Претензии и иски по перевозки

§ 7. Претензии и иски по перевозкам

Особенностью предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа) является претензионный порядок. Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п.

Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному. В силу ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ претензии заявляются в течение срока исковой давности (см. ниже). При этом только КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается (ст. 407).
Согласно ст. 123 УЖТ, ст. 163 УАТ и ст. 126 Воздушного кодекса претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления. Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому. Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК).
На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства.
Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, — 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).

lawbook.online

Претензии и иски по перевозкам грузов

Главная > Кодекс >Транспорт

Федеральное агентство Морского и речного транспорта

Отделение заочного обучения

Курсовая работа по дисциплине «Транспортное право»

Тема: «Претензии и иски по перевозкам грузов»

Работа выполнена: Щукина М.Н.

Порядок предъявления претензий при перевозке грузов 4

Право на предъявление претензий и исков 8

Сроки рассмотрения претензии 16

Сроки исковой давности 19

В отличие от других глав ГК РФ, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл. 40 ГК РФ «Перевозка» содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ, осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время в области транспортного права действующими являются следующие уставы и кодексы:

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г. № 18-ФЗ в редакции от 23.07.2008г.

— Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

В гл. 40 ГК РФ нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций как международные договоры имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п. 2 ст. 7 ГК). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК РФ и транспортных уставов и кодексов.

Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ подчинены особому режиму. Для железнодорожных перевозок соглашениями между странами СНГ предусмотрено временное сохранение в силе УЖД и изданных в его развитие правил перевозки. В отношении перевозок другими видами транспорта такого рода соглашений нет, они должны признаваться международными и осуществляться по правилам соответствующих международных договоров. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их ранее применявшимися транспортными документами внутреннего сообщения.

Порядок предъявления претензий и исков к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Порядок предъявления претензий при перевозке грузов

До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

Претензия — это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях — в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Например, претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

— управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

— пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Транспортные уставы и кодексы не предъявляют каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

— наименование организации, которой адресована претензия;

— обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

— ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

— сумма претензии и ее обоснование;

— иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

— документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

— претензия заявлена надлежащим заявителем;

— претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

— к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

— претензия заявлена в установленный срок.

Предъявление претензий по перевозкам грузов детально регламентируется:

— статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при перевозках внутренним водным транспортом

— статьей 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при перевозках морским транспортом

— статьей 124 Воздушного кодекса Российской Федерации при перевозках воздушным транспортом

— статьей 120 Устава железнодорожного транспорта РФ при перевозках железнодорожным транспортом

— статьей 120 Устава автомобильного и городского наземного транспорта при перевозках автомобильным транспортом

Особенности предъявления претензий предусмотрены применительно к отношениям в области торгового мореплавания и в области воздушных перевозок.

Применительно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового мореплавания, обязательный порядок предъявления претензии КТМ РФ предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из других видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако, если обязательный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой порядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

works.doklad.ru

Претензии и иски по перевозкам грузов (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство Морского и речного транспорта

Отделение заочного обучения

Курсовая работа по дисциплине «Транспортное право»

Тема: «Претензии и иски по перевозкам грузов»

Работа выполнена: Щукина М.Н.

В отличие от других глав ГК РФ, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл. 40 ГК РФ «Перевозка» содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ, осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время в области транспортного права действующими являются следующие уставы и кодексы:

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

— Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г. № 18-ФЗ в редакции от 23.07.2008г.

— Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

В гл. 40 ГК РФ нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций как международные договоры имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п. 2 ст. 7 ГК). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК РФ и транспортных уставов и кодексов.

Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ подчинены особому режиму. Для железнодорожных перевозок соглашениями между странами СНГ предусмотрено временное сохранение в силе УЖД и изданных в его развитие правил перевозки. В отношении перевозок другими видами транспорта такого рода соглашений нет, они должны признаваться международными и осуществляться по правилам соответствующих международных договоров. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их ранее применявшимися транспортными документами внутреннего сообщения.

Порядок предъявления претензий и исков к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

Претензия — это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях — в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Например, претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

— управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

— пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Транспортные уставы и кодексы не предъявляют каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

— наименование организации, которой адресована претензия;

— обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

— ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

— сумма претензии и ее обоснование;

— иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

— документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

— претензия заявлена надлежащим заявителем;

— претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

— к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

— претензия заявлена в установленный срок.

Предъявление претензий по перевозкам грузов детально регламентируется:

— статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при перевозках внутренним водным транспортом

— статьей 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при перевозках морским транспортом

mirznanii.com

Претензии и иски по перевозкам

1. Грузоотправитель, получатель до предъявления к перевозчику иска обязаны предъявить ему претензию. Обстоятельства, служащие основанием для предъявления претензии, а затем и иска, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. Недостача, порча, повреждение груза и багажа удостоверяются коммерческим актом. Он составляется перевозчиком по требованию получателя и подписывается соответствующими работниками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа — квитанции и акта, составленного по требованию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэропорту).

Утрата груза подтверждается накладной и квитанцией с отметкой перевозчика о неприбытии груза.

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недостачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транспортной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств — в актах установленной формы (термин «коммерческий акт» здесь не применяется).

Отказ транспортного предприятия составить коммерческий акт получатель обжалует в установленном порядке и принимает грузы по правилам приемки продукции от поставщика (или иного контрагента) по количеству и качеству. Составленные таким образом акты приемки без участия перевозчика, а также документы, подтверждающие обжалование отказа перевозчика от составления коммерческого акта, принимаются арбитражным судом (судом) в качестве доказательств несохранности груза.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины: коммерческие акты, акты общей формы и др., составленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Срок для предъявления претензий к перевозчику — шесть месяцев, а при взыскании штрафов — 45 дней. Срок для ответа на претензию — 30 дней. Лишь при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из перевозки, — один год.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получателям предъявление претензий не является обязательным. Перевозчик может сразу обращаться в суд. Транспортное законодательство предусматривало для таких требований срок исковой давности в шесть месяцев (ст. 22 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», ст. 166 УАТ, ст. 303 КТМ).

Сейчас срок давности одинаков как для требований к перевозчику, так и для требований перевозчика к отправителям и получателям — один год. Это прямо следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ: «Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами», а также из ст. 142 ТУЖД.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа.

Не содержит условия об обязательном предварительном предъявлении претензий для подачи иска в суд и ВК.

yurist-online.com

uristinfo.net

В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, в Основы гражданского законодательства 1961 г. были включены нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, объединенные в ст. 76 «Претензии и иски по перевозкам». Согласно указанной статье до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии. Претензии могли предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и премий — в течение 45 дней. Перевозчик обязан был рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному документу, — в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии — в течение 45 дней.

Если претензия отклонялась или ответ не был получен в установленный срок, заявителю предоставлялось на предъявление иска два месяца со дня получения ответа или истечения срока, установленного для ответа. Для предъявления перевозчиком исков, вытекающих из перевозки, к отправителям, получателям или к пассажирам устанавливался шестимесячный срок. Сроки исковой давности и порядок предъявления исков по спорам, связанным с перевозками в заграничном сообщении, устанавливались транспортными уставами (кодексами) или международными соглашениями.

Позже нормы данной статьи Основ были перенесены в гражданские кодексы союзных республик (в ГК РСФСР — ст. 384), а также в новые редакции транспортных уставов и кодексов, где они подверглись определенной конкретизации. Таким образом, был создан единый порядок предъявления претензий и исков, вытекающих из всех видов перевозок грузов, пассажиров и багажа.

В транспортных уставах и кодексах детализация и конкретизация ст. 76 Основ гражданского законодательства осуществлялись в следующих направлениях: определялись лица, которые имели право предъявлять претензии транспортным организациям в зависимости от допущенных ими нарушений; устанавливалось, к каким конкретно органам транспорта должна предъявляться претензия, содержащая те или иные требования; указывались документы, которые должны были прилагаться к соответствующим претензиям; определялись порядок и сроки предъявления претензий и исков самими транспортными организациями к другим участникам отношений по перевозке.

Следует отметить, что даже с учетом имевшей место детализации и конкретизации претензионно-искового порядка применительно к отдельным видам транспорта он выглядел довольно единообразно, что облегчает нам его анализ. Основные параметры указанного претензионно-искового порядка выглядели следующим образом.

Право на предъявление к перевозчику претензий и в соответствующих случаях исков при утрате груза имели: грузополучатель при условии представления грузовой квитанции (грузовой накладной) с отметкой станции (порта, пристани, аэропорта) назначения о неприбытии груза или документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой станции (порта, пристани, аэропорта) о неприбытии груза; грузоотправитель — при условии представления грузовой квитанции (выданной ему накладной). На морском транспорте таким правом были наделены получатель или отправитель груза при условии представления коносамента.

В случае недостачи, порчи или повреждения груза претензия и иск к перевозчику могли быть предъявлены получателем груза при условии представления накладной (коносамента) и коммерческого акта.

Претензии и иски об ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза или задержку его выдачи могли быть предъявлены получателем при условии представления накладной (коносамента).

Претензии и иски, касающиеся переборов провозных платежей за перевозку грузов (на морском и внутренневодном транспорте) вправе были предъявить отправитель или получатель, представившие накладную (коносамент) .

См.: ст. 169 УЖД, ст. 219 УВВТ, ст. 108 ВК СССР, ст. 296 КТМ СССР.

Транспортные уставы и кодексы не допускали возможности передачи соответственно грузоотправителем или грузополучателем своего права на предъявление претензий и исков к перевозчику другим организациям. Исключение составляли случаи, когда это право передавалось грузоотправителем грузополучателю и наоборот, а также их вышестоящим организациям. На автомобильном транспорте разрешалась передача этого права грузоотправителем (грузополучателем) также обслуживающей его транспортно-экспедиционной организации, а на морском транспорте — транспортно-экспедиционной организации или страховщику .

См.: ст. 172 УЖД, ст. 221 УВВТ, ст. 109 ВК СССР, ст. 161 УАТ, ст. 297 КТМ СССР.

В ряде случаев определялось, к какому конкретно органу транспорта должна была предъявляться та или иная претензия. Например, согласно ст. 170 УЖД претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявлялись к железной дороге назначения. Правила перевозок грузов уточняли адресат таких претензий, имея в виду отдельные структурные подразделения и службы управления железной дороги. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, перевозимых большой и грузовой скоростью, должны были направляться в грузовую службу дороги назначения, а претензии об уплате штрафов за просрочку в доставке грузов, о возврате взысканных штрафов за простой вагонов под выгрузкой, а также за задержку контейнеров в пунктах выгрузки — в финансовую службу дороги назначения. Адресатом претензий об уплате штрафов за невыполнение плана перевозок, за необеспечение погрузки маршрутов являлись отделения железных дорог отправления груза .

См.: § 1 разд. 38 Правил перевозок грузов.

Из всех транспортных уставов и кодексов только ВК СССР не обременял предъявителя претензии обязанностями поиска правильного адресата претензии: в соответствии со ст. 107 ВК претензии могли быть предъявлены к авиационному предприятию места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении претензии, вытекающие из такой перевозки, предъявлялись к той транспортной организации, в ведении которой находились станция, порт, пристань, аэропорт в пункте назначения .

См.: ст. 170 УЖД, ст. 295 КТМ СССР, ст. 222 УВВТ, ст. 107 ВК СССР, ст. 159 УАТ.

К предъявляемым претензиям должны были прилагаться документы, подтверждающие претензию. К претензиям в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, следовало приложить также документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза .

См.: ст. 173 УЖД, ст. 298 КТМ СССР, ст. 223 УВВТ.

Отмеченные правила составляли в совокупности порядок предъявления претензии, несоблюдение которого (или отдельных его положений) позволяло транспортным организациям возвращать предъявленные претензии без рассмотрения.

Что касается сроков на предъявление претензий, то в транспортных уставах и кодексах были воспроизведены сроки, предусмотренные Основами гражданского законодательства. Предъявление претензий за пределами указанных сроков, так же как и нарушение порядка их предъявления, давали транспортным организациям возможность возвращать их без рассмотрения, что нередко лишало грузоотправителей и грузополучателей шанса защищать свои права в судах и государственных арбитражах путем предъявления исков к перевозчикам. Дело в том, что в случае возврата претензий без рассмотрения предъявители указанных претензий были не в состоянии повторно обратиться с претензией к перевозчикам в силу непродолжительности сроков на их предъявление. Практика же государственных арбитражей и судов исходила из того, что сроки на предъявление претензий носят пресекательный характер. Например, Госарбитраж СССР в инструктивном письме от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 15) разъяснил, что государственные арбитражи не имеют права восстанавливать пропущенные сроки на предъявление претензий к перевозчику.

В целом практика государственных арбитражей по применению норм о порядке и сроках предъявления претензий отнюдь не способствовала защите прав и законных интересов грузоотправителей и грузополучателей. Так, в том же инструктивном письме Госарбитраж СССР указал, что иски к железным дорогам могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа на претензию в течение установленных сроков. При нарушении истцом установленного порядка и сроков предъявления претензий, неприложении к иску документов, предусмотренных в ст. 169 УЖД, заявлении иска до истечения установленных сроков для дачи железной дорогой ответа на претензию — в приеме искового заявления должно быть отказано. При выявлении этих нарушений в заседании арбитража дело в зависимости от обстоятельств и материалов его подлежит прекращению производством или истцу должно быть отказано в иске (п. 5).

Характерная деталь — для требований самих перевозчиков к грузоотправителям и грузополучателям законодательство не выдвигало каких-либо дополнительных препятствий в виде пресекательного претензионного срока в сочетании с правом возврата без рассмотрения. Перевозчики имели право обращаться со своими исками в суд и государственный арбитраж в пределах шестимесячного (а не двухмесячного, как грузоотправители и грузополучатели) срока исковой давности, исчисляемого со дня наступления события (нарушения). Единственное условие, которое должно было ими соблюдаться, — предъявление претензии до обращения с иском в суд или государственный арбитраж.

Таким образом, действовавший претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих при перевозках грузов, обеспечивал очевидные преимущества для транспортных организаций и в то же время зачастую лишал грузоотправителей и грузополучателей возможности защищать свои нарушенные права от незаконных действий перевозчиков в суде и государственном арбитраже.

uristinfo.net

Смотрите так же:

  • Срок давности штрафов по налогам Сроки давности по налоговым правонарушениям Как гласит ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) […]
  • Определение субъект преступления Определение субъект преступления 29. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ Субъект преступления – это лицо, совершившее преступление и способное нести уголовную ответственность, обладающее признаками, установленными в законе. Признаки […]
  • Рынок без разрешения Власти города требуют его закрытия за торговлю на улице Власти Казани добиваются закрытия одного из старейших рынков города — Центрального. Они обратились в арбитраж с требованием приостановить деятельность рынка до получения на это […]
  • Авито вакансии няни в москве с проживанием Выберите вид вакансии Здесь выводятся объявления о поиске няни за последние 2 месяца. Используйте фильтр для уточнения поиска по вашим требованиям. Гувернантка - Няня - Помощница по хозяйству Гувернантка — Няня — Помощница по хозяйству В […]
  • Претензии полностью Претензии полностью В соответствии со статьей 37 Федерального закона №176-ФЗ «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года (далее — Закон о почтовой связи) при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой […]
  • Приказ минсвязи 113 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 9 марта 2017 г. № 101 “Об утверждении Требований к проектированию сетей электросвязи” (не вступил в силу) В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ […]

Обсуждение закрыто.