Приказ о местах курения на предприятии

Приказ о запрете курения на территории предприятия

Приказ о запрете курения на территории предприятия относится к распорядительной документации фирмы и составляется в определенном порядке.

В каких случаях применяется документ

Практика запрета курения на предприятиях на сегодняшний день имеет широчайшее распространение. Связано это с тем, что руководство компаний уделяет большое внимание охране здоровья сотрудников и созданию безопасных условий труда.

Кроме того, на введение табу и ограничений по поводу курения влияют и законодательные нормы, которые предписывают ряду организаций оборудование специальных помещений для любящих «подымить» людей, а то и полный запрет на курение.

В частности, курение запрещено в образовательных и медицинских учреждениях, а также государственных и бюджетных структурах – здесь курить нельзя не только внутри зданий, но и в пределах прилегающих территорий.

За курение по закону предусмотрен административный штраф.

Отдельно следует отметить то, что если компания не является собственником офиса (производственного цеха, склада и т.д.), в котором работает, а лишь арендует квадратные метры, то она не может влиять на принятые здесь нормы в отношении курения. При желании организовать «курилку» необходимо будет обратиться к владельцу помещения.

Процедура запрета курения

Для того, чтобы ввести запрет на курение на предприятии, надо первым делом составить соответствующий приказ.

Затем исполнители начальственного распоряжения знакомят с его текстом сотрудников предприятия (обязательно под роспись), изготавливают и размещают в местах общего пользования специальные таблички.

Непосредственный составитель приказа

Составление приказа можно доверить любому работнику компании, знакомому с нормами создания распорядительной документации, а также законодательством РФ (гражданским и трудовым). Обычно эту функцию выполняет секретарь, юрисконсульт, специалист кадрового отдела или иной сотрудник, приближенный к руководству фирмы.

Вне зависимости от того, кто исполнит эту обязанность, после окончательного формирования приказа, документ должен быть передан на подпись директору.

Мотивы для создания приказа

Обоснование и основание – два кита, на которых держится данный документ и именно на них должен опираться составитель распоряжения.

Обоснование – это объективный повод для создания документа, пишется оно после слов «В связи с…». В качестве основания выступает какой либо конкретный документ или законодательный нормативный акт, на который в приказе дается прямая ссылка. В данном случае основанием можно считать Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Особенности оформления бланка

Если на вас возложена обязанность по составлению приказа о запрете курения в организации, рекомендуем ознакомиться с нашими советами и обратить внимание на образец документа.
Прежде всего, дадим некоторые общие сведения.

Приказ о запрете курения, как и любой другой распорядительный акт не имеет стандартной формы, так что писать его допускается в произвольном виде или, если компании имеет разработанный шаблон документа – по его типу. Для оформления распоряжения подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (общепринятый — А4), так и фирменные бланки предприятия. Допустим печатный и рукописный текст (во втором случае, важно, чтобы не было никаких помарок, ошибок и исправлений).

При формировании приказа следует соблюсти лишь один важный критерий – он должен быть заверен подлинной подписью директора фирмы (т.к. приказы всегда пишутся от его имени) или сотрудника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя.

Проштамповывать бланк приказа не обязательно – необходимость в этом есть только тогда, когда норма по удостоверению внутренних документов организации с помощью различного рода клише закреплена в ее локальных правовых актах.

Приказ формируется всегда в единственном оригинальном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительной документации.

Образец документа

При составлении текста приказа, учитывайте, что его структура и содержание должны соответствовать определенным неписаным правилам делопроизводства.
В «шапке» нужно указать:

  • наименование организации;
  • название и номер документа;
  • место (населенный пункт) и дату его составления;
  • обоснование для создания распоряжения (тут можно сослаться на охрану здоровья работников).

Далее пишется основная часть:

  • первым делом сюда включается собственно запрет на курение, а также точные требования работодателя (например, о курении только в специально отведенных местах);
  • указываются сотрудники, которые должны внести изменения во внутренние нормативно-правовые бумаги фирмы, ознакомить с распоряжением других работников, а также изготовить и разместить информационные листы, таблички и знаки;
  • ниже вписывается ответственный за исполнение приказа сотрудник и основание для создания данного распоряжения.

При необходимости документ можно дополнить и другой информацией (о согласовании общих мест для курения с соседними предприятиями, введении дисциплинарной ответственности за нарушение табу и т.п.) – в общем, действуйте по обстоятельствам.

Сколько времени и как хранить приказ

После того, как приказ будет составлен, заверен и выпущен, все заинтересованные лица с ним ознакомятся, бланк следует вложить в папку с прочей распорядительной документацией предприятия. Здесь он должен лежать весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.

Затем данное распоряжение можно передать в архив организации и по истечения периода хранения уничтожить с соблюдением порядка, установленного в законе.

assistentus.ru

Приказ о запрете курения на рабочем месте — образец (2016)

Отправить на почту

Приказ о запрете курения является документом, реализующим как отдельные законодательные нормы по охране и безопасности труда, так и общегосударственную политику в сфере борьбы с потреблением табака. В статье рассмотрены основания, предусматривающие запрет курения, и дан образец приказа.

Когда запрещается курение в определенных местах

Режимы, ограничивающие или запрещающие курение в определенных местах, существовали и до закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» от 23.03.2013 № 15-ФЗ. Так, курение должно быть обязательно запрещено, когда этого требуют:

  • Правила санитарно-эпидемиологической безопасности. Устанавливаются постановлениями Главного санитарного врача РФ.
  • Правила пожарной и технической безопасности. Устанавливаются постановлениями и распоряжениями ГУ МЧС и служб пожарной и технической безопасности.
  • Нормативы охраны труда. Нормы устанавливаются Минтрудом РФ и утверждаются Минздравом РФ, и могут уточнять и дополнять положения предыдущих пунктов.

Подробнее о нормативных требованиях к рабочим местам читайте: «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту».

Внутрифирменные нормативы

Во внутрифирменных нормативах запрет курения может быть прописан в том числе:

  • в правилах внутреннего распорядка;
  • в положениях о режиме внутри объекта;
  • в положениях по охране труда и технике безопасности.

О требованиях по охране и безопасности труда узнайте больше: «Государственные нормативные требования охраны труда».

Исходя из уже существующих регламентов и закона от 23.03.2013 № 15-ФЗ, предприятие может принять решение:

  • о полном запрете курения на территории предприятия;
  • о запрете курения везде, кроме специально отведенных мест.

Обратите внимание! Совместный приказ Министерства регионального развития и Минздрава «О выделении и оснащении мест для курения» от 31.07.2013 № 321 не прошел регистрацию в Минюсте РФ и был отменен. В законе № 15-ФЗ содержатся только общие требования к выделению таких мест. Поэтому при принятии решения о выделении «курилок» работодателю следует в первую очередь руководствоваться законом № 15-ФЗ.

Не забудьте! Решение о том, что курение все-таки допускается в отведенных местах, по закону № 15-ФЗ принимает только собственник имущества (здания, территории). То есть если работодатель не является собственником, нужно получить отдельное разрешение собственника на организацию мест для курения.

Запрещающие и разрешающие знаки

Приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н утверждена форма знака о запрете курения и требования к его обязательному размещению. Требования ведут к тому, чтобы запрещающий знак был виден любому посетителю помещения или общественного места либо пассажиру транспортного средства.

Разрешающие знаки и надписи могут быть использованы для выделения мест, где курение разрешено внутренними положениями организации.

Приказ о запрете курения: итоги, образец

Приказ о запрете курения должен быть составлен с учетом вышеизложенных требований и правил и содержать соответствующие пункты и разделы.

Образец приказа можно посмотреть здесь:

nalog-nalog.ru

Приказ о курении в специально отведенных местах образец

ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Запретить курение табака в помещениях здания ХХХ (ул. ХХХХ, дом 00).2. Использовать для курения табака специально отведенные места, организованные …3. Применять к нарушителям настоящего приказа меры дисциплинарного взыскания замечание, выговор.Сотрудники, к которым применено дисциплинарное взыскание за нарушение требований настоящего приказа, будут депремированы по итогам работы за месяц в соотвествствии с п. 00 Положения о премировании.4. Помощнику руководителя Ивановой М. И. ознакомить всех сотрудников с настоящим приказом под роспись.5. Контроль за настоящим приказом оставляю за собой. Если места для курения еще не организованы — в приказе д. б. об организации мест — где, когда, ответственный. * 10 июля 2001 года N 87-ФЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА Статья 6.

Приказ о запрете курения на территории предприятия

Образец приказа о запрете курения на предприятии Скачать форму приказа Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя.

Ohranatruda31.ru

  • Правила санитарно-эпидемиологической безопасности.

advokat-burilov.ru

OhranaTruda31.ru

  • ГО и ЧС (15)
    • Положения (2)
    • Приказы (3)
  • Охрана труда (180)
    • Должностные инструкции (24)
    • Инструкции по охране труда (88)
    • Медосмотр (2)
    • Несчастный случай (5)
    • Положение (2)
    • Приказы (11)
    • Программы инструктажей (14)
    • Программы обучения (10)
    • Работа с персоналом (11)
    • СОУТ (7)
  • Пожарная безопасность (17)
    • Инструкции по пожарной безопасности (6)
    • Приказы (2)
    • Программы (2)
    • Системы противопожарной защиты (4)
  • Промышленная безопасность (11)
    • Лицензия Регистрация ОПО (1)
    • Приказы (2)
    • Производственные инструкции (5)
    • Производственный контроль (2)
  • Трудовое законодательство (4)
  • Свежие записи

    Рекомендуем

    Приказ о запрете курения

    Автор: sngsneg, 01 Июн 2017

    ПРИКАЗ О ЗАПРЕТЕ КУРЕНИЯ

    Приказ об ограничении воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    В целях выполнения требований ФЗ №15 от 20.02.2013г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ 25.04.2012г. №390), а так же для охраны здоровья персонала от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Установить запрет курения табака на территории и в производственных помещениях предприятия, а так же на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.

    2. Руководителям структурных подразделений, лицам ответственным за пожарную безопасность:

    — обозначить здания и территорию, где курение табака запрещено, соответствующими знаками;

    — ознакомить весь персонал с приказом о запрете курения под роспись.

    3. Определить местом курения табака на предприятии специально выделенное место на открытом воздухе в стороне 20 метров от запасного выхода из здания АБК.

    4. Ответственному за пожарную безопасность здания АБК привести место для курения в соответствие требованиям ФЗ №15 от 20.02.2013г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ 25.04.2012г. №390).

    5. За нарушение требований приказа о запрете курения персоналом, принимать меры по снижению премиальной части, как за нарушение требований пожарной безопасности .

    6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на главного инженера Дудова Д.Д.

    ohranatruda31.ru

    Курение на работе: новые обязанности работодателя

    «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 8

    КУРЕНИЕ НА РАБОТЕ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

    Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

    Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись .

    Ранее действовал Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который утратил силу с 01.06.2013.

    Примечание. О том, как распознать сотрудников с вредными привычками, читайте на с. 82.

    В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

    — соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

    — осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

    — обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    — предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

    Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

    1) территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

    2) территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

    3) поезда дальнего следования, суда, находящиеся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

    4) воздушные суда, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе суда при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), места на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также станции метрополитенов, помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

    5) помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

    6) помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, нестационарные торговые объекты (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

    7) помещения социальных служб;

    8) помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    9) рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях;

    10) лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;

    11) детские площадки и границы территорий, занятых пляжами;

    12) пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

    13) автозаправочные станции.

    Вопрос в тему. Куда: [email protected] ru.

    Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

    Означает ли новый Закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

    Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

    1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

    Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

    Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: «Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?». Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

    Отметим, что в Законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много, и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и в случае, если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

    Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Вопрос в тему. Куда: [email protected] ru.

    Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

    Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

    Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

    Пример 1. Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

    На деле же требования Закона уже начали реализовываться на местах.

    Пример 2. Распоряжением администрации муниципального района «Печора» (МР «Печора») от 31.05.2013 N 470-р «О запрете курения табака в помещениях администрации МР «Печора» запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района «Печора», с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района «Печора» дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

    Работодатель имеет право

    Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

    Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

    Варианты реализации положений Закона

    Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового Закона.

    Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

    Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании работодатель должен:

    — издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

    — ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

    — провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

    — обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

    — при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

    В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

    — в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должны быть предусмотрены порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

    — чтобы соблюсти баланс «кнута и пряника», при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

    Вопрос в тему. Куда: [email protected] ru.

    Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

    В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

    Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники Закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю, и все еще на его территории (прилегающей к зданию территории), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

    Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако, даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

    Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

    Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

    — испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

    — после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

    — издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

    — ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

    — применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно-распорядительными документами работодателя (а именно приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

    Вопрос в тему. Куда: [email protected] ru.

    Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

    Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

    Анализ норм Закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного Закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива таким местом может оказаться, например, территория в 10 — 15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

    Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового Закона об ограничении курения:

    Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

    Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

    Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машиниста, проводника, капитана судна, пилота, стюардессы и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 руб., такая ответственность мало кого пугает.

    Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

    — должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

    — предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    — юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в разд. 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т. д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований Закона о запрете курения все же есть.

    Учитывая «молодость» рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

    Нельзя не отметить, что сейчас наступило время «безответственности», как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

    Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно .

    Мы не рассматриваем санитарные или противопожарные нормы (ст. ст. 6.3 и 20.4 КоАП РФ).

    Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000 — 3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 руб. или даже выше.

    Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового Закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усиления санкций в сфере действия нового Закона о запрете курения.

    Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого Закона «Об ограничении курения табака» и нового «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (см. таблицу).

    Таблица. Отличия двух Законов для работодателей

    www.hr-portal.ru

    Смотрите так же:

    • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
    • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
    • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
    • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
    • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
    • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Обсуждение закрыто.