Порядок определения размера арендной платы за земли находящиеся в собственности рф

Оглавление:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, находится в компетенции соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 17.08.2010 N Д23-3199.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Положениями п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ »О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 »Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены, в частности, Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, положения которых распространяются только на находящиеся в собственности Российской Федерации земельные участки.

Предельный размер арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка устанавливается для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформляется на право аренды в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;

6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.

finansovyesovety.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 »О государственной кадастровой оценке земель» и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 »Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее — Правила), основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Первый тур государственной кадастровой оценки земель поселений в различных регионах проводился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее — Методика).

Второй тур государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов проводился в соответствии с иным порядком на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее — Методические указания).

Следует отметить, что порядок определения кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими указаниями , различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по состоянию на дату оценки.

Учитывая изложенное, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно различаться.

В соответствии с п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции »Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляются Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Следует также отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме , утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.

Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ »О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее — Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

  1. принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
  2. принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
  3. принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
  4. принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
  5. принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В соответствии с п. 2 Постановления Минэкономразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года необходимо утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в п. 5 Правил земельных участков.

В целях реализации указанного положения Минэкономразвития России ведется работа по разработке подходов к определению арендной платы, классификации объектов арендных отношений, по сбору информации существующих затрат арендаторов земельных участков и иной информации, влияющей на подготовку итоговых предложений.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

www.subschet.ru

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2011 г. N 46-Г11-24 Решение суда об отказе в признании частично противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" оставлено без изменения

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2011 г. N 46-Г11-24

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

в составе председательствующего судьи Меркулова В.П., судей Калининой Л.A., Анишиной В.И.,

при секретаре Голубевой Д.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе закрытого акционерного общества «Отрадненский газоперерабатывающий завод» на решение Самарского областного суда от 20 июня 2011 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим отдельных положений постановления правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя закрытого акционерного общества «Отрадненский газоперерабатывающий завод» Селезнёвой Ю.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей губернатора и правительства Самарской области Нескоромнова Н.Н., Попова С.С., просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:

закрытое акционерное общество «Отрадненский газоперерабатывающий завод» (далее по тексту — ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод») обратилось в суд с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 7 постановления правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», пунктам 4 , 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316.

По мнению заявителя, оспариваемое положение в нарушение предписаний статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исключает применение к нему ограничений в размере арендной платы, установленной федеральным законодателем для юридических лиц, переоформивших права на землю, каким является ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод».

Заявитель считал, что оспариваемое постановление не соответствует федеральному законодательству в части применения в пункте первом Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, являющейся приложением N 1 к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, коэффициента вида использования земельного участка (KB), утверждаемого правовым актом представительного органа муниципального образования.

Применение формулы определения арендной платы за землю с повторным дублирующим коэффициентом вида целевого (функционального) использования земель, по утверждению заявителя, неправомерно, так как в процессе проведения кадастровой оценки земель в кадастровую стоимость земли уже заложен коэффициент по виду функционального использования.

Правительство Самарской области возражало против удовлетворения заявления ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод».

Решением Самарского областного суда от 20 июня 2011 г. заявление ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод» оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод» просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой заявителю отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, являющейся приложением N 1 к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, коэффициента вида использования земельного участка (Кв), вынести новое решение, которым заявление в этой части удовлетворить, признать недействующим оспариваемое положение с 4 августа 2009 г.

В остальной части решение не обжалуется.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.

По смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела, суд, отказывая в удовлетворении заявления исходил из того, что субъект Российской Федерации, принимая оспариваемые заявителем положения, действовал в рамках требований, предъявляемых федеральным законодательством к определению размера, порядка и условий арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В случае если по истечении трёх лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством .

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Плата за использование земельных участков в случаях переоформления права бессрочного пользования на право аренды, по смыслу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ( абзац пятый пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трёх десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определённого в соответствии с данным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

В силу предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчёта арендной платы, предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.

Оспариваемое постановление принято в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливает общие правила определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.

В силу пункта 3 данного постановления определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к данному Порядку (за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов), пункты 1 , 2 которой изложены в следующей редакции:

» 1. Размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством (далее — земельные участки), рассчитывается по формуле:

А — размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год, руб./год;

S — площадь земельного участка в соответствующих единицах измерения площади земельного участка (кв. м, га).

2. Размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле:

А = Скад х Ка х Кв х Кпр х Ки, где:

Скад — удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка; Ка — коэффициент категории арендатора, определяемый в соответствии с таблицей N1 ;

Кв — коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент вида использования земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 2 ;

Кпр — коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 3 ;

Ки — коэффициент инфляции расчётного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области. Коэффициент инфляции на расчётный год определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю). Коэффициент инфляции расчётного года определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель до расчётного года. Ки рассчитывается по формуле:

Ки = Пи1 х Пиi х Пир, где:

Пи1 = 1 — показатель инфляции года утверждения кадастровой стоимости земель в Самарской области;

Пиi — максимальный планируемый показатель инфляции первого года, следующего за годом утверждения кадастровой стоимости земель Самарской области;

Пир — максимальный планируемый показатель инфляции расчётного года.

Анализ оспариваемого положения в системной взаимосвязи с нормами федерального законодательства, подлежащего применению по данному делу, приводит к выводу о том, что расчёт размера арендной платы по формуле, одним из элементов которой является коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемого правовым актом представительного органа муниципального образования, сам по себе не может свидетельствовать об ухудшении экономического состояния заявителей, на чём фактически настаивает заявитель.

Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования. Данный объективный критерий, не зависящий как от воли арендодателя, так и арендатора и исключающий возможность неравного положения лиц, вступающих в арендные отношения в качестве арендаторов, и был учтён правительством субъекта Российской Федерации. А потому у суда нет оснований для выводов о неправомерном использовании субъектом Российской Федерации для расчёта арендной платы коэффициента вида использования земельного участка.

Иное означало бы умаление принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361 , 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Самарского областного суда от 20 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Отрадненский газоперерабатывающий завод» — без удовлетворения.

www.garant.ru

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ.
5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:
1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;
2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;(Подпункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;
4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;
5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;(Подпункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 224-ФЗ)
6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.(Подпункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 224-ФЗ)

Комментарий к статье 39.7 ЗК РФ

В соответствии с п.1 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Предусмотренные п.1 комментируемой статьи Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 (СЗ РФ. 2009. N 30, Ст.3821; 2011. N 26. Ст.3812; N 35. Ст.5084; N 44. Ст.6281; 2014. N 3. Ст.289; N 9. Ст.916). Так, основными принципами определения арендной платы являются:
— принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
— принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
— принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
— принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
— принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
— принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Как отметил Президиум ВАС РФ, учитывая единство экономического пространства и правовой системы России, нашедшее свое отражение в постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 года N 15837/11).

Комментируемой статьей предусмотрены следующие подходы к определению размера арендной платы:
1. Если договор заключается на аукционе, то размер ежегодной арендной платы определяется по результатам такого аукциона, т.е. размером ежегодной арендной платы является размер платы, предложенной победителем аукциона.

В случаях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения такого аукциона в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ) ценой предмета аукциона является не размер ежегодной арендной платы, а размер первого арендного платежа (по сути, плата за право заключения указанного договора), размер остальных платежей определяется по правилам п.3 комментируемой статьи.

2. В случае признания аукциона несостоявшимся заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона. Правила определения такой начальной цены установлены п.14 и 15 ст. 39.11 ЗК РФ.

Законодатель выбрал такой подход, поскольку подача заявления на участие в аукционе свидетельствует о намерении лица заключить договор по установленной начальной цене предмета аукциона. Изменение цены при заключении договора без фактического проведения аукциона в сторону уменьшения недопустимо, поскольку означает создание неравных условий для участников рынка и ограничение конкуренции, в сторону увеличения — может привести к нарушению прав единственного участника аукциона.

3. В случаях приобретения земельных участков в аренду без проведения торгов размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (п.3 комментируемой статьи).

Иной порядок определения размера арендной платы может быть установлен ЗК РФ и федеральным законом. При этом п.4 комментируемой статьи установлены ограничения максимального размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп.2 п.1 ст. 49 ЗК РФ (т.е. для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, — не выше размера арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.

В качестве примера размера арендной платы, выше которой не может устанавливаться арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, государственной неразграниченной или муниципальной собственности, является предусмотренный подп.»д» п.3 вышеуказанных Правил размер арендной платы за земельный участок, который предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, — 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 5 комментируемой статьи установлен ряд случаев, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Введение данного ограничения связано с необходимостью обеспечить в ряде случаев социальную справедливость и баланс интересов государства и конкретного гражданина — в отношении лиц, которые имеют право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, но по ряду объективных причин не могут им воспользоваться (подп.1, 4), и граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное получение земельных участков (подп.3 п.5 комментируемой статьи).

В случаях, предусмотренных подп.2, 2.1, 5, 6 п.5 комментируемой статьи, введение указанного ограничения обусловлено необходимостью создания льготных условий для застройщиков, реализующих социально ориентированные проекты, реализация которых направлена в первую очередь на решение жилищных проблем граждан и предусматривает обязанность продавать или сдавать жилые помещения по определенным ценам, ниже рыночных.

Представляется целесообразным отметить также федеральные законы, устанавливающие иной порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:
— в случае приобретения в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере 0,3% его кадастровой стоимости (п.5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);
— в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п.2. ст. 3 Закона N 137-ФЗ);
— методика расчета арендной платы и максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 33 и 34 ФЗ от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон, утверждена приказом Минэкономразвития России от 14 июля 2006 года N 190 (РГ. 2006. 29 авгода N 190). Как правило, максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения, составляет 2% их кадастровой стоимости в год;
________________
См.: постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч.3). Ст.5747; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 года N 71 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст.892; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 года N 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст.890.

— годовой размер арендной платы за пользование земельными участками, предоставляемыми Государственной компании «Российские автомобильные дороги», определяется в договорах аренды таких земельных участков и не может превышать 1% кадастровой стоимости таких земельных участков. Годовой размер арендной платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч.3 ст. 36 ФЗ от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ. РФ. 2009. N 29. Ст.3582; 2010. N 30. Ст.3999; 2011. N 13. Ст.1688).

Можно также отметить постановление Правительства РФ от 25 января 2008 года N 30 «Об утверждении ставок арендной платы за пользование земельными участками, приватизация которых в соответствии с законодательством РФ не допускается и которые передаются организациям атомного энергопромышленного комплекса по договорам аренды» (СЗ РФ. 2008. N 5. Ст.402).

Комментируемой статьей не регулируются вопросы периодичности внесения изменений в договор аренды земельного участка в части размера арендной платы. Согласно п.3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, установлены следующие правила изменения размера арендной платы (п.8-10). При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.

В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не производится. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем один раз в год.

При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не ранее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции не применяется.

Как отмечено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (Вестник ВАС РФ. 2012. N 1; 2013. N 4; 2014. N 3), по смыслу п.4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно п.2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.

Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, п.7 ст. 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст. 168, 614 ГК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 39.7 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.7 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ozkrf.ru

Смотрите так же:

  • Правила эксплуатации внутренней канализации Инженерные системы Монтаж, ремонт и обслуживание котлов и колонок Основы эксплуатации канализационных сетей Основная задача службы эксплуатации заключается в правильном использовании всех устройств систем водоотведения и обеспечении их […]
  • Пенсия возвраст Спасать пенсионеров Кремль заставит детей Похоже, наше общество катится в средневековье Похоже, что возраст выхода на пенсию для россиян все равно будет поднят, несмотря на все протесты населения и даже на слова самого Владимира Путина […]
  • Отмена льготных пенсий педагогам Возраст досрочного выхода на пенсию для педагогов и врачей в РФ может вырасти на 8 лет Исчисляться новый возраст выхода на пенсию будет исходя из даты выработки специального стажа, а также приобретения права на досрочную пенсию, сообщили […]
  • Правила кнауф Гипсокартон Кнауф: цена и особенности установки Одно из самых технологичных и экономичных решений для строительства или ремонта квартиры – это установка листов ГКЛ. С их помощью можно легко исправить все дефекты стен, добившись идеально […]
  • Приказ об увеличении службы Пенсионное обеспечение военнослужащих Предельный срок выхода на пенсию для военнослужащих увеличен на пять лет. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 […]
  • Сколько составила пенсия по потере кормильца Пенсия по случаю потери кормильца Содержание статьи: Семья, потерявшая источник дохода в виде одного из своих членов семьи, может воспользоваться материальной помощью от государства. Она именуется пенсией по утрате кормильца. В […]

Обсуждение закрыто.