Правила техники безопасности при шлифовке и полировке зубных протезов

Оглавление:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 Стоматология ортопедическая» (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060203 Стоматология ортопедическая.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15463

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 060203 Стоматология ортопедическая
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435)

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060203 Стоматология ортопедическая всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ — образовательное учреждение;

ОПОП — основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ — профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс;

ВБИ — внутрибольничная инфекция.

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования — не более чем на 1 год;

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов в учреждениях здравоохранения по указанию врача.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

зубные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые аппараты, оборудование и аппаратура зуботехнической лаборатории, конструкционные и вспомогательные материалы;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Зубной техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Изготовление съемных пластиночных протезов.

4.3.2. Изготовление несъемных протезов.

4.3.3. Изготовление бюгельных протезов.

4.3.4. Изготовление ортодонтических аппаратов.

4.3.5. Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Зубной техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Зубной техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Изготовление съемных пластиночных протезов.

ПК 1.1. Изготавливать съемные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.

ПК 1.2. Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.

ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.

ПК 1.4. Изготавливать съемные иммедиат-протезы.

5.2.2. Изготовление несъемных зубных протезов.

ПК 2.1. Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.

ПК 2.2. Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы.

ПК 2.3. Изготавливать культевые штифтовые вкладки.

ПК 2.4. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы.

ПК 2.5. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой.

5.2.3. Изготовление бюгельных протезов.

ПК 3.1. Изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации.

5.2.4. Изготовление ортодонтических аппаратов.

ПК 4.1. Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов.

ПК 4.2. Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.

5.2.5. Изготовление челюстно-лицевых аппаратов.

ПК 5.1. Изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области.

ПК 5.2. Изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины).

5.2.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

www.garant.ru

Правила техники безопасности при шлифовке и полировке зубных протезов

Шлифовку проводят наждачной бумагой. Начинают крупнозернистой или новой бумагой, а заканчивают более тонкой или бывшей в употреблении. Шлифовку можно проводить вручную, но лучше и быстрее это получается на шлифмашине с использованием специальных держателей наждачной бумаги. При механической шлифовке нужно проявлять особую осторожность, чтобы не поломать протез или не сошлифовать искусственные зубы. Отшлифованный протез должен иметь гладкую поверхность без царапин и шероховатостей и гладкие, закругленные края.

Полировку проводят пользуясь шлифмашиной с фиксированными в ней коническими фильцами, ворсяными щетками различной жесткости и нитяными щетками-пуховками. Полировочные средства применяют в кашицеобразном виде и только плечи кламмеров полируют пастами. Полировочной массой увлажняют протез, смазывают фильц и подносят протез к фильцу. Чтобы не перегреть протез и не деформировать его, полировать можно только увлажненные поверхности, без большого нажима с постоянным контролем за наличием указательного пальца под этим участком. Чтобы протез не вылетал из рук, подносить его к вращающейся щетке надо под острым углом. Зубы и участки около них фильцем не полируют. Фильц заменяют на щетку с коротким ворсом (для этого на стандартной щетке ножницами или ножом укорачивают ворс наполовину) и полируют те участки, которые не были отполированы фильцем, а именно: зубы, околозубные участки и межзубные промежутки. Затем полируют весь протез щетками с длинным ворсом.
Зеркальный блеск пластмассе придают нитяной щеткой с применением талька или мела, замешанных на воде.

Металлические части протеза полируют другими щетками и фильцами с применением пасты ГОИ. Чтобы паста не проникла в участки между металлом и пластмассой, их закрывают липким пластырем.

Хорошо отполированный протез гигиеничен, меньше подвергается воздействию пищевых остатков, меньше поглощает влаги в процессе пользования им, прочнее. Закончив полировку, протез промывают щеткой с мылом и насухо вытирают.

Наложение протеза на челюсть заключается в:
1) осмотре качества протеза;
2) припасовке протеза в полости рта — введении и выведении;
3) коррекции окклюзии;
4) уточнении границ протеза и
5) наставлениях пациенту.

Этот этап зависит от точной и тщательной работы зубного техника. Плохая работа последнего приводит к длительной припасовке протеза врачом с последующей перебазировкой.
Основным принципом ортопедической стоматологии является принцип законченности лечения.

Врач несколько раз проводит осмотры полости рта пациента. Следует убедиться в том, что протез не вызывает повреждений слизистой оболочки.
Хроническая травма в полости рта является предраковым состоянием.

medicalplanet.su

Вопросы для экзамена по дисциплине «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда» для специальности «Стоматология ортопедическая»

Зам. директора по учебной работе

Вопросы для экзамена

по дисциплине «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда»

для специальности «Стоматология ортопедическая»

Исторический аспект стоматологического материаловедения. Металлы: строение и свойства. Требования к оттискным материалам. Техника получения оттисков. Основное содержание, задачи стоматологического материаловедения. Деформация: упругая и пластическая. Дислокации. Значение в ортопедической стоматологии. Общая характеристика и значение вспомогательных материалов. Классификация вспомогательных материалов по их назначению. Факторы, влияющие на здоровье зубного техника. Принципы организации зуботехнического производства, обеспечивающие безопасность зубного техника Сплавы: определение. Процессы перехода металлов из расплавленного в твердое состояние. Классификация и общая характеристика и значение вспомогательных материалов. Классификация вспомогательных материалов по их назначению. Оснащение полировочной комнаты. Правила техники безопасности при шлифовке и полировке зубных протезов. Образование механической смеси. Применение в зубопротезной технике. Гипс, применение в зубопротезной технике, классификация гипса в соответствии международного стандарта. Оснащение паяльной комнаты. Правила техники безопасности и противопожарные мероприятия при работе на паяльном аппарате. Образование твердого раствора. Применение в зубопротезной технике. Химический состав гипса. Технология промышленного производства гипса различных классов. Правила техники безопасности при приготовлении отбелов и в процессе отбеливания. Образование химических соединений на технологических этапах при изготовлении протезов из нержавеющей стали. Основные свойства гипса. Технология применения гипса. Оснащение гипсовочной комнаты и правила техники безопасности при работе с гипсом, на зуботехническом прессе. Классификация сплавов по ИСО, 1989. Термопластические оттискные материалы. Состав и свойства. Требования к термопластическим оттискным материалам. Оснащение полимеризационной комнаты. Правила техники безопасности при работе с полимерами. Требования, предъявляемые к сплавам, применяемым в ортопедической стоматологии. Условия, влияющие на скорость схватывания и прочности гипса. Правила монтажа и работы с электроприборами. Требования, предъявляемые к металлическим каркасам несъемных протезов. Технология изготовления гипсовых моделей. Вентиляция в зуботехнической лаборатории. Химическая и электрохимическая коррозии. Природа возникновения и значение гальванических токов. Гипс как оттискной материал. Достоинства и недостатки гипса как оттискного материала. Требования, предъявляемые к помещению зуботехнической лаборатории. Преимущества и недостатки металлов, как восстановительных материалов для стоматологии. Гидроколлоидные оттискные материалы, состав и свойства. Назначение их. Требования по технике безопасности, предъявляемые к оборудованию рабочего листа зубного техника. Текучесть, значение при литье металлов и сплавов. Причины образования газовых и усадочных раковин, внутренних напряжений. Альгинатные оттискные материалы, состав и свойства. Технология применения альгинатных оттискных масс, их достоинства и недостатки. Индивидуальные средства защиты зубного техника. Ликвация: определение. Борьба с ликвацией. Силиконовые эластомерные оттискные материалы. Назначение. Технология получения силиконовых двухслойных оттисков. Техника безопасности по газовым горелкам. Причины разрушения кристаллической решетки металлов и сплавов. Способы восстановления их структуры и свойств. Полисульфидные эластомерные оттискные материалы. Назначение. Технология получения оттисков. Достоинства полисульфидных материалов. Принципы построения классификации стоматологических материалов. Сплавы золота, платины и палладия. Состав свойства, применение в ортопедической стоматологии. Современные сплавы из благородных металлов. Полиэфирные эластомерные оттискные материалы. Достоинства и недостатки этой группы. Механическое действие стоматологических материалов на ткани полости рта. Значение ошибок, допущенных зубным техником при изготовлении протезов, в возникновении механического действия. История развития керамики. Базисные воски. Состав и основные свойства. Применение в зуботехнической практике. Токсическое действие стоматологических материалов на ткани полости рта. Зависимость токсического действия полимеров от технологии изготовления протезов из полимеров. Роль зубного техника в выраженности и интенсивности токсического действия материалов на организм. Сплавы серебра и палладия. Состав и основные свойства. Применение в ортопедической стоматологии. Моделировочные воски. Применение их по назначению. Аллергическое действие стоматологических материалов на организм. Значение ошибок, допущенных при изготовлении металлических протезов, в возникновении аллергии у пациентов. Классификация стоматологической керамики. Легкоплавкие сплавы. Состав и свойства. Требования к ним. Явление гальванизма полости рта. Причины возникновения гальванических токов. Клинические проявления. Способы недопущения возникновения гальванизма. Состав и свойства стоматологической керамики. Восковые моделировочные материалы. Назначение их. Требования к восковым моделировочным материалам. «Идеальный» стоматологический материал, его основные свойства. Нержавеющая сталь. Стоматологические марки стали. Современные безникелевые стали. Воски, классификация. Зависимость свойств моделировочных восковых композиций от компонентов. Плотность: определение. Значение знания плотности в зуботехнической практике. Применение нержавеющей стали в ортопедической стоматологии. Основные свойства нержавеющей стали. Преимущества и недостатки. Значение внутреннего напряжения, термического расширения, усадки моделировочных восков в практике изготовления зубных протезов. Плавление: определение. Температура плавления металлов и сплавов, применяемых в зуботехнической практике. Зависимость температуры плавления сплавов от процентного соотношения компонентов. Тепловое расширение материалов, значение знания температуры расширения в зуботехнической практике. Сплавы титана. Основные свойства. Достоинства титановых сплавов и перспективы развития. Формовочные материалы. Требования к ним. Теплопроводность. Цвет. Значение в зубопротезной практике. Основные свойства. Преимущества и недостатки. Современные сплавы, применяемые для изготовления цельнолитых каркасов. Гипсовый формовочный материал, назначения. Технология применения. Твердость: определение. Методы определения твердости материалов. Технология получения керамических масс. Структура керамических масс. Фосфатные формовочные материалы. Состав, свойства. Достоинства фосфатных формовочных материалов. Наклеп и прочность. Способы, увеличивающие прочность изделия. Преимущества и недостатки стоматологической керамики. Перспективы развития. Факторы, влияющие на компенсацию усадки металлов и сплавов при литье. Упругость: определение. Пластичность: определение. Значение механических свойств в ортопедической стоматологии. Современные методики изготовления керамических протезов. Силикатные формовочные материалы. Состав. Технология применения. Технологические свойства материалов, значение в зуботехнической практике. Изготовление металлокерамических протезов. Требования к керамике, применяемые для облицовки каркаса. Припои, флюсы, отбелы. Состав и способы применения. Коррозия металлов, виды коррозии. Связь между сплавом и фарфором. Подготовка каркаса к керамической облицовке. Значение КТР каркаса и керамики, их значение в металлокерамике. Способы сварки. Показания к применению. Влияние структуры и состава материала на его свойства. Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Многослойное покрытие каркаса керамикой. Абразивные материалы, классификация. Свойства шлифующих материалов. Искусственные зубы из полимера. Понятие типоразмер, форма, цвет, как основные характеристики для оценки качества искусственных зубов. Причины скола керамических покрытий. Характеристика абразивных материалов. Натуральных и искусственных. Технология применения. Синма-М. Содержание комплекта. Схема получения нужного цвета и оттенка протезов из Синмы-М. Технологические свойства. Керамические массы отечественного и импортного производства. Факторы, влияющие на качество шлифования. Комплекты фарфора. Содержание комплекта. Правила подбора цвета фарфора. Значение многослойного фарфорофого покрытия в получении естественного цвета металло-керамических несъемных протезов. Полимерные материалы: определение, состав стоматологических полимеров. Полировочные средства, состав. Технология полировки с помощью полировочных инструментов и материалов. Критерии оценки качества стоматологических материалов. Системы национальных и международных стандартов. Промышленное производство стоматологических полимеров. Стоматологические цементы. Классификация. Технология применения неорганических цементов. Основные направления исследований стоматологических материалов. Классификация полимеров по ИСО. Полимерные и стеклоиномерные цементы. Состав, свойства. Назначение. Структура и свойства металлов, сплавов, аморфных веществ. Базисные полимеры: классификация, основные свойства, совершенствование базисных материалов. Современные композитные материалы как облицовочный материал металлопластмассовых цельнолитых зубных протезов. Технология применения. Усталость: определение. Значение усталости материалов в выборе конструкционного материала. Технология пластмассового базиса протеза. Приготовление пластмассового теста, стадии набухания; влияние на скорость набухания окружающей среды. Керомеры. Применение светоотверждаемых композитных материалов для изготовления каркасов несъемных протезов. Ковка и штамповка. Применение в зуботехнической практике. Полимеризация базисной пластмассы во влажной и сухой среде. Значение адгезионных материалов при изготовлениии несъемных конструкций протезов. Методы получения адгезивного слоя. Спаиваемость и обрабатываемость. Применение в зуботехнической практике. Режим полимеризации базисной пластмассы. Причины и механизм возникновения различных видов пористости у пластмасс. Преимущества металлокерамических протезов перед штампованно-паяными. Требования к искусственным зубам. Искусственные зубы из фарфора, механические способы соединения фарфоровых зубов с базисом протеза. Разновидности гарнитуров, шкала расцветок. Полимеры холодного отверждения. Технология применения в ортопедии. Классификация композитных материалов. Формы выпуска. Назначение. Достоинства композитных материалов. Сравнение свойств искусственных зубов, изготовленных из материалов различной химической природы. Эластичные пластмассы. Технология применения в зубопротезной технике. Применение полимеров как облицовочный материал несъемных протезов. Способы соединения с каркасом. Достоинства и преимущества.

www.pandia.ru

Тонкости выполнения полировки зубных протезов

Сам протез и все его элементы, подлежат обязательной полировке.

Процедура выполняется в несколько этапов для улучшения показателей основных характеристик конструкции — прочности, эстетики и гигиеничности.

Содержание статьи:

Общее представление о конструкции

В медицине термин «протез» применяется к конструкциям, призванным заменить собой отсутствующий элемент тела или определенный орган.

В соответствии с данным определением, в стоматологии протезирование подразумевает размещение в полости рта изделия, которое собой заменит потерянный зуб.

Зубной протез – достаточно прочное ортопедическое изделие, замещающее собой утраченные единицы зубного ряда.

С его помощью можно восстановить внешнюю эстетику, функциональность, анатомические характеристики зубочелюстного аппарата. При его правильном изготовлении внешне он практически неотличим от анатомических элементов челюстного ряда.

Сегодня в стоматологии существует несколько разновидностей протезов, различающихся по виду, способу фиксации, материалу изготовления и стоимости.

Но все конструкции можно разделить на два вида.

Это ортопедические конструкции, которые человек может самостоятельно снимать, например, при выполнении ежедневной гигиенической процедуры.

Конструкции разделяются на два типа:

  • Полные – рекомендуются к установке при адентии. Крепятся за счет нанесения на их поверхность специальных кремов или эффекта присасывания.
  • Частичные. Изделие применимо, если во рту сохранилось несколько собственных единиц, которые используются как опоры для закрепления протеза.

Самая востребованная технология – бюгельное протезирование. Бюгель – это облегченная металлическая дуга с закрепленными на ней базисом и коронками. К опорным элементам он фиксируется кламмерами или миниатюрными замками.

Само название указывает на то, что самостоятельно их извлечь изо рта невозможно. Снять их может только специалист при имеющихся на то показаниях.

Несъемным протезными конструкциями считаются:

  • Коронка – изделие, покрывающее полностью или на некоторую часть коронку зуба. Могут быть как одиночными, так и спаянными. Между собой имеют различие в материале.
  • Мостовидный протез. Схож по характеристикам с коронками, изготавливается из аналогичных материалов, но имеет различие в способе крепления, т. е. его фиксация происходит на собственные зубы, импланты и адгезивные конструкции.
  • Микропротезы – особые изделия, замещающие только некоторую часть зуба. К таковым относятся виниры, люминиры и керамические вкладки.
  • Несъемные с фиксацией на имплант. Это особая разновидность несъемных конструкций, когда в челюстную кость вживляется стержень, на который через 2—3 месяца одевается искусственная коронка.

Для изготовления протезов могут использоваться следующие материалы:

  • акриловая смола;
  • металл;
  • нейлон;
  • металлокерамика;
  • керамика;
  • особый пластик.

Подробное описание съемного протеза с зубами Ivoclar, его плюсы и минусы.

Заходите сюда, если интересны методы классификации беззубых челюстей.

Необходимость обработки

Одними из обязательных этапов в производстве всех протезов является их шлифование и полировка. Это процессы, позволяющие выровнять поверхность конструкций, а также:

  • избавить от различных дефектов поверхности (трещинок и неровностей),
  • придать гладкость;
  • удалить с краев конструкции избытки пластмассы или гипса;
  • добиться 100% соответствия по всем параметрам, смоделированному заранее слепку.

Обе манипуляции просты в исполнении, абсолютно безопасны. Благодаря отделке облегчается уход за протезным изделием, повышается прочность и устойчивость на физические и химические воздействия, достигается красивый внешний вид.

Применяемый инструмент и материал

При обрабатывании протезов специалистами используются следующие инструменты:

    Штихели – это долотоподобные, в виде треугольника или полукруга приспособления из стали, имеющие острый наконечник и деревянный держатель.

Ими извлекаются из труднодоступных участков изделия мелкие стружки. Они также помогают вычистить пространства между искусственными элементами.

  • Шаберы и напильники (четырех или трехгранные приспособления с заточенными краями). Они применимы для снятия стружки с поверхности конструкций и выравнивания покрытия.
  • Фреза по металлу и карбундовый камень. Требуются для грубой обработки твердых протезов, выполненных из пластмассы. Фрезой (цилиндрической или конусной) при помощи технической бормашины формируются очертания конструкции у шеек искусственных единиц.
  • Полиры резиновые — применимы для обработки плоских поверхностей.
  • Наждачная бумага различной зернистости используется при шлифовании.
  • Фильцы из фетра или войлока, порошок для полировки. При обрабатывании съемных конструкций из пластмассы берутся фильцы конусной формы.
  • Щетки с ворсинами разной жесткости. Ими удобно устранять заусенцы по краям протеза. Жесткой округлой щеткой полируются труднодоступные участки.

    Конусовидные щетки нужны для обрабатывания бугристых областей. Инструмент с мягким пушистым ворсом необходим на последнем этапе полировки для придания зеркального блеска.

  • Финишная полировочная масса. Используется многими техниками для придания изделию еще большего блеска.
  • Тип массы подбирается в строгом соответствии с материалом, из которого выполнен протез.

    На этапе полировки могут вместо названых средств использоваться гипс, диатомит, трепел, окиси хрома или железа, мел.

    Процесс шлифовки

    Шлифование может выполняться двумя способами — вручную либо на шлифовальной машине, оснащенной держателем для закрепления наждачной бумаги. Чаще всего техники в своей работе пользуются шлифмашиной.

    Важно! Проводя механическое шлифование, мастер должен быть предельно внимателен и осторожен, чтобы не допустить повреждение конструкции.

    Если же он шлифует протез вручную, то в начале своей работы он использует грубую наждачную бумагу с крупными зернами, а по завершению процесса применяет самое тонкое наждачное полотно.

    Когда же процесс происходит на шлифовальной машине или при помощи технической бормашины, сначала наждачная бумага разрезается на полосы и вставляется в бумагодержатель или в наконечник на бормашине.

    Обрабатывается только внешняя сторона основы до получения ровной поверхности. Все элементы из металла и кламмеры шлифуются так, чтобы их концы стали закругленными.

    Если крепежные элементы выполнены из благородных металлов, для их обработки используется наждачная бумага с мелкой зернистостью, называемой техниками «бархатной».

    Нужно отметить, что при шлифовании и полировке, специалисту необходимо проверять толщину базы изделия и не допускать истончения. Толщина, которую можно оставить – не менее 1,5—1,25 мм. Причем, данная величина должна быть идентичной для всей конструкции.

    Не шлифуется только внутренняя поверхность основы и сами искусственные единицы.

    По завершению процесса, изделие должно быть идеально ровным, иметь закругленные края, в нем должны отсутствовать изъяны и шероховатости.

    Разберемся вместе, сколько стоят зубные протезы на присосках и какие факторы влияют на цену.

    В этой статье вы найдете подробное описание полиуретанового зубного протеза.

    Окончательная отделка

    Завершающим этапом изготовления протезного изделия является его полировка, благодаря которой он приобретает гладкость. Именно такая поверхность гарантирует надежность, эстетику, гигиеничность и прочность.

    Проводя полировку, специалист должен удерживать изделие указательным, большим и средним пальцем. Прежде обработке конусным фильцем подлежат межзубные пространства конструкции.

    Далее, цилиндрическим фильцем полируется вся протезная поверхность, за исключением стороны, которая обращена к альвеолярам и небу.

    В ходе обработки необходимо периодически смачивать конструкцию раствором, состоящим из воды и, растворенного в ней, полировочного порошка.

    Также необходимо избегать касания щетками краев протеза. Все мелкие металлические элементы и кламмеры полируются предварительно и по отдельности.

    По окончанию процесса все детали получают блеск, благодаря тому, что в завершении обрабатывались нитяной щеткой с «Пастой Гои». Но здесь технику важно учитывать один момент — не следует долго тереть один и тот же участок.

    Важно! Чтобы изделие не деформировалось, в руках его следует периодически перемещать. А чтобы оно не плавилось, нельзя сильно к нему прижимать насадку.

    В конце протез надо хорошо промыть, используя щетку, мыло и теплую воду, а потом высушить. В отличие от шлифования, скорость полировки выше. Причем, чем тверже сам материал протеза, тем быстрее проходит данная манипуляция.

    Основные правила

    Чтобы изготавливаемый протез имел надлежащее качество и соответствовал всем нормативам, мастер должен знать и выполнять следующие общие правила:

    1. Иметь представление о составе смесей для полирования, области их применения.
    2. Уметь их готовить и правильно применять.
    3. Уметь подбирать режимы шлифования и полировки, учитывая материал, из которого конструкция изготовлена.
    4. Применять в работе современные и высококачественные материалы, оборудование и инструменты.

    Немаловажное значение имеет выполнение специалистом таких положений:

    • основы использования техники и оборудования, которое применяется в работе;
    • техника безопасности на рабочем месте;
    • последовательность проведения работ;
    • принцип маркировки и основные свойства всех материалов;
    • эстетические, гигиенические требования, которые предъявляются ко всем типам протезных изделий и их элементам.

    Также он должен разбираться в причинах, вследствие которых протез может быть признан непригодным, способах их выявления, устранения и предупреждения.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Специалисты единогласно отмечают большую значимость проведения полировки протезных конструкций. Сами же пациенты указывают на то, что после процедуры протезам возвращаются исходные технические характеристики, исчезает дискомфорт, а главное, их вид ничем не отличается от естественных единиц.

    Если вы желаете высказать свое мнение об эффективности и целесообразности проведения данной процедуры, поделитесь ими в комментариях к этой статье.

    Понравилась статья? Следите за обновлениями

    zubovv.ru

    Смотрите так же:

    • Приказ минобра 464 Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 […]
    • 239 федеральный закон 239 федеральный закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.11 N 239-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Внести в часть вторую […]
    • Экспертиза иностранной валюты в банке россии Инструкция Банка России от 10 июня 2013 г. № 143-И “О порядке работы с банкнотами иностранных государств (группы иностранных государств), сданными уполномоченными банками для проведения проверки подлинности в учреждения Банка России" (не […]
    • 193 приказ росалкогольрегулирования Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 31 октября 2014 г. N 348 "О внесении изменений в приказы Росалкогольрегулироваиия от 1 августа 2013 г. N 192, от 1 августа 2013 г. N 193, от 27 декабря 2013 г. N 335 и от 3 […]
    • Приказ 255 по безопасности военной службы Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 "Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444"Об утверждении […]
    • Приказ n 205н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих […]

    Обсуждение закрыто.