Правила корней лаг лог

Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-

Количество часов на выполнение модуля: 1

Цели обучения:

Кадет:

  • знает условия написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-;
  • применяет на практике правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-;
  • приводит собственные примеры на изученное правило.

Содержание модуля:

1. Информационный блок:

а) Введение: основные правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-;

б) Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-.

2. Операционный и контрольно-измерительный блоки:

а) Задания к информационной части;

б) Критерии оценивания учебных достижений кадетов;

в) Творческие задания.

3. Методический блок:

а) Рекомендации для выполнения заданий;

б) Определение минимального количества баллов для зачета данного модуля;

в) Рекомендуемая литература.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Введение

Правописание о-а в корнях –лаг- (-лож-)

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага’ть, облага’ть, предполага’ть, прилага’ть, разлага’ть, безотлага’тельный, отлага’тельство, прилага’тельное, слага’емое, стихослага’тель, но: заложи’ть, изложи’ть, отложи’ть, положи’ть, предложи’ть, приложи?ть, изложе’ние, положе’ние, предложе’ние, стихосложе’ние, обложно’й, отложно’й. Под ударением всегда о: нало’г, зало’г, подло’г, подло’жный, поло?жит, поло’женный. В слове по’лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-

ОПЕРАЦИОННЫЙ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОКИ

Задание 1.*

Ответьте на вопросы (по 1 баллу за вопрос):

От чего зависит правописание О-А в корнях –лаг- — -лож’

Приведите слово-исключение, которое не подчиняется общему правилу.

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы (2 балла за верно выполненное задание).

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Задание 3.

Спишите словосочетания, вставляя нужные буквы (2 балла за верно выполненное задание)

Прил. гать усилия, сл. жить вещи, отл. жить праз(_, д)нование, возл. гать надежды, предл. жить блины, безотл. гательное дело, к. снуться ч(ю,у)да, радо(с,ст)ное предпол. жение, к. саться рукой, точки соприк. сновения, не к. саются влаги, распол. житься у костра.

Задание 4.

От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные, запишите и глаголы, и существительные, вставив нужные буквы (3 балла за абсолютно верно выполненное задание):

Изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать, сл_гать, распол_гать, прил_гать, прол_гать.

Задание 5.

Тест по теме “О и А в корне –лаг-лож –” (6 баллов за верно выполненное задание)

1. В каких словах напишете О:

2. В каких словах напишете А:

3. В каких словах напишете О:

4. В каких словах напишете А:

5. В каком ряду во всех словах напишете А:

1)Отл. жить, пол. жить, распол. гаться, зал. жить

2)Прил. гать, изл. гать, предл. гать, прил. гательное

6. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1).Л. жился на поля туман.

2).Туристы распол. жились на ночлег.

3).Недалеко от школы распол. гался парк.

4).В предл. жении была допущена ошибка.

Индивидуальное задание.

Напишите сочинение в виде репортажа на тему: “Какие буквы следует писать в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-”, используя предложенные слова: пол_жение, изл_гать, прил_жение, прил_гательное, отл_жить, сл_гаемое, сл_жение, возл_жить, предл_жить, л_жился. (7 баллов)

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

В этом модуле вам предстоит ознакомиться с такой орфограммой как “Правописание чередующихся гласных О-А в корнях –лаг- — -лож-”. Также вашему вниманию будет представлена таблица, отражающая данное правило.

Начиная с первого модуля, вы будете работать в балльно-рейтинговой системе оценивания, то есть вашему вниманию представлен ряд заданий с соответствующим количеством баллов за каждое из них (чем выше балл, тем сложнее или нестандартнее задание). Работая на индивидуальных занятиях, вы будете зарабатывать определенное количество баллов.

Каждое задание носит либо репродуктивный, либо творческий характер. В каждом блоке стоят конкретные цели выполнения задания и описан ход его выполнения. Задания, отмеченные *, носят контролирующий характер и являются обязательными для всех кадетов.

Выполняя задания данного модуля, Вы сможете набрать максимум 23 балла. Для получения зачёта необходимо набрать минимум 14 баллов.

Рекомендуемая литература.

  1. Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности. М.: “Московский лицей”, 2008.
  2. Кудинова Т. А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-н/Д. Феникс,2004.
  3. Миловидова И. А. Проверяем свою грамотность. М.: Айрис,1996.
  4. Рахимкулова Г. Ф. Пособие подготовки к ЕГЭ. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
  5. Розенталь Д.Э. Русский язык без репетитора. Голуб И. Б. М.: АСТ,1998.
  6. Сидорова Т. Л. Культура речи. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
  7. Любые лингвистические интернет-сайты

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Материал по теме «Корни -лаг- — -лож-«

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Корни лаг-лож.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРОСШИЙ ВЫРАЩИВАТЬ

Правописание чередующихся гласных в корнях слов О А ? Удареньем не проверишь! Как себя ты поведешь?

ЦЕЛЬ: Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож- ТЕМА: Правописание чередующихся гласных А — О в корнях -лаг-, -лож-

Правописание чередующихся гласных А и О в корнях -лаг- и -лож-

Цель: Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож-

Выделим сначала корни, Подчеркнем за ними букву! Если вдруг за корнем А, То напишем сразу ЛАГ!

Если за корнем А, то и в корне А А пишется перед Г О – перед Ж Лаг- Лож-

ПАМЯТКА лаг и лож Если за корнем А, то и в корне А А пишется перед Г О – перед Ж

Домашнее задание: пп. 84, упр. 448

Рефлексия — На этом уроке я узнал, что. — Мне было сложно, когда. — Я удивился, когда …

Караул! У меня незавидное пол.жение: сегодня пишем изл.жение! Текст надо изл.гать подробно. Все части распол.жить в соответствии с планом. Пол.гаться на товарища не могу, потому что распол.жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл.жение за предл.жением. Пол.гаясь на свои знания, я старательно все изл.гаю. Грамотно изл.женный текст – залог успеха. Отл.жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол.жение.

Положение, изложение, излагать, расположить, полагаться, расположился, предложение, полагаясь, излагаю, изложенный, отложить, положение. Критерии оценивания: «5» – все слова написаны правильно «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-5 ошибок

Спасибо за урок! Все свободны )))

Выбранный для просмотра документ Сказка.doc

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-,того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Жоказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-.Согласная Гбыстро подскочила к брату -лаг-,а ее сестрица – к брату -лож-.Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)

– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс

-а-, после корня -лож– этого суффикса нет)

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).

– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике. Запишите слово-исключение полог.

infourok.ru

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание корней.

12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а. Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

а) В корне кос — кас (коснуться — касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.

б) В корне лож — лаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

в) В корне клон — клан (поклон — кланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.

г) В корне твор — твар (творчество — тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.

д) В корне гор — гар (гореть — загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.

е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зарзор (зарязоризорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

з) В корне растрост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

dictionary.liferus.ru

Gerere24.ru

Правило о а в корне лаг лож

Правило о а в корне лаг лож

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар — гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж — о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак — мок — моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч — всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав — плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением — только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн — ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , — буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн — розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь — буква о Под ударением — а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) — рас(т) — ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) — буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение — о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст — буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак — скок — скач — скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением — о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением — не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) — блещ — блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип — леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. — ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила

В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
перед г пишется буква а ,
перед ж – буква о :

В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
перед с пишется буква о ,
перед ст, щ – буква а :

росли – растение – приращивание.

отрасль, росток, на вырост, ростовщик,

Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.

Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.

Вставьте пропущенные буквы.

Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.

Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-

Не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных, как и в кор­нях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р-.

В корне л а г- пишет­ся бук­ва «а», если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а-, в осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся корень л о ж-, напри­мер:

  • изл а г а ть — изл о жение;
  • сл а г а ть — сл о жение;
  • предл а г а ть — предл о жение.

    Исключение: по́л о г.

    Примеры слов с корнем лаг-

    пола­гать, пола­гать­ся на него, сла­гать пес­ню, нала­гать штраф, отла­гать дело, при­сту­пить без отла­га­тель­ства, без­от­ла­га­тель­ное дело, без­от­ла­га­тель­но, без­от­ла­га­тель­ность, сла­га­е­мое, сла­гать пол­но­мо­чия, воз­ла­гать цве­ты, изла­гать пра­ви­ло, про­ла­гать путь, пред­ла­гать помощь, рас­по­ла­гать вре­ме­нем, рас­по­ла­гать­ся на ноч­лег, сосла­га­тель­ное накло­не­ние, сосла­га­тель­ность.

    Примеры слов с корнем лож-

    зало­жить камень, воз­ло­же­ние вен­ков, про­ве­рить изло­же­ние, поло­жить на стол, поло­жить­ся на него, при­ло­жить к стек­лу, при­ло­жить­ся к иконе, при­ло­же­ние к дипло­му, пере­ло­жить одеж­ду, пред­ло­же­ние высту­пить, пред­ло­жить про­гу­лять­ся, нало­жить кни­ги стоп­кой, нало­же­ние гра­фи­ков, раз­ло­жить диван, рас­по­ло­жить­ся на опуш­ке, удач­ное место­по­ло­же­ние, нало­го­об­ло­же­ние, облож­ной дождь, сло­жить брю­ки, сло­жить­ся вдвое.

    В корне г о р- пишет­ся бук­ва «о» в без­удар­ном поло­же­нии.

    Примеры слов с корнем гор-

    горит костёр, све­ча наго­ре­ла, хоро­шо заго­реть, заго­ре­лый маль­чик, каша при­го­ре­ла, при­го­ре­лая еда, дерев­ня пого­ре­ла, пого­ре­лец, дро­ва сго­ре­ли, сго­рев­ший дом, лам­поч­ка пере­го­ре­ла, быст­рое пере­го­ра­ние, огонь раз­го­рел­ся, неожи­дан­ное воз­го­ра­ние, может воз­го­реть­ся, несго­ра­е­мый шкаф, пол­ное выго­ра­ние, выго­рать на солн­це, совсем выго­реть, уго­реть от дыма, бежать как уго­ре­лый.

    Примеры с корнем гар-

    корич­не­вый зага́р, нага́р на све­че, нага́рные щип­цы, ядо­ви­тый уга́р, уга́рный газ, разга́р весе­лья, боль­шой ога́рок, ога́рочек све­чи, ога́рочный запах.

    Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

    Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

    Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

    Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

    Вид деятельности учащихся: коллективная.

    Вид урока: урок освоения новых знаний.

      формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
    • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
    • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

      развивать память, воображение, речь.

    Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
    воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

    — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

    Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

    Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

    Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

    Сегодня небо хмурит брови,
    Пугливый ветер бьёт в окно.
    Зима гуляет на просторе,
    Все позабыли про тепло.

    На дух весны царит повсюду:
    И в парках, и на площадях.
    Подобно сказочному чуду
    Несется праздник на санях.

    То “Масленица” веселится,
    Блинами, радуя народ.
    И красные от счастья лица
    Веселый кружат хоровод.

    Зима прощается.
    Навстречу спешит красавица – весна.
    Давайте вместе ее встретим,
    Забудем все про холода!

    2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

    — Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

    В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

    З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

    3. Работа с текстом. (Задание №2)

    — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

    (Запишите тему урока)

    Задание №2

    Из газетных строк:

    Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

    Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

    Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

    Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

    — В какой части слова пропущены буквы?

    — Что такое корень?

    — Давайте выпишем корни из слов.

    — Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

    — Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

    КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

    Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

    Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

    А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

    Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

    Задание

    Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

    • Прил…гать усилия.
    • Предл…жить блины.
    • Безотл…гательное дело.
    • К…снуться чуда.
    • Радостное предпол…жение.
    • К…саться рукой.
    • Точки соприк…сновения.
    • Не к…саются влаги.
    • Расположить у костра.

    4. Выборочный диктант

    1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

    2 вариант -с буквой О в корне слова.

    1. Солнце к…снулось края степи.

    2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

    3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

    4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

    Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    -ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

    6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

    — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

    7. Творческая работа.

    От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

    Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

    Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

    — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
    «Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ»

    Открытый урок русского языка в 5 классе

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

    Учитель русского языка и литературы Петрухина Л.В.

    Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.

    Вид урока: урок освоения новых знаний.

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

    1. Вступительное слово учителя.

    — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.

    В задании есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

    Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)

    — А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

    Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    (Запишите тему урока )

    при ЛАГА тельное———————- с ЛОЖ ение

    Вопросы и задания учащимся:

    — В какой морфеме находится орфограмма?

    — Какие гласные пишутся в корнях?

    — Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

    1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.

    2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
    О, если этого суффикса нет.

    3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.

    — Сделайте вывод — сформулируйте правило

    — Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.

    — Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
    Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О.

    Слово учителя. Запомните! Корни — лож — и — лаг — являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне — лож -, А – в корне – лаг-.

    IV. Выявление цели урока .

    С правилом мы ознакомились.

    — Какая проблема стоит перед нами теперь?

    — Какой цели мы должны достичь на уроке?

    V. Тренировочные упражнения

    1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг)

    • Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

    Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать

    2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.

    Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Радостное предпол…жение
  • Распол…житься у костра.

    — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    1. Мы сегодня правила учили,

    2. Лаг- и лож- мы дружно изучили,

    Что в корнях нам — лаг- и- лож- писать,

    Закрепляли в речи и письме

    Суффикс находили, по нему решили,

    Букву нам какую там вставлять.

    3. Если суффикс – а -,

    И в тетрадь записывали все.

    То в корне тоже.

    Если нет его, то -о –пиши,

    Все запомнить сможем

    Все запомнят это я и ты.

    1. Разгадывание кроссворда (по группам).

    Проверка по ключу .

    Проектная деятельность на уроке «В гостях у лингвистической сказки».

    Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.

      Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ

    За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ЛАГ И ЛОЖ

    В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.

    Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь — приставки найдешь, налево пойдешь — суффиксы встретишь, а прямо пойдешь — на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.

    Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.

    С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

    Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

    Вот и сказке конец,

    а кто слушал — молодец!

    От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).

  • Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
  • Слагать песни 2. Отложить празднование
  • Предложить кофе 3. Возлагать надежды
  • Сложить вещи 4. Предложить блины
  • Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра

    Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

  • Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
  • В избе-губа, на губе — труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
  • Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу — человеку я служу. (подъемный кран)
  • Вложу, сложу , за море пущу, и там заговорит. (письмо)
  • Весёлое стихотворение:

    На опушке в избушке

    У каждой старушки лукошко,

    В каждом лукошке расположилась кошка.

    Кошки в лукошках

    Шьют старушкам сапожки.

    Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.

    — Чему учились на уроке?

    — От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?
    7. Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .

  • Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях -лаг- -лож-.
  • Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
  • Выполните упражнение № 571

    — Каким бы вы «Смайликом» оценили свою работу на уроке?

    — Я работу класса в целом оценила бы весёлым «Смайликом».

    — Давайте улыбнёмся друг другу. Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

    gerere24.ru

    Смотрите так же:

    • Перерасчет пенсии инвалидам 2 группы Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, — одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
    • Алименты вид иска Алименты в долях и твердой денежной сумме одновременно Согласно семейному законодательству РФ, алиментные выплаты могут быть взысканы с плательщика следующими способами: в долях от заработка или другого дохода родителей (ст. 81 СК РФ): […]
    • Закон ветеран труда забайкальского края Меры социальной поддержки и льготы в Чите и Забайкальском крае в 2018 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Чите и Забайкальском крае в 2018 году Меры социальной поддержки и льготы для граждан Читы и […]
    • Региональные детские пособия в крыму в 2018 Детские пособия в Республике Крым и Симферополе в 2018 году После завершения переходного периода, в новых российских регионах (Республика Крым и город Севастополь) мероприятия по поддержке семей с детьми в основном проводятся по […]
    • Детские пособия в 2018 г Детские пособия в Оренбурге и Оренбургской области Все виды детских пособий в Оренбургской области направлены на создание чувства защищенности у родителей с детьми. Выплаты назначаются по тем же принципам, что и в остальных субъектах […]
    • Виды собственности в квартире Какие существуют виды собственности квартиры? Частная собственность — это законное право конкретных юридических или физических лиц, на находящуюся в жилищной сфере недвижимость. Законы РФ не ограничивают, сколько ее может принадлежать […]
  • Обсуждение закрыто.