Принцип эластичности налогов это

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 3.3):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика — взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Рис. 3.3. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

Практически налоговые системы стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

www.grandars.ru

Вопрос 5. Принципы налогообложения

Использование налогов в качестве главного источника дохо­дов государства и инструмента регулирования экономики тре­бует разработки определенных правил (принципов).

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положе­ния, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложе­ния можно выделить экономические, юридические и организа­ционные принципы. На них базируется построение налоговой системы.

Впервые принципы налогообложения наиболее ярко и точно были сформулированы А. Смитом в XVIII в. Существует четыре важнейших принципа налогообложения: справедливость, опре­деленность, удобство, экономия [6, с. 32].

Считается, что первый принцип носит этический характер, остальные касаются налогового администрирования. Главным принципом классик считал справедливость по отношению к на­логоплательщику.

Принцип справедливости.А. Смит считал справедливым та­кие налоги, которые являются всеобщими и учитывают плате­жеспособность плательщиков. Таким образом, справедливость означает то, что все подданные государства должны участвовать в содержании правительства. При этом предполагается, что уча­стие подданных должно соответствовать их доходу.

Принцип определенности.Согласно данному принципу на­лог, уплачиваемый гражданином, должен быть точно определен (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны). Об определенности налогообложения свидетельст­вует стабильность законодательства о налогах и сборах. Неопределенность налогообложения приводит к тому, что плательщик налогов подпадает под власть сборщиков налогов. Возможность неоднозначного толкования норм налогового за­конодательства ведет к злоупотреблениям и со стороны налого­вых органов, и со стороны плательщиков налогов. Кроме того, в условиях неопределенности системы налогообложения в целом, ее нестабильности и непредсказуемости сложно принимать ре­шения, строить стратегию бизнеса.

Принцип удобствапредполагает, что налоги должны взимать­ся в такое время и таким способом, какие удобны для платель­щика. Проявлением этого принципа является простота исчис­ления и уплаты налога.

Принцип экономиизаключается в сокращении издержек взи­мания налога, рационализации системы налогообложения. Рас­ходы по взиманию налога должны быть минимальными по срав­нению с доходом, который приносит данный налог1. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический прин­цип построения налога.

Принципы налогообложения А. Смита нашли свое отраже­ние в различных финансовых школах.

В России проблемами налогообложения занимался Н. И. Тургенев (1789—1871), последователь А. Смита2.

Концептуально новый подход к налогообложению был вы­двинут немецким экономистом Адольфом Вагнером (1835— 1917 гг.) в концеХЕХ в.

А. Вагнер занимает позицию, отличную от позиции А. Сми­та, так как на первое место ставит финансовые принципы орга­низации налогообложения. «Он руководствуется тем, что обще­ственно-хозяйственная система настолько необходима для

людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы», — пишет в своем исследовании В.М. Пушкарева [14, с. 192].

А. Вагнер предложил девять основных принципов налогооб­ложения, которые объединены в четыре группы [14, с. 102]:

1 группа — финансовые принципы организации налогообложе­
ния.
Сюда входят принцип достаточности и принцип эластично­
сти (подвижности).

Принцип достаточности означает, что налогообложение олжно строиться таким образом, чтобы обеспечить достаточ-,ш объем средств для покрытия расходов бюджета.

Принцип эластичности, или подвижности, обложения озна-ает, что налогообложение позволяет своевременно и в полном ме адаптироваться к финансовым нуждам государства (из­меняющимся социально-экономическим условиям).

Не все налоги обладают эластичностью. Налоговая система должна включать такие налоги, которые позволяют быстро уве­личить поступления в бюджет1. Эластичным налогом в общеми­ровой практике считается подоходный налог (налог на доходы физических лиц).

2 группа — народно-хозяйственные принципы. Данная группа
включает два принципа:

надлежащий выбор источника обложения2;

правильная комбинация различных налогов с учетом послед­ствий их переложения, т.е. перенесения налогового бремени на­логоплательщика на другие лица.

3 группа— объединяет принципы справедливости: принцип
всеобщности обложения
(охват всех слоев населения обложе­
нием налогами) и принцип равномерности (рост величины на­
лога с ростом доходов плательщика). Эти принципы означают
включение в систему налогообложения таких налогов, которые
в совокупности обеспечили бы достаточность и эластичность
системы налогообложения при одновременном соблюдении
принципов справедливости и экономической эффективности.

4 группавключает административно-хозяйственные принци­
пы
налогового управления: определенность, удобство уплаты на­
лога, максимальное уменьшение издержек взимания налогов.

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII— XIX вв. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, не утратили своего значения и в настоящее время.

Современные принципыналогообложения в Российской Феде­рации. Основные принципы налогообложения сформулирова­ны в ст. 3 НК РФ:

1)законность налогообложения (п. 1, 3, 5, 6);

2)всеобщность и равенство налогообложения (п. 2);

3)обоснованность и соразмерность налогообложения (п. I3);

4)единство налоговой системы (п. 4);

5)определенность налоговых норм (п. 6, 7).

В основе принципа законностиналогообложения лежит нор­ма ст. 57 Конституции РФ, где установлена обязанность каждо­го платить только законно установленные налоги и сборы. Сами критерии законности налогообложения определены в п. 3, 5, 6 ст. 3 НК РФ. Налоги могут считаться законно установленными только в том случае, если все существенные элементы налогово­го обязательства зафиксированы в законе [5, с. 35].

Вторым базовым принципом национального налогового за­конодательства провозглашен принцип всеобщности и равенстваналогообложения.

Всеобщностьналогообложения означает, что налоги и сбо­ры, установленные действующим законодательством, применя­ются одинаково в отношении всех налогоплательщиков вне за­висимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Равенствоналогообложения предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределе­ния доходов и дифференциации налогов и сборов. В сфере нало­говых отношений оно означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по размеру ставок нало­гов взависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местона­хождения налогоплательщика и др.

Суть принципа обоснованностиналогообложения заключает­ся в том, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Соблюдение требования соразмерности налогообложенияоз­начает, что при установлении налога была учтена фактическая способность налогоплательщика к его уплате.

Принцип единства налоговой системы РФопределен законо­дателем в п. 4 ст. 3 НК РФ в форме следующих запретов: уста­навливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ; иным образом ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятель­ности физических лиц и организаций.

Принцип определенности налоговых нормозначает, что зако­ны о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Со­держание данного принципа заключается в следующем:

1) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, ка­кие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен пла­тить;

2) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Формальная определенность налоговых нормпредполагает их достаточную точность [5, с. 37]. Этим обеспечивается их пра­вильное понимание и применение. Неопределенность налого­вых норм может привести как к нарушению прав граждан, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 1139 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Принципы налогообложения

Превращение налогов в основной источник доходов казны потребовало не только научного обоснования налогов и исследования содержания понятия «налог», но и определения принципов, на которых должно строиться налогообложение.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и ученых-экономистов с момента возникновения налогов. Особый интерес они стали вызывать в период возникновения финансовой науки. Уже в период меркантилизма в работах Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Т. Мана, Дж. Локка, У. Петти мы видим попытки сформулировать некоторые фундаментальные постулаты, на которых должно основываться налогообложение.

Первый важнейший принцип, сформулированный еще Ж. Боденом в его труде «Шесть книг о государстве» (1577), состоял в том, что никакой налог не может взиматься без согласия подданных: «Монархи не имеют права облагать своих подданных налогом без их согласия» [5, с. 502]. Джон Локк считал, что для сбора налогов всегда необходимо получать согласие большинства, которое оно дает либо само, либо через посредство избранных или их представителей («О гражданском правлении», 1690). К середине XVIII в., по словам Ж. Ж. Руссо, «эта истина, что налоги не могут быть установлены законодательным образом иначе, как с согласия народа или его представителей, была признана всеми без исключения философами и законоведами, приобретшими какой-либо авторитет в вопросах государственного права» [5, с. 185].

Другой важнейший вопрос, который занимал и практиков, и теоретиков – вопрос о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс, доказывая преимущества косвенного обложения и недостатки налогообложения имущества, утверждал, что косвенное налогообложение самое равномерное и справедливое. Аналогичные соображения мы находим в «Трактате о налогах и сборах» (1662) У. Петти.

Однако до середины XVIII в. эти темы носили достаточно отрывочный характер. Впервые попытку сформулировать принципы справедливости налогообложения в более широком плане сделали физиократы. Французский экономист В. Р. Мирабо полагал, что всякое налогообложение должно отвечать следующим принципам:

1) должно быть основано на самом источнике доходов;

2) должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;

3) нс должно быть слишком обременено издержками взимания.

В соответствии со своими взглядами на землю, как главный источник богатства, физиократы полагали, что облагаться должен чистый доход собственников земли. По их мнению, этот налог должен быть единственным, поскольку в конечном счете все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли. Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Последний из названных принципов связан с существовавшей во Франции в то время системой сбора налогов в форме откупов. Мирабо считал откупщиков «паразитами, подтачивающими государство и народное хозяйство» [4, с. 98] (в этом авторы данного учебника с ним согласны). Он предлагал не просто уничтожить откуп как таковой, но даже вычеркнуть слово «откупщик» из французского языка. Много внимания Мирабо уделял юридическому обоснованию налогообложения. Как Дж. Локк и Ж. Ж. Руссо он считал, что никакой налог не может взиматься без согласия граждан.

Важная заслуга физиократов состоит в том, что они впервые сформулировали вопрос о принципах налогообложения и предложили свое понимание данной проблемы.

Важнейшую роль в решении проблемы принципов налогообложения сыграл А. Смит, который первый четко сформулировал основные принципы налогообложения. Его заслуга состоит не в приоритете их открытия. Многое из того, о чем он писал, до него высказывалось другими учеными. Однако именно А. Смит обобщил и осмыслил весь предыдущий опыт, ему нет равных в яркости и точности формулировок фундаментальных принципов, глубину которых отмечали ученые и XIX, и XX вв. Разработанные А . Смитом принципы налогообложения положены в основу современных налоговых систем.

При разработке этих принципов А. Смит исходил из индивидуалистических теорий государства, считая налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства, и потому приоритетными полагал интересы налогоплательщиков. Не случайно его принципы были названы впоследствии «Великой хартией вольностей налогоплательщика» или «Декларацией прав налогоплательщика». Авторитет А. Смита как крупнейшего экономиста XVIII в. придавал этим принципам особую значимость.

Принципы налогообложения были сформулированы в фундаментальном труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В V книге «О доходах монарха и республики» он писал: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов» [6, с. 341–343].

Из приведенной цитаты можно вывести четыре фундаментальных принципа, не устаревших до нашего времени:

1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства;

2) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны плательщику, а также всем другим лицам;

3) принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы сбора налогов.

Сформулированные в конце XVIII в. принципы налогообложения заложили основы современной финансовой и налоговой политики государств. Вместе с тем, несмотря на большой авторитет А. Смита, чтобы сформулированные им принципы стали аксиомами, потребовалось более ста лет до их внедрения в финансовую практику государств. Только во второй половине XIX в., когда государство окрепло, а финансовая наука окончательно сформировалась, принципы обложения могли быть реализованы при создании налоговых систем.

Как было отмечено выше, А. Смит формулировал свои принципы, исходя в первую очередь из интересов плательщика, а не государства. В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер дополнил их рядом положений. При разработке своей системы принципов налогообложения он руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план вынес финансовые потребности государства, необходимые для обеспечения коллективных потребностей общества. Вагнер создал систему принципов налогообложения, которая учитывала интересы и государства, и налогоплательщика, хотя приоритет отдавался государству. Эта система состоит из девяти положений, сгруппированных в четыре группы [4, с. 102–103].

Финансовые принципы налогообложения А. Вагнер ставил на первое место:

1) достаточность обложения;

2) эластичность (подвижность) обложения.

Народнохозяйственные принципы образуют вторую группу:

3) надлежащий выбор источника обложения;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

Этические принципы составляют третью группу:

5) всеобщность обложения;

6) равномерность обложения.

Административно-технические принципы или правила образуют четвертую группу:

7) определенность налогообложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

У А. Смита первый принцип справедливости носит этический характер и по содержанию соответствует пятому и шестому принципам А. Вагнера. Три других принципа А. Смита можно отнести к организации и администрированию налогообложения, т.е. они соответствуют принципам четвертой группы А. Вагнера.

Принципиальное отличие подхода А. Вагнера состоит в том, что первые два принципа финансово-политического характера – достаточности и подвижности – он ставит во главу всех принципов, выше принципа справедливости. В этом проявляется его принципиально иной взгляд на роль государства. А. Вагнер, являясь сторонником активного вмешательства в экономику, исходил из того, что общественно-хозяйственная система настолько необходима людям, что доставление средств для нее, их достаточность должны быть поставлены на первое место. При этом принцип справедливости не отвергается, но проводится в жизнь в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность (эластичность) – предполагает использование налога или системы налогов, которые обладают способностью адаптироваться к государственным нуждам, т.е. позволяет оперативно увеличивать или уменьшать налоговые доходы и соответственно налоговое бремя. Примером эластичного налога является современный подоходный налог, использующий прогрессивную шкалу налогообложения. В качестве неэластичного налога можно назвать соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. привело к серьезным экономическим и социальным последствиям.

Формулируя третий принцип налогообложения – надлежащий выбор источника обложения – А. Вагнер в отличие от А. Смита, развивая идеи справедливости, полагал, что источником обложения должен быть не только доход, но и капитал. Дискуссия вокруг этого положения ведется со времен Смита и до наших дней. Так русский экономист начала XIX в. Н. И. Тургенев, развивая идеи А. Смита, считал, что «налог должен быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались» [4, с. 401. А. Вагнер в понимании этого принципа исходил, с одной стороны, из необходимости наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой – из обеспечения лучшей реализации социально-политических целей налога путем обложения капитала, в первую очередь – наследуемого.

Четвертым принципом (о правильной комбинации налогов) А. Вагнер дает определение налоговой системы как совокупности налогов, соответствующей научным принципам налогообложения, обеспечивающей достаточность поступлений в бюджет, как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке.

Оценивая различия в принципах, сформулированных А. Смитом и А. Вагнером, следует помнить, что их разделяют два столетия.

В заключение повторим, что принципы налогообложения, разработанные в XVII–XIX вв., не утратили своего значения и в XXI в.

studme.org

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

tic.tsu.ru

Смотрите так же:

  • Транспортный налог какой налоговый период Транспортный налог Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Транспортный налог До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и […]
  • Калькулятор алиментов на одного ребенка Расчет алиментов на ребенка в 2017 году на примерах Мало кто из супругов знает о том, какая методика расчета алиментов используется в том или ином случае, поэтому рассмотрим этот вопрос подробней. Это поможет избежать нелепых ситуаций в […]
  • Адвокаты на просвещения 33 Адвокаты на просвещения 33 Адвокат Кулыгина Алла Петровна осуществляет свою адвокатскую деятельность в Адвокатском кабинете «Петербургский адвокат», регистрационный номер 78/3749 в реестре адвокатов Санкт-Петербурга, учрежденном в 2003 […]
  • Азбука пособие для детей 3 лет Дидактическое пособие «Азбука из фетра» Елена Парфенова Дидактическое пособие «Азбука из фетра» Азбука из фетра. (дидактический материал для развития речи и обучению детей чтению) Как научить ребенка читать? Как выучить с ним буквы? Что […]
  • Сроки рассмотрения обращений в суде Положение о порядке рассмотрения судами обращений граждан Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных […]
  • Максимальный декретное пособие Декретные выплаты в 2018 году: максимальная сумма Актуально на: 5 марта 2018 г. Размер пособия по беременности и родам зависит от среднего дневного заработка работницы, уходящей в декрет, и количества дней отпуска по беременности и […]

Обсуждение закрыто.