Проблемы правонарушений несовершеннолетних

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера«, – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики«, – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения». Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое«.

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели«.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. «В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями«, – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще«.

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны«. Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы«, – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. «Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами«, – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен«.

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. «Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

Новости по теме:

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

www.garant.ru

Проблема преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Так, по данным западногерманской полиции, 14% всех арестованных в 1996 г. правонарушителей не имели постоянной работы. Среди преступников, совершивших квалифицированные кражи, безработные составили четвертую часть. Ими было совершено 28% преступлений против личности, 34% разбойных нападений.

Высказываются западными специалистами и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования, проживание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75% преступников, совершивших наиболее серьезные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц, совершивших насильственные преступления, составила 33%.

Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями – стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушением традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуализма.

Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследования также показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.

Серьезной проблемой для японских школ признается отсутствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассниками.

За последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране также существенно возросла. Так, в Екатеринбурге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14 %.. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек-подростков.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнил ось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87-96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера:

  1. предупреждение,
  2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа,
  3. возложение обязанности загладить причиненный вред,
  4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздействия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответственности (ст. 90 У К РФ).

Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях.

Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он, тем не менее, нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.

psylist.net

Проблема преступности несовершеннолетних

Дата публикации: 21.10.2014 2014-10-21

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Харисова Э. А. Проблема преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 51-52. — URL https://moluch.ru/archive/76/13040/ (дата обращения: 07.08.2018).

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала страны. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей. Однако сегодня нет особой нужды доказывать очевидную опасность того, что именно молодежь, подростки совершают самые тяжкие преступления.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних.

По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Татарстан на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит более 4000 несовершеннолетних правонарушителей. За 12 месяцев 2013 года несовершеннолетними лицами или с их участием совершено около 1500 преступлений. Всего за 2013 год сотрудниками полиции на несовершеннолетних и взрослых лиц, нарушивших административное законодательство, составлено более 25000 административных протоколов.

По итогам 12 месяцев 2013 года подростковая преступность в городе Набережные Челны имеет тенденцию роста, количество расследованных преступлений с участием несовершеннолетних выросло на 2,6%, удельный вес подростковой преступности составил 6,6%.

В целях профилактики подростковой преступности, сотрудниками ОДН г. Набережные Челны к административной ответственности привлечено 3009 несовершеннолетних и взрослых лиц, нарушивших административное законодательство, в том числе 49 взрослых за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения ,54 родителя – за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, из них по 25 фактам были возбуждены уголовные дела в отношении родителей и законных представителей.

В составе преступных деяний несовершеннолетних преобладают (до 85%) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества). 10-12% составляют преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических или психотропных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств). Устойчивой чертой становится групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений. Причем групповая преступность несовершеннолетних все более приобретает признаки организованности. Около 30% преступлений совершается подростками при соучастии взрослых. Как правило, это наиболее опасные преступления: бандитизм, убийства, разбои.

Обращаясь к анализу преступности несовершеннолетних следует подчеркнуть, что она, выступая составной частью преступности в целом, обладает своими особенностями, коренящимися в условиях жизнедеятельности молодого поколения. Поэтому изучение преступности несовершеннолетних требует выявления как общих, так и специфических факторов её детерминации.

В настоящее время в России факторами, содействующему росту делинквентного поведения, в том числе и среде несовершеннолетних, являются довольно распространенная бедность поляризация доходов населения. В 90-е годы ХХ века бедность получила в России широкое распространение. Начиная с 2000 года мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения уровни бедности, хотя с началом экономического кризиса в который Россия вошла в конце 2008 года возобновилась тенденция роста бедности. Росстат в последние годы давал весьма радужную картину снижения доли малоимущих в стране, однако реальное влияние инфляции на доходы этой категории населения явно недооценено. Это подтверждают данные опроса ВЦИОМ от 17-18 мая 2008 года (1600 человек в 153 населенных пунктах 46 регионов РФ, согласно которым 41% россиян тратит на питание до 74% семейного бюджета, а 16% почти все свои деньги (более 75% бюджета), и лишь 6% — менее четверти бюджет).

Бедность не только толкает людей на воровство продовольствии ради пропитания, но и сужает круг удовлетворяемых потребностей: на второй, а то и на третий план отходят образование, культурный досуг, занятие спортом, в результате чего происходит деградация личности. На фоне этого возрастает алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые, в свою очередь, толкают людей на преступления, в том числе и бытового характера. Негативно бедность влияет и на устойчивость семьи. Особенно больно бедность ударяет по детям, т.е. по людям, находящимся в процессе социализации.

Но самое страшное то, что преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних — это будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.

Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к непоправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество. Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об отклоняющемся развитии подростков, которым через некоторое время суждено стать стержнем нации. Подростку надо утвердиться в жизни, но часто это не может произойти по независящим от него причинам, и тогда происходит озлобление на общество, стремление заявить о себе противозаконным путем. В данном процессе ключевая роль отводится именно государству, которое должно проводить грамотную политику по отношению к несовершеннолетним.

Анализ влияния на преступность несовершеннолетних социальных, экономических и политических причин и условий позволяет выделить несколько основных детерминантов, определяющих ее состояние и иные показатели. Во-первых, это неудовлетворительные материальные условия жизни большинства населения; во-вторых, несовершенство и нестабильность общественного устройства; в-третьих, ослабление традиционных институтов социализации личности; в-четвертых, рост детской безнадзорности и беспризорности; в-пятых, культ насилия, быстрого обогащения и «красивой» жизни, господствующий в работе средств массовой информации; в-шестых, недостатки действующего законодательства.

Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних.

От того, насколько эффективно выстроится взаимодействие между органами внутренних дел, органами исполнительной власти и общественными организациями, будет зависеть снижение преступности несовершеннолетних.

В целом успешное взаимодействие указанных структур позволит обеспечить устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снизить преступность, оказать комплексную помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

moluch.ru

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

Рубрика: 14. Социальная работа

Дата публикации: 07.02.2016

Статья просмотрена: 1586 раз

Библиографическое описание:

Цыбикжапова В. Б. Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/ (дата обращения: 07.08.2018).

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борьбу с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология»

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Социальные науки рассматривают правонарушение в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах. [4, с.287]

В Бурятии с начала 2015 года в территориальные органы внутренних дел было доставлено 2 274 несовершеннолетних, в том числе, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей и (или) лиц, их заменяющих. Выявлено 17 фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. По итогам первого полугодия 2015 года удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений, снизился и составил 6,7 %. Рост подростковой преступности отмечается на территории Железнодорожного, Октябрьского районов Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Кабанского, Муйского, Мухоршибирского, Северобайкальского и Тункинского районов.

Количество правонарушений несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростковое население уменьшилось на 15-20 %. Это по данным нашей несовершенной и необъективной статистики. Фактически более точные данные получить значительно трудно, поскольку в подростковой преступности высок уровень когда правонарушение совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы вымогательства, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте противоправного действия. Причины разные, которые зависят от характера совершенного правонарушения, так действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; чувство неловкости, испытываемое жертвой перед следователем (большинство из которых равнодушны). При вымогательстве, карманных кражах, мошенничестве действуют и другие причины. Очень часто это неверие в возможности полиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников или банальное нежелание вступать в судебные тяжбы.

На сегодняшний день, в среднем по стране, каждое десятое преступление совершается малолетним. По не которым регионам каждое четвертое. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность, отсутствие занятости выталкивают детей на улицу. Кто-то отнимает у слабых одежду или различные гаджеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние правонарушители попадаются по нескольку раз. После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно. 13-14-летние дети, которые заканчивают 5-6 классов не имеют дальнейшего желания учиться, их манит свобода улиц и отсутствие контроля. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. [3]

Основную роль в реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет комплексное изучение личности подростка и анализ его социально-психологических характеристик. [2, с. 84]

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические изменения в структуре личности. Ранний переход к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитание.

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки. И это не случайно. Увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие навыков трудовой деятельности, интересов и увлечений, безразличие к планам на будущее. Для них характерно недостаточное развитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессия, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узких, примитивных, эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных неизменных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим чёткий план мероприятий направленный на профилактику первичных и рецидивных совершений правонарушений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день, в Бурятии активно применяются и расширяются социальные технологии по упреждению правонарушения среди несовершеннолетних. К сожалению, просматривается их низкая эффективность из-за недостаточного межведомственного взаимодействия. При этом они являются основными мерами, применяемыми в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Первоочередной мерой является диагностическая работа. Диагностическая работа позволяет получить данные о психическом, физическом состоянии ребенка, о его социальном и индивидуальном развитии. Эти данные ведутся во всех образовательных учреждениях, и помогают выявить детей, находящихся в «группе риска». Воспитательная часть включает в себя комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка, развитие личностных качеств, коммуникативных связей между сверстниками. Психологическая помощь — изучение детьми правовых норм, формирование правосознания помогают отличить правильные поступки от неправильных. Деятельностный подход заключается в организации общественно-полезных мероприятий (субботники, озеленение улиц, волонтерство), кружков, секций. Реабилитационные меры направлены для помощи детям уже совершившим преступное деяние. [1, с. 86]

Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками социальных служб двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения или лишенных родительских прав родителей; сотрудничество с различными организациями, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству подростка, их трудовому определению.

В 2010 году, в качестве эксперимента, в судебное производство были введены элементы «ювенальной технологии». Для этого были выбраны районные суды нескольких крупных районов Бурятии. Под «ювенальными технологиями» подразумевают специальную организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние, основанная на комплексном знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных методов и способов, устраняющих возможное дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

В Бурятии успешно была освоена Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом «Знай ты не один!». По итогам федерального конкурса «Дружественное детям правосудие», объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этот проект вошел в числе 4-х программ субъектов Российской Федерации, получавших в течение трех лет софинансирование Фонда. К каждому районному суду был прикреплен социальный работник. Он собирал информацию о подростке и его семье с момента поступления уголовного дела в суд, вел карту социального сопровождения и представлял все эти сведения суду. Число занятых социальных работников в судах насчитывалось семь человек.

За минимальный период реализации программа показала положительную тенденцию — только в Октябрьском районном суде из 62 несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии, повторно преступили закон лишь трое. Но после завершения федерального гранта из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование труда социальных работников при судебных органах Бурятии с успехом функционирующая система официально прекратила свою деятельность.

Несмотря на отсутствие финансирования, в некоторых районах республики работа с несовершеннолетними правонарушителями, в рамках программы, была все же продолжена. Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе, проведенном 20 мая 2015 года в Улан-Удэ. В его ходе было предложено определить в каждом районном отделе социальной защиты населения координатора данной работы. Он обеспечит не только тесную связь с судом, но и взаимодействие со всеми структурами профилактики детской и подростковой преступности. Кроме того, к процессу будут подключены специалисты-психологи всех социально — реабилитационных центров республики. Все они будут выполнять функции ранее действующих при судах социальных работников — собирать наиболее полную информацию о характере, особенностях личности, окружения несовершеннолетнего для предоставления её суду.

Учитывая тот факт, что основное количество правонарушений совершается детьми, оказавшимися в трудном положении, периодически объявляются межведомственные акции, условно называемые «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Школьник».

Акция «Безнадзорные дети» направлена на выявление и установление личности беспризорников, возвращение их в места жительства или отправление в специализированные учреждения. Кроме этого, проводятся мероприятия по нахождению причин ухода подростков из дома и меры по устранению этих причин. Акция проводится совместно с сотрудниками полиции, соцзащиты, опеки и попечительства, образования и здравоохранения.

Акция «Беспризорник» является аналогичной по своему содержанию с акцией «Безнадзорные дети». Отличием является направленность на профилактические меры. В рамках акции осуществляется выявление неблагополучных семей или тех, кто находится в социально опасном положении, профилактика насилия в семье, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних и поступлении выпускников 9-х и 11-х классов в высшие и средне-специальные образовательные учреждения.

Акция «Школьник» проводится органами социальной защиты в целях благотворительной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в подготовке к школе.

Эти акции, наряду с их основными целями по предотвращению и упреждению правонарушений, призваны скоординировать задействованные ведомства, усилить их взаимодействие и повысить эффективность выполняемых функций, в том числе и правовую защищенность несовершеннолетних. [5]

В целях исследования состояния, проводимых мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, был проведен опрос среди действующих инспекторов ПДН Советского района, являющиеся экспертами в данном направлении.

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство опрошенных указывает на несовершенство законодательства и низкое межведомственное взаимодействие. Также существует необходимость в финансовом стимулировании социальной работы и проектов профилактических мероприятий. Отсутствие применения каких-либо новейших технологий в работе заставляет организовывать деятельность ПДН более доступными средствами, которые нуждаются в обновлении и усовершенствовании. Вопросы расширения штата и координация между субъектами профилактики, в данный момент, значатся для инспекторов наиболее важными в решении.

Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно быть уделено в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и поиске эффективных методов борьбы с растущей подростковой преступностью. Назрела необходимость применения новых социальных технологии, в частности, применение ювенальных систем судебного производства.

moluch.ru

Смотрите так же:

  • Заявление в мосгосстройнадзор Мосгосстройнадзор оформил почти 400 разрешений в электронном виде По состоянию на 27 января 2014 года Мосгосстройнадзором выдано 272 разрешения на строительство и 120 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в электронном виде. Об этом […]
  • Индексации социальных пенсий в 2014 году С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий Граждан РФ ожидает очередное повышение пенсий. Правительством РФ подписано соответствующее постановление от 22 марта 2014 г. № 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 […]
  • 113 приказ мвд Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 113 г. Москва "О внесении изменений в приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных […]
  • Закон о шипованной резине с 1 января 2018 принят Новые требования к автомобильным шинам Казалось бы, прошло чуть больше года со времени жарких споров об обязательном применении сезонной резины на автомобилях и штрафах за езду на летней резине зимой. Теперь многие водители ищут […]
  • Госпошлина за развод 2018 в белоруссии Стоимость госпошлины за развод в Беларуси Согласно принятым поправкам в законодательство Республики Беларусь, с 1 января 2013 года можно развестись двумя способами: через ЗАГС и через суд. Ранее эта норма была недействующей. С 1 сентября […]
  • Фз третейских судах Новая форма третейских судов В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О […]

Обсуждение закрыто.