Правила взимания налогов

18. Назовите принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения

Теория А. Смита представляет цельную систему взглядов, в кото­рой экономические понятия, положения, выводы, как правило, вза­имоувязаны между собой. Не являются исключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются на его кон­цепции равнозначности различных видов труда, положении о роли го­сударства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических про­цессов.

Для выполнения своих функций – отправление правосудия, обес­печение обороны, выполнение некоторых видов общественных услуг (например, прокладки и поддержания общественных дорог, создания системы образования и воспитания) – государство должно иметь не­обходимые средства.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не долж­но быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-ни­будь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее вы­полнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполне­ние будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге А. Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила нало­гов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предла­гали физиократы, а на всех одинаково – на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:

– налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;

– налог, который следует уплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;

– всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

– налог должен устанавливаться по принципу справедливости. Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения, соразмерности с доходами и т.д. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искуше­ния к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них. ».

Пожалуй, и сегодня многие замечания и правила автора «Исследо­вания о богатстве народов» не потеряли своей актуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства и практики на­логообложения.

Литература

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция III.

Аникин А. Адам Смит, русская мысль и наши проблемы // МЭиМО. 1990. № 7.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 2.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 14.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М. – Л.: Соцэкгиз,1935. – Т. II .

www.bibliotekar.ru

ГЛАВА II ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ

РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ

Налоги должны быть распределяемы между всеми граж-данами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т. е. его доходу.

Все граждане пользуются выгодами общества, следственно, все должны споспешествовать сохранению оного. Каждый из граждан, находясь под защитою правительства и законов, обязан делать пожертвования, соразмерные его состоянию, для поддержания сего правительства и сих законов. Одним словом: все должны споспешествовать благу всех. Исключения в пользу некоторых частных лиц всегда вредны для общества. Между тем мы видим, что не только некоторые из граждан, но даже целые классы народа бывали освобождаемы от налогов. Такая несправедливость становилась тем ужаснее, что исключения были делаемы в пользу тех из граждан и тех из классов народа, кои всех более были обязаны участвовать в повинностях общественных, пользуясь важнейшими богатствами в государстве. Во Франции духовенство и дворянство, равно как и имения их, были освобождены от налогов, хотя и делали иногда добровольные пожертвования; только в некоторых местах платили они >i , У или Уг общих налогов . Кроме сих коренных недостатков во Франции существовали другие, в сем отношении равно пагубные. Чиновники гражданской службы, жившие в городах, были освобождены от всех сельских налогов и не платили с своего недвижимого имения вне города никаких повинностей. Из сего злоупотребления произошло другое, состоявшее в том, что богатые деревенские помещики, не имевшие никаких подобных привилегий, делались на короткое время городскими жителями, платили небольшие городские повинности, жили в городах в продолжение того времени, когда налагались сельские подати, и чрез то освобождались от оных.

Сверх сего, в самом распределении налогов по разным провинциям Франции было великое неравенство. Некоторые (pays redimes ), заплатив однажды навсегда известную подать, были чрез то освобождены от налогов с соли (gabelle), и торговля солью была в сих провинциях свободна. Другие (pays francs ) никогда не были подвержены сему налогу. Провинция Амиенская приносила правительству столько же дохода, сколько Прованс, имея менее жителей и будучи не столь обширна, как сия последняя; но первая была подвержена извест-ным сборам (называемым aides), другая была освобождена от оных. Сии различия происходили частию, как упомянуто выше, от единовременной заплаты денег за освобождение; частию от договоров, заключенных с правительством во время постепен-ного присоединения сих провинций к французской монархии; частию же от особенных узаконений, как, например, случилось во время царствования короля Иоанна. Сей король для вспо-моществования казне своей, потерпевшей от отказа некоторых провинций платить питейные сборы, приказал, чтобы сии про-винции были впредь почитаемы как иностранные в отношении к прочим (considerees comme etrangeres aux autres) и чтобы на границах сих провинций были взимаемы такие же подати, как на границах государства. Все сии неравенства имели столь сильное влияние на различие цен во Франции, что, например, одна известная мера соли стоила в иных провинциях менее 10, а в иных около 70 ливров. Иногда случалось даже, что в одной и той же провинции цена соли менялась от 10 до 36 ливров .

Также и в других государствах дворянство и духовенство были часто освобождаемы от платы налогов. В Сицилии имения дворянства и духовенства не платили никаких податей. Напротив того, поселяне были обременены налогами, и то, что им оставалось от платы сих последних, отнимали у них адвокаты и монахи. В Испании духовенство не только что было свободно от многих налогов, но даже, когда откупщики требовали положенных податей от духовных особ, то сии отказывали в плате, угрожая требовавшим отлучением от церкви, и чрез то оставались в покое. В Люттихе Уъ всей земли принадлежали духовенству и были свободны от налогов . В то время, когда в Дании духовенство и граждане старались вручить королю неограниченную власть и когда дворянство противилось как сему преобразованию, так и плате налогов, некоторые члены сего сословия утверждали, что они имеют наследственное и законное право не платить общественных повинностей . Древние римляне поставляли себе за честь платить тем более, чем знатнее они были. Знатные люди новейших времен, как мы видели, находили честь свою совсем в противном.

От неравного разделения податей между гражданами рождается ненависть одного класса народа к другому, от чего про- исходит и ненависть к самому правительству. Французская революция представляет ужасные примеры того и другого.

тяжести налогов от простого народа

Не нарушая сего должного равенства в распределении на- Отклонение логов, можно, однако же, согласиться в том, что правительство обязано стараться отклонять, сколь возможно, тяжесть налогов от простого народа. Редко государства находятся в столь цветущем состоянии, чтобы простой народ имел довольно сил сам отклонять от себя налагаемые на него подати. Количество всех налогов в Англии было равно количеству налогов во Франции прежде революции; но простой народ платил несравненно менее в первом, нежели в последнем, государстве. Главная тяжесть налогов в Англии падает на тех, кои имеют более способов платить оные. Но и такое покровительство простому народу должно иметь свои пределы. Неккер требует слишком многого, говоря, что сия метода может служить хорошим средством для уменьшения неравенства имений . Впрочем, сей почтенный министр делает прекрасное замечание, что бедные имеют нужду в покровительстве даже против самых законов и что если говорится: справедливость есть благодеяние государей, то можно также иногда сказать, что благодеяние есть справедливость государей. — Заметим наконец, что те люди, кои не в состоянии платить налогов, имеют полное право требовать освобождения от оных и получать его.

Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей. — Выгоды наблюдения сего правила очевидны как для народа, так и для самого правительства. Напротив, неопределенность налога в отношении как к количеству оного, так и ко времени платежа отдает платящих на произвол собирателей.

Неопределенность в платеже налогов доходила до высочайшей степени в средних веках, была всегда неразлучна с существованием рабства и исчезала по большей части вместе с оным. В новейшие времена никакое правительство, более

французского прежде революции, не отличалось недостатками сего рода. После Вервинского мира (в 1598) Сюлли старался прекратить сбор податей, своевольно налагаемых вельможами на беззащитный народ . Во время министерства Лувуа ввелось в обыкновение собирать фураж для полков, назначать зимние квартиры вследствие одного только письма министра, что, од-нако ж, было уничтожено регентом . Подать с имения, существовавшая до революции во Франции и известная под названием: taille personnelle, зависела, как мы увидим ниже, почти совершенно от воли собиравшего сию подать чиновника. Сей последний определял сумму платежа по наружному благосостоянию земледельца; для того земледелец старался казаться сколь можно беднее или подкупал собирателя подарками.

СОБИРАНИЕ НАЛОГОВ В УДОБНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Подать с поземельного дохода или с дохода от домов, требуемая в то время, когда сии доходы обыкновенно получаются, есть подать, требуемая в самое удобное время для платящего. Пренебрежение сего правила не принесет никакой пользы правительству, для народа же может быть весьма пагубно. Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты. Напротив того, наблюдение сего правила облегчает подать для платящего: он платит в то время, когда важная часть его дохода находится в руках его, и таким образом налог делается для него менее тягостным.

Все преимущество податей с потребления, как мы увидим ниже, состоит в том, что каждый платит их тогда, когда ему заблагорассудится.

ДЕШЕВОЕ СОБИРАНИЕ НАЛОГОВ

Количество пожертвований, делаемых народом, должно сколь возможно более равняться доходу, получаемому от того правительством.

Сие правило предписывает правительству старание пе- щись о том, чтобы собирание налогов становилось ему сколь возможно дешевле. От получаемых налогов правительство должно уделять сколь возможно менее на издержки собирания оных. Противное сему бывает: 1, когда для собирания налога потребно великое число чиновников, жалованье коих может заключать в себе важную часть дохода от налога; 2, когда налог вредит промышленности народной, отвращая людей от ре- месл, для них выгодных, и принуждая обращаться к другим, для них невыгодным. В таком случае терпят самые источники об-щественного дохода; 3, когда чрезмерная величина податей возбуждает желание избежать платежа оных, что производит запрещенный торг; обманывать же правительство многие даже и не почитают преступлением ; 4, когда с налогом соединены частые посещения или обыски в домах и различные исследования со стороны служителей правительства. От сего происходят излишние беспокойства, притеснения для граждан; и хотя сих беспокойств и притеснений нельзя назвать убытками, однако же, как справедливо замечает Адам Смит , они совершенно со-ответствуют той сумме, которую бы каждый согласился заплатить для избежания подобных неприятностей.

История финансов ясно доказывает, сколь мало различные правительства следовали сему правилу. В одной провинции французского королевства издержки собирания превосходили даже все количество собираемых в оной налогов . Полагают, что во Франции издержки собирания налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись доходу, который получало правительство от сего налога . Сюлли говорит, что в начале его министерства казна государственная получала 30 миллионов дохода, между тем как народ платил 150 миллионов . По смерти Людовика XIV многие утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750 миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов . Официальные известия представляют издержки собирания, конечно, в ином виде и почти всегда несправедливо. Вследствие оных в последние годы прошедшего столетия собирание 544 800 000 ливров дохода стоило во Франции 57 665 ООО ливров, следственно, более Хо ¦ Некоторые полагают, что собирание налогов во Франции стоит ныне по крайней мере 15 со 100. В Испании в новейшие времена доходы государственные составляли 616 295 657 реалов, издержки собирания, по известиям, кои могут быть уподоблены официальным, простирались до 51 485 893 реалов; итак, более Х\г • Издержки, нужные для собирания таможенных пошлин, простираются в Англии до 10 со 100′, не считая случайных доходов собирателей, кои иногда превосходят вдвое или втрое их жалованье . Вообще собирание всего государственного дохода в Англии стоит, по мнению английских писателей, 10 со 100. В сем государстве действительные издержки собирания, составляющие, может быть, более 10 со 100, при всем том несравненно менее подобных издержек в других государствах, если судить не по официальным известиям, но по соображениям опыта.

Число служителей правительства, определяемых исключительно для собирания налогов, простиралось во Франции прежде революции до 25 000 человек . В Англии и Шотландии число их простирается до 15 000. В Испании — до 30 000 человек . В Магдебургской области число таких чиновников содержалось к числу жителей как 1 ко 100. В Галберштатской области — как 1 к 274 . В царствование Наполеона во Франции и в присоединенных к ней тогда землях число служителей правительства, определенных для собирания пошлин и воспрепятствования запрещенного торга, простиралось за 100 000 человек .

В одном немецком государстве приход от акциза нимало не превышал издержек собирания; и правительство, как гово- рит один в последние времена весьма известный писатель , потому только не уничтожало сего налога, что некоторым инва-лидам, определенным при собирании акциза, давался род пен-сиона в виде жалованья по занимаемым ими местам.

Кроме вышеизложенных четырех правил, коими надлежит руководствоваться при взимании налогов, есть еще одно общее правило, а именно:

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ПРИ ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ

Налог должен всегда быть взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались. Обстоятельства делают иногда нарушение сего правила необходимым, иногда извини-тельным: необходимым при чрезвычайных случаях, когда гра-ждане должны жертвовать всем на пользу общую; извинительным при переходе собственности из одних рук в другие, о чем будет говорено ниже.

lawbook.online

Введение Правила взимания налогов, сборов и взносов. 26

Транскрипт

1 Содержание Введение Общество и государство. 13 Деньги и финансы. 14 Государственный бюджет. 15 Что такое налог. 17 Что такое сбор. 21 Что такое обязательный страховой взнос. 21 Общее и различия между налогами, сборами и взносами. 22 Правила взимания налогов, сборов и взносов Плательщики налогов, сборов и страховых взносов. 26 Физические лица. 27 Организации. 28 Обособленные подразделения организаций. 30 Обязанности разных категорий плательщиков. 31 Регистрация и учет физических лиц. 34 Регистрация и учет физических лиц, занимающихся предпринимательством и частной практикой. 36 Регистрация и учет организаций. 40 Элементы налогообложения и обложения страховыми взносами. 44 Объект налогообложения и объект обложения страховыми взносами.45 Налоговая база и база для начисления страховых взносов. 47 Налоговый период и расчетный период. 47 Налоговая ставка и тариф страхового взноса. 48 Порядок исчисления. 48 Срок уплаты. 49 Порядок уплаты. 51 Отчетность по налогам, сборам и взносам. 52 Налоговая декларация. 52 Расчет по страховым взносам. 54 Внесение исправлений. 55

2 6 Содержание Проверки и штрафы. 56 Штрафы. 57 Камеральные проверки. 58 Проверки контролируемых сделок. 59 Выездные проверки. 61 Результаты проверок. 62 Классификация налогов, сборов и взносов Классификация по уровням территориального устройства. 65 Классификация по способу взимания. 67 Классификация по объектам обложения. 68 Налоговые режимы и категории плательщиков. 69 Налоговые режимы. 70 Что уплачивает физическое лицо, не занимающееся частной практикой. 71 Что уплачивает индивидуальный предприниматель при упрощенной системе налогообложения. 72 Что уплачивает индивидуальный предприниматель при патентной системе налогообложения. 73 Что уплачивает индивидуальный предприниматель при системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. 74 Что уплачивает крестьянское хозяйство при системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 75 Что уплачивает индивидуальный предприниматель при общем режиме налогообложения. 77 Что уплачивают нотариус и адвокат. 78 Что уплачивает организация при упрощенной системе налогообложения. 79 Что уплачивает организация при системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. 81 Что уплачивает организация при системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 82 Что уплачивает организация при общем режиме налогообложения. 83 Что уплачивают обособленные подразделения организаций. 84 Налог на доходы физических лиц Экономический смысл налога. 86 Общая характеристика налога. 87 Налогоплательщики. 87 Объект налогообложения. 88 Налоговая база. 88

3 Содержание 7 Налоговый период. 89 Налоговые ставки. 89 Доходы, не облагаемые налогом. 92 Исчисление налога налоговыми агентами работодателями. 93 Исчисление налога при выполнении трудовых обязанностей. 93 Виды доходов при выполнении трудовых обязанностей. 95 Отчетность налогового агента. 96 Налоговые вычеты. 96 Исчисление и уплата налога организациями, имеющими обособленные подразделения Другие случаи исчисления налога налоговыми агентами Исчисление налога физическими лицами, занимающимися предпринимательством или частной практикой Сравнение налогообложения индивидуального предпринимателя и организации Самостоятельное исчисление налога физическими лицами Доходы, полученные без участия налогового агента Социальные налоговые вычеты, исчисляемые самостоятельно Иностранец, работающий на основании патента Обязательные страховые взносы Экономический смысл обязательных страховых взносов Плательщики и расчетный период Страховые взносы, уплачиваемые работодателями Объект обложения и база для начисления Тарифы страховых взносов Дополнительные взносы в Пенсионный фонд Исчисление и уплата Отчетность по страховым взносам Исчисление и уплата взносов при наличии у организации обособленных подразделений Страховые взносы, уплачиваемые физическими лицами О «серой» зарплате Налог на прибыль организаций Экономический смысл налога на прибыль организаций Налогоплательщики Налоговая база и ставки Налоговая база Налоговые ставки. 130

4 8 Содержание Исчисление, отчетность и уплата Исчисление и уплата налога при наличии у организации обособленных подразделений Налоговый учет Доходы Расходы Общая классификация расходов Прямые и косвенные расходы Материальные расходы Расходы на оплату труда Амортизация Прочие расходы Нормирование прочих расходов Резервы Убытки прошлых лет Налог на добавленную стоимость Экономический смысл налога на добавленную стоимость Налогоплательщики Объект налогообложения и налоговые ставки Место реализации Налоговый период и налоговые ставки Освобождение от налогообложения Исчисление налога по операциям реализации Авансовые платежи Налоговые вычеты Система исчисления налога и счета-фактуры Минусы освобождения от уплаты налога Отчетность и уплата Особые случаи исчисления налога Исчисление налога при частичном освобождении Восстановление налога Строительство хозяйственным способом Налоговый агент Импорт Экспорт Акциз Экономический смысл акциза Налогоплательщики. 179

5 Содержание 9 Подакцизные товары Объект налогообложения Налоговая база и ставки Исчисление и уплата акциза Исчисление и уплата акциза организациями, имеющими обособленные подразделения Налог на имущество организаций Экономический смысл налога на имущество организаций Исчисление и уплата Исчисление и уплата налога при наличии обособленных подразделений.187 Транспортный налог Экономический смысл транспортного налога Налогоплательщики Объект налогообложения и налоговая база Налоговые ставки Исчисление и уплата Государственная пошлина Экономический смысл государственной пошлины Исчисление и уплата Таможенная пошлина Экономический смысл таможенной пошлины Исчисление и уплата Налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения Экономический смысл упрощенной системы налогообложения Переход на упрощенную систему налогообложения Ограничения по масштабу бизнеса Ограничения по видам деятельности Ограничения по участию других организаций Потеря права применения упрощенной системы налогообложения Объекты налогообложения, налоговая база и ставки Порядок определения доходов Порядок определения расходов Налоговый учет Налоговая база Исчисление и уплата. 216

6 10 Содержание Патентная система налогообложения Экономический смысл патентной системы Переход на патентную систему налогообложения Объекты налогообложения, налоговая база и ставка Сравнение патентной системы с упрощенной системой налогообложения Единый налог на вмененный доход Экономический смысл единого налога на вмененный доход Переход на уплату налога Объекты налогообложения, налоговая база и ставка Исчисление и уплата Сравнение с патентной системой и упрощенной системой налогообложения Единый сельскохозяйственный налог Экономический смысл системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Переход на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Объект налогообложения, налоговая база и ставка Доходы Расходы Налоговая база Исчисление и уплата Сравнение с упрощенной системой налогообложения Налог на игорный бизнес Налог на добычу полезных ископаемых Экономический смысл налога на добычу полезных ископаемых Налогоплательщики Объект налогообложения и налоговая база Налоговые ставки Исчисление и уплата Водный налог Экономический смысл водного налога Исчисление и уплата. 249

7 Содержание 11 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Экономический смысл сборов Исчисление и уплата Земельный налог Экономический смысл земельного налога Исчисление и уплата Налог на имущество физических лиц Экономический смысл налога на имущество физических лиц Исчисление и уплата Приложение. Сравнение упрощенной системы с общим режимом налогообложения Еще раз о налогах, уплачиваемых при общем режиме налогообложения Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц для предпринимателя Налог на добавленную стоимость Сравнение налога на добавленную стоимость с другими налогами Сравнение систем налогообложения, если покупатель не является плательщиком НДС Пояснения к таблицам Выводы Сравнение систем налогообложения, если покупатель является плательщиком НДС Выводы Сравнение способов получения предпринимательского дохода Пояснения к таблице Выводы Заключение Предметный указатель

docplayer.ru

Правила взимания налогов планируют облегчить

После поручения президента о «донастройке» налоговой системы Госдума подготовила законопроект, позволяющий бизнесу экономить на пенях и штрафах. Но не факт, что эти меры

Госдума подготовила законопроект по снижению налоговой нагрузки на бизнес (как российский, так и иностранный). Документ разработан по следам поручения Президента о «донастройке» налоговой системы, которое он дал в ходе своего послания в 2016 году, следует из пояснительной записки.

Новые меры позволят компаниям сокращать размер пеней, избегать штрафов при сделках между зависимыми лицами и снизить объемы отчетности, которую должны подавать россияне, участвующие в иностранном бизнесе. Часть инициатив позволит компаниям экономить на издержках, однако вряд ли они существенно изменят ситуацию, считают опрошенные РБК эксперты.

Авторами законопроекта выступили глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и четыре члена комитета. В разработке предложений принимали участие представители Минфина, Федеральной налоговой службы (ФНС), а также российских бизнес-объединений. Рассматривать законопроект парламент будет после 9 мая, сообщил РБК собеседник в Госдуме.

Снизить штрафы

Часть поправок касается общих правил взимания налогов. Например, в случае просрочки по уплате предлагается прописать в Налоговом кодексе, что сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этого неуплаченного налога. Эта инициатива сгладит другое нововведение — с октября прошлого года пеня для бизнеса с 31-го дня задолженности взимается по «двойному тарифу», указывает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.

Такие изменения смогут ограничить «злоупотребления налоговых органов по установке необоснованно высокого размера пени», добавляет управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин. Впрочем, хотя новшество и коснется многих, но с учетом ставки пени оно не принесет существенного снижения при доначислениях по итогам проверок, так как при текущей ставке копить пеню в 100% недоимки надо будет около пяти лет, объясняет руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

«Ключевая задача законопроекта, на которую обращает внимание бизнес-сообщество, — это смягчение норм законодательства за совершение налоговых правонарушений», — сказал РБК исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Ограничение пени, по его словам, является системной мерой, хотя и выглядит незначительно. «Это положительно скажется на обелении рынка и коснется всего, не только крупного, бизнеса», — добавил он.

Новый этап «донастройки» налоговой системы

Настройку налоговой системы власти обсуждают с прошлого года. Министр финансов Антон Силуанов не раз заявлял, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Всех деталей предлагаемых новаций он не раскрыл. Как писал РБК, обсуждение полного перечня мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, окончательное решение также будет приниматься в Кремле.

Освободить от ответственности​ за налоговые правонарушения

Другая часть поправок относится к правилам трансфертного ценообразования (продажа товаров по внутренним ценам, отличающимся от рыночных) и касается только тех, у кого есть контролируемые сделки (между взаимозависимыми лицами). Сейчас Налоговый кодекс позволяет освободить от штрафа тех, кто вовремя обосновал соответствие цен в таких сделках рыночным ценам. Депутаты предлагают ввести альтернативное условие.

Согласно поправкам, штраф не выпишут и тем компаниям, которые будут применять так называемые симметричные корректировки. Речь идет о ситуации, когда в контролируемой сделке одной стороне начисляют налоги, а вторая может зеркально их уменьшить, поясняет Успенский.

Если бюджет не пострадал, то налогоплательщика освободят от пеней и штрафов, которые установлены в размере 40% от недоимки. Судя по количеству уведомлений о контролируемых сделках, которые подаются в ФНС, а также с учетом планируемого повышения порога контролируемых внутрироссийских сделок это может коснуться нескольких тысяч крупных организаций, говорит Вадим Зарипов.

Сейчас контролируемыми считаются сделки, сумма которых превышает 1 млрд руб. за календарный год (более мелкие операции выведены из-под налогового контроля). Пакет поправок, среди которых повышение лимита сумм по таким сделкам до 3 млрд руб., был внесен в августе и принят в первом чтении в декабре прошлого года.

Еще один инструмент, который предлагается в законопроекте, касается внутригруппового финансирования компаний. Речь идет о безналоговом возврате вкладов в имущество. Если «дочке» резко понадобятся оборотные средства, материнская компания сможет предоставить их, не размывая уставный капитал, а затем вернуть обратно без дополнительных налогов, поясняет Успенский. «Инструмент послужит хорошей альтернативой краткосрочным беспроцентным займам и наверняка будет востребован крупными холдингами», — считает он.

Новые критерии для контролируемых иностранных компаний

Наконец, еще одна часть поправок касается правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК; не признаются налоговыми резидентами в России, но контролируются резидентами — юридическими и физическими лицами). ​С 1 января 2015 года россияне обязаны декларировать свое участие в иностранном бизнесе и платить налоги с дохода от него. При условии ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от уплаты НДФЛ в России за имущество, полученное в ходе закрытия компании (но, если от такой компании получены деньги, налог нужно уплатить). Согласно принятой недавно амнистии капиталов, сроки безналоговой ликвидации продлены до 1 марта 2019 года.

Внесенные поправки уточняют, что физическое лицо (резидент) не признается контролирующим лицом КИК в случае, если такой контроль осуществляется через российскую публичную компанию, а также через иностранную организацию, акции которой торгуются на бирже в стране — члене ОЭСР. ​По словам Успенского, это снимает с налогоплательщиков целый пласт проблем, в первую очередь избавляет их от дополнительной отчетности и затрат на нее.

Впрочем, применение такого механизма возможно, только если доля участия контролирующего лица в КИК не превышает 50%, а доля обыкновенных акций иностранной организации, допущенных к обращению на бирже, превышает 25% уставного капитала. Таким образом, «бизнесмены с мажоритарной долей в иностранном бизнесе по-прежнему будут обязаны отчитываться об этом бизнесе по правилам КИК, даже если миноритарные доли обращаются на иностранных биржах», — отмечает Петр Попов, старший юрист «Пепеляев Групп».

«Бизнес давно добивался внесения поправки, которая бы исключила применение правил КИК к владению через иностранные юридические лица, чьи акции торгуются на биржах. Но в законопроекте предложены довольно жесткие условия для освобождения от правил», — говорит Попов. Требование о доле акций, допущенных к обращению на бирже, выше 25% — это «довольно много», считает юрист.

bhnews.ru

Узнайте, какие основные принципы налогообложения практикуются в РФ

Система налогообложения – это неотъемлемый элемент экономики любого современного развитого государства, обеспечивающий стабильность ее функционирования.

Чтобы эта система работала правильно, она должна быть построена в соответствии с определенными правилами – принципами налогообложения.

Налогообложение в России

Принципы, которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе. Стоит рассмотреть более подробно, как именно должны взиматься налоги в стране, и как обеспечивается соблюдение интересов граждан при этом.

Регулирование налоговой системы и отношения между ее участниками происходят при помощи главного документа этой сферы – Налогового кодекса РФ. В нем прописаны как общие требования и правила взимания налогов, так и более конкретизированные – по каждому из них.

Налоговая система России, по примеру большинства развитых стран, характеризуется большим количеством налогов, целью которых является воздействие на экономических субъектов и пополнение бюджета страны. Она состоит из трех звеньев:

  • налоги государственного уровня;
  • налоги, которые закреплены за отдельными регионами;
  • местные налоги.

Законодательно определены и установлены перечни налогов для каждого звена – это дополнительная гарантия налогоплательщику в том, что его не заставят платить какие-то дополнительные сборы.

Плательщиками могут являться как обычные граждане страны – при получении ими дохода или совершении определенных сделок, так и индивидуальные предприниматели и компании.

Последние имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и отчислять все налоги в соответствии с ней.

Системы налогообложения малого бизнеса

Общая налоговая система РФ делится на несколько видов и построена таким образом, что предприниматель может выбирать сам, по какой из них он хочет работать.

Конечно, для перехода на каждую из систем есть свои ограничения и условия – некоторые из них доступны лишь для установленного перечня видов деятельности. Основные системы рассмотрены экспертом:

Стоит рассмотреть каждую из систем более подробно:

Общая

Самая первая, на которой начинает работать каждое вновь созданное предприятие или ИП. Условия данной системы автоматически присваиваются при регистрации (если сразу не было заявления о постановке на другую систему), но в дальнейшем могут быть изменены;

Это самая сложная и неудобная система для представителей малого бизнеса, поскольку приходится платить много разных налогов и готовить большой пакет отчетной документации.

Патентная

Доступна лишь для ИП и для ограниченного перечня видов деятельности. Суть системы в том, что предприниматель получает патент, работает на его основании и выплачивает фиксированные взносы. Данный документ действует лишь на той территории, на которой был оформлен, и список видов деятельности для него не особенно широк.

Как начать бизнес без вложений с нуля?

Состав и содержание бизнес-плана: читайте здесь.

УСН

Наиболее удобный и распространенный вариант, которым пользуются практически все представители сферы малого бизнеса. Большое количество налогов, которые есть на общей системе, заменяется одним (процент от суммы прибыли или величины полученного дохода). Отчетность также упрощена – декларацию по этому налогу нужно сдавать всего один раз в год.

ЕНВД

Налог оплачивается не на основании полученных результатов деятельности, а от вмененной суммы дохода. Конкретная величина суммы зависит от региона, на территории которого эта система действует (в каждом установлен свой коэффициент).

Перейти на ЕНВД могут лишь те предприниматели, которые занимаются установленной для этого деятельностью (перечень содержится в Налоговом кодексе).

ЕСХН

Данная система доступна только для предприятий сельскохозяйственной сферы (минимум 70% всей деятельности должно быть связано с этой сферой). Она заменяет налоги общей системы – вместо этого выплачивается один налог. Эта система не очень распространена в малом бизнесе, поскольку сельскохозяйственные предприятия в основном всегда крупные.

Для представителей малого бизнеса самой удобной является упрощенная система или же ЕНВД, поскольку в этом случае оплачивается меньшее количество налогов. Как следствие, предприниматель будет сдавать и меньший объем отчетности в налоговые органы.

Основные принципы

Автором первых в истории налоговых принципов был классик экономической теории Адам Смит (это были принципы удобства, справедливости, экономичности и определенности).

Хотя этим принципам уже больше 200 лет, большинство мировых налоговых систем построены именно в соответствии с ними. Что касается российских принципов, то они перечислены в Налоговом кодексе и также частично совпадают с принципами Смита. Выделяются такие принципы:

  1. Установленные налоги сборы должны выплачивать все лица – никто не освобожден от данного обязательства. При установлении суммы должны учитываться такие факторы, как платежеспособность и финансовое положение плательщика.
  2. Если какие-то сборы или взносы обладают признаками налога, но не установлены в качестве него Налоговым кодексом, ни один гражданин или экономический субъект не обязан их выплачивать.
  3. Налоговые ставки или льготы не могут устанавливаться в разной величине в зависимости от таких критериев, как гражданство физического лица или форма собственности юридического лица.
  4. Дискриминация при налогообложении недопустима: ни к кому не могут применяться особенные налоги и сборы за расовую, национальную, социальную или религиозную принадлежность.
  5. Все установленные налоги и сборы должны быть четко экономически обоснованы – не допускается их установление в произвольном порядке. Каждый налог имеет свое значение и свои цели, для которых он взимается.
  6. Если в законодательных документах или актах есть какие-то неточности, неясные моменты или противоречия, которые разрешить невозможно, то все они должны толковаться в пользу налогоплательщика.
  7. Запрещено устанавливать налоги таким образом, чтобы они препятствовали осуществлению законной деятельности предпринимателя (например, были препятствием для перемещения товаров или денежных средств).
  8. Все установленные сборы и налоги должны обладать четкими элементами налогообложения. Неотъемлемое право каждого налогоплательщика – знать, что именно он должен выплачивать, в какой срок, в какой величине и что является для этого основанием.
  9. Взимание налогов и сборов должно быть экономным и эффективным. Данный принцип означает, что расходы на эту процедуру должны быть меньше, чем сумма получаемых поступлений.
  10. Процедура взимания налогов должна быть легкой и удобной для плательщика – он не должен испытывать никаких неудобств относительно времени и места их уплаты.

Выполнение всех принципов одновременно не всегда возможно – это скорее идеальная система, к которой нужно стремиться, чем реальная практика работы налоговой системы. Взимание различных налогов с разных групп налогоплательщиков имеет свои особенности, что приводит к противоречиям некоторых принципов и их частичному несоблюдению.

Расписанный бизнес-план кальянной — читайте здесь.

Список лучших франшиз: анализ ситуации.

Принципы налогообложения – это те правила, в соответствии с которыми происходит начисление налогов и их взимание со всех установленных плательщиков. Их возникновение пришлось на конец 18 века, и в течение последующих лет они дополнялись новыми важными положениями.

Целью принципов является соблюдение при налогообложении интересов обеих сторон дела: государства и налогоплательщика. Они устанавливают, что, с одной стороны, каждый гражданин должен платить налоги, но с другой, что эти налоги должны взиматься только в законном порядке. Еще одна задача принципов – это обеспечение законности взимания налогов, соблюдение конституционных положений и прав каждого гражданина.

Налоговые принципы являются продолжением и более полным дополнением общих принципов Конституции – они конкретно и подробно раскрывают их смысл именно в налоговой сфере.

При нарушении принципов налогообложения, можно говорить и о нарушении основных конституционных положений.

Актуальность

Основой современных принципов налогообложения являются классические, которые были выделены в прошлых и позапрошлых веках классиками экономической науки. Они не теряют своей актуальности и по сей день используются в налогообложении многих стран – вместе с дополнительными, более современными принципами.

Соблюдение принципов необходимо, поскольку так определяется порядок взимания налогов, обеспечивается законность этой процедуры. Они показывают, насколько развита налоговая система государства и в каком направлении нужно двигаться дальше, чтобы достичь лучшего результата.

Налоговая сфера является одной из основ построения эффективной экономики страны, поскольку налоговые поступления формируют тот денежный фонд, при помощи которого будет функционировать государство.

Чтобы налоги и сборы взимались с соблюдением всех конституционных прав, они должны учитывать основные принципы налогообложения. Основная цель принципов – гарантировать соблюдение прав всех граждан и предприятий, а также реализовать их обязанность платить налоги в бюджет государства.

sbsnss.ru

Смотрите так же:

  • Справка налога перечисленная НТВП "Кедр - Консультант" Подписка на обзоры и консультационные материалы. О ЗАПОЛНЕНИИ СПРАВКИ 2-НДФЛ Начать мне хотелось бы с негласных правил или принципов (кому как больше нравится), которыми следует руководствоваться при заполнении […]
  • Какие правила нельзя нарушать 10 правил, которые нельзя нарушать на Нюрбургринге На Нюрбургринге нельзя обгонять справа Обгон по правой полосе в Германии запрещен. Удар в правый бок и последующее прямолинейное скольжение в забор красный Porsche получил из-за […]
  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]

Обсуждение закрыто.