Правила устройства грузоподъемных кранов рк

Чем руководствоваться при эксплуатации грузоподъемных кранов?

Вопрос-ответ по теме

В связи с утратой действия Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором РК 21 апреля 1994 года (в соответствии с приказом министра по чрезвычайным ситуациям РК от 5 марта 2011 года № 75), прошу сообщить, чем теперь руководствоваться?

Правила обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 359. Они определяют порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов физическими и юридическими лицами, осуществляющими ремонт, реконструкцию, модернизацию и эксплуатации грузоподъемных механизмов, перемещение грузов и людей.

Руководство по эксплуатации грузоподъемного механизма разрабатывается изготовителем.

В руководстве указывается:

— периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов;

— возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;

— периодичность и способы проверки приборов безопасности;

— способы регулировки тормозов;

— перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;

— порядок проведения технического освидетельствования;

— условия применения грейфера и магнита для грейферных и магнитных кранов;

— устройство и требования по эксплуатации рельсового кранового пути;

— указания по приведению крана о безопасное положение в нерабочем состоянии;

— указания по техническому обслуживанию и эксплуатации крана с учетом специфики его конструкции.

Читайте также:

ОҚЫҢЫЗ:

Реконструкция и ремонт крана производится по проекту, разработанному экспертной организаций, аттестованной на право технического диагностирования, технического обслуживания и технического освидетельствования грузоподъемных механизмов (грузоподъемные краны, подъемники (вышки), лифты, эскалаторы).
Владельцы или руководители эксплуатирующих организаций содержат грузоподъемные краны, тару, съемных грузозахватных приспособлений, крановые пути в исправном состоянии и обеспечивают безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта и обслуживания.

В этих целях в организациях проводятся мероприятия по созданию системы производственного контроля и надзора:

— назначение инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технического работник, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лиц (-а), ответственных (-ого) за безопасное производство работ кранами по перемещению грузов;

— создание ремонтной службы и установления порядка периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

— установления порядка проведения периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные краны, проверки знаний настоящих Правил инженерно-техническим персоналом;

— разработка руководства для ответственных лиц и обслуживающего персонала, технологических регламентов для производства работ по погрузке и выгрузке технологических, схем строповки, складирования грузов и других технологических регламентов по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

— обеспечение инженерно-технических работников правилами, нормативными актами по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, персонала – технологическим регламентом;

— обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками Правил, обслуживающим персоналом – технологическим регламентом.

Для осуществления производственного надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в организации назначается инженерно-технический работник после проверки знания требований Правил экзаменационной комиссией и выдачи соответствующего удостоверения.

Проверка знаний инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов проводится один раз в 3 года. Численность службы надзора и ее структура определяется владельцем или руководителем организации, эксплуатирующей грузоподъемные краны с учетом их количества и условий эксплуатации.

Читайте также:

ОҚЫҢЫЗ:

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов:

— осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимает меры по предупреждению нарушений правил промышленной безопасности;

— проводит освидетельствование грузоподъемных кранов и оформляет записи в паспорте крана разрешающие их эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, ведет учет и проводит технические освидетельствования грузоподъемных кранов, не подлежащим постановке на учет в территориальном подразделении уполномоченного органа в области промышленной безопасности, съемных грузозахватных приспособлений, если указанные обязанности не возложены на других ответственных лиц;

— контролирует выполнение выданных инспектором по государственному надзору в области промышленной безопасности актов по результатам проверки, соблюдение графиков периодического осмотра и ремонта грузоподъемных кранов, крановых путей и сроков осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

— проверяет соблюдение требований допуска рабочих к управлению грузоподъемными кранами и их обслуживанию, участвует в комиссиях по периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, попроверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;

— контролирует наличие и выполнение технологических регламентов обслуживающим персоналом, инженерно-техническими работниками (специалистами), ответственными за содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии, и лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами;

— проверяет выполнение правил безопасности, технологических регламентов при производстве работ грузоподъемными кранами, обращая особое внимание на правильность применяемых способов строповки грузов, соблюдение габаритов складирования грузов, правильность установки стреловых самоходных кранов, соблюдение системы нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых рельсовых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

— контролирует соблюдение установленного владельцем или руководителем эксплуатирующей организации порядка выделения и направления стреловых самоходных кранов на объекты.

— при выявлении неисправностей, нарушении настоящих Правил при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов принимает меры по их устранению, а в случае необходимости останавливает кран.

kadry.mcfr.kz

«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждены
Государственным комитетом
по надзору за безопасным ведением
работ в промышленности и горному
надзору при Совете Министров СССР
30 декабря 1969 года

Согласованы
с ВЦСПС
25 декабря 1969 года

с Государственным Комитетом
Совета Министров СССР
по делам строительства
22 декабря 1969 года

Настоящие Правила являются переработанным и дополненным изданием «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором РСФСР 24 апреля 1964 г.

При составлении и редактировании проекта Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, органов Госгортехнадзора и других организаций.

Окончательный проект Правил был составлен и отредактирован специальной комиссией из представителей заинтересованных организаций.

В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять изготовляемые грузоподъемные краны, а также требования по установке грузоподъемных кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для исполнения инженерно-техническими работниками, связанными по работе с проектированием, изготовлением или эксплуатацией грузоподъемных кранов.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ранее утвержденные Госгортехнадзором РСФСР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила распространяются:

а) на краны всех типов;

б) на грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) на ручные и электрические тали;

г) на лебедки, предназначенные для подъема груза или людей;

д) на краны-экскаваторы (экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, когда крюк подвешен на канате) ;

е) на сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т.п.);

ж) на съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.), навешиваемые на крюк грузоподъемной машины;

з) на тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды и т.п.), тары, применяемой в морских портах, и транспортных контейнеров общего назначения, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

В дальнейшем в настоящих Правилах перечисленные в ст. 1 краны, тележки, тали, лебедки и экскаваторы будут именоваться «грузоподъемные машины» (приложение 1 — не приводится).

2. Настоящие Правила не распространяются:

а) на грузоподъемные машины, установленные на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях (кроме драг), на которые распространяются специальные правила;

б) на экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в) на грузоподъемные машины специального назначения, например, напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, штабелеры и т.п.;

г) на монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

д) на грузоподъемные машины военного ведомства.

3. Грузоподъемность машины обозначает вес наибольшего рабочего груза, на подъем которого она рассчитана.

У стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъема наибольшего рабочего груза на расчетном уклоне при всех положениях поворотной части.

В величину грузоподъемности включается вес съемных грузозахватных приспособлений, а у грузоподъемных машин, грузозахватным органом которых служит грейфер, магнит, кабель, бадья, — вес последних.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4. Все грузоподъемные машины, сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в полном соответствии с настоящими Правилами и Государственными стандартами, а при отсутствии последних — в соответствии с техническими условиями на изготовление, утвержденными в установленном порядке.

5. Электрическое оборудование грузоподъемных машин, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок, за исключением случаев, особо оговоренных в настоящих Правилах.

6. Эксплуатация электрического оборудования грузоподъемных машин должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

7. Содержание и эксплуатация паровых котлов, установленных на кранах, должны отвечать Правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов.

8. Сосуды, работающие под давлением, и их установка на кранах, а также содержание этих сосудов должны отвечать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

9. На установку грузоподъемных машин разрешения органов технадзора не требуется, если при установке полностью соблюдаются требования настоящих Правил, но к работе они могут быть допущены лишь после регистрации и технического освидетельствования в порядке, установленном настоящими Правилами.

В настоящих Правилах органами технадзора называются: управления округов Госгортехнадзора, госгортехнадзоры союзных республик, не имеющие в своем составе управлений округов, ведомственные инспекции Котлонадзора.

10. Организация, ведающая размещением заказов на грузоподъемные машины за рубежом и поставкой их в СССР, должна сопоставить нормы на изготовление грузоподъемных машин страны, в которой производится закупка, с нормами настоящих Правил. Если нормы этой страны окажутся ниже содержащихся в настоящих Правилах, то имеющиеся расхождения должны быть согласованы с Госгортехнадзором СССР до оформления документов на закупку машин.

11. Грузоподъемные машины должны изготовляться по проектам и техническим условиям специализированной организации или специализированного завода .

Под специализированной организацией следует понимать такую проектную организацию, научно-исследовательский институт, завод, одной из функций которых является проектирование грузоподъемных машин.

В отдельных случаях по согласованию с органом технадзора изготовление грузоподъемных машин для собственных нужд может быть допущено по проекту неспециализированной организации.

12. Грузоподъемные машины, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образоваться взрывоопасная среда, должны изготовляться по проекту, выполненному по техническому заданию на проектирование в соответствии с Правилами устройства электроустановок, Правилами изготовления взрывозащищенного и рудничного электрооборудования и техническими условиями на изготовление.

Проектом должны быть предусмотрены все необходимые меры по созданию безопасных условий работы грузоподъемной машины в заданной среде.

Возможность работы крана во взрывоопасной среде (с указанием категории среды) должна отражаться в его паспорте, а также в инструкции по эксплуатации крана.

13. Грузоподъемные машины, предназначенные для работы при расчетной температуре ниже минус 40 °С, должны изготовляться в специальном северном исполнении.

14. За качество проекта, изготовления, монтажа и ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.

15. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать Государственным стандартам, а в случае отсутствия последних устанавливается техническим заданием на проектирование.

16. Расчет на прочность узлов и деталей механизмов грузоподъемного крана должен производиться с учетом режима его работы, выбираемого в зависимости от типа и назначения крана, по табл. 1 Приложения 2.

Режим работы грузоподъемных машин, не указанных в табл. 1 Приложения 2, определяется расчетом и выбирается по табл. 3 Приложения 2.

17. Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 50 м/мин., а их тележек — 32 м/мин.

18. У всех вновь изготовляемых грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения монтажных и других работ, требующих точности и осторожности при посадке грузов, должны быть предусмотрены соответствующие малые скорости механизмов подъема и перемещения.

19. Стреловые краны с изменяющимся вылетом должны быть рассчитаны на возможность изменения вылета с грузом в пределах грузовой характеристики.

20. Механизмы подъема груза и изменения вылета вновь изготовляемых кранов должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы было возможно только двигателем, за исключением кранов-экскаваторов, предназначенных для работы только с грейфером, а также кранов, имеющих в кинематической схеме механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы турботрансформатор.

21. Механизмы грузоподъемных машин оборудованы кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения диапазонов скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

Применение фрикционных и кулачковых муфт включения механизмов, предназначенных для подъема людей, расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:

а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в п. «а» и «б» настоящей статьи, тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

22. Механизмы поворота вновь изготовляемых портальных кранов должны быть оборудованы муфтой предельного момента.

23. В узлах механизмов грузоподъемной машины, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые и т.п. крепления. Возможность применения в таких узлах прессовых посадок без дополнительных креплений устанавливается в каждом отдельном случае по согласованию с Госгортехнадзором СССР.

24. Неподвижные оси, служащие опорой для барабанов, блоков, колес, катков и прочих вращающихся на них деталей, должны быть надежно укреплены во избежание перемещения.

25. У кранов, имеющих телескопические выдвижные стрелы, башни, должна быть предусмотрена надежная фиксация в рабочем положении выдвинутой конструкции.

26. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения грузоподъемных машин должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

27. Канатные и цепные тали и полиспасты грузоподъемной машины должны быть устроены так, чтобы самопроизвольное спадание каната (цепи) с тали или полиспаста, а также заклинивание каната (цепи) между блоком или звездочкой и обоймой было невозможно.

28. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.

29. Тяговые колеса грузоподъемных машин с ручным приводом должны быть закреплены на валу и иметь направляющие для предотвращения спадания работающих на них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы нижняя ее часть была на высоте около 0,5 м от поверхности, на которой находится рабочий, управляющий машиной.

30. Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь амортизирующие устройства.

31. Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных машин должны предохраняться от коррозии.

В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против попадания и скопления в них влаги.

32. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим постоянного технического обслуживания, а также для осмотра металлоконструкции стрелы грузоподъемных машин должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели должны устраиваться галереи, площадки, лестницы. В случае отсутствия площадок и лестниц на стреле для обслуживания блоков и приборов должна быть предусмотрена возможность опускания стрелы.

33. Стреловые самоходные (автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные) и прицепные краны, краны-экскаваторы , башенные и портальные краны должны быть устойчивы при работе и в нерабочем состоянии. Грузовая и собственная устойчивость крана должны быть проверены расчетом.

В дальнейшем в настоящих Правилах стреловые самоходные и прицепные краны, краны-экскаваторы будут именоваться «стреловые краны».

Расчет устойчивости стреловых и портальных кранов должен производиться согласно ст. 34 настоящих Правил.

Расчет устойчивости башенных кранов производится в соответствии с ГОСТ 1394-68 «Краны башенные стреловые. Нормы расчета».

34. При расчете устойчивости стреловых и портальных кранов следует руководствоваться следующим.

Определение грузовой и собственной устойчивости должно производиться в предположении, что угол наклона крана составляет величину не менее:

— для стреловых кранов (за исключением железнодорожных) — 3°;

— для портальных кранов — 1°.

У железнодорожных кранов, предназначенных для работы без дополнительных опор, должно учитываться превышение на кривых одного рельса над другим;

действие рельсовых захватов при определении грузовой и собственной устойчивости не учитывается;

имеющиеся у крана дополнительные опоры и стабилизаторы при определении собственной устойчивости во внимание не принимаются;

вес нижних ветвей гусеничных лент и других узлов и деталей, не участвующих в удержании крана от опрокидывания, не учитывается;

в тех случаях, когда расположение парового котла, баков для горючего и воды, а также бункеров для топлива уменьшает устойчивость крана, уровень воды в паровом котле принимается высшим, а заполнение баков и бункеров — предельным, в противном случае уровень воды в котле принимается низшим, а баки и бункеры — порожними.

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена их устойчивость при таком положении стрелы.

Направление стрелы относительно неповоротной части крана, при котором она может быть опущена до горизонтального положения, и необходимость при этом установки крана на дополнительные опоры должны быть указаны в инструкции по монтажу и эксплуатации крана.

Коэффициент грузовой устойчивости, т.е. отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровая нагрузка, принимаемая по ГОСТ 1451-65 «Краны подъемные. Нагрузка ветровая», для рабочего состояния крана, инерционные силы, возникающие при пуске или торможении механизмов подъема груза, поворота и передвижении крана) и влияния наибольшего допускаемого при работе крана уклона, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же ребра, должен быть не менее 1,15.

Определение числового значения коэффициента грузовой устойчивости должно производиться при направлении стрелы перпендикулярно ребру опрокидывания, а также под углом 45° с учетом дополнительных касательных инерционных сил, возникающих при торможении механизма поворота, по формуле, приведенной в Приложении 3.

Коэффициент грузовой устойчивости, определяемой как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана без учета дополнительных нагрузок и уклона пути, к моменту, создаваемому рабочим грузом, должен быть не менее 1,4.

Собственная устойчивость крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона пути в сторону опрокидывания относительно ребра опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, принимаемой по ГОСТ 1451-65 для нерабочего состояния крана относительно того же ребра опрокидывания.

Собственная устойчивость определяется при наиболее неблагоприятном положении крана относительно действия ветровой нагрузки по формуле, приведенной в Приложении 3. Для кранов, у которых изменение вылета стрелы осуществляется при помощи лебедки с машинным приводом, числовое значение коэффициента собственной устойчивости может быть определено в предположении, что стрела установлена в нижнее рабочее положение , а у кранов, не оборудованных механизмом изменения вылета стрелы, — при наименьшем вылете стрелы, который назначается из условия ее устойчивости под действием ветра нерабочего состояния крана по ГОСТ 1451-65.

В этом случае обязательна проверка устойчивости крана без груза при наименьшем вылете стрелы и действии ветра рабочего состояния крана по ГОСТ 1451-65.

35. Уклон пути тележки у стационарных и передвижных поворотных и консольных кранов при наиболее невыгодном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003.

Указанная норма уклона не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально-замкнутого типа или тележка перемещается канатной тягой.

36. Реконструкция кранов: изменение привода, переоборудование крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличение пролета, удлинение стрелы, увеличение высоты подъема груза, усиление крана для повышения грузоподъемности, а также в других случаях, вызывающих повышение или перераспределение нагрузок в узлах и рабочих элементах крана или уменьшающих грузовую или собственную устойчивость крана, должны производиться по проекту, разработанному специализированной организацией.

При разработке проекта реконструкции должно быть учтено фактическое состояние подлежащего реконструкции крана (степень износа, наличие повреждений и прочие).

Укорочение башни или стрелы, если возможность таких изменений не предусмотрена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, может производиться без проекта по согласованию со специализированной организацией (организацией, разработавшей проект крана).

Перевод машин специального назначения (экскаваторов, трубоукладчиков и т.п.) в краны может производиться с разрешения органов технадзора при условии приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил, предъявляемых к кранам.

Возможность перевода машин специального назначения в краны должна быть подтверждена специализированной организацией.

37. Владелец грузоподъемной машины, обнаружив в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации недостатки в ее конструкции или изготовлении, а также несоответствие машины требованиям настоящих Правил, должен направить заводу-изготовителю рекламацию. По импортным машинам рекламация предъявляется через соответствующую внешнеторговую организацию.

Копия акта-рекламации направляется в орган технадзора, выдавший разрешение на изготовление машины.

Завод-изготовитель, получив рекламацию, обязан устранить выявленные недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от настоящих Правил, если на эти отступления отсутствует разрешение органа технадзора.

Завод-изготовитель должен вести в особом журнале учет поступающих рекламаций с указанием нижеследующих данных:

а) наименование предприятия или организации, предъявившей рекламацию;

б) заводской порядковый номер грузоподъемной машины;

в) краткое содержание рекламации;

г) принятые меры.

38. Завод-изготовитель при изготовлении грузоподъемных машин обязан учитывать недостатки конструкции и изготовления грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, и принимать меры по их устранению.

В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования грузоподъемными машинами, завод-изготовитель обязан уведомить все организации, эксплуатирующие машины, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать техническую документацию и необходимые материалы, детали или узлы, подлежащие замене.

О необходимости и методах устранения выявленных недостатков завод обязан также уведомить министерства (ведомства), на предприятиях и в организациях которых эксплуатируются такие грузоподъемные машины.

3. РАЗРЕШЕНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ КРАНОВ

39. Завод-изготовитель, на который возложен выпуск грузоподъемных кранов, электрических талей или отдельных металлоконструкций кранов (мостов, тележек, стрел и т.п.), завод, комплектирующий краны из узлов, изготовляемых на других заводах, а также завод, изготовляющий краны для собственных нужд, должны получить разрешение на их изготовление в органе технадзора в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Разрешение органов технадзора не требуется на изготовление кранов, не подлежащих согласно ст. 256 настоящих Правил регистрации, а также на изготовление опытного образца крана.

40. Разрешение на изготовление кранов или отдельных металлоконструкций может быть выдано лишь заводу, имеющему технические возможности по изготовлению, а также условия для производства сварки и контроля качества ее в соответствии с настоящими Правилами.

Наличие этих условий проверяется в соответствии с Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов и эскалаторов) на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.

41. Завод-изготовитель для получения разрешения на серийное изготовление кранов должен представить в орган технадзора:

а) чертеж общего вида крана и основных его узлов;

б) акт приемочных испытаний опытного образца, составленный комиссией, утвержденной министерством или ведомством, в ведении которого находится завод-изготовитель;

в) технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

г) паспорт, составленный по прилагаемой в Приложении 4 форме (форма паспорта крана, поставляемого на экспорт, дана в Приложении 5; форма паспорта электротали дана в Приложении 6);

д) инструкцию по монтажу и эксплуатации.

42. Разрешение на изготовление кранов для собственных нужд неспециализированному заводу в каждом случае выдается органом технадзора на основании рассмотрения следующих документов:

а) чертежа общего вида крана и его основных узлов;

б) технических условий на изготовление, утвержденных в установленном порядке;

в) справки о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами испытания электросварщиков и газосварщиков.

Если кран для собственных нужд будет изготовляться по проекту и техническим условиям неспециализированной организации, орган технадзора может потребовать соответствующее заключение по проекту и техническим условиям специализированной организации.

43. Для получения разрешения на изготовление металлоконструкций кранов, выпускаемых заводом в виде отдельных узлов (мосты, тележки, стрелы и т.п.), завод-изготовитель должен представить в орган технадзора:

а) чертежи общего вида изготовляемых узлов;

б) технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами испытания электросварщиков и газосварщиков.

44. Разрешение на выпуск кранов, отдельных их металлоконструкций выдается органом технадзора по результатам проверки завода-изготовителя, рассмотрения представленной заводом документации и приемочных испытаний опытного образца крана — в случаях серийного их изготовления.

При выдаче разрешения на изготовление кранов с отступлениями от настоящих Правил орган технадзора выносит решение в порядке, установленном Госгортехнадзором СССР, копия которого заводом-изготовителем должна прикладываться к паспорту каждого крана.

Номер и дата разрешения на выпуск кранов данного типа, а также наименование органа технадзора, выдавшего разрешение, заводом-изготовителем должны быть указаны в паспорте крана.

45. При комплектовании крана из узлов и деталей, изготовленных несколькими заводами, за качество изготовления в целом, за соответствие настоящим Правилам и Государственным стандартам, а также за оформление технической документации отвечает завод, комплектующий кран. Паспорт крана составляется по документам заводов, изготовляющих отдельные узлы. Документы этих заводов должны храниться на заводе, комплектующем кран.

46. В технических условиях на изготовление крана или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил, порядок приемки узлов и готового изделия, а также содержаться сведения о применяемом при изготовлении металле и сварочных материалах.

47. В инструкции по монтажу и эксплуатации крана, наряду с другими сведениями, должны содержаться указания по периодичности осмотра и смазки узлов крана, по периодичности и способам осмотра металлоконструкций, регулировки тормозов, допуски на износ ответственных деталей, возможные механические повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность проверки ограничителя грузоподъемности, а также указания по безопасности обслуживания и эксплуатации крана, составленные с учетом его конструкции. В инструкции грейферного, магнитного крана должны быть указаны условия применения грейфера, магнита.

Если при монтаже крана предусматривается применение сварки, то в инструкции должны содержаться указания по обеспечению качественного ее выполнения и методы контроля качества сварного шва.

48. Приемочные испытания опытного образца имеют целью установить, что кран выполнен в соответствии с настоящими Правилами и проектом, что качество изготовления отвечает техническим условиям на изготовление, а конструкция крана позволяет его безопасную эксплуатацию.

Испытание должно производиться по программе, разработанной проектирующей организацией и утвержденной в порядке, установленном министерством, в ведении которого находится завод-изготовитель.

При испытании стрелового, башенного или портального крана программой должна быть предусмотрена проверка его устойчивости путем поднятия груза весом, равным 1,4 расчетной грузоподъемности, при расположении стрелы относительно ходовой платформы и при вылете, отвечающем наименьшей устойчивости крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если при подъеме груза весом, превышающим на 40% номинальную грузоподъемность, на высоту 100 — 200 мм груз остается в подвешенном положении в течение 10 мин., при этом отрыв опор крана признаком потери устойчивости не считается.

Кроме того, кран проверяется путем выполнения всех операций с грузом весом, равным 1,25 расчетной грузоподъемности крана.

Результаты приемочных испытаний оформляются актом.

Испытание опытного образца крана должно производиться комиссией с участием представителя органа технадзора.

Для получения разрешения на изготовление кранов, производство которых было начато ранее, повторное приемочное испытание может не производиться. В этом случае для получения разрешения на изготовление кранов завод-изготовитель должен представить копию акта испытания опытного образца, на основании которого был разрешен выпуск таких кранов ранее, а также акт заводского испытания головного образца, изготовленного на этом заводе.

49. Инженерно-технические работники (главный инженер, главный конструктор, главный технолог, работники ОТК) завода, изготовляющего или ремонтирующего краны серийно, а также изготовляющего металлоконструкции кранов, выпускаемых не в собранном виде, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками.

50. Каждая изготовленная грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля завода-изготовителя и снабжена:

б) инструкцией по монтажу и эксплуатации;

в) другой документацией, предусмотренной соответствующим Государственным стандартом или техническими условиями на изготовление.

При изготовлении отдельных металлоконструкций кранов (стрел, тележек и т.п.) они должны снабжаться соответствующим паспортом.

51. Каждую вновь изготовленную грузоподъемную машину завод-изготовитель должен занести в книгу учета выпускаемых машин и снабдить металлической табличкой, укрепленной на видном месте, с указанием наименования завода-изготовителя, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера.

У кранов с передвижной тележкой такие таблички должны быть укреплены на кране и на тележке, а у стреловых, башенных и портальных, помимо таблички, укрепляемой на видном месте, на каждой из секций должно быть нанесено клеймо завода-изготовителя.

При изготовлении отдельных металлоконструкций сведения о них должны заноситься в книгу учета.

52. Ремонт и реконструкция несущих металлоконструкций кранов с применением сварки должны производиться предприятиями, имеющими разрешение органа технадзора.

Разрешение на производство таких работ выдается в порядке, установленном Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов и эскалаторов) на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.

53. На производство ремонта и реконструкцию металлоконструкций кранов предприятие, производящее такие работы, должно иметь технические условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормы браковки сварных соединений и порядок приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также оформления документации.

54. Предприятие, производившее ремонт или реконструкцию крана, обязано отразить в паспорте характер произведенной работы и внести в него сведения о примененном материале. В необходимых случаях на подвергнутый ремонту или реконструкции кран должен быть составлен новый паспорт.

Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, должны храниться на предприятии, производившем сварочные работы.

55. Ремонт и реконструкция несущих элементов металлоконструкций стреловых и башенных кранов с применением сварки должны производиться на специализированном ремонтном предприятии. Проведение ремонта или реконструкции металлоконструкций таких кранов силами владельца может быть допущено в единичных случаях по разрешению органа технадзора.

4. МАТЕРИАЛЫ, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ

56. Материалы для изготовления и ремонта металлоконструкций грузоподъемных машин и деталей механизмов должны применяться в соответствии с Государственными стандартами на изготовление грузоподъемных машин.

Качество примененного металла для расчетных элементов и деталей должно быть подтверждено сертификатом завода-поставщика металла.

В тех случаях, когда в Государственном стандарте отсутствуют указания по применению материалов, материал должен выбираться с учетом температурных условий в районе эксплуатации крана по марочнику, разработанному головным научно-исследовательским институтом по краностроению. В этом случае расчетная температура воздуха в районе эксплуатации крана должна указываться организацией, заказывающей кран.

За расчетную температуру принимается зимняя температура наружного воздуха по наиболее холодной пятидневке согласно указаниям СНиП II-А.6-62 «Строительная климатология и геофизика. Основные положения проектирования».

В паспорте крана заводом-изготовителем должна указываться минимальная температура, при которой допускается работа крана.

Поставка и перебазировка кранов должна производиться в соответствии с температурным режимом работы крана, указанным в его паспорте.

Материалы, ранее не применявшиеся для изготовления металлоконструкций грузоподъемных машин, могут быть допущены к применению по рекомендации головного научно-исследовательского института по краностроению, согласованной с Госгортехнадзором СССР.

57. Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15-32 по ГОСТ 1412-54 «Отливки из серого чугуна» может применяться для изготовления:

а) зубчатых, червячных и ходовых колес грузоподъемных машин с ручным приводом;

б) червячных колес грузоподъемных машин с машинным приводом, предназначенных для легкого режима работы, при окружной скорости червяка не более 1,5 м/сек.;

в) червячных колес с ободом из бронзы, независимо от рода привода и режима работы грузоподъемной машины;

г) барабанов, корпусов редукторов и блоков, за исключением блоков стреловых и башенных кранов;

д) колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников.

Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин допускается применение отливок по качеству не ниже марки СЧ 28-48 по ГОСТ 1412-54.

Тормозные шкивы механизмов портальных кранов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 11283-65 «Краны портальные. Технические требования».

Для изготовления противовесов и несиловых деталей марка отливок не регламентируется.

58. Сварка несущих элементов кранов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции по технологии сварки, разработанной с учетом специфики свариваемого изделия.

Инструкция по технологии сварки должна разрабатываться предприятием, осуществляющим изготовление, реконструкцию или ремонт кранов, или соответствующей специализированной организацией, исходя из условий обеспечения высокого качества и надежности выполняемых сварных соединений.

59. Расчетные сварные соединения основных (рабочих) элементов металлоконструкций должны выполняться с применением электродов по ГОСТ 9466-60 «Электроды металлические для дуговой сварки сталей и наплавки. Размеры и общие технические требования», по ГОСТ 9467-60 «Электроды металлические для дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы» или сварочной проволоки по ГОСТ 2246-60 «Проволока стальная сварочная».

60. Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол загиба, ударную вязкость) не меньше нижнего предела указанных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали Государственным стандартом или техническими условиями. Это требование распространяется также на приварку перил и подвесных лестниц.

Если в одном соединении применены стали разных марок, то механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с наибольшим пределом прочности.

Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов должны указываться в технических условиях на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.

61. Для сварки ответственных элементов металлоконструкций, приварки перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами испытания электросварщиков и газосварщиков.

62. Прихватки элементов сварных соединений при сборке должны выполняться сварщиками той же самой квалификации с использованием тех же сварочных материалов, как и при выполнении сварных швов.

63. При разработке конструкции сварных соединений необходимо руководствоваться следующим:

а) конструкция сварных соединений должна предусматривать возможность удобного доступа для выполнения швов и их контроля. Стыковые швы по возможности должны иметь доступ для выполнения сварки с обеих сторон;

б) угловые швы тавровых соединений в сечении, как правило, должны иметь вогнутое или плоское очертание поверхности с плавным переходом к основному металлу;

г) угловые швы допускаются с обеих сторон элемента, если его толщина S в 1,5 раза превышает высоту шва а (рис. 2, а). При толщине элемента менее указанной швы должны быть смещены один относительно другого на расстояние l >= 2S (рис. 2, б);

д) прерывистые швы на элементах кранов, подверженных коррозии (краны, предназначенные для работы на открытом воздухе, в химических цехах и т.п.), допускаться не должны;

е) в соединениях несимметричных профилей швы следует размещать так, чтобы их общий центр тяжести совпадал с центром тяжести привариваемого профиля (в проекции); если это невозможно, необходимо учесть напряжения, вызванные эксцентриситетом (рис. 3);

ж) выполнение клепаных и сварных соединений в одном узле не допускается.

64. Исполнительные чертежи должны содержать указания, касающиеся конструкций сварных соединений, а также указания по механической и термической обработке. Монтажные швы должны быть обозначены особо.

65. Для заготовки элементов конструкции из листов, профильного проката, труб и тому подобного допускается применение всех способов резки, обеспечивающих получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами.

Резка материалов и полуфабрикатов из стали, чувствительной к структурным изменениям при быстром нагреве и охлаждении, должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.

66. При сборке конструкции под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами и инструкцией по технологии сварки.

67. Свариваемые кромки, а также прилегающая к ним поверхность металла шириной не менее 20 мм перед сваркой должны быть зачищены до чистого металла.

68. Сварка металлоконструкций кранов должна производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений.

Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается при условии применения соответствующих приспособлений для защиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра.

69. Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже нуля градусов устанавливаются инструкцией по технологии сварки.

70. Необходимость применения предварительного и сопутствующего подогрева (при прихватке и при сварке) и его режимы должны указываться в инструкции по технологии сварки.

71. Допускается изготовление сварных элементов с применением в одном и том же узле различных методов сварки, что должно быть оговорено в инструкции по технологии сварки.

72. Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, могут не удаляться, если при сварке они будут полностью расплавлены.

Перед сваркой прихватки очищаются от шлака.

73. После сварки выводные планки должны быть удалены, а торцы швов зачищены.

74. Сварные соединения должны иметь клеймо или другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качество маркируемых изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации крана.

Метод и место маркировки должны быть указаны на чертежах.

75. Необходимость термической обработки сварных соединений несущих элементов крановых конструкций должна устанавливаться техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.

Вид термической обработки и ее режимы определяются инструкцией по технологии сварки.

76. Контроль качества сварных соединений, проводимый при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов отделом технического контроля, должен осуществляться внешним осмотром и измерением, просвечиванием (рентгено- или гаммаграфирование) стыковых швов и механическими испытаниями.

77. Контроль качества сварных соединений должен производиться после термической обработки (если такая является обязательной для данного сварного соединения).

Результаты контроля сварных соединений должны фиксироваться в соответствующих документах (журналах, картах, формулярах и т.п.).

78. Внешнему осмотру и измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в них следующих возможных наружных дефектов:

а) излома или неперпендикулярности осей соединяемых элементов;

б) смещения кромок соединяемых элементов;

в) отступлений по размерам и форме швов от чертежей (по высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.п.);

г) трещин всех видов и направлений;

д) наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов.

Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть зачищена от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений.

Осмотр и измерение сварных соединений должны производиться с двух сторон по всей протяженности в соответствии с ГОСТ 3242-54 «Швы сварные, методы контроля качества» и инструкцией по контролю сварных соединений. В случае недоступности для осмотра внутренней поверхности сварного соединения осмотр производится только с наружной стороны.

79. Контроль сварных соединений просвечиванием должен проводиться в соответствии с ГОСТ 7512-55 «Швы сварные. Методы контроля рентгенографированием и гаммаграфированием».

Просвечиванию должно подвергаться не менее 25% длины шва контролируемого соединения. Места просвечивания устанавливаются отделом технического контроля.

Перед просвечиванием соответствующие участки сварного соединения, должны быть замаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгено- или гаммаснимках.

80. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и просвечивания должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.

81. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

а) трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микротрещины, выявляемые при микроисследовании;

б) непровары (несплавления), расположенные на поверхности и по сечению сварного соединения (между отдельными валиками и слоями шва и между основным металлом и металлом шва);

в) непровары в вершине (корне) угловых и тавровых сварных соединений, выполненных без разделки кромок;

г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;

д) подрезы и наплывы (натеки);

е) незаваренные кратеры;

з) незаваренные прожоги в металле шва;

и) прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);

к) смещение кромок выше норм, предусмотренных чертежами.

82. При выявлении во время просвечивания недопустимых дефектов в сварных соединениях просвечиванию должно быть подвергнуто все контролируемое соединение.

Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть вырублены и переварены.

83. Замена просвечивания другими методами контроля может производиться по рекомендации специализированного научно-исследовательского института по согласованию с Госгортехнадзором СССР.

84. Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностных и пластических характеристик соединения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающих условиям изготовления элементов металлоконструкций (те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварки).

85. На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту и реконструкции кранов механические испытания должны проводиться периодически в соответствии с техническими условиями, а при выполнении указанных работ на неспециализированном предприятии контрольные образцы должны свариваться каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкции крана в количестве не менее двух для каждого вида испытаний (растяжение, изгиб).

86. Проверка механических свойств сварного соединения на контрольных образцах производится вне зависимости от вида сварного соединения изделия путем испытаний на растяжение и на изгиб образцов, сваренных встык. Образцы изготовляются по ГОСТ 6996-66 «Швы сварные. Методы определения механических свойств металла и сварного соединения». Образцы на растяжение и изгиб испытываются со снятым усилением. В образцах, предназначенных для испытания на изгиб, сварной шов должен располагаться поперек образца.

Результаты технических испытаний считаются удовлетворительными, если:

а) временное сопротивление не менее нижнего предела временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали Государственным стандартом или техническими условиями;

б) угол загиба не менее 100°.

Эти показатели механических свойств понимаются как средние. Для отдельных образцов допускается снижение не более чем на 10%.

87. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами, техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию изделия и инструкцией по контролю сварных соединений.

5. УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара

88. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 2105-64 «Крюки кованые и штампованные. Технические требования».

Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по одному из следующих Государственных стандартов:

а) ГОСТ 6627-66 «Крюки однорогие. Заготовки. Конструкция и размеры»;

б) ГОСТ 6628-63 «Крюки двурогие. Основные параметры и размеры».

Крюки с предохранительными замками принимаются по ГОСТ 12840-67.

Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготовляться в соответствии с ГОСТ 6619-65 «Крюки пластинчатые однорогие и двурогие».

89. Специальные кованые и штампованные крюки и петли должны соответствовать ГОСТ 2105-64, а специальные пластинчатые крюки — техническим условиям ГОСТ 6619-65.

90. Крюки при нагрузках свыше 3 тс должны изготовляться вращающимися на шариковых закрытых опорах, за исключением крюков кранов специального назначения.

91. Крепление кованого или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорного болта не допускается.

92. Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

Таким устройством могут не снабжаться крюки:

а) портальных кранов, работающих в морских портах;

б) кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак.

Применение крюков, не снабженных предохранительным замком, в других случаях может быть допущено при условии использования гибких грузозахватных приспособлений, исключающих возможность выпадения их из зева крюка.

93. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105-64 или ГОСТ 12840-67. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619-65.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе с помощью вилки, она должна иметь такую же маркировку, как и крюк.

94. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием номера, грузоподъемности и материала, из которого они изготовлены.

95. Грейфер по своей конструкции должен исключать самопроизвольное раскрытие.

Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед перевалкой груза данного вида (марки, сорта).

96. Грейфер должен снабжаться табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, вида материала, для перевалки которого грейфер предназначен, наибольшего допустимого веса зачерпнутого материала.

При отсутствии заводской таблички последняя должна быть восстановлена владельцем грейфера.

Отдельно изготовляемые от крана грейферы должны снабжаться, помимо таблички, паспортом, содержащим все данные о грейфере, предусмотренные типовым паспортом крана.

97. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары на предприятиях и в строительных организациях должно быть централизовано и производиться по нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам.

В случае применения сварки в документации на изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях и таре должны заноситься в журнал их учета. В этом журнале должны быть указаны наименование грузозахватного приспособления или тары, грузоподъемность, номер нормали (технологической карты, чертежа), номера сертификатов на примененный материал, результаты проверки качества сварки, результаты испытания съемного грузозахватного приспособления или осмотра тары.

98. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°. Грузоподъемность стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, указывается при угле между ветвями, принятом при расчете.

Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, должны снабжаться паспортом.

99. На таре, за исключением специальной технологической (бадьи для раствора и т.п.), должны быть указаны ее назначение, номер, собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена.

Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

100. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стрелковых, вантовых, несущих, тяговых и стропов, должны отвечать действующим Государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя каната об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Технические требования». При получении канатов, не снабженных указанным свидетельством, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.

101. Крепление и расположение канатов на грузоподъемной машине должно исключать возможность спадания с барабанов или блоков и перетирания их вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

102. Петля на конце каната при креплении его на грузоподъемной машине, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна выполняться с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, постановки зажимов или другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

Прикрепление конца каната на грузоподъемной машине может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

103. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не менее указанного в табл. 1. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

ЧИСЛО ПРОКОЛОВ КАНАТА ПРЯДЯМИ ПРИ ЗАПЛЕТКЕ

Допускается последний прокол делать половинным количеством прядей каната.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех.

Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть равны не менее шести диаметрам каната.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.

104. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее не разрешается.

105. Канаты грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, должны быть защищены от непосредственного действия лучистой теплоты и брызг металла соответствующими ограждениями.

106. Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, должны быть при проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину проверены расчетом.

Расчет каната на прочность производится по формуле:

P — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании — по данным Государственного стандарта, в кгс;

S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом к.п.д. полиспаста (без учета динамических нагрузок), в кгс;

k — коэффициент запаса прочности; значение коэффициента запаса прочности канатов должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 2.

НАИМЕНЬШИЙ ДОПУСКАЕМЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ КАНАТОВ

Грузовые канаты на кранах, предназначенных для подъема и транспортировки расплавленного металла, жидкого шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, должны выбираться с коэффициентом запаса прочности не менее 6.

Когда в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие, величина P должна быть определена умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по Государственному стандарту на канат выбранной конструкции.

107. Расчет стропов из стальных канатов должен производиться по формуле (1) с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали (Приложение 7).

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями должен приниматься равным 90°. Для стропов, предназначенных для подъема определенного груза, при расчете может приниматься фактический угол.

При расчете стропов для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6.

Конструкция многоветвевых стропов должна быть такова, чтобы было обеспечено равномерное натяжение всех ветвей.

108. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты допускаются для изготовления стропов и грузовых сеток.

109. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты, применяемые для изготовления стропов (грузовых сеток), должны соответствовать ГОСТ 483-55 «Канаты пеньковые», ГОСТ 1088-41 «Канаты пеньковые сизальские и манильские», ГОСТ 1766-42 «Канаты хлопчатобумажные приводные» и должны быть снабжены ярлыком (биркой).

110. Заплетка петли у пенькового или хлопчатобумажного канатов должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и должна быть оклетнована.

111. Расчет стропов из пеньковых и хлопчатобумажных канатов производится по формуле (1) с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.

112. Возможность и условия применения для изготовления стропов синтетических и других материалов устанавливаются предприятием (организацией), применяющим такие стропы.

На расчет, изготовление, испытание и браковку этих стропов должны быть утверждены технические условия.

113. Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-63 «Цепи грузовые пластинчатые». Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319-55 «Цепи сварные грузовые и тяговые», ГОСТ 228-65 «Цепи якорные сварные. Детали и узлы. Размеры и технические требования». Для изготовления стропов могут применяться также цепи по ГОСТ 6348-65 «Цепи якорные литые. Детали и узлы. Размеры и технические требования».

Якорные цепи могут применяться без распорок и с распорками.

114. Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с Государственным стандартом, по которому они изготовлены.

При отсутствии указанного свидетельства должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров Государственному стандарту.

115. Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 при ручном приводе.

Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей стропов по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть меньше величины, указанной в табл. 3.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ И ШТАМПОВАННЫХ ЦЕПЕЙ

116. Сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана согласно ст. 290 настоящих Правил.

Барабаны, блоки и звездочки

117. Допускаемый диаметр блока, огибаемого стальным канатом, определяется по формуле:

D — диаметр блока, измеряемый по средней линии навитого каната, в мм;

d — диаметр каната в мм;

e — коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины и режима ее работы, выбираемый по табл. 4.

НАИМЕНЬШИЕ ДОПУСКАЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА Е

Для вновь проектируемых электрических талей должно приниматься не менее 22.

Допускается принимать диаметр барабана на 15% меньше определенного по формуле (2), диаметр уравнительного и отклоняющего блока — на 20%, а у электроталей и стреловых кранов — на 40%. Диаметр барабана измеряется по средней линии навитого каната.

118. Диаметр барабана или блока, огибаемого сварной цепью, должен быть:

а) у грузоподъемных машин с ручным приводом не менее 20-кратного калибра цепи;

б) у грузоподъемных машин с машинным приводом не менее 30-кратного калибра цепи.

119. Сварные или штампованные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном сцеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

120. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при низшем возможном положении грузозахватного органа (крюка, грейфера, грузоподъемного электромагнита) на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витка каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

121. Барабаны грузоподъемных машин с машинным приводом под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее 0,5 диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане.

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.

122. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.

Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от края барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Барабаны электрических талей, снабженные устройством, исключающим сход каната с барабана (канатоукладчик), могут изготовляться без реборд.

Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два диаметра его, а для цепей — не менее чем на ширину звена цепи.

123. При многослойной навивке каната на барабан у грузоподъемной машины с машинным приводом должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя.

124. Блоки стреловых и в необходимых случаях грузовых полиспастов должны иметь устройство, исключающее спадение каната с блока.

125. Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных машин с машинным приводом, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 126, должны быть снабжены тормозами нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

Механизм подъема с ручным приводом должен быть снабжен автоматически действующим грузоупорным тормозом.

У подъемного механизма с пневмо- или гидроцилиндром должно предусматриваться устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в пневмо- или гидросистеме.

126. У механизмов подъема груза и изменения вылета с управляемыми муфтами включения механизмов могут применяться управляемые тормоза нормально-замкнутого типа, сблокированные с муфтой включения с целью предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.

127. Применение у механизмов подъема груза и изменения вылета тормозов постоянно замкнутых (неуправляемых) не допускается, за исключением случаев, когда установка такого тормоза производится в качестве дополнительного. При этом в расчет должен быть принят только основной тормоз.

128. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку). При срабатывании электрической защиты или выключении тока в сети тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль нажата.

129. У механизмов подъема груза и изменения вылета с неразмыкаемой кинематической связью барабана с двигателем в качестве тормозного шкива может быть использована одна из полумуфт соединения двигателя с редуктором, находящаяся на валу редуктора. У механизмов с управляемыми муфтами включения тормозной шкив должен быть скреплен непосредственно с барабаном или установлен на валу, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном.

130. Тормоз механизма подъема груза, за исключением случаев, указанных в ст. 133 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения, выбираемого по табл. 5 в зависимости от режима работы и рода привода.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА ТОРМОЖЕНИЯ

Под коэффициентом запаса торможения понимается отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому наибольшим рабочим грузом на тормозном валу.

131. Механизмы подъема груза и изменения вылета грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга.

Механизмы подъема специальных металлургических кранов (колодцевые, стрипперные, клещевые и т.п.), предназначенных для транспортирования раскаленного металла, также должны быть снабжены двумя тормозами.

132. При установке на механизме двух тормозов один из них устанавливается согласно ст. 129, а второй — на валу электродвигателя или на любом другом валу механизма. Тормоза должны быть устроены так, чтобы в целях проверки надежности торможения одного из них можно было легко снять тормозное действие другого.

133. При наличии на приводе двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен быть не менее 1,25. У механизма подъема с двумя приводами на каждом из них должно быть установлено не менее чем по одному тормозу на каждом приводе с тем же запасом торможения. В случае применения двух тормозов на каждом приводе при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1. При наличии на приводе двух и более тормозов запас торможения устанавливается в предположении, что весь груз удерживается одним тормозом.

134. У механизмов подъема с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольный спуск груза при выходе из строя одного из приводов.

135. У электрических талей в качестве второго тормоза может быть использован грузоупорный тормоз. В этом случае коэффициент запаса торможения электромагнитного тормоза должен быть не менее 1,25, а грузоупорного — 1,1.

У механизмов подъема с ручным приводом один из тормозов может быть заменен самотормозящей передачей.

У кранов с гидроприводом вторым тормозом может считаться обратный клапан.

136. Коэффициент запаса торможения тормоза механизма изменения вылета должен быть не менее 1,5. При этом статический момент на тормозном валу, создаваемый весом стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза и ветром, при рабочем состоянии крана должен определяться в таком положении стрелы, при котором момент имеет максимальное значение.

Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускаются установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения одного из них не менее 1,1 и второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться автоматически.

137. Тормоза на механизмах передвижения должны устанавливаться у грузоподъемных машин с машинным приводом, если:

машина предназначена для работы на открытом воздухе;

машина, предназначенная для работы в помещении, передвигается по пути, уложенному на полу;

машина (тележка), предназначенная для работы в помещении на надземном рельсовом пути, перемещается со скоростью более 32 м/мин.

138. Тормоза на механизмах поворота должны устанавливаться у грузоподъемных машин с машинным приводом.

139. Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин (за исключением механизмов передвижения автомобильных, пневмоколесных кранов, кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода.

На автомобильных и пневмоколесных кранах, а также кранах, установленных на специальном шасси автомобильного типа, механизм передвижения которых оборудован нормально открытым управляемым тормозом, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны отвечать требованиям правил МПС.

На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается установка управляемых тормозов нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в замкнутом положении. Такое устройство может устанавливаться на рычагах или педалях управления тормозом.

140. Тормоза механизмов передвижения или поворота при отключении электродвигателя аппаратами управления могут не замыкаться; если электросхемой контроллера предусматривается возможность торможения электродвигателем. В этом случае электросхемой может быть предусмотрено наложение (снятие) тормоза добавочным аппаратом (кнопкой) при нахождении контроллера в нулевом положении.

У механизмов передвижения и поворота, оборудованных автоматическим тормозом, допускается установка дополнительного привода для плавного торможения. В этом случае при отключении электродвигателя аппаратами управления тормоз автоматически может не замыкаться.

141. Тормоза механизмов передвижения у машин, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать удержание машины и ее тележки при действии максимально допустимого ветра, принимаемого по ГОСТ 145-65 для рабочего состояния крана, а также плавную их остановку.

Тормоз механизма поворота должен останавливать поворотную часть крана на допустимом пути торможения оголовка стрелы при действии ветра в направлении поворота и допустимого уклона, принимаемого по ГОСТ 145-65 для рабочего состояния крана, и обеспечивать плавное торможение при отсутствии ветра.

142. У механизмов грузоподъемных машин с машинным приводом червячная передача не может служить заменой тормоза.

143. Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины. Пружина должна быть расположена в гильзе или снабжена центрирующим стержнем.

Тормоз должен быть защищен от попадания на тормозной шкив влаги или масла.

144. Краны, передвигающиеся по рельсовым путям на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами.

145. При использовании в качестве противоугонного устройства рельсового захвата его конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.

146. Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонными устройствами могут не снабжаться, если при действии на кран ветра, принимаемого по ГОСТ 145-65 для нерабочего состояния крана, запас удерживающей силы равен не менее 1,2.

147. Противоугонными устройствами с машинным приводом должны снабжаться козловые краны в соответствии с ГОСТ «Краны козловые. Основные параметры и технические требования», а также мостовые перегружатели.

148. Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы устройством для приведения их в действие вручную.

149. Для кранов, работающих в морских портах, когда применение противоугонных рельсовых захватов невозможно из-за конструктивных особенностей подкранового пути, владельцем должны быть приняты другие меры по предупреждению угона крана ветром.

Ходовые колеса

150. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных машин и их грузовых тележек должны быть выполнены или установлены таким образом, чтобы исключалась возможность схода колес с рельсов.

Применение безребордных ходовых колес допускается на мостовых кранах и передвижных консольных при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

151. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих условиях:

а) если ширина колес пути наземных кранов не превышает 4 м и обе нитки пути лежат на одном уровне. Колесо башенных кранов должно быть двухребордным независимо от ширины колеи;

б) если наземные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при соблюдении условия, чтобы расположение реборд колес на одном рельсе было противоположным расположению реборд колес на другом рельсе;

в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути.

При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

lawru.info

Смотрите так же:

  • Закон об охране здоровья граждан 2014 С 1 января 2016 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Материал опубликован 30 декабря 2015 в 21:01. Обновлён 11 января 2016 в 19:25. С […]
  • Приказ мвд россии приложение Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50"Об утверждении Порядка организации прохождения […]
  • Закон об усиленной электронной подписи Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ"Об электронной подписи" С изменениями и дополнениями от: 1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., […]
  • Печатный орган конституционного суда называется Федеральный закон о конституционном суде Фактически обращение это отражение сущности заявителя. Помощник невольно выстраивает мнение о заявителе, что напечатал собственные мотивы, изучая текст и его смысл. В местах, если ответ зависит от […]
  • Приказ по кчс в школе Приказ о создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение […]
  • Закон при съеме жилья Закон о сдаче квартиры Вопрос сдачи и найма жилья становится со временем всё актуальнее. В первую очередь это связанно с межрегиональной миграцией граждан РФ и репатриацией соотечественников из стран бывшего СНГ. В связи с этим, требуется […]

Обсуждение закрыто.