Применение налоговых ставок по земельному налогу

Оглавление:

Ставки земельного налога на 2016 год

Обновление: 7 февраля 2017 г.

В последнее время основные претензии налогоплательщиков сводятся к оспариванию кадастровой стоимости земельного участка, которая используется для исчисления налога. Вместе с тем не стоит забывать, что стоимость земельного налога будет зависеть и от примененной налоговой ставки. Это второй ключевой элемент, который непосредственно повлияет на размер исчисляемого к уплате налога.

Кто устанавливает ставки земельного налога

Налогоплательщику следует проверить, какие ставки предусмотрены в законодательстве при расчете налога за 2016 год и применима ли пониженная ставка к нему в каждом конкретном случае. Таким образом, при расчете налога следует использовать ставку, которая относится к конкретному виду земельного участка. Ее правильное определение позволит правильно исчислить налог, своевременно его уплатить и избежать споров с налоговыми органами.

Согласно законодательству земельный налог в системе налогов относится к местным. Это означает, что в установлении отдельных элементов налогообложения принимают участие муниципальные органы власти. Таким образом, для того, чтобы непосредственно рассчитать размер земельного налога, необходимо в первую очередь обратиться к местному законодательству, которым установлены ставки. Именно органами местного самоуправления устанавливаются конкретные ставки земельного налога.

Вместе с тем во избежание значительной дифференциации размеров налоговых ставок по конкретным муниципальным образованиям и городам федерального значения их верхний потолок ограничен Налоговым кодексом. Кроме того, если ставки не были по каким-либо причинам установлены, необходимо обращаться к Налоговому кодексу (использовать ставки, которые прописаны там).

Ставки земельного налога в 2016 году

По земельному налогу в общем случае выделяют две группы ставок – 0,3 и 1,5 процента. Как видим, ставки варьируются между собой в пятикратном размере, то есть применение пониженной ставки позволит значительно сократить размер начисляемого налога. Повторимся, что ставки могут быть уменьшены местными законами, а устанавливаться выше не могут. Это связано с тем, что Налоговый кодекс ограничивает верхнюю планку. Установление ставок в больше размере, чем это предусмотрено НК РФ, нарушит права налогоплательщика, такие положения законодательства применяться не должны.

Первая (пониженная) ставка применяется к особым видам земельных участков, которые:

  • используются для сельскохозяйственных работ;
  • заняты под жилищным фондом либо используются для ведения личного хозяйства (на них расположены дачи);
  • используются для безопасности и обороны страны.

Соответственно, ставка в размере 1,5 процента используется при расчете земельного налога по всем остальным случаям. Для того, чтобы понять, возможно ли применить пониженную ставку в размере 0,3 %, нужно обратиться к правоустанавливающим документам на земельный участок, по которому производится расчет налога. Только из них можно узнать вид конкретного земельного участка и определить, входит ли он в установленный перечень или нет.

Следовательно, однозначного ответа на вопрос, какой сейчас налог на землю, не существует. Для того, чтобы это узнать, необходимо обратиться к документам налогоплательщика по земле, а также к актуальной редакции законов на муниципальном уровне либо городов федерального значения, где ставка может быть еще ниже общеустановленной.

Например, в Москве по земельным участкам, используемым для автостоянок, применяется ставка в размере 0,1 процента. Автоматически эту ставку применить нельзя. Чтобы подтвердить, что по указанной налоговой ставке может производиться расчет, информация о характере использования земельного участка должна быть подтверждена документально. В ином случае может возникнуть спор с проверяющими по вопросам расчета и полноты поступления налога в бюджет.

Таким образом, чтобы корректно рассчитать земельный налог, рекомендуем установить правильную ставку по конкретному объекту.

glavkniga.ru

Земельный налог: применение налоговой ставки

Комментарий к Письму Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02 «Земельный налог: применение налоговой ставки»

В п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ предусмотрены две ставки земельного налога.
Первая ставка — не более 0,3 процента. Эта ставка применяется, например, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Вторая ставка — не более 1,5 процента. Эта ставка применяется в отношении прочих земельных участков.

В пределах данных границ представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Как рассчитать земельный налог, если участку из земель населенных пунктов присвоены два или более вида разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя налоговая ставка? В опубликованном Письме Минфин России привел разъяснения по этому поводу. Согласно им при исчислении налога по такому земельному участку применяется налоговая ставка, определенная в отношении того вида разрешенного использования площади земли, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Дело в том, что порядок определения кадастровой стоимости участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования установлен в п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39. Данной нормой установлено, что расчет осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 — 2.6 упомянутых Методических указаний. Затем по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования угодья, для которого указанное значение окажется наибольшим. Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Министерства финансов РФ от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 24.02.2009 N 03-05-04-02/15. А вот Письмо от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50 направлено Письмом ФНС России от 27.06.2011 N ЗН-4-11/[email protected] для сведения и руководства в работе нижестоящим налоговым органам.

Следует иметь в виду, что исключение представляют участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 Методических указаний.

В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида, для которого указанное значение является наибольшим.

В отношении земельного надела с более чем одним видом разрешенного использования следует применять налоговую ставку, определенную в отношении того вида разрешенного использования участка земли, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (налоговая база). Такой вывод приведен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 по делу N А56-39981/2008.

Данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Основание — пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

Вид разрешенного использования земельного участка является главным фактором, влияющим на определение кадастровой стоимости земельного участка. Ведь она рассчитывается путем умножения удельной стоимости 1 кв. м земельного участка, устанавливаемой для определенного вида разрешенного использования надела земли, на площадь участка.

www.pnalog.ru

Ставка земельного налога с участка, который не используется по назначению

Какие ставки налога действуют

Стандартная ставка по земельному налогу составляет 1,5 процента, а льготная – всего лишь 0,3 процента. Последняя применяется в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Это установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Если читать эту норму буквально, то получается, что для применения ставки 0,3 процента необходимо, чтобы одновременно соблюдалось два условия:

1) земельный участок отнесен к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

2) участок используется для сельскохозяйственного производства.

Что влечет за собой нарушение в использовании земли

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его по назначению, она нарушает действующее законодательство. Какая применяется ставка земельного налога с участка, который не используется по назначению? Ставка в размере 1,5 процента.

Но с какого момента применять повышенную ставку?

Налоговый кодекс не дает ответа на этот вопрос.

ФНС России в письме от 17.03.15 № ЗН-4-11/4198 отвечает так. Повышенную ставку надо применять начиная с того налогового периода (года), в котором выявлено нарушение в использовании земли, и до начала года, в котором нарушение устранено.

При этом налоговики никак не обосновывают свои выводы. Они лишь ссылаются на аналогичное мнение Минфина России, изложенное в письме от 16.07.14 № 03-05-04-02/34879. Но и финансисты ничем не подкрепляют свою точку зрения. Они лишь указывают, что Налоговый кодекс не предусматривает, чтобы к одному земельному участку применялись разные налоговые ставки. Однако это никак не объясняет, почему повышенную ставку надо применяться именно с начала текущего периода, а не со следующего года.

Чем чиновники обосновывают свою точку зрения

Обратимся к письму Минфина России от 05.10.12 № 03-05-05-02/101. В нем указано, что в соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость участков.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, кадастровая оценка земель основывается на классификации их по целевому назначению и виду использования.

Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли.

При этом отмечается, что на основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется на 1 января года.

Поэтому финансисты полагают, что в случае изменения в течение года вида разрешенного использования земельного участка, новую ставку надо применять именно с начала года.

Аналогичный вывод содержится и в других письмах Минфина России (от 10.10.12 № 03-05-05-02/104, от 09.10.12 № 03-05-05-02/101).

Как остаться в выигрыше

Предположим, компания оперативно устранит выявленное нарушение. Оперативно, то есть в том же году, в котором контролирующие органы выявили нарушение. Тогда получается, что ей вообще не придется применять повышенную ставку земельного налога.

Но можно ли на практике быстро устранить нарушение?

Да, это вполне реально. Например, участок можно сдать в аренду сельхозпроизводителю. Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если земельный участок сдан в аренду сельхозпроизводителю, его собственник вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14.03.08 № 03-05-05-02/12, от 26.03.07 № 03-05-05-02/14. Это же подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС Северо-Западного от 26.09.07 № А56-50713/2006, Московского от 12.02.10 № КА-А41/553-10 округов).

Причем в аренду можно сдать только часть участка. Ведь как отмечено в письме Минфина России от 12.01.12 № 03-05-04-02/03, организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, все равно вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку.

sroroo.ru

Ставка земельного налога

Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах:

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/[email protected] Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.

zakadom.ru

Ставка земельного налога определяется по назначению земель, а не по виду их использования

Налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год. По ее результатам предпринимателю был направлен акт о привлечении к ответственности за неуплату земельного налога. Основанием для начисления налога, соответствующей пени и применения налоговых санкций за неполную уплату налога стал вывод о необоснованном применении предпринимателем налоговой ставки 0,3 процента вместо 1,5 процента.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик ссылается на то, что спорный земельный участок находится в зоне, в которой разрешено использовать территории как хранилище фруктов, овощей, картофеля, зерна. А так как предприниматель использовал земельный надел как сельскохозяйственные угодья, а также хранил собранный урожай в построенных на земельном участке сооружениях, то при исчислении земельного налога можно использовать пониженную ставку.

Предприниматель указал, что занимается овощеводством, выращиванием зерновых и прочих сельскохозяйственных культур, а также выращиванием картофеля. Таким образом, его хозяйственная деятельность подтверждает, что спорный земельный участок использовался для сельскохозяйственных нужд. Это подтверждается тем фактом, что результаты финансово-хозяйственной деятельности были сформированы за счет реализации картофеля, это отражено в налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и книге учета доходов и расходов. Таким образом, спорный земельный участок использовался налогоплательщиком для ведения сельскохозяйственной деятельности, поэтому он правомерно применил пониженную налоговую ставку 0,3 процента вместо 1,5 процента, по которой налоговый орган доначислил ему налог.

Позиция налогового органа

Инспекция указывает, что пониженная ставка налога 0,3 процента применяется лишь в отношении земельных участков, сведения о разрешенном использовании которых в качестве земель сельскохозяйственного назначения содержатся в государственном кадастре недвижимости. Поскольку в 2013 году, за который налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация, земельный участок имел разрешенное использование для производственных целей, и вид разрешенного использования этого земельного участка был изменен лишь в 2014 году, то в спорном налоговом периоде для исчисления налога должна была быть использована ставка налогообложения 1,5 процента, предусмотренная для прочих земельных участков.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2015 г. № Ф10-4353/2015 по делу № А14-12847/2014

Статьей 387 Налогового кодекса предусмотрено, что земельный налог устанавливается нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с такими актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (подп. 1 п. 3 ст. 391 НК РФ).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (п. 1 ст. 7 Земельного кодекса).

Ставки земельного налога с января 2011 года на территории муниципального образования, где налогоплательщик вел свою деятельность, были установлены решением местного Совета народных депутатов в следующих размерах:

  • 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • 0,13 процентов в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства, а равно и земли, приобретенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • 0 процентов в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как установлено судами, по состоянию на 1 января 2013 года спорный земельный участок относился к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для производственных целей».

Постановлением местной администрации в 2014 году разрешенное использование земельного участка было изменено с «производственных целей» на «сельскохозяйственное использование».

Таким образом, в течение всего 2013 года земельный налог по данному участку должен был рассчитываться исходя из ставки 1,5 процентов, а значит, решение налогового органа о доначислении налога, пени и штрафа соответствует законодательству.

При этом суд отметил, что применение пониженной ставки земельного налога, равной 0,3 процента, возможно при соблюдении двух обязательных условий: отнесение участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использование для сельскохозяйственного производства. Однако предприниматель не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и не представил документов, подтверждающих использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

www.buhgalteria.ru

Смотрите так же:

  • Приказ мвд 705 Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705 "О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N 61" Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705"О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N […]
  • Закон по физической культуре и спорту рф Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ"О физической культуре и спорте в Российской […]
  • Приказ 289 минэкономразвития Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 мая 2014 г. N 289 "Об утверждении Требований к эксперту по аккредитации и Правил аттестации экспертов по аккредитации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства экономического […]
  • 582 приказ министерства Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2017 г. № 107 "О внесении изменений в Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития […]
  • Ст 67 закона пермского края Закон Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном […]
  • Закон 223-фз регулирует Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными […]

Обсуждение закрыто.