Происхождение теории налогов

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

1.2.Основные учения о налогообложении

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит, начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Кроме того, в XVIII–XIX вв. возникает необходимость создания налоговой идеологии, государству становится необходимым обосновать для налогоплательщика целесообразность взимания налогов. В этот период начинают формироваться различные теории налогообложения.

Группа общих теорий, обосновывающих целесообразность уплаты налогов:

теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев): налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому гражданин платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги;

атомистическая теория (Монтескье, Себастьян Ле Претр де Вобан): налог – плата за услуги (реальные и абстрактные: право жить в цивилизованном обществе);

теория удобств (Жан Симонд де Сисмонди): налог – цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

теория страхования (Адольф Тьер, Э. де Жирардер, Джон Рамсей МакКуллох): налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога – обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

теория налогового нейтралитета (Адам Смит, Д. Риккардо): налог – финансирование государственных расходов, роль налогов должна ограничиваться пополнением государственной казны, использование налогов для регулирования экономики невозможно;

кейнсианская теория (Дж. Кейнс): налог – главный рычаг регулирования экономики, непременное слагаемое успешного развития экономики;

теория жертвы (Б. Г. Мильгаузен): налог – пожертвование подданных своему государству.

Частные теории налогообложения:

– теория соотношения прямого и косвенного налогообложения;

– теория единого налогообложения;

– теория налогово-бюджетного федерализма;

– теория надгосударственного налогообложения;

– теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения и т. д.

www.nnre.ru

Происхождение налогов

Главная > Реферат >Финансы

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Функции и принципы налогов:

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством в определённом размере и установленные сроки. Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют 3 функции: фискальную, перераспределительную и регулирующую.

Фискальная функция налогов обеспечивает их поступление в бюджет. Налоги является основным источником доходов бюджета, составляя в отдельных странах до 90 % от общей суммы доходов бюджета.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что посредством налогов перераспределяется часть стоимости национального дохода с целью обеспечения общих условий воспроизводства, снижения социальной напряжённости.

Регулирующая функция означает, что налоги как элемент и этап перераспределительного процесса оказывают соответствующее влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, повышая или снижая скорость накопления капитала, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит, который сформулировал принципы целесообразной организации налогообложения:

налоги уплачивают в соответствии со способностями и силами подданных.

Размер и сроки уплаты должны быть заранее и точно определены.

Время и способ взимания налогов устанавливается наиболее удобными для налогоплательщика.

Издержки взимания налогов должны быть минимальными

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания госу­дарством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только срав­нительно недавно стал правовой категорией.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в развития налогообложения.

Первый этап развития налогообложения — Древний мир и Сред­ние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с покоренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натураль­ной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами и регалиями они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе появляется первый всеобщий денежный налог — трибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов.

Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римскому императору Веспасиану, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных на­родов.

Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету — динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Кесарю кесарево, Богу богово».

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых налоговых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадь­бы сына и дочери короля.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной части государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со­бытия самым кардинальным образом изменили существующие нало­говые системы, принципы их установления и формирования. Изменился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, показателем свободы. Формируются принципы налогообложения, од­ним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

В налоговых системах большинства стран Европы появляются по­душный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количе­ство налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы1. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем запад­ноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение на­логовых льгот и бюджетного дефицита.

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние касаются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получи­ли название общих теорий налогообложения. Главный вопрос, на ко­торый стремились ответить представители науки, заключался в том, что есть налог, какова его сущность.

Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе теории обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общество получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защиту от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизывает всю науку о налогах на разных этапах общественно-историческо­го развития. Сторонники данной теории полагают, что размер поимущественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной подати.

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Налог есть результат договора между гражданами и государством, поэтому данную теорию называют также тео­рией общественного договора, заключенного между обществом и го­сударством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачи­ваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения соб­ственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключа­ется во взгляде на налогообложение как на обусловленный существо­ванием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потреб­ностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принуди­тельность налогообложения, вмешательство государства в экономи­ку, оправдывает рост налогов.

Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Согласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, согласно которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был известный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рас­сматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедли­вость налогового бремени.

Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его природу, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономику, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

Классической теорией налогов названа теория налогового нейтралитета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы та­ким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицатель­но на экономику и общество. Налогообложение должно быть удобным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществ­ляться наиболее дешевым способом.

По вопросу об установлении налогов существует несколько теорий. Одна из них —теологическая, согласно которой налоги есть бо­жественное установление, получила распространение в Средние века.

Весьма популярной в конце XVIII в. Была теория фискального договора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги основываются на договоре между обществом и государством.

Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания налогов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ликвидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.

works.doklad.ru

ТЕОРИЯ НАЛОГОВ (Конспект лекций). Автор: Пышкина Г.М., редактор: Александрова Л.И.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное.

Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш.Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: “. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу”. Итак, первоначальная ставка налога составляла 10 % от полученных доходов.

По мере развития государства возникла “светская” десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части дохода. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

abc.vvsu.ru

1.1. Возникновение налогов и их необходимость

Налоги и сборы — основной источник формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

Современное налоговое законодательство трактует понятие «налог» и другие платежи как средство, обеспечивающее доход бюджета. Однако налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиком, призван не только обеспечить доходы государства. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая экономику функция налога, с другой стороны.

Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс.

Налогообложение — определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получали законодательное, а зачастую и конституционное закрепление.

«Налоги и налогообложение» представляет собой научную дисциплину, которая исследует правовые принципы и концепцию налогооб-ложения, определяет состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и внешней средой.

Предметом изучения данного курса являются налоговые отношения между государством и плательщиками налога.

В основе предмета лежат нормы Налогового кодекса Российской Федерации, части I и II. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы Российской Федерации, в частности перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, вопросы конкретного применения федеральных, региональных, местных налогов и сборов и специальных режимов налогообложения.

Налоги появились одновременно с товарными производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: «жертва», «подать», «выход», «оброк», «мыт», «десятина». Сегодня это «сбор», «пошлина», «акциз» и т. д.

Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Например, надпись на мраморной плите гласит: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вам с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Такие плиты выставлялись в людных местах для общего сведения.

Этот указ был принят 1980 лет назад. Он найден при раскопках в Анапе, которая в те времена называлась Горгоппией. А вот средневековый русский сборник наставлений на все случаи жизни «Домострой», написанный в XVI в., советует: «. и пошлины, и всякого оброку, и всяких даней, и всяких государственных податей на себе не задерживати, копити не вдруг. А платить ранее до сроку: и ты за просрочку да за поручительство денег не платишь, взяток не носишь и сам не таскаешься».

За многие века существования налогообложения накопилось множество любопытных высказываний, порой неожиданных, таких как парадоксальная фраза Фомы Аквинского: «Налог — «дозволенная форма грабежа», но это «грабеж без греха».

Классическим трудом, не потерявшим и сейчас своего значения, является книга английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданная в 1776 г. Прошло более 200 лет, но сформулированные им правила, которым должна удовлетворять налоговая система, актуальны и сейчас:

подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержа-нии правительства, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;

налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица;

каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить

неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;

каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Но многочисленные войны, грандиозное строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для пополнения казны требовалось изыскивать средства. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыль», т. е. изобретать новые источники доходов. Плодом такого «налоготворчества» стали налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования — раскольники-староверы должны были уплачивать двойную подать.

В то же время Петр старался по возможности обеспечивать справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов.

Первый крупный труд в области теории налогообложения — «Опыт теории налогов» Н. Тургенева — появился в России в 1818 г., а в 1845 г. в Казани вышла книга И. Горелова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.

Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги.

Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам. Резко возросла бумажноденежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуции. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20- х гг. прошлого века доказал, что только хозяйственная самостоя-тельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования.

Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко по тем временам оплачиваемых граждан — писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов-чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80 — 90-х гг. XX в.

Путь к выходу из этого кризиса был один — переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности — кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.

В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей правительства

24.01.1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям и областям, округам, городам, районам и районам в городах.

В обязанности новой структуры входили регистрация всех налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий. Положе-ние осложнялось тем, что в стране по сути дела не было соответствующе налаженного, действующего законодательства. Налоговая политика тоже только начинала формироваться, и в первые годы существования службы не раз менялись налоговые ставки, льготы, экономические санкции (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог с оборота, продаж и др.).

1991 г. стал годом значительных политических перемен. 31.12.1991 г. Указом Президента России Б. Н. Ельцина было утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, в соответствии с которым Государственная налоговая служба России перешла в подчинение Президента и Правительства. Также в 1991 г. были приняты законы «О Государственной налоговой службе РСФСР» и «Об основах налоговой системы РФ». С января 1992 г. начала действовать новая налоговая система, которая свидетельствовала о том, что государство взяло четкий курс на установление в стране рыночных отношений. В основу федеральных доходов был положен налог на добавочную стоимость, а также акцизы. К федеральным доходам отнесены налог на прибыль предприятий, подоходный налог, та-моженные пошлины, экологические налоги, сбор за использование государственной символики и ряд других. Была определена также система обязательных платежей по внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения).

Наряду с федеральными, введены региональные и местные налоги и сборы, к которым в числе прочих отнесены: налог на имущество предприятий, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, лесной налог, транспортный налог, налог на землю, на имущество физичес-ких лиц, на недвижимость, на рекламу, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы, сборы за использование региональной и местной символики.

Для совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

С 02.08.2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», который оставил в прошлом Министерство по налогам и сборам и передал его функции Федеральной налоговой службе Министерства финансов РФ.

На Федеральную налоговую службу (ФНС) возлагаются функции по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства и правильного расчета налогов.

ФНС также является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских и фермерских хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В сознании людей должна утвердиться мысль, что налоги — это не только отчисления из заработанных ими сумм, но и залог будущего процветания государства.

knigi.news

Тема 1. ТЕОРИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Становление теории налогов и принципов налогообложения. Эволюция теорий переложения налогов. Формирование основных видов налогов. Экономическая сущность, основные функции и классификация налогов.

Налог — одно из основных понятий финансовой науки.

С развитием налоговой системы стали формироваться теоретические концепции объяснения процесса налогообложения, что выразилось в создании индивидуалистических теорий налогов, основывавшихся на идеях невмешательства государства в экономику, непроизводительного характера государственных услуг. К наиболее распространенным теориям относятся: 1.

Теория выгоды, связанная с учением о государстве как результате соглашения между гражданами. 2.

Теория обмена услуг (соответствовала средневековому строю с господством договорных отношений), характеризующая коллективный обмен как равенство суммы пожертвований населения в пользу государства и суммы получаемых населением услуг и государственных трансфертов. 3.

Атомистическая теория (эпоха Просвещения, ХУП-ХУШ вв., Франция) рассматривала налоги как плату каждого гражданина за охрану его личного имущества, безопасность и другие услуги, оказываемые государством (А. Монтескье).

Итак, три вышеназванные теории исходили из частно-правового взгляда на государство и тесным образом связаны с теориями о государственном устройстве.

Теория страховой премии (XVIII в.) трактовала налог как страховую премию. Каждый налогоплательщик выступает как член страхового общества. Во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер развил данную идею. Он утверждал, что общество образует страховую компанию, где каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, так как издержки должны распространяться на всю охраняемую собственность. Данная теория имела своих последователей до первой половины XX в. Вместе с тем, как замечали русские исследователи, в частности М. Н. Соболев, не существует сходства между плательщиками налогов и страховщиками. Последний должен получать вознаграждение в случае наступления страхового случая, непредвиденного события. Государство же, обеспечивая охрану граждан, не берет на себя никаких обязательств фактически сберечь каждого от наступления чрезвычайного случая или вознаградить пострадавшего материально. Таким образом, отсутствует связь между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами, так как нет добровольности и свободного соглашения между участниками сделки, равенства между суммой уплаченных налогов и пользой, получаемой от деятельности государства.

Особое место в индивидуалистических теориях налогообложения занимает классическая школа. А. Смит исследовал экономическую природу налога, признавая за ним справедливую цену за оплату государственных услуг. Теория производительности труда А. Смита ограничивает сферу действия налогов. Он считал, что только расходы на оборону и государственное управление должны покрываться налоговыми сборами, а все остальные расходы должны оплачиваться дополнительными пошлинами. В трактовке налога А. Смит придерживался теории обмена, эквивалента.

Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, также исключал государственные услуги из ряда производственных затрат. Он считал, что нет таких налогов, которые не тормозили бы накопление. Они имеют тот же эффект, что и неплодородие почвы, плохой климат и т. д. Как А. Смита, так и Д. Рикардо обосновывают налогообложение теорией обмена.

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. С. Сисмон- ди формирует теорию налогов как теорию наслаждения. Основная ее идея состоит в следующем: налоги, уплачиваемые гражданами, должны соответствовать тем выгодам, которое общество им доставляет, и тем расходам, которое оно делает ради них. Цель богатства заключается, по мнению Ж. С. Сисмоди, в наслаждении. При помощи налогов плательщик покупает не что иное, как наслаждение, которое он извлекает из правосудия, общественного порядка, просвещения, национальной защиты. Итак, налог — это плата за полученное наслаждение. С другой стороны, налог у Ж. С. Сисмонди является и жертвой. Все зависит от соотношения между ценой блага, полученного от государства, и жертвой, приносимой налогом. Таким образом, у Ж. С. Сисмонди обоснованием налога выступает также теория обмена и эквивалента. Данной теории обмена придерживался и Ж. Б. Сэй и французская школа второй половины XIX в.

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы., теории коллективных потребностей. Данные теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством, что, в свою очередь, обусловлено расширением задач и функций государства. Теория жертвы — одна из первых теорий, содержащая идею принудительного характера налогов. Вместе с тем данные положения можно найти у физиократов при обосновании единого поземельного налога, в теории налогов Ж. С. Сисмонди, русского экономиста Н. Тургенева, считавшего налоги пожертвованием на будущую пользу. Теория жертвы развивалась во второй половине XIX в. и в первое десятилетие XX в. Ее придерживались Д. С. Миль, Ж. Б. Сэй, С. Ю. Витте и др.

Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX в. — начала XX в. Все экономические направления данного периода рассматривали налог как эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги. Принудительный характер налогов становится отличительной чертой налогообложения, чем и отличает налог от пошлин, доходов с доменов и от регалий. Приверженцы данной теории рассматривали экономические функции государства, осуществление которых требует взимания налогов. Как отмечали Ф. Нит- ти, Э. Сакс, государство производит специальные продукты и услуги, удовлетворяющие особые нужды человеческой жизни. Государство рассматривалось как орган удовлетворения коллективных потребностей, для оплаты которых необходимы налоги. В западной финансовой науке теория коллективных потребностей в 30-е гг. XX в. занимала господствующее положение, а в конце XX в. использовалась с определенными коррективами. Так, А. Вагнер определял налог как принудительный взнос отдельных хозяйств для покрытия общих расходов государства. М. Фридман — как принудительный сбор в пользу государства, который не является платой за специальные услуги последнего. Американская школа в лице Э. Селигмена указывала на отсутствие выгоды у плательщиков при уплате налогов. Русская финансовая наука 20-х гг. XX в. придерживалась аналогичных взглядов, господствующих в западной финансовой науке. Теория коллективных потребностей, разработанная неоклассической школой, была полностью принята кейнсианским и неокейнсианским направлениями. П. Самуэльсон признавал принудительный характер налогообложения и отсутствие связи между выгодой граждан и налогом, который они платят.

Между тем заслуживает внимания и теория единого налога, в основе которой лежит идея единственного источника уплаты налога (дохода). Идея единого налога появилась еще в средние века, что выразилось в формировании теории единого акциза. Физиократы в своем учении о чистом доходе от земледелия определяли единственный объект обложения — земельную ренту, которая определялась на основе кадастра и соразмерности с производительностью земли. По мнению Ф. Кэне, данный налог должен составлять 2/7 земельного дохода. Все же остальные налоги, с точки зрения физиократов, являются обременительными. В XIX в. налоги превратились в один из главных источников государственного бюджета, а усложнение налогообложения поставило перед финансовой наукой задачу упростить налоговую систему, отменить множественность в налогообложении, унифицировать налоги. В XIX

в. сформировались разные формы единого налога: на расходы, капитал, доходы. Вместе с тем преимущества единого налога на капитал имели смысл только в теории, а на практике данный вид налога уплачивался из дохода, так как имущество без дохода не имеет смысла. На практике организовать систему взимания единого налога оказалось проблематично, а определить его объект — сложно. Ф. Нитти считал идею единого налога неосуществимой, так как его введение не позволило бы соблюдать принцип равенства и всеобщности, который соответствует идее справедливости. Э. Селигмен из анализа развития прямого обложения пришел к выводу, что в скором времени единый подоходный налог вытеснит все прямые налоги. Русский исследователь А. Исаев критиковал идею единого подоходного налога, не видя возможности реализации данной теории на практике, ибо определить доход очень сложно, это потребует многих затрат. Кроме того, разные доходы от разных источников сделали бы необходимым применение не одного, а нескольких способов определения дохода. Итак, по его мнению, единый подоходный налог естественно распадается на целый ряд налогов — поземельный, подомовой, промысловый и т. д.

Таким образом, практика налогообложения XX в. еще раз доказала несостоятельность и неосуществимость теории единого налога, но не без их влияния финансовая наука проводила исследование, связанное с поиском более справедливых способов налогообложения.

Превращение налогов в главный источник получения государственных доходов создает возможность исследования природы налогов, их источников и принципов обложения.

Меркантилисты не ставили проблемы разработки принципов налогообложения, но высказывали свое отношение к принципу равномерности относительно косвенного обложения.

Физиократы попытались сформулировать основные положения налогообложения: во-первых, налогообложение должно быть основано на самом источнике дохода; во-вторых, должно быть постоянное соотношение налога с данным доходом; в-третьих, налог не должен быть слишком обременен издержками взимания. Вместе с тем физиократы при ответе на вопрос: с чего брать налог — с валового или чистого дохода, отдавали предпочтение последнему. Заслуга физиократов состоит в том, что они первые поставили вопрос о принципах налогообложения.

Классическая школа пошла дальше физиократов. А. Смит впервые четко сформулировал основные принципы налогообложения, на которых основываются налоговые системы современных государств. Во- первых, подданные государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получают. Во-вторых, налог должен быть точно определен, а не быть произвольным. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны каждому. В- третьих, налоги должны взиматься в удобное для налогоплательщика время и удобным для него способом. В-четвертых, налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства (принцип дешевизны). Главная роль среди данных принципов отводилась принципу равномерности. Заслуга А. Смита состоит не в приоритетности открытия вышеперечисленных принципов, а в точной формулировке и обосновании их. Исходя из своей теории непроизводственного характера государственных расходов, А. Смит выступал против привлечения капитала в качестве налогового источника, так как это способствует уничтожению капитальных ресурсов. А. Смит, в отличие от физиократов, считал производительным труд во всех сферах материального производства. Он анализировал связь налогов с каждой отдельной категорией дохода, рассматривал налог на земельную ренту, прибыль, заработную плату.

А. Вагнер концептуально дополнил принципы налогообложения А. Смита, основываясь на теории коллективных потребностей, и классифицировал их в следующие группы: 1.

Финансовые принципы организации обложения: •

эластичность (подвижность) обложения, определяющая способность адаптации к государственным потребностям. 2.

выбор источника обложения (доход или капитал, отдельное лицо или население в целом); •

правильная комбинация различных налогов в системе с учетом последствий налогообложения и условий переложения налогов. 3.

равномерность обожения. 4.

удобство уплаты налогов; •

максимальное снижение издержек взимания.

На первом плане у А. Вагнера первая группа принципов, которые характеризуются необходимостью достаточности аккумулированных средств, а также включением в налоговую систему таких налогов, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить (примером может служить подоходный налог в Англии в начале XX

в.). А. Вагнер развивал идею справедливости по отношению к источникам налогообложения, считая, что капитал должен также облагаться налогом (Ж. Б. Сэй, Д. С. Милль). Позиция А. Вагнера была принята финансовой наукой. Борьба за равномерное распределение налогового бремени привела к тому, что к началу XX в. налог на собственность (капитал) занял ведущее место в доходах государственного бюджета наиболее развитых стран. В XX в. финансовая наука сумела решить проблему социальной справедливости и защиты интересов капитала одновременно, превратив индивидуальный подоходный налог в основной источник налоговых поступлений.

Вместе с тем необходимость совершенствования налоговой системы заставила выдвинуть еще дополнительно несколько принципов налогообложения. Во-первых, налог не должен мешать развитию производства (Ф. Нитти). Во-вторых, налоговые платежи не должны затрагивать капитал, предназначенный для воспроизводства. В-третьих, налоги должны быть отменены или снижены, если они ведут к уменьшению потребления и производства.

Вопрос о величине ставки налога был решен американским экономистом А. Лаффером в середине 70-х гг. XIX в. в рамках теории предложения, которая базировалась на теоретических концепциях неоклассической школы. Он проанализировал взаимосвязь между доходами государственного бюджета и величиной налоговой ставки. Определил, что увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует снижения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее влияние на совокупное предложение, что было учтено при проведении налоговой реформы в 80-х гг. XIX в.

Субъект налогообложения и носитель налога могут быть не одним и тем же лицом. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он не является носителем налога. В силу этого возникает несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком. Процесс переложения налогов стал важной проблемой.

Теории переложения налогов возникли одновременно с налоговыми теориями, являясь их составной частью. Абсолютные теории переложения налогов ставят проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости, используя априорный метод, связанный с попыткой абсолютно точно определить степень переложимости налогов и определить конкретного носителя налога. К данной группе относятся представители многих экономических школ и направлений. Например, меркантилист Д. Локк считал, что все налоги, в том числе и на потребление, падают на собственника земли. Физиократы, используя выводы Д. Локка и опираясь на свою теорию чистого дохода, полагали, что все налоги падают на чистый доход с земли, что ведет к установлению единого налога с земли. Классическая школа в дальнейшем развила абсолютные теории переложения налогов. В частности, А. Смит считал, что большинство налогов перекладываются или на земельного собственника или на богатого потребителя. Неперело- жимыми являются лишь поземельный налог, налог с собственности (недвижимость, предметы роскоши). Согласно теории земельной (дифференцированной) ренты, Д. Рикардо определил условия переложения земельного налога: налог взимается со всех земель, поэтому он ведет к увеличению цены и тем самым перекладывается на потребителя. При этом А. Смит и Д. Рикардо признавали переложимость налога на заработную плату и косвенных налогов. С данной концепцией был солидарен и Д. Милль.

Согласно оптимистической теории переложения налогов, все налоги распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности (Н. Канар). Равновесие налогового бремени наступает не сразу. Со временем уплаченные ранее налоги совершенствуются, что способствует его равномерному распределению. Таким образом, каждый новый налог плох, так как представляет собой более или менее значительную тяжесть, а каждый старый налог хорош, ибо путем переложения он становится равномерным. Оптимистическая теория переложения налогов появилась в начале XIX в. как потребность в защите существующей системы налогообложения, которая способствовала увеличению налоговой нагрузки на неимущие слои населения. Тем самым теория являлась выразителем интересов имущих слоев капиталистического общества. Пессимистическая теория переложения была создана П. Прудоном и призвана была защищать наибеднейшие слои населения. Согласно данной теории любой налог обременяет главным образом бедных и приносит только вред.

Во второй половине XIX в. сформировались национальные финансовые школы. Например, германская финансовая школа отказалась от абсолютных теорий переложения. По мнению представителей данной школы, процесс переложения — это «вопрос экономической силы», т.

Американская финансовая школа в лице Э. Селигмена внесла значительный вклад в развитие теории переложения. Заслуга Э. Селигмена заключается в анализе переложения налогов с выделением условий, которые имеют значение для решения практических вопросов о вероятности переложения того или иного вида налога. По его мнению, вопрос о переложении — это вопрос о цене, где важно не только учитывать теорию стоимости, но и конкретные условия, влияющие на переложения налогов, с тем чтобы установить, в какой мере налог входит в состав цены, как он распределяется между производителем и потребителем. Таким образом определяется степень переложимости налогов, и с учетом этого классифицируются основные виды налогов, что особенно важно при формировании и совершенствовании налоговой системы государства.

Финансовая наука 20-30-х гг. XX в. более конкретно сформулировала закономерности процесса переложения налогов: виды переложения, размеры, условия переложения, структуру налогов. К основным видам переложения налогов относятся: •

переложения с продавца на покупателя, когда налоги включаются в отпускную цену продукции (косвенные налоги); •

переложение с покупателя на продавца, которое встречается редко, но возможно в период экономических кризисов, когда устанавливаются высокие налоги.

По размерам переложение может быть полным (перекладывается налог полностью) или частичным (перекладывается определенная доля, часть налога). К условиям переложения относятся: уклонение от налога (легальное или нелегальное), амортизация (или погашение) налога, поглощение, капитализация налога. Амортизация налога — уменьшение ценности облагаемого предмета. Поглощение налога — налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета. Капитализация налога — ценность предмета увеличивается благодаря уменьшению налога. Кроме того, к условиям переложения могут относиться обязательность уплаты налога, где тот, кто фактически уплачивает налог, является и носителем и плательщиком налога одновременно (в данном случае не существует процесса переложения налога). При переложении налога носитель и плательщик налога могут быть разными лицами. Чем легче налог, по мнению Э. Селигмена, тем меньше возможность его переложить, так как налогоплательщик легко с ним мирится и отказывается от борьбы за его переложение. Таким образом, финансовая наука рекомендует практике облагать те источники, с которых можно взыскать налог и он не будет переложен на третьи лица. Условия переложения налогов позволяют классифицировать налоги по их переложимости в целях управления процессом переложения и исчисления реальной налоговой нагрузки.

В качестве основных, практиковавшихся во всех странах, выступают следующие виды налогов: поземельные, налоги со строений, подушные (поголовные), акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах — в виде десятины и налога на доход. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях.

Вторым реальным налогом являлся подомовый налог, который появился в практике европейских стран в XVI в., когда стали развиваться города, субъект налога — собственник дома. Подомовый налог взимался с дохода собственника. Собственник мог получать доход двух видов: 1)

прибыль на капитал, который собственник вложил в дом, и которую он получал в виде платы за квартиры с живущих в его доме; 2)

поземельную ренту с того участка земли, который занимает дом собственника. Земельная рента в городах была выше, чем в деревне.

Третий реальный налог — промысловый. Объектом его является промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это — налог на хозяйственную деятельность в виде промысла, которая приносила определенный доход. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, торговли и транспорта и разные виды профессий (врачи, адвокаты, литераторы и пр.). Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом. Субъектом промыслового налога являлось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. В основу промыслового налога был положен промысловый кадастр, т. е. финансовая операция, имеющая целью определить объект обложения и средние нормы доходности, по которым определяется размер обложения. Этот кадастр не имел в виду определение действительного дохода каждого предприятия. По выбранным признакам предприятия располагались по группам, каждой из которых назначался определенный оклад налога. Кадастр и должен установить эти признаки и по ним назначить разряды обложения, а затем разнести все имеющиеся предприятия по разрядам. На смену промысловому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль.

Четвертый реальный налог — налог на денежный капитал. Его объектом выступает денежный, свободный капитал. Рантье могли получать свой капитал в виде вклада в банк, покупать акции или какие-нибудь процентные бумаги, могли давать ссуды частным лицам под векселя. С XIX в. государство стало облагать их особым налогом на денежный капитал, но в небольших размерах (налог не поднимался выше 5 % с дохода от капиталов). К денежному капиталу относились прежде всего все бумаги, приносящие определенный и неизменный процент (облигации государственных займов, облигации промышленных предприятий, железных дорог, городов). Причитающийся налог вычитался из получаемых процентов и вносился в казну. Банк, выдавая вкладчику начисленные на его вклад или текущий счет проценты, обязан был удержать установленный налог.

Налогами на обращение называются налоги, взимаемые в момент перехода каких-либо имущественных ценностей из рук одного лица в руки другого. Данные налоги возникли в XIX в. в период развития денежного оборота. Налоги на производство могли охватить далеко не все платежные средства граждан. Во многих случаях имущество и доход, подлежавшие обложению, миновали его, однако в момент передачи имущества другому лицу государство использовало его для обложения налогом. Налоги на обращение служили существенным дополнением к налогам на производство. Объектом этих налогов обычно являлись те действия, которые заключаются в передаче имущества в другие руки. Так, в биржевом налоге объектом являлась биржевая сделка двух лиц по купле- продаже ценных бумаг, в налоге на счета объектом налога выступала сделка продажи купцом товара, в вексельном налоге — кредитная сделка кредитора с должником и т. д. Субъектом этих налогов являлись участники соответствующих сделок по переходу имущества.

Из всех налогов на обращение наибольшее значение имел наследственный налог. Усиление процессов накопления выразилось в увеличении значительного количества ценностей, переходящих по наследству, что превратило налог на наследство в крупный источник государственных доходов, особенно в начале XX в., когда почти во всех странах были подняты ставки налога. Наследственный налог строился на началах прогрессивного обложения. Причем процент обложения повышался в зависимости от двух обстоятельств: от увеличения суммы наследства и от степени родства наследника. Законодатель исходил при этом из условия: чем крупнее наследство, тем платежеспособнее наследник, и из того, что ближайшие родственники в той или иной степени участвовали в созидании наследственного имущества и поэтому имеют большее право на наследство, чем отдаленные родственники.

Налог на прирост ценностей возник в Западной Европе в конце XIX

в. и связан с быстрым ростом городов. Повышение ренты привело к соответствующему росту цены городских земель. При быстром росте этой цены многие участки, земли, купленные за бесценок, дорожали за несколько лет в десятки раз. Обложение производилось при переходе земли к новому владельцу по сделке купли-продажи. Определялась цена земельного участка, за которую он был приобретен предшествующим владельцем, и цена, за которую он продавался теперь, и разница между ними облагалась налогом на прирост ценности. Так был построен налог в Англии, где он составлял 20 % с разницы между ценой приобретения и ценой продажи.

Классификация изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

Деление налогов на прямые и косвенные впервые было определено Д. Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий пе- релагаемости налогов. Прямой налог- это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследства и др. Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовой положение плательщика (К. Маркс отмечал, что прямые налоги — это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет); во- вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты. Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену выпускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения — их регрессивный и инфляционный характер.

Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя. Система прямых налогов начала формироваться с возникновением реальных налогов: поземельного, подомового, промыслового (XVII — начало XIX в.). В результате дальнейшего развития производства, обмена, увеличения потребностей государства, развития товарно-денежных отношений, а также совершенствования техники, учета и отчетности обложения на смену формам реального обложения приходят личные подоходные налоги. Реальные и личные налоги имеют отличия. Реальные налоги взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, основное внимание уделяется не доходности, а факту обладания имуществом. Личные налоги взимаются по фактическому доходу с учетом положения налогоплательщика. При этом устанавливается необлагаемый минимум дохода.

В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходами определяются прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода. Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается. Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.

В соответствии с различными уровнями бюджетной системы определяются республиканские (федеральные), местные (территориальные), региональные налоги, налоги местных административных групп. В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги обыкновенные, нацеленные на решение постоянных задач, и чрезвычайные. В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются налоги с дохода с земли, налоги с капитала (с доходов от капитала), налоги с заработной платы. В исторической ретроспективе можно определить налоги двух видов: натуральные и денежные. В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов: налоги, включаемые в отпускную цену продукции, в себестоимость продукции (относимые на затраты) и налоги, уплачиваемые из прибыли.

Контрольные вопросы 1.

Определите основные причины возникновения налогов и теорий налогообложения. 2.

Охарактеризуйте индивидуалистические теории налогообложения. 3.

В чем заключается значение классической школы в процессе формирования теории налогообложения? 4.

В чем состоит роль теории единого налога? 5.

Охарактеризуйте формирование и развитие принципов налогообложения. 6.

Какие вопросы рассматривают теории переложения налогов? 7.

Каков вклад национальных финансовых школ в развитие теории переложения налогов? 8.

Определите виды, размеры и условия переложения налогов. 9.

Какие классификации налогов определяет теория налогообложения? 10.

В чем различие косвенных и прямых налогов? 11.

Объясните прогрессивный, пропорциональный и регрессивный характер системы налогообложения.

Тематика выступлений, рефератов, докладов 1.

Социальные и экономические предпосылки появления налогов и сборов. 2.

Общая теория налогов. 3.

Теория единого налога. 4.

Принципы налогообложения: возникновение и развитие. 5.

Теории переложения налогов. 6.

Формирование основных форм налогообложения (косвенных и прямых налогов). 7.

Исчисление тяжести налогового бремени в исторической ретроспективе. 8.

Возникновение, формирование и развитие основных видов налогов: поземельного, промыслового, подушного (подоходного налога с физических лиц), наследственного, налога на сделки (биржевые, вексельные налоги), на капитал и собственность (на имущество, наследство и дарение, прирост капитала), корпоративных налогов, налога с процентных доходов (на доход от денежного капитала, от сбережений, от ценных бумаг), с оборота (НДС), с продаж, акцизов и т. д.

ГрисимоваЕ. Н. Налогообложение: Учеб. пособие. СПб., 2000.

Евстигнеев В. Н Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2001.

Налоги в развитых странах / Под ред. И. Г. Русаковой. М., 1991.

Налоги / Под ред. Д. Г.Черника. 2-е изд. М., 1997.

ПушкареваВ. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

ЧерникД. Г Налоги в рыночной экономике. М., 1997.

ШмарловскаяГ. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. Мн., 1996.

Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 1993.

Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н И, Тютюрюков Н Н Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: Учебное пособие. М.,

Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. М., 1929 .

Дадалко В. А., Румянцева Е Е, ДемчукН. Н Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие. Мн., 2000.

МакконнеллК Р., Брю С. Л Экономикс. М., 1992 .

Мещерская О. Н Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.,

Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под. ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. 2-е изд. М., 1997.

Титова Е. О. Налоговое регулирование как средство макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь. Мн., 2001.

Фридман М. Конспекты лекций по науке о финансах. М., 1938.

ЧерникД. Г Финансы и налоги зарубежных стран. М., 1993.

Шмарловская Г. А. Концепция налогообложения в условиях перехода к рыночной экономике. Мн., 1996.

Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М., 1999.

ЯнжулИ И Основные начала финансовой науки. СПб., 1904.

finlit.online

Смотрите так же:

  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Налог с договора ренты Налог с договора ренты Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением, и сообщает следующее. В […]
  • Методическое пособие школа россии Методическое пособие школа россии Федоскина О. В.Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 2 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 1 класс Рыдзе О. А.Математика. […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагаются в ст. 69 УК: согласно ч. 1 наказание […]

Обсуждение закрыто.