Потрясенная наследством

Энциклопедия французской жизни в работах Домье

В 1860-е годы Домье почти не занимается литографией, посвящая свои усилия в основном живописи. Этот раздел его творчества, получивший должную оценку лишь после смерти, характеризует художника как смелого реалиста и новатора. Домье утверждает новых героев – представителей городских низов, людей труда («Маляр». Около 1860 – 1862 гг. Собр. Ван Винелиндга, Амстердам; «Прачки», 1860–1862. Частное собрание «Бурлак». 1860–1862. Бывшая коллекция Герстенберг и др.). Он обращается к современности. В картине «Вагон III класса», написанной в нескольких вариантах, само название говорит об интересе художника к простым людям, он изображает молчаливых, равнодушных к окружающему, разобщенных и чужих друг другу усталых путников, которые едут каждый по своему делу.

Чувство неудовлетворенности действительностью выражено и в ряде других работ художника. Романтические несбыточные порывы мечтателя Дон-Кихота в замечательных картинах и рисунках, созданных Домье по роману Сервантеса, также являются своеобразным отражением этих настроений художника. Страстный любитель театра и драматургии Мольера, Домье не раз изображал публику и артистов в театре, сцены из мольеровских произведений. Его понимание задач живописи как искусства, активно вторгающегося в современную жизнь, его художественные приемы: четкое выделение в картине главного мотива, повышенная экспрессия красочных мазков, линий и силуэтов фигур, контрасты освещенных и темных «пятен», динамика, напряженный ритм – предвосхитили многое из того, что получило развитие в европейском искусстве в дальнейшем.

Домье был выдающимся иллюстратором, создал множество портретов, в том числе портреты Бодлера, Берлиоза, Коро. Его натюрморт «Символы правосудия» как бы открыл художникам новые, далеко не исчерпанные возможности: он был своеобразной сатирой на буржуазный суд.

Попытки правящих кругов привлечь Домье на свою сторону неизменно кончались провалом. Он отказался от пожалованного ему в 1863 году ордена Почетного легиона. Его поздние сатирические произведения говорят о трезвой оценке действительного положения Франции. В литографии 1868 года «Способ движения на одном месте» Домье сравнивает прогресс Франции с движениями лошади, понуро бредущей вокруг столба. В августе 1869 года он изображает Свободу, которая с тревогой обращается к Конституции, рассчитывающей длину ее платья, со словами: «Будьте добры, не слишком укорачивайте».

Домье волнуют судьбы мира, угроза войны. В литографии «Европейское равновесие» (1867) он изображает фигуру женщины, балансирующей на бомбе с дымящимся фитилем.

Последние литографии, связанные с периодом франко-прусской войны, рисуют трагическую картину народного бедствия (например, лист «Потрясенная наследством». 1871). Среди поздних работ Домье нельзя не назвать несколько вариантов «Беженцев» – изображений, полных экспрессии, тревожного, взволнованного чувства и навеянных политическими потрясениями, которые переживала Европа.

Судьба Домье в последний период его жизни складывается трагично. Он постепенно слепнет. Неудачная операция приводит к полной потере зрения. Выставка работ Домье, организованная в 1878 году в Париже, не имела успеха у публики, ее оценили лишь знатоки искусства.

Художник умер от апоплексического удара 11 февраля 1879 года, в Вальмондуа, где он жил последние годы. Через год его прах перенесли на парижское кладбище Пер Лашез и похоронили рядом с могилами Добиньи и Коро.

Богатейшее творческое наследие Домье – это своеобразная энциклопедия французской жизни 1830–1870-х годов. Художник был активным борцом, защитником интересов народа, поборником свободы.

www.godmol.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Дом в Марселе, где родился Оноре Домье. Фотография.

Деревянная галерея Пале-Руаяля в 1824 году. Современная гравюра.

Жанрон. Портрет Домье. Масло. Конец 1820-х гг.

Делакруа. Свобода на баррикадах. Масло. 1830 г.

Гаргантюа. Литография. 1831 г.

Тюрьма Сент-Пелажи в 1832 году. Современная гравюра.

Граф д’Аргу. Литография. 1832 г.

Законодательное чрево. Литография. 1834 г.

Автопортрет. Масло. Начало 1830-х гг.

Аквафортист. Масло. Начало 1830-х гг.

Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. Литография. 1834 г.

«Вы имеете слово, объяснитесь, вы свободны». Литография. 1835 г.

Робер Макэр — биржевой игрок. Литография. 1837 г.

Действие лунного света. Литография. 1840 г.

Страницы из записной книжки Домье с перечнем работ, выполненных в августе — сентябре 1839 года.

Шарль Филипон. С фотографии.

Карикатура на сотрудников «Шаривари». (справа — Домье).

Адвокат… убежден в том, что клиент хорошо ему заплатит. Литография. 1845 г.

Читающий адвокат. Масло. 1845–1846 гг.

Домье. Портрет работы Ш. Бодлера.

Бодлер. Портрет работы Курбе. Масло. 1848 г.

Республика. Масло. 1848 г.

Последний совет экс-министров. Литография. 1848 г.

Восстание. Масло. 1848 г.

Эмигранты. Масло. 1848 г.

Ратапуаль. Бронза. 1851 г.

Семья на баррикадах. Масло.

Курбе. Автопортрет с трубкой. 1847 г.

Любопытные перед витриной. Масло. Около 1860 г.

Витрина. Масло. Конец 1850-х гг.

Добиньи. Автопортрет. Офорт.

Прачки. Масло. 1860-е гг.

Вагон III-го класса. Масло. Конец 1860-х гг.

Ожидание на вокзале. 1860-е гг.

Домье. С фотографии Надара. Около 1865 г.

Художник перед картиной. Масло. 1865–1868 гг.

Любитель. Акварель. 1865 г.

Комедианты. Акварель. 1867 г.

Комедиант. Гравюра на дереве.

Дон-Кихот и Санчо Панса. Карандаш.

Дон-Кихот и Санчо Панса. Около 1866–1868 гг.

Домье. Карикатура работы Карья.

Дом Домье в Вальмондуа.

Столовая в доме Домье.

Потрясенная наследством. Литография. 1871 г.

Бедная Франция. Литография. 1871 г.

Похожие главы из других книг

Иллюстрации

Иллюстрации Зарифа и Гейдар Алиевы

Иллюстрации

Иллюстрации Семья Нестеровых: сидят (слева направо) — Маргарита Викторовна, Надежда Рафаиловна и сестра П. Н. Нестерова Александра Николаевна; стоят — Николай Николаевич (старший брат, впоследствии генерал Советской Армии) и Петр Николаевич в форме юнкера

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Герб рода Антоновых. Рисунок с печатки, передаваемой по наследству. Константин Дмитриевич Антонов, чиновник по особым поручениям, — дед конструктора. 1842 г. Константин Константинович Антонов, инженер-строитель, — отец авиаконструктора. Анна Ефимовна

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ 1. Овидий Назон. Гравюра резцом XVIII в. Москва. Государственный музей А. С. Пушкина. 2. Дворец Августа. Реконструкция. 3. Внутренний двор виллы патриция. Помпеи. Casa dei Vettii. 4. Овидий. Статуя работы Гекторе Феррари. 5. Октавиан Август. Мрамор. Рим. Национальный музей. 6.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрации

Иллюстрации Ф. Т. Фомин Ф. Т. Фомин в годы гражданской воины Грамота Почетного чекиста, подписанная Ф. Э. Дзержинским Аркадий Борисович Кушнарев Ефим Георгиевич Евдокимов Давид Моисеевич Давыдов Ян Борисович Гамарник Герой-пограничник Андрей Коробицын Вячеслав

Иллюстрации

Иллюстрации

Иллюстрации Рудольф Нуреев в балете «Послеполуденный отдых Фавна»CAMERAPRESS / FOTODOM.RU Марго Фонтейн де Ариас и Рудольф Нуреев, 1962 г.DIOMEDIA / Mary Evans / Ronald Grant Вечер с королевским балетом. Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев, 1963 г.DIOMEDIA / Mary Evans Рудольф Нуреев, 1963 г.CAMERAPRESS / FOTODOM.RU Рудольф

Иллюстрации

Иллюстрации

Иллюстрации Тереза Брунсвик Бетховен. Гравюра Нейдля по рисунку Штейнхаузера, 1796 г. Элеонора Брейнинг. Гравюра на меди Бетховен. Гравюра Хёфеля по рисунку Летронна, 1824 Антон Шиндлер Бетховен на смертном одре. Рисунок

Иллюстрации

Иллюстрации Роземари Альбах родилась 23 сентября 1938 года в Вене.1, 2, 3. Роми, трижды заснятая папой: в 1, 2 и 3 года 1. Роми в возрасте 1 года 2. Роми в возрасте 2-х лет 3. Роми в возрасте 3-х лет 4. Роми в возрасте 8 лет 5. Отец Роми — Вольф Альбах-Ретти (1906-1967) 6. Мать Роми — Магда Шнайдер

Иллюстрации

Иллюстрации Семья Дж. Р. Р. Толкина в Южной Африке Блюмфонтейн в начале XX в. Школа короля Эдварда в Бирмингеме Бирмингем в конце XIX в. Дж. Р. Р. Толкин в 1916 г. Эдит Бретт Две башни вблизи Бирмингема, ставшие, как считается, прообразом башен Ортханк и Минас-Моргул в

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрации

Иллюстрации Губернаторы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов Юрий Неелов (слева) и Александр Филипенко (справа) очень радовались победе Собянина на губернаторских выборах в Тюменской области. Особенно доволен был Филипенко – Собянин его воспитанник. Но радость

Иллюстрации

Иллюстрации Марк в возрасте пяти лет. 25 сентября 1916 г. Марк Бернес — гимназист. 25 октября 1918 г. М. Бернес. Начало 1930-х гг. Дом, в котором жил М. Бернес. Петровский переулок. М. Бернес в Московском драматическом театре (быв. Корша). Московский драматический театр. Ныне

Иллюстрации

Иллюстрации Мария Васильевна Ворошилова, мать Климента Ефремовича. Ефрем Андреевич Ворошилов, отец Климента Ефремовича. Железнодорожная будка на линии Екатерининской (ныне Донецкой) железной дороги, где родился К. Е. Ворошилов. К. Е. Ворошилов (второй справа в третьем

biography.wikireading.ru

ДОМЬЕ ЖИВОПИСЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА ПОТРЯСЕННАЯ НАСЛЕДСТВОМ ОТКРЫТКА ИЗОГИЗ-1957 К1-3

Благодарю за проявленное внимание к моим лотам!
Посмотрите и другие мои лоты по интересующей Вас тематике.
Буду рад долгосрочному сотрудничеству.
Если возникли вопросы-не стесняйтесь задать их в форуме по лоту.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.
Все вопросы задавайте до того, как сделали ставку.
Делая ставку, Вы тем самым соглашаетесь с условиями проведения аукциона.
Способы оплаты
— на карту СБ РФ (предпочтительнее всего)
— почтовый перевод,
— банковские системы Золотая Корона, ЮНИСТРИМ, ВЕСТЕРН ЮНИОН.
— на телефонный № только в крайнем случае и мелкие суммы
Обращаю Ваше внимание, что отправку оплаченных лотов произвожу по субботам
только заказной корреспонденцией за счёт покупателя.
Стоимость пересылки как уже указывалось выше зависит от веса отправления
(от 60 руб по России и от 250 руб за пределы РФ) .
В течение суток после отправки Вам будет выслан по электронной почте № отправления. Качество упаковки на момент отправки гарантируется. При получении пакета со следами повреждений (вскрытия) претензии предъявляются к почтовому отделению по месту выдачи. Я не несу ответственности за неаккуратное обращение с отправлением сотрудников Почты России, но в случае необходимости готов оказать любое содействие в розыске зарегистрированного почтового отправления и получении денежной компенсации.
Предлагаю покупателям дорогих лотов оплачивать пересылку ценным отправлением со 100% оценкой стоимости; за них почта несёт материальную ответственность в размере оценочной стоимости.

Благодарю за проявленное внимание к моим лотам!

Посмотрите и другие мои лоты по интересующей Вас тематике.

Буду рад долгосрочному сотрудничеству.

Если возникли вопросы-не стесняйтесь задать их в форуме по лоту.

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

Все вопросы задавайте до того, как сделали ставку.

Делая ставку, Вы тем самым соглашаетесь с условиями проведения аукциона.

— на карту СБ РФ (предпочтительнее всего)

— банковские системы Золотая Корона и др. по договоренности

— на телефонный № мелкие суммы

Обращаю Ваше внимание, что отправку оплаченных лотов произвожу по субботам

только заказной корреспонденцией за счёт покупателя.

Стоимость пересылки зависит от веса отправления

(с 1 апреля 2018 от 80 руб по России и от 250 руб за пределы РФ) .

В течение суток после отправки Вам будет выслан по электронной почте № отправления. Качество упаковки на момент отправки гарантируется. При получении пакета со следами повреждений (вскрытия) претензии предъявляются к почтовому отделению по месту выдачи. Я не несу ответственности за неаккуратное обращение с отправлением сотрудников Почты России, но в случае необходимости готов оказать любое содействие в розыске зарегистрированного почтового отправления и получении денежной компенсации.

Предлагаю покупателям дорогих лотов оплачивать пересылку ценным отправлением со 100% оценкой стоимости; за них почта несёт материальную ответственность в размере оценочной стоимости.

meshok.net

ngasanova

Вспомнить, подумать.

Домье Оноре Викторьен

Оноре Домье, портрет работы Надара

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля
1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством
литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал
общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях
(журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии
литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье
острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36
скульптур).

«Законодательное чрево». Литография. 1834.

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834
Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди,
обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение
расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).

Игроки в шахматы. (1863)

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество
парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным
образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного
с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде
литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую,
язвительную фантазию и точность наблюдения,


Бремя, 1850-1853 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе
обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость
штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски
переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики
и световых контрастов.

Певцы, 1860 Рейксмузеум, Амстердам

В 1850–60-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым
пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в
“Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около
1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты
(“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин
Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность
судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).

Собиратели гравюр, 1859 Лувр, Париж

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба
лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника,
которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье
был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и
воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также
комментарии к актуальным событиям дня.

Якобы инвалид, 1857 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был
также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает
около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой
исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.

«Мельник, его сын и осел» (1849)

Виктор Гюго. (1849)

О. Домье. «Прачка». Около 1859 — 1860. Лувр. Париж.

Камиль Демулен в саду Пале-Рояля

Рисунок принадлежит к немногочисленным произведениям Домье на исторические сюжеты. Домье избирает один из эпизодов
Великой французской революции: 12 июля 1789 года в Пале-Рояле адвокат и литератор Камиль Демулен, впоследствии
активный участник первого этапа революции, призвал сограждан к оружию, предложив им приколоть к одежде зеленую
кокарду или зеленый листик в знак готовности победить или умереть.

«Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.

«Вагон третьего класса». Ок. 1862—63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

«Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

«Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.

ngasanova.livejournal.com

Потрясенная наследством

Отец, по профессии стекольщик, увлекался стихотворством и перевез семью в Париж в надежде на литературную карьеру. С 1822 Домье посещает занятия у художника А. Ленуара, работает с натуры в студии Сюиса, много копирует в Лувре (особенно Тициана и Рубенса). Работает рассыльным, затем в типографской мастерской, выполняя виньетки, заставки. Технике литографии обучался у Рамеле. Подрабатывает в журналах, с 1830 начинает сотрудничать в сатирических изданиях Филипона «Карикатюр» и «Шаривари», получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.

Беспощадно злая, меткая карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах литографии Домье становились событием, сотни людей приходили, чтобы увидеть их. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов все персонажи мгновенно узнавались современниками. Домье писал острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-49). После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-38), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).

Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Он прекрасный колорист, смелый новатор, оказавший влияние на развитие живописи 1860-70-х. В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. 1860,там же). Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).

По свидетельству современников, Домье не работал с натуры, полагаясь на свою гениальную зрительную память. Иногда он по памяти делал маленькие бюсты, а затем рисовал их с разных точек, выбирая самую характерную. Эти небольшие скульптуры (ок. 20 см), при жизни почти неизвестные публике, поражают смелой пластикой и динамикой форм здесь Домье выступает как несомненный предшественник Родена.

В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Одна из последних его литографий «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, бесславный итог кровавой Франко-прусской войны 1870-71. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников, но и на художников следующего столетия.

trushkovvv.narod.ru

Смотрите так же:

  • Предложный падеж правило Правописание окончаний имен существительных Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают не во всех падежных формах, […]
  • Правила оон 24 Правила ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ. II. Официального утверждения автотранспортных средств в […]
  • Кому принадлежала собственность на илотов в спарте Спарта. Илоты Особый статус илотов прекрасно чувствовали древние авторы. Недаром илотов они называли или рабами общины (Павс., III, 21,6), или государственными рабами (Страб., VIII, 5,4, p.365), подчеркивая тем самым их зависимость от […]
  • Льгота по земельному налогу инвалидам 3 группы Льгота по земельному налогу инвалидам Какие категории граждан попадают под понятие «инвалид» Согласно правовому определению, инвалид – это лицо, которое в силу физических недостатков, возникших вследствие травмы, заболевания или с […]
  • Приказ 778 от 2008 Приказ Министерства обороны РФ от 26 октября 2013 г. № 778 "Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (не вступил в силу) В соответствии с постановлениями Правительства Российской […]
  • Будет повышение пенсии военным пенсионерам в 2018г Будет повышение пенсии военным пенсионерам в 2018г Повышение пенсий военным пенсионерам с 1 апреля 2018 г. Перечень лиц, которым пенсия будет пересчитана Размер пенсии с учетом прибавки Калькулятор военной пенсии Ваши […]

Обсуждение закрыто.