Предупреждение и ликвидация разливов нефти

Ликвидация аварийных разливов нефти (ЛАРН)

В целях обеспечения эффективности таких мероприятий, как предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, Правительство РФ утвердило соответствующие правила (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240).

Правила устанавливают требования к организации действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) на воде и суше, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение этих полезных ископаемых, обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше и на воде, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно — спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Разработка плана ликвидации аварийного разлива нефти

На предприятиях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий необходимо разработать план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, который нужно согласовать в установленном порядке, в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по осуществлению данных мероприятий на территории РФ.

Силы и средства постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, предназначенные для локализации и последующей ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, аттестуются и осуществляют функционирование в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Аварийно-спасательные формирования привлекаются для локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, связанных с ними, при наличии:

  • Аттестации в установленном порядке на проведение такого вида работ;
  • Оборудованных помещений и территории для организации служебной деятельности, в том числе для практической отработки действий, связанных с выполнением мероприятий в том случае, если отработка таких действий не предусмотрена в учебных центрах или на учебных площадках на основании договора или на обслуживаемых объектах и территориях;
  • Средств связи и оповещения, специальных транспортных средств, плавсредств, нефтесборного оборудования, временных емкостей для хранения нефтесодержащих отходов, а также иного оборудования и материалов для проведения работ по ЛАРН (Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ», 2012 г.)

Процесс ликвидации аварийного разлива нефти условно можно разделить на 3 стадии:

  • Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти на суше и на воде;
  • Сбор и извлечение продукта с поверхности воды или грунта;
  • Транспортировка собранного продукта к месту переработки или утилизации, а также дальнейшая рекультивация земель (при разливе на грунте).

Современные средства для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов можно разделить на 6 больших групп:

  • Боновые заграждения;
  • Скиммеры (устройства для сбора нефти с поверхности воды);
  • Сорбенты (материалы, собирающие нефть способом адсорбции и абсорбции);
  • Диспергаторы (специальные химические вещества, ускоряющие процессы биологического разложения нефти);
  • Биохимические препараты;
  • Микробиологические средства;
  • Вспомогательные средства (плавсредства, насосы, цистерны, наземные и воздушные транспортные средства, средства связи).

Компания «ТЕХНОСПАС» предоставляет профессиональные услуги по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на суше и воде, а также по разработке плана ЛАРН. Мы располагаем всеми средствами, необходимыми для осуществления успешных работ в данном направлении: современными и проверенными технологиями, оборудованием, штатом опытных профессиональных сотрудников, регулярно проходящих повышение квалификации.

При подготовке темы были использованы материалы книги
«Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»,
авторы: Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. ,
МЧС РФ, Москва 2005 г.

tekhnospas.ru

Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Всем хорошо известно, что сырьевая база нефтяной отрасли Российской федерации по разведанным и предварительно оцененным запасам является одной из крупнейших в мире. Для поддержания и развития отрасли в производственном отношении осуществляются такие общие задачи как поиск, разведка нефтяных месторождений, добыча нефти, ее переработка, транспортировка трубопроводным, автомобильным, железнодорожным и водным транспортом с перевалкой (погрузо-разгрузочными работами), бункеровкой (заправкой), хранением, а также реализацией нефти и нефтепродуктов.
Нефть и нефтепродукты обладают свойствами, с одной стороны, ценного и важнейшего товара, а с другой стороны, опасного для человека и окружающей природной среды вещества. В процессе освоения нефтяных месторождений оказывается активное воздействие на окружающую среду в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (промысловых и магистральных трубопроводов), а также в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом, в местах загрязнения, происходит долговременное разрушение растительного и почвенного покровов.
В результате несовершенства технологий, других объективных и субъективных причин на всех этапах операций с нефтью и нефтепродуктов происходят отдельные аварии, приводящие к разливам нефти и нефтепродуктов и загрязнению атмосферы, открытых водоемов, почвы и подземных вод, что, безусловно, изменяет состояние окружающей среды и, как следствие, снижает качество жизненного пространства населения и биоты.
В настоящее время на территории России ежегодно происходит более 20 тысяч официально зарегистрированных аварий, сопровождающихся значительными разливами нефти. Объемы среднего разлива колеблются от 3 до 20 кубических метров. А сколько фактически?
Разливы нефти приводят не только к прямым экономическим потерям (утрата нефти и нефтепродуктов как товара), но и к более существенным материальным и нематериальным потерям, связанным с негативным воздействием на окружающую природную среду и население. Подобное воздействие негативно отражается на здоровье конкретного человека. Вместе с тем при определенных условиях разливы нефти и нефтепродуктов приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые де-факто можно считать катастрофами, являющиеся катализаторами возникновения не только экономических, но и крупных социальных и экологических потерь как для самого «виновника» разлива, так и для окружающего его пространства, а, следовательно, государства в целом.
Технологическая цепь сферы обращения с нефтью и нефтепродуктами включает в себя сложную, многоуровневую инфраструктуру (скважины, трубопроводы, объекты хранения, переработки и реализации) которая потенциально может негативно влиять и влияет на окружающую природную и социальную среды.
Анализируя степень негативного воздействия элементов инфраструктуры нефтяной отрасли на окружающую природную среду, следует выделить некоторые особенности. Этапы, включающие разведку, добычу и транспортировку сырой нефти в большей степени влияют на экологию, нежели этапы переработки нефти, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов. Подобное положение дел связано в первую очередь с технологической подготовленностью объектов, использующихся при обращении с нефтью и нефтепродуктами.
Для обзора масштабности данной тематики показательны следующие цифры. Согласно данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору эксплуатационный фонд нефтяных скважин на территории Российской Федерации составляет около 160 тыс. единиц, а общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов – более 73,2 тыс. км (данные Годового отчета о деятельности Федеральной службы за 2008 год). Помимо магистральных трубопроводов в технологической цепи транспортировки нефти используются также промысловые трубопроводы, общая протяженность которых выше. Для примера – только на месторождениях Западной Сибири эксплуатируются свыше 100 тыс. км промысловых трубопроводов, большая часть из которых нефтяные.
Исторически сложилось так, что большая часть имеющейся нефтяной инфраструктуры России (в частности, трубопроводы) была создана в середине-конце прошлого века и к настоящему времени порядка 30% этих трубопроводов в России имеют 30-летний срок эксплуатации, и не отвечают современным требованиям безопасности. Такая ситуация усугубляет аварийность в нефтяной отрасли. Свидетельством этого является официальная ежегодная статистика разливов и чрезвычайных ситуаций, находящая свое отражение в отчетах различных органов власти.
Основными причинами большого количества и объемов разливов нефти и нефтепродуктов в организациях, происходящих в результате аварий, можно назвать:
— изношенность основных фондов;
— неоперативное реагирование на аварии и происшествия и последующая не слаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
— недостаточность, а порой и полное отсутствие сил и средств, необходимых для предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов, своевременного реагирования на них, локализации и ликвидации последствий.
Первая из причин – это общий бич всей отрасли: ежегодно ремонтируется и заменяется не более 2% трубопроводов, а они по статистке являются наиболее уязвимыми в плане возникновения разливов. Немногим лучше обстоит дело с локальными (точечными) объектами (склады ГСМ, НПЗ и т.д.). Данные объекты отличает более лучшая ситуация с инфраструктурой. Но все равно, на данных объектах велик риск возникновения происшествий с более высоким уровнем опасности (взрывы, утечки), которые могут серьезно влиять на окружающую среду и население, так как в большинстве своем расположены в более урбанизированных районах, нежели трубопроводы.
Вторая и третья причины практически в полной мере результат безответственного, а порой и халатного отношения к своим обязанностям «ответственных» должностных лиц. Об этом свидетельствуют результаты проверок организаций. Так, по состоянию на начало 2010 года в России зарегистрировано более 1,5 тысяч организаций, эксплуатирующих порядка 40 тыс. производственных объектов, связанных с нефтью и нефтепродуктами, однако только 35% из них разработали и ввели в действие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Согласитесь, впечатляющие цифры. Также зачастую, организации плохо заботятся о том, как в случае необходимости оперативно привлечь достаточное количество сил и технических средств для локализации и ликвидации произошедших разливов нефти и нефтепродуктов, используя свои ресурсы, ресурсы других организаций, в том числе государственных. Кроме того, имеют место быть случаи занижения объемов разлитой нефти и нефтепродуктов, а иногда и скрытия самих фактов разливов с целью недопущения проведения расследований по данным событиям и уменьшения штрафных санкций на предприятиях. При этом, из-за безграмотных действий при локализации и ликвидации разливов нефти затраты на ликвидацию их последствий многократно увеличиваются из-за необходимости последующей рекультивации гораздо больших, чем могло быть, по площади территорий.
Возвращаясь к статистике, стоит отметить, что количество происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в 20 тысяч в год, получивших отражение в официальных отчетах на самом деле представляется заниженным, что не имеет официальных доказательств, так как является следствием недоинформированности государственных органов исполнительной власти, а порой и утаивание реального положения дел. По некоторым данным нефтяникам удается скрывать 90% случаев аварий.
Чаще всего это связано с тем, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации все разливы нефти и нефтепродуктов подразделяются по массе на чрезвычайные ситуации и не чрезвычайные ситуации без внимательного учета характера и особенностей проявления со временем негативных последствий. Вследствие этого подавляющее большинство таких разливов выпадает из поля зрения контролирующих органов и общественности. Например, разлив на внутрипромысловом трубопроводе массой 8 тонн рассматривается как чрезвычайная ситуация, о нем оповещаются органы исполнительной власти, проводятся расследования и т.д. А точно такой же разлив, масса которого не превышает 7 тонн проходит уже как инцидент, не влекущий для виновника практически никаких последствий и зачастую не попадающий в статистику. А отсюда следует то, что подобный и, даже гораздо больший разлив можно и скрыть (что часто и происходит), а, следовательно, и скрыть последствия загрязнения окружающей среды на поверхности, а потом и уклониться от ответственности за загрязнение подземных вод, в том числе и питьевых.
Важно отметить, что эти пробелы в законодательстве очень часто используются нефтяными компаниями, которые стараются всячески занизить объемы произошедших разливов, вывести их из поля зрения контролирующих органов, что никак не способствует улучшению ситуации и создает искаженную картину общего положения в области разливов нефти и нефтепродуктов.
На сегодняшний день на практике предприятия и организации делают всё возможное, чтобы уделять минимум внимания вопросам предупреждения, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Предприятиям необходимо развивать подразделения реагирования, совершенствовать технологию предупреждения и локализации разливов нефти и нефтепродуктов, совершенствовать переработку отходов и т.д.
Вместе с тем, работа предприятий продолжается в прежних, устаревших объективных условиях и взглядах на развитие эффективной экономики. Задачи реагирования на возможные разливы решаются формально, медленно и объективно не достаточно, с нарушением законодательства в условиях повышения внимания к вопросам экологизации управления и снижения рисков возникновения аварийных ситуаций.
Как показывает практика, любой разлив нефти и нефтепродуктов, может перерасти в чрезвычайную ситуацию техногенного характера, нанося огромный ущерб окружающей среде и населению, а также экономике, так как для ликвидации последствий подчас необходимо тратить гораздо больше средств нежели на задачи предупреждения и своевременного реагирования.

В качестве примеров можно привести следующие случаи:
— разлив нефти 30 января 2006 г. в Дебесском районе в 2 км от дер. Усть-Медла и в 50 м от р. Медла в результате аварии на 1632-м км магистрального нефтепровода Холмогоры – Клин, принадлежащем ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы».
Первоначально объем разлива был оценен в 50 тонн, в качестве причина разлива указывалась незаконная врезка в нефтепровод. Позже выяснилось, что причиной разлива стала не сама незаконная врезка, а работы по ликвидации места, где она могла быть сделана. Во время их проведения поздно вечером 30 января внезапно ударил фонтан нефти высотой более 30 м. Он был ликвидирован в 4 часа 20 мин уже 31 января сотрудниками МЧС при высоте фонтана 1,5-2 м. Зазвучали более реальные оценки объемов разлива в 150 т, включая в десятки тонн, попавшие на лед реки Медлы. Однако в итоге оказалось, что всего в окружающую среду попало около 3,2 тысяч тонн нефти, из которых порядка 1,6 тысячи тонн попали на лед реки Медла, что расходилось с первоначальной оценкой более чем 60 раз.
— 20 мая 2007 года в результате аварии на нефтепроводе ООО РН-Юганскнефтегаз (Малобалыкское месторождение, ХМАО-Югра) произошел разлив сырой нефти объемом 200-400 тонн. Площадь загрязнения нефтью земель (заболоченный участок лесного фонда) составила 23 га, поверхность рек Суйка и Малый Балык была загрязнена нефтью на протяжении 90 км.
Несмотря на масштабный характер аварии, ООО РН-Юганскнефтегаз, зафиксировавшее факт порыва в тот же день, не сообщило информацию о происшествии в контролирующие органы, в том числе в территориальный орган Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
С учетом изложенного Росприроднадзор обратился в Генеральную Прокуратуру о привлечении руководства ООО РН-Юганскнефтегаз к уголовной ответственности согласно ст. 254 «Порча земель», ст. 250 «Загрязнение воды», ст. 360 «Укрывательство преступлений» УК РФ».
— Разлив нефти на нефтепроводе нефтепровод «Кыртаель-Чикшино» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в районе поселка Чикшино Печорского района Республики Коми 19 февраля 2009 года.
По словам сотрудников «ЛУКОЙЛ», это был аварийный слив, причина которого — предотвращение возможной разморозки трубопровода из-за подачи нефти в трубу с недопустимо низкими показателями температуры.
Только 23 февраля печорский природоохранный межрайонный прокурор совместно с сотрудниками ОВД города выехали к месту предполагаемого происшествия. На месте аварии были зафиксированы нефтеразливы на ограниченных территориях в виде котлованов, вырытых вдоль нефтепровода в восьми местах. Произведенные в них замеры свидетельствовали о возможном осуществлении слива нефти в объеме более 2 тыс. куб. м.
1 марта на место аварии прибыли специалисты управления Росприроднадзора по Коми, чтобы выяснить обстоятельства произошедшего и установить возможность оценки размера причиненного ущерба. В ходе очередного осмотра места аварии было установлено, что сотрудники «ЛУКОЙЛ» засыпали три котлована с нефтью землей.
По факту несанкционированного слива отдел по Печоре следственного управления СКП по Коми возбудил уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 247 УК РФ.
Было также установлено, что заявления ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о том, что работы проводились по согласованию с контролирующими органами, действительности не соответствуют. Ни управление Росприроднадзора по Коми, ни Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, ни Двинско-Печорское управление Росрыболовства не согласовывали размещение котлованов вдоль трубопровода и слив в них нефтесодержащей жидкости. Не давали таких разрешений также Печорский комитет по охране окружающей среды и Комитет лесов по Коми. Пробы воды, отобранные в реке Ыджит Каменка и в ручье Войвож — правого притока реки Марьель, расположенных вблизи места размещения слитой нефти, показали, что содержание нефтепродуктов в 70 раз превышало допустимые пределы.
Для справки: стоимость 2 тыс. м3 нефти, слитой из н/п «Кыртаель-Чикшино», без учета ущерба, нанесенного окружающей среде — 516-559 тыс. долларов (18-19.5 млн. руб). Стоимость «стандартного» эластичного резервуара 24 м3 – около 30 тыс. рублей. Для слива 2 тыс. м3 нефти потребовалось бы всего 84 таких резервуара…
— Разлив «космического» мазута в подмосковном Королеве в 2008 году, когда в результате бездействия руководства предприятия, на котором из треснувшего резервуара вылившийся мазут попал на очистные сооружения и в ручей. Действия стали предпринимать когда он прошел по руслу, хотя было несколько удобных мест где его можно было остановить простейшими заграждениями, установленными на трубах и там же организовать откачку с поверхности воды. В результате ручей и очистные сооружения, на которых чуть было не вывели из строя дорогостоящее оборудование, рассчитанное на работу с бытовыми стоками, чистили буквально руками – лопатами и ведрами. Росприроднадзор оценил ущерб, нанесенный окружающей среде в результате загрязнения подмосковного Дулёва ручья пятьюстами тоннами мазута в 1,786 млрд. руб.

Однако, вернемся к российскому законодательству в области предупреждения и ликвидации разливов нефти. Система организационного и нормативного правового регулирования в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов имеет десятилетнюю историю.
В 2000 году на основе зарубежного опыта и международного законодательства было принято Постановление Правительства от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изменениями от 15.04.2002 г.).
В 2002 году Постановлением Правительства № 240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» были внесены изменения и дополнения. На основе данных постановлений 28 декабря 2004 года был разработан и подписан приказ МЧС России №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», зарегистрированный в Минюсте 14.04.2005 года за номером 6514.
Помимо указанных документов вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти уделено серьезное внимание в ряде других Постановлений Правительства и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, включая Минприроды России и Минтранса России, особенно касающихся борьбы с нефтяным загрязнением на море.
Одним из важнейших аспектов минимизации последствий разливов нефти и нефтепродуктов является требование о поддержании в готовности сил и специальных технических средств прежде всего для локализации произошедшего разлива и его последующей ликвидации. Это значит, что предприятия и организации должны постоянно заботиться о том, чтобы в необходимой близости от объекта находились специально обученные люди со специальной техникой и оборудованием, которые могли бы оперативно, а главное качественно реагировать на произошедшие разливы нефти и нефтепродукты и не допускать усугубления последствий таких разливов для окружающей среды и систем жизнеобеспечения населения. При этом, если таких сил и средств не хватит руководители организаций должны заранее беспокоится о том, какие дополнительные силы и средства и откуда могут быть запрошены. Это могут быть силы и средства других организаций, профессиональных аварийно-спасательных формирований, в том числе государственных. Этот вопрос является одним из существенных при осуществлении организациями планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В связи с планированием таких мероприятий конечно же требуются произвести серьёзный анализ обстановки и достаточно продуманный расчет возможных зон разливов и их последствий для обоснования необходимого и достаточного состава сил и средств для локализации разлива и его ликвидации, включая сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, их временного складирования, транспортировки и последующей утилизации. Для минимизации количества потенциально привлекаемых спасателей и специалистов разумно было бы в качестве средств локализации использовать, предварительно организовав, специальные инженерно-технические сооружения, а возможно и устройства, способные естественным путем улавливать и тем самым локализовывать разливы нефти и нефтепродуктов. Для объектов, расположенных на суше, возможно использовать и иные технические решения, подсказываемые в том числе особенностями рельефа местности. Словом, планирование мероприятий не должно носить формальный характер, а вариантов минимизации последствий разливов можно найти множество, оптимизируя решения.
Возвращаясь к регулирующим нормативным документам, отметим тот факт, что вышеозначенные вопросы оказались достаточно затеряны в перегруженных рассуждениями и излишней информацией планирующих документах, то есть в Планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Этот недостаток потребовал внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Кроме того необходимость согласования и утверждения такого плана в огромном количестве государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления серьезным образом забюрократизировало процесс разработки планов и их введения в действие. Есть и другие недостатки, потребовавшие внесения соответствующих изменений на которых нет необходимости подробно останавливаться.
В конце 2010 года разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предполагается утвердить «Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне», которые основаны на опыте предыдущих десяти лет правоприменительной практики в этой области.
Основой проекта постановления является Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, принятая в Лондоне 30 ноября 1990 г. и федеральные законы: №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 01 января 2002 года, №68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года, №116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года.
Данное Постановление Правительства, с нашей точки зрения, обобщает весь накопленный опыт по вопросу стимулирования организаций к обеспечению безопасности добычи, транспортировки, хранению и передачи покупателю нефти и нефтепродуктов. Важным аспектом документа является реализация конкретных действий по обеспечению безопасности населения и окружающей среды от разливов нефти и нефтепродуктов. При этом рассуждения о степени риска разливов нефти и нефтепродуктов на объекте, равно как и вопросы оптимизации соотношения количества привлекаемых и находящихся в готовности спасателей и проведенных инженерно-технических мероприятий и их качества, включая количество и работоспособность специальных технических средств отдаются полностью, при наличии доказательной базы, на откуп решению руководителей организаций, в конечном итоге ответственных за применение плана мероприятий на практике.
Проект согласован и одобрен региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, абсолютным большинством федеральных органов исполнительной власти. Этот документ, по заключению Минюста России, соответствует актам более высокой юридической силы, правилам юридической техники, не содержит внутренних противоречий, пробелов в правовом регулировании и, что немаловажно, не содержит коррупционной составляющей.

Постановлением предусматривается следующее:
1. Полнота ответственности за мероприятия по предупреждению и реагированию на разливы нефти и нефтепродуктов возлагается на эксплуатирующие организации;
2. Устанавливается, что любой разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объемов утечки является происшествием, которое наносит вред экономике и окружающей среде и может перерасти в чрезвычайную ситуацию, критерии установления которой определяются отдельным Постановлением Правительства «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 года №304 с необходимостью привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Недопущение такого перерастания является одной из основных целевых задач планирования и реализации мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
3. Организации проводят инженерно-технические мероприятия (модернизация, защитные сооружения и т.п.) по снижению вероятности как самих разливов нефти, так и масштабов их экологических последствий в совокупности с обеспечением повышения уровня квалификации руководства и персонала организации и несением готовности спасательных формирований по ликвидации разливов нефти, а государство контролирует в лице уполномоченных органов власти проведение заявленных организациями мероприятий, предусмотренных их планами по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
4. Установление измененного объёма, состава, порядка разработки и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с целью их упрощения, повышения эффективности их применения на практике, а также сведения административных барьеров практически к нулю;
5. Повышение эффективности экологического управления в организациях и сведения к минимуму негативных последствий их деятельности и минимизации ущерба по отношению к населению и окружающей среде путём оптимизации инженерно-технических мероприятий и объёма обеспечения готовности аварийно-спасательных формирований для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Предприятия, компании и организации, осуществляющие операции с нефтью и нефтепродуктами обязаны информировать государственные органы власти о разливах нефти и нефтепродуктов и о силах и средствах их локализации и ликвидации, так как информация о произошедшем разливе не может быть излишней в силу того, что является прежде всего необходимым элементом оперативного планирования действий органов исполнительной власти для оказания соответствующего содействия компаниям по предотвращению перехода разлива в чрезвычайную ситуацию, а при необходимости и по её ликвидации.
7. Устанавливается необходимость вместо согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов государственными органами исполнительной власти направление им этих планов в электронном виде по уведомительному принципу. Целью направления планов в государственные органы исполнительной власти является прежде всего необходимость проведения последними планирования возможных организационных мероприятий и практических действий, включая ведение соответствующих государственных реестров данных в интересах государственного управления.
Реализация всех вышеописанных положений позволяет качественно улучшить ситуацию с предупреждением (в том числе с обновлением основных фондов) и своевременным реагированием на разливы нефти и нефтепродуктов вне зависимости от уровней и объемов. Организации стимулируются на проведение гибкой, но одновременно повышающей эффективность реализации политики обеспечения экологической безопасности объектов, на которых может произойти разлив нефти и нефтепродуктов. Повышение такой эффективности достигается не только внедрением новых технологий, специальных технических решений, но и высоким уровнем профессионализма экспертов, персонала и спасателей, специально подготовленных в области локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Важно отметить, что речь далеко не всегда идет о создании с нуля всей инфраструктуры сил и средств по реагированию на разливы нефти. Для большинства объектов, являющихся потенциальными источниками таких разливов, российским законодательством установлена обязательность наличия либо собственных аварийно-спасательных формирований, либо их привлечение на договорной основе. Речь идет, например, о противофонтанных службах, газоспасателях и т.д. Именно на их базе возможно создание формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти — естественно, при условии соответствующего обучения и аттестации личного состава и наличия специального оборудования. Еще одним вариантом может являться аттестация в качестве аварийно-спасательного формирования уже имеющихся в организациях аварийно-восстановительных бригад и прочих аналогичных подразделений. Тем более, что уже аттестованных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов переваливает за тысячу. Таким образом, в большинстве случаев можно говорить не о создании новой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а о дополнении уже существующей.
Подобный подход, предполагающий ответственность нефтяников за обеспечение наличия необходимого состава сил и средств, грамотного их применения, обучения своих сотрудников и т.д., а также информирование государственных органов власти о разливах нефти и нефтепродуктов полностью соответствует таковому у ведущих иностранных нефтяных компаний. Также стоит указать и на постоянное ужесточение законодательных требований в области предотвращения разливов нефти в наиболее развитых странах мира. Отрадно, что Россия также следует этой тенденции, однако, бездумное копирование мирового опыта без учета российских особенностей вряд ли будет оптимальным решением. Важно реализовать комплексный подход к регулированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти, с учетом особенностей нашего законодательства (как федерального, так и регионального), а также добиться того, чтобы эти вопросы учитывались во всех аспектах функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Необходимо чтобы регулирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти осуществлялось прежде всего самими нефтяными компаниями, предприятиями и организациями для достижения цели становления экологически и социально-ответственного бизнеса, а регулирование и контроль со стороны государства не превращались в самоцель и проводились с учетом особенностей вида деятельности организаций и места расположения объектов нефтяной отрасли.

uralenerdgi.ru

Предупреждение и ликвидация разливов нефти: ПЛАРН, оборудование и методы

23 февраля 2014г.

В соответствии с законодательством РФ разливы нефти относятся к чрезвычайным ситуациям, поэтому требуется незамедлительная ликвидация их последствий. Предупреждение и ликвидация разливов нефти выполняется многофункциональным комплексом задач в соответствии с разработанным ПЛАРН, использованием специального оборудования и реализацией разных методов.

Предупреждение аварийных ситуаций, связанных с разливом нефти

Существует несколько возможных источников разливов нефти и нефтепродуктов:

  • резервуары хранения нефти и нефтепродуктов;
  • технологические и нефтесборные трубопроводы;
  • напорные трубопроводы;
  • запорная арматура;
  • оборудование скважин.

Учитывая особенности технологического процесса, причинами возникновения аварий на производственных площадках может стать:

  • разгерметизация резервуаров;
  • коррозия металла стен резервуара или трубопровода, поэтому важно позаботиться о защите трубопроводов от коррозии;
  • выход из строя оборудования, нарушение технологического режима;
  • повреждение арматуры и технологических трубопроводов;
  • выход из строя вспомогательного оборудования;
  • катастрофические ошибки рабочего персонала;
  • нарушение правил технической эксплуатации.

О предупреждении аварийных ситуаций на нефтепроводах мы уже писали, ознакомиться с данной информацией можно тут.
Возможны аварии, связанные со сбросом нефтепродуктов в море. Зачастую это связано с необходимостью спасения людей. Это крайне редкие случаи, но все же они случаются. Мы уже рассказывали о таких случаях и о том, какие действия нужно выполнять. Об этом читайте в статье аварийные случаи сбросов нефти в море.

План ликвидации аварийных разливов нефти

План ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН) – документ, определяющий все мероприятия, направленные на определение и ликвидацию аварийных ситуаций, связанных с утечкой нефти и нефтепродуктов. Также в нем описываются методы профилактики последствий разливов.

ПЛАН – главных документ, определяющий порядок действий рабочего персонала опасного производственного объекта и аварийно-спасательных служб. Разработка данного плана является обязательным для компаний, занимающихся хранением, переработкой или транспортировкой нефтепродуктов.

При возникновении аварии все действия выполняются в соответствии с планом ликвидации разливов нефти. Зону распространения нефти определяют эксперты, проводимые анализ специфики работы опасного объекта и других факторов: погодные условия, время года, рельеф местности и т.п.

Способы и методы ликвидации разливов нефти

Выделяют несколько методов ликвидации аварийных разливов нефти, выбор которых определяется временем, величиной разлива и масштабом экологической угрозы.

  1. Термический метод – выжигание разлившейся нефти. Данный вид борьбы применяется в случае, когда слой нефти более 33 мм. Наиболее эффективно проводить выжигание сразу же после разлива, пока еще слой нефти не смешался с водой.

  1. Физико-химический метод. Этот способ борьбы с аварийными разливами заключается в использовании диспергентов и сорбентов. Сорбенты служат поглотителем нефти, удерживая ее внутри. Деспергенты более опасны для окружающей среды, поэтому их лучше использовать в самых крайних случаях.
  2. Механический метод – сбор нефти с помощью специальных устройств.
  3. Биологический метод – поглощение остатков нефти бактериями и грибками. Он проводится после механического и физико-химического способов. При невысоких температурах процесс биологической ликвидации затягивается надолго. При использовании данного метода применяются следующие подходы: стимулирование дикой микрофлоры в условиях загрязнения, выделение на месте аварийного разлива микрофлоры, создание всех условий для нормальной жизнедеятельности организмов и другое. С данным методом вы можете ознакомиться здесь.

При ликвидации аварийных разливов нефти на воде используются специальные устройства – нефтесборщики. Они подходят для сбора нефти, нефтепродуктов и водомасляной пены, при этом мусор отделяется от воды. Нефтесборщики могут быть самоходными, буксируемыми, устанавливаемыми стационарно и переносными. Сбор нефти на воде заключается в использовании этих нефтесборщиков.

Также советует ознакомиться со средствами локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Об этом мы говорили в другой статье.

Оборудование для ликвидации разливов нефти

Оборудование, использующееся для локализации и ликвидации разливов нефти, размещается на мобильных установках, с помощью которых специальные устройства и техника транспортируется на место аварии вне зависимости от среды загрязнения (суша или вода). Мобильные комплексы представляют собой большие емкости или автоприцепы. Используются такие системы для сбора разливов нефти: олеофильные, пороговые и вакуумные скиммеры.

Учитывая то, что местность может иметь разный рельеф, климат и другие факторы, используются разные комплектации передвижных комплексов со специальными наборами средств и устройств для удаления нефтепродуктов с водной или земной поверхности. Оборудование ЛАРН в каждом отдельном случае подбирается индивидуально, с учетом особенностей сбора, транспортировки нефти, ее переработки, отдаленности региона и других условий.

Ликвидация последствий аварийных разливов нефти
После завершения всех аварийных работ, связанных с ликвидацией разливов нефти, создается комиссия. Она проводит осмотр земель, во время которого определяется географическое положение и площадь нарушенного участка, характер нарушения и глубина загрязнения.

Самые эффективные способы реабилитации загрязненной территории:

  • смыв остатков нефти в теплое время года, откачка;
  • стимуляция микробиологического разложения нефтепродуктов (известкование, фрезерование, минеральные удобрения);
  • фитомелиорация – снижение концентрации углеводородов в земле до предельно допустимых уровней, создание устойчивого травяного покрова.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Москва: +7 (495) 518-47-27

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

xrl.ru

Смотрите так же:

  • Опрос адвокатом лиц с их согласия Опрос адвоката, понятие и доказательственное значение Возможность опроса адвокатом граждан при оказании юридической помощи по делу предусмотрена действующим законодательством РФ с 2002 года. Закрепление в УПК РФ, а также законе «Об […]
  • Вывод налог на прибыль организации ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Проведенное в работе теоретическое исследование позволило достичь поставленных целей и сделать следующие выводы о механизме взимания налога на прибыль. 1. Одним из самых эффективных решений в налоговой политике и […]
  • Какие периоды берутся для начисления пенсии За какие года должны брать зарплату при начислении пенсии в 2017 году? Я выхожу на пенсию в апреле 2017 года (55 лет). Почему для расчета пенсии мне берут заработную плату за 2002 год, а не за 2015-2016гг. Вопрос относится к городу […]
  • Приказ от 15112006 Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №683 «Об установления на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории […]
  • Приказ 15 режим труда и отдыха водителей Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15"Об […]
  • Приказы министерства здравоохранения 214 Приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 15 мая 2013 г. N 214 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 12 апреля 2011 г. N 129" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения […]

Обсуждение закрыто.