Правила рисования живописи

15. Урок живописи.

На этом уроке живописи для начинающих мы напишем натюрморт акварелью. В художественной школе New Art Intention начальные уроки живописи выполняются именно акварелью, так как она наиболее удобна в овладении знаниями цветоведения. Но не стоит забывать про другие способы живописи. Мы также обучаем технике работы с акрилом и маслом. На уроках мы анализируем, какими средствами художник достигает выразительности, образности, как он группирует предметы между собой – разделяет, или сближает их, а может быть, заслоняет один предмет другим. Обсуждаем, зачем он это делает; какой создает ритм композиции, каким образом используется свет, сочетание светлого и темного, контрасты или повторы цвета; чем достигается цветовая гармония в произведении, концентрируется внимание на главном, как подчиняются этому главному другие части; как выражается пространство, масштабность, применяются законы перспективы.

На уроке рисования куба мы познакомились с некоторыми основами изображения объемной формы и узнали, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

Переходя к уроку живописи, мы убедимся, что и в дальнейшем нам придется руководствоваться полученными ранее знаниями и навыками. При этом изучение натуры, познание ее особенностей – базисный путь в развитии художника. Задание, которое мы рекомендуем к использованию, прежде всего, преследует именно эту цель: приобщить учащегося к наблюдению, к изучению природы, чтобы в дальнейшем он смог самостоятельно ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать. Поэтому процесс и технику мы не отделяем от вопросов, связанных с умением видеть натуру.

1. Постановка натюрморта.

Каждый урок живописи натюрморта начинается с композиции, с подбора и расстановки предметов.

Предметы, составляющие ту или иную постановку, должны иметь смысловую связь и, если можно так сказать, родство, определяющееся их применением в жизни. А потому относитесь к выбору предметов сознательно, по возможности избегайте случайных, чужеродных по своему назначению. Делая подбор, руководствуйтесь общим сюжетным замыслом. Первые уроки живописи для начинающих должны начинаться с простых постановок. Сначала возьмите один-два предмета, затем составляйте небольшие группы.

Желательно, чтобы предметы, выбираемые для рисования натюрморта, были разнообразны по форме, цвету, свойствам материала, отличались и по своей величине. Одновременно, поскольку это урок для начинающих, и мы преследуем учебные цели, не увлекайтесь предметами, сложными по форме и цвету. Подбор предметов предопределяет живописность картины, ее цветовой строй. Нужно стремиться, чтобы работа производила впечатление естественности, убеждала правдой и не была бы громоздка. Следите, чтобы используемые в постановке драпировки также не вносили диссонанса. Они должны соответствовать общему замыслу.

На уроках живописи в нашей художественной школе New Art Intention предлагаются различные классические постановки по выбору предметов, по формам, цвету, общему колориту. Есть натюрмортные постановки для работы акварелью, для живописи акрилом и маслом. Выбор той или иной определяется техникой выполнения.

Выбирая постановку, не ограничивайтесь первым же выбранным размещением. Продумайте, следует ли положить или поставить предмет, или прислонить его к другому предмету. Выбирайте положение, наиболее естественное для данного предмета.

Обратите внимание на просветы между предметами. От этого будет зависеть впечатление компактности или разбросанности, упорядоченности или хаотичности. Предметы, находясь на различных расстояниях от нас, могут заслонять друг друга. Посмотрите, как лучше их разместить. Здесь опять будут варианты, обусловленные величиной и формой предметов.

Подумайте, при каком свете (боковом или прямом) выгоднее рисовать постановку.

2. Подготовка к рисованию.

Закончив постановку, приступайте к композиции на бумаге. Бумага должна быть плотной — ватман или бумага для акварели. Выбирая размер листа, руководствуйтесь масштабами участвующих в постановке предметов, но так, чтобы изображение было не очень крупным и не очень мелким. На курсе живописи в нашей художественной школе отдается преимущество бумаге формата А2.

Рисунок на лист наносите легко, относитесь к поверхности бумаги бережно, стараясь ее не затереть, и не используйте часто резинку, чтобы не нарушать фактуру бумаги. Величину рисунка определяйте с таким расчетом, чтобы он находился в объеме с фоном. Фон не должен «давить» на изображение, но с другой стороны, и предметам на листе не должно быть тесно.

Создайте себе необходимые для работы удобства – устройте свое рабочее место наиболее целесообразно и удобно: краски, палитра, кисти и бумага – напротив вас; рядом с этюдом – банка с водой, возле нее – губка и тряпочка для вытирания кисти.

Какой кистью писать – важный вопрос. Он имеет непосредственное значение к технике письма, к масштабу мазка, к разнообразию приемов, например сочетанию в этюде широких заливок с иными по масштабу членениями и делениями. По мере накопления опыта, знаний, по мере усложнения заданий у начинающих рисовать должен и расширятся набор кистей. При заливке больших поверхностей нужно пользоваться крупным размером кисти, меньших плоскостей – другой кистью, для исполнения деталей – кистью меньшего размера. На уроках живописи акварелью используются беличьи и колонковые кисти, на уроках обученю работы с акрилом и маслом – синтетика и щетина. К середине всего курса живописи у каждого художника формируется свой набор кистей, максимально удобный для рисования в различных техниках.

Свет, освещающий лист бумаги, должен падать слева (для рисующих правой рукой), чтобы тень от руки не заслоняла работу. Для рисующих левой рукой – свет, соответственно, должен падать справа.

При выборе места для работы нужно учитывать, что необходимо охватывать взглядом всю натуру одновременно как при рисовании, так и в живописи. Если же сесть к натуре очень близко, то в силу свойств нашего зрения мы будем лишены такой возможности. Обычно для работы над натюрмортом, в зависимости от величины участвующих в постановке предметов и занимаемого ими пространства, удобным оказывается место на расстоянии одного-двух метров от постановки натуры.

3. Рисование натюрморта.

Начинающим рисовать на каждом уроке живописи в нашей художественной школе, мы обращаем внимание, что при работе с цветом необходимо частное увязывать с общим. Не нужно смотреть на поставленные предметы избирательно. Изображение всей постановки в цвете не складывается механически из отдельных деталей, скопированных изолированно, а образуется из гармоничного сочетания деталей и цвета в целом.

Перед нами постановка, состоящая из группы разных предметов: эмалированный голубой кувшин, оранжевый гранат, доля дыни и драпировки на столе – бледно-голубая и коричневая. Фоном служит белая стена со светло-желтой тканью.

Кувшин и гранат по своему цвету определены и ясны – они более насыщены по цвету, чем остальные предметы. Окраска других предметов сложнее. Их цвета невозможно получить, не составляя смесей: например стол или пестрая коричневая ткань за гранатом слабо насыщены по своему цветовому тону.

Первая стадия на каждом уроке живописи – общий эскиз цветового решения. Как мы видим, он ведется способом начального живописного подмалевка для последующих лессировок, в манере свободного письма. Одни части, к примеру кувшин, более закончены, другие еще не тронуты краской. По данному подготовительному рисунку можно проследить ход мысли автора. Здесь в предварительном эскизе уже определена композиция на листе, намечены различия между теплым и холодным цветом. Мы видим, что кувшин и гранат имеют различные оттенки цветов – холодных для кувшина, теплых для граната.

Широкая плоскость среза дыни на первой же стадии работы дает возможность почувствовать ее сочность и влажность. На кувшине намечены свет, полутень и тень, определена разница в светлых тонах драпировки переднего плана и стены. Автор пытается и свет, и тень, и полутона на предметах выполнить различным цветом. Это важный момент, потому как на уроках живописи у начинающих художников самая распространенная ошибка – неверное затемнение или осветление одного и того же цвета.

Следующая стадия работы – рисунок на планшете. Прежде, чем к нему приступить, утвердитесь в композиционном решении, сделав в эскизном альбоме несколько пробных рисунков карандашом.

Набросав рисунок, проверьте правильность пропорций, перспективы, а также масштаба предметов. Затем обязательно нарисуйте наиболее характерные детали. После чего приступайте к работе с красками, к самому процессу живописи.

С чего начать рисовать? Лучше начать с предметов, имеющую яркую и чистую по тону окраску. На курсе живописи мы пользуемся емким выражением: «живопись от темного». В нашей постановке такими являются кувшин и гранат, поэтому в нахождении их цвета легче избежать ошибок. Стена и желтая ткань на столе менее определены по цвету, поэтому, начав с них, мы ошибочно могли бы написать их более ярко, чем они в действительности по отношению к целому, и тогда сразу нарушились бы цветовые соотношения в натюрморте. Цвет граната и кувшина можно взять в полную силу. Это сразу задаст общий тон цветового диапазона, так как наряду с насыщенными цветами в свету и полутенях здесь есть и сильные тени, которые определят нам крайние регистры для синего и красного.

Голубой кувшин имеет разные оттенки: на освещенной части – одни, в полутени – другие, в тени цвет уже не голубой, а фиолетово-синий, а на каких-то частях даже зеленовато-коричневый (под влиянием рефлексов — отражений). Поэтому, чтобы нам эти различия нарисовать вернее, старайтесь все время видеть весь кувшин. Подбирая цвет для освещенной части, смотрите на кувшин, охватывая его вместе с фоном, чтобы выявить основной контраст силуэта по отношению к стене (насколько кувшин в свету темнее стены, какими по цвету воспринимаются стена и кувшин).

Одновременно, при живописи акварелью, помните, что краска по высыхании становится более светлой. Поэтому чтобы работа правильно отображала реальность, кладите краску более насыщенную, чем она вам видится в натуре.

Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. Свет может несколько захватывать полутень, полутень может захватывать тень. Тени на кувшине под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле, и по оттенку цвета.

Прописав кувшин или часть его, таким же образом рисуйте гранат и опять, охватывая взором весь гранат, отмечайте различия оттенков оранжевого в светах, в полутени и в тени. Освещенные места граната будут относительно более холодными, розоватыми, полутень – оранжевой, тени – более красными. Одновременно, работая над тенями граната, смотрите и на коричневую ткань, на фоне которой он лежит. Это сравнение поможет вам видеть взаимные отличия тонов и объединяющие их признаки.

Начиная писать дыню, сравните ее с фоном – стеной, тканью на стене и с блюдцем. Что светлее, плоскость среза дыни или стена? А что холоднее по цвету – стена, дыня или блюдце? Какие различия? А что в той же дыне цветне – срез ее или корка? Так, все время, задавая себе вопросы и находя ответы, наблюдая натуру, ведите работу дальше. Так ваша живопись не будет «разваливаться». Живопись будет целостной.

Путем сравнения, определяйте и цвет блюдца, находя в натуре сходные с ним тона. Сравните свет и тени на блюдце с цветом стены. Одновременно устанавливайте различие его цвета по яркости с окружением.

Если в течении урока живописи не следовать системе в наблюдении натуры, такие слабоокрашенные тона будут восприниматься вами то теплыми, то холодными, в зависимости от того, на какой цвет вы перед этим смотрели. Вот почему рекомендуется нейтральные цвета сравнивать с близкими.

Прорисовав последовательно цветом весь этюд, проверьте его с расстояния, поставив рядом с натурой. Что-то вас не вполне устроит: какие-то части не будут убеждать решением формы или окажется, что по цвету, они нарушают единство общей цветовой конструкции, возможны несоответствия в решении пространства или света.

Дописывайте такие места до полного завершения так, чтобы решение во всех частях вас устраивало. При этом следите, чтобы наносимая краска ложилась по «сухому», не тревожа, не размывая нижележащий слой. Эту особенность живописи акварелью необходимо прочувствовать и запомнить. Иначе вся ваша работа в дальнейшем превратится «в кашу». На уроках мы сразу акцентируем на этом внимание.

В цветной акварели сложнее определить ошибки, а значит, и исправит работу. Живопись здесь – единство и гармония всех признаков цвета: цветового тона, его яркости и насыщенности. Какой-то цвет, будучи правильно найденным по яркости, может быть неточным по другим качествам: по оттенку или насыщенности.

А бывает и так, что вы правильно написали отдельный предмет, но не удается точно взять окружающий его фон или соседний с ним предмет – тогда общая гармония нарушена, все кажется фальшивым. Что исправлять, что к чему подгонять? Вопрос сложный и не только для начинающих художников. Перерисовывать весь этюд? А где гарантия не повторить ошибки, если не понять причин неудачи? Поэтому, занимаясь живописью, работая с цветом, необходимо с первых шагов приучать себя к порядку в работе, не торопиться, проверять себя непрестанно в ходе всего занятия, от первого и до последнего мазка. Как вести сравнения? Не по контрастам (их нужно лишь иметь ввиду), а по родству взаимных признаков: теплые с теплыми, холодные с холодными, светлые со светлыми, темные с темными, слабонасыщенные со слабонасыщенными. Это аксиомы живописи акварелью.

Устанавливайте в постановке натуры самые цветные по насыщенности участки для теплых и холодных тонов. Держите их в поле зрения, определяя от них производные. Ведь в цвете законы контраста действуют особенно активно, поэтому одна ошибка влечет за собой автоматически другую.

На этом уроке живописи мы подробно разобрали поэтапное написание этюда акварелью от начального замысла до его завершения.

Наша Художественная школа New Art Intention дает тот опыт и практику, позволяющую избегать ошибок в рисовании у начинающих, как-то на первых порах сухость исполнения, перегруженность деталями. В начале первых занятий по рисунку и уроков живописи, как на групповых, так и индивидуальных мы говорим, что живопись заключается не в копировании того или другого участка или цветного пятна натуры. Необходимо устанавливать связь между всеми цветами, руководствуясь методом сравнения, сравнивать цвета по их насыщенности, оттенку и яркости. В течение всего курса рисования и курса живописи тренируется зрение, идет обучение охватывать в постановке натуры не узкий участок, а всю постановку в целом, с тем, чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере цвета.

www.uroki-risovania.ru

Уроки акварельной живописи

Уроки акварельной живописи— перед тем, как заняться уроком живописи, настоятельно рекомендую вам пройти уроки рисунка. Можно проводить обучение параллельно, но не начинайте уроков живописи без знания основ рисунка. А так-же, необходимо пройти занятие по цветоведению. Не забывайте каждодневно делать наброски. Тогда вы будете подготовлены к изучению следующего материала. Начинаем уроки акварельной живописи.

Урок 1 по акварельной живописи- рисунок под акварель:

Рисунок под акварель: ставите натюрморт, для начала не сложный. В нем должны присутствовать два- три предмета и драппировка без рисунка. Планшет нужно использовать обязательно. О бумаге мы говорили здесь.

а) Делаем рисунок. Для этого берете карандаш Т-ТМ (что- бы не оставлять лишний графит на бумаге), заструженный вот так, потому что: очень важно во время работы над рисунком под акварель не повредить верхний слой бумаги и иметь полный обзор работы. Заструживать карандаш нужно тщательно и тонко, но когда как обычно- под рисунок, то получаются слишком видимые или широкие штрихи, сильно врезающиеся в бумагу. Для акварели это не допустимо. Притом, карандаш, заточенный под акварель, держится в руке во время работы под малым углом относительно плоскости бумаги, примерно под 5-10 градусов не более (потому и дерево соструживается сильно), так, что острием вы работаете очень аккуратно, касаясь только его краешком. Это в идеале.

Вообще, совсем не обязательно каждый раз делать рисунок под акварель. Нечего под акварельную краску каждый раз накладывать ненужный слой графита. Когда вам будет не сложно визуально замечать все будущие тональные переходы, то достаточно будет только слегка намечать предметы. А вот при поступлении в ВУЗ, на экзамене, как раз хорошо показать свои знания и похвастаться умением делать рисунок под акварель.
Итак, легонько, не надавливая на бумагу начинаете рисовать.

б) Находите границы натюрморта в листе.

в) Находите место каждого предмета в листе. Без нажимов, еле заметно, рисуете очертания предметов с элементами построения. Все линии построения должны быть еле видны. Вы должны быть предельно осторожны, чтобы не повредить верхний слой бумаги. Рисунок под акварель отличается от обычного рисунка.

г) С помощью легкого штриха нужно отделять свет от тени, ложа штрих по форме. Начинайте штриховать с излома формы, где свет переходит в полутон и продолжайте вести штриховку в сторону теней. Это важно, чтобы определить место света и тени, и уловить распределение полутонов по форме.
А вы уже знаете, какую роль в живописи играют свет и тень из наших уроков цветоведения. Рисунок под акварель должен быть таким:


Поближе это будет выглядеть вот так:

Уроки акварельной живописи

Урок 2 — организация рабочего пространства:

После того, как рисунок под акварель будет готов, определимся с организацией рабочего пространства.

а) На полу не должно быть ничего, чтобы не запачкать краской.

б) Кисти готовы (беличьи, круглые), краски тоже, краски лучше всего- «Ленинград»- профессиональная художественная акварель, на худой конец медовые, но в идеальном варианте именно «Ленинград», она практически не имеет недостатков, которые есть во множественном количестве в других акварельных красках.

в) Места для работы у вас должно быть достаточно.

г) Водой тоже запаслись, поговорим о палитре. Палитра- представляет собой небольшой клочек бумаги с гладкой поверхностью, например, четверт листа обычной почтовой открытки. Никаких пластмассовых, стеклянных палитр лучше не использовать. Дело в том, что на пластмассовой поверхности замешанная краска будет скатываться в каплю, по этому, определить цвет замеса будет трудно. Палитра с поверхностью как у почтовой открытки имеет другие свойства. При этом, в процессе работы вы будете держать ее постоянно в руке, сможете определить цвет каждого замеса.

С рабочим пространством мы решили, следующим шагом будет цветовой эскиз.

Урок 3 по акварельной живописи- цветовой эскиз:

Используйте круглые беличьи кисти. Номерами большими можно заливать большие области, номерами поменьше- прорабатывать детали. Универсальный номер- тройка, четверка.
Берем четверть альбомного листа, крепим к мольберту и приступаем к работе.

Намечаем расположение предметов в натюрморте. В этом эскизе мы определим цветовое решение нашей композиции. В ней присутствуют предметы, один из них будет доминантен. Его вы выбираете сами- то-ли по размеру, то-ли по активному цвету, то-ли по величине пятна. Назовем его «генералом». Все остальные предметы (пятна) будут строиться по рангу за доминантным, с которого и будем начинать. Замешиваем цвет нашего предмета, при этом замечу, что в этом замесе должны присутствовать цвет света, локальный цвет, цвет гаммы (см. основы цветоведения). И заливаем наш доминант.

После чего, в этот-же замес добавляете (по рангу) цвет следующего предмета (пятна). Таким образом, в цвете второго пятна будут присутствовать цвет света, цвет гаммы, локальный цвет и цвет доминантного пятна. Нашли цвет на палитре и заливаете второе пятно. Между ними будет существовать связь. Они уже будут частью одной композиции. Потом, в тот-же замес на палитре (лишний замес можно слить, смахнуть кистью, оставьте столько, сколько нужно) замешиваете цвет третьего пятна и по аналогии заливаете все пятна. В самом последнем пятне, например в фоне, будут присутствовать все цвета композиции.

Следующим шагом будет решение теней в композиции. Как будут вести себя тени мы проходим здесь. Замешиваем тень нашего генерала, заливаем его тень, и по аналогии заливаем все остальные тени, замешивая цвет на одной палитре.
Замечание: если палитра пропиталась краской, то берем чистый листик, переносим часть замеса на него и продолжаем работать.

Вот два примера цветового решения эскиза:
Когда свет теплый а тени холодные:

Когда свет холодный а тени теплые:

Уроки акварельной живописи

Урок 4 акварельная живопись- выполнение работы:

После того, как мы определились с цветовым решением композиции, крепим готовый эскиз в верхний угол мольберта и ставим планшет с подготовленным рисунком. Приступая к работе на планшете берем мокрую губку или мочалку и осторожно смываем планшет. Это делается для того, чтобы смыть с бумаги остатки жира- краска не будет скатываться. Подождите пока высохнет и продолжаем дальше.

Мы определили наши действия в эскизе, теперь можем проделать то-же самое на планшете. Заливаем свет, тени, прорабатываем основные полутона по рисунку, где определили место каждому из них.

Замечание: акварельная живопись требует осторожности, в одном месте должно быть не более трех мазков, иначе бумага не будет просвечиваться (в чем и заключается красота самой акварели). В результате многократного наложения цветовых пятен получится грязь. Такое высказывание, как- больше грязи-больше связи нам не подойдет. Будьте аккуратны.

Как в рисунке мы прорабатываем форму штрихом, так в живописи мы прорабатываем форму мазками, цветом. Кисть выполняет функцию карандаша. При выполнении работы вы должны помнить девиз: Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю! (см.цветоведение).

Чтобы усвоить материал, нужно будет написать не один натюрморт- самое легкое, где вы можете применить свои знания. Посложнее пойдет с портретом, фигурой, пейзажем. Но законы остаются те-же самые, и никогда не меняются. Только на первый взгляд это кажется сложным, но начав работать вы увидите, что это захватывающе интересно.

Уроки акварельной живописи. Вот пример выполнения акварели. Попробуйте сделать лучше. У вас получится! Писать акварель нужно исключительно при дневном освещении. Поначалу не стремитесь заканчивать работу, если лимит наложения мазков исчерпан, оставьте все как есть- не наделаете грязи. Не законченная чистая работа лучше затертой и грязной законченной.

Посмотрите теперь на следующую работу, выполненную акварелью. Чтобы не быть голословным, заметьте, что работа написана с использованием всех законов, которые мы изучали на уроке цветоведение. Посмотрите, как играет холодный свет на шлеме, подчеркивая материал, из которого он сделан. И как решил художник тени- бархатные, теплые. Посмотрите на красную драппировку- на переднем плане она имеет холодный оттенок, но удаляясь- теплеет, по цвету гаснет, приобретая коричневатые оттенки, а в тени ее цвет зажигается. Свет шлема решен в холодной гамме, а уже свет щита (за шлемом)- имеет теплые нотки, хотя сделан из такого- же материала. Доминирующее пятно- шлем, за ним идет красная драппировка, а потом по убыванию другие пятна. Попробуйте найти дома предметы из дерева, керамики, металла, ткани и пишите, стараясь передать материал. Не старайтесь писать очень аккуратно, пусть краска течет, растикается. Пусть работа будет «сочной». Такая аккуратность, как в этой работе достигается не сразу, а по результату долгого периода кропотливого труда.

Выход на страницу по обучению рисования- как научиться рисовать

paintmaster.ru

Живопись и рисование? Одно ли это и то же, и в чем разница?

— Вау, классно нарисовал картину! – сделал комплимент работе и тут же обидел художника неправильной терминологией

Наверное, вы знаете, друзья, что хорошего, но впечатлительного художника можно обидеть, если сказать ему, что он «рисует» свою картину. Это если сказать, что корабли в море плавают,… но все мы знаем, что корабли в море ходят!

Всё-таки, человек, далекий от изобразительного искусства, зачастую не может точно сказать, что такое живопись, что такое рисование и чем они отличаются друг от друга. Потому и «рисовать», и «писать» для него — одно и то же. Но попробуйте сказать мэтру, что у него хороший «рисунок» на холсте!

Нет более легкого способа ранить чувствительную творческую натуру, хоть простой зритель и не сразу поймет, что тут неправильного и обидного.

Живопись и рисование — понятия близкие и даже родственные, но четко разделяющиеся между собой. Равно, как и хорошо известно, когда картины пишут, а когда рисуют.

Давайте попробуем разобраться с этой терминологией в изобразительном искусстве. Поверьте, это не только важно для тех, кто занимается творчеством, но ещё и интересно.

Разница между живописью и рисованием

Говоря строгим формальным языком, рисование — это изображение любых образов, предметов и явлений на плоскости. Рисовать можно мелом, ручкой, карандашом, красками — всем, что оставляет следы на той или иной поверхности.

В общем случае даже царапание алмазом по стеклу или, например, графика ручкой на уроке и нанесение татуировки — это тоже рисование.

А вот живопись — это тоже изображение предметов и явлений, но только с использованием красок. То есть, говоря сухим и формальным языком, живопись — это один из вариантов рисования, при котором в качестве инструмента используется кисть, а средством, создающим изображение, являются краски.

Другими словами, рисование это графика и считается официально графикой всё то, что выполнено на бумаге, и как нестранно, акварель считается тоже графикой. Хотя многие работы рассматриваются как живописные и на бумаге тоже

Так что, все что на бумаге — графика, а все остальное — живопись… на холсте, дереве, стекле, стене

Помните уроки рисования в школе? Там весь предмет так и назывался: изобразительное искусство. Не было отдельных уроков по живописи или по рисованию, просто сегодня учили работать с маслом, а в другой день — с карандашами.

Отсюда и распространенное мнение, что живопись — это лишь вариант рисования. Формально это так, в действительности — иначе.

Изобразительное искусство — Искусство Запечатления Образов = ИЗО, объединение различных видов живописи, графики, скульптуры

На самом деле такая иерархия является настоящей канцелярщиной. В изобразительном искусстве сегодня имеется четкое разделение: живопись — это работа с кистью и красками на плотных материалах, рисование — это использование всех остальных материалов на бумаге.

Пусть это не так строго и научно, но мир искусства потому и любим многими, что он неподвластен науке, а потому законы его не обязательно должны соответствовать строгой классификации и терминологии.

Есть и другой нюанс: подумайте над самим словом «живопись» — оно состоит из двух частей: «живое» и «писать». Интерпретировать это можно по-разному, но многие художники говорят, что работа с красками является живой именно потому, что сами краски после нанесения на холст высыхают и несколько меняют свои свойства, то есть живут своей жизнью.

И у самого изображения появляется своя динамичная жизнь, картина оказывается живой. Или живописание — писать по живому.… Вообще же, слово живописание, звучит высоко и красиво, на мой взгляд

Разглядывая и размышляя над живыми картинами

Значит, с этой частью мы разобрались: живопись — это работа с красками, рисование — использование других средств. Причем и станковая живопись, и монументальная, и декоративная так же отличаются от аналогичных форм рисования.

Наносят на стены краски — речь идет о живописи, разукрашивают их мелками — это уже рисование.

Пишут картины, или рисуют?

Другой, не менее острый вопрос — как именовать сам процесс создания картины. Вроде бы, если создаётся изображение, значит, его рисуют. А если говорят про письмо, то подразумевают обычно текст.

Здесь терминология имеет глубокие исторические корни. Живопись на Руси постепенно развилась из иконописи, когда мастера начали пытаться оживить, делать более яркими библейские мотивы, используя те же техники, а затем и вовсе перешли на картины, никак не связанные с религией.

Но поскольку иконы изначально «писали», то это слово перекочевало в живопись и сегодня картины маслом тоже пишут.

Я часто грешу и обычно «рисую» свои картины

Если же речь идёт про рисование, то все произведения здесь рисуют, сколь бы значительны они ни были. Можно, конечно, сказать, что художник «написал» карандашом эпичное полотно, но это — не более, чем вольность.

Можно ли рисовать на холсте?

Вообще принято говорить, что на холсте пишут маслом, а, например, просто на бумаге рисуют. Но это не абсолютные правила.

Например, перед письмом красками художник может сделать набросок карандашом на холсте. Это рисунок, его автор рисует. И только когда на этот рисунок наносятся краски, начинает писаться картина.

Хотя, никто не запрещал рисовать карандашами, углем на холсте… вопрос только в том, что рисовать на тканевом полотне не совсем удобно для сухих техник, если конечно, это не смешанная техника, где возможно использовать все.

То же актуально для любых других основ, не только станковая живопись позволяет писать картины. Например, монументальная живопись подразумевает написание картин красками на различных архитектурных объектах фасада, декоративная живопись — это письмо на различных предметах и деталях интерьера, альфрейная живопись — это росписи стен внутри помещения различными фресками и росписями — обманками

В то же время, если мы возьмём стакан или кувшин и распишем его, например, тушью, это уже будет декоративное рисование. А значит, от основы никак не зависит, живописью мы занимаемся, или рисованием. Всё дело только в материалах, с помощью которых создаётся картина.

И напоследок: не стоит считать, что живопись — это для профессионалов, а рисование — для любителей. Вовсе нет! Зачастую карандашами, пастелью или мелками создаются произведения, не менее грандиозные и великолепные, чем картины маслом или акрилом.

Да и сложность создания работы, например, только карандашами, очень велика. Поэтому если вам нравится рисовать, вовсе не обязательно мучить себя и заставлять писать непременно красками — вполне можно создавать шедевры тем, что вам больше всего нравится.

Мастера портретов в графике

Только в этом случае, кстати, вы сможете в полной мере выразить себя и свои эмоции в вашей работе, будь то на холсте, бумаге, стекле или на стене! Именно они — первичны, а материалы и техники — это лишь инструменты, среди которых вы выбираете самые удобные для вас.

Оставляйте свои мысли в комментариях и не забывайте делиться с друзьями в социальных сетях (сделать это можно с помощью кнопок слева от статьи)

www.viktoria-latka.com

Живопись маслом. Основы. Уроки Билла Мартина для начинающих.

Живопись маслом. Основы. Уроки Билла Мартина для начинающих.

Есть вещи, которые Вы должны знать, прежде чем начать писать маслом.
Все краски – это смесь сухого пигмента и жидкости. В масляных красках красящий пигмент смешивается с льняным маслом. Льняное масло – это масло, высыхающее в процессе окисления воздухом. Оно впитывает кислород из воздуха и кристаллизует пигмент краски на постоянной основе. Когда масло высыхает, его невозможно удалить.
Масляные краски густы. Они производятся в тубах. Краски выдавливают на палитру, и смешивают при помощи мастихина для получения новых оттенков. Затем они наносятся на вертикально расположенный холст жесткими упругими кисточками.
Масляные краски сохнут очень медленно. Обычно нужно ждать три дня, прежде чем положить следующий слой. Такое длительное время высыхания является одновременно и преимуществом и недостатком. Большое преимущество в том, что у Вас будет время на осмысление того, что Вы нарисовали. Это очень полезно, когда Вы делаете градиентные переходы от одного цвета к другому. Или же, если Вы недовольны тем, что получается, пока краска еще влажная, ее можно соскрести тряпочкой, мастихином или резиновым скребком, и перерисовать.
Недостаток в том, что если положить рядом влажные краски двух разных цветов, они могут смешаться друг с другом неаккуратно. С палитрой, кистями и влажным полотном нужно обращаться очень осторожно, что не измазать себя, одежду, еду и мебель.
С краской можно работать до 12 часов подряд, потом Вы должны оставить работу на просушку на три дня, после чего можно продолжить работу. Когда краски высохли, можно поверх наложить новые цвета. В работе может быть множество слоев. Каждый последующий слой должен быть таким же по толщине или толще, чем предыдущий, иначе возникнут трещины.
После того, как работа полностью высохнет (от трех до шести месяцев), нужно нанести защитный слой дамарского лака.

РИСУНОК.

Сложный рисунок быстро теряется при нанесении масляных красок, поэтому рисунок лучше обозначать простыми фигурами и контурными линиями. Рисунок можно делать прямо на холсте, или же его можно подготовить заранее и перевести на холст.
Когда рисунок наносите сразу на холст, то лучше пользоваться разбавленной краской. Так как это и так краска, Вам не придется изолировать ее от последующих слоев.
Так же можно воспользоваться углем. Угольный набросок надо будет изолировать от следующих слоев фиксажем. Мягкий уголь легче зафиксировать фиксажем, чем прессованный уголь.
Рисунок можно нанести и карандашом на холст. Потом также закрепить фиксажем. Острый кончик карандаша может сделать трещинки в слое грунта, поэтому можно дополнительно нанести еще один прозрачный слой грунтовки. Если Вы нанесли еще один слой грунтовки, фиксаж не требуется.

На фото: баллончик с фиксажем, в коробке – копировальная бумага.
Рисунок для переведения через копирку лучше подготовить на тонкой кальке, тогда его будет легче перевести. Прикрепите рисунок к холсту. Переведите его при помощи копировальной бумаги. Обведите свой рисунок с подложенной копиркой. Пользуйтесь при этом шариковой ручкой контрастного цвета, чтобы видеть, какие участки Вы уже перевели и контролировать толщину линий. Нанесенный рисунок также должен быть закреплен фиксажем или тонким лессировочным слоем прозрачной грунтовки.

ПЕРЕХОД ОДНОГО ЦВЕТА В ДРУГОЙ

Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Масляные краски, поскольку они требуют времени для высыхания, позволяют Вам перемещать их по полотну, пока они еще влажные. Именно поэтому маслом гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.

Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на холсте. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.

(А) В этом примере мазки кистью ВСЕГДА располагаются перпендикулярно к блику. Двигаясь кистью по кругу, стараемся мазки делать перпендикулярно к блику, соответственно, получаем форму мазков скрученной кисти.
(В) В зависимости от расположения основных цветов растяжки, создается представление о плоскости, в которой расположена поверхность. Заметьте, как располагаются оттенки, чтобы изобразить плоскую поверхность (слева) и выгнутую поверхность (справа).

СОЗДАЕМ ФОРМЫ

Все формы создаются из пяти основных форм. Эти формы: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Части этих форм образуют любые предметы, которые мы видим. Представьте половинку цилиндра на кубе – и Вы получите форму американского почтового ящика. Половинка шара и конус дадут Вам форму слезы, елка – это конус, дуб – это полусфера (пол-шара), а цилиндрическая кружка имеет обычно ручку в виде половинки тора (бублика).

Светотень создает форму. Каждая из этих форм имеет четко определенные локации света и теней. Сферу характеризуют серп и овалы. У конусов треугольная освещенная часть и в тени все остальное. Кубы и плоские поверхности содержат растяжки (градиентный переход света в тень).
Цилиндры состоят из полосок. Тор – из полумесяцев и полосок.
Вогнутые варианты этих форм имеют такую же светотень, но без рефлексов.
Если Вы научитесь рисовать эти пять форм, Вы сможете рисовать все.

Шар (сферу) определяют полумесяцы и овалы. Шары рисуют серповидными и скрученными мазками кисти.

Конусы состоят из треугольников света и тени. Конусы пишут треугольными мазками кисти.

Цилиндры состоят из полосок света и тени. Цилиндры пишут параллельными мазками кисти.

Кубы и любые плоские поверхности подчиняются одним правилам. Градуированный переход от света к тени. Если изображаемая поверхность параллельна полотну, то она изображается одним ровным тоном. Куб – это сочетание пересекающихся плоскостей. Каждая сторона куба содержит растяжку светотени. Куб рисуется параллельными мазками кисти.

Тор содержит аспекты двух других фигур. У него есть полоски света и тени, как у цилиндра, в центре, и полумесяцы, как у сферы, по краям. Тор пишется при помощи скрученных мазков и серповидных мазков.

Здесь Вы видите, что для передачи формы объекта нужно пользоваться светом и тенью, а не линиями контура. Свет может сбивать Вас с толку, поэтому сначала попытайтесь увидеть форму объекта, а уже потом – как именно свет ложится на эту форму.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ

Радуга дает нам примеры чистых цветов, которые нас окружают в мире. Цвета радуги по порядку: красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, фиолетовый. Когда эти цвета оформлены в круг, мы получаем «цветовой круг». Цветовой круг – необходимая вещь при сопоставлении цветов.

Круг расположен так, чтобы желтый, самый яркий светлый цвет, оказался вверху, а фиолетовый, самый темный – внизу. Сверху вниз, справа, идут желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый. Эти цвета называются теплыми.
Сверху вниз, по левой стороне, идут желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый. Эти цвета называются холодными.

Дополнительные цвета.

Любые ДВА цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ цветами. Красный и зеленый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу, так как расположены напротив друг друга на цветовом круге. Желтый и фиолетовый также являются дополнительными по отношению друг к другу. Желто-зеленый и красно-фиолетовый – дополнительные цвета. Дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Дополнительные цвета при смешивании на палитре нейтрализуют друг друга. На этой табличке дополнительные цвета находятся на противоположных концах шкалы напротив друг друга. Если мы будем двигаться по этой шкале к середине, то придем к нейтрально-серому цвету, наименее насыщенному из всех.

Все цвета имеют оттенки. Чистые спектральные цвета на этой картинке отмечены буквами.
Итак, как мы подбираем цвета, помня все вышесказанное?
Нам нужно лишь ответить на эти три вопроса.
1. Из какого цвета получится нужный нам цвет, где этот цвет располагается на цветовом круге? (имеется в виду спектральный цвет).
2. Насколько он интенсивен? (чем больше добавляем в цвет дополнительного цвета, тем менее насыщенным становится нужный нам цвет).
3. Оттенок (насколько темным или светлым он будет).

Вот как это все работает.

Краски разложены по цветам на палитре.

Подбираем цвет, как у коричневого листочка.
Спектральный цвет будет красно-фиолетовый. Белый добавляется, чтобы совпасть по оттенку. Желто-зеленый, дополнительный к красно-фиолетовому, добавляется, чтобы снизить его насыщенность.

Подбираем цвет зеленого листочка.
Спектральный зеленый. Кадмий зеленый – наш базовый цвет. Он содержит немножко желтизны, поэтому мы снижаем его насыщенность красно-фиолетовым (хинакридоновым розовым). Желто-зеленый и красно-фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу.
Белый добавляем, чтобы уточнить оттенок.

Подбираем цвет серебряной изоленты.
Спектральный цвет синий. Белый добавляем для уточнения тональной насыщенности. Оранжевый, дополнительный к синему, добавляем и получаем серый цвет.

Подбираем цвет трехмерного объекта. Кусок мыла.

Сначала подбираем серединку. Спектральный цвет – желто-оранжевый. Совсем маленькое количество дополнительного сине-фиолетового добавляем, чтобы снизить интенсивность цвета. И чуть-чуть белого.

Чтобы получить светлые участки нашего мыла, добавляем к полученному цвету серединки еще белого. Чтобы получить цвет тени, добавим в цвет серединки еще сине-фиолетового.

Итак, цвета мыла подобраны. Обычно, чтобы получить цвет тени на предмете, нужно в основной цвет предмета добавить дополнительный. Для более темных теней используйте основной цвет предмета, но с меньшим количеством белого. В некоторых случаях, добавление дополнительного цвета недостаточно затемняет цвет, вот тогда мы добавляем немного черного.

ТЕНИ

Тени создают свет. Тени делятся на три категории. Первая – это затененная часть предмета, известная просто как ТЕНЬ. Вторая – это падающая тень от предмета, которая образуется о того, что предмет заслоняет собой свет от источника освещения. Третья категория – это тень о соседних предметов.

Теневая часть объекта – это более темная, менее насыщенная версия его основного цвета.
Прямой свет дает темные тени. Рассеянный свет дает менее интенсивные расплывчатые тени.
Отраженный свет в тени (рефлекс).

Свет, попадающий на объект от его окружения, называют отраженным светом или рефлексом. Цвет предметов, которые окружают наш объект, существенно влияет на отраженный свет. Видите зеленый отраженный свет в левом мячике? Обратите внимание на отраженный красный в среднем мячике. Цвет окружения – это неотъемлемая часть всех теней.

Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же влияет на отраженный свет. Первый мячик просто висит в воздухе. Второй мячик отражает и белую поверхность. Третий мячик отражает черную поверхность. Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же является неотъемлемой частью теней.

Падающая тень всегда характеризуется тем, что она самая темная и наиболее сфокусирована у источника тени (у предмета). Падающие тени пишутся более темным, менее интенсивным цветом, чем цвет поверхности, на которую они падают.

Цвет падающей тени всегда содержит дополнительный цвет к цвету освещения и дополнительный цвет к цвету поверхности, на которой лежит тень.
Видите синий оттенок в тени предмета, который освещен оранжевым светом? И оранжевый оттенок в тени предмета, освещенного синим цветом. В тени предмета, освещенного красным светом, есть оттенок зеленого цвета. И обратите внимание на красно-фиолетовый оттенок тени, отбрасываемой предметом, освещенным желто-зеленым светом.
Падающие тени связаны с формой и текстурой.

Падающие тени описывают окружение объекта. Слева стена определяется благодаря падающей тени стакана. Справа тень отображает наличие холмика.

Края тени определяют текстуру поверхности, на которую падает тень.
Травка слева и грязь с камнями справа.

Падающие тени в прямом и рассеянном свете.


Прямой свет (слева) образуется обычно от одного источника света – например, солнце или точечный светильник. Он дает высокую контрастность и насыщенные темные падающие тени.
Рассеянный свет обычно получается от нескольких источников света. Он дает низкую контрастность и нечеткие падающие тени.

Объекты практически без падающей тени ВСЕГДА находятся в рассеянном свете, где они кажутся более плоскими и менее фактурными.

Тени от соседних объектов.

Это темные тени, которые мы видим в местах, где объекты касаются друг друга. Темная линия вокруг закрытой двери, темная линия под кружкой с кофе, темная линия между крепко сжатыми пальцами – это и есть тень от соседних объектов.
Она относительно не зависит от направления освещения. Эти тени в тенях обычно самые темные места рисунка.

Узкая темная полоска под цилиндром слева говорит нам о том, что объекты разделены. Цилиндр справа соединен со своим основанием.

Используем свет и тени вместе.

Контраст – это соотношение самой светлой и самой темной части объекта или его окружения.


Тоновая шкала.

Слева – высокий контраст, справа – низкий контраст.

Чем дальше по тоновой шкале отстоят друг от друга оттенки, тем больше их контраст.
Чем ближе по шкале, тем контраст меньше.


Когда объекты имеют высокий контраст, они кажутся нам ближе. Когда контрастность меньше, объекты кажутся нам дальше от нас. Те скалы вдалеке кажутся нам расположенными дальше от нас, их контрастность ниже, чем контрастность ближайшей к нас скалы.

Постепенное насыщение объектов контрастностью делает их зрительно ближе к нам.

По контрасту падающей тени и ее окружения можно определить расстояние.

Низкая контрастность

Объекты в рассеянном свете имеют самую низкую контрастность.

Объекты без падающей тени всегда находятся в рассеянном свете. Если у объекта есть тоновая градация от среднего к темному, у него должна быть падающая тень.

Если объект имеет тоновый переход от среднего к светлому, то он окажется как бы в дымке или тумане.

КОНТРАСТ СОЗДАЕТ ТИП СВЕТА. Высокий контраст соответствует яркому освещению. Низкий контраст соответствует рассеянному освещению, далекому расстоянию и затуманенности.

Текстура помогает определить, что именно Вы видите.

Лучше всего текстура видна при переходе света в тень. На гладких объектах блик – это искаженное отображение самого источника света. Чем резче фокус этого отражения, тем глаже поверхность объекта. Стеклянная бутылка имеет более гладкую поверхность, чем алюминиевая, которая, в свою очередь, глаже, чем воск свечи. Мы знаем, как эти объекты фокусируют на себе блик.

На объектах без ярких бликов текстура видна хорошо и определяется переходом от света к тени.

Эти десять объектов расставлены по порядку степени их текстурности.
Заметьте, куда сразу смотрит Ваш глаз, чтобы оценить текстуру объекта.

Мы смотрим на переход света в тень, чтобы определить насколько фактурен предмет.

Текстура в рассеянном свете.

Слева – прямой свет, справа – рассеянный.

Объекты в прямом свете кажутся более фактурными, чем объекты в рассеянном свете.
Бревно и полотенце кажутся более мягкими и сглаженными при рассеянном освещении. Объекты кажутся менее текстурированными при рассеянном свете, потому что переход из света в тень происходит дольше.

Глазирующие слои накладываются поверх высохшей краски.

Прозрачные слои масляной краски называются глазирующими. Полупрозрачные – это слои лессировки. Для получения лессировки краску разводят в соотношении 1/3 дамарского лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла. Глазурь – это тонкий прозрачный слой краски, который кладут на другой высохший слой, чтобы получить оттенок третьего цвhttp://www.kamforum.ru/style_images/1/folder_rte_images/image.gifета. Например, если Вы положите разбавленный хинакридоновый розовый (прозрачный цвет) на синий, Вы получите фиолетовый. Если Вы заглазируете точно такой же цвет, то Вы его усилите. Падающие тени на сложные фактуры очень часто покрывают глазировкой. Глазировка немного затемняет цвет. (Смотрите урок «Краски» про прозрачность и матовость).

Например, панцирь жука нужно подзеленить.

Жидкость для глазирования смешивается на палитре с циановым зеленым (прозрачный цвет) пока не достигается необходимая степень прозрачности.

Затем смесь наносится колонковой кисточкой на рисунок в горизонтальном положении. Оставляем сохнуть на ночь. При использовании глазировки Вы можете изменить цвет рисунка , не меняя направление штрихов краски на основном слое.

Лессировка получается при использовании разбавленного матового цвета поверх высохшего цвета другой краски. Лессировочный слой не меняет цвет и является полупрозрачным слоем.

Краска так же смешивается на палитре со смесью для глазирования и наносится на горизонтальную поверхность колонковой кистью.

risuem.net

Смотрите так же:

  • Системные требования споре Минимальные системные требования Spore Согласно сайту Shacknews, компания Electronic Arts опубликовала минимальные системные требования игры Spore. Системные требования довольны приемлимы, но и с графической стороны игры не иделаьна. […]
  • Организации боев без правил Деньги в клетке. Как устроен бизнес ММА С 2007 года Владимир Путин был на девяти турнирах по смешанным единоборствам (MMA — Mixed martial arts) и ни разу не пришел на бокс — даже на звездных Александра Поветкина и Владимира Кличко. ММА в […]
  • Секция боев без правил в спб Секция ММА в Санкт-Петербурге Выпускник НГУ Лесгафта Тренерский стаж более 15 лет МС по самбо КМС дзюдо КМС по рукопашному бою Профессиональный боец ММА Опыт тренерской деятельности: 2 года Достижения тренерской деятельности: Ученики […]
  • Спор космические приключения майнкрафт Spore: Космические Приключения Голосовать можно с 5 уровня В новом году в Spore почти вышел новый патч добавляющий новые 14 деталей для существ - и что приятно это так недостающие детали для роботов. Но не все так просто - эти […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]

Обсуждение закрыто.