Православие основные законы

10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей

1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
6. Не убий .
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Православный сайт «10 Заповедей» создан на основе толкования 10 Заповедей Закона Божьего православным священником Алексием Морозом для более глубокого понимания людьми как самого значения Заповедей, так и грехов, которыми нарушаются эти Заповеди. Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех. Материалы данного сайта помогут глубже, с православной точки зрения, познать смысл 10 Заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад.
Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай. На данном сайте на основании 10 заповедей Господних, дан не только наиболее полный перечень, встречающихся грехов, но и раскрыта их суть, указаны пути борьбы с ними. Сначала приводится заповедь Господня, потом указываются действия, считающиеся ее нарушением, затем раскрывается их греховная сущность.
Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).
Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, — «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).
Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего , которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20).
Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.
Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан.15:13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т.е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:37-38).
Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатию. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.
Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях.

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего. ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

10zapovedei.ru

Важное предисловие

«12 Уроков Православия» предназначены для тех, кто не имеет сколько-нибудь отчетливых понятий о христианстве и осознает, что представления о нем столь расплывчаты и путаны, что они лишь смутно будоражат эмоции, но не дают разумной определенности уму и сердцу, а поэтому не являются основанием религиозной серьезности и верности своей духовной традиции.

Эти Уроки для тех, кого, по крайней мере, смущает честное признание того факта, что, несмотря на их крещение или номинальное отнесение себя к христианскому мировоззрению и культуре, понимание основ Православия находится у них на уровне самых примитивных представлений.

Эти Уроки для тех, кто, придя к храму, вскоре потерял ориентировку в Церкви, перестал отличать главное от второстепенного, когда вместо свидетельства о Христе перед ним выставили частокол мрачных и грозных «Нельзя!», заточив ищущую мысль души в камеру иссушающих дисциплинарных предписаний. Этим людям (ох, как многим!) веру представили как давящий груз на плечах, а не как крылья за спиною, ибо вера предстала перед человеком как тень, от которой мрачнеют и угрюмничают лица, а не как свет Божества, наполняющий души человеческие, свет, от которого лица просветляются, становясь ликами. (Как славно звучит откуда-то залетевшая строчка : «На лице, как на иконе, отпечаталась душа»!)

Очень важно (глядя на прессу) знать основы христианства и духовных законов тем, кто работает в СМИ, чье слово воздействует на миллионы. Им следует всегда помнить, какую духовную ответственность они несут за каждое слово религиозного невежества и лжи. Это опасно прежде всего для них самих, ведь духовные законы так же неотвратимы, как и физические. Кичиться своим «атеизмом» или псевдорелигиозной «терпимостью» (да и тот чаще всего выше кухонного уровня не поднимается) все равно, что похваляться своей ущербностью или неполноценностью. Иосиф Бродский о таких очень мудро сказал: «Неверье – слепота, но чаще – свинство».

Следовало бы быть осведомленными с основами православного вероучения и многим политическим деятелям и иным «ревнителям веры и державности». На беду многие из них своей безграмотной, эмоционально-горячечной «защитой» распространяют некое карикатурное впечатление от Православия на множество умов — таково уж свойство публичности. Вера – это удел потаенности, а не публичности, и для того, чтобы она приносила настоящие духовные плоды в человеческой жизни, она должна быть осмысленной и непременно правильной и разумной, т.е. приводящей человека к цели его бытия. Нужно знать, что быть верующим (как? во что?) еще не значит быть христианином.

Правильное, основательное понимание Православия позволит многим мыслящим и ищущим людям избежать дурного, разрушительного влияния религиозно-экзальтированного экстремизма, который, к сожалению, нынче очень распространен среди церковного народа (носителями его всегда выступают наиболее христиански необразованные и невежественные люди). Как и всякое психически ненормальное явление, имеющееся во всех сферах общественной жизни, он [религиозный экстремизм] фокусирует на себе внимание людей, бросая тень идиотизма на Церковь. И надо иметь определенный уровень религиозной образованности и здравомыслия, чтобы понимать эпатажные выходки и демарши не как выражение православной мысли и традиции, а лишь как свидетельство психологической неуравновешенности и дремучей невежественности этих бедолаг.

Для подлинной православной духовности характерны сосредоточенная мысль, такт, глубина молитвы, отчетливое представление о силах, движущих развитием мира и обстоятельств, — оттого и разумное поведение в любых ситуациях; развитая духовно-культурная среда (уникальная в своем роде и единственно сохранившаяся в нынешние времена) – среда для максимально целостного воспитания личности. А вот золоченность куполов, бурное храмостроительство и т.п., несмотря на несомненную важность, является лишь средством к достижению цели христианской жизни. Главная «постройка» христианина – это храм своей души. И строить его необходимо тщательно, напряженно и обязательно умеючи. Это строительство гораздо сложнее, чем воздвижение каменных сооружений, но оно и возносит человека к Богу, соединяя его с Христом.

12 уроков – это, наверное, самое минимальное количество тем, (возникших совершенно естественно) необходимых для формирования некоего остова понимания православного вероучения. Однако, даже этот материал оказывается все же немалым, но меньшим объемом обойтись, пожалуй, не удастся. И это потому, что Православие – сложно. Нужно понимать, что эта сложность является свидетельством высокоразвитого, гармоничного организма. Сложность – необходимое условие роста, движения вперед. У сект и иных «церковок» – несчетное количество которых вместе с прочим социально-бытовым и информационным мусором нанесло к нам с Запада, — как у амебы, все «просто и очень просто». Они упростили, выхолостили христианство, опустив его до своего сыто-потребительского уровня, отштамповав себе великое множество «христианств», подстроив их под всякую нужду. У них есть бесконечные пустые разговоры, зазубривание и механическое цитирование Библии (но вовсе не изучение ее!). Нет у них только одного, самого существенного, – Христа, ибо в их религиозных построениях Он оказался ненужным, «неудобным», слишком нестандартным для их примитивно- стандартной подачи христианства.

Многогранность Православия, его гениальная целостность и вытекающая из нее сложность, увы, представляют в нынешнее время рекламомыслия и упрощений одно из препятствий для его полноценного, подлинного восприятия. К великому сожалению, таких книг, которые вводили бы современного человека в светлый мир христианства с самой начальной, нулевой ступени, пожалуй, нет – и это печальный парадокс. В то же время превосходной литературы о более высоких ступенях и уровнях Православия – множество, и с этой литературы многим вынужденно приходится начинать свое религиозное просвещение. Но это то же, если бы первоклассников начинали учить по учебникам 5-го класса, полагая, что читать, писать и считать они уже должны уметь.. Вот так нынче и получается, что церковная среда наполнена людьми, начавшими с прочтения «Добротолюбия» или «Лествицы», и сходу приступившими к «творению» Иисусовой молитвы, но в то же время так и не приобретшими понимания даже самых основных вероучительных истин и основ духовной жизни. Не учат же в школах дифференциальному исчислению, не изучив прежде в начальных классах таблицы умножения?

Данный проект представляет собой попытку в определенной мере восполнить этот зияющий пробел в религиозном образовании, систему которого восстановить в современных условиях исключительно сложно. Кстати сказать, сегодня требуется трезвое понимание того, что работа по воссозданию этой системы в наше время – это работа тонкого порядка и многогранной сложности. Непродуманность, торопливость, непрофессиональность здесь особенно вредны, и в этой связи есть основания опасаться, что из поспешного, неподготовленного введения в общеобразовательных школах предметов о Православии, ничего путного не выйдет, а результаты вполне могут оказаться обратными. Кто сможет правильно научить (а не только изложить из книжки!) основам подлинного православного вероучения? Ведь не то, что в школах, — на приходах пока что нет возможности ликвидировать религиозную безграмотность! А тут – светская школа, построенная, по сути на атеистических началах, с педколлективами практически такого же мышления и воспитания, начиненная с помощью TV , видео и Интернета антидуховностью, с нацеленным разжиганием в учениках самых низменных страстей и наклонностей.

Правильное восприятие Православия, т.е. духовных законов развития личности и общества, представляет собой ключевую задачу современности, как это ни странно может показаться. Формирование здравого осмысленного мировоззрения людей является тем основным звеном, отсутствие которого в жизни страны ни за что не позволит решать социальные, экономические, культурные и государственные проблемы. Нынешнее состояние разрушенного мировосприятия, замены его в умах миллионов на телевизионные штампованные суррогаты приводит к возбуждению и насаждению самых низменных пороков, моральному и духовному разложению народа – пьянству, повальному хамству и некультурности, наркомании, растленной молодежи, преступности, распаду семьи, беспризорности и сиротству миллионов (!) наших детей. Нынешняя криминальная пропаганда яростно восстает против Православия, но во многом эта борьба вызвана непониманием его сути. Ведь великое наследие тысячелетней культуры и государственности создавалась людьми православно-мыслящими: Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой, Павлов, Блок, Ахматова, Лихачев- это нескончаемый ряд — они жили и творили, будучи религиозно воспитанными. По-видимому, не найти в истории нашей культуры значимых людей, не живших религиозной жизнью (конечно, разной степени углубленности и с учетом личностных особенностей каждого).

Не пьяницы и бездельники создавали экономическую мощь тысячелетней Российской Православной Империи. Трудолюбие людей, их разумность, крепкие многодетные семьи (один развод на 10000 жителей!), природная душевная широта и интеллигентность воспитывались на жизненных принципах и устоях, сформированных именно Православием, которые не были просто данью «забавным народным традициям», а являлись духовной средой роста личности, воспитания поколений. Великолепие и многочисленность храмов и монастырей было создано стремлением этих, понимающих толк в жизни людей, насытить духовной жизнью свой труд и быт.

Не случайно каждый проезжающий, завидя строящийся храм, старался хоть кирпич уложить в его стены, зная, что молитва о нем, потрудившемся, будет возноситься в этом храме, покуда тот стоять будет. Они знали духовную силу жертвования. Как ценно для человека пожертвование на издание полезной духовной книги, которая разойдется по многим тысячам умов. Очень хорошо было бы, к примеру, что бы то же «Добротолюбие» или поучения Аввы Дорофея могли читаться в каждом доме, будучи дешевыми, доступными каждому книгами. И раньше люди благотворили таким изданиям, ибо знали – это то, что войдет сними в их вечность, что составляет их сокровище на небесах. Эти люди, наследие которых нынче проматывается и уничтожается, жили с ясным осознанием перспективы бессмертия своей души, и это было в них от образованности, а не от «дремучести».

Неужто нынешние авторитеты, никак не приводящие страну в порядок, разумнее и просвещеннее тех, кто создавал ее, в сущности, еще совсем недавно? Мировоззрение православного человека отражает запросы и стиль мыслей лучших и передовых людей, создававших страну – труд, доброта, семья, творчество, интеллигентность, самоотдача, любовь к Родине, стремление к постижению Божества, а вовсе не дремучесть, невежество и мрачность, как его представляют большинство в наше мутное, суетное время.

Цель, суть и посыл этого проекта созвучны словам авторитетнейшего иерарха и богослова Русской Православной Церкви митрополита Московского Филарета: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? – Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… ( Мф. 28.19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».

www.12urokovpravoslavia.ru

По каким законам живет мир?

По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, – это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже – с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем – это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё.

И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит Закону Божиему, или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, – всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно – и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.

Больше того – такое противопоставление, а наипаче сознательное, горделивое, заслуживает, как ни странно, сочувствия. Такое противопоставление изначально обречено на крах и посрамление, очевидность которого опять же может наступить раньше или позже, но наступит обязательно. Потому что над всеми человеческими законами стоят, если можно так сказать, два Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния. Конечно, названия эти условны, но за ними действительная Божия правда. Стремящимся жить и поступать по ней она обещает воздаяние, а попирающим ее и не желающим каяться – возмездие. И с этими законами спорить никому не под силу, а правильнее сказать – само желание «тягаться» с этими законами означает уже опасную степень безумия. Единственная возможность избежать возмездия за попрание Божиих Заповедей – это покаяние, то есть сознательный отказ от противостояния Богу, примирение с Ним. Тогда все беды, которые должны были обрушиться на голову «человека противления», по милости Божией «обнуляются», и человеку предоставляется возможность начать жить действительно иной, новой жизнью. Жизнью в согласии с Богом. Но если человек «упирается», горделиво не хочет признавать власти Божией и Его силы, то Господь дает ему постепенно вкушать плоды этого противления. Обычно их называют «наказанием Божиим», и это так, если только слово «наказание» понимать не как проявление жестокой властности, а как урок, «наказ», позволяющий человеку вкусить плоды своего безумия сначала в малой степени, а потом, если не вразумится, – в большей, вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека, приводя его к покаянию, возвращению к Богу. Но если мы внимательно посмотрим на жизнь такого человека, мы увидим ясно множество предварительных, «предупреждающих звоночков» от Бога – от самых тихих до последних и оглушительных «набатных» звонов, за которыми следует уже катастрофа. И если каждый из нас будет внимателен к своей жизни, если он будет со всей глубиной и серьезностью прислушиваться к таким «звоночкам», сличая свою жизнь с Божией правдой и исправляя ее с сознательным покаянием, то можно с уверенностью сказать, что человеку удастся избежать многих несчастий и бед в жизни своей и своих близких.

Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему – которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом – то и со смертью души, с вечной мукой, как это ни страшно звучит.

Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или слова, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно.

Потому что есть еще и другая опасность – так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит.

Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство – крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними. Не может, потому что для этого нужно быть причастником Духа Христова, иметь те же чувствования, какие имеет в Себе Иисус Христос, а для этого нужно жить церковной жизнью. Вот слово, о которое многие препинаются, которое многих даже злит и сердит, потому что им кажется, что можно и без церковной жизни оставаться добропорядочным человеком и даже – христианином. Так вот: никакого христианства вне Церкви нет. И не может быть… Мы часто вспоминаем слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение Истины… что Церковь есть тело Христово, а вот дальше там есть удивительные слова, которые упоминаются почему-то редко, между тем как они говорят о многом. А далее говорится о том, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Потрясающие слова! То есть в Церкви – и именно в Церкви – обитает вся полнота истины. И если человек пренебрегает Церковью, ее жизнью, то этот человек, что бы он ни мечтал о себе, на самом деле ищет не истину, а ложь, не полноту, а ущербность, не Христа, а антихриста. Это жестокие слова, но спорить с ними так же бессмысленно, как бессмысленно спорить с Богом и противиться Его законам.

Другое дело, что эта полнота истины, а прямо сказать – Сам Христос, Который составляет полноту Церкви, – не видны и не понятны бывают сразу… Впрочем, бывает и иначе, бывает так, что Господь, напротив, открывает Себя человеку в Церкви, но потом как бы отступает, скрывается за суетой бытия, и церковная жизнь предстает человеку в обычном, житейском свете со всеми его дрязгами, несовершенством и страстями… Но всё это происходит только потому, что сами мы не способны увидеть Христа и Его Церковь в истинном свете, сами мы пребываем в той суете и омраченности, которые мешают видеть что либо еще, кроме плотского, душевного измерения жизни. И хорошо еще, если Господь привел человека в Церковь, открыл Себя ему в неизреченной радости богообщения. А бывает и так, что человек приходит в храм и с самого начала ничего «особенного» там не видит. Не видит и уходит из Церкви. И вот тут возникает вопрос: неужели Бог лицеприятен? Почему Он одним открывает Себя, и даже если «отступает» потом, то человек всё равно, памятуя об этой светлой встрече, ищет Бога снова и снова в Его Церкви, ищет настойчиво, пока не обрящет вновь и… снова потеряет… Но эти «утраты» с каждым разом всё более будут осознаваться уже не как то, что Бог «прячется» от нас, а как то, что Он, напротив, снисходит к нам, открывает Себя, зовя за Собой, с тем чтобы мы стремились к Нему сознательно и твердо, преодолевая все трудности и противности мирской суеты и восходя «от силы в силу».

Но, кажется, Господь и приоткрывает Себя не каким-то избранным людям, а тем, кто этого пусть неосознанно до конца, но искренне ищет в глубине души, как истину… как свет… как смысл бытия.

И, напротив, если человек «ничего не чувствует» в Церкви, возможно, это свидетельствует о том, что сердце его не ищет истину, а ищет что-то другое, свое, удобное и согласное с собственным, созревшим и сложившимся представлением об истине, то есть человек ищет, может быть, только подтверждения своим догадкам, пожеланиям… ищет угождения своему лжеверию, как это ни прискорбно звучит. И если он уходит из храма, то будьте покойны – он либо возлюбит, взыщет истину всем сердцем и вернется в храм, отвергнув себя, либо найдет возможность угодить себе, своему зловерию – где угодно, в любой самой безумной секте… или в «личной вере», скроенной по его собственному шаблону и удобной прежде всего и только для него самого. Но к истине это не будет иметь никакого отношения, потому что истина – это Сам Христос, Наполняющий всё во всём, в Своей Церкви. И это еще один из тех важнейших Законов, о которых мы говорим сегодня и «препираться» с которыми не только бессмысленно, но и невозможно. Потому что Бог победил мир! Уже. И нам только остается сделать выбор: стать участником и причастником этой победы или потерпеть сокрушительное поражение.

www.pravoslavie.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон от 2 мая 2018 года 122-фз Изменения в законодательстве в июне 2018 года Хозяйственная деятельность 1. Внесены поправки в Гражданский кодекс РФ относительно финансовых сделок, банковских вкладов, счетов и расчетов.Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ "О […]
  • Законы ману даты Законы ману даты Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
  • Пособие по танцам Обсуждения БЕСПЛАТНО книги по хореографии. Электронная библиотека. 232 сообщения Друзья, в этом разделе вы можете скачать и прочитать книги по хореографии БЕСПЛАТНО! Заказать книги по хореографии в печатном виде очень просто, следуйте по […]
  • Трейлерные суда Трейлерные и контейнерные суда По данным отечественных и иностранных источников в книге обобщены и систематизированы сведения о конструктивных особенностях и оборудовании трейлерных и контейнерных судов и их экономической эффективности. […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]
  • Пособие арбузкина Запись на стене Вы этого ждали) Вторая часть обществознания! Право:1. Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Зерцало-М, 2011.2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников […]

Обсуждение закрыто.