Проблемы военных судов

ВОЕННЫЕ СУДЫ. НУЖНЫ ЛИ ОНИ РОССИИ

А.А. АБРАМОВ
Абрамов А.А., майор юстиции, помощник начальника Военного университета войсковой ПВО ВС РФ по правовой работе — старший преподаватель.
На первый взгляд кажется странным, что за обсуждение данной проблемы берется офицер юридической службы, а не представители судебного корпуса. Но это только на первый взгляд, так как в Вооруженных силах именно помощникам командиров по правовой работе чаще других приходится сталкиваться с работой третьей ветви власти — судебной властью.
Предметом данной статьи является внесенное группой депутатов от фракции «Яблоко» (Игорем Артемьевым, Алексеем Арбатовым и Сергеем Иваненко) предложение об отмене органов военной юстиции, с тем чтобы все правонарушения военнослужащих рассматривались гражданскими судами.
Основным аргументом данных парламентариев, как это следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона «Об изменении подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законов интересов военнослужащих», является то, что «военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от органов военного управления и командования воинских частей и соединений, на самом деле находятся от них в реальной довольно жесткой зависимости, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им высших воинских званий, обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны. Военные судьи, военные прокуроры и военные следователи — часть офицерского корпуса. Это обстоятельство нередко служит поводом для подозрений (причем нередко основательных) в необъективности судей, прокуроров и следователей в разрешении конфликтов между офицерами и солдатами, между военными и гражданскими лицами (и физическими, и юридическими)». Кроме того, по мнению депутатов от фракции «Яблоко», военные суды есть не что иное, как «. завуалированное создание чрезвычайных судов и, строго говоря, противоречит части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
Анализируя данную записку, нельзя не согласиться с мнением одного из участников обсуждения законопроекта на сайте Фонда развития парламентаризма в России Letter to Admin: «Данный проект носит чисто академический характер, не имеющий практической основы под собой». Внося на обсуждение какой-либо законопроект, надо хотя бы знать те правоотношения, которые должны этим законопроектом регулироваться. А здесь наши депутаты проявили полную некомпетентность, говоря о том, что военные судьи зависят от органов военного управления по присвоению очередных воинских званий и обеспечению жилыми помещениями.
Должность военных судей действительно предусматривает наличие воинского звания, но это не значит, что присвоение очередного воинского звания зависит от воли воинского начальника. Согласно п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Как видно из данной нормы, даже над военнослужащим Министерства обороны власть командира по присвоению очередного воинского звания сильно ограничена, и единственной возможностью влиять на присвоение воинского звания является перемещение его по службе. Что же касается военных судей, то такая возможность у военной администрации вообще отсутствует, так как назначение военных судей на должности производится Указами Президента Российской Федерации.
Что же касается квартирного обеспечения, то и здесь «наши» депутаты дали промашку, так как не учли, что военные судьи сами вправе определять порядок и способ обеспечения себя жилыми помещениями. Кстати, в последнее время стали не редки случаи обеспечения военных судей жилыми помещениями именно по линии Судебных департаментов субъектов Федерации, в которых жилое помещение получить можно раньше, чем от Министерства обороны РФ.
Остальные доводы «яблочников» вообще вызывают недоумение.
Говоря о неконституционности создания военных судов, депутатам, видимо, не было известно, что в 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией Совета Европы в связи с одним из дел. Комиссия сделала вывод, что военные суды законны, если судьи назначаются на должности на определенный срок и не могут быть отстранены от должности командиром. Деятельность наших военных судов, по мнению руководства Европейского Суда по правам человека, полностью соответствует мировой судебной практике, прежде всего в плане независимости суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ», принятого в 1999 году, военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также — органы). Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в открытых для свободного доступа местах.
Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.
Что же касается создания специализированных судов, то именно сейчас об их создании и идут бурные дебаты. Непонятна позиция депутатов, которые говорят, что специализированные суды в лице военных судов — это плохо, а создание специализированных административных судов с особым процессуальным производством — хорошо. И уже статья 25 только что принятого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что в отдельных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, рассмотрение гражданских дел производится военными и иными специализированными судами.
О простоте военного законодательства могут говорить лишь люди, не сведущие в данной отрасли права. Военное законодательство — это комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфическую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Уже в большинстве районных судов мы видим, что председатели судов для более качественного и быстрого рассмотрения дел идут по пути закрепления за судьями рассмотрения определенных категорий дел. Поэтому говорить в пояснительной записке к проекту вышеуказанного Закона о том, что «специфика военной службы доступна восемнадцатилетним юношам, призываемым на военную службу, а тем более взрослым судьям, имеющим высшее юридическое образование», вообще нельзя.
Интересен тот факт, что наличие военных судов в системе судебной власти — не какая-то обособленная специфика России. Военные суды существуют в 35 странах мира, в том числе в США, Англии, Испании, Израиле, Франции и других . Показательно, что, по словам Трапезникова, известного правозащитника, президента Академии духовного единства народов мира, вряд ли они удовлетворили бы взыскательным требованиям Европейского Суда, так как в абсолютном большинстве стран военные суды созданы в системе министерства обороны. Так, например, в США, стране, считающей себя эталоном демократии, нет постоянно действующих военных судов первой инстанции. Такие суды создаются соответствующим командованием по каждому возникшему уголовному делу, а по необходимости и по другим видам правонарушений. В каждом виде Вооруженных сил (сухопутных войсках, военно-морских и военно-воздушных силах) могут быть созданы: общие военные суды (Верховные военные трибуналы), специальные военные суды (Специальные военные трибуналы) и дисциплинарные военные суды. После рассмотрения дела в одном из указанных судов дело передается на «окончательное» утверждение в надзорную инстанцию. В состав военных судов по первой инстанции входят «примерные строевые офицеры» и военные юристы. То есть все правонарушения, за исключением тяжких (убийства, изнасилования, государственная измена), рассматриваются не представителями третьей ветви власти, а фактически самим военным командованием.
———————————
Мухин В. Нужно ли отменять военные суды. Опубликовано на сайте: Страна.RU. 14.02.03.
Поэтому мы не должны терять передовые позиции, достигнутые в области судоустройства. В настоящее время во многом именно благодаря военным судам удается обеспечивать высокую боеготовность войск и законные интересы и права военнослужащих. В данной ситуации хотелось бы напомнить «нашим» избранникам слова первого президента США Джорджа Вашингтона, что оглядываться назад нам следует только ради извлечения уроков из прошлых ошибок и пользы из дорого купленного опыта. Ведь еще в недавнем времени можно было прочитать в решении районного суда, рассматривающего иск бывшего военнослужащего о восстановлении на службе, что командование нарушило порядок расторжения контракта, установленный Кодексом законов о труде Российской Федерации.
За свою 300-летнюю историю военные суды, возникшие по Указу Петра I в 1716 году наряду с созданием регулярной армии, зарекомендовали себя как важный и необходимый государственный институт. В своем послании от 18 апреля 2002 года Президент Российской Федерации заявил, что «при становлении армии нового типа — мобильной и компактной — необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих и их семей». Одним из таких условий является право на судебную защиту. Более 85% поданных жалоб военные суды признали обоснованными и удовлетворили законные требования военнослужащих. Эти результаты свидетельствуют о том, что в войсках допускается значительное количество нарушений законодательства, ущемляющих законные права и интересы военнослужащих. За восстановлением нарушенных прав обращаются все категории военнослужащих — от генерала до рядового. Военные суды стали эффективным правовым институтом в армии и на флоте, гарантом защиты прав российских воинов.
Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры-юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а по собственной практической работе, имеющие значительный опыт судебной работы. Около 40% судей имеют стаж судебной работы от 10 до 20 лет, 31 офицер удостоен почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации». Может быть, поэтому сроки рассмотрения уголовных дел, поданных жалоб и исков военнослужащих соответствуют требованиям закона, что в практике районных судов редко встречается. Быстрое и квалифицированное разрешение обращений военнослужащих соответствует специфике военной службы, связанной с постоянным перемещением личного состава. Среднестатистическое время рассмотрения дел в районных судах фактически лишит военнослужащих права на судебную защиту, и это даже без учета той ситуации, указанной депутатами, когда судье придется назначать экспертизу с поручением ее производства специалисту в области военного дела. Говоря об экспертах, законопроектчики противоречат сами себе. Так, по их мнению, военные судьи зависят от командования, а специалист в области военного права, который может взяться лишь в том же министерстве обороны, не будет заинтересован в исходе того или иного дела.
Непонятна и ссылка законодателей на то, что многие военнослужащие не доверяют судьям в военных погонах. Недавно проведенный опрос о необходимости военных судов в Военном университете войсковой противовоздушной обороны Российской Федерации показал, что 87% военнослужащих считают необходимым наличие военных судов. Жалобы и иски данных военнослужащих составляют наибольшую долю в работе Смоленского гарнизонного военного суда, и около 90% из них судом удовлетворяется, причем с соблюдением процессуальных сроков.
Лишь отрицательное мнение о законопроекте можно отметить и у посетителей сайта http://www.legislature.ru, на котором можно принять участие в обсуждении данного законопроекта.
В качестве обобщающего вывода следует подчеркнуть, что законопроект не учитывает реалий нашего времени и может лишить наше государство хорошо отлаженного и необходимого армии механизма, в конечном счете влечет к нарушению прав военнослужащих на судебную защиту, да и государства в целом. И опять хочу привести слова одного из участников диспута по данной теме: «Осторожно! Не надо разваливать то, что хорошо работает. Посмотрите на качество, сроки производства дел в военных судах. Военный человек наконец-то получил доступное и оперативное правосудие, а его хотят лишить этого. Большое заблуждение то, что реализация проекта ничего не будет стоить».
Действительно, в ходе предвыборной гонки проблемы военных судов поднимались не раз и не только в России. Так, судьба военных судов решалась на территории почти всех государств бывшего СССР. Однако в настоящее время данные вопросы с повестки уже сняты . Считаю, что Россия не должна стать примером, недостойным для подражания, а государственные интересы возьмут верх над чьими-то политическими амбициями.
———————————
Александр Золотников. Военные суды. Нужны ли они Украине. Юридическая практика. М., 2000. N 25 (131).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
«О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
ПОСЛАНИЕ Президента РФ Федеральному Собранию
«РОССИИ НАДО БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ»
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
«ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»)
Закон и армия, 2005, N 2

www.lawmix.ru

Проблемы военных судов

Екатеринбургский гарнизонный военный суд

Приемная суда каб. № 1
тел. (343) 374-31-73

ВОЕННЫЙ СУД: СЛУЖБА ПО ЗАКОНУ

Подготовил Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».

17 июня 2009 г. по представлению Президента России Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность заместителя председателя Верховного суда — председателя Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации назначен генерал-лейтенант юстиции Владимир ХОМЧИК. Сегодня он отвечает на вопросы «Красной звезды».
Визитная карточка

Владимир Владимирович Хомчик родился 8 сентября 1953 г. в деревне Ветеневка Слонимского района Гродненской области Белоруссии. С 1973 г. проходил срочную военную службу. С 1974 г. — курсант военно-юридического факультета Военного института Министерства обороны СССР, с 1978 г. — член военного трибунала Минского гарнизона, с 1983 г. — член военного трибунала Среднеазиатского военного округа.
С 1985 г. — инспектор, помощник председателя, начальник отдела обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного суда, с 1996 г. — судья Верховного суда Российской Федерации, с 2005 г. — заместитель председателя Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, с июня 2009 г. — заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации — председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации.
Генерал-лейтенант юстиции. Заслуженный юрист Российской Федерации.

— Владимир Владимирович, прошел месяц с момента назначения вас на высокую и ответственную должность. Расскажите, пожалуйста, о современном состоянии и перспективах развития отечественных военных судов.
— Военные суды находятся в единой судебной системе Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений.
В действующую систему военных судов входят 9 окружных, 3 флотских и 119 гарнизонных военных судов (в том числе 5 дислоцируются за границей), в которых по штату предусмотрено 850 должностей военного судьи. У отечественной военно-судебной системы богатые история и традиции. В прошлом году российская военно-судебная система отметила свой 90-летний юбилей.
Выступая на состоявшемся в 2008 г. VII Всероссийском съезде судей, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал положительную оценку судебной системе России, констатировав, что в целом решены ее главные, фундаментальные проблемы: сформировано конституционное правосудие, экономическое и административное судопроизводство, восстановлены суды присяжных, мировые судьи, служба судебных приставов. Вместе с тем продолжающаяся судебная реформа направлена на формирование в обществе неукоснительного исполнения закона, что говорит о возрастающей роли суда как одной из ветвей власти и о его реальном влиянии на жизнь значительного числа граждан нашей страны.
Военный суд не исключение. Его значимость для обеспечения и защиты нарушенных и оспариваемых законных прав и интересов, в первую очередь военнослужащих и членов их семей, сегодня трудно переоценить. Общая оценка нашей работы состоит в том, что в целом военные суды справляются с возложенными на них задачами.
На современном этапе развития судебной системы нам предстоит решать задачи, связанные с реализацией Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 29 июня 2009 г. № 3-ФКЗ, который упраздняет институт прикомандирования военнослужащих к Верховному суду РФ, военным судам, Судебному департаменту при Верховном суде РФ и, как следствие, прохождение ими военной службы на судебных должностях или в аппаратах судов. При принятии данного Федерального конституционного закона законодатели отметили, что он будет способствовать обеспечению конституционного принципа независимости судей и их беспристрастности. Принят также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», цель которого устранить несоответствия между отдельными нормативными правовыми актами в связи с принятием изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации».
— Так значит, военной службы в военных судах не будет?
— Да, это так. Военнослужащие, назначенные судьями военных судов или Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации и прикомандированные к военным судам или Верховному суду РФ, вправе либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии без переназначения.
Работники аппаратов военных судов, Судебного департамента при Верховном суде РФ и Военной коллегии — военнослужащие должны изменить свой статус. На указанных военнослужащих при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «ж» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу), распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для военнослужащих при их увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
Права и обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральной государственной гражданской службы.
— В СМИ появились сообщения, что так называемая девоенизация военных судов является первым шагом к их ликвидации, в том числе и в связи с тем, что большинство действующих офицеров военно-судебной системы собираются перейти в гражданские суды?
— Хотел бы на этот вопрос дать однозначный ответ — военные суды ликвидировать никто не собирается, они будут продолжать функционировать как часть федеральных судов общей юрисдикции. При этом хочу особо обратить ваше внимание, что в 2003 г. постоянный комитет по правам человека Совета Европы подготовил и опубликовал своеобразный обзор — меморандум «Судопроизводство в военных судах», в котором обобщил практику функционирования военных судов в различных странах и выработал критерии законности военного суда при условии наличия гарантий его беспристрастности и независимости. В соответствии с выработанными критериями российские военные суды отнесены к числу легитимных судебных органов.
Информация о предполагаемой утечке кадров из военно-судебной системы после ее реформирования не соответствует действительности. Военным судьям и офицерам из числа аппарата военных судов о предстоящем реформировании стало известно еще в 2005 году. К сегодняшнему дню каждый офицер уже давно определился, остается он в военно-судебной системе или выбирает другой путь в своей юридической карьере. По имеющимся у нас данным, в основном все действующие военные судьи и офицеры — работники аппарата военных судов и Военной коллегии остаются в нашей системе.
— Раньше судьей военного суда мог стать офицер. А какие требования теперь предъявляются к кандидатам на должность судьи военного суда?
— Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, обладают преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда.
В новых условиях военные суды должны не утратить все то лучшее, что было достигнуто за прошедшие годы, и самое главное, сохранить профессионалов, лучшие кадры. По моему убеждению, военный профессионал, а он остается таковым и после увольнения с военной службы, имеющий за плечами годы армейской или флотской службы, хорошо знающий военное законодательство, в том числе требования общевоинских уставов, законодательство и практику рассмотрения специфических дел о преступлениях против военной службы, в состоянии разобраться в огромном массиве существующей нормативной базы и вынести по конкретному делу правильное решение.
Подавляющее большинство судей военных судов — выходцы из военной среды, получившие хорошее военно-юридическое образование. Своим добросовестным отношением к выполнению служебного долга и высокими моральными качествами они обеспечивают осуществление правосудия в различных военных гарнизонах, в том числе в «горячих точках», и поддерживают авторитет военных судов.
Нельзя не учитывать и того, что воинские части и подразделения дислоцируются нередко на территории нескольких районов, областей, а иногда и регионов. И не будь военных судов, дела в отношении военнослужащих одной и той же части или соединения рассматривались бы разными судами.
Кроме того, многие воинские части, обслуживаемые военными судами, расположены в удаленных от населенных пунктов и малопригодных для жительства гражданского населения местах.
Бывают и оперативные переброски войск на значительные расстояния. И наши судьи вынуждены работать, в буквальном смысле слова, в сложных условиях, в т.ч. в районах проведения контртеррористических операций. Именно в таких условиях осуществляют сегодня правосудие судьи Грозненского, Владикавказского, Махачкалинского и других гарнизонных военных судов, подведомственных Северо-Кавказскому окружному военному суду. А рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел за границей, в закрытых гарнизонах?
Данная подсудность законодательно закреплена исключительно за военными судами, так как это связано с определенными государственными секретами.
Одна из особенностей работы военных судей состоит в том, что они в воспитательных целях активно используют различные формы профилактики правонарушений: например, открытые судебные процессы в воинских частях в присутствии личного состава по наиболее актуальным делам.
Каждое четвертое уголовное дело рассматривается с выездом непосредственно в воинские части, а каждое пятое судебное решение по инициативе военных судей доводится до военнослужащих в приказах командования либо через средства массовой информации.
— Дальнейшее развитие системы судов общей юрисдикции, включая военные суды, связывается с важной проблемой повышения ее эффективности. Как будет строиться работа в этом направлении?
— Усиление внимания к проблемам эффективности военно-судебной подсистемы страны напрямую связано с реализацией в нашей практической деятельности таких основных концептуальных положений дальнейшего развития судебной реформы, как:
— обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду;
— обеспечение независимости и беспристрастности правосудия;
— профессионализм и оперативность правосудия;
— гласность и открытость суда;
— обеспечение состязательности, равенства сторон, справедливости в суде;
— реализация Кодекса судейской этики на всех уровнях судебной деятельности;
— взаимодействие судебной власти и средств массовой информации, выработка четких принципов их сотрудничества и взаимодействия как одного из действенных инструментов демократического общества, в том числе работающего на повышение авторитета судебной власти и в целом на повышение государственного престижа страны.
Действительно, задача сегодняшнего дня состоит в закреплении и развитии результатов судебной реформы, в продвижении ее дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближения судебной защиты к стандартам Европейского сообщества, в поиске новых возможностей совершенствования законодательства и судебной практики его применения.
Военными судами в 2008 г. рассмотрено 87.250 дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке, в т. ч. 18.524 уголовных дела, 45.260 гражданских дел, 21.880 дел об административных правонарушениях и 1.586 материалов о грубых дисциплинарных проступках. Обращают на себя внимание продолжающиеся в течение последних двух лет снижение количества рассмотренных уголовных дел (за два года примерно на одну треть) и рост более чем в три раза материалов о грубых дисциплинарных проступках.
Еще одним из показателей эффективности судебной деятельности является судебная нагрузка в военных судах. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией уменьшения судебной нагрузки в военных судах необходимо тщательно проанализировать соответствие штатной численности военных судей и количества рассматриваемых ими дел и материалов. С учетом результатов этой работы уже приняты меры по «выравниванию» основных среднестатистических показателей судебной нагрузки военных судов с другими судами общей юрисдикции.
— Какие категории уголовных дел в настоящее время наиболее актуальны для военных судов?
— На первом месте по распространенности по-прежнему находятся уклонения от военной службы (3.837 дел — 37%). Второе место занимают хищения чужого имущества (2.085 дел — 20%). Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений занимают третье место (1.677 дел — 16%). Темп снижения судимости за последние годы вырос примерно на 7%. Отмеченное изменение произошло за счет уменьшения судимости как за преступления против военной службы (21,5%), так и за общеуголовные (23,4%).
В 2008 г. продолжилось снижение судимости за преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими. За последние два года суммарно этот показатель уменьшился более чем на 58%. Такое резкое снижение судимости за эти преступления, являющиеся по своей природе латентными, на наш взгляд, не имеет достаточных криминологических оснований. С одной стороны, сокращение сроков военной службы по призыву положительно сказалось на желании призывников проходить военную службу, однако, с другой стороны, изучение материалов уголовных дел показывает, что нередко причиной такого положения дел является сокрытие командирами (начальниками) неуставных проявлений в воинской среде. Руководству Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, при выработке мер борьбы с указанными преступлениями следует учитывать выявленную тенденцию. В целях оказания помощи командованию военные суды при рассмотрении каждого дела этой категории должны выявлять криминогенные факторы и оперативно информировать о них в установленном порядке соответствующих воинских должностных лиц.
В последнее время много говорится об офицерской преступности. В 2008 г. осуждено 1.974 офицера, в 2007 г. — 2.244. Наблюдается снижение судимости на 12%. Однако такое количество судимых офицеров является недопустимо высоким для этой категории военнослужащих.
— Начиная с 2007 г. военные суды рассматривают материалы о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых предусмотрен дисциплинарный арест. Каковы результаты этой работы?
— В 2008 г. военные суды рассмотрели около 1.600 материалов о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых возможно применение к военнослужащим дисциплинарного ареста. Это в три раза больше, чем в 2007 г. (510). Отменены или изменены 8,1% решений данной категории дел. Дела о грубых дисциплинарных проступках, связанных с уклонением от военной службы, занимают первое место.
— А нарушения, связанные с применением дисциплинарной практики командирами, выявляются военными судами?
— В прошлом году в отношении 116 военнослужащих принято решение об отказе в назначении дисциплинарного ареста и материалы возвращены командирам для применения иных мер дисциплинарного воздействия, производство по 30 материалам прекращено в связи с отсутствием оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, а в отношении 7 военнослужащих материалы направлены прокурору.
Учитывая устойчивую тенденцию к росту числа таких дел, окружным (флотским) военным судам необходимо осуществлять постоянный контроль за практикой их рассмотрения гарнизонными военными судами. Необходимо регулярно анализировать практику назначения судами наказаний, поскольку на военные суды теперь возложена задача формирования взвешенной дисциплинарной практики, связанной с арестом военнослужащих за грубые дисциплинарные проступки.
— К 1 декабря 2009 г. Президентом Российской Федерации поставлена задача завершить активную фазу формирования нового облика Вооруженных Сил. Сейчас значительное количество военнослужащих перемещается по службе, изменяется структура войск (сил). Какие в этой связи проблемы решают военные суды?
— Наиболее острой в связи с проводимым существенным сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации и увольнением с военной службы значительного количества военнослужащих является проблема обеспечения жильем. Много проблем возникает с обеспечением жильем военнослужащих, проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке и избравших после увольнения другое место жительства.
Деятельность военных судов при рассмотрении этой категории дел весьма осложнена тем, что нормы законодательства о статусе военнослужащих, предусматривающие жилищные гарантии военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, многократно менялись. Действующий Жилищный кодекс РФ установил ряд принципиально новых подходов по таким вопросам, как основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядке их учета. Новые жилищные нормы в отдельных случаях вступают в противоречие с ранее разработанным механизмом обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению либо уволенных с военной службы и пожелавших изменить место жительства. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ возникла настоятельная необходимость принятия ряда нормативных правовых актов, детально регламентирующих порядок и основания обеспечения жильем военнослужащих с учетом действующего жилищного законодательства. Проблемы, связанные с обеспечением жилищных прав военнослужащих, в настоящее время изучаются в Военной коллегии и прорабатываются с привлечением Министерства обороны РФ для подготовки и дачи разъяснений судебной практики. Задача эта достаточно сложная, поскольку такие разъяснения должны строго соответствовать закону, а действующее законодательство, как я уже говорил, к сожалению, противоречиво и содержит ряд пробелов.
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 обобщена судебная практика, возникшая при применении Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нарушение требований Жилищного кодекса при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
В настоящее время обязанность по обеспечению жильем военнослужащих как в период прохождения военной службы, так и при увольнении законом возложена на органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Военным судам следует исходить из действующих ныне требований закона и признавать право подлежащих увольнению военнослужащих на получение жилья от федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили службу. Однако при вынесении таких судебных постановлений не следует выходить за рамки закона и фактически заниматься подзаконным нормотворчеством, обязывая командование совершить действия, не предусмотренные законодательством и не вытекающие напрямую из жилищного и военно-административного законодательства. В тех ситуациях, когда отсутствует реальное жилье для своевременного обеспечения им военнослужащего, суды могут лишь обязать соответствующих должностных лиц обеспечить военнослужащих (в том числе и пожелавших изменить место жительства) жильем на основании норм, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» за счет средств федерального бюджета, выделяемых на соответствующие цели федеральным органам исполнительной власти, в которых они проходили службу. Порядок же реализации этого права может быть установлен только исполнительной властью.
В течение 2008 г. военные суды рассмотрели значительное число дел, связанных со спорами о порядке выплаты денежного довольствия, особенно дополнительных выплат. Следует учитывать, что все вопросы выплат военнослужащим Вооруженных Сил в настоящее время урегулированы приказом министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
Вместе с тем необходимо отметить, что изменение порядка выплаты предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 ежемесячного денежного поощрения в Министерстве обороны Российской Федерации привело к обращениям военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), в суды с заявлениями о признании незаконными действий командования, связанных с прекращением выплаты этого поощрения.
Как показало изучение судебной практики, за период с 1 октября 2006 г. военными судами было рассмотрено более 13.600 заявлений военнослужащих, связанных с невыплатой ежемесячного денежного поощрения. При этом 95% таких заявлений было удовлетворено, и приняты решения о взыскании невыплаченного ежемесячного денежного поощрения.
В настоящее время в Военной коллегии подготовлен обзор судебной практики по делам о защите прав военнослужащих на денежное довольствие и дополнительные выплаты, в котором дана оценка правильности судебной практики по данной категории дел.
— Вами было отмечено, что результаты судебной реформы зависят от приближения судебной защиты к стандартам Европейского сообщества. А какова практика Европейского суда по правам человека в отношении военнослужащих?
— Подавляющее большинство жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека против Российской Федерации, как и против других стран, отклоняются судом еще до рассмотрения дела по существу, в основном в связи с их неприемлемостью. Однако количество решений, вынесенных по существу, также растет.
До 2007 г. по жалобам, связанным с делами, рассмотренными военными судами Российской Федерации, Европейский суд вынес только два решения, в одном из которых (в отношении капитана 3 ранга Канаева, обжаловавшего длительное неисполнение судебного решения о выплате проездных) суд подтвердил свою практику, установленную прецедентным решением по делу Пеллегрен (Pellegrin) против Франции, о неподсудности суду дел в отношении военнослужащих, связанных с их службой. Другое дело (по жалобе Шейдаева) было связано с нарушениями при производстве по уголовному делу.
Однако за последние два года число решений, вынесенных Европейским судом по правам человека по жалобам военнослужащих, существенно возросло.
Главным образом, это вызвано изменением позиции Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалоб таких лиц после рассмотрения в апреле 2007 г. дела по заявлению Вильхо Эскилинен (Vilho Eskelinen) против Финляндии, в решении по которому Европейский суд фактически дезавуировал прецедент по делу Пеллегрен против Франции.
В результате жалобы военнослужащих Российской Федерации, связанные со службой, стали рассматриваться Европейским судом по правам человека.
Первое такое решение было вынесено 7 июня 2007 года об удовлетворении жалобы майора Довгучица на длительное неисполнение решения Рязанского гарнизонного военного суда о выплате командировочных в валюте за период нахождения в командировке на территории Республики Таджикистан, а также на нарушение вышестоящими судами принципа правовой определенности в связи с изменением в порядке надзора вступившего в законную силу и предъявленного к исполнению решения Рязанского гарнизонного военного суда.
Всего в 2007 г. было вынесено 7 решений по жалобам, связанным с рассмотрением дел военными судами Российской Федерации, в 2008 г. — 10 решений, причем по одному из дел в отношении 26 человек.
По делам, рассмотренным военными судами Российской Федерации, Европейский суд по правам человека вынес 21 решение, из которых подавляющее большинство связано с неисполнением решений гарнизонных военных судов по гражданским делам различными государственными органами Российской Федерации.
— На чем должно быть сосредоточено внимание военных судей на современном этапе судебной реформы?
— Основное наше внимание должно быть сосредоточено на качестве судебной работы, на соблюдении законных сроков рассмотрения всех категорий дел, на соблюдении прав и законных интересов всех участников судебного процесса, что является лучшим подтверждением эффективности функционирования военных судов.
У военных судов — большой потенциал, опыт и традиции. Все это, конечно, надо сопоставить с требованиями сегодняшнего дня.
Военные суды готовы к преодолению любых трудностей в работе, и есть все основания полагать, что они смогут и впредь успешно выполнять поставленные перед ними задачи.

egvs.svd.sudrf.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.