Поручение на списание налога

Бесспорное списание налогов с банковского счета организации

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Своевременная уплата установленных законодательством налогов является основной обязанностью налогоплательщика, неисполнение которой влечет за собой определенные санкции со стороны налоговых органов. Налогоплательщику вначале направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога с требованием уплаты налога и пеней, а в случае невыполнения этого требования обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется принудительно путем списания требуемой суммы с его банковского счета.

Принудительное списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика производиться на основании вынесенного налоговой инспекцией решения. Данное решение должно приниматься уже после истечения срока, который был указан в извещении-требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик может оказаться лишенным права на добровольное исполнение требования. Подтверждением сказанного является Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2003 года N КА-А40/780-03, содержащее следующий вывод: действия налогового органа, направившего решение о бесспорном взыскании недоимки одновременно с требованием об уплате налога, противоречат налоговому законодательству.

Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании должно быть принято налоговой инспекцией в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Само же требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК РФ). Правовые последствия, наступающие в случае нарушения этого срока, налоговое законодательство прямо не называет, поэтому в арбитражной практике можно встретить совершенно разные решения по этому вопросу. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/4711-02 отмечается, что поскольку требования налогового органа об уплате налогов выставлены с пропуском установленного ст. 70 НК РФ срока, судом правомерно принято решение о признании недействительным решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика. А в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2003 г. N Ф09-2906/02АК сделан другой вывод: поскольку определенный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок не является пресекательным, то пропуск налоговым органом этого срока не может служить основанием для признания требования инспекции недействительным.

Необходимо отметить, что статья 70 НК РФ предусматривает еще одну возможность для направления налоговой инспекцией требования об уплате налога: после проведения налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) требование направляется в течение 10 дней со дня вынесения налоговым органом соответствующего решения.

В направляемом налогоплательщику требовании инспекция по своему усмотрению указывает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм налога и соответствующего штрафа, при этом согласно Приказу МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159 данный срок не должен превышать 10 календарных дней со дня получения налогоплательщиком требования инспекции. Требование должно направляться налоговой инспекцией руководителю или уполномоченному представителю организации по фактическому адресу организации таким способом, чтобы иметь подтверждение факта получения этого требования. Если требование направляется по иному адресу, оно не будет считаться направленным налогоплательщику. Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2003 года N А56-31171/02 были признаны незаконными действия налоговой инспекции, которая знала о фактическом местонахождении организации (о чем свидетельствовала переписка между налоговой инспекцией и налогоплательщиком), однако направила требование по адресу, указанному в учредительных документах, и тем самым не обеспечила надлежащую передачу требования.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в течение 60 дней по истечении срока добровольного исполнения требования, налоговая инспекция должна принять решение о принудительном взыскании сумм налога и штрафа со счетов организации в банках. Решение принимается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции и доводится до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента принятия решения.

На основании принятого решения в банк налогоплательщика направляется инкассовое поручение на списание со счетов организации необходимых денежных сумм и их перечисление в соответствующие бюджеты. Списание может производиться как с рублевых, так и с валютных расчетных счетов, но не может производиться с бюджетных, ссудных, а также депозитных счетов, для которых не истек срок действия депозитного договора. С момента предъявления в банк инкассового поручения на уплату сумм налога и при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, его обязанность по уплате налога считается исполненной (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2003 г. N А56-29631/02).

Если же на расчетных счетах организации денежных средств недостаточно или они отсутствуют, или нет информации о счетах налогоплательщика, инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Однако, как отмечено в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Центрального Округа от 30 апреля 2003 г. N А14-9642-02/246/3, налоговая инспекция не имеет права на взыскание необходимых сумм за счет имущества организации, если предъявленные в банк инкассовые поручения не отозваны и не возвращены с отметкой банка о невозможности их исполнения.

Нередко возникает ситуация, когда неуплата установленных законодательством налогов вызвана отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка, обслуживающего организацию. Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, данной нормой права исчерпывающе установлены основания и момент, когда обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной. Многочисленные примеры судебной практики также подтверждают, что отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка не влечет для налогоплательщика обязанности по повторной уплате налоговых платежей в бюджет. Кроме того, если налогоплательщик не принимает какие-либо меры по обеспечению поступления платежей в бюджет и не отзывает платежные поручения, то это не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Его обязанность признается исполненной по факту предъявления в банк платежного поручения (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2003 г. N КА-А41/671-03).

По общему правилу в течение 60 дней по окончании срока добровольного исполнения требования принудительное взыскание налога и пеней осуществляется во внесудебном порядке. Однако налоговая инспекция имеет право обратиться в суд с иском и до истечения указанного срока, если существуют неразрешенные разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности требований (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Статьей 45 Налогового кодекса также определены случаи, когда взыскание налога с организаций производится исключительно в судебном порядке. К ним относятся случаи принудительной уплаты налога, основанные на изменении налоговым органом либо юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Кроме того, в судебном порядке рассматриваются вопросы, связанные с принудительным взысканием налогов после истечения 60 дней, предусмотренных законом для принятия налоговой инспекцией решения о бесспорном списании денежных средств с банковских счетов организации. Статья 46 Налогового кодекса РФ предоставляет налоговым органам в таких случаях право на обращение в суд с соответствующим иском. Согласно п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 такой иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения 60-дневного срока. Как указано в Постановлении, данный 6-месячный срок является пресекательным, поэтому он не подлежит восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

В заключение отметим, что налоговые органы имеют право предъявлять требования об уплате денежных сумм только в отношении налогов и сборов, установленных действующим законодательством. Включение в требования иных платежей не соответствует Налоговому кодексу РФ (примеры включений таких платежей можно найти, в частности, в Решении Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2003 г. N А44-604/03-С15).

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

www.garant.ru

Списание задолженности по налогам

Актуально на: 1 февраля 2018 г.

Случаи, когда задолженность по налогам признается безнадежной к взысканию и списывается, установлены НК РФ. К таким случаям, в частности, относятся (ст. 59 НК РФ):

  • ликвидация организации;
  • признание ИП банкротом;
  • смерть физлица;
  • принятие судом акта об утрате налоговым органом права взыскать недоимку в связи с истечением срока взыскания.

Однако в 2018 году, в связи с принятием ряда законодательных актов, ожидается списание налоговой задолженности и по иным основаниям. Подробнее об этом напомним в нашем материале.

Списание задолженности по имущественным налогам физлиц

Что касается физических лиц, не являющихся ИП, то ФЗ о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 № 436-ФЗ признает безнадежной образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015 недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также пеням по этим налогам (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ). Следовательно, такие долги физлиц подлежат списанию. При этом для заявления о списании задолженности по налогам образец приводить не будем, поскольку списание безнадежной задолженности будет производиться налоговой инспекцией самостоятельно и без участия налогоплательщиков.

Важно помнить, что для того, чтобы быть списанной, налоговая задолженность должна числиться по состоянию на 01.01.2015. Ведь, скажем, списание транспортного налога (задолженности) физических лиц в 2018 году за 2014 и последующие годы законодательно не предусмотрено, поскольку отражен этот налог в качестве задолженности будет уже после 01.01.2015.

НДФЛ физлиц тоже спишут?

Что касается НДФЛ, то списание задолженности по налогам с физических лиц предусмотрено в отношении их доходов, полученных с 01.01.2015 до 01.12.2017, но при получении которых НДФЛ не был удержан налоговым агентом, а сам налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ сообщил в налоговую инспекцию. При этом так называемая «налоговая амнистия» по НДФЛ не распространяется на следующие доходы (пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ):

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в т.ч. подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Списание задолженности по налогам ИП: ПФР тоже участвует

Закон о списании задолженности по налогам с 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ ) предусматривает, что в отношении ИП, а также лиц, утративших статус ИП, признаются безнадежными и списываются образовавшиеся на 01.01.2015 долги (в т.ч. пени и штрафы) по любым налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ).

Кроме того, у ИП будет списана задолженность по страховым взносам, которая образовалась до 2017 года, а также пени и штрафы по такой задолженности (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ).

Списание налоговой задолженности юрлиц в 2018 году

  • недоимка по страховым взносам, пени и штрафы с нее, которые образовались по состоянию на 01.01.2017, данные о которых были переданы налоговикам от ПФР и ФСС, а налоговые органы утратили возможность взыскания этих сумм;
  • суммы страховых взносов, пеней и штрафов, которые были доначислены ПФР и ФСС в 2017-2018 годах за периоды, истекшие до 01.01.2017, но по ним истек срок взыскания до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговые органы.

Обращаем внимание, что конкретные сроки списания задолженности по налогам в 2018 году не установлены.

glavkniga.ru

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов

Статья 46 НК РФ определяет процедуру принудительного взыскания налогов, сборов и пеней с организаций, являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет средств, находящихся у этих организаций на банковских счетах.

Бесспорное взыскание денежных средств с банковских счетов организации производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Одновременно с вынесением решения о списании денежных средств со счетов организации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении расходных операций по счетам.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика -индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога. Это решение направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения. Однако хотелось бы отметить то обстоятельство, что нарушение пятидневного срока не влечет каких-либо правовых последствий, и законодатель вообще не предусматривает какую-либо ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога.

После вынесения решения налоговым органом о взыскании налога (сбора, пени) за счет средств, находящихся на банковских счетах, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Следует обратить внимание, что законодатель не ограничивает число банковских счетов, с которых могут быть списаны денежные средства организации, т.е. в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может направить инкассовые поручения на списание средств со всех известных налоговым органам банковских счетов организации. При этом банк, получивший инкассовое поручение, обязан безусловно исполнить это поручение, установленное гражданским законодательством Российской Федерации, не пытаясь оценить целесообразность исполнения поручения.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
1) в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
4) в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
5) в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
6) в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Для того чтобы отрицательные последствия от бесспорного взыскания налога (сбора) были минимальны и чтобы это не отразилось на нормальном ведении хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, НК РФ определяет виды счетов, с которых не могут быть бесспорно взысканы денежные средства, а именно: не может быть обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на ссудных и бюджетных счетах, а также на депозитных счетах налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора.

При отсутствии денежных средств на расчетном (текущем) или валютном счете, а также при отсутствии иного имущества, на которое можно было бы обратить бесспорное взыскание, налоговый орган вправе потребовать принудительного исполнения обязанности по уплате налога за счет средств, находящихся на ссудных и бюджетных счетах, но только в судебном порядке.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Недостаток денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента влечет за собой применение к налогоплательщику (плательщику сбора) или налоговому агенту другой разновидности взыскания налога или сбора — взыскания налога (сбора) за счет иного имущества организации.

Следует обратить внимание, что обращение взыскания на иное имущество организации не является основанием для отзыва налоговым органом инкассового поручения, ранее направленного в банк.

psyera.ru

Путин дал поручения по налоговой амнистии и жилищным платежам

В их числе — налоговая амнистия. Глава государства поручил правительству до конца этого года (то есть дал срок всего несколько дней) внести поправки, освобождающие от НДФЛ доходы, полученные с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, с которых не был удержан налог, но сведения были представлены налоговыми агентами в налоговые органы. Также нужно предусмотреть списание недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу (касается граждан, не компаний) по состоянию на 1 января 2015 года, и задолженности по пеням.

Кроме того, нужно списать недоимки по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженности по пеням и по штрафам, образовавшихся на 1 января 2015 года у индивидуальных предпринимателей и лиц, утративших такой статус. Также президент поручил прописать замену предоставляемого при исчислении налоговой базы по земельному налогу вычета в размере 10 000 рублей вычетом в размере кадастровой стоимости участка площадью 600 квадратных метров в отношении одного участка, принадлежащего налогоплательщику, а также отнести пенсионеров к категории налогоплательщиков, имеющих право на такой вычет. Все это нужно сделать до конца года.

Еще глава государства указал определить виды доходов, полученных в результате прощения долга, которые не должны подлежать обложению НДФЛ и установить предельный размер пеней, начисляемых на сумму недоимки.

Несколько поручений касаются жилищной сферы. До марта нужно обеспечить принятие закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. До конца марта — «принять исчерпывающие меры» по недопущению необоснованного повышения размера платы за содержание жилья. Минобороны должно проверить факты необоснованного повышения размера платы граждан, проживающих в военных городках, за ЖКУ, и принять исчерпывающие меры по недопущению ее повышения. Срок — 15 января.

Еще глава государства указал проанализировать практику предоставления гражданам «дальневосточных гектаров» и принять меры, направленные на исключение возможности изменения целевого назначения и ограничение оборота таких участков.

Среди поручений есть указание поддержать НКО, занимающиеся профилактикой абортов, и представить предложения по предупреждению правонарушений, связанных с оборотом специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации, обратив особое внимание на сферу электронной торговли — и сделать это до 15 марта. Генпрокуратуре предстоит проанализировать практику применения статьи 1381 УК в отношении граждан и представить поправки, направленные на соблюдение интересов граждан, приобретающих бытовые технические устройства, имеющие признаки специальных техсредств для негласного получения информации, но не предназначенные для этих целей.

Есть новые указания и в области медицинской помощи. Правительству совместно с региональными властями нужно утвердить программу развития онкологических диспансеров, предусмотрев софинансирование из федерального бюджета, и до 30 апреля представить предложения о продолжении программы развития перинатальных центров. Также следует принять меры по обеспечению оборудованием и лекарствами больных, нуждающихся в них на дому.

В 2018-2020 годах глава государства поручил создать современные врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты в населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек. И предусмотреть использование передвижных мобильных медицинских комплексов для жителей населенных пунктов численностью до 100 человек. Кабмину поручено предоставить в 2018 году дополнительные ассигнования регионам на софинансирование их обязательств, связанных с реализацией этих двух задач: 4,35 млрд рублей и 3,6 млрд рублей соответственно.

К марту президент поручил представить предложения по строительству нового мостового перехода через реку Уда в Улан-Удэ и принять дополнительные меры по трудоустройству рыбаков, оставшихся без работы в результате ограничения добычи и реализации омуля.

Кабмин также должен представить предложения по ограничению процентных ставок по кредитам, привлекаемым регионами и муниципальными образованиями в банках, и по расширению доступа рыбохозяйственных организаций к получению доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной на инвестиционные цели.

rg.ru

Уплата налога. Момент исполнения обязанности

В какой момент и при каких условиях налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по уплате налога в бюджет? Обязан ли налогоплательщик доказывать, что у него не имелось сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка? При каких обстоятельствах досрочное перечисление налога может расцениваться как злоупотребление правом, а обязанность по уплате налога не считаться исполненной? Какие ошибки допустимы при оформлении платежных поручений на перечисление налога в бюджет? Ответы на эти вопросы мы изложим в данной статье.

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, следует, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.

Окружные арбитражные суды в своей правоприменительной практике исходят из того, что передача налогоплательщиками своим обслуживающим банкам платежных поручений на перечисление сумм налогов в бюджет при наличии на их счетах достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3.02.2011 по делу № А78-2527/2010, постановление ФАС Дальневосточного округа от 8.10.2009 № Ф03-5145/2009 г. по делу № А59-6025/2008, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу № А75-403/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу № А21-5390/2010) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу № А45-17836/2009). К числу обстоятельств, подтверждающих осведомленность налогоплательщика, не может быть отнесена опубликованная в газете «Коммерсантъ» информация о неплатежеспособности банка, не является основанием считать установленным факт ознакомления с этим обстоятельством налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 21.10.2009 № КА-А40/11072-09 по делу № А40-62942/09-76-263).

Наличие у него сведений о неплатежеспособности банка, отсутствии у последнего активов может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и о том, что его обязанность по перечислению налога в бюджетную систему РФ не является исполненной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу № А75-3067/2009). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика, возлагается на налоговый орган (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3.02.2010 по делу № А45-10180/2009, постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).

При наличии у налогоплательщика соответствующих доказательств, указывающих на выполнение всех предъявляемых законодателем условий для целей признания его добросовестным налогоплательщиком, обязанность по уплате соответствующего налога подлежит признанию исполненной независимо от фактического зачисления платежа в бюджетную систему РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2010 № Ф03-5429/2010 по делу № А59-258/2010).

Непоступление в бюджет сумм налога из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не влияет на признание обязанности по уплате налоговых платежей исполненной, поскольку не относится к перечню случаев, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поскольку законодательство РФ не предусматривает обязанности клиентов кредитных организаций проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций при открытии счетов или передачи им платежных поручений (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).

С учетом правовой позиции, изложенной в Определении от 25.07.2001 № 138-О Конституционного суда Российской Федерации и постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2001 № 9408/00, названное положение ст. 45 НК РФ действует только в отношении добросовестного налогоплательщика и предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ. Если компетентный орган государства установит факт злоупотребления правом, т.е. недобросовестность налогоплательщика, то п. 2 ст. 45 НК РФ к таким налогоплательщикам применяться не должен. Вместе с тем в названном Определении особо подчеркнуто, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, обязанность по опровержению которой возлагается на налоговые органы.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 2257/02, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налогов, при этом указанное правило предполагает уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Исполнение же невозникшей обязанности может при определенных обстоятельствах расцениваться в качестве злоупотребления правом.

Так, в одном деле налогоплательщик, не имея перед бюджетом текущих налоговых обязанностей, дал своему банку поручения на перечисление авансовых платежей, а впоследствии уплаченные суммы предъявил к зачету. Инспекция отказала в осуществлении зачета, мотивировав свой отказ следующим. Денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика, но не с корреспондентского по причине их отсутствия; на момент направления в банк платежных поручений обязанность по уплате налога у общества не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился; перечисляемые суммы не соответствовали реальным налоговым обязанностям; платежные поручения были оформлены вместо отозванных в тот же день поручений по оплате гражданско-правовых обязательств; клиенты уведомлялись обслуживающими их сотрудниками банка о причинах задержки исполнения поручений, соответствующая информация помещалась на стендах операционного зала в банке; банком было получено предписание ЦБ РФ об ограничениях и запрете на осуществление отдельных операций. По мнению инспекции, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намерении у налогоплательщика реального намерения произвести уплату налогов в бюджет.

Президиум ВАС РФ поддержал позицию инспекции, отметив при этом следующее. Положение п. 3 ст. 45 НК РФ о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При рассмотрении дел о зачете излишне уплаченных сумм налога указанная правовая норма применяется с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств обязанность по уплате налога не может считаться исполненной. Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Незачисление денежных средств на счета соответствующих бюджетов и оформление платежных поручений на уплату налогов в отсутствие налоговых обязанностей и, кроме того, до окончания налогового (отчетного) периода и до наступления срока уплаты налога свидетельствуют в совокупности о недобросовестных действиях налогоплательщика и об отсутствии у него реального намерения исполнения налоговой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11).

При допущении ошибок в оформлении платежных поручений на перечисление сумм налога необходимо иметь в виду следующее. Если в результате ошибки в коде бюджетной классификации сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то обязанность по уплате налога признается исполненной и соответственно налогоплательщиком может быть подано заявление об уточнении платежа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А51/08-2/2631 по делу № А51-2361/200839-38). Если допущенные налогоплательщиком ошибки при оформлении платежного поручения не повлекли неперечисление в бюджет суммы налога, то его обязанность по уплате налога признается исполненной. К таким несущественным ошибкам суды, в частности, относят неправильное указание кода ОКАТО (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.07.2011 по делу № А05-5601/2010), кода бюджетной классификации (постановление ФАС Московского округа от 1.07.2009 № КА-А41/5651-09 по делу № А41-19848/08).

Изложенное позволяет сделать следующие основные выводы.

Обязанность налогоплательщика по уплате суммы налога в бюджет считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов. Наличие у налогоплательщика сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка, обязанность по доказыванию которых возлагается на налоговый орган, свидетельствует о его недобросовестности и отсутствии реального намерения исполнить налоговую обязанность.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Смотрите так же:

  • Действующие уставные суды субъектов рф Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Наименование суда - Ф.И.О. председателя Почтовый адрес суда, телефоны Дата образования, количество […]
  • Преподаватели взятка Преподаватель вымогает взятку, что делать? Согласно регулярно проводимым соцопросам, установлено, что хотя бы однажды каждый третий из наших сограждан давал взятку. Обычно мзду требуют лица при исполнении: чиновники, сотрудники […]
  • Закон москвы 70 Закон москвы 70 Принят Закон о социальной поддержке ветеранов Газета «Новости» 17.07.2008 Мосгордума приняла Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки […]
  • Вахта проживание казань Вахта проживание казань Дубайское Агентство Недвижимости • Казань Сиделка с проживанием Специалист по сопровождению клиентов China Campus Network • Казань Сиделка с проживанием Сиделка с проживанием Агентство Энихелп • Казань Няня для […]
  • Работа с проживанием в калуге вакансии Работа с проживанием в калуге вакансии Компания не указана • Сухиничский район Домработница с проживанием Агентство Калейдоскоп услуг • Обнинск Гросс/год: 50 000 руб. Официант с проживанием кристалл • ГО Калуга Гросс/год: 46 000 […]
  • Уголовный кодекс статья 329 Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации […]

Обсуждение закрыто.