Приказ бесплатные учебники

Оглавление:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2017 г. № 471 “О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870”

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2016 г., регистрационный № 43111).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2017 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 мая 2017 г. № 471

Изменения,
которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870

1. Пункт 19 признать утратившим силу.

2. Абзац первый пункта 20 изложить в следующей редакции:

«20. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы ежегодно в период с 10 сентября по 10 ноября направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) следующие материалы:».

3. Пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Материалы, указанные в пункте 20 настоящего Порядка, рассматриваются Советом в трехмесячный срок с момента их поступления.».

4. В абзаце втором пункта 23 слова «после 15 января года формирования федерального перечня учебников» заменить словами «после 10 ноября».

5. Пункты 25 и 26 изложить в следующей редакции:

«25. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников путем издания соответствующего приказа.

26. Экспертная организация представляет экспертное (-ые) заключение (-я) по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников в Минобрнауки России в месячный срок с момента их поступления на соответствующую экспертизу.».

6. Абзац первый пункта 30 изложить в следующей редакции:

«30. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него приказом Минобрнауки России соответствующих изменений.».

Обзор документа

Скорректирован порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного и среднего общего образования.

Ранее Минобрнауки России размещало на своем сайте информацию о включении учебников в федеральный перечень 1 раз в 5 лет. Эта норма утратила силу.

В федеральный перечень включаются учебники на основании положительных экспертных заключений. Заказчик экспертизы направляет в Минобрнауки России необходимые материалы ежегодно в период с 10 сентября по 10 ноября. Ранее — в срок до 15 января года формирования перечня.

Научно-методический совет по учебникам рассматривает эти материалы в трехмесячный срок с момента их поступления, а не до 1 марта года формирования перечня.

Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень путем издания соответствующего приказа.

Экспертная организация представляет экспертное заключение по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников в Минобрнауки России в месячный срок с момента их поступления на соответствующую экспертизу.

Чтобы исключить учебник из федерального перечня, в последний нужно внести соответствующие изменения приказом Минобрнауки России.

www.garant.ru

Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”

В соответствии с пунктами 24 и 25 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный номер № 30213), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. № 1559 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный номер № 35502), и на основании протокола заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № НТ-16/08пр приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (далее — федеральный перечень учебников).

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников.

3. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Зыряновой А.В.) в установленном порядке опубликовать настоящий приказ в официальных печатных изданиях Министерства и разместить его на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Третьяк Н.В.

Изменения,
которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576)

1. Исключить учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный указанным приказом (далее — федеральный перечень учебников), под следующими порядковыми номерами: 1.1.1.1.3.1, 1.1.1.1.3.2, 1.1.1.1.3.3, 1.1.1.1.3.4, 1.1.1.1.3.5, 1.1.1.1.3.6, 1.1.1.1.3.7, 1.1.1.1.3.8, 1.1.1.1.9.1, 1.1.1.1.9.2, 1.1.1.1.9.3, 1.1.1.1.9.4, 1.1.1.1.9.5, 1.1.1.1.14.1, 1.1.1.1.14.2, 1.1.1.1.14.3, 1.1.1.1.14.4, 1.1.1.1.14.5, 1.1.2.1.5.1, 1.1.2.1.5.2, 1.1.2.1.5.3, 1.1.2.1.5.4, 1.1.3.1.7.1, 1.1.3.1.7.2, 1.1.3.1.7.3, 1.1.3.1.7.4, 1.1.5.1.1.1, 1.1.5.1.1.2, 1.1.5.1.1.3, 1.1.5.1.1.4, 1.1.5.2.2.1, 1.1.5.2.2.2, 1.1.5.2.2.3, 1.1.5.2.2.4, 1.1.6.1.6.1, 1.1.6.1.6.2, 1.1.6.1.6.3, 1.1.6.1.6.4, 1.1.7.1.7.1, 1.1.7.1.7.2, 1.1.7.1.7.3, 1.1.7.1.7.4, 1.2.2.1.1.1, 1.2.2.1.1.2, 1.2.2.1.1.3, 1.2.2.1.1.4, 1.2.2.1.2.1, 1.2.2.1.2.2, 1.2.2.1.2.3, 1.2.2.1.2.4, 1.2.2.1.3.1, 1.2.2.1.3.2, 1.2.2.1.3.3, 1.2.2.1.3.4, 1.2.2.1.4.1, 1.2.2.1.4.2, 1.2.2.1.4.3, 1.2.2.1.4.4, 1.2.2.1.5.1, 1.2.2.1.5.2, 1.2.2.1.5.3, 1.2.2.1.5.4, 1.3.3.1.1.1, 1.3.3.1.1.2, 1.3.3.1.1.3, 1.3.3.1.3.1, 1.3.3.1.3.2, 1.3.3.1.5.1, 1.3.3.1.5.2, 1.3.3.2.1.3, 1.3.3.2.1.4, 1.3.3.2.2.1, 1.3.3.2.2.2, 1.3.3.2.3.1, 1.3.3.2.3.2, 1.3.3.2.3.3, 1.3.4.1.3.1, 1.3.4.1.3.2, 2.2.2.1.2.1, 2.2.2.1.2.2, 2.2.2.1.2.3, 3.1.1.1.1.1, 3.1.1.1.1.2, 3.1.1.1.1.3, 3.1.1.1.1.4, 3.1.1.2.1.1, 3.1.1.2.1.2, 3.1.1.2.1.3, 3.1.1.2.1.4, 3.1.1.2.4.1, 3.1.1.2.4.2, 3.1.1.2.4.3, 3.1.1.2.4.4, 3.1.1.2.6.1, 3.1.1.2.6.2, 3.1.1.2.6.3, 3.1.1.2.6.4, 3.1.1.2.6.5.

2. Включить в федеральный перечень учебников следующие учебники:

2.1. В подраздел 1.2 «Основное общее образование» раздела 1 «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы»:

www.garant.ru

Светлана Юрьевна
АГАПИТОВА

Нужна помощь

Андрей учится в пятом классе, 20 ноября ему исполнилось 11 лет. Он так мечтал встретить его с семьей и друзьями дома. [Подробнее]

ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие детства»

Сегодня, в День защиты детей, мы подводим итоги конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие детства». Конкурс проходил с 1 марта до 15 мая 2018, в нём приняли участие около 500 детей, из них почти 400 выбрали номинацию «Художественное творчество». [Подробнее]

Пропал ребёнок!

Прохорова Катя, 15 лет 6 декабря 2017 года ушла из дома (г. Санкт-Петербург, ул. [Подробнее]

Календарь новостей

платные учебники

мы покупаем учебники сами но нас заставляют подписывать бумажку что мы по собственной воли купили учебники это законно? и должны они выдавать чек что деньги потрачены именно на учебники ?

Уважаемая mashas! «Принуждение родителей к приобретению учебников является недопустимым», — полагает первый заместитель председателя Комитета Юрий Соляников и добавляет, что решение о приобретении учебных изданий в личное пользование может быть принято только с согласия органа школьного самоуправления. Что, в прочем, не касается одноразовых изданий: учебников-тетрадей, рабочих тетрадей, атласов, контурных карт и пр., которые родители обязаны приобрести детям сами.» Подробнее см. http://www.spbdeti.org/id3221

рабочие тетради это понятно но мы покупаем весь комплект учебников куда жаловаться?

mashas! По вопросу недостаточной укомплектованности школьной библиотеки учебниками по всем предметам, Вы можете обратиться в отдел образования района по месту нахождения образовательного учреждения.

Можно уточнить про рабочие тетради, атласы и контурные карты — каким нормативным актом регулируется обязанность родителей покупать их?

Наш закон об образовании гарантирует бесплатное образование и бесплатное обеспечение учебно-методическими материалами и средствами обучения всех школьников.

Рабочие тетради — это учебно-методические материалы, являющиеся неотъемлемой частью учебном-методического комплекса для программ обучения, утверждённых министерством образования.

Существуют ещё какие-то нормативные акты кроме ФЗ «Об образовнии», которые вводят какой-то особый режим обеспечения рабочими тетрадями, атласами и всем остальным? Скажите их названия, пожалуйста.

Школа и в частности учитель должны гарантировать качественное образование и для этого необходимо использовать инновационные технологии и современные технологические средства. Педагог специально их осваивает на курсах повышения квалификации. Использование контурных карт, атласов рабочих тетрадей, дневников наблюдения и т.д. позволяют обучать детей на более высоком уровне, чем просто уроки в форме лекций. Более того, использование наглядно-дидактического материала соответствует возрастным и психологическим особенностям детей школьного возраста и помогает лучше запоминать учебный материал.

Уважаемый социальный отдел!

Возможно, я как-то непонятно выразился.

Я спрашивал о том, правильно ли я понимаю, что, согласно федеральному закону «об образовании» рабочие тетради, атласы и контурные карты должны предоставляться школой бесплатно?

Вопрос связан с предыдущим вашим комментарием, где вы писали, что родители обязаны приобретать эти учебно-методические материалы за свой счёт.

Если возможно, ответьте всё-таки на этот мой вопрос: кто по закону должен платить за рабочие тетради — родители или школа? Желательно со ссылками на нормативные акты.

Заранее спасибо, надеюсь, в этот раз мне удалось понятно сформулировать вопрос.

Согласно пункту 3 статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 указанного Закона, к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2011 №658-120 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году главным распорядителям бюджетных средств — администрациям районов Санкт-Петербурга предусмотрены средства на приобретение учебных изданий для комплектования библиотек общеобразовательных учреждений в размере 30,3 млн. рублей. С учетом дополнительных средств, выделенных администрациями районов Санкт-Петербурга, финансирование расходов на приобретение учебной литературы в 2012 году составило 48 млн. рублей.

В соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», выделенные бюджетом Санкт-Петербурга средства в первую очередь направлены на приобретение учебников для учащихся 1 и 2 классов, обучение которых осуществляется в соответствии с новыми образовательными стандартами. Также в связи с введением во всех школах Российской Федерации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах на бюджетные средства приобретены учебники по данному курсу. При этом на 1 сентября 2012 года укомплектованность школьных библиотек учебниками по всем предметам, приобретенными за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, составило 77%.

Средства, выделяемые на комплектование библиотек, расходуются школами самостоятельно, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и потребностями библиотечных фондов. Выбор учебников из общего числа учебных изданий, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, также относится к компетенции образовательного учреждения. В случае отсутствия учебных изданий в фонде школьной библиотеки решение о приобретении родителями учебников в личное пользование учащихся принимается с участием органа самоуправления образовательного учреждения, родительского комитета. При этом принуждение родителей учащихся к приобретению учебников является недопустимым.

Также для обеспечения получения детьми образования родители приобретают в индивидуальное пользование учебники-тетради, рабочие прописи, атласы, контурные карты и другие пособия, необходимые для освоения образовательной программы.

В 2012-2013 учебном году Комитетом по образованию в 337 общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга запланировано проведение аккредитационной экспертизы, включающей, в том числе, анализ укомплектованности школ учебниками. Комитету по образованию поручено осуществлять постоянный мониторинг обеспеченности учащихся общеобразовательных учреждений учебниками, а также координировать деятельность администраций районов Санкт-Петербурга по комплектованию в 2013 году школ учебниками в целях обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Уважаемый социальный отдел!

Спасибо огромное за развёрнутый отчёт о состоянии дел.

Не могли бы вы, кроме этого, ответить по сути на мой вопрос?

Например: «Да, родители обязаны покупать рабочие тетради за свой счёт в соответствии с . «

Или: «Нет, рабочие тетради должны предоставляться школой бесплатно, и их непредоставление является нарушением закона».

Меня ведь именно этот вопрос интересует.

Заранее спасибо, надеюсь, в этот раз мне удалось сформулировать вопрос достаточно конкретно.

В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

В отдельных случаях правовыми нормами прямо предусмотрено участие родителей в оплате образовательных услуг.

Например, статьей 52.1. Федерального закона об образовании регулируются вопросы платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, предусмотренное Конституцией РФ, Федеральным законом об образовании и другими правовыми актами право на бесплатное образование не отменяет обязанности родителей по обеспечению получения детьми образования.

Дополнительно разъясняем, что отдельной правовой нормы (обязывающей или запрещающей), регулирующей вопрос покупки рабочих школьных тетрадей, в действующем законодательстве не существует.

Рекомендуем Вам предложения по совершенствованию действующего законодательства в области образования направить в органы управления образованием Санкт-Петербурга или Российской Федерации, а также в Государственную Думу Российской Федерации.

Уважаемый отдел правового обеспечения, спасибо, что подключились к нашему диалогу!

Я приведу ссылку на редакцию закона, вступающую в силу со следующего учебного года. В старой редакции есть аналогичная статья.

Закон 273-ФЗ от 29.12.2012 г. вступает силу с 01.09.2013 г.

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Чтобы вам было удобнее — вот ключевая цитата:

. бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Рабочая тетрадь ведь является учебно-методическим материалом? Ну или средством обучения? Почему вы утверждаете, что их покупка не регулируется законом, а выше Ваши коллеги утверждают, что покупать рабочие тетради обязаны родители за свой счёт?

Буду признателен, если вы всё-таки ответите на мой вопрос — уверен, он актуален для многих.

Ситуация странная: в законе написано одно, повсеместно на практике происходит другое, а официальные лица пытаются сделать вид, что так и должно быть.

Присоединяюсь к вопросу Сергея, и прошу КОНКРЕТНО ответить, без рассуждений про ответственность родителей – признаете ли Вы, что Закон однозначно трактует бесплатное предоставление российскими детьми в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания? И собираетесь ли Вы защищать права детей в этом вопросе?

Или Вы считаете, что «закон, что дышло…», и чиновникам всех уровней и ведомств его требования можно игнорировать?

Спасибо. Петр Алксеевич

Уважаемые Сергей 812 и Петр Алексеевич!

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». Федеральный Закон от 29.12.2012 № 278-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013 года. В соответствии с новым Законом директором школы должны быть предоставлены в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания каждому школьнику. Для этого, при формировании бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год должны быть предусмотрены соответствующие средства. Уполномоченный продолжит работу по защите прав детей и исполнению Закона об образовании, вступающего в силу с 1 сентября 2013 года.

Уважаемый социальный отдел!

После ваших ответов меня всё более беспокоит состояние дел с защитой прав детей в СПб.

1. Вы пишете о том, что, мол, только с 1 сентября 2013 года вступают действие нормы о бесплатном предоставлении учебно-методических пособий (в т.ч. рабочих тетрадей).

Это не так — предыдущая редакция закона об образовании гарантировало ровно то же самое:

Закон «Об образовании» от 29.12.2006 N 258-ФЗ

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

2. Вы спокойно пишете о том, что федеральный закон не будет исполнятся на территории Санкт-Петербурга некоторое время, потому что есть некие уважительные причины для этого, а гарантированные законом права ребёнка будут просто игнорироваться.

Любое неисполнение закона — это следствие либо чьей-то халатности, либо преступления. И то, и другое — это повод для служебной проверки или расследования, и принятия соответствующих мер.

Нет никаких законных причин для отсрочивания действия федерального закона — не наблюдается ни чрезвычайных ситуаций, ни войн, ни эпидемий.

А если есть какие-то нестыковки федеральных и местных законов — то приоритет имеют нормы федеральных законов, а местные должны быть приведены в соответствие с ними.

В общем, меня сильно удивляет ваша гипертолерантная позиция к тотальному нарушению законности и прав ребёнка не территории СПб в течение уже многих лет. И более того — попытка обосновать, что это не нарушения вовсе. В чём тогда смысл существования аппарата уполномоченного по правам ребёнка?

Уважаемые паразитирующие на теле больного государства!

В чем смысл существования родителей перекладывающих заботу о своих собственных детях на государство?

Ваш Маргинал. 12:43

Государство снимает налоги с этих самых родителей, это же государство платит гроши учителям и врачам.

Сравните стоимость путёвки в лагерь за 18 тыс. и зарплату матери-одиночки или многодетной.

Кроме того, поскольку деньги на учебники и пособия из бюджета таки выделяются- интересует, почему они не доходят до малообеспеченных детей?? В чьих карманах прячутся финансы, выделенные именно на учебники и пособия?

ЗЫ: А это же время сенаторы в количестве пятисот единиц получают зряплаты по 250 000 тысяч. Недавно даже один сенатор ( Добрынин) пару слов вставил в один из законов по крупному бизнесу и уверяет, что трудится в поте лица своего. Мы же пытаемся его вернуть на землю своими пояснениями о том, что толку нет от законов, которые не исполняются. ((

Вы сами ответили на все вопросы.

В Гондурасе надо рассчитывать только на себя, а в остальное только верить.

Позабавила переписка. Ай да молодцы государственные бюрократы! ай да мастера отписок! И это с налогов, что я плачу, работая по 16 часов в день без выходных, больничных и отпусков, они получают свои зарплаты?! везде где смогу опубликую эту переписку-отписку. Пусть родители знают героев.

Вопрос: «Кто должен платить за рабочие тетради — школа или родители?»

Ответ:»Родители обязаны воспитывать своего ребенка».

Чтоб вам пусто было, срамите себя на всю страну, социальный отдел. Уж хоть бы у кого грамотного адвоката спросили, как отписки составлять, чтобы людям смешно с вас не было. Им про Фому, а они про Ерёму. .

Страница: 1 2 3 4 | следующая

www.spbdeti.org

Тайны министерского двора: десять дней до приказа

На днях Минобрнауки приняло решение кардинально изменить подход к экспертизе, которую будут проходить учебники перед появлением в российских школах

Однако в решении есть как минимум три странных обстоятельства – места, времени и образа действия. Научно-методический совет министерства на прошедшем заседании должен был начать рассмотрение заявок на включение в Федеральный перечень учебников (ФПУ) новых учебников, прошедших все требуемые приказом Минобрнауки экспертизы: научную (или научную историко-культурную для учебников истории), педагогическую и общественную экспертизу – в общем случае, а также дополнительные этнокультурную и региональную экспертизы в случае написания учебника на одном из языков народов РФ. Однако этого не произошло: вместо долгожданного пересмотра списка рекомендованной для школ литературы (который кардинально не обновлялся с 2014 года) совет неожиданно принял решение поменять правила экспертной оценки.

Не стоит упускать и такой момент, что еще летом 2017–го Президент РФ В.Путин обратился к теме учебной литературы. Именно тогда Министерству образования и науки было дано официальное поручение представить предложения по повышению качества экспертизы учебников для общеобразовательных школ и обновлять литературу для школ регулярно, с учетом новых веяний и знаний.

Семь месяцев потребовалось Минобрнауки для того, чтобы придумать предложения для Президента… и ввести дополнительную экспертизу. Правда, как она должна проводиться, по каким правилам и по сей день дня нас остается тайной «за семью печатями».

Возникает закономерный вопрос: что вообще происходит?

Заседание происходило в закрытом режиме, так что в нем не смогли принять участие многие заинтересованные стороны, а СМИ были вынуждены добывать информацию из кулуарных источников, причем до сих пор неясно, чем была вызвана такая ситуация.

Так чего же так боятся в министерстве?

Можно предположить, что Минобрнауки хотело что-либо выносить на суд общественности. Так, приказ № 870 ««Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ…» совершенно четко определяет алгоритм попадания литературы в ФПУ. Он обязывает издателей обеспечить надлежащую экспертизу предлагаемых учебников и очень подробно расписывает, как ее проводить, и какие факты в результате должны быть установлены. Так, при научной экспертизе заключение должно содержать однозначные выводы о том, что экспертируемое издание является учебником; наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии); в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты; учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий; иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его; в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

Это только одно экспертное заключение, а их должно быть по закону три или пять, напомним. По каждому предлагаемому для внесения в ФПУ учебнику.

Заявки на включение в Федеральный перечень принимались в период с 10 сентября по 10 ноября 2017 года. За это время, согласно ответу Минобрнауки на запрос первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О. Н. Смолина, на рассмотрение министерства было направлено 993 комплекта учебников 18 российских издательств.

Но по данным пресс-центра Минобрнауки, на минувшем заседании совет объявил о решении подвергнуть дополнительной экспертизе1809 учебников! Откуда взялись еще 816 комплектов вдобавок к представленным по правилам девятистам девяноста трем? Таким образом, министерство отправило на экспертизу «лишние» издания? Как это возможно, если срок подачи заявок уже истек?

Кроме того, непонятно, кто будет проводить экспертизу, и за чей счет этот банкет, можно ли предположить, что у Минобразования есть академики для проведения всех надлежащих научных исследований?

Единственное, что пока удалось выяснить (тоже, впрочем, неофициально): министерство вроде бы не намерено «вешать» на издательства финансирование дополнительной экспертизы (а это весьма дорогостоящий процесс), однако и за свой счет проводить эти исследования тоже не собирается.

Так кто же будет их делать?

Минобразования обещало ответить на этот и все остальные вопросы в десятидневный срок, однако за этот период вряд ли можно выстроить грамотный и толковый процесс. Разрушить то, наверное, можно, а выстроить вряд ли.

Кроме того, возникает вопрос о конкретных причинах, по которым утвержденные ранее методы экспертизы оказались, по сути, ненужными появились ли претензии к качеству научно-педагогической оценки РАО и РАН или сам список критериев, по которым оценивались учебники, оказался недостаточен?

И, наконец, последний вопрос: почему именно сейчас министерство решило начать процесс пересмотра всего и вся? Не для того ли, чтобы отвлечь внимание от ситуации с обновлением ФПУ?

Федеральный перечень учебников (ФПУ) носит рекомендательный характер, и формально школы могут самостоятельно решать, какие книги использовать в образовательном процессе, однако лишь вошедшие в ФПУ могут приобретаться учебными учреждениями за бюджетные деньги, а значит, выдаваться школьникам бесплатно.

А меж тем российским школам уже сейчас необходимо определяться и закупать пособия, требования к которым, как выяснилось, не доработаны.

Какие новости мы услышим через эти десять дней? Кто может быть спокоен за свои учебники? Мы бы не советовали авторам расслабляться: лихорадочные метания могут затронуть любой учебник. Судя по последним громким медийным скандалам, когда придираются к вырванным из контекста фразам и упрекают в недостаточной патриотичности даже математические задачники, под удар может попасть кто угодно. Однако особые проблемы могут ждать пособия по истории и географии. Правила игры, похоже, будут менять непосредственно на переправе.

Так что по пессимистичным прогнозам школы могут и на следующий учебный год остаться без новых учебников.

www.mk.ru

Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит?

Главная > Консультации > правовое обеспечение > Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит?

Причиной написания данной публикации послужило огромное количество вопросов, которое поступает от родителей (законных представителей) обучающихся в рубрику «Консультации» на центральном портале нашему специалисту-омбудсмену, а также (хотя и реже) в раздел «Нормативно-правое обеспечение». Автор постарался подготовить публикацию, содержание которой позволило бы однозначно поставить точку в данном вопросе.

На практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители в поисках «своей правды», которая рождается от неверного толкования некоторых статей Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», задают во всевозможные инстанции вопросы (жалуются), связанные с обязанностью покупать за счёт личных средств тетради на печатной основе, хотя в ст. 35 вышеупомянутого закона сказано, что «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Давайте разберёмся во всём по порядку.

Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.

Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст). В данном документе даются следующие определения:

«Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание».

«Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета».

Рассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта.

Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время»! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».

До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166–02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166–02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория.

Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания». На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей.

Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства. Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд!

Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает.

Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти. Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений». Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей.

Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету. И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы! Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения.

Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями).

eduface.ru

Смотрите так же:

  • Закон о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ"О выборах депутатов […]
  • Приказ федерального казначейства от 29122012 24н приложение 5 Приказ Федерального казначейства от 12 сентября 2013 г. N 17н "О внесении изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 […]
  • Наставничество в уис приказ Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555"Об […]
  • Приказ минфина россии 4н Приказ Минфина России от 17 января 2017 г. № 4н “О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное приказом Министерства финансов Российской […]
  • Закон о донорстве в россии Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ"О донорстве крови и ее компонентов" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября […]
  • Законы муниципального жилья Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I"О приватизации жилищного […]

Обсуждение закрыто.