этническую мотивацию, в котором оказываются задействованными политические институты [119, 17].

Очевидным представляется то, что возникновение этнических конфликтов детерминировано несколькими психологическими механизмами. С одной стороны, межэтнические конфликты являются следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих этнических групп. Исследование данного явления началось с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма на рубеже XIX и XX вв.

Феномен этноцентризма впервые выявил У. Самнер. В своей работе «Народные обычаи» [1] он предложил концепцию этноцентризма для описания и анализа межгрупповых отношений. Согласно этой концепции для каждого человека своя группа составляет «мы-группу» (ингруппу), остальные являются «группами других» (аут-группами). Между данными группами неизбежно отчуждение, враждебность, взаимная агрессивность. Практически все западные социальные психологи постулируют универсальность внешнегрупповой враждебности. Причем в настоящее время существование подобной субъективно обусловленной враждебности декларируется не только между этническими группами, но и другими большими социальными общностями: социальные слои и классы, религиозные и социальные объединения и пр.

С другой стороны, межэтнические конфликтные ситуации возникают как результат требований и выражений недовольства, основанных на территориальных, экономических, социокультурных , яоуш-тических взаимных или односторонних претензиях [53, с. 98].

1. Территориальные притязания этносов. Мотивы территориальных притязаний могут быть следующими:

1) нечеткость существующих границ;

2) возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса;

3) произвольное изменение границ;

4) насильственное включение территории этноса в соседнее государство;

5) расчленение этнической группы между отдельными государствами.

2. Политические предпосылки конфликтов. К их числу относят следующие явления:

1) политическую борьбу за власть между различными этническими группами на местном, региональном или государственном уровнях;

2) борьбу этноса за статус региона своего компактного проживания в рамках единого государства (например, борьба за признание автономии);

3) борьбу за полную государственную (политическую) независимость.

3. Экономические причины конфликтов между этносами, как правило, опосредуются следующими факторами:

1) неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;

2) нарушением баланса экономических интересов между центром и этнически идентифицированным регионом, например, субъектом федерации, характеризующимся компактным проживанием представителей одной этнической группы;

3) изменениями в структурно-функциональной системе производства, распределения и потребления товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения, когда традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).

4. Социокультурные причины возникновения межэтнических конфликтов базируются на противоречиях в системе норм и ценностей этнических групп. Специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов, дискриминации этих составляющих культурного базиса или субъективном восприятии их как дискриминирующихся. Причем, на этом основании конфликты могут возникать как между соседствующими этносами, проживающими в границах одного государства, так и между территориально отдаленными друг от друга этническими группами.

Часто конфликтная ситуация, обусловленная одним из вышеуказанных факторов, может существовать длительное время в виде «неосознанного противоречия». Возникновению и развитию конфликта может способствовать некоторый внешний, на первый взгляд, несущественный повод, играющий роль «спускового крючка». К их числу относят:

1) усилившуюся под влиянием экономических или политических факторов миграцию из региона или в регион, существенно меняющую местный этнодемографический баланс этнических групп, например, резкое изменение этнического состава населения западной Европы в конце XX — начале XXI в.;

2) создание политической организации, декларирующей необходимость изменения положения в интересах определенной этнической группы, организующей различного рода массовые мероприятия и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти или других этнических групп, например, создание на территории современной Франции политической партии «Национальный фронт» и других организаций, выступающих за ужесточение миграционной политики;

3) спонтанные акции (митинги, шествия, погромы), имеющие этноспецифическую окрашенность. (Пример: митинги афроамериканского населения в Фергюсоне (США), шествие «Я — Шарли» в Париже).

Довольно часто имеют место межэтнические конфликты «смешанной обусловленности», сочетающие в себе сразу несколько групп причин. Так, например, к предпосылкам, выступившим в качестве причин реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуаций в СССР и постсоветских государствах относятся социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемо-графические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные и психологические факторы.

Сегодня вопрос урегулирования этнических конфликтов является важнейшей политической проблемой. Нет необходимости доказывать, что последствия этих конфликтов оказывают крайне негативное влияние на государственное развитие, международный имидж государств, приводят к человеческим жертвам.

Как показывает анализ практических ситуаций, завершение межэтнического противостояния зачастую реализуется по трем основным сценариям.

1. Полная победа одной стороны над другой, достигаемая, как правило, при помощи применения силы. Опасность подобного рода разрешения межэтнических конфликтов заключается в консервации проблем, которые снова могут обостриться при изменении геополитической ситуации с ходом исторического развития.

2. Взаимное поражение конфликтующих сторон. Деструкция подобного завершения конфликта заключена в формировании вынужденного компромиссного соглашения с привлечением третьей посреднической стороны на этапе, когда конфликтующие стороны полностью истощены конфликтными действиями. Такой сценарий также зачастую приводит к последующей актуализации конфликта, когда силы противоборствующих сторон будут восстановлены.

3. Взаимный выигрыш сторон путем достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия, как правило, при поддержке третьей стороны. Такой исход возможен при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. В данном случае урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников баланса.

Анализ исторического опыта свидетельствует о том, что особенно сложно разрешению поддаются этнотерриториальные конфликты. В урегулировании конфликта подобного рода свою эффективность доказал метод альтернативы. Его суть заключается в выборе одного варианта решения проблемы из нескольких предлагаемых. Например, «мир в обмен на территории», экономическая или территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. В данном случае также высока вероятность перевода конфликта в латентную фазу с последующим обострением, примером чего служит анализ причин Второй мировой войны, базирующихся на последствиях Первой мировой войны.

В качестве наиболее радикальных способов разрешения межэтнических конфликтов выступают сценарии разрушения полиэтнического общества, реализующиеся либо путем изменения территорий и проведения новых государственных или региональных границ, либо посредством изменения этнического состава населения за счет депортации враждебных групп, выделяемых по этническому признаку.

По мнению У. Юри, главнейшим продуктивным инструментом разрешения этнических разногласий являются, как и в случае других конфликтов, переговоры. Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, исследователь предложил следующий алгоритм.

1. Широкое обсуждение конфликтной ситуации в форме дискуссии (закрытой или публичной), базирующейся на принципах: «не прерывай», «не обвиняй», «анализируй прошлое».

2. Выявление искомой причины конфликта посредством поиска ответа на вопрос: «Что стоит за жесткими требованиями сторон».

3. Поиск общей цели. Фиксация переговорного процесса исключительно на разногласиях приводит к его обострению, прерыванию. Поиск общих целей, как правило, лежит в сферах экономики, экологических проблем, стратегической безопасности и пр.

4. Выработка проектов возможных соглашений. При этом важно не стремиться к полному урегулированию спорных вопросов (чаще всего, на острой фазе конфликта это невозможно), а наметить план решения вопросов, вынося на повестку только те из них, решения по которым приемлемы и достижимы на данный момент для обеих сторон.

5. Реализация достигнутых соглашений, происходящая в виде институализации переговорного процесса (установление юридических актов, регламентов, протоколов, меморандумов, устных договоренностей). На том этапе важно создание различных согласительных комиссий, общественных центров, привлечение общественных организаций [195].

  • [1]Sumner W. Folkways. New-York: Dover, Inc., 1959.

studref.com

Смотрите так же:

  • Справка налога перечисленная НТВП "Кедр - Консультант" Подписка на обзоры и консультационные материалы. О ЗАПОЛНЕНИИ СПРАВКИ 2-НДФЛ Начать мне хотелось бы с негласных правил или принципов (кому как больше нравится), которыми следует руководствоваться при заполнении […]
  • Какие правила нельзя нарушать 10 правил, которые нельзя нарушать на Нюрбургринге На Нюрбургринге нельзя обгонять справа Обгон по правой полосе в Германии запрещен. Удар в правый бок и последующее прямолинейное скольжение в забор красный Porsche получил из-за […]
  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]

Обсуждение закрыто.