Профилактика возвратов приемных детей

Особым детям особенно нужна семья

Конференция «Вне фокуса: на что не хватает внимания в семейном устройстве»

Сбор материалов для тематического сборника

Сборник «Трудное поведение приемных детей: причины, профилактика, пути помощи»

Профилактика возвратов приемных детей из семей в учреждение. Из опыта работы консультативной службы специализированного дома ребенка № 9 для кандидатов в приемные родители

Автор — О.Е.Семенова, логопед-дефектолог, ГКУ СДР № 9 ЮЗАО, г. Москва. Источник Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.

Обретение ребенком семьи – это важное событие в жизни малыша и его приемных родителей. Жизнь этой новой семьи наполняется новым смыслом, новыми чувствами. Важно, чтобы долгое ожидание счастья у родителей и у ребенка не омрачалось неподготовленностью будущих родителей к этому событию. Отвечая за здоровье и благополучие наших малышей, мы предлагаем приемным родителям консультативную и практическую помощь по всем возникающим вопросам.

Консультативная служба в доме ребенка существует бо лее 35 лет, то есть столько, сколько существует наше учреждение. Наблюдения за кандидатами в будущие родители убедили нас в необходимости этой нашей работы. Консультативная служба создана и работает для предупреждения социального сиротства и возврата усыновленного малыша обратно в учреждение, это часть совместной и слаженной работы специалистов дома ребенка.

Понятно желание людей взять в свою семью совсем маленького ребенка: контакт будущего родителя с малышом возникает проще и быстрее, и у родителей есть больше возможностей привить ребенку «своё». Но при этом будущим родителям труднее предположить, как те или иные проблемы здоровья и развития ребенка проявятся в дальнейшем. Кандидаты в приемные родители часто обеспокоены перспективами развития ребенка и преодоления того или иного дефекта, и наши специалисты всегда готовы взять на себя труд внести ясность в эти животрепещущие вопросы и предложить действенную помощь. Общаясь с кандидатами в приемные родители, мы столкнулись с их страхами и беспомощностью перед проблемами в развитии ребенка, с их неумением правильно видеть и анализировать возможности ребенка, с незнанием особенностей режима и питания детей и даже зачастую с неумением разговаривать с малышом и правильно брать ребенка на руки.

Наша консультативная служба имеет динамику в развитии. В связи с тем, что проблемы в развитии и здоровье наших воспитанников не решаются в одночасье, приемные родители продолжают и в дальнейшем обращаться к нам за помощью. И порой мы быстрее находим выход из создавшейся ситуации, нежели, например, специалисты детских поликлиник, которые зачастую не осведомлены о той или иной проблеме и патологии, встречающейся у детей. Зная особенности каждого малыша, живущего в нашем Доме, оставшегося без попечения родителей, обремененного к тому же различными органическими и функциональными отклонениями в развитии, с первых месяцев его жизни наши специалисты по раннему разви тию видят, понимают и умеют предупредить возникновение возможных проблем и помочь будущим родителям принять нужные коррекционные меры. Уровень профессионализма и образования специалистов нашего учреждения позволяет оказывать консультативную и практическую помощь кандидатам в приемные родители как до факта поступления ребенка в семью, там и в дальнейшем. Мы оставляем за приемными родителями право обращаться в нашу консультативную службу за помощью в любой момент, сколько бы времени ни прошло со дня усыновления ребенка. На этих консультациях мы отмечаем, какие проблемы возникают у наших бывших воспитанников в дальнейшей жизни в семье и, для предупреждения этих проблем, корректируем свои рекомендации для тех детей, которые пока еще находятся в стенах нашего учреждения.

В дальнейшем нашем сотрудничестве приемные родители звонят, присылают фото и видео, приходят с ребенком к нам в гости не только с проблемами, но и со словами благодарности за счастье, которое появилось в семье с обретением ребенка. Между специалистами дома ребенка и приемными семьями складываются теплые плодотворные отношения.

Что главное в профилактике возврата ребенка в учреждение? Это подготовленность кандидатов, информационная и практическая. Необходимо достоверно и доступно преподнести кандидату уровень нервно-психического развития (НПР) ребенка, его проблемы в соматическом и психическом развитии. Кандидаты должны знать о ребенке все, получить консультации всех специалистов и составить представление о проблемах ребенка и перспективах его развития. В период этих консультаций кандидаты оценивают свои силы, возможности и готовность, чтобы стать родителями этого ребенка. Необходимо предупреждать неоправданные ожидания кандидатов и приготовлять их к возможным трудностям. Цель работы специалистов консультативной службы объяснить приемным родителям, какую огромную работу они должны проделать ради этого ребенка прежде, чем можно будет ожидать результатов от вложенного труда. Специалисты консультативной службы предостерегают родителей от поспешности решений и выво дов, исключают беспомощность родителей перед проблемами ребенка, осуществляют конкретную помощь в преодолении проблем в развитии.

Организация работы консультативной службы в учреждении

В нашем учреждении живут и воспитываются совсем маленькие дети от 0 до 4-х лет. Содержание консультативной работы выросло из ответственности наших специалистов за здоровье и благополучие наших воспитанников и из особенностей жизни и развития детей раннего возраста. В консультативной службе дома ребенка № 9 работают следующие специалисты: врачи-педиатры и врачи узких специальностей (невролог, ортопед, врач ЛФК), логопеды-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели и медицинские сестры. Врач-педиатр и врачи узких специальностей познакомят кандидатов в приемные родители с состоянием здоровья ребенка, с текущими заболеваниями и проводимым лечением, с профилактическими мерами укрепления здоровья ребенка и дадут рекомендации по дальнейшему плану профилактических и лечебных мероприятий. Логопед-дефектолог проведет диагностику уровня развития ребенка, расскажет о его психомоторном развитии, предложит определенные методы и приемы коррекционных занятий. Педагог-психолог проводит беседу с кандидатами в приемные родители о способах общения с малышом, о формировании высших психических функций, а также осуществляет психологическое сопровождение самих будущих родителей. Воспитатель группы, в которой живет ребенок, рассказывает кандидатам в приемные родители о характере бодрствования и сна ребенка, о его привязанностях, привычках и предпочтениях, об отношениях со взрослыми и детьми, а медсестра группы проводит беседы о режиме, по которому живет малыш, об организации правильного питания, о гигиеническом уходе.

Знакомство с ребенком для будущих родителей начинается со встречи с директором учреждения и социальным ра ботником, которые представят юридический и социальный статус ребенка. Тогда же кандидатам в приемные родители дают памятку о том, консультации каких специалистов нашего учреждения они должны получить. Это обязательное требование ко всем кандидатам в приемные родители. Прежде, чем забрать ребенка в семью, будущие родители предоставляют эту памятку с подписями всех специалистов директору учреждения в подтверждение того, что они получили рекомендации всех специалистов консультативной службы, что они ознакомлены с проблемами ребенка, готовы принять проблемы малыша и берут на себя ответственность за его здоровье, воспитание и развитие.

Запись о проведенной специалистами дома ребенка консультации ведется в специальном журнале, куда заносится дата, содержание консультации и каким специалистом она была проведена.

Содержание педагогической части консультативной службы

Представляю вам планирование той части работы консультативной службы, которая относится к функциональным обязанностям логопеда-дефектолога в доме ребенка, работающего с детьми 1-ого года жизни. Ежемесячно по эпикризным срокам логопед-дефектолог проводит диагностику всех линий развития малыша, оценивает успехи и достижения ребенка, соотносит с данными возрастной нормы, делает выводы об уровне развития и планирует перспективный план на зону ближайшего развития. Это является отправной точкой содержания консультаций логопеда-дефектолога для кандидатов в приемные родители.

Консультативная работа с кандидатами в приемные родители ведется по следующим направлениям:

1. Диагностика уровня нервно-психического и до- и предречевого развитие ребенка:

– моторное развитие: общая и тонкая моторика, артикуляционная моторика (сосание, сглатывание, строение и функционирование артикуляционного аппарата), способность к голосоподаче (активность, интонированность, сила);

– сенсорное развитие: зрительные и слуховые ориентировочные реакции, тактильное восприятие, зрительно-моторная координация;

– коммуникативная функция: средства, используемые ребенком для выражения своих нужд, эмоций, озвучивание своих действий;

– исследовательское поведение и игровая деятельность: манипулирование, целенаправленность, длительность, разнообразие, подражание.

2. Взаимодействие кандидатов с ребенком:

– овладение кандидатами в приемные родители понимания потребностей ребенка, умения видеть сигналы ребенка, выбор способов взаимодействия с ребенком, налаживание диалога с ребенком;

– прослеживание динамики эмоциональных отноше ний ребенка и взрослого, оценка реакций ребенка в процессе общения с кандидатами, профилактика возможных ошибок;

– средства коммуникации, которые использует ребенок.

3. Практическое методическое обучение кандидатов:

– эмоционально-телесный контакт и развитие эмоцио нально-личных отношений с ребенком;

– способы правильно брать ребенка на руки;

– использование эффективных положений ребенка на руках у взрослого для коррекционных занятий;

– подбор пособий и игрушек и использование их в ди дактических целях;

– стимуляция голосовых реакций;

– стимуляция двигательной активности;

– развитие деловых отношений с ребенком в совмест ной игре;

– практические рекомендации по особенностям корм ления и ухода за ребенком.

Проведение консультаций

В прежние годы кандидаты в приемные родители довольно долго, иногда несколько месяцев, проходили период сбора документов и общения с органами опеки и суда, и период их знакомства и общения с ребенком тоже был длительным. Поэтому и курс занятий и консультаций кандидатов был достаточно обширный. Теперь же процедуры перехода ребенка из учреждения в приемную семью ускорились, и кандидаты в приемные родители, прошедшие обучение в ШПР, стали более подготовленными. Тем не менее, весь имеющийся консультативный материал мы стараемся преподнести кандидатам в приемные родители в полном объеме, и видим жизненную необходимость в этом виде работы.

Консультация № 1 (проводится без участия ребенка):

• Ознакомление кандидатов в приемные родители с уровнем развития ребенка по документации логопеда: первичное логопедическое обследование и динамика нервно-психического развития (НПР) за период проживания ребенка в учреждении (консультацию проводит логопед-дефектолог).

• Общая характеристика ребенка, его темперамент, особенность режима, особенности вскармливания. Определение времени посещения ребенка кандидатами в приемные родители в зависимости от режима жизни ребенка (консультацию проводит воспитателя и медсестра).

Консультация № 2 (проводится с участием ребенка):

• Проведение диагностики НПР.

• Анализ НПР, выявление слабых и сохранных сторон в развитии ребенка и определение возможностей ребенка для дальнейшего развития (консультацию проводит логопед-дефектолог).

Консультация № 3 (проводится с участием ребенка):

• Предупреждение неправильных способов брать ребенка на руки и носить его (консультацию проводит логопед-дефектолог и воспитатель).

• Обучение кандидатов в приемные родители правиль ному ношению ребенка на руках и взаимодействию с ним (консультацию проводит воспитатель).

Консультация № 4 (проводится с участием ребенка):

• Ориентировка кандидатов в приемные родители в оценке моторного развития детей 1-го года жизни.

• Способы стимулирования двигательной активности (консультацию проводит логопед-дефектолог).

Консультация № 5 (проводится с участием ребенка):

• Знакомство кандидатов в приемные родители со способами общения с ребенком посредством эмоцио нально-голосовых контактов.

• Способы стимулирования голосовых реакций (кон сультацию проводит логопед-дефектолог).

Консультация № 6 (проводится с участием ребенка):

• Ориентировка кандидатов в приемные родители в способах взаимодействия с ребенком в совместной деятельности (манипуляция с игрушками) (консуль тацию проводит логопед-дефектолог).

• Помощь в подборе функциональных игрушек в соот ветствии с возрастом ребенка (консультацию проводит воспитатель).

Консультация № 7 (проводится с участием ребенка):

• Диагностика НПР (если прошел 1-й эпикризный срок со дня знакомства кандидата в приемные родители с ребенком).

• Анализ диагностики развития за период с 1-го дня знакомства с ним кандидатов по настоящее время (консультацию проводит логопед-дефектолог).

Консультация № 8 (проводится с участием ребенка):

• Помощь кандидатам в приемные родители в формировании эмоционально-деловых отношений с ребенком, учитывая особенности личности ребенка (кон сультацию проводит воспитатель).

• Анализ складывающихся родительско-детских взаи моотношений.

• Профилактика возможных ошибок (гиперопека, запре ты, эмоциональная холодность, чрезмерная неуверенность в себе и, наоборот, самонадеянность, неумение прислушиваться к мнению наших специалистов, ожидание быстрых успехов от ребенка, разочарование и т.д.) (консультацию проводит логопед-дефектолог).

Консультация № 9 (проводится без участия ребенка):

• Анализ развития ребенка на момент, когда он покидает Дом ребенка. Предоставление приемным родителям возможности обращаться к нашим специалистам на протяжении любого срока после усыновления ре бенка (консультацию проводит логопед-дефектолог).

• Беседа о режиме дня, о питании, о гигиеническом ухо де (консультацию проводит медсестра).

И в заключение. Не простое это дело — полюбить приемного ребенка. Несмотря на то, что кандидаты в приемные родители очень хотят этого и очень серьезно к этому готовятся, но, тем не менее, неизбежно сталкиваются с определенными трудностями и волнениями. Первое время очень важное для ребенка и его новой семьи: малыш знакомится со своим новым домом, нервничает, боится всего нового и, кажется, что он проверяет родителей «на прочность». По-видимому, так он восполняет потерянное время своего детства, где у него было все, но не было лично к нему обращенной любви самого близкого человека. Это не значит, что в учреждении ребенка обижали, не кормили, не жалели, – нет! Ведь в учреждениях типа домов ребенка работают сердечные и профессионально подготовленные люди, готовые ежесекундно подхватить, под держать, понять, помочь. Но, оказывается, для того, чтобы малыш хорошо рос и развивался, ему необходимы самые близкие люди – семья. И вот эта семья у малыша появляется, и возникают естественные трудности, когда семья увеличивается еще на одного малыша, возможно, не самого благополучного и здорового. Я поддерживаю теплые отношения с одной из таких семей. Они стали многодетной семьей, усыновив из нашего учреждения малыша с проблемами. У мамы этого семейства, искренне и потрясающе добросовестно исполняющей свои родительские обязанности, истинное материнское чувство возникло почти через 2 года после усыновления этого ребенка. Все это время они ждали, расстраивались, верили, общались с подобными родителями, со специалистами, работали над проблемами и просто жили. И они победили!

К профессиональным рекомендациям приемным родителям мы добавляем такие советы:

– Поменьше часто сменяющихся взрослых вокруг ребенка. Это путь к формированию правильной привязанности.

– Учитесь видеть истинные потребности ребенка, и исполнять их, избегая гиперопеки, не потакайте капризам из «жалости к бедному сиротке», этот маленький человечек – член вашей семьи, он равен вам, он один из ваших детей, и он счастлив! И вы стараетесь сделать все возможное и для него, и для всей семьи. Переключайте внимание ребенка с объекта его каприза и ориентируйте его на необходимый вам объект.

– Не заполняйте собой полностью все время бодрствования ребенка, не делайте ваше общение чересчур интенсивным, делайте паузы в общении с ребенком, дайте возможность ребенку научиться развивать свои творческие возможности в самостоятельной игре, дайте ему возможность самому пожелать обратиться к вам.

– Наблюдайте за ребенком и, заметив у ребенка негативные реакции, страхи, капризы, истерики, агрес сии, проблемы с засыпанием и сном и принятием пищи и др., старайтесь проанализировать, почему и когда эти реакции появляются, где кроются причины дискомфорта ребенка. Постарайтесь снизить риск возникновения негативной реакции, измените ситуацию, предшествующую негативной реакции, отвлеките ребенка от нее, перенаправьте его внимание в нужном вам направлении. Если вы сомневаетесь в чем-либо, находитесь в растерянности, теряете чувство уверенности, если ваши усилия не приводят к желаемому результату, обратитесь к специалисту, чтобы предупредить закрепление негативной реакции в поведении ребенка.

– Не отчаивайтесь, не пеняйте на гены ребенка, помните, что некоторые проблемы ребенка поддаются коррекции сложнее, и необходима будет помощь специалистов.

– Не умаляйте своих родительских способностей, не настраивайтесь на безысходность. Терпение, позитивная и активная позиция, информированность, поддержка специалистов и общение с людьми, также ставшими приемными родителями, несомненно, дадут плоды.

– Анализируйте себя и развивайтесь сами. Вам, взрослому, труднее принять правила новой игры, ребенок же более пластичная структура, он не обременен еще жизненным опытом и своими сложившимися привычками, он в состоянии принять ваши условия отношений с ним. Будьте гибкими и чуткими, встаньте на одну ступень с вашим ребенком и проживите с ним эти первые годы развития на одном уровне.

detivokrug.ru

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ

Семья — единственный путь обретения опыта семейного образа жизни для детей. Особенно это актуально для тех детей, которые воспитываются в государственных учреждениях. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, воспитанников интернатных учреждений, передаваемых на воспитание в замещающие семьи. Этот процесс обусловлен государственной политикой в вопросе развития семейных форм устройства детей-сирот, определённой готовностью общества к приёму детей в семьи.

Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей таких как: внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приёму детей в семью, незнание потенциальными приёмными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот, неготовность самих детей к проживанию в семье.

Также наблюдается возврат детей, находившихся в семье продолжительное количество времени.

Причин возврата детей много, это как правило состояние здоровья, изменение материального положения семьи, и что совсем неприемлемо – ненадлежащее исполнение обязанностей опекуном. Самой главной причиной является обострение межличностных отношений – неумение детей и замещающих родителей эти отношения выстраивать. Дети растут, подростковые проблемы накапливаются, и замещающие родители оказываются, к этому не готовы, отсюда и вывод: легче вернуть.

В целях предотвращения возвратов приёмных семей необходимо выявить проблемы в замещающих семьях ещё на ранних этапах, проводить профилактическую работу отдельно с замещающими родителями, с другими членами семьи, с приёмными детьми и в целом со всей семьёй.

Работа с семьёй по предотвращению возвратов проходит в несколько этапов:

1. Этап «Пропедевтический»

Подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание детей в семью, которая проводится по специально разработанной программе с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Порядка подготовки граждан. Программа включает не только юридический и медицинский, но и психолого-педагогический модуль, где уделяется внимание вопросам поведенческих возрастных и полоролевых особенностей приёмных детей.

Подготовка детей-сирот к проживанию в семье осуществляется специалистами детского дома и службой сопровождения замещающих семей, с использованием специально разработанных программ, включающих эмоциональный, когнитивный и поведенческий блоки.

Результатом данного этапа должна стать мотивационная и знаниевая готовность кандидата.

2. Этап «Диагностический»

Углублённая диагностика как родителей, так и детей на предмет совместимости и определения психологических особенностей.

Диагностика проводится в период подготовки и включает как самодиагностику, так и тестирование специалистами.

С этой целью используется стандартизированная база валидных методик (опросники, тесты, проективные методики).

Обработка рабочих материалов проводится специалистами: психологом, социальным педагогом. На основании полученных данных делается окончательный вывод о готовности кандидатов, о возможных претендентах.

3. Этап «Подготовительный»

На момент окончательного перехода ребенка в семью организуются встречи, совместное времяпровождение, используется форма временного пребывания ребёнка в семье (гостевой режим). После чего принимается окончательное обоюдное (ребенка и семьи) решение о передаче на воспитание приемного ребенка и присвоения семье статуса замещающей семьи.

4. Этап «Патронаж семьи первого года»

После окончательного принятия решения о передаче ребёнка в семью, с ней заключается договор специалистов службы сопровождения замещающих семей о социально-психологическом сопровождении, которое включает поддержку семей, профилактику кризисных моментов, просвещение, консультирование, супервизию проблем, внутрисемейные и межсемейные занятия (тренинги) на развитие семьи и семейных отношений и предусматривает закрепление куратора.

График посещения семьи первые три месяца составляет 2-3 раза в неделю. Используется метод включенного наблюдения, проводится срезовая диагностика семейного микроклимата и комфортности пребывания ребёнка в семье. Также предусматривается работа со всей семьей (мини-тренинги). Семьи могут участвовать и в групповой, клубной работе, которая проводится специалистами службы сопровождения.

По мере адаптации встречи на дому становятся реже, но остаётся контроль по телефону и участие в клубной работе

5. Этап «Сопроводительный»

Сопровождение семьи и ребёнка осуществляется специалистами службы сопровождения замещающих семей при активном сотрудничестве со специалистами образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

6. Этап «Профилактический»

По мере взросления ребёнка и с учётом прохождения замещающей семьёй стадии своего становления и развития специалисты отмечают наиболее опасные в плане кризиса периоды, например подростковый, поступление в школу и т.п., и усиливают интенсивность встреч. Кроме того в банке данных о замещающих семьях службой контролируются семьи в предкризисные моменты и проводится просветительская работа с родителями.

7. Этап «Кризисный»

Кризисы могут быть вызваны управляемыми (кризис возраста) и неуправляемыми факторами (несчастные случаи, потеря работы и т.п) Информация о проявлениях неблагополучия, в первую очередь вызванных неуправляемыми факторами может поступать в службу со стороны образовательных учреждений, ближайшего окружения семьи, получается путём собеседования с воспитателем, классными руководителями, участия специалистов службы сопровождения в психолого-педагогических консилиумах, профсоветах образовательных учреждений, информации детского телефона доверия, а также обращениях замещающих родителей в органы опеки и попечительства.

Изучаются причины кризиса, участников конфликта, намечаются пути решения и ответственные -кризисный куратор.

В первом случае при первых сигналах службы сопровождения активно подключаются к работе с семьёй. Частота и интенсивность встреч увеличивается. Возможно использование технологии «Супервизия», «Сетевых контактов», «Работа со случаем».

В особых случаях допустимо участие «мобильной бригады», на выезд которой оформляется заявка и отправляется в Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.

Семья ставится на контроль и переводится в режим патронажа (этап «Патронаж семьи первого года»).

Во втором случае изучаются ресурсы семьи и возможности помощи (экстренной или пролонгированной) до момента разрешения кризиса и принятия решения. Возможен вариант передачи ребёнка в патронатную/гостевую семью из числа ближайших родственников, знакомых или сотрудников учреждения, где расположена служба сопровождения. В любом случае это должна быть семья знакомых ребёнку людей. В крайнем случае, ребёнок возвращается в учреждение.

8. Этап «Послекризисный»

Семья переводится на сопровождение, частота встреч снижается. Критические периоды в становлении приёмной семьи:

12 месяцев приёма (семья, нередко самодостаточные до приёма, начинают отказываться от детей). В первые полгода приёма увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приёмные) ожидают от неё исполнения роли лидера семьи. В это же время резко снижается статус отцов.

На этом этапе психологическое сопровождение направлено на целостность супружеской подсистемы, уровень эмоционального напряжения у матери и статус отца в семье. Супругов обучают техникам принятия совместных решений, помогают в организации обсуждения ситуации, сложившейся в семье.

2 года приёма (к этому времени должна сформироваться самоидентификация членов семьи с её новым статусом). Идёт процесс переструктурирования границ, как в отдельных подсистемах, так и в системе в целом. Это вносит значительный хаос в структуру отношений в семье как внутри самой системы, так и во взаимодействии с окружением. Приёмные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, они пытаются воспроизвести привычные модели взаимоотношений сиротского учреждения или кровной семьи.

Психологическое сопровождение направлено на структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов, а также системные защиты базовой семьи и приёмного ребёнка от взаимной интервенции. Важным становится участие детей в группе поддержки с другими кровными и приёмными детьми, имеющими большой опыт совместной жизни.

3-3,5 года приёма (кризис сепарации, который начинает актуализировать потребность у замещающих семей отказаться от воспитания приёмных детей). Примерно в 3 года приёма актуализируется потребность в сепарации у приёмных детей. Взаимоотношения к этому времени стабилизировались, и они уже могут позволить себе большую автономию. Система снова испытывает потребность в переструктурировании. В результате повышается уровень конфликтности в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей. Замещающие родители начинают испытывать определённую «усталость» от проблем, связанных с поведением приёмных детей. Напряжённость в семье достигает своего пика примерно в 3,5 года приёма и нередко провоцирует структурный кризис в системе.

Целями психологической помощи становятся личностные границы членов семьи, способы проявления ими своих чувств, привязанности в семье, способность к рефлексии и управлению поведением детей. Главной целью сопровождения в этот период становится вывод семьи из кризиса.

Замещающие семьи проходят через определённые этапы становления и развития. Семейные системы находятся на постоянном движении: дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, её потребности. Поэтому своевременное выявление и разрешение семейных проблем является важным фактором профилактики отказа от приёмных детей.

Список литературы

1. Басова В.М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Учебно-методическое пособие. // Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003.

2. Гринберг С.Н. Савельева Е.В. и др. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.Речь. СПб., 2007.

3. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. Энас. М., 2005.

4. Пронина С. «Время восстанавливать семьи». Общественно-аналитический ежеквартальный журнал «Детский дом» № 4 (17) октябрь-декабрь 2005.

5. Пфальц В.Р., Хюсген Г., Шмитц М. «Работа с родителями и социально-педагогическая помощь семье» Вологда, 2002.

6. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: 1999. –185с.

evansys.com

adoptlaw

www.adoptlaw.ru

Ольга Митирева: за профессионализацию семейного устройства

Возврат приемного ребенка — часть 2 (причины и профилактика)

Моя практика показывает две особые категории возвратов (или вторичных возвратов от приемных детей):
— возвраты в течение нескольких дней или недель после принятия ребенка (для удобства назовем их «преждевременные возвраты»);
— возвраты по истечении полугода-года, вплоть до нескольких лет после принятия ребенка (назовем их «сознательные возвраты»).
У этих двух группу возвратов разные причины и разные способы профилактики.

Начнем с преждевременных возвратов.

Сначала приведу примеры из реальной жизни (из последних писем родителей), в которых отмечу ключевые фразы и моменты, необходимые для понимая специфики преждевременных возвратов. Потом проанализируем причины и возможную профилактику подобных возвратов.

История Марины Н., август 2015 (Калужская обл.)
Я получила заключение о возможности быть опекуном в отношении ребенка без ограничений по здоровью, но в итоге взяла 2х-летнего мальчика с диагнозами эпилепсия и синдром РАС. Инвалидность ему присвоена не была, а сотрудники дома ребенка заверили меня, что проблемы компенсируются с возрастом. О том, что Ване необходимо ежедневно принимать лекарства, я узнала только, когда приехала его забирать. Мне выдали лекарства только на несколько дней, пока я не поставлю Ваню на учет в поликлинику.
Из-за неправильно оформленного личного дела (по словам сотрудников ООП по моему месту жительства) и через 10 дней я не смогла поставить Ваню на учет, лекарства стали подходить к концу. Иван начал вести себя нервно, постоянно истерично плакал. Мне стало страшно, и я отвезла Ваню в органы опеки по месту нахождения его детдома и подала заявления с просьбой освободить меня от обязанностей опекуна. Ребенка я привезла сытого, хорошо одетого, утром дала последнюю дозу лекарств, которая у меня оставалась.
Но сотрудники опеки в категоричной форме сообщили, что я не имею права отказываться и после подачи заявления мне надо ждать неопределенное время, чтобы ребенка забрали. Я объяснила, что не могу ждать, т.к. ребенку нужны лекарства, которые я лично получить не могу. Обстановка в кабинете накалялась, мне стали угрожать вызовом полиции «за оставление ребенка в опасности». Через несколько часов я ушла, не выдержав морального давления и оставив ребенка в кабинете.
Органы опеки приняли решение об «отстранении» меня от обязанностей опекуна в связи с «ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна». Теперь я никогда не смогу быть приемной мамой.

История Нины П., сентябрь 2015 года
Добрый день, 2 сентября мы усыновили ребенка, решение вступила в силу 12 сентября. 18 сентября забрали домой. К, сожалению, жить с усыновленным ребенком не сможем, приняли решение вернуть обратно в детский дом 2 октября. Подскажите, как с юридической точки зрения сделать это правильно? Как пройти процедуру разусыновления быстро и правильно, чтобы у ребенка появился шанс как можно быстрее оказаться в семье?

Считаю, что в большинстве случаев причины преждевременных возвратов лежат за пределами личных качеств или предварительной подготовки самих приемных родителей. Преждевременные возвраты – это исключительно показатель неадекватности существующих в России процедур знакомства и выбора детей, особенно младшего возраста, когда брать ребенка на гостевой режим невозможно. В частности:

  • Невозможность реальной проверки диагнозов, поскольку процедура независимого медосвидетельствования ребенка построена таким образом , что приемный родитель не имеет законного права, а также выбирать медучреждение либо конкретных специалистов, которые будут его проводить. Этот вывод подтверждается и результатами опроса среди приемных родителей.
  • Повсеместная практика посещений ребенка в неестественных для ребенка условиях, искажающих его поведение и реакции . «Дни открытых дверей», проходящие в некоторых регионах РФ в порядке эксперимента, не обеспечивают полноценного общения и знакомства кандидатов с детьми .
  • Практика «продавливания» детей младшего возраста, но с неоднозначной диагностикой – возможно, для того, чтобы «не упустить» кандидата и показать хорошую статистику семейного устройства.
  • Искусственные задержки в постановке опекунов и приемных родителей, принявших ребенка из другого региона, на учет по собственному месту жительства. Обычно они связаны с желанием сэкономить на выплатах на содержание подопечных и/или на вознаграждении приемным родителям, но фактически приводят и к задержкам в постановке на учет в местных медицинских и образовательных учреждениях.
  • Отсутствие «профилактического» сопровождения (в т.ч. психологического) в первые дни и недели после появления ребенка в семье.

Соответственно, профилактика преждевременных возвратов заключается в следующем:

  • Общефедеральное видеоанкетирование всех воспитанников детдомов, независимо от возраста и диагноза.
  • «Дни открытых дверей» по честным правилам – то есть (а) без предварительного отбора детей «на показ», (б) не реже раза в квартал и (в) для всех желающих жителей района или города, не только слушателей школ приемных родителей или обладателей заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем.
  • Изменение процедуры независимого медосвидетельствования воспитанников детдомов таким образом, чтобы приемный родитель мог запросить освидетельствование ребенка (а) в любом медучреждении по выбору приемного родителя (причем этих медучреждений может быть и несколько – допустим, до трех, — если состояние ребенка требует оценки узких специалистов), (б) у специалистов (допустим, общим количеством до пяти) по выбору приемного родителя и (в) в присутствии приемного родителя.
  • Устройство комнат гостиничного типа при организациях для детей-сирот, особенно в домах ребенка для детей дошкольного возраста, чтобы кандидаты могли получить опыт ежедневного проживания и ухода за конкретным ребенком, еще раз оценили свой выбор.
  • Знакомство с ребенком только в условиях группы, с возможностью наблюдения в группе и сравнения с другими детьми, с правом «переключиться» на другого ребенка без объяснения причин или избыточных формальностей.
  • Сопровождение и помощь с оформлением документов с первого дня после появления ребенка в семье (по аналогии с сопровождением новорожденного и молодой матери).
  • И самое главное, на что всегда «забывают» выделить бюджет, утверждая нововведения — обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников ООП, операторов БД и организаций для детей-сирот по новым процедурам знакомства и выбора ребенка.

Теперь о сознательных возвратах.

На мой взгляд, сознательные возвраты – так я называю возвраты через несколько месяцев или даже лет после принятия ребенка – отражают одну или несколько из следующих ситуаций:

(1) по сути отсроченный преждевременный возврат, когда в прошлом органы опеки либо принудили родителей забрать конкретного ребенка (обычно «в довесок» к брату или сестре или в попытке «быстренько» устроить в семью непростого ребенка), либо отговорили от возврата сразу после появления ребенка в семье; родители внешне смиряются, вроде бы принимают ситуацию, но подсознательно выискивают в поведении ребенка малейшие «неадекватности», чтобы вернуться к теме возврата (в начальной школе или в подростковом возрасте эти «неадекватности» сами «падают в руки»);

(2) профессиональное бессилие (а нередко – полное отсутствие) служб по семейному устройству, закамуфлированное под возврат ребенка по инициативе приемных родителей; обычно такие возвраты происходят с подачи органов опеки в период адаптации, т.е. в пределах полугода-года после устройства ребенка;

(3) «непролеченные» проблемы периода адаптации, когда профессиональной помощи приемный родитель не получил, кое-как справился собственными силами (а точнее, решил перетерпеть проблему, «вылечить любовью» и т.п.), но по мере взросления ребенка игнорировать особенности в поведении становится труднее, внутренние резервы приемной семьи истощаются и в какой-то момент, вроде бы очень далекий от появления ребенка в семье, «вдруг» происходит срыв;

(4) реакция на непредвиденное событие в семье, прямо не связанное с ребенком, но обнажившее хрупкость отношений, особенно в условиях отсутствия грамотного сопровождения и поддержки семьи – такие возвраты могут иметь место и через много лет после принятия ребенка.

Примеры из жизни:

История Анны, июль 2015 года (Челябинская область)
Здравствуйте. У нас приемная семья, двое детей, родные брат с сестрой. Мама этих детей лишена родительских прав по решению суда, отец прочерк. Дети в нашей семье с марта 2013 года. С мальчиком много трудностей, приняли решение вернуть его в детское учреждение. Имеем ли мы право разлучать их, оставив девочку в семье? Распоряжения выданы на каждого ребенка.

История Марии, июль 2015 года (Якутия)
У меня под опекой трое детей: две сестры и брат. Средняя сестра меня не слушается, усложняет нам всем жизнь, я с ней не справляюсь и хочу ее отдать в детдом. Но боюсь, что заберут остальных двоих детей. Так это или нет?

История Ольги, апрель 2015
Моя мама 8 лет назад оформила приемную семью над двойней — мальчик и девочка, с девочкой никаких проблем, а вот мальчик совершенно не поддается контролю и воспитанию, учиться не хочет, в школу не ходит, на домашнем обучении, никого не слушает, сбегает, ворует, каждые полгода лежит в психбольнице, но диагнозов, кроме нарушения поведения нет. Хотим отказаться от мальчика, но управление по вопросам семьи и детства утверждают, что по закону не имеют права разделять брата и сестру, действительно ли это так и что можно сделать?

История Марины С., апрель 2015
Возникли проблемы со старшим мальчиком Андреем 14 лет. Он попал ко мне в семью 5 лет назад после расформирования детдома, этакий «кот в мешке». В личном деле мелькали диагнозы 84.8, 91.8, 92.9, ММД, Андрей лежал в детской психиатрической больнице в 2009 году в течение 2-х месяцев «за сексуальные пристрастия» (так написано в личном деле). В декабре 2014 года выяснилась неприятная информация: Андрей неоднократно сексуально домогался до младшего ребенка 9 лет. Сейчас Андрей лежит в детской психиатрической больнице, предварительный диагноз: психопатия. Мною принято решение о возврате Андрея после его выписки.

История Ирины, апрель 2015 года

Девочка 9 лет была в семье полгода, адаптация была тяжелая, кражи, начала уходить из дома, в очередной раз три дня искали с полицией, где она заявила, что в приемной семье жить не желает, т.к. ее обижают, бьют и т.д., желает жить у «бабушки» — это знакомая биоматери, тоже лишенная родительских прав с асоциальным образом жизни. Правда, когда девочке сказали, что она поедет обратно в детский дом, она сразу пошла на попятную и сказала, что согласна жить у приемной мамы, если ей разрешат ходить к «бабушке». Что реально указано в её объяснении, неизвестно (все со слов опеки).
Опека настояла на возврате ребенка в детский дом, мотивируя тем, что почти 10-летний ребенок имеет право выбирать, где и с кем жить. Приемная мама написала заявление о прекращении опеки в связи с нежеланием ребенка жить в семье.

История Елены Г., февраль 2015 года
Полгода назад московская семья забрала из питерского детдома девочку 14 лет. Отношения не сложились. Как говорит мама: «Сама не могу принять, а старшие кровные дети не разговаривают с приемной дочерью, дома невыносимая обстановка». В конце ноября мама пошла в опеку писать возврат от ребенка. Именно в этот момент меня и нашли сотрудники негосударственного фонда, которые курируют этот питерский детдом. В приемную семью приезжала специалист и психолог фонда для разговора о передаче ребенка в нашу семью, я была на этой встрече. Девочка мне понравилась.
Психолог дал приемной маме рекомендации, как поговорить с девочкой, но мама передумала. Мы порадовались, что ребенок все-таки останется в семье, но через некоторое время снова начались разговоры об возврате, «ничего не получается». Потом опять передумали, решили оставить ребенка. И так было уже четыре раза.
В данный момент со мной на связь снова вышла приемная мама с разговором, что все-таки они не смогут жить вместе. Но при этом она предлагает мне взять девочку в гости, чтобы ребенок сам выразил согласие уйти: «Она побудет у вас в гостях, ей понравится, и тогда это уже будет не мой возврат, а наше обоюдное решение». Для меня это неприемлемый вариант, т.к. решение перекладывается на плечи приемного ребенка.
Сама девочка пока из семьи не хочет никуда, у нее сложился очень хороший контакт с приемной папой, но в то же время приемная мама ведет работу с Дашей на тему «сходи к этим хорошим людям в гости, они тебе понравятся». Опека заняла выжидательную позицию, ничего не предпринимает.

История Таисии, август 2015 года (Московская область)
На Вашем сайте я нашла книгу Нэнси Томас «Когда любви не достаточно». В ней на 100 % процентов описан наш ребенок. Женя уже шесть лет с нами (ему скоро исполнится 9 лет). За эти годы, несмотря на некоторые положительные сдвиги, мы не смогли решить главную проблему — оппозиционно-вызывающее поведение (на фоне которого наши ЗПР и СДВГ просто «цветочки»). Понимаю, что многое мы делали не так как надо. Несмотря на то, что в книге подробно описан метод воспитания (излечения) детей с синдромом нарушения привязанности, у меня возникает отчаяние из-за того, что многое мы упустили и страха не справиться (верней, я уже теряю контроль над ситуацией). Моя жизнь превратилась в настоящую битву с Женей (что, как я понимаю, совершенно неправильно, но иначе у меня не получается). Я на грани своих возможностей. Очень нуждаюсь в помощи опытного психотерапевта, находящегося в нашей теме. Пожалуйста, посоветуйте специалиста в Москве, к которому можно обратиться по этой проблеме.

История Олеси, март 2013 года
Девочка с рождения возвратная, в четыре года передана под опеку одинокой женщине примерно 50 лет. Сейчас девочке уже 8 лет.
Недавно умер отец мамы-опекуна. Она это очень переживает. Остальные родственники не поддерживают ее решение быть опекуном, а скорее наоборот. Все это обострилось после смерти отца. Мама не смогла разрешить ситуацию, опека отправила ее в районную поликлинику к психологу, там помощь, по всей видимости, не смогли оказать. В итоге мама отвезла девочку в больницу под видом лечения и тем временем написала возврат от опеки, ребенок пока не знает об этом, мама девочку навещает.
Информация к нам поступила из больницы, т.к. с опекой у нас отношения, прямо скажем, сложные (пишет представитель некоммерческой региональной организации содействия приемным семьям). Мы подключили нашего психолога для работы с мамой. После работы с психологом мама забрала заявление о возврате.

Обобщая, я вижу следующие причины большинства сознательных возвратов:

  • Практика «продавливания» братьев и/или сестер «в довесок» к понравившемуся ребенку (детям). Практика «продавливания» непростых детей ради положительной статистики. Иногда это приводит к тому, что приемные родители подсознательно ищут особенности в поведении ребенка, которые могли бы объяснить возврат подсознательный поиск приемными родителями причин для возврата «навязанного» ребенка. Возврат сдерживает только страх потерять остальных приемных детей-родственников или получить «волчий билет» в виде формулировки «отстраняется от исполнения обязанностей опекуна по причине ненадлежащего исполнения обязанностей» .
  • Неадекватное сопровождения в период адаптации, а в большинстве случаев – полное отсутствие такового. В результате проблемы в поведении ребенка искусственно подавляются, пока возраст позволяет. Внутри семьи возникает «мина замедленного действия» до поступления в школу, до начала подросткового периода или до истощения родительских сил. Кстати, как видно из примеров выше, даже если находятся негосударственные организации, готовые сопровождать семью, они вынуждены работать «подпольно», «на птичьих правах», хотя российский закон предусматривает процедуру сотрудничества и/или делегирования полномочий органов опеки другим организациям .
  • Отсутствие адекватной помощи в переломные или кризисные моменты (поступление в школу, подростковый возраст, внезапные трагедии внутри приемной семьи).
  • Возможность отмены усыновления в любое время вплоть до совершеннолетия ребенка. Например, в большинстве штатов США отменить усыновление возможно только в течение нескольких месяцев после утверждения усыновления судом. По истечении этого срока усыновленный ребенок приравнивается к своерожденному и отказаться от его воспитания только тем же способом, как от кровного. Воссоединение с кровной семьей возможно только через усыновление ребенка кровными родителями. В России тоже действует принцип «усыновленный = своерожденному», но при этом усыновители могут ходатайствовать об отмене усыновления в любой момент и практически по любой причине.

Соответственно, профилактика сознательных возвратов заключается в следующем:

  • Законодательно установить приоритет права ребенка на семейное воспитание (в т.ч. в замещающей семье) над правом на совместное воспитание с братьями и сестрами и одновременно уточнить правила разделения братьев и сестер. К примеру: нахождение в системе детдомов не является «совместным проживанием», если дети воспитываются в разных группах или в разных учреждениях, а значит не должно мешать передаче в семью одного из детей отдельно от остальных; если дети знают друг друга, когда-то воспитывались вместе, то возможно помещение в разные семьи, но в пределах одного города или района, и с конкретным графиком личных встреч и общения по телефону; если дети помещены в семьи в разных субъектах РФ, то органы опеки отвечают за организацию общения по телефону и по переписке, и т.п.
  • Создание центров сопровождения замещающих семей (по образцу центров патронатного воспитания и сопровождения), которые способны оказать реальную и действенную помощь и поддержку.
  • Внедрение специальных программ по психологии сиротства и реабилитации неблагополучных семей в российских ВУЗах, изучение зарубежного опыта и практик, включая теории нарушения привязанности у детей-сирот и терапевтического воспитания.
  • Обучение сотрудников ООП, операторов банков данных и организаций для детей-сирот новым процедурам и практикам, регулярное повышение квалификации.
  • Только после и в сочетании с вышеперечисленными нововведениями – установить предельный срок после утверждения усыновления, когда возможна отмена усыновления. По истечении этого срока «разусыновление» должно быть невозможно, и отказ от воспитания усыновленного ребенка должен проходить по тем же правилам, что и отказ от воспитания кровного – через помещение в учреждение по заявлению и/или лишение родительских прав.

adoptlaw.livejournal.com

Смотрите так же:

  • Журнал налоги и бухгалтерский учет 2018 Журнал налоги и бухгалтерский учет 2018 Журналу "Бухгалтерский учет" 80 лет! Минфин России 03.07.2018 г. опубликовал изменения в МСФО (приказ от 04.06.2018 № 125н): Минфин России 26.04.2018 г. опубликовал изменения в МСФО: - приказ от […]
  • Заявление на увольнение на пенсию по возрасту Заявление на увольнение в связи с выходом на пенсию В России довольно много граждан продолжают свою трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста. При этом они имеют право получать и заработную плату, и пенсионное обеспечение […]
  • Пособия за опекунство над ребенком Выплаты опекунам за несовершеннолетнего ребенка, недееспособных людей. Граждане, принявшие в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут рассчитывать на получение материальной поддержки от государства. Расскажем в […]
  • Новый закон о электроэнергии Новый закон о электроэнергии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Кто из водителей нарушил правила стоянки только а Экзаменационный билет ПДД № 35 с ответами и пояснениями. Вопрос 1. Что означает термин «Недостаточная видимость»? 1. Видимость дороги менее 100 м вблизи опасных поворотов и переломов продольного профиля дороги. 2. Видимость дороги […]
  • Буквы о а в корне раст рос правило Буквы о а в корне раст рос правило Цели: показать условия выбора букв о и а в корне –раст- — -ращ- — -рос-; учить распознавать слова с этим корнем; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать […]

Обсуждение закрыто.