Пособие по керамике

Оглавление:

Глина, виды глины

Глина — основа гончарного производства, глинозем -значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем — природная окись алюминия. — Ред.). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах ее образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины. Ниже предлагается краткая характеристика видов глины и ее специфических свойств по пригодности для гончарного производства.

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20).

Следует обратить внимание на самые важные качества используемых сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин).

Природная красная глина

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Пористая керамическая масса

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Майолика

Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Каменная керамическая масса

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

• Глина для фарфора

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса

Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным пигментом

Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, пони жая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю.О. Бем. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

www.keramart.com

Методическое пособие на тему «Художественная керамика»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

  • Буеров Алексей Сергеевич
  • 178
  • 10.02.2016

Номер материала: ДВ-438520

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

КНИГИ ПО КЕРАМИКЕ







На данной странице представлены статьи и книги по керамике, размещенные на данном сайте. На данный момент в наличии только две книги, но планируется их пополнение.

Статья по керамике, технология работы на гончарном круге, режимы обжига, устройство муфельной печи

Книга о технике создания керамических изделий: различных способах формовки, отделке с помощью гравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно и очень наглядно иллюстрируется каждый процесс, благодаря чему вы без труда освоите основные приемы и сможете сами создавать неповторимые изделия для украшения вашего дома.

Десять уроков и бесчетное множество советов по овладению тайнами гончарного искусства содержатся в первой части этой книги. Автор подробно рассказывает о том, как можно с удовольствием делать керамическую посуду для себя, для дома и на продажу.

Даны сведения о материалах для керамических масс, глазурей, для декорирования керамики. Описаны технология художественной керамики (из фарфора, полуфарфора, тонкой керамики, фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс, формование изделий, модельно-формовочное дело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование; контроль производства и качества готовых изделий. Учебник может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Пособие для воспитателей. Задача настоящего пособия — помочь взрослым обучать лепке детей дошкольного возраста. В пособии даны таблицы с изображениями первых приемов работы. Воспитателю необходимо внимательно ознакомиться с этими приемами, практически освоить их.

olkolon.narod.ru

Пособие по керамике

главная теория галерея книги и публикации выставки видео обучение новости контакты

Книги и публикации

учебная литература художественная литература публикации в СМИ статьи А.Поверина

Гончарное искусство. Художественная керамика

От издателя

Данное учебное пособие посвящено современной художественной керамике, ведущему виду классического декоративного искусства. Это один из популярных видов искусства, лучшие представители которого – народные мастера, индивидуальные художники, коллективы предприятий художественных промыслов России, — развивая национальные традиции, создают современные вещи, предназначенные как для соотечественников, так и для зарубежных любителей и коллекционеров.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», а также для широкого круга читателей.

www.bi-art.ru

Методическое пособие «Лепка из пласта. Создание образа»

Вы держите в руках пособие по художественной керамике, которое является результатом обобщения работы автора на протяжении 11 лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.

Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.

Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 10 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.

Цель моей работы с детьми:

развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

Образовательные задачи специальности:

  1. Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
  2. Развить способности применять полученные знания в различных незнакомых заданиях;
  3. Научить азам практической работы с пластом;
  4. Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.

За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из глиняного пласта. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из пласта требует высоко профессионального мастерства, творческой индивидуальности, особого подхода к формообразованию произведения.

Несмотря на то, что данный способ успешно реализуется у керамистов как нашей страны, так и за рубежом, описания его методики нет.

Скорее всего, это связано с тем, что такие маститые художники как В. Малолетков, А. Задорин, Л. Красюк, Ю. Бугуева просто не ставили перед собой такой цели. У Х. Чаварра, Г.Федотова, Е. Данкевич можно встретить описание этапов работы с изделием (чаще всего сосудами) способом лепки из пласта. Но, в целом, этот способ настолько индивидуален, личностен, гибок, настолько зависим от образа мышления, состояния души, что выплескивая себя в работах художники не испытывают нужды в теоретических обоснованиях. Специалисты, стремящиеся научить работе с глиной, вынуждены начинать учить с азов.

Лепка из пласта предлагает ученикам самые разнообразные способы решения поставленных учебных и творческих задач. Она требует от них самостоятельного решения, выводит их мышление на креативный уровень, так как именно для творческого мышления характерны гибкость и оригинальность, способность генерировать новые идеи.

Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, отходу его от реального представления образа к стилизованному, ведет к развитию образно-ассоциативного мышления, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.

Этапы обучения способу лепки из пласта

Лепка изделий способом из пласта ориентирована на разный возраст (начиная с 10 лет), разную степень подготовленности ребят, но, тем не менее, все дети должны иметь определенные навыки и умения, владеть основными примами лепки. В частности, при обучении в нашей школе дети сначала осваивают способ лепки из куска, приобретают умения создавать объемы методом выборки и способом лепки из глиняного жгута. Имеют представление о декорировании изделий процарапыванием, штампами, налепами, росписью.

Во втором полугодии мы начинаем знакомиться с лепкой из пласта. На знакомство с этим способом отводится 10-15 часов. Предлагается слепить животное, птицу, человека, вазу и простую карандашницу.

На этом этапе процесс обучения способу сводится, в основном, к ремеслу. Здесь присутствуют элементы творчества:

— выбор животного;
— выбор формы для создания его тела (треугольник, квадрат, круг);
— акцент на характерных особенностях его внешности.

Основная задача этого этапа: учиться видеть и подчеркивать особенности природной формы.

Активизации детского творчества и предотвращению стереотипов на данном этапе способствуют введение в урок дидактических игр, заданий для развития воображения, восприятия и мышления (приложение 1).

Этот этап связан в нашей школе со вторым годом обучения. Дети работают с пластом 40-45 часов. Они изучают:

— мелкую пластику;
— декоративные пласты рельефного типа;
— сюжетно-тематическую лепку;
— сосудоваяние.

Перед детьми ставятся более сложные задачи:

— индивидуальное отношение к объекту;
— раскрытие особенностей характера образа;
— более сложное решение конструкции и т.д.

На третьем году обучения предлагается использование пласта практически во всех темах. Чаще всего пласт применяется в тесной связи с другими способами и приемами лепки, то есть в смешанной технике.

Основные задачи этого этапа:

— поиск новых средств большей выразительности образа;
— предельное выражение свойств материала, богатства его цвета и фактуры;
— раскрытие подлинного характера изображаемого.

В основе занятий лежит принцип от простого к сложному. Учащиеся осваивают способ лепки из пласта от самой простой формы до сложного, обобщенного по форме, конструктивно построенного декоративного изделия.

Одиночный объект постепенно переходит к скульптурной тематической группе.

В начале обучения преобладает заимствование приемов построения (репродуктивная деятельность). В конечном итоге предполагается свободная импровизация, когда материал и выбранная техника участвуют в осуществлении творческой идеи создателя.

На занятиях используются разные формы и методы обучения:

— рассказ преподавателя, сопровождающийся показом приемов лепки;
— дидактические игры и учебно-творческие задания;
— демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;
— просмотр фрагментов мультфильмов, кукольных спектаклей, театральных постановок;
— просмотр иллюстраций и фотографий работ художников-керамистов;
— разбор поисковых эскизов и их совместное обсуждение;
— упражнения и зарисовки;
— непосредственная работа с глиной.

Процесс реализации творческого замысла

Прежде чем ребенок завершит путь от замысла до его реального воплощения, ему необходимо пройти следующие этапы:

Удачное решение поставленных задач требует создания ряда эскизов и зарисовок. После обсуждения их с преподавателем можно приступить к созданию рабочего эскиза (см. рисунки 1-5).

При работе над маленькими и средними изделиями для лепки можно использовать любые сорта глин средней жирности. Для выполнения больших работ сложной формы лучше брать шамотную массу.

Подготовка глиняной массы

При подготовке глины к работе ее необходимо хорошо очистить и промять. Тщательная проминка позволит удалить из нее пузырьки воздуха, способные «взорвать» изделие во время обжига.

Глина не должна быть очень мягкой, так как глиняные стенки выполняют функцию несущего каркаса, а очень мягкая глина будет оседать и приводить к потере формы.

Глина не должна быть очень жесткой, так как при сгибании дает массу трещин, что приведет к порче работы.

Раскатывают глину на ткани, накрыв ее также тканью. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка. Если Вы сразу задумали использование какой-либо декоративной поверхности, возможно использование фактурной ткани, например, мешковины.

Очень важно, чтобы пласт имел равномерную толщину (во избежание деформации и разрывов). Для решения этой проблемы керамисты чаще всего используют два деревянных бруса соответствующей толщины (от 5 до 10 мм). Брусы прибивают мелкими гвоздями к доске, чтобы они не смещались во время работы. Между ними располагают глину и раскатывают ее скалкой (рисунок 6).

Выкройка деталей требует продумывания и расчета. Мелкие простые детали можно вырезать с помощью ножа сразу. Более сложные по форме требую предварительной наметки на пластине, использования линейки и уголка. Для изготовления одинаковых деталей лучше вырезать из плотной бумаги шаблон (рисунок 7).

Склеивание всех частей работы и приклеивание деталей необходимо производить густым шликером (глиной, разведенной до состояния густой сметаны). Предварительно на место приклеивания лучше нанести ножом крестообразную насечку (рисунок 8).

Если в процессе создания образа Вами создаются замкнутые пространства и плоскости, их, во избежание разрыва работы при обжиге, необходимо проткнуть острой спицей в незаметном месте.

Сушка готовых изделий

Это очень ответственный момент. Сшить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.

Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.

Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.

Обычно керамические изделия подвергают обжигу дважды.

Первый обжиг (утельный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утельного обжига доводится обычно до 800-900 ° С, политого — до 1000-1100 ° С.

На первом и втором годах обучения мы практикуем только первый (утельный) обжиг. Затем обожженные работы расписываются холодным способом.

Практикуем декорирование работ ангобами (жидкими глинами). Ангобы либо покупаем в готовом виде, либо готовим сами, добавляя к белому ангобу окиси металлов или пигменты.

Наносить ангобы необходимо до первого обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии, то есть когда верхний слой стал твердым, а сама масса еще сохранила мягкость.

Качество обжига зависит от того, как разместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.

Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.

Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов (рисунок 9).

Температура в печи до 400 ° С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 ° С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 ° С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.

Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.

Начинать лепку образа необходимо с внимательного его анализа, с поиска разных ракурсов подачи. Неплохо сделать ряд поисковых эскизов различного характера.

При работе над эскизными зарисовками следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. Например: при лепке жирафа из пласта, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор (методика поэтапного изготовления работ представлена в приложении 2).

Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:

— утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
— изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
— допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.

Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла. (фотографии детских работ прилагаются, см. рисунки 23-25)

Это пособиет можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Новомосковский городской суд Новомосковский городской суд 301650, Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, улица Комсомольская, д. 32/32 +7 (48762) 2-71-50 301650, Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34 +7 […]
  • Нотариусы в петропавловск-камчатском Нотариусы Петропавловск-Камчатский Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алабужина Татьяна Юрьевна Телефон: […]
  • Восстановление срока подачи жалобы по административному делу Заявление о восстановлении срока по административным делам Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, требуются только уважительные причины пропуска этого срока. Одной из […]
  • Первый закон тер Техническая механика Основные понятия и аксиомы динамики Динамика есть часть теоретической механики, изучающая механическое движение тел в зависимости от сил, влияющих на это движение. Основы динамики заложил итальянский ученый Галилео […]
  • Правила оон 24 Правила ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ. II. Официального утверждения автотранспортных средств в […]
  • Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к снип 20802 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная "ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2.08.02-89). РАЗДЕЛ IV - АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" […]

Обсуждение закрыто.