Правило чу щу пиши с буквой у исключения

Оглавление:

Жюри брошюра парашют — исключения жю-шю

«Брошура, парашут, жури» –
Терпеть ошибки не могли.

«Жури, брошура, парашут» –
Зовут меня на Страшный Суд…

ЖЮри, брошЮра, парашЮт –
Пишу, пишу я с буквой «Ю»!

Брошюра, парашют, жюри –
Пропели громко попурри!

Жюри журит жука за шум
А тот жужжит от тяжких дум:
«В жюри проникла буква «ю»,
Хоть твёрдо звуки говорю.
«Журить, жужжать — мы пишем «у»,
Тогда в жюри «ю» — почему?

Журавль журит жука за шум,
А жук крылом журчит от дум.
Усами крутит жук жужжа.
Ромашки гнутся и дрожат.

__________________________________________
Помните правило из первого класса: ча и ща пишем с буквой а,
чу и щу пишем с буквой у,
жи и ши пишем с буквой и?
Почему же правило звучит не так:
ЧА ЩА ЦА ЖА ША – ПИШЕМ С БУКВОЙ А
ЧУ ЩУ ЦУ ЖУ ШУ – ПИШЕМ С БУКВОЙ У
ЖИ ШИ ЦИ ЧИ ЩИ – ПИШЕМ С БУКВОЙ И?

Чаща, цапля, жаль, шаль
чудо, щука, цукаты, журчать, шуметь
жил, шил, цирк, чистый, щиплет

Ведь пишем мы именно так. Вспомните из фонетики, что [Й Ч Щ] – мягкие непарные звуки, всегда мягкие! Ча, ща, чу, щу – мягко звучит, и хочется написать чя, щя, чю, щю… Ведь мягкость согласных обозначают именно буквы еёяюиь. Вот нам и хочется показать мягкость ч, щ.
А жа, ша, ца, жу, шу, цу и так твёрдо звучит, ведь звуки [Ж Ш Ц] – твёрдые непарные, всегда твёрдые! Жи, ши, ци – наоборот, звучит твёрдо, и хочется писать жы, шы, цы.
Ци мы пишем в корнях слов, а в суффиксах и окончаниях надо писать цы: цирк, циновка, цистерна, цикорий, но курицын, бледнолицый, молодцы, удальцы.

1. БРОШЮРА, ПАРАШЮТ, ЖЮРИ + однокоренные слова:
брошюровочный, брошюровать, брошюровщик, сброшюрованный, парашютный, парашютист, парашютировать + пшют (фат), фишю (кружевная косынка)…

2. Иностранные имена собственные: Жюль Верн, Чюрлёнис, Цюрих, Цявловский…

3. «ЦЫЦ, ЦЫПЛЁНОК!» — ЦЫКНУЛ ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ. + однокоренные слова: цыплячий, цыпки, цыганёнок, цыганистый, цыганить, выцыганить, цыганка.

www.stihi.ru

Правописание буквосочетаний ЧУ–ЩУ

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (150,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча — ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу.
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ —
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор «яблок» красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок —
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание —
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

— На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

— Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)

— Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

— Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

— Вам хочется узнать что — то новое? (Да.)

— Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

— Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

— Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща».)

— А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

— Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

— Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

— Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

— Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

— Почему последовательность шагов будет именно такой?

— Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи — ши пиши с буквой и)

— Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

— Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

— Проверяем по образцу.

— У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание .

— Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

— Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

— У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)

— У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

— У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

— Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)

— В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)

— Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ — у или ю.)

— Кто — нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи — ши, ча — ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу — щу.)

4. Проблемное объяснение нового материала.

— Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)

— Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)

— Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)

План.

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

— Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны.)

— Кто может ответить на вопрос , будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу после твердых согласных пишем букву и, после мягких буквы а, у..)

— Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

— Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)

— Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)

— Достигли поставленной цели? (Да.)

— Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

— Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу — щу? (Правило: в буквосочетаниях чу — щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

— Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу — щу? (Да.)

— Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

— Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

— Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место — буквосочетание щу. Применяю правило : «чу — щу пишу с у», пишу в слове щука щу с буквой у.

— Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

— Закончили выполнение работы? (Да.)

— Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

— Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

— Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

— Встаньте те, у кого 20 плюсов.

— А теперь — у кого 19-17 плюсов.

— Что не получилось? (:)

— Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

— Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

— Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

— Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)

— Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)

— Достигли цели? (Да.)

— Как пишутся буквосочетания чу — щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)

— Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу — щу — повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения — желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения — зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

— Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

— У кого созрели красные яблоки — дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые — вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туча], [роща]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исключение из правил «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Как-то просмотр интенета результатов не дал, наверное плохо искал.
Так вопрос — какие существуют исключения из вышеуказанных правил правописания?

Гм, то есть во всех случаях пишется, как в правиле?
Вопрос с чем связан — у ребетенка в прописях задание на двух страницах, ну и как-то странно показалось, что по сути дела предлагают тупую вставку «у» вместо «ю», «и» вместо «ы» и «а» вместо «я»

задания с подвохом начинаются в более старших классах

Парашют, жюри Казалось бы, и при чем здесь «жи-ши»?
В любом случае — спасибо, про иностранные-приобретенные слова я помню

щячло попячтся, жывтоне!

* Чю-щю пишется через «ч» и «щ».

ЧЯПКЯЛЯЙ — (Cepkeliai) заповедник на юге Литвы. Основан в 1975. Площадь 8543 га. Обширное болото, из которого вытекают реки Ула и Катра. Реликтовые и эндемичные растения. Кабан, косуля; глухарь, серый журавль и др.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/326202

Парашют, жюри жу, шу пиши с буквой У

Вот как раз побывав в Казахстане, ты узнаешь о таком исключении: есть такой город, раньше назывался Чимкент, потом его переименовали и постановили называть Шымкент (в русской транскрипции, причем). А все потому, что в казахском можно писать и «жи-ши» и «жы-шы».

ну так то казахский.
в этом принципиальное, на мой взгляд, отличие)
как-то был вопрос к главному редактору ПКО Картография о написании на картах (русскоязычных — !) названий среднеазиатских и казахстанских городов.
почему Шымкент, а не Шимкент?
Туркменбашы, а не Туркменбаши?
ответ: потому что политика, ноты протеста в МИД, вновь образованные молодые республики могут почувствовать себя ущемленными и т.д.
так что я думаю, что правописание названий таких городов на русском языке по правилам русского языка (а не какого-нибудь другого) — вопрос времени.
зы. Чимкент и Красноводск

хорошо, что Китай давно образован

Так вопрос — какие существуют исключения из вышеуказанных правил правописания? Все имена собственные являются исключением. Имена собственные вообще правилам орфографии не подчиняются. А так исключений нет =)
Кстати, вот давным-давно меня интересовал вопрос. Почему все правила формулируются лишь для неочевидных на слух случаев, а не для всех имеющихся в языке закономерностей написания? Есть же в русском занятные фишки, типа отсутствия «гя», «кя», «гю»? Они фигурируют только в сурово заимствованных словах «гяур» и «гюйс», больше нигде. «Кю» хуже, там всяких французских заимствований много, ридикюли всякие, экю и прочие санкюлоты с педикюром, но тоже в нашем языке не встречается. А правила (отразившего бы эту закономерность) вроде как и нет =(

Также срочно необходимо правило, запрещающее образовывать слова только из букв Ы, или как минимум ограничить длину 20 буквами

А так исключений нет =) а парашют?

там буква Ш, а не Щ, всегда ваш, К.О.

а парашют?
еще раз для тех кто не читал тред:
К.О. подсказывает — в слове «парашют» отсутствуют слоги «чу» и «щу».
опередила

тогда всем чмоке в этам чяте!

Гя, кя и прочие кю — это таки в ходе развития языка стало жа, ча и чу. Которые раньше писались совсем не так (чюдо etc). А еще не было ки, было кы.
Ботай древнерусский!

ЧЯПКЯЛЯЙ Есть еще армянская фамилия Мкртчян, актер такой например.

ЧЯПКЯЛЯЙ Литовских фамилий с «чю» over9000: Чюрлёсин, Басанавичюс и .

ну вот, нашлась куча исключений, короче

ну-ну!
че-то я не видела на карте вьетнамского города Хуй, а только Хуэ, да и сирийского города Ебля не обнаружила, зато Эбла какая-то значится. да и Хуйгурский район почему то заменен на несуществующий Уйгурский.

В России есть республика Тыва, где есть, например, раскапываемая сейчас крепость Пор-Бажын. Название за ней в России закреплено именно такое.
Тем не менее, да, в незаимствованных словах везде положено писать жи-ши.

про иностранные-приобретенные слова я помню , я не хочу тебя оскорбить, но вот объясни, пожалуйста, ты помнишь про иностранные-приобретенные слова, но не помнишь про

но не помнишь про Почему, помню Другое дело, что применяю не всегда.

Также срочно необходимо правило, запрещающее образовывать слова только из букв Ы, или как минимум ограничить длину 20 буквами пока гос-во не запретило
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!

ну-ну!
че-то я не видела на карте вьетнамского города Хуй, а только Хуэ, да и сирийского города Ебля не обнаружила, зато Эбла какая-то значится. да и Хуйгурский район почему то заменен на несуществующий Уйгурский. так хотелось матерных слов написать, но не знала где бы?)

govorim-vsem.ru

Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Вы уже знаете, что очень важным словом на уроках русского языка считается слово «правило». Правило командует нами, даёт указания, как поступать, чтобы не написать слово с ошибкой. Значит, чтобы научиться писать без ошибок, надо уметь находить в слове опасное, иногда говорят ошибкоопасное, место и знать правило, которое можно применить.

На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’]? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ.

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, а ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ – ШИ пиши с буквой И, считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

Давайте попробуем применить правила на практике. Но сначала ещё раз повторим их. О чём вас предупреждает светофор (рис. 1)? Прочитайте все три правила и мысленно их повторите.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

«Добрый вечер!» – так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

«Добрый вечер!» – так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков (Источник)

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА – ЩА вы можете назвать?

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА – ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый – с сочетанием чу, во второй – щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

interneturok.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.