Процесс в европейском суде

Адвокат в ЕСПЧ

Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека

Рассмотрение на приемлемость

Рассмотрение на приемлемость начинается с предварительной стадии, во время которой заявитель ведёт переписку с Секретариатом ЕСПЧ. Переписка может вестись на русском языке. Во время предварительной стадии происходит регистрация жалобы. Затем наступает период, во время которого Комитет судей может вынести решение о неприемлемости жалобы, то есть отказать в её рассмотрении. Либо же направить жалобу для ознакомления Представителю РФ в ЕСПЧ. При этом предусматривается возможность обмена возражениями между сторонами. После того, как обмен возражениями закончен, суд рассматривает соответствие жалобы формальным критериям, которые установлены Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод. Если жалоба не отвечает данным требованием, она признаётся неприемлемой и отклоняется. Обжалование данного решения не предусмотрено.

Рассмотрение по существу

Второй этап — рассмотрение дела по существу. На этом этапе ЕСПЧ выносит своё решение о том, что имело место нарушение какого-либо права из указанных в Европейской Конвенции. Практика последних лет показывает, что признание жалобы приемлемой и её рассмотрение по существу может происходить одним составом Палаты судей. В отдельных случаях ЕСПЧ назначает публичное слушание с участием адвоката заявителя и представителем государства-ответчика. Заявителю также предоставляется возможность участвовать в публичном слушании.

Во время рассмотрения дела по существу, обе стороны в письменном виде предоставляют ЕСПЧ информацию о своей позиции. В соответствии с процедурой, данные документы должны быть представлены на официальном языке Совета Европы (английском или французском). Все стороны выступают в Суде также на официальном языке Совета Европы. По регламенту, длительность выступления не должна быть более 30 минут. По окончании публичного слушания, ЕСПЧ отводится 6 месяцев на принятие решения. Далее решение направляют участникам процесса и передают в Комитет Министров Совета Европы, представители которого будут осуществлять контроль над его исполнением.

Исполнение решения

Государство-ответчик обязано исполнить решение ЕСПЧ по выплате установленной компенсации в течение 3 месяцев с момента его оглашения. Зачастую ЕСПЧ не ограничивается решением по выплате компенсации и, помимо этого, рекомендует дополнительные меры, которые могут носить как индивидуальный, так и общий характер. Например, мерой индивидуального характера может быть рекомендация отменить предыдущее окончательное решение внутренних судебных органов. Меры общего характера могут предусматривать рекомендации ЕСПЧ по изменению судебной практики, которая существует в государстве-ответчике, но при этом не соответствует Европейской Конвенции о защите прав человека. Исполнение решений ЕСПЧ обеспечивает Комитет Министров Совета Европы. Для этой цели предусмотрена возможность использования политического давления.

Длительность рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСПЧ

Как указывалось выше, процесс рассмотрения индивидуальных жалоб в ЕСПЧ может продолжаться от 2 до 4 лет. Так, например, только на регистрацию жалобы отводится 2-3 месяца. Этап признания жалобы неприемлемой к рассмотрению продолжается 1-2 года. На обмен возражениями отводится 6 месяцев. Рассмотрение жалобы на предмет приемлемости может продолжаться 1,5 года. Решение по существу ЕСПЧ принимает в течении 6 месяцев (не считая времени подготовки к слушаниям).

Правила Регламента ЕСПЧ предоставляют заявителю возможность ускорить процедуру рассмотрения его жалобы. Для этого он должен обратиться в Европейский Суд с ходатайством о внеочередном рассмотрении его дела. Также возможно просить ЕСПЧ о том, чтобы Представитель РФ был досрочно извещён о поданной жалобе. Необходимо отметить, что воспользоваться данной возможностью может довольно узкий круг лиц. Например, в случае, если существует реальная угроза для жизни заявителя. Практика обращений в ЕСПЧ показывает, что минимальные сроки рассмотрения характерны для жалоб, где все претензии изложены чётко и однозначно и касаются нарушения прав не более, чем по двум статьям Европейской Конвенции.

Обращение в ЕСПЧ – возмещение финансовых расходов и материальная помощь

Обращение в Европейский Суд по правам человека является бесплатным. Если признана необходимость личного участия заявителя в публичном слушании, ЕСПЧ может предоставить финансовую помощь для оплаты его проезда и временного проживания в Страсбурге. Решение об этом принимается в том случае, если заявитель не может оплатить данные расходы самостоятельно. Кроме того, если ЕСПЧ установило факт нарушения прав человека, то государство-ответчик обязано наряду с выплатой компенсации возместить траты заявителя на его переписку со Страсбургом, услуги юристов и переводчиков.

prof-sommer.ru

ДРУЖЕСТВЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Любой спор лучше разрешается самими сторонами, и Европейский суд по правам человека предоставляет такую возможность, что особенно значимо для дел семейных.

В соответствии с п. 1(b) ст.

По своей природе мировое соглашение в Европейском суде не имеет фундаментальных отличий от мирового соглашения, заключаемого во внутреннем судебном процессе.

Начиная с определенной стадии рассмотрение дела в Суде проходит на состязательной основе: заявитель отстаивает жалобу, правительство, как правило, не соглашается и представляет свою защиту. В ходе разбирательства может возникнуть ситуация, в которой стороны способны договориться об удовлетворении претензий. В такой ситуации роль Суда крайне важна. На основании Конвенции Суд должен предоставить себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью заключения мирового соглашения.

Прежде всего Суд облегчает уже саму коммуникацию между сторонами. Через Секретариат Суда может происходить передача информации, необходимой для выяснения позиций противостоящих сторон.

Необходимо учитывать, что отношения между сторонами могут быть различными в зависимости от множества факторов. В большинстве дел коммуникация между заявителем и правительством налажена хорошо; они проводят переговоры о возможном мировом соглашении и могут в результате прийти к взаимоприемлемому урегулированию и без вмешательства Суда. В ряде других случаев, в которых прямые контакты между заявителем и правительством затруднены, Суд может прийти им на помощь с целью выяснения возможностей достижения мирового соглашения.

Роль Суда, однако, не ограничивается только формальной функцией по содействию передаче информации. При участии в переговорах по достижению мирового соглашения представители Суда или его Секретариата могут указать сторонам на обоснованность тех или иных аргументов или требований в свете Конвенции и существующей на данный момент судебной практики. Пункт 1 правила 62 Регламента предоставляет Суду в этом плане широкую свободу действий: Палата предпринимает любые шаги, которые представляются уместными для содействия достижению мирового соглашения.

Но роль Суда также не ограничивается выполнением данной функции. Главное условие, которому подчинено заключение мирового соглашения, состоит в том, что оно должно производиться «на основе соблюдения прав человека, признанных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней». Только тогда мировое соглашение будет «принято» Судом, т.е. признано допустимым в смысле ст. 38 Конвенции.

Именно в проверке выполнения упомянутого условия всегда состояла важнейшая функция органов Конвенции в делах, в которых стороны заключали мировые соглашения. Только будучи уверенными, что мировое соглашение действительно базируется на «соблюдении прав человека», органы Конвенции признавали его допустимым и принимали на его основании решение об исключении дела из списка.

Проверка «соблюдения прав человека» диктуется, безусловно, прежде всего необходимостью выяснения свободы волеизъявления заявителя и отсутствия навязывания ему недопустимых условий, непосредственно противоречащих обязательствам, взятым государством при присоединении к Конвенции. Кроме того (и это, пожалуй, самый важный момент), проверка Судом «соблюдения прав человека» предполагает оценку достигнутого мирового соглашения исходя из назначения Конвенции и роли, выделенной ею самому Суду.

Необходимо иметь в виду, что Европейская конвенция всегда рассматривалась и продолжает рассматриваться не просто как судебный механизм урегулирования индивидуальных жалоб с возможностью их досудебного дружественного урегулирования между сторонами при посредничестве Суда. Суд неоднократно заявлял в решениях, что обязательства, взятые государствами на себя в рамках Конвенции, носят объективный характер и что соблюдение установленных в Конвенции прав является условием существования особого европейского правопорядка.

Таким образом, Суд придерживается позиции, согласно которой ни мировое соглашение, ни иное основание снятия дела с производства не могут в принципе воспрепятствовать ему рассмотреть дело, если того требуют интересы соблюдения прав человека, или, иными словами, интересы охраны, утверждения и развития европейского правопорядка, созданного Конвенцией.

Какие конкретные обстоятельства могут воспрепятствовать принятию Судом мирового соглашения или отзыва жалобы и побудить Суд продолжить рассмотрение дела по существу с целью установления «объективных обязательств по Конвенции» или охраны созданного ею правопорядка?

Одними из таких обстоятельств могут быть важность поставленного вопроса и отсутствие достаточных критериев его разрешения на основании Конвенции.

Другим основанием, имеющим непосредственное отношение к сохранению правопорядка Конвенции, может выступать тот факт, что урегулированная в двустороннем порядке жалоба является лишь частным выражением серьезной структурной проблемы, находящейся в противоречии с обязательствами, взятыми государством в рамках Конвенции. В случае существования такой проблемы приемлемость мирового соглашения может зависеть от принятия данным государством конкретных мер, направленных на ее разрешение.

В существующей на сегодняшний день судебной практике нет явных примеров, когда Суд в подобной ситуации решил бы продолжить рассмотрение дела по существу, несмотря на достигнутое мировое соглашение. Тем не менее во многих делах, в которых заключались мировые соглашения, Суд уделял в решениях повышенное внимание оценке принятых мер общего характера всякий раз, когда такие меры оказывались необходимыми для устранения очевидной несовместимости внутреннего права государства-ответчика с его обязательствами по Конвенции. Наличие таких прецедентов свидетельствует о том, что понятие «соблюдение прав человека» в смысле ст. 37 и 38 Конвенции предполагает в случае необходимости принятие государством мер общего характера, помимо урегулирования отдельно взятой жалобы.

Необходимо подчеркнуть важную роль, которую заявитель может играть посредством индивидуальной жалобы в разрешении более общих проблем в масштабе государства. Опираясь на требование соблюдения прав человека, содержащееся в ст. 37 и 38 Конвенции, а также на практику органов Конвенции, заявитель и его представители вправе требовать от государства, предлагающего им вариант мирового соглашения, принятия мер общего характера с целью не допустить возобновления ситуаций, несовместимых с положениями Конвенции. Характер требуемых общих мер, безусловно, связан с поставленной в жалобе проблемой, и принятие государством мер может состоять в зависимости от ситуации в изменении законодательства, подзаконных актов, а также судебной или административной практики.

Активная позиция заявителя и его представителей важна не только для исхода переговоров с целью достижения мирового соглашения между ним и правительством, но также и для достаточной информированности Суда о возможной связи поданных индивидуальных жалоб с более общими проблемами, требующими скорейшего разрешения в целях соблюдения Конвенции.

Строго конфиденциальная процедура, предусмотренная п. 2 ст. 38 Конвенции для поиска возможностей мирового соглашения (в отличие от открытого характера состязательного разбирательства по существу жалобы), призвана оградить стороны от внешнего давления и максимально облегчить достижение взаимоприемлемого результата.

В соответствии с п. 2 правила 62 Регламента переговоры о мировом соглашении не наносят ущерба доводам сторон в состязательном разбирательстве. Никакие письменные или устные сообщения, а также предложения или уступки, сделанные в целях достижения мирового соглашения, не могут быть использованы в качестве ссылок или обоснований при последующем разбирательстве спора. Наконец, по достижении мирового соглашения в соответствии со ст. 38 Конвенции Суд выносит решение, в котором дается лишь краткое изложение фактов и достигнутого решения (ст. 39 Конвенции).

lawbook.online

Центр содействия Международной Защите

Процедура рассмотрения

О Европейском Суде

Техническая процедура рассмотрения жалоб

Прежде чем подавать жалобу в Европейский Суд, необходимо убедиться, что жалоба соответствует всем критериям приемлемости (критерии приемлемости можно найти здесь).

Жалобу в Европейский Суд, для того, чтобы она была рассмотрена, следует подавать на определенном формуляре жалобы (бланк формуляра можно найти здесь) . Однако бывают случаи, когда для подачи жалобы на бланке нет достаточного времени, например, истекает срок подачи жалобы или нет необходимых документов, в таких обстоятельствах Европейский Суд принимает так называемые «предварительные жалобы». Предварительное обращение должно содержать данные о заявителе и его представителе (если таковой есть).

С сентября 2011 года Суд при подготовке жалоб к рассмотрению более внимательно относится к техническому оформлению формуляра жалобы. В статье 47 Регламента Суда содержатся требования к заполнению формуляра жалобы, согласно которым, помимо обязательства заполнять все разделы формуляра, заявителю необходимо приложить копии всех документов, на которые он ссылается в жалобе. В случае невозможности приобщить к жалобе копии некоторых документов, заявителю надлежит объяснить Суду, почему эти документы не могут быть приобщены к жалобе. Например, некоторые документы могут находиться только в распоряжении властей, копии документов могут быть еще не получены на руки заявителем, но их получение ожидается, или же государственные или иные органы отказываются предоставить копии требуемых документов ( в этом случае требуется приложить копии отказов) и другое.

Если разделы 14 и 15 жалобы (описание фактов и описание нарушений Конвенции) превышают в общей сложности 10 страниц, к формуляру жалобы должно быть составлено резюме, то есть краткое описание жалобы; отмечаем, что резюме не должно превышать 2-х страниц. Формуляр жалобы обязательно должен быть датирован и подписан.

Право подписи формуляра жалобы и любых других (последующих) обращений в Суд имеет как непосредственно сам заявитель, так и его представитель, в этом случае к жалобе необходимо приложить подписанную заявителем и его представителем доверенность ( бланк доверенности можно найти здесь ). Обращаем Ваше внимание, что доверенность в Европейский Суд не требует какого-либо заверения.

На стадии подачи в Суд формуляра жалобы и до момента коммуникации жалобы Судом 1 , то есть до момента передачи жалобы для ответа правительству, Европейская Конвенция и Регламент Суда не определяют, кто может быть представителем заявителя. Однако после коммуникации жалобы, согласно статье 36 Регламента Суда, заявитель может быть представлен адвокатом (адвокатами), имеющим право практиковать в одной из стран Совета Европы, владеющим в достаточной степени английским или французским языком. Представителем также может быть другое лицо или сам заявитель по разрешению Председателя Палаты Суда. Следовательно, если после стадии коммуникации заявитель желает, чтобы его интересы представлял не адвокат или он сам заявитель лично , необходимо направить соответствующее письмо Председателю Палаты Суда. Если заявитель представлен, Суд будет вести переписку исключительно с представителем или с одним из представителей, в случае если заявитель представлен несколькими лицами. Отмечаем также, что все письма, которые заявитель направил в Суд, минуя своего представителя или представителей, как правило, Судом не принимаются.

После коммуникации жалобы правительству, последнему дается, как правило, 8 недель для ответа на вопросы, поставленные Судом, а также возможность высказаться по вопросу приемлемости и существа жалобы. После получения ответа от правительства (меморандума) Суд направляет эти документы заявителю или его представителю. Стороне заявителя для ответа дается так же 8 недель, однако в последнее время Суд, в зависимости от сложности дела, может просить заявителя предоставить свои комментарии в срок, составляющий 4 недели. Это связано в первую очередь с тотальной загруженностью Суда, кроме того, Суд полагает, что заявитель гораздо лучше знает свое дело, и ему нет необходимости знакомиться с делом «с нуля». В любом случае, заявителю необходимо предоставить в суд следующие документы: комментарии к меморандуму правительства и свои соображения относительно жалобы; требования справедливой компенсации, которая включает оценку как морального, так и материального вреда, причиненного нарушением или нарушениями (инструкцию по заполнению требований справедливой компенсации можно найти здесь) ; позицию заявителя относительно возможности заключения мирового соглашения. В случае, если сторона как правительства, так и заявителя по уважительным причинам не успевает направить требуемые документы в Суд, они могут просить продлить установленный срок. Суд, как правило, идет навстречу и продлевает срок, однако, не более чем на 4 недели. В практике Центра были особые (исключительные) случаи, когда сторонам по соответствующей просьбе Суд продевал срок представления состязательных бумаг до 8 недель. В этой связи отмечаем, что продление срока возможно только по просьбе стороны, в каковой изложены убедительные и весомые аргументы, по которым продление срока будет оправданным. Заявителю необходимо учитывать, что в просьбе о продлении срока помимо причин, по которым сроки могут быть продлены, необходимо указывать, для предоставления каких документов просится продление сроков (комментарии к меморандуму, требования о компенсации, условия мирового соглашения или другое).

На стадии коммуникации и после нее вся переписка с Судом ведется на английском или французском языке, следовательно, состязательные бумаги в конечном итоге должны быть представлены на одном из указанных языков. К сроку, установленному Судом, сторона может представить документы на русском языке, однако в течение 4 недель необходимо предоставить в Суд перевод документов (приложения к состязательным документам переводить не требуется).

После направления комментариев к меморандуму правительства и других документов правительству предлагается прокомментировать требования справедливой компенсации, изложенные заявителем, а также сделать краткий комментарий к документам.

Комментарии правительства направляются заявителю или его представителю. На этом этапе стороны более не имеют права представлять какие-либо дополнительные документы, если об этом не было сделано соответствующего уведомления. Со своей стороны, на заявителе лежит обязанность информировать Суд в случае изменений в его деле, а также в случае смены адреса места нахождения заявителя или его представителя. На этом этапе стадия коммуникации считается завершенной. Далее Суд приступит к рассмотрению жалобы.

После вынесения решения по жалобе решение Суда публикуется на официальном сайте Суда ( www . echr . coe . int ), с этого момента решение становится публичным.

Как показывает изучение практики Европейского Суда, внутреннего законодательства и опыта других стран-участников Конвенции, работа юриста по делу, в котором признано нарушение Конвенции, отнюдь не заканчивается с вступлением в силу решения Европейского Суда

Конечная цель, которую преследовали создатели Европейской Конвенции – это, прежде всего, приведение законодательства, судебной и административной практики государств-участников в то идеальное состояние, при котором будет невозможно допускать нарушения гарантий, закрепленных в Конвенции, – это и есть идеальный сценарий механизма работы конвенционных органов.

Согласно статье 46 Конвенции, вступившее в силу решение Европейского Суда должно быть исполнено государством-ответчиком в обязательном порядке.

Констатировать нарушение положений Европейской Конвенции могут Комитет из 3 судей, Палаты Суда, состоящие из 7 судей, а также Большая Палата Суда.

Решение Большей Палаты становится окончательным сразу же после его вынесения.

Решения обычных Палат и Комитета вступают в силу по истечении 3 месяцев с момента их вынесения, если одна из сторон не обратится в течение этих трех месяцев с просьбой о передаче дела в Большую Палату ( срок тра-та-та – здесь что-то надо добавить только по решениям Палаты), этот вопрос решает коллегия из пяти судей Большой Палаты. В случае отклонения просьбы решение становится окончательным. Как показывает практика, дела в Большую Палату, после вынесения решения обычной? Палаты, передаются крайне редко.

За исполнением решения Суда следит Комитет Министров – главный политический орган Совета Европы, которому Конвенция предоставляет особые и весьма конкретные полномочия по контролю за исполнением постановлений Европейского Суда. Деятельность Комитета по вопросу исполнения решений Европейского Суда регулируется Правилами Комитета Министров по контролю за исполнением постановлений и условий мировых соглашений 2 .

После направления дела (окончательного постановления Европейского Суда) в Комитет Министров оно сразу же выносится на повестку дня для рассмотрения его на ближайшем заседании Комитета. Заседания Комитета происходят один раз в месяц, однако заседание Комитета по вопросам прав человека происходит каждые 3 месяца. По тому или иному делу Комитет выносит резолюцию или рекомендацию, которую государство-ответчик должно исполнить и отчитаться перед Комитетом за исполнение. Однако возрастающий поток дел и связанные с этим многочисленные сложности, испытываемые Европейским Судом, неизбежно заставляют серьезно задуматься об усовершенствовании работы Европейского Суда. В свою очередь Комитет Министров разработал систему информирования государств-ответчиков о вопросах, вызывающих у него озабоченность в связи с исполнением решений. В данном случае речь идет о системных проблемах той или иной страны, например, в России и других постсоветских странах, а также в Польше остро стоит проблема неисполнения судебных решений, вынесенных национальными судами – это лидирующая категория дел. С каждым годом все больше и больше жалоб поступает в Европейский Суд именно по этой проблеме, соответственно, Суд констатирует больше идентичных нарушений, и очевидно, что на работу по этим делам Суд затрачивает огромное количество времени и сил. В свою очередь, это определенным образом влияет на организацию работы Комитета Министров, которые требуют от властей решения этой проблемы.

Как же воздействует Комитет Министров на государство-ответчика, какие использует рычаги и методы? Отмечаем, что Комитет Министров – это, прежде всего, политический орган и методы его работы политические. На первый взгляд может показаться, что политические приемы не эффективны и по своей натуре длительны, однако если государство-ответчик категорически не согласно решить проблему, Комитет Министров выносит этот вопрос на обсуждение Парламентской Ассамблеи Совета Европы, у которой есть? имеются? более радикальные способы убеждения. Как правило, государства-ответчики не доходят до столь радикальных мер принуждения. Совместно с Комитетом государства-ответчики пытаются решить проблемы, в частности, Комитет министров может дать рекомендации, основываясь на опыте других стран, с учетом специфики государства-ответчика.

Каких же именно мер требует Комитет Министров от государства-ответчика?

В постановлении по делу Скоззари и Джунта против Италии (SCOZZARI AND GIUNTA v.ITALY 39221/98; 41963/98 от 13 июля 2000 года п. 249) Большая Палата дала краткое изложение обязательств, которые государство должно исполнить в отношении принятия общих мер по предупреждению новых нарушений, а также мер индивидуального характера. Эти два обязательства, меры общего и индивидуального характера, являются обязательствами результата .

Со своей стороны государство-участник Конвенции вольно выбирать те меры, которые посчитает необходимыми для достижения результата во исполнение решения Европейского Суда, однако государство-участник не абсолютно в пределах собственного усмотрения – за достижением результата и выбраннными с этой целью мерами следит Комитет Министров.

Принятие мер общего характера должно быть направлено на предотвращение новых нарушений, аналогичных тем, которые уже были совершены. Принимая такие меры, государство должно углубленно проанализировать причины, которые привели к нарушению Конвенции. Во многих случаях из обстоятельств дела прямо следует, что найденное Судом нарушение связано с противоречащим Конвенции внутренним законодательством либо отсутствием должного закона. Очевидно, что в этих случаях государство должно либо изменить законодательство, либо принять новое соответствующее законодательство. Если в основе нарушения лежит общая проблема, связанная с противоречиями между внутренним законодательством и Конвенцией или судебной практикой применения внутренних норм и толкованием Конвенции, то исполнение постановления Суда предполагает изменение внутреннего законодательства либо судебной практики в соответствии с выводами, сделанными в решении Европейского Суда. Конечно же, не все страны с легкостью готовы изменить внутреннее законодательство или сложившуюся практику, но государства-участники как минимум должны продемонстрировать желание перемен и гибкость подходов к их достижению.

Меры индивидуального характера, которые государство-ответчик должно исполнить, условно можно разделить на два вида. С одной стороны, государство должно принять меры в пользу заявителя для того, чтобы положить конец нарушениям, если они продолжаются, и ликвидировать по мере возможности их последствия ( restitution in integrum ), а с другой, если ликвидация нарушений невозможна, то выплатить заявителю справедливую компенсацию. В любом случае меры индивидуального характера должны быть направлены на то, чтобы ликвидировать последствия нарушения положений Конвенции для заявителя.

Выплата справедливой компенсации заключается в том, чтобы государство предоставило заявителю, как правило, определенную денежную сумму. Зачастую сумма компенсации присуждается заявителю Европейским Судом в соответствии со статьей 41 Конвенции, которая в зависимости от обстоятельств покрывает материальный и моральный ущерб и/или судебные расходы и издержки. Выплата такой компенсации представляет собой? четкое и ясное обязательство, которое государство в течение трех месяцев после вступления в силу решения Суда должно выполнить. В противном случае государство-ответчик несет дополнительную финансовую ответственность, в частности, на государство возлагается обязанность выплатить заявителю 3% и процент индексации от суммы, назначенной Судом в решении, за каждый день просрочки. Что же касается исполнения решения Европейского Суда в этой части, то Российская Федерация, как правило, добросовестно и своевременно выполняет обязательство по выплате справедливой компенсации, однако не всегда автоматически выплачивает пени за просрочку выплат.

Интересно, что выплата справедливой компенсации может не полностью ликвидировать негативные последствия нарушения для заявителя. В зависимости от обстоятельств исполнение решения Суда может включать в себя дополнительные меры индивидуального характера, например, обращение заявителя внутри страны за выплатой государством процентов за пользование имуществом заявителя, если Суд признает, что такое имущество было изъято у заявителя с нарушением Конвенции. Следовательно, необходимо в каждом конкретном случае внимательно анализировать, какой ущерб покрывает решение Суда о справедливой компенсации в рамках статьи 41 Конвенции и не утеряно ли право заявителя на получение «дополнительной» компенсации внутри страны.

Или же, если речь идет о конкретной денежной сумме, утраченной заявителем в результате нарушения государством-ответчиком положений Конвенции, то полагается, что за заявителем остается право требовать от государства средний банковский процент за пользование денежными средствами заявителя (если подобная компенсация прямо не предусмотрена в решении Европейского Суда).

Что же касается принятия государством мер в пользу заявителя для того чтобы положить конец нарушению, то такими мерами могут быть: пересмотр ранее вынесенного решения, в результате которого были нарушены права заявителя; ликвидация информации, собранной в нарушение права на уважение частной жизни; аннулирование решения об экстрадиции, если оно было принято без учета риска бесчеловечного обращения в стране назначения и т.п.

Очевидно, что меры индивидуального характера зависят от особенностей констатированного Судом нарушения Конвенции и от ситуации заявителя.

Повторное рассмотрение дела во внутригосударственном судопроизводстве имеет важнейшее значение для исполнения постановлений Европейского Суда. Действительно, в некоторых случаях, такая мера является единственным способом достижения « restitution in integrum », иными словами, это реальная мера по исправлению нарушений Конвенции.

В Российской Федерации возможность повторного рассмотрения решений судебных органов в связи с вынесением решения Европейского Суда предусмотрена в рамках уголовного, арбитражного и гражданского процессов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции Комитет Министров просит государство-ответчика информировать его о принятых шагах по выплате суммы справедливой компенсации, а также о принятии мер индивидуального и общего характера для исполнения постановления Европейского Суда. После получения такой информации Комитет Министров внимательно изучает ее. Если Комитет Министров приходит к выводу, что государство исполнило постановление, то он принимает резолюцию, в которой указывается, что он выполнил свои функции. В этой процедуре очень важна для Комитета Министров информация, предоставленная не только государством-ответчиком, но и самим заявителем, кроме того, Комитет Министров очень внимательно относится к докладам организаций по той или иной проблеме в государстве в целом. В соответствии с установленной Комитетом Министров практикой, пока государство не приняло удовлетворительных мер, Комитет Министров не закрывает дело и продолжает требовать от данного государства соответствующих разъяснений или действий. Со своей стороны Комитет Министров может настаивать на проведении государством конкретных мер (реформ) для исполнения решения Суда, в связи с этим заявитель может вносить свои предложения по исполнению мер индивидуального характера. В свою очередь Комитет Министров может вносить свои конкретные предложения по изменению ситуации в стране, как правило, эти предложения основываются на анализе опыта, полученного из других стран.

1 Коммуникация жалобы – стадия рассмотрения жалобы Судом после проведения предварительной проверки жалобы на соответствие формальным критериям приемлемости. На этой стадии Суд ставит перед сторонами интересующие его вопросы по поданной жалобе.

2 Правила приняты Комитетом Министров 10 мая 2006 года.

Этапы рассмотрения дела в суде

Жалобы, которые попадают в Суд, передаются национальному юристу, который занимается этим делом: предлагает свое решение и готовит примерное решение. Первым делом решается вопрос о том, куда направлять дело в Комитет или в Палату. Если дело явно не приемлемо или противоречит устоявшемуся прецеденту Суда, то оно отправляется в Комитет. Комитет состоит из трех Судей. Если Судьи приходят к единогласному выводу о том, что дело неприемлемо, то Суд принимает об этом решение и производство по делу прекращается. Это решение окончательно и обжалованию не подлежит.

В случае если дело не признано неприемлемым в результате невозможности достижения консенсуса в Комитете, или если дело в Комитет не направлялось, то оно попадает в Палату. По делу назначается судья докладчик, который его представляет в ходе рассмотрения дела в Палате. Судья докладчик назначается президентом секции. Потом дело коммуницируется правительству государства, против которого она подана. Правительству ставятся вопросы, и предлагается на них ответить. Ответы правительства отправляются заявителю, и предлагается подготовить ответ на позицию правительства. После этого заявитель в последний раз может предоставить свой ответ на реакцию правительства, и затем дело отправляется на разрешение в Палату.

После начала коммуникации адвокат заявителя может попросить правовую помощь у Суда, если у заявителя недостаточно средств для оплаты работы адвоката. Заявление должно быть мотивированным. Суд предоставляет такую помощь вне зависимости от результатов рассмотрения дела Судом. После того, как Суд коммуницирует дело правительству и получает все предварительные документы, дело передается на рассмотрение в Палату, состоящую из семи судей. Один из этих судей обязательно должен представлять государство, против которого подана жалоба. На решение Палаты можно подать аппеляцию в Большую Палату (состоящую из 17 судей), если право на подачу такой аппеляции предоставлено Президентом Суда. В случае если рассматривается очень сложный стратегический вопрос, связанный с правами человека или возможно изменения предыдущего решения Суда, то Палата может уступить рассмотрение дела Большой Палате. Решения Большой Палаты — окончательные.

После признания жалобы приемлемой стороны могут достигнуть дружескоего урегулирования. Если стороны приходят к согласию, то Суд выносится решение по этому поводу. После принятия Протокола 14 дружеское урегулирование можно будет заключать и до принятия решения о приемлемости, и за исполнением условий дружеского урегулирования будет наблюдать Комитет Министров, как сейчас он наблюдает за исполнением решений Суда.

Согласно ст. 37 Конвенции в некоторых случаях Суд может прекратить рассмотрение дела на любом этапе производства.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение о прекращении производства по делу, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что:

a) заявитель не заинтересован в рассмотрении своей жалобы; или
b) спор был урегулирован; или
c) по любой другой причине, установленной Судом, если дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

Тем не менее, Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и Протоколами к ней.

Определенный интерес представляет пункт с. В деле Ассоциация СОС Аттентац и Дэ Бери (Association SOS Attentats and De Boery) против Франции 1 Суд перечислил ситуации, когда производство может быть прекращено по пункту с:

В случае односторонней декларации о признании жалобы Правительством

В случае если достигнуто соглашение между заявителем и Правительством

В случае смерти заявителя за исключением случаев, указанных в модуле 3

Неоправданные задержки в коммуникации с Судом

Нарушение Регламента Суда

Заявитель может отказаться от жалобы на любой стадии рассмотрения. В таком случае Суд прекращает производство по делу.

Прочитайте главу Михаила Лобова «Дружественное урегулирование в европейском суде по правам человека» из книги Европейский суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства. Кликнув на этот текст Вы сможете скачать книгу.

Первоначальная жалоба в Суд может подаваться на одном из государственных языков стран, ратифицировавших Конвенцию. Однако последующая коммуникация происходит на одном из официальных языков Суда — французском или английском.

Суд принимает решения о признании нарушения полностью или частично и назначает справедливое возмещение, либо выносит решение об отсутствии нарушения. Помимо рассмотрения индивидуальных и межгосударственных жалоб Суд также может выносить решения по процедурным вопросам, которые называются совещательное мнение. За всю историю Суд вынес только два таких решения.

Правила определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом по правам человека

Неофициальный перевод на русский язык

В июне 2009 года в Регламент Европейского Суда по правам человека были внесены изменения, касающиеся регулирования вопроса очередности рассмотрения дел. До внесения указанных изменений дела преимущественно рассматривались и разрешались в хронологическом порядке. Другими словами, очередность рассмотрения дел зависела от готовности к принятию по ним решений, хотя в особенно срочных случаях отдельным делам мог быть предоставлен приоритет.

В свете увеличения числа жалоб, поступающих в Европейский Суд по правам человека, указанный подход приводил к слишком долгому – иногда в течение нескольких лет – рассмотрению жалоб на весьма серьезные нарушения прав человека. Это было особенно очевидно применительно к жалобам из стран, из которых поступает наибольшее число обращений. Такая ситуация была явно неудовлетворительной не только в отношении указанных жалоб; она приводила к тому, что нарушения и их причины оставались невыявленными, что в свою очередь могло породить еще больше жертв и потенциально увеличить число жалоб, поступающих в Европейский Суд по правам человека.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека принял решение ввести новые правила, суть которых отражена в изменениях, внесенных в Правило 41 Регламента Европейского Суда по правам человека. В соответствии с ними при определении очередности рассмотрения дел Европейский Суд по правам человека должен принимать во внимание важность и требуемую срочность рассмотрения вопросов, поднимаемых в жалобах. Европейский Суд по правам человека также должен был разработать соответствующие критерии, которые позволили бы ему реализовать эти положения.

Во исполнение новых правил Европейский Суд по правам человека выделил несколько категорий дел, которые отражены в приведенной ниже таблице.

www.ip-centre.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.