Пособие нп Локаловой

Локалова Н.П.. Книги онлайн

Локалова Наталья Петровна — кандидат психологических наук.

Старший научный сотрудник Психологического института РАО.

120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя.

Это книга для учителя, в которой на основе основного закона психического развития — закона системной дифференциации — подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста.

Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в ее первой части.

Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.

В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции

Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.

Представлена поурочная система заданий для психологического развития учащихся 5-6 классов общеобразовательной средней школы.

Необходимость разработки психологической развивающей программы для учащихся средней школы, ее востребованность в средних классах стала особенно ясной после того, как в начальных классах начала широко использоваться разработанная нами развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития» (Н.П. Локалова, 1995, 1998-2000, 2000).

Отвечая на практический запрос учителей, мы разработали психологическую развивающую программу, адресованную учащимся Ѵ-ѴІ классов. Главную цель психологического развития школьников этого возраста мы видим в том, чтобы сформировать у них вербально-логические когнитивные структуры, осуществляющие сложные формы интеллектуальной деятельности и, прежде всего, отвлеченного, абстрактного мышления.

Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика.

В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.

Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении.

Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.

www.koob.ru

«Программа развития познавательных способностей Локалова Н.П.»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54

ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

микр. Западный, ул. Школьная, д.2 тел. 8 (495)240-91-50

Директор МАОУ школы № 54

«15» сентября 2014г.

«Развитие познавательных способностей»

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Составитель: Павлова О.Н.

Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. « 120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I — IV классов. — М.: «Ось-89», 2006.

Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 1-4-х классах, 1 раз в неделю по 30-40 мин.

Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

развитие познавательных способностей;

развитие обще-учебных умений и навыков.

Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

Условия эффективности психологической помощи состоят в следующем:

органичное включение в традиционную организацию учебного процесса в массовой общеобразовательной школе;

проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;

отсутствие необходимости для ее реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке;

простота материального обеспечения работы.

Привычной формой учебной работы для учителя является традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса. Именно поэтому предложенная развивающая программа получила название «Уроки психологического развития».

Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003).

Содержание уроков психологического развития:

развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);

формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия , — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности , а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним — двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения , являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников — формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия . Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой <урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV ).

Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития.

1. Общая установка при проведении уроков психологического развития — не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками (иначе эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позаниматься отдельно и дополнительно). Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабатываться при необходимости в течение, например, двух уроков.

Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания — как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае выполнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости.

2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

3.Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

4. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

5. Занятия желательно проводить в группах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «п», чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.

Оценка эффективности уроков психологического развития

Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого — о радостном, зеленого — о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового — о тревожности, напряженности, черного — об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

развитие основных мыслительных способностей учащихся;

развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

высокая степень познавательной активности учащихся.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

infourok.ru

Психологические причины школьной неуспеваемости, рецензия на книгу

Рецензия на книгу: Локалова Наталья Петровна. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил. (Серия: «Учебное пособие»).

Ссылка для цитирования

Рецензия на книгу: Локалова Наталья Петровна. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.: ил. (Серия: «Учебное пособие»).

Дети, отстающие в учебе и развитии, — проблема для психологии и педагогики во все времена, но в последние два десятилетия для России она становится особенно острой. Попытки ее решения отражаются в организационных шагах, предпринимавшихся в системе образования в эти годы. Это и создание системы дифференцированного обучения, расширение системы специальных учреждений (включая, например, недавно созданные школы для детей с девиантным поведением), создание школьных психологических служб, а также различного рода центров, в которых проводится диагностика и коррекция причин учебных трудностей и школьной неуспеваемости. Однако эти и другие организационные инновации пока что не привели к кардинальному решению проблемы школьной неуспеваемости. Более того, тенденция в этом вопросе такова, что впору говорить о том, что проблема скорее обостряется, чем решается. Это подтверждается, например, результатами сдачи ЕГЭ в 2009 г., которые говорят об общем низком уровне успеваемости российских школьников.

В этом контексте книга Натальи Петровны Локаловой, посвященная причинам школьной неуспеваемости, а такие освещающая некоторые вопросы коррекции и профилактики отставания в учебе, приобретает особую ценность, вооружая необходимыми знаниями как уже работающих учителей и психологов, так и тех специалистов, которые пока что только готовят себя к этой деятельности. .

psyjournals.ru

Локалова Наталья Петровна

Локалова Наталья Петровна — кандидат психологических наук.

Старший научный сотрудник Психологического института РАО.

МГГУ им. М.А. Шолохова (с 1990 года)

Область научных интересов и практической деятельности

Психологические механизмы и закономерности когнитивного развития школьников.

Разработка и внедрение программ психологического развития младших школьников, подростков и старших школьников.

Книги: — Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Книга для учителя начальных классов. Изд-е 4-ое, стереот.-М.:Ось-89, 2011 — 120 уроков психологического развития младших школьников.(Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Ч.1. книга для учителя. Ч.2. Материалы к урокам. Изд-е 4-ое, стереот.-М.: Ось-89, 2011 — Уроки психологического развития в средней школе. Книга для учителей средней школы.- М.: Ось-89, 2001 — Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009 — Психология. Введение в профессию.- СПб.: Питер, 2010. Серия «Учебное пособие» — Когнитивное развитие как содержание предшкольной подготовки. – М.: Генезис; Психологический институт РАО, 2008 Всего 113 печатных трудов.

Книги автора:

120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя

Книга представляет собой первую часть программы «120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». Это книга для учителя, в которой на основе основного закона психического развития — закона системной дифференциации — подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной.

120 уроков психологического развития младших школьников, 4 класс

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся. Это книга для учителя, в которой на основе основного закона психического развития — закона системной дифференциации — подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста. Внутреннее содержание данной программы.

bookap.info

Как помочь слабоуспевающему школьнику

Оглавление

Предисловие автора к третьему изданию 3

Предисловие автора ко второму изданию 4

Раздел I. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины 8

Раздел II. Психодиагностические таблицы 14
Таблица 1. Трудности при обучении русскому языку: психологические причины, диагностика и коррекция 14
Таблица 2. Трудности при обучению чтению: психологические причины, диагностика и коррекция 27
Таблица 3. Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция 35

Раздел III. Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения 44

Использованная литература 92

Предисловие

Предисловие автора к третьему изданию

Второе издание книги для учителя начальных классов «Как помочь слабоуспевающему школьнику», опубликованное небольшим тиражом, быстро разошлось среди учителей, школьных психологов, студентов педагогических учебных заведений. Сохраняющийся по-прежнему достаточно высокий спрос на данное пособие вызвал необходимость подготовки третьего издания.

Психодиагностические таблицы по русскому языку, чтению и математике несколько изменили свою структуру, содержащийся в них материал переработан, перечень трудностей по данным учебным предметам дополнен и приведен ряд дополнительных диагностико-коррекционных заданий.

Выражаю надежду на дальнейшее успешное использование данного пособия в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.

Н.П. Локалова Психологический институт РАО
Москва, июль 2001 г.

Предисловие автора ко второму изданию

Замысел настоящей книги возник в ответ на насущную потребность школьной практики оказать действенную помощь учителю в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. В настоящее время стало очевидным, что эффективная работа со слабоуспевающими учениками невозможна без выявления психологических причин школьной неуспеваемости и их устранения.

Первое издание данного пособия, вышедшее в 1993 году, обнаружило большой интерес учителей начальных классов и школьных психологов к предлагаемой форме психодиагностической работы по выявлению и устранению причин школьной неуспеваемости. Апробирование данных психодиагностических таблиц в ряде специально проведенных психолого-педагогических исследований продемонстрировало достаточно высокую их эффективность и удобство для практического их использования.

Необходимость второго издания данного пособия вызвана продолжающимся интересом к нему и высоким спросом со стороны учителей и школьных психологов. При подготовке ко второму изданию материал пособия был подвергнут теоретической переработке, осуществлены уточнение и детализация данных, представленных в психодиагностических таблицах, добавлены новые диагностико-коррекционные задания. Кроме того, мы сочли необходимым в отличие от первого издания представить перечень трудностей при обучении младших школьников русскому языку и чтению в отдельных психодиагностических таблицах.

Автор надеется, что данное пособие и в дальнейшем окажется полезным как учителю, так и практическому психологу в работе, направленной на преодоление школьной неуспеваемости.

Н.П. Локалова Психологический институт РАО
Москва, январь 1997 г.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.

А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина — несформированность мыслительной операции анализа.

Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными психодиагностическими методиками.

Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.

Задача настоящего издания и состоит в том, чтобы помочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различные трудности при обучении русскому языку, чтению и математике.

Книга состоит из трех разделов. В первом разделе дается общая характеристика трудностей, возникающих у младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике, рассматриваются психологические причины, лежащие в основе трудностей освоения этих учебных предметов.

Во втором разделе приведены психодиагностические таблицы, которые можно рассматривать как один из возможных способов выявления психологических причин тех или иных трудностей в обучении младших школьников этим учебным предметам и выбора путей и средств психокоррекционных воздействий. Перечень трудностей, представленных в психодиагностических таблицах, составлен на основе анализа педагогической и психологической литературы, а также бесед с учителями начальных классов.

Третий раздел содержит психологические задания, заимствованные нами из разных литературных источников, с помощью которых осуществляется выявление конкретной причины, лежащей в основе данной трудности у учащегося: если при самостоятельном выполнении задания ученик не справился с ним, значит, лежащий в его основе психологический процесс не сформирован, и он может рассматриваться как психологическая причина имеющейся у него трудности.

Эти же задания или аналогичные им при активном руководстве со стороны учителя могут быть использованы для психологической коррекции выявленных трудностей.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

childpsy.ru

Смотрите так же:

  • Закона о судебном сборе О судебном сборе Статья 4. Размеры ставок судебного сбора 1. Судебный сбор взимается в соответствующем размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее […]
  • Расходы на юридические услуги в исковом заявлении Расходы на представителя: взыскать нельзя отказать Средний размер судебных издержек по одному арбитражному спору составляет около 46 тыс. руб. При этом итоговая сумма обычно более чем в два раза ниже заявленной. В судах общей юрисдикции […]
  • Заявление на постановку на учёт прицепа Заявление на постановку на учёт прицепа Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Регистрация прицепа для легкового автомобиля в ГИБДД в 2018 году За физическими […]
  • Приказ 41 от 19102018 по ростовской области Sokolieds.ru Юридические консультации Как начисляют подоходный налог если есть ребенок 08.05.2018 admin Вычет на ребенка-инвалида в 2018 году (нюансы) Отправить на почту Вычет на ребенка-инвалида в 2018 году: какая величина для него […]
  • Закон эйнштейна у mc2 Что означает формула E=mc 2 и как с ее помощью раздобыть много энергии Игорь Гладкобородов Все знают формулу E=mc 2 , и все слышали, что ее Эйнштейн придумал. Многие даже знают, что Е обозначает энергию, m — массу, а c — скорость света. […]
  • Прием и увольнение трудовой кодекс рф Испытательный срок: законодательство Обновление: 16 мая 2016 г. Ч. 1 ст. 70 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) содержит определение испытания при приеме на работу. Такого понятия, как испытательный срок, ТК РФ не предусматривает, из […]

Обсуждение закрыто.