Принятый в особом порядке единый кодифицированный основной закон

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

• кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория ,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

• некодифицированные — состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, — основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы —

• законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

• законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут — акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования — особая сфера;

в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы — законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

— кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

— текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы — законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

— принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

— принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

— законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

— административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

— законы в области регулирования политики;

— законы в области регулирования социальной сферы;

— законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

• разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

lawbook.online

Нормативно-правовые акты РФ

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права

Нормативно-правовые акты в РФ

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

Основные законы

Основные законы — это конституции.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

www.grandars.ru

Понятие «язык закона» в России и Китае

Дата публикации: 08.10.2017 2017-10-08

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Бакина Е. В., Чэнь Г. Понятие «язык закона» в России и Китае // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 85-88. — URL https://moluch.ru/archive/174/45852/ (дата обращения: 08.08.2018).

В настоящее время экономические отношения между Россией и Китаем развиваются очень стремительно, особенно это касается сотрудничества в сфере торговли. Успех торгового сотрудничества двух стран напрямую зависит от количества и качества заключенных контрактов. Изучение законодательства обеих стран, представляет огромный интерес для установления честных партнерских отношений. Освоение законодательных норм России и Китая напрямую связано с качеством торгово-экономических отношений. Но, помимо исследования законодательства, особый интерес представляет язык, на котором и написаны все правовые нормы. В данной работе мы рассмотрим подходы двух стран к определению языка закона, выделению его характерных черт. Целью настоящей работы является анализ законодательного языка России и Китая, выявление общего и частного в его особенностях.

Ключевые слова: язык закона, сравнительный анализ, Россия, Китай

At present, economic relations between Russia and China are developing very rapidly, especially in the area of ​​trade cooperation. The success of the trade cooperation between the two countries directly depends on the quantity and quality of the contracts concluded. The study of the legislation of both countries is of great interest for establishing fair partnerships. The development of the legislative norms of Russia and China is directly related to the quality of trade and economic relations. But, in addition to the study of legislation, language is of particular interest, on which all legal norms are written. In this paper, we will consider the approaches of the two countries to defining the language of law, highlighting its characteristic features. The purpose of this work is to analyze the legislative language of Russia and China, to identify the general and the particular in its features.

Key words: legislative language, comparative analysis, Russia, China

Юридический язык — когда-то почти волшебный язык соглашений и клятв, которые должны были произвести впечатление на его подданных и подчинить их в страхе перед его абсолютным повиновением. Теперь можно сказать, что страх исчез, но магия языка закона сохраняется, в основном из-за его, так называемых пороков — непонятности или многословности. Повседневные ситуации и отношения регулируются законом, нравится это людям или нет. Юридический позитивизм утверждает, что все наши действия охватываются законом (то есть законодательством, правовыми принципами, вытекающими из судебных решений в рамках общего права или договоров), исходя из принципа, согласно которому всё, что не запрещено законом — разрешено. Общество взаимосвязано с огромным количеством соглашений, договоренностей и договоров, заявляя или подразумевая права и обязанности сторон. Чтобы придать всем соглашениям и договорам признак формальности, отрегулировать их и обеспечить их соблюдение, есть закон с его положениями. Поскольку основными функциями закона являются исполнительность и нормативность, необходимо, чтобы закон мог сообщать нормы своим адресатам. Это происходит через язык. В повседневных ситуациях закон и язык его норм, правил и юристов все еще где-то рядом.

Для данной работы наибольший интерес представляет не юридический язык в целом, а одна из его составляющих — язык нормативно-правовых актов (законодательный язык). Так как нормативно-правовой акт является прямым источником права, то исследование языка, на котором написан закон, представляет большой интерес. В настоящей работе мы рассмотрим и сравним понятия, особенности и функции законодательного языка Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

В общей теории права сформировался устойчивый подход к естественному языку как средству письменной объективации права. Несколько поколений отечественных юристов традиционно считают, что «именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний», язык закона — единственно возможный способ существования права, право не может жить без языка, «без языка не может быть права» [4, с. 7].

Язык закона является элементом законодательной техники, под которой понимается система основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил формального конструирования текста законодательного акта, приёмов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, лёгкую обозримость нормативного материала, доступность для восприятия, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства [2, с. 105].

Законодательный язык не является языком, который можно услышать в повседневном общении. Это специализированный язык правовых норм и соответствующих дискурсов. Его уникальность можно проследить по ряду характеристик, которые отличают язык закона от языка повседневного общения. Но не существует универсального языка закона, который был бы понятен всем нациям. По мнению М. Б. Костровой, «законодатель не имеет (и никогда не имел) другой формы воплощения своего волеизъявления, нежели через естественный язык [1, с. 64]». Под «естественным языком» понимается официальный язык той или иной страны, т. е. все законодательные акты Российской Федерации написаны на русском языке, а законодательные акты Китайской Народной Республики на китайском, соответственно.

Для начала рассмотрим и сравним два понятия языка закона. Русский вариант определения языка закона довольно прост и лаконичен: язык закона — совокупность лексических, синтаксических, стилистических средств, посредством которых формируется текст закона или иного нормативного правового акта [7, URL]. Н. В. Маланина дает следующее определение языку закона как «один из элементов законодательной техники, функционирующей в сфере законотворчества с перспективой реализации в правовой системе общества и обладающий конструктивной, коммуникативной эмотивной функциями при основной — функции долженствования» [2, с. 106]. Кроме этого, А. С. Пиголкин отмечает, что язык правотворчества — официальный язык государственной власти [3, с. 9]. Исходя из того факта, что Россия и Китай являются правовыми государствами, можно сказать, что законодательный язык играет особую роль в государственной деятельности обеих стран. Что касается понятия законодательного языка в Китае, то точного определения найти не удалось, но, изучив материалы китайских авторов по данной тематике, можно сделать вывод, что понятие языка закона в китайском и русском языках идентичны. Так, например, авторы Шоу Шулин и Хэ Цзяхун в своей статье «Анализ языка и логических норм законодательства» пишут, что язык, на котором написаны все нормативно-правовые акты КНР, является особой разновидностью юридического языка и имеет функции и характеристики отличные от любого другого [11, с. 15]. Ли Гаосе дает такое определение языка закона: «проще говоря, язык законодательства — это язык, используемый в нормативно-правовых документах, являющийся носителем правовой информации и имеющий законную силу» [9, с. 36]. На основе этого можно сделать вывод, что в понимании как китайских, так и российских ученых и законодателей, термин «язык закона» имеет одинаковое значение.

Язык закона, как известно, имеет специфические особенности и функции. Для того чтобы найти общее и частное в особенностях законодательного языка двух стран, нами будут проанализированы труды российских и китайских авторов, изучающих данный вопрос.

Одной из основных особенностей языка закона является лаконичность (простота). Н. В. Сплавская в своей статье «Значение языка российского законодательства в современной законотворческой деятельности» называет эту особенность «экономичность изложения нормативно-правовых предписаний» [5, с. 20]. По её мнению, законодательная мысль должна быть выражена максимально ограниченным числом фраз и терминов. Восприятие исполнителем теста зависит от лаконичности изложения текста (естественно, в пределах разумного) [Там же]. В Интернет-ресурсе Википедия данная особенность сформулирована следующим образом: «сухость изложения, сознательный отказ от элементов художественной речи (в частности, низкая степень использования тропов), коннотированной и экспрессивной лексики» [7, URL]. Поскольку любой нормативно-правовой акт обязателен для претворения в жизнь, он должен быть понятен для адресата. Если для понимания текста предписания возникает необходимость обращаться к дополнительным ресурсам (словари, справочники и т. д.), то совершенно очевидно, что норма права не будет реализована оперативно.

Китайские ученые-лингвисты также выделяют лаконичность (простоту) как одну из характерных черт законодательного языка. По мнению Сюй Ли, простота правовых норм должна просматриваться не только в отдельных терминах, но и в общих положениях, а также во всей правовой системе [10, URL]. При написании нормативно-правовых актов, китайские законодатели следуют правилу «великая истина предельно проста». Простота без потери благодати — это царство, но простота — это своего рода благодать, а простота, соответствующая правилам — это своего рода мудрость. Это цели, которые преследует язык правовых норм в Китае [Там же].

Следующей специфической особенностью законодательного языка является точность выражения. Двусмысленность и противоречия в понимании и толковании содержания не допустимы в тексте нормативно-правового акта. В противном случае правовой акт оказывается невыполнимым или вызывает противоречивую реализацию [8, URL]. Язык законодательства характеризуется использованием слов и выражений в буквальном, прямом и точном значении. Использование в законодательных текстах иносказаний, переносного понимания слова, гиперболизации, двойственности смысла, скрытого подтекста категорически неприемлемо. При анализе текстов нормативно-правовых актов прослеживается тенденция точного и однозначного выражения, снижения использования синонимов и омонимов. Также языку закона присущи высокая степень клиширования и терминоризированности изложения, что является очевидным признаком точности выражения. Точность и простота изложения нормативного акта сопровождается экономичностью использования в его тексте языковых средств. Более того, законодатель должен избегать слов-«сорняков», выражений и фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки (например, выражений типа «строго воспрещается», «тесно взаимодействовать», «крупные достижения» [8, URL]. А. А. Ушаков отмечает, что точность выражений должна сочетаться с простотой и доступностью [6, с. 87]. Такие отличительные черты языка закона, как лаконичность, точность, ясность, позволяют условно говорить об особенном юридическом языке, «особенностями которого являются императивный стиль изложения, определенность и точность мысли законодателя» [2, с. 105].

Еще одной особенность законодательного языка, которая отличает его от языка, например, художественной литературы, является его безличность. Язык закона характеризуется отсутствием резко выраженной индивидуализации стиля [5, с. 20]. Как правило, язык закона не оригинален, в нем отсутствуют вариации языковых средств, также не прослеживается особая манера письма автора. Все нормативно-правовые акты похожи друг на друга по стилю. И это не удивительно, ведь над любым нормативно-правовым актом работает целый коллектив специалистов, работников государственного аппарата, ученых. Очень важно отметить, что при подготовке нового правового акта учитываются другие акты близкого содержания, что не может не сказаться на стиле нового акта.

Ли Гаосе в своей статье «К вопросу о характеристиках и формулировках законодательного языка» выделяет следующие особенности языка закона: однозначность (семантика выражения слова должна быть единственной, неизменной и иметь только одно значение, а не несколько); точность (для того, чтобы смысл средств выражения законодательного языка был выражен корректно, не допускается использование фраз и слов со скрытым смыслом или намеков); слова, синтаксис и языковой стиль, выраженные в законодательном тексте обязательно должны соответствовать установленной форме изложения, также должна быть соблюдена выдержанность и упорядоченность текста, не допускается использование синонимов и взаимозаменяемых слов. С точки зрения законодательной практики, поскольку местное (китайское) законодательство и судебное право выражается языком и является выражением воли государства, то такие черты текста как ясность и стандартизированность непосредственно влияют на качество законодательных актов и эффект реализации. По мнению автора, в любых нормативно-правовых актах должно быть соблюдено правило «трех соответствий», т. е. использование концепции, терминологии и стандартных норм, аналогичных соответствующим законам и административным нормам, все формы выражения языка для одного и того же случая в законах должны быть согласованы [9, с. 37].

В русскоязычных источниках такая особенность законодательного языка называется «единством применяемой терминологии» [5, с. 20], т. е. любое правовое понятие должно быть обозначено одним и тем же термином во всем законодательстве, а разные понятия не должны обозначаться одинаковым термином [Там же]. Термины, в свою очередь, должны иметь четкий, однозначный и строго очерченный смысл, не допускается использование двусмысленных и многозначных слов и выражений.

Рассмотрев основные характерные черты законодательного языка, с точки зрения российских и китайских ученых, можно сделать следующие выводы: определения «язык закона» в обеих странах абсолютно идентичны, что указывает на одинаковое представление об этом понятии как у российских ученых и законодателей, так и у китайских. Что касается особенностей законодательного языка, то здесь также прослеживается идентичность. Простота изложения, лаконичность, точность — основные черты, присущие как русскому, так и китайскому языку закона. Исходя их этого, можно сделать вывод, что определение «язык закона», его основные черты одинаковы во всех языках.

moluch.ru

Смотрите так же:

  • Преступления против жизни и здоровья глава 16 ук Глава 16. Преступления против жизни и здоровья Сравнительная таблица статей Особенной части УК РФ и УК РСФСР* Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Раздел VII. Преступления против […]
  • Статистика по преступлениям против здоровья Преступления против жизни и здоровья Борьба с преступностью - одно из наиболее важных направлений государственной политики РФ. В этой связи нужно отметить, что максимально опасными являются преступления против личности, включая умышленные […]
  • До скольки платить алименты ребенку инвалиду Алименты на ребенка инвалида Выплата алиментов на содержание ребенка-инвалида является обязанностью родителя, покинувшего семью. Семейное законодательство прямо указывает, что отец и мать должны заботиться о своем несовершеннолетнем […]
  • Договор купли продажи недвижимости несовершеннолетним образец Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Шепилова Екатерина Ивановна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. […]
  • Приказ 89н минфина российской федерации Приказ Минфина России от 25 апреля 2018 г. № 89н "О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за […]
  • Как оформить на работу иностранного гражданина Трудоустройство иностранных граждан в 2017 году Обновление: 17 марта 2017 г. Действующее законодательство 2017 года не запрещает российским работодателям привлекать на работу иностранных граждан. Трудоустройство иностранца во многом […]

Обсуждение закрыто.