Проблемы в суде при усыновлении

ВС разъяснил проблемы судебной практики по международному усыновлению детей

Верховный суд РФ представил на своем сайте обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за границей. Накануне этот документ был утвержден Президиумом ВС.

В обзоре отмечается, что за последние три года наметилась тенденция к снижению количества дел об усыновлениях российских детей родителями из-за рубежа. Так, если в 2011 году было рассмотрено 3076 дел о международном усыновлении, удовлетворено при этом 3069 дел, то в 2012 году – 2426 дел (из них с удовлетворением требования – 2410 дел), а в 2013 году – 1247 таких дел (1232 из них удовлетворено). Чаще всего российских детей в 2013 году усыновляли граждане Италии (46%), Испании (20%) и Франции (10%).

При рассмотрении дел об усыновлениях в ряде случаев судами в качестве свидетелей вызывались также лица, которые ранее знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания в иных формах. Как и в 2012 году, в 2013 году основными причинами отказа родственников ребенка от принятия его на воспитание в свои семьи являлись отсутствие достаточных финансовых средств, плохие жилищно-бытовые условия, а также преклонный возраст. Кроме того, родственники ребенка нередко ссылались на наличие собственных детей, отсутствие родственных связей с усыновляемым ребенком.

Граждане РФ, как правило, отказывались от усыновления в связи с состоянием здоровья ребенка, его отягощенной наследственностью либо в связи с отсутствием сведений о его родителях. В ряде случаев отказ был вызван возрастом, полом ребенка, нежеланием принять в семью сразу двоих детей, являющихся братьями (сестрами), если их раздельное усыновление (удочерение) было невозможно.

ВС считает, что в 2013 году в подавляющем большинстве случаев суды выносили решение об усыновлении в соответствии с рекомендациями в отношении возраста и состояния здоровья усыновляемого ребенка, данными компетентными службами государства, гражданами которого являлись усыновители.

При выявлении судом несоответствия возраста усыновляемого ребенка рекомендациям, которые были даны усыновителям (например, в случае превышения рекомендованного возраста ребенка к моменту подачи усыновителями документов в суд), заявителям предлагалось представить дополнительное заключение соответствующего компетентного органа иностранного государства о возможности усыновления ими ребенка указанного возраста.

В частности, в обзоре разбирается дело граждан Испании об усыновлении несовершеннолетнего, 2009 года рождения, которое определением судьи Ростовского областного суда было оставлено без движения по тем основаниям, что из представленных заявителями отчета об оценке пригодности, составленного психологом и социальным работником организации «Эулен сосиосанитариос», а также заключения государственного органа – Главного управления по вопросам пожилых лиц, детства и семьи Совета по здравоохранению и социальному благосостоянию Правительства Андалусии следовало, что заявители признаны пригодными для усыновления в России ребенка в возрасте до трех лет, в то время как усыновляемому ребенку исполнилось четыре года. Впоследствии заявители представили дополнительные заключения компетентных органов о возможности быть усыновителями ребенка в возрасте до пяти лет.

С полным текстом Обзора практики рассмотрения в 2013 году судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Проблемы международного усыновления российских детей иностранцами

Автор: Зоя Вешкурцева

Последние годы нашу страну все чаше сотрясают скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранцами. Хотелось бы разобраться и попытаться хотя бы приблизиться к пониманию того, порождаются ли эти проблемы недостаточным или неправильным законодательным регулированием, или, по большей мере, проистекают из правоприменения.

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ (при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании), а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

По вопросу применения положения абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ и учета этнического происхождения, языка и т. п. имеется следующее разъяснение: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», в котором указано, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком.

Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.

При этом следует учитывать, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья. Вместе с тем, если усыновляемый ребенок страдает какими-либо заболеваниями, суду необходимо выяснить, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение (см. п. 15 Постановления № 8).

Вышеуказанное Постановление № 8, однако, вовсе не дает разъяснения по вопросу о том, каким образом следует учитывать перечисленные в абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ этнические, языковые и т. п. особенности. То есть этот вопрос отдается откуп соответствующим органам.

Каким образом будет решаться этот вопрос, как и в какой мере будут учитываться вышеуказанные обстоятельства, остается неясным.

Кроме того, возникает вопрос о том, каким образом и как уполномоченные органы должны оценивать возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Опять же, кроме указанного выше в Постановлении № 8, по данному вопросу разъяснений мало.

Ситуация достаточно банальная, как кажется на первый взгляд: оценят по документам, предоставленным в суд, а суд оценит «по своему внутреннему убеждению».
А если разобраться, то отсутствие внятных разъяснений, повторюсь, не просто дословного повтора в разъяснении самой нормы закона, а именно разъяснений, как именно следует понимать и применять положения нормы закона в тех или иных случаях, создают ситуацию неуверенности в исходе дела, так как почти всегда остаются неясности и сомнения в том, что «внутреннее убеждение» конкретного судьи правильно сработает.

Теперь, что касается усыновления детей иностранцами. Статей, касающихся усыновления детей иностранцами, в СК РФ всего четыре — п. 4 ст. 124, п. 2 ст. 126, п. 4 ст. 127, ст. 165.

Вопрос усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируется п. 4 ст. 124 СК РФ. Сразу необходимо отметить, что этот пункт действует в редакции Федеральных законов от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ. Это само по себе ничего бы не значило, однако, в связи с многочисленными скандалами, становится несколько странным такое продолжительное отсутствие внимания к законодательному регулированию вопроса усыновления детей иностранцами.

Согласно ст. 4 ст. 123 СК РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 126 ГК РФ, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 СК РФ).

Пунктом 4 ст. 127 СК РФ установлено общее требование о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В том случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ.

Вышеуказанные требования к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны Приказом Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Данная программа должна содержать изучение следующих разделов:

– «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»;
– «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»;
– «Этапы развития ребенка»;
– «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»;
– «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»;
– «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»;
– «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»;
– «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»;
– «Особенности полового воспитания приемного ребенка»;
– «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»;
– «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»;
– «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»;
– «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители».

При этом, содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме определяют самостоятельно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установлено, что общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»). Вышеуказанное касается всех лиц, в том числе и иностранцев, если они не прошли такую подготовку в стране, в которой они постоянно проживают.

Еще одна статья СК РФ, которая касается иностранного усыновления, предусматривает усыновление с учетом особенностей применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства — ст. 165 СК РФ.

Предусмотрено, что усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 165 СК РФ предусматривается, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство достаточно скупо регулирует усыновление иностранцами российских детей, несмотря на имеющуюся проблему.

Президиумом Верховного Суда РФ вопрос о международном усыновлении подробно рассматривался, 23.05.2012 был утвержден «Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации», где суд анализирует данный вопрос. Судом указывается, что существующее мнение о том, что в России широко распространено международное усыновление, а российские граждане усыновляют детей крайне редко, ошибочно и не находит своего подтверждения.

Согласно статистическим данным, в 2009 году районными судами с вынесением решения было рассмотрено 16 863 дела по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 16 747 дел рассмотрено с удовлетворением заявлений.

Что же касается дел о международном усыновлении, то в 2009 году с вынесением решения областными и равными им судами было рассмотрено 3 427 таких дел (удовлетворено 3 420 заявлений), что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлении детей российскими гражданами, рассмотренных судами за тот же период.
В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 15 513 таких дел, из которых удовлетворено 15 415 заявлений. За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 15 218 дел по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, из которых 15 076 заявлений было удовлетворено.

В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 2 990 дел о международном усыновлении, что в 5,2 раза меньше, чем за тот же период рассмотрено дел об усыновлении детей российскими гражданами.

За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 3 076 дел о международном усыновлении (в том числе с удовлетворением требования — 3 069 дел), что в 4,9 раза меньше, чем за это же время вынесено решений об усыновлении детей российскими гражданами (15 218).
Процент удовлетворения заявлений и российских, и иностранных граждан об усыновлении детей высокий.

Так, в 2009 году судами удовлетворено 99,3 % заявлений об усыновлении детей российскими гражданами, в 2010 году — 99,4% заявлений, в 2011 году — 99,1 % заявлений.

По делам о международном усыновлении в 2009 году удовлетворено 99,8 % заявлений, за 2010 год и 2011 год процент удовлетворенных заявлений составил 99,7 % и 99,8 % соответственно.

По результатам рассмотрения дел о международном усыновлении российских детей (по данным на 23 декабря 2011 года) в Обзоре отмечается следующее:
В 2011 году по делам о международном усыновлении детей, рассмотренным с удовлетворением заявлений, усыновителями чаще всего являлись граждане США (28 %), а также граждане Италии (21 %) и Испании (20 %).

Кроме того, усыновителями являлись граждане Франции (8 %), Германии (7 %), Ирландии (4 %), Израиля (3 %), Канады (2 %), Великобритании (1,5 %), Финляндии (1 %), Мальты (1 %), Швеции (1 %), Аргентины (0,4 %), Бельгии (0,3 %).

Незначительное число усыновителей (от 1 до 6 случаев) являлись, в частности, гражданами Швейцарии, Австрии, Кипра, Украины, Казахстана, Греции, Мексики.
Наибольшее количество дел о международном усыновлении в 2011 году рассмотрено с вынесением решения Санкт-Петербургским городским судом (314 дел), Московским городским судом (187 дел), Пермским краевым судом (181 дело), Красноярским краевым судом (137 дел), Кемеровским областным судом (124 дела), Хабаровским краевым судом (110 дел), Кировским областным судом (103 дела), Саратовским областным судом (100 дел), Свердловским областным судом (97 дел), Московским областным судом (94 дела), Новосибирским областным судом (92 дела) и Приморским краевым судом (91 дело).

Что касается непосредственно судебной практики по делам, связанным с усыновлением детей иностранными гражданами, то следует отметить, что некоторые судебные акты иллюстрируют недостаточное регулирование данного вопроса и на законодательном, и на правоприменительном уровнях.
Для примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 № 33-Г08-1 по конкретному делу, когда иностранным гражданам, семейной паре Г. и Д., судом было отказано в удовлетворении заявления об удочерении малолетней М. в связи с тем, что имелось действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться при оценке личности усыновителя Г. При этом, представитель опекуна ребенка — детского дома дала согласие на удочерение девочки супругами Г. и Д. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам М.

При решении вопроса об удочерении российским судом было установлено, что решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой и представлен аффидевит, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом. В Определении российского суда указывается, что при решении вопроса о допустимости удочерения М. супругами Г. и Д. судом учтены и другие доказательства. Из объяснений представителей детского дома и администрации муниципального образования в судебном заседании следует, что М. — девочка сложная, плохо привыкает к новым условиям, у нее длительный период адаптации. Задержка ее речевого развития составляет шесть месяцев; она непростой в эмоциональном плане ребенок, замкнута, тяжело привыкает к новой обстановке, людям. Будущим родителям понадобится с ней много терпения. Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д. (в отсутствие воспитателей около 30 минут дважды), суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения. Таким образом, суд, исходя из требований ст. ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М., в связи с чем отказал в удовлетворении их заявления.

Возникает вопрос о том, как так получилось, что только на этапе судебного разбирательства выясняется, что предполагаемая усыновительница ранее жестоко и бесчеловечно обращалась со своим супругом. При этом органы опеки и попечительства на более ранних этапах не проводят надлежащей проверки, направленной на исключение допуска к усыновлению лиц, склонных к насилию и жестокому обращению.

Часть отказов в усыновлении связана с тем, что органы опеки и попечительства не принимают необходимых мер для устройства ребенка в семью в России. Например, Костромской областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, причиной явилось то, что органами опеки и попечительства не были приняты необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан Российской Федерации. А именно: по истечении шести месяцев со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных девочка, как установил суд, органами опеки и попечительства российским гражданам не предлагалась, работа по устройству ребенка в семью российских граждан ими фактически была прекращена; после выдачи иностранному кандидату в усыновители направления на ознакомление с ребенком по истечении срока, предусмотренного пунктами 24 и 29 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в течение которого иностранный гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о подаче им заявления в суд об усыновлении ребенка, ребенок на протяжении длительного времени другим кандидатам в усыновители, в том числе и российским, не предлагался. Между тем заявителем и ее представителем (усыновительным агентством) процесс сбора документов и предъявления их в суд занял более 10 месяцев, за это время состояние здоровья девочки улучшилось, и судом установлены кандидаты в усыновители из числа российских граждан, желающих усыновить ребенка такого возраста и пола.

Отдельно стоит выделить вопрос создания и формирования государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, что регулируется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также разработанным в соответствии с вышеуказанным законом Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Этот вопрос связан с тем, что статья 124 СК РФ закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей. В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, связана с нарушением требований ст. 124 СК РФ и несоблюдением порядка и сроков, установленных вышеуказанными ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением № 217.

Ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, установлена статьей 5.36. КоАП РФ, в ч. 1 которой предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.

Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 тысяч до 3 000 рублей (ч. 2 чт. 5.36. КоАП РФ).

Также ст. 3.37. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей.

Указанные выше статьи КОАП РФ действуют в редакции от 22.06.2007, не изменялись, несмотря на громкие скандалы и явные диспропорции между размером административного штрафа и тяжестью правонарушения.

Необходимо отметить, что согласно статье 154 УК РФ, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, влекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Таким образом, из анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами, усматривается явная необходимость в более детальном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.

www.top-personal.ru

Проблемы в суде при усыновлении

студентка 4 курса, кафедра гражданского права и процесса

ФГБОУ ВПО КалмГУ, г. Элиста

Аштаева Саглар Сергевна

научный руководитель, ассистент, ФГБОУ ВПО КалмГУ, г. Элиста

Проблема усыновления является одной из самых актуальных в России. В соответствии с признанными международными нормами в нашей стране гарантируется защита и забота, необходимая для благополучия детей.

Семейный кодекс предусматривает несколько форм принятия детей на воспитание в семью: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Но особо развитой и актуальной формой является усыновление. Существует такое мнение, что наиболее предпочтительной формой должна являться опека и попечительство, поскольку при такой форме приятия ребенка в семью можно установить контроль за опекуном или попечителем, а разрешить усыновлять только детей или родственников супруга. Это мнение представляется неправильным, поскольку институт усыновления всегда был востребован и актуален. Институт усыновления является реализацией права ребенка жить и воспитываться в семье. Семья помогает ребенку сформировать правильное мировоззрение гармоничное развитие. Институт усыновления существует в Росси с 1918 года, в 60-х годах государство стало относиться к усыновлению отрицательно, считалось, что ребенок должен учиться жить в коллективе. Со временем такие идеи ушли в прошлое и все снова обратили внимание на такую форму принятия детей в семью, как усыновление. [1, стр.509]

Усыновление в России согласно законодательству производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Это положение коренным образом изменило правила усыновления по сравнению с ранее действовавшим Кодексом о браке и семье 1969г, по которому устанавливался административный порядок усыновления. Данное нововведение связывалось тем, что суд является независимым и незаинтересованным в исходе дела органом, он выявляет злоупотребления со стороны кандидатов в усыновители, органов опеки и попечительства.

С принятием нового семейного законодательства перечень требований, предъявляемых к кандидатам в усыновители, по сравнению с ранее действовавшим законодательством конкретизируется и ужесточается. Речь идет о том, что будущий усыновитель должен отвечать высоким требованиям личностного и нравственного порядка, а также требованиям социально-экономического характера. Практика показывает, что в большинстве случаев отсутствие жилого помещения, минимального дохода является основанием для отказа в постановке на учет лиц в качестве кандидатов на усыновление. Данные меры обусловлены тем, что государство старается обеспечить соблюдение интересов ребенка. Но и в то же время, учитывая некоторые серьезные требования, предъявляемые к будущим усыновителям, можно сделать вывод, что выполнение таких требований под силу не каждому кандидату в усыновители. Так, согласно ст.127 Семейного кодекса, усыновитель или семья усыновителей должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.[11] Но для каждого субъекта РФ устанавливается свой прожиточный минимум, соответственно и для кандидатов в усыновители. Но есть и такие граждане, которые не могут предоставить сведения о своих доходах, поскольку выплату им в не в денежной форме, некоторые имеют непостоянный заработок.

Соответственно необходимо повысить шансы на усыновление тех граждан, доходом которых является прибыль по ценным бумагам и предпринимательства.

Вновь обратившись к практике, можно заметить, что судья при вынесении решения об усыновлении ребенка, исходит из интересов ребенка, не ориентируясь на формальные ограничения, касающиеся дохода. Но это не означает, что кандидаты на усыновление необязательно должны иметь прожиточный минимум.

Также суд вправе при вынесении решения об усыновлении ребенка отступить от положения, касающегося наличия жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованием, учитывая интересы усыновляемого ребенка. Но вновь встает вопрос о том, что кандидат на усыновление ребенка может иметь жилищное помещение, не отвечающее санитарным и технически требованиям. Ведь проверка органами опеки и попечительства осуществляется формально, в виде оценки жилого помещения в целом. Отступление от положений жилищного законодательства это право суда, а не обязанность. Вынося решение об усыновлении судья должен быть уверен, что несмотря на некоторое несоответствие положений жилищного законодательства, будут учтены права и интересы усыновляемого ребенка. Кроме того, некоторые граждане могут быть зарегистрированы в одном месте, а проживать в другом, также могут обладать достаточными средствами на содержание ребенка, но проживать в арендованном жилище. Другими словами, перед кандидатами в усыновители образуется определенный барьер на пути к усыновлению. [9, стр.60] Поэтому отступление от некоторых положений, установленных законом, особенно важны, поскольку это дает возможность судьям отступить от таких положений, если это отвечает интересам ребенка, к примеру, привязанность ребенка к усыновителю, высокие нравственные и моральные качества усыновителя и т.д. Высокий материальный доход не должен превалировать над моральными, личностными качествами усыновителя. Прежде всего, суд должен ориентироваться на желание усыновителя принять ребенка в семью, воспитать и обеспечить благоприятную обстановку для его воспитания, в этом выражается социальная значимость института усыновления.

Следующей немаловажной проблемой в усыновлении является то, что лица, не состоящие в браке не могут усыновить одного и того же ребенка. Но в то же время многие граждане, желающие усыновить ребенка состоят в так называемом гражданском браке, т.е проживают совместно, но без регистрации и это не означает, что их отношения носят временный характер.

Также согласно Семейному Кодексу, не могут быть усыновителями супруги, один из которых является недееспособным. Но нельзя не принимать во внимание, что недееспособный супруг может находиться в лечебном учреждении и не иметь контакта с ребенком.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие родителей ребенка, при получении которого возникают проблемы, связанные с тем, что сложно выявить местонахождение родителей. Поскольку нередки случаи, когда детей оставляют на улице, родильном доме и т.п. В таком случае усыновить такого ребенка можно не ранее чем через полгода после обнаружения ребенка.[2, стр.22]

Все оговоренные положения освещают проблемы, которые чаще всего возникают при усыновлении. Представляется, что в процессе модернизации семейного законодательства будут обеспечены дополнительные гарантии при осуществлении прав и законных интересов усыновленных детей, будет уменьшен рост злоупотреблений в данной сфере.

Все вышеуказанные ограничения и условия необходимы для защиты интересов детей. Ограничения важны, потому что в результате усыновления устанавливается прочная семейная, моральная, правовая связь между усыновителем и усыновленным ребенком. Усыновители, родственники усыновителей приравниваются к родственникам по происхождению, поэтому у них появляются права и обязанности, регулирующиеся различными отраслями права: трудового, жилищного, гражданского, уголовного. Иными словами, отличий перед законом и обществом биологического родства и установления нет.

Проблемы в области усыновления еще неоднократно будут обсуждаться государством и гражданами. Пока что можно предложить социальные, материальные стимулы для принятия решения супругами стать усыновителями. Но прежде всего для укрепления института усыновления необходима моральная поддержка со стороны общества.

Список литературы:

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — М., 2002. — 509 с.
  2. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в РФ // Гражданин и право. — 2002. — №3. — С. 21-23.
  3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ. — М., 2004. — 497 с
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32.
  5. Загоровский А.И. Курс семейного права. — М., 2003. — 410 с
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. на 22 декабря 1994 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1969. — №32.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
  8. Королев Ю.А. Усыновление — проблемы решенные и нерешенные // Адвокат. — 1998. — №2. — С. 11-17
  9. Летова Н.В. Проблема усыновления теория и практика// Государство и право. – 2006. -№ 11. –с. 50-61.
  10. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. — М., 2001. — 60
  11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1

sibac.info

Смотрите так же:

  • Приказ 835н минздрава россии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 […]
  • Налог на паджеро 4 Обходимся малым с обновлённым Mitsubishi Pajero Sport По продажам кроссоверов и внедорожников в России компания Mitsubishi занимает уверенное третье место. С января по август 2013 года реализовано 44 317 машин. Впереди только Toyota (57 […]
  • Максимальный штраф за превышение скорости 2013 Автомобили Закон и право Штрафной угар ГИБДД Как с 1 сентября 2013 года изменятся штрафы ГИБДД Уже в воскресенье, 1 сентября, вступают в силу революционные изменения для российских водителей. В несколько раз вырастут штрафы по 46 […]
  • Закон о бухгалтерском учете и отчетности 2013 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, […]
  • Гинекология приказ 572 Перинатальная психология для специалистов Приказ Минздрава РФ от 01 ноября 2012 года № 572Н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология" Российская Федерация Приказ Минздрава РФ от 01 ноября […]
  • Дела по действиям нотариуса Верховный суд расширил ответственность нотариусов Может ли нотариус совершать более 2000 нотариальных действий в день, учитывая требование закона работать лично? Над этим вопросом с 2013 года бьются суды в деле Московской городской […]

Обсуждение закрыто.