Правила жи ши слова исключения

На главную

Правила по русскому языку.

serjik700 06 Июн 2012

Правило №1
Правописание -ться и -тся

В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Пример: нужно делать, можно рубить, надо рубиться.

В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется.
Пример: он рубится. фильм скачивается. скилл кастуется.
(Отступление. Пример: «он кастует» — мягкий знак не пишется. также он не пишется если «он кастуется».)

Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак — он есть и в самом глаголе. Нет мягкого знака в вопросе — нет и в глаголе.
Пример: Что делать? — Качаться. Что делать? — Рубиться.
Что делает — Качается. Что делает — Рубится.
__________________________________________________________________________________________________

Правило №2
Приставки «з» в русском языке не существует.

Пример: сделать, списать, сдать, сдуть.
Слова «исключения», в которых «з» является частью корня: здание, здесь, здоровье и т. д.
___________________________________________________________________________________________________

Правило №3
«Не» с глаголами пишется раздельно.

Пример: не люблю, не играю, не качаюсь.
«Исключения»: Когда «не» входит в корень слова: Нервничать
Или когда слово не употребляется без «не»: Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, и т.д.
_________________________________________________________________________________________________

Правило №4
Правописание гласных после шипящих и Ц.

ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра. (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок)
ЧА-ЩА — пиши через А: чаща
ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. (Исключения: парашют, жюри, брошюра)
__________________________________________________________________________________________________

Правило №5
То, либо, кое, нибудь — черточку поставить не забудь!

Частица «то» (Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица «либо», приставка «кое» и суффикс «нибудь».
Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.
_________________________________________________________________________________________________

Правило №6
Правописание приставок -пре-, -при-:

Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т.п.
Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)

Если обозначает близость, сближение или присоединение:
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
При неполноте действия:
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
Если имеет значение завершенности действия:
приглушить, придумать, присмотреть
Если имеет значение «совершать действие в чьих-либо интересах»:
приберечь, припрятать
_________________________________________________________________________________________________

Правило №7
Правописание корней с чередованием:

бер/бир (для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)

Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)бер/бир (для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)

Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)
_________________________________________________________________________________________________

Правило №8
Непроизносимые согласные:

Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный — уста, искусный — искусен
_________________________________________________________________________________________________

Правило №9
Случаи, в которых необходимо ставить запятую:

Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:

* для обособления (выделения):
а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно,
в) обращений,
г) уточнений,
д) междометий,
е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет)

* между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения

* между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.

* при перечислении, то есть при однородных членах

Правила использования восклицательного знака (кроме того, что ставится только один восклицательный знак в одном предложении) таковы:
__________________________________________________________________________________________________

то пока не все правила русского языка!!Ваш кэп!!

forum.worldoftanks.ru

Тема: [Гайд]-Правила русского языка

Опции темы
Поиск по теме

[Гайд]-Правила русского языка

В этом гайде я расскажу вам немного про русский язык:

Правило №1
Правописание -ться и -тся

В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак.
Пример: нужно делать, можно рубить, надо рубиться.

В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется
Пример: он рубится. фильм скачивается. скилл кастуется
(Отступление. Пример: «он кастует» — мягкий знак не пишется. также он не пишется если «он кастуется».)

Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак — он есть и в самом глаголе. Нет мягкого знака в вопросе — нет и в глаголе.
Пример: Что делать? — Качаться. Что делать? — Рубиться.
Что делает — Качается. Что делает — Рубится.

Правило №2
Приставки «з» в русском языке не существует.

Пример: сделать, списать, сдать, сдуть.
Слова «исключения», в которых «з» является частью корня: здание, здесь, здоровье и т. д.

Правило №3
«Не» с глаголами пишется раздельно.

Пример: не люблю, не кастую, не качаюсь.
«Исключения»: Когда «не» входит в корень слова: Нервничать
Или когда слово не употребляется без «не»: Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, Невзвидеть и т.д.

Правило №4
Правописание гласных после шипящих и Ц.

ЖИ-ШИ-ЦИ пиши через И: жизнь, машина, цифра. (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок)
ЧА-ЩА — пиши через А: чаща
ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. (Исключения: парашют, жюри, брошюра)

Слово «раса» пишется с одной «с»
Слово «питомец» пишется через И.

Правило №6
То, либо, кое, нибудь — черточку поставить не забудь!

Частица «то» .(Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. Кроме того, через дефис со словами пишется частица «либо», приставка «кое» и суффикс «нибудь»
Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.

Правило №7
Правописание приставок -пре-, -при-:

-пре-
Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т.п.
Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)

-при-
Если обозначает близость, сближение или присоединение:
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
При неполноте действия:
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
Если имеет значение завершенности действия:
приглушить, придумать, присмотреть
Если имеет значение «совершать действие в чьих-либо интересах»:
приберечь, припрятать

Правило №8
Правописание корней с чередованием:

бер/бир(для примера): «бер» пишется всегда, когда нет суффикса «а» после корня
«бир» пишется, когда стоит суффикс «a»
(Забрать, забирАть, тереть, перетирАть)

Проверяемые безударные гласные:
В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением
знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие)

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать)
кормить — кормит (но выкармливать)

Правило №9
Правописание приставок:

Приставки з- не существует, есть приставка с-: сделай, свесь
В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова
В конце приставки следует писать з, если следующая буква — звонкая согласная, с — если глухая: воспеть, воззрение.

В приставках раз-(рас-) — роз-(рос-) под ударением о, без ударения — а: раздать — розданный
После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных слов: играть-сыграть, пединститут, сортинвентарь
Исключение: взимать

После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и: контригра, сверхизысканный, межинститутский

Перед словами с корнем чит — два с, перед чет одно с: расчесть, рассчитать.
Исключение: бессчетный

С приставкой -пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка, прадедушка, прародитель. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение

Слово в связи — всегда пишется раздельно

Правило №10
Непроизносимые согласные:

Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный — уста, искусный — искусен

Правило №11
Суффиксы причастий:

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч -ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).
-ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:
-ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);
-им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения; вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)

Правило №12
Случаи, в которых необходимо ставить запятую:

Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:

* для обособления (выделения):
а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно,
в) обращений,
г) уточнений,
д) междометий,
е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет)

* между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения

* между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.

* при перечислении, то есть при однородных членах

Правила использования восклицательного знака (кроме того, что ставится только один восклицательный знак в одном предложении) таковы:

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Пушкин

Печально я гляжу на наше поколенье!
Лермонтов

Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая!
Маяковский

Примечание 1. Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком:

а) предложения, не являющиеся придаточными и имеющие в своем составе восклицательные слове как, какой, что за и т. п., например:

Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! И как теперь она стала чужда и далека ему!
Л. Толстой

Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок!
Крылов

б) повелительные предложения, а которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения, например:

Не сметь!
Сюда, скорей!
За мной, товарищи!

Примечание 2. В восклицательных предложениях знак восклицательный может ставится после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи, например:

Пил мертвую! не спал ночей до девяти!
Всё отвергал: законы! совесть! веру!
Грибоедов

Восклицательный знак ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными, например:

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Лермонтов

А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар.
Крылов

Восклицательный знак в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.

wf.mail.ru

Против исключений «жи, ши»

и хочу добавить от себя.

Язык может строится как единая стройная система, которая учит человека мыслить разумно. А может строиться как система, которая учит зазубривать и подчиняться, не иметь своей точки зрения и мыслить сумбурно. Каков язык, таково и мышление — давно подмеченный факт, работающий в широком круге ситуаций. К сожалению, практически все ныне существующие языки относятся ко второй группе.

Один из примеров

Ребёнок приходит в школу и изучает простые закономерности, например: что есть мягкие гласные я, ё, ю, и, е, которые смягчают согласную букву, которая стоит перед ними. Ребёнок рад, что понял фундаментальную закономерность, понял как информация о мягкости передаётся без использования мягкого знака

И тут же его начинают бить по башке дурацкими дополнительными правилами, которые противоречат общей закономерности: ча, ща, жи, ши и др. Эти правила намекают: язык нелогичен, запоминай и выполняй, не спрашивай почему так. Эти исключения возводятся в ранг правила, хотя на самом деле являются именно исключениями.

Результатом этого правила является потеря информации о произношении слова: «жи» может быть прочитано и как «жы» и как «жи». Выхода из этого может быть два: помнить отдельно звучание каждого слова, или везде применять один и тот же из двух вариантов. Человек в нашем обществе зомбирован не до конца, и он всё же не разучился стремиться к простым путей. Поэтому результатом стало, что мы практически потеряли мягкую «ж» — люди всегда стали говорить «жы». Вожжы, дрожжы, жужжыт. Эта зараза перекинулась и на другие буквосочетания: парашут (который исходно должен был читаться мягко — парашют или паращют), брошура. Анимешники, начитавшиеся русских субтитров, говорят «Шынджы-кун», «Саёнджы». Что может быть отвратительней

Так правило «жи» уничтожило звукосочетание «жи» в языке

Сущестувует и множество других подобных примеров, общий результат которых сводится к одному и тому же:

Усложнение изучения языка с одновременным сужением его возможностей

Объяснить можно либо человеческой глупостью, либо реальной востребованностью в языке методов для манипуляции людьми

argonov.livejournal.com

Правила жи ши слова исключения

Жи, Ши. А в словах Желтый, Оранжевый пишется е, почему?

Обратите внимание на орфографическую ошибку в формулировке темы вопроса: «пишетЬся». Надо бы исправить, некрасиво! Теперь по сути вопроса. Возможно, я многих удивлю, но в некоторых официально утверждённых учебниках нач. школы правило так и формулируется: «ЖИ-ШИ не всегда пишется с буквой И», имея ввиду безударную Е (жЕтон). По-моему, таких авторов учебников надо лишать гражданства (как минимум!)

Мне вопрос напомнил вот этот перл:

Потому что там нет выбора И-Ы. Это неизменяемый суффикс -ЕВ- в прилагательном. -ИВ- пишется только в словах милостивый и юродивый. А ЖЕЛТЕТЬ однокоренное с ЖЁЛТЫМ.

В заданном вопросе, скорее, речь идет о словах «желтеть и оранжевый», в которых после Ж в безударной позиции произносится звук Ы.

Классическое, простое и понятное объяснение правила ЖИ-ШИ формулируется примерно так:

1) Правило ЖИ-ШИ без ограничений применяется для ударной позиции гласного: решить, жить, лживый, большие.

2) Безударный звук Ы надо проверить, так как звуки Ы и Э в безударной позиции произносятся одинаково (как Ы): живот — жить, широкий — ширь, оранжевый (безударный суффикс ЕВ), слышит (окончание ИТ 2-го спр.), свежим (каким?). Но: шелестеть — шелест, пишет (окончание ЕТ), в свежем (каком).

3) Если гласный нельзя проверить, его контролируют по словарю, правило ЖИ-ШИ не применяется: шинель, железо, жетон. Это орфограмма «Безударные гласные в корне слова».

Проблемы начинаются в том случае, если мы звук Ы в слове «жетон» начинаем обозначать буквой Е. Тогда не стоит удивляться, что школьники не понимают это правило.

rus.stackexchange.com

Исторический комментарий
к исключениям из орфографических правил

Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии. Думается, что данный материал можно использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.

Предлагаю небольшой исторический комментарий, который мне удалось найти в различных научных трудах.

1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.». Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».
Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам слова чаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?

3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.

Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

обид-ти – обидиши;
вид-ти – видиши;
слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.

5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн.

Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:

а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;
б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;
в) с конечным после гласного: думай, знай, читай.

Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.

А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

7. Орфограмма: о – е после шипящих в наречиях.

Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

8. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.

Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.

10. Орфограмма: чередующиеся корни.

Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.

Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож.

Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.

К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.

Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.

Литература

1. Былинский К.И. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, 1957.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 1991.

3. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. М.: Просвещение, 1985.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 1966.

5. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии / В.Ф. Иванова. Л.: Изд. университета, 1977.

6. Колесов В. Стеклянный, оловянный, деревянный / В.Колесов // Русская речь. 1974. № 3.

7. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. М.: Наука, 1981.

8. Панов М.В. Занимательная орфография / М.В. Панов. М.: Просвещение, 1984.

9. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. М.: Просвещение, 1964.

10. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. Практическое руководство / Д.Э. Розенталь. МГУ, 1962.

11. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. М.: Просвещение, 1975.

12. Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В. Щерба. Л.: Наука, 1983.

rus.1september.ru

Смотрите так же:

  • Закон 125-фз о высшем ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» от 06 октября 2011 года № 271-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Текст […]
  • Ст37 закона свердловской области об административных правонарушениях Ст37 закона свердловской области об административных правонарушениях Дело № 5 - 667 / 2012 по делу об административном правонарушении 22 июня 2012 года город Реж, Свердловской области Мировой судья судебного участка №2 Режевского района […]
  • Правил еэк оон 14 Правила ЕЭК ООН N 14 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении креплений ремней безопасности, систем креплений ISOFIX и креплений верхнего страховочного троса ISOFIX" (с изменениями и […]
  • 2411 статья ук рф Постановление Московского городского суда от 27 апреля 2017 г. N 4у-2411/17 Постановление Московского городского суда от 27 апреля 2017 г. N 4у-2411/17 Судья Московского городского суда Свиренко О.В., изучив кассационную жалобу […]
  • Носки возврат Возврат носков К нам в магазин пришла женщина с чеком от 06 авг 2014г Покупала носки 1 пару за 49 р Пришла спустя 2 месяца и заявляет, что якобы носки с размером 36-41 не соответвуют размеру, достала носки, на который уже почти дырка, […]
  • Солнце в высоком разрешение Лучшее фото нашего Солнца от NASA Мы уже ни раз имели возможность восхищаться фотографиями нашего Солнца, сделанными с помощью обсерватории солнечной динамики, но на сей раз фотография была сделана в таком высоком разрешении, что […]

Обсуждение закрыто.