Правила гигиены опорно-двигательной системы

Гигиена опорно-двигательной системы

Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза и т.п.) приводит к нарушению осанки. Часто неправильная осанка приводит к боковому искривлению позвоночника – к сколиозу. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, гимнастической). Другим распространённым нарушением скелета является плоскостопие – уплощение свода стопы, возникающее под действием длительной перегрузки стопы в период роста организма. При плоскостопии стопа касается пола всей площадью подошвы. В качестве профилактических мер рекомендуется правильно подбирать обувь, применять специальный комплекс упражнений для мышц голени и стопы.

В результате действия слишком сильной физической нагрузки на кость может произойти её перелом. Переломы подразделяются на открытые (то есть с наличием раны) и закрытые. При подозрении на перелом человеку нужно оказать первую помощь: остановить кровотечение, прикрыть место перелома стерильным бинтом (в случае открытого перелома), обеспечить неподвижность места перелома, наложив шину и доставить больного в медицинское учреждение. Шиной может быть какой-либо жёсткий предмет, который привязывают к конечности выше и ниже места перелома так, чтобы обездвижить повреждённую кость и оба сустава.

При значительном физическом воздействии на сустав может произойти вывих. Вывих – это смещение суставных концов костей, что вызывает нарушение функции сустава. Необходимо обездвижить повреждённый сустав и приложить к нему холод и доставить больного в медицинское учреждение.

В результате снижения двигательной активности может развиться особое заболевание, сопровождающееся нарушением различных функций организма – гиподинамия. Гиподинамия распространяется у современного человека всё более и более, что связано с сидячим образом жизни.

mydocx.ru

Правила гигиены опорно-двигательной системы

ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕБЕНКА

Формирование правильной осанки

Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она обеспечивает правильное положение внутренних органов и нормальную деятельность всего организма, особенно сердца и легких.

Осанка — привычное положение тела в покое и движении. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночного столба, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса (рис. 7). При характеристике осанки необходимо учитывать возраст ребенка, так как в процессе развития и в связи с расширением возможностей опорно-двигательной системы, управляемой ЦНС, происходят возрастные изменения осанки. Формирование начинается с первых месяцев жизни ребенка. Осанка подразделяется на правильную, или нормальную, и неправильную.

Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.

У детей дошкольного возраста правильную осанку характеризуют следующие признаки: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см, угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3—4 см.

Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею.

Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед (рис. 8). Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок должен стремиться опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, появлению сутулости и близорукости.

Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.

Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 длины бедра сидящего, а ширина превышать ширину таза на 10 см ; опираться ногами о пол, спиной — о спинку стула, предплечьями — на крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной выемки, прибавляя 5—10 мм на высоту каблука). Это важно для того, чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом. Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол. При слишком низком сиденье ребенку придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной ямке, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференция) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол (рис. 9). При слишком большой дифференции, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой — сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет

Во время занятий надо опираться спиной о спинку стула, хорошо видеть предметы. Для этого необходимо соблюдать дистанцию спинки, т. е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должно на 3—5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицательной, т.е. край стула на 2—3 см заходит под край стола (рис. 10). Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Непродолжительное отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны становиться привычными,так как это вызвает нарушение осанки. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей: головы, туловища, таза и конечностей анфас и в профиль (рис. 11).

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены впереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все перечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Чрезмерное искривление грудного отдела позвоночника сзади вызывает компенсаторное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки. Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать им долго стоять с опорой на одну ногу. В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

В настоящее время при проведении медицинского контроля над здоровьем дошкольников (скрининг-тесты) оценку осанки и выявление сколиоза проводят с помощью тестовой карты, включающей 10 вопросов. в зависимости от ответов осанку оценивают по трем градациям: нормальная осанка, незначительные нарушения осанки, выраженные нарушения осанки.

Плоскостопие и его профилактика

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стоны, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4—4,5 года на подошве стоны хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стоны невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения 2 пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стоны), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию (рис. 12).

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение. динамические возможности стоны значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра. Вследствие нарушения амортизационной функции стоны дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают; походка их напряженная, неуклюжая.

При внешнем осмотре стоны обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи .На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли.

Уплощение стоны влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода — плантографии [32] . Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стоны длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега могут наблюдаться головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стоны, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь овечала всем гигеническим требованиям (см.вышеЖелательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стон, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. длительность упражнений 10—20 мин в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы, которые должен подбирать только врач-ортопед.

zinref.ru

§ 18. ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Причины нарушения осанки у детей. У детей младшего школьного возраста продолжается процесс окостенения скелета и постепенного укрепления мышечно-связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система ребенка в этот период интенсивно приспосабливается к новым нагрузкам, новым условиям. Детям приходится учиться правильно держать карандаш, ручку, подолгу сидеть за партой в школе, за рабочим столом дома. Образ жизни ребенка, его привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника, формируют осанку. Под влиянием неблагоприятных воздействий у детей относительно легко возникают различные искривления позвоночника. Тяжесть подобных заболеваний особенно ярко проявляется у младших школьников и у подростков, причем чаще у девочек, чем у мальчиков. Это объясняется большей подвижностью мальчиков, которая способствует сохранению правильной осанки и устранению возникающих искривлений.

Осанка это привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе. Правильной считается осанка, при которой все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной линии. Осанка вырабатывается в процессе роста, физического развития и воспитания у детей навыков сохранения правильной позы. Хорошая осанка ребенка — эта собранность и подтянутость без напряжения. Манера правильно держаться важна не только с эстетической стороны. Неправильная осанка оказывает отрицательное влияние на здоровье ребенка: у него нарушаются кровообращение, дыхание, пищеварение. Сутулая спина, запавшая грудь не дают возможности легким функционировать нормально. Их жизненная емкость (см. с. 127) ниже нормальной. Недостаток кислорода влечет за собой нарушение окислительных процессов, что ведет, в свою очередь, к понижению Сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

Одно из самых тяжелых нарушений осанки — сколиоз. Он связан не только с деформацией скелета, но и с нарушениями в правильности развития мышц. При сколиозе смещаются сердце, легкие, печень.

К особенно часто встречающимся нарушениям осанки и деформациям позвоночника относятся вялая осанка, плоская спина, сутулая спина,

Вялая осанка характеризуется резко выраженными шейными и грудными изгибами позвоночника. Голова у детей опущена, плечи сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая, лопатки отстают от спины, живот выступает вперед, нога в коленных суставах слегка согнуты.

Плоская спина выражается в уменьшении всех изгибов позвоночника. Плечи опущены вниз и слегка выдаются вперед, живот выпячен (особенно в нижней части).

При сутулой спине особенно сильно развит грудной изгиб позвоночника. Плечи сильно свисают вперед, уменьшена поясничная кривизна, сильно выпячен живот.

Все перечисленные нарушения осанки объясняются слабостью мышечно-связочного аппарата, нарушением гармония мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Школьники с подобными деформациями осанки быстро утомляются. Они беспокойны на уроках, у них часто возникает потребность сменять одно положение туловища другим.

Причинами возникновения дефектов осанки, сколиозов могут быть недостаточное развитие мускулатуры; неравномерность развития мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении; перенесение некоторых болезней, таких, как рахит, при котором довольно часто деформируется грудная клетка; неправильный режим жизни ребенка; не соответствующая росту и пропорциям тела мебель; недостаточная освещенность рабочего места (неправильная поза); неудобная одежда (сдавливающие грудную клетку лифчики, тугие или слабые пояса).

Дети, у которых выявлены дефекты осанки, должны находиться под особым наблюдением. Необходимо постоянно следить за правильностью их позы во время занятий в школе и дома. Их следует сажать за парты среднего ряда, они должны носить учебные принадлежности не в портфелях, а в ранцах. На уроках физкультуры детей с нарушением осанки не выделяют в специальную группу, но дополнительно с ними проводят корригирующую гимнастику.

Корригирующие гимнастические упражнения — это система физических упражнений, укрепляющих определенные группы мышц и способствующих правильному развитию всего организма. Методика проведения корригирующих упражнений должна соответствовать возрастным особенностям организма детей младшего школьного возраста. Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Корригирующие гимнастические упражнения включают упражнения для укрепления мышц, для улучшения координации движений, для исправления дефектов осанки, для закрепления правильной осанки.

Плоскостопие. В связи с прямохождением стопа человека приобрела своеобразную конфигурацию. Она имеет два свода — продольный и поперечный. Продольный свод опирается на пяточную кость и кости плюсны. Поперечный свод играет роль рессоры. В результате походка человека пружинистая, эластичная. Оба свода укреплены связками и мышцами. При ослаблении этих мышц тяжесть тела ложится на связки, своды придавливаются, и стопа становится плоской. При плоскостопии наблюдается быстрая утомляемость при ходьбе и физической работе. Нередко ребенок испытывает общее недомогание и другие неприятные ощущения.

Причины плоскостопия различны. Оно может быть вызвано врожденной слабостью мышечного аппарата, недостаточным общим физическим развитием, рахитом, излишней тучностью ребенка, неправильно подобранной обувью. Нельзя разрешать девочкам носить обувь на высоком каблуке, так как при этом центр тяжести переносится вперед, вследствие чего мышцы и связки стопы перенапрягаются. Детям вредно носить обувь «на вырост». Для предупреждения дальнейшего развития плоскостопия рекомендуются стельки-супинаторы и укрепление мышечного аппарата ног с помощью гимнастики и массажа. Рекомендуется ходьба на носках, ходьба с опорой на наружный край стопы, упражнения на захват пальцами ног плоских предметов (карандаша, палочки) на захват стопами мяча.

Гигиенические требования к трудовому воспитанию учащихся начальных классов. Помимо корригирующих гимнастических упражнений, очень важно, чтобы дети занимались посильным физическим трудом. Работа, выполняемая детьми, может быть многообразной динамической, однообразной динамической и статической.

В многообразной динамической работе участвуют многие группы мышц, что вызывает полезные физиологические сдвиги в работе внутренних органов (усиливается обмен веществ, учащаются и усиливаются деятельность сердца и дыхательные движения).

В однообразной динамической работе участвует небольшое количество мышц. Она обычно сочетается со статическими усилиями, что приводит к быстрому снижению работоспособности. Статическая работа противопоказана детям младшего школьного возраста.

В школе труд является учебным предметом. В расписании ему должно быть отведено не более 45 мин в день. Сдваивать уроки труда нельзя во избежание перегрузки детей. Правильно построенный урок предусматривает чередование различных видов деятельности. Учащиеся младших классов на уроках труда могут заниматься лепкой, вырезанием фигур из картона, работой с тканью, наклеиванием, обработкой древесины. Работоспособность их при этом зависит во многом от условий, в которых совершается процесс труда (освещенности, воздушно-теплового режима, рабочей позы). Благоприятным условием для труда является освещенность рабочих мест люминесцентными лампами, которые дают рассеянный свет, по интенсивности приближающийся к дневному. Яркий блеск при любой работе не должен слепить ребенка.

Анатомо-физиологические оголенности ребенка младшего школьного возраста требуют особого внимания учителя к рабочей позе детей. Урок надо строить так, чтобы статические элементы работы у ребенка не были преобладающими. Школьные принадлежности должны располагаться удобно, под рукой, чтобы не приходилось часто и низко наклоняться. Мебель следует подбирать соответственно росту и пропорциям тела ученика.

Работа в неудобной позе очень быстро вызывает утомление, особенно если по ходу ее ребенку приходится подолгу оставаться в согнутом или полусогнутом положении. Время от времени школьникам следует изменять позу, проводить 3—5-минутные разминки.

www.cross-kpk.ru

Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему:
Гигиена опорно-двигательной системы

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Нарушения опорно-двигательной системы и значение физических упражнений для её формирования Учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 13 пос. Венцы Запорожец Елена Петровна

По данным министерства здравоохранения России Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место в списке наиболее распространённых болезней школьников. За последние 30 лет количество детей с нарушениями осанки и плоскостопием увеличилось в 3 раза.

Причины заболеваний опорно-двигательной системы Многочасовое сидение в неудобной позе над учебниками за школьной партой и дома, перегруженные учебникам школьные портфели, малоподвижный образ жизни, связанный с отсутствием времени на игры и спорт

Цели урока: усвоить знания о возможных заболеваниях опорно – двигательной системы и их профилактики. Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Изгибы позвоночника В процессе роста и развития ребёнка позвоночник приобретает физиологические изгибы : 2 изгиба в переднем направлении (лордозы) 2 изгиба в заднем направлении (кифозы)

Осанка – непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Различают три вида наиболее распространённых искривлений (деформаций) позвоночника

Сколиоз — боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника в возрасте 1-15 лет, у девочек бывает в 3-6 раз чаще. Искривление может быть врождённым или приобретённым .

Лордоз – искривление позвоночника, выпуклостью вперёд

Кифоз- заболевание, которое проявляется в виде, так называемого синдрома «круглой спины»

Последствия нарушений правильной осанки тела Затрудняет работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Уменьшается жизненная емкость легких, Снижается обмен веществ. Появляются головные боли , повышается утомляемость.

Профилактика нарушений правильной осанки тела Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения. Для этого надо правильно научить ребенка ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.

Физкультура и спорт Для правильного формирования опорно-двигательной системы необходимы: ежедневная утренняя зарядка; уроки физкультуры; прогулки на свежем воздухе . Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика.

Сбалансированное и рациональное питание

В меру жесткая постель, удобная одежда и обувь.

Правильно организованный рабочий уголок ученика, хорошее освещение, соответствующая росту ребенка мебель.

Портфель ученика не должен быть перегружен

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов . Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена. Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определений бокового искривления позвоночника . Определение сколиозов . Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

Гиподинамия в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности.

Последствия гиподинамии Слабеют мышцы сердца и тела; Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь; Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего они становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются; Избыточная масса тела

Плоскостопие – это деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов Плоскостопие у детей и взрослых – следствие врождённых дефектов опорно-двигательного аппарата, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, избыточного веса.

Последствия плоскостопия Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших прогулках, вследствие чего ухудшается кровоснабжение мелких суставов стопы, способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза

Профилактика плоскостопия Ежедневная гимнастика и занятия физкультурой. Обувь следует носить с задником и со шнуровкой. Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Надо следить за правильной походкой. Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут. Необходимо следить за осанкой. Полезно ходить босиком .

Вопросы для обсуждения: 1.Что может стать причиной формирования неправильной осанки? 2.Как предупредить неправильную осанку? 3.Неправильная осанка это только некрасиво? 4.Что такое плоскостопие? 5.Чем опасно плоскостопие? 6.Как предупредить плоскостопие? 7.Что может стать причиной травм в школе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из функций человеческого организма — изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в.

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм.

Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че.

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры «Кто хочеть стать отличником?».

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х.

Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека&raquo.

Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности.

nsportal.ru

Гигиена опорно-двигательной системы

Описание разработки

1.Формировать новые анатомо-физиологические понятия: значение опорно-двигательной системы, строение и особенности скелета, суставы, состав, строение костей, основные группы мышц и их работа.

2. Формировать у учащихся новые гигиенические понятия: первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах, значение физического труда и спорта для правильного формирования скелета и мышц, роль двигательной активности и активного отдыха, правила предупреждения искривления позвоночника и плоскостопия.

3. Развивать у учащихся умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах.

Формировать у учащихся основы научно-атеистического мировоззрения; сравнивать скелет и мускулатуру человека и животных; доказать эволюционное происхождение человека и преобразующую роль материальных причин — труда и физических упражнений – в жизни, развитии человека; на примере согласованной работы мышц-сгибателей и разгибателей дать понятие о единстве противоположностей в природе.

Развивать логическое мышление, творческие способности на примере сравнения скелета и мышц человека и животных, проблемных вопросов, заполнение сравнительных таблиц.

Урок 7. Нарушения опорно-двигательной системы и значение физических упражнений для её формирования.

Задачи: познакомить с последствиями гиподинамии, нарушения осанки, плоскостопия.

А. Индивидуальный опрос.

1. Нарисуйте рефлекторную дугу при мышечном сокращении.

2. Назовите основную причину утомления мышцы.

3. Какой белок при мышечном сокращении является ферментом, катализирующим расщепление АТФ до АДФ?

Б. Фронтальный опрос.

1. Какая система контролирует сокращение мышц?

2. Как изменяются мышцы и кости при тренировках?

3. Как работают мышцы при статической и динамической работе?

Изучение нового материала.

1. Определение осанки. Влияние нарушения осанки на работу внутренних органов. Степени нарушения осанки, способы коррекции

(рассказ учителя, показ слайдов №№40-43)

2. Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки».

3. Плоскостопие, предупреждение и лечение (рассказ, показ слайдов №№ 44-54)

4. Лабораторная работа «Выявление плоскостопия».

Рефлексия. Обсуждение результатов лабораторных работ.

videouroki.net

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.