Приказы коллегии это

Приказы коллегии это

Министерствами называются высшие государственные установления, в е дающие отд е льные и самостоятельные отрасли управления на пространств е всего государства. Министерская система могла развиваться только с большой постепенностью находясь в зависимости от признания государством т е х или других потребностей потребностями государственными. Надо было, чтобы предварительно образовались главные отрасли государственной д е ятельности, чтобы впосл е дствии государство им е ло возможность с логической посл е довательностью организовать т е или другие в е тви управления порядка подчиненного. Вообще, та или другая система организации государственных учреждений вырастает уже на почв е бол е е или мен е е развившихся государственных потребностей. В России развитие государственных потребностей шло очень медленным путем. Только с московского периода управление мало-помалу теряет свой частновлад е льческий характер; с наступлением этого периода слагается, вм е ст е с т е м, так называемое служилое сословие, на обязанность которого было возложено — исключительно быть у д е л государевых. Состоя из двух элементов, старых боярских родов и людей незнатного происхождения, это сословие составляло тот базис, на котором сложилось и развилось впервые центральное управление России, что произошло не ран е е XVII в ек а, с по явлением так называемых приказов.

Существование приказов ведет свое начало еще с В. кн. Иоанна III. Приказ первоначально означал ничто иное, как отд е льное поручение, даваемое представителем верховной власти. Проф. Градовский сл е дующим образом объясняет возникновение приказов: «Верховная власть могла брать для составления учреждения для той или другой части управления из всей массы служилого класса т е элементы, какие находила пригодными для д е ла. Из людей родовитых, знатных, надо было выбрать одного или н е скольких судей, из людей письменных сформировать канцелярию и поручить им изв естн ую часть администрации. Состав приказа завис е л, сл е довательно, от важности возлагаемого на него поручения, от степени дов е рия царя к боярам и наконец от случайных обстоятельств, доказывавших однако колебание царей от одного к другому служилому элементу». Такое объяснение не заключает в себ е ничего неправдоподобного, так как, согласуется и с общим характером государственной жизни московского периода. Иссл е дователи этой системы учреждений занимались также вопросом о том, какую организацию они им е ли, коллегиальную или бюрократическую. Смотря на эти учреждения с современной точки зр ен ия, ученые были однако поставлены в затруднение относительно р е шения этого вопроса т е м обстоятельством, что в организации приказов находили признаки той и другой системы; с одной стороны констатировалось участие н е скольких лиц в р е шениях д е л, что давало повод признавать их учреждениями коллегиальными, с другой — р е шающее значение предс е дателя придавало им характер бюрократический. Нам кажется, ближе к истин е стоят т е из ученых, которые, подобно проф. Градовскому, видят в приказах самобытное, своеобразное явление, начало которого кроется в ход е нашей государственной жизни и в особенности в организации служилого сословия, не признавая за ними характера ни бюрократических, ни коллегиальных учреждений; то и другое начало были слиты в приказах: д е ла незначительные р е шались одним лицом, которое в таких случаях одно и составляло присутствие; напротив, д е ла бол е е важные р е шались собранием членов приказа или судей, как тогда они назывались; в число таких судей назначались, по усмотр ен ию самого государя, бояре, окольничьи и думные дворяне. Напрасно было бы однако думать, что коллегиальный способ р е шения д е л выдерживался в приказах со всей посл е довательностью; коллегиальное рассмотр е ние не р е дко было пустою формальностью, так что д е йствительное р е шение д е ла завис е ло от предс е дателя, который обыкновенно был знатн е йшим по роду, и власть которого была до того значительна, что вс е остальные члены приказа должны были беспрекословно ему подчиняться. Присматриваясь ближе к этому своеобразному явлению, нельзя не зам е тить, что приказы, как учреждения, возникавшие случайно, смотря по надобности, не носят на себ е отпечатка какой-либо изв е стной системы. Уже при первом их появлении, администрация характеризуется чрезвычайною путаницей; ни предметы в е домства приказов, на пред е лы их власти, ни порядок д е ятельности и подчинения, ничто это не было опред е лено сколько-нибудь точным образом; все завис е ло от знатности того рода, к которому принадлежало лицо, управлявшее приказом. В виду краткости и неопред е ленности законоположений был открыт широкий простор разного рода злоупотреблениям, не говоря уже о том, что в основ е всей администрации лежал принцип личного усмотр е ния; иначе, конечно, и быть не могло, потому что, повторяем, законоположения были кратки, неопред е ленны, а иногда и вовсе отсутствовали. К этому надо прибавить, что строгого разд е ления предметов в е домства не было даже между центральною властью и областного; в е домства их см е шивались; н е которые приказы зав е довали отд е льными областями, другие же были центральными учреждениями для всей России, так что в е домство этих посл е дних см е шивалось с в е домством областных приказов. Это в свою очередь давало повод к различным злоупотреблениям в сфер е областного управления, во глав е которого стояли воеводы. Такой характер носило приказное управление во все время своего существования и разв е только в царствование Алекс е я Михайловича можно вид е ть в нем н е который поворот к лучшему; в это время приказы как будто отчасти выходят из своего хаотического состояния и получают бол ее опред е ленное положение, бол е е опред е ленный состав и разд е ление предметов в е домства, хотя в общем эта центральная администрация не освободилась от коренных своих недостатков до самого уничтожения приказов.

Каковы бы однако ни были недостатки «приказов», учреждения эти зам е чательны, во всяком случа е , т е м, что они впервые явились у нас в качеств е центральных органов управления. Как первая попытка организации этого рода учреждений, они и не могли быть совершенными. Недостатки их объясняются несовершенством и неразвитостью всей системы управления и вм е ст е с т е м младенческим состоянием государственной жизни вообще. Идея государственности далеко не проникла еще в общество, и даже лица, стоявшие во глав е его, им е ли о ней лишь смутное представление. Поэтому и управление не могло быть совершенным, какие бы вн е шние формы пи были приданы государственным учреждениям. Современные министерства в сущности т е же приказы, так как глава государства, по личному своему усмотр е нию, поручает или приказывает т е м или другим лицам в е дать те или другие отрасли управления; самое назначение совершается «приказами», между т е м разница между т е ми и другими представляется, как мы увидим ниже, весьма существенной и объясняется не ч е м иным, как различным развитием в обществ е и правительств е идеи государственности, т.е. сознания, что д е ятельность органов управления должна быть проникнута стремлением к общему благу вс е х членов государственного союза.

В начал е XVIII в е ка на см е ну приказов являются Петровские коллегии, центральные органы. основанные, как показывает и самое название, на коллегиальном начал е . При учреждении коллегии Петр им е л в виду строго провести ту же идею, которая лежала в основании организации сената. Появились они однако не сразу, но постепенно, при чем н е которые были преобразованы из приказов, другие учреждены вновь. В состав каждой коллегии входило н е сколько лиц, под именем сов е тников и асессоров, во глав е которых был поставлен президент с помощником или вице-президентом. Президент коллегии, несмотря на свое высокое положение, не пользовался однако такой значительною степенью власти, какою пользовался предс е датель в приказах. Президент являлся только первым между равными и по своему личному усмотр е нию не им е л права постановлять р е шений. По своему внутреннему устройству, с технической стороны, коллегии были уже бол е е совершенными учреждениями, нежели приказы; так, при каждой коллегии учреждена была особая канцелярия с секретарем или обер-секретарем и нотариусом, а также и другими канцелярскими служителями. Самое название должностных лиц показывает, что и зд е сь не обошлось без заимствований.

В отношении разд е ления предметов в е домства коллегиальные центральные органы также сд е лали довольно значительный шаг вперед, хотя до опред е ленности и точности компетенции каждого из этих органов было еще далеко. Прежде всего сл е дует зам е тить, что большинство этих учреждений в е дали д е ла, как административные, так и судебные. Каждая из коллегий им е ла право суда над должностными лицами, служившими в ее в е домств е , а также и над другими лицами, прикосновенными к предметам д е ятельности коллегии; таковы были — коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия, адмиралтейств — коллегия и др.; но н е которые, как юстиц-коллегия, были чисто судебными, иные же чисто административными.

Изложим в кратких чертах предметы в е домства каждой коллегии в отд е льности. Юстиц-коллегия была, как уже сказано, чисто судебным учреждением; она в е дала д е ла судебные и розыскные по доносам фискалов, а также и суд над ними самими; разбирала тяжбы между служившими в коллегиях иноземцами, а также в е дала судебные д е ла, возникавшие между этими служащими в коллегиях иностранцами и другими лицами; по прочим д е лам она являлась апелляционной инстанцией. Коммерц-коллегия в е дала д е ла торговые; на ней, по преимуществу, лежала забота о торговл е заграничной и морской; она же разбирала судебные д е ла, касавшиеся торговли, творила суд над иностранными купцами и таможенными чиновниками; в нее же поступали и апелляционные жалобы по торговым д е лам. Мануфактур-коллегия заботилась о д е лах и усп е хах промышленности и производила суд над всякого рода мастеровыми и заводчиками. Военная коллегия зав е довала военною частью; на ее обязанности лежало попечение о вс е х военно-сухопутных, д е лах. По части судебной эта коллегия была общим ревизионным м е стом по отношению к военным судам, в которых должны были разбираться политические преступления, совершавшиеся в войск е совокупно ц е лым полком или его частями; в е дала суд над высшими военными чиновниками, если за преступления, в коих они обвинялись, сл е довало лишение чести. Адмиралтейств-коллегия в е дала управление флотом и суд над флотскими и состоявшими при адмиралтейств е чиновниками; на ее же обязанности лежал надзор по л е сной части, в виду того, что л е са давали материал для постройки кораблей. К оллегия иностранных д е л, прежде посольский приказ, зав е довала иностранными д е лами; вм е ст е с т е м на нее было возложено все почтовое д е ло и управление Малороссией. Вотчинная коллегия зав е довала пом е стными и вотчинными д е лами. Берг-коллегия заботилась о горном д е л е , на которое в допетровское время не обращалось почти никакого внимания. Петр Великий старался развить горнозаводскую промышленность, привлекая к занятию ею путем дарования различных льгот. Еще до учреждения берг-коллегии, в Москв е был образован Петром рудокопный приказ, организованный на одинаковых началах со вс е ми другими приказами и уступивший свое м е сто берг-коллегии. К амер-коллегия зав е довала финансовою частью; в ее руках сосредоточивалось управление государственными доходами, чеканка монеты, наложение податей, назначение чиновников, зав е довавших финансовым управлением в губерниях; соотв е тственно своему финансовому характеру, она же в е дала суд над чиновниками, обвиняемыми в казнокрадств е . Штатс-контор-коллегия сосредоточивала в своем в е домств е управление государственными расходами. Ревизион-коллегия контролировала вс е государственные доходы и расходы и. таким образом пров е ряла д е ятельность вс е х прочих коллегий, по крайней м е р е по части финансовой; в 1722 году она была присоединена к сенату под именем ревизион-конторы.

Наряду с коллегиями и с одинаковым с ними значением существовали еще другие учреждения, носившие разные названия. Так, сюда относились: преображенский приказ и тайная канцелярия. Оба учреждения им е ли судебный характер. Преображенский приказ или, как он иначе назывался, преображепская канцелярия, в е дал во 1-х, суд над лицами, обвиняемыми в оскорблении величества и в стремлении к нарушению ц е лости государства, когда по этому случаю за ними кто-либо сказывал «слово и д е ло»; во 2-х, суд над лицами, совершавшими преступления в столиц е и в 3-х, рассмотр е ние д е л по преступлениям, совершаемым в гвардии. Преображенский приказ был закрыт в 1729 году, сл е довательно, уже посл е Петра. Учреждениями по управлению д е лами государственного благоустройства при Петр е были — медицинская канцелярия, в е давшая всю медицинскую часть и почтовый департамент, в е давший почтовую часть и находившийся первоначально под контролем коллегии иностранных д е л; во глав е его стоял генерал-почт-директор. Д е лами полиции зав е довал в Петербург е генерал-полицмейстер, должность которого была образована также Петром I. Было еще н е сколько учреждений, им е вших только временный характер и существовавших большею частью лишь до открытия коллегий, как-то , к анцелярии: дворцовая, посольская, военная, ингерманландская, сибирская и другие.

По смерти Петра созданные им коллегии и другие высшие установления подвергаются различным модификациям, выразившимся прежде всего в различной группировк е их и в отношениях их к сенату. В существовании коллегий мы не видим той прочности и устойчивости, какою отличался сенат, временно хотя и терявший свое первенствующее значение, но продолжавший однако непрерывно существовать и признаваться высшим государственным учреждением. Коллегии не им е ли такой устойчивости; конечно, и н е которые из них продолжали существовать непрерывно до самого учреждения министерств, но большинство из них им е ло очень неустойчивое положение; они то закрывались, то вновь открывались, то присоединялись одна к другой, то опять отд е лялись под т е м же или под другим названием. Что касается отношений коллегий к сенату, то они не всегда являлись с характером подчиненности. Время унижения сената было вм е ст е с т е м временем высвобождения из под его власти коллегий; так, при возвышении «верховного тайного сов е та» и «кабинета ее величества» коллегии помимо сената вступали в непосредственные сношения с этими учреждениями; иногда д е ло доходило до того, что н е которые из коллегий занимали даже высшее сравнительно с сенатом положение. Само собою понятно, что подобного рода ненормальные явления в жизни и отношениях высших государственных учреждений вызывались, хотя и вполн е опред е ленными, но временными и случайными причинами, к числу которых в данном случа е относится, главным образом, господство при «двор е» верховников и иностранной партии, т.е. господство отд е льных лиц, не пресл е довавших в своей д е ятельности истинно государственных ц е лей. Падало господство придворных вельмож, и коллегии снова входили в свою обычную колею подчиненности сенату и снова должны были выполнять вс е его постановления. При Екатерин е II коллегии в качеств е центральных органов начинают, сходить со сцены; коллегиально-бюрократическое начало кладется в основу организации многих губернских, сл е довательно м е стных, учреждений; в центр е же мало-помалу выдвигается на первый план начало личное; снова наступил момент радикального преобразования всего административного механизм; при император е Александр е I возникают министерства, учреждение которых находилось в т е сной связи с возникновением и других высших установлений; вм е ст е с т е м в организации центральных учреждений коллегиальное начало было окончательно устранено и зам е нено началом бюрократическим, с преобладанием личного элемента.

www.allpravo.ru

Приказы коллегии это

Три первые коллегии – «первейшие» — это Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел. Они занимали особое положение в системе государственных учреждений, т.к. Петр придавал им особое значение, а так – же сыграли их президенты – первейшие сподвижники реформатора-полководца: это генерал фельдмаршал светлейший князь А.Д.Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин и канцлер, граф Г.И. Головкин.

Они возникли не на пустом месте. От начала северной войны создание армии, флота, дипломатии требовали других форм организации аппарата управления. Поэтому существующие приказы – Военный, Адмиралтейский, посольский сориентировались на специализацию, именно здесь прижились коллегионые (совместные) методы ведения дел. Это облегчило их переход к коллегиям.

Главной коллегией стала – камер коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Штат – контор коллегия – обеспечивала расход на нужды государства. Ревизион коллегия – вела наблюдение и контроль за работой финансовых органов. Это было независимое от других коллегий учреждение.

В старых приказах три финансовые функции приход, расход и контроль вел каждый приказ. Сам приказ облагал население налогами.

Юстиц. коллегия заменила несколько судных приказов, отобрала судебные функции. Произошла унификация, централизация юстиции.

Особое место в системе управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью: комерц коллегии, Берг – мануфактур коллегии

Реформа 1718 – 1720-х годов упразднила приказы, канцелярии и ввела коллеги. В отличие от приказов решения принимались теперь коллегиально.

Посольский приказ заменила Коллегия иностранных дел во главе с канцлером П.П. Шафировым. Были образованы следующие коллегии: Военная (фельдмаршал, князь А Меньшиков), Адмиралтейская (генерал – адмирал Ф. Апраксин ), Комерц коллегия (князь Д. Галицин), Юстиц коллегия (Тайный советник граф А. Матвеев), Ревизион коллегия Сенат, коммерц коллегия (граф П. Толстой), Штатс – контор коллегия (граф И. Мусин-Пушкин), Берг – мануфактур коллегия (генерал фельдцейхмейстер Я. Брюс).

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. Дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело – находились в ведении специальных приказов, палат, контор.

Политическим сыском занимался Преображенский приказ (Тайная канцелярия с 1718г.) Им руководил князь Ф. Ромадановский.

Сначала каждая коллегия имела свой регламент, а с 1720г. руководствуясь с Генеральным регламентом, он определял единообразное организационное устройство, порядок деятельность. В 1721г. была создана в Москве вотчинная коллегия, она ведала дворянским землевладением.

При каждой коллегии были

1722г. – для управления Украиной создается Малороссийская коллегия в г. Глухов.

Для ведения поместных дел вотчинную контору юстиц коллегии сделал Петр I Вотчиной коллегий. Ревизион и штшатс-контор коллегии стали конторами Сената.

1721г. было 11 коллегий в 1723 – 10.

1722г. началось строительство здания 12 коллегий. План состоял из 12 участков:

Аудиенц контора (зал для торжественных приемов)

Коллегия иностранных дел

Камер и штатс контора

Коллегии стали основой центральной системы управления.

1720г. вместо Бурмистрской палаты возникает главный магистрат управляющий городским сословием ремесел и купечеством.

А в Москве вместо Бурмистрской палаты возникла ратуша

Главный магистрат стал во главе городовых магистров, они сменили земские избы.

Задачи главного магистрата:

Исполнение административных – полицейских функций

Судебных функций в городе

Развитие городских ремесел и торговли

Зашита купцов и ремесленников

Президентом этой коллегии магистрата был купец Исаев.

С созданием коллегии, разработкой регламента закладывается основа унификации и бюрократизации госуправления.

studfiles.net

Разница между коллегиями и приказами

Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

Приказы – органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

thedifference.ru

Отличие коллегий от приказов

1.Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.

2.В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).

3.Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.

4.Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.

5.В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице — президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

Синод.

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

studopedia.org

Приказы коллегии это

11 (22) декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI — XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Первоначально были организованы Коллегия иностранных дел, Камер-, Юстиц-, Ревизион-, Военная, Адмиралтейств-, Коммерц-, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.

В компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвлённую судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов, и действовала как суд первой инстанции по спорным делам.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счётных дел».

На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоявшая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейств-коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В её состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Берг-коллегия до 1722 г. была объединена с Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей». В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах её компетенции. Мануфактур-коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири.

Количество и компетенция коллегий в течение XVIII в. неоднократно менялись. Сначала коллегий было девять, затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, Я. Ф. Долгорукий и др.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами, а часть здания, в котором они располагались, передали Главному педагогическому университету, который в 1819 г. был преобразован в Петербургский университет.

Лит.: Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997; Исаев И. А. История государства и права России. М., 2006; Пескова Г. Н., Турилова С. Л. Коллегия иностранных дел в XVIII в. // Дипломатический вестник. 2001. № 2 .

См. также в Президентской библиотеке:

www.prlib.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.