Порядок исчисления штрафа

Размер штрафа

Размер штрафа исчисляется количеством минимальных размеров оплаты труда на момент назначения наказания либо по размеру заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. При замене штрафом неотбытой части наказания либо оставшейся части наказания размеры штрафа должны определяться по минимальным размерам оплаты труда, действовавшим в момент назначения основного наказания, поскольку иное исчисление означало бы признание обратной силы нормативно-правового акта, ухудшающего положение осужденного.

При этом под иным доходом понимается такой вид доходов, который не является заработной платой. Статья 46 УК РФ говорит не об «иных доходах», но об «ином доходе». Это позволяет суду назначить штраф в пределах одного из видов дохода, не обращаясь к остальным.

Исчисление иного дохода осужденного за определенный период может вызвать известные трудности. Он устанавливается по источникам, видам и размерам поступлений, подлежащих налогообложению в течение того периода, который обозначен в решении суда. Поскольку доходы осужденного могут колебаться, судебная практика должна решить вопрос о возможности назначить штраф в размере иного дохода за период, определенный в конкретных временных границах (доходы, полученные в течение мая — июня такого-то года), о возможности назначения штрафа в размере дохода за прошлый период по усмотрению суда, о порядке исчисления дохода, если он определен на будущий период, а осужденный резко уменьшил размеры получаемого дохода.

Исходя из начала равенства граждан перед законом, представляется целесообразным назначать штраф в размере иного дохода за определенный период, не ограничивая его тем или иным промежутком времени, а указывая лишь продолжительность. В этом случае доходы должны исчисляться, исходя из среднего их размера.

www.bibliotekar.ru

Какие есть способы исчисления административного штрафа

Статистические данные демонстрируют критическое количество граждан, которые за текущий год получили административный штраф за нарушение правил дорожного движения – порядка 35 млн. человек.

Фактически, ни один водитель не застрахован от нарушений на дороге. В таких случаях, правонарушителю необходимо ознакомиться со спецификой административных штрафов, способов их исчисления и сроками, отведенными на внесение суммы. В противном случае нарушитель столкнется с более серьезными мерами наказания.

Что это такое

Административный штраф является одной из мер наказания, предусмотренных действующим Законодательством РФ за нарушение гражданами правил дорожного движения. Административное наказание может быть выражено в различных формах предусмотренных правовыми нормами.

Такие меры наказания необходимы для того, чтобы исключить случаи нарушения правил дорожного движения, как водителем, так и другими участниками дорожного движения.

По акту об административном правонарушении

Правонарушитель обязан выплачивать штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения только в том случае, когда сотрудник ГИБДД, зафиксировав нарушение, составил протокол.

Документ должен быть оформлен в соответствии с установленными нормами.

Акт о нарушении правил дорожного движения должен включать в себя следующие данные:

  • дата и место составления акта;
  • ФИО и должность сотрудника ГИБДД;
  • ФИО и контактные данные нарушителя;
  • ФИО и контактные данные пострадавших и свидетелей (при наличии таковых).

Кроме того, правонарушитель, обладает определенными правами при составлении акта. Прежде всего, сотрудники ГИБДД должны озвучить водителю его права и обязанности. Кроме того, гражданин вправе получить на руки ксерокопию акта и ознакомиться с его содержимым.

Стоит отметить, что правонарушитель имеет возможность оформить жалобу на работника ГИБДД, если его действия не соответствовали Законодательным нормам.

Способы исчисления административного штрафа

Административный штраф является основной мерой наказания за нарушение правил дорожного движения. Его особенность состоит в том, что в правовой практике принято выделять несколько способов исчисления административных штрафов.

Среди них можно выделить следующее:

  • Выражен в величине, которая кратна минимальной заработной плате. В качестве минимального размера оплаты труда принято считать гарантируемый государством размер ежемесячного заработка за работу, выполненную неквалифицированным специалистом.
  • Выражен в величине, кратной цене предмета административного нарушения на момент его осуществления.
  • Выражен в величине, кратной общей стоимости невыплаченных налогов, сборов и прочих видов оплаты. В данном случае речь идет о дополнительных штрафных санкции по причине несвоевременной оплате штрафа по протоколу.

Стоит отметить, что в нормативных актах отдельное внимание уделяется первому пункту, который гласит о том, что штрафные санкции выражены в величине, кратной минимальной зарплате. Законодательство акцентирует внимание нарушителей на тот факт, что размер штрафа не может быть менее 1/10 минимальной заработной плате гражданина.

В то же время, штраф не может превысить 25 минимальных окладов правонарушителя. В том случае если нарушитель – государственный служащий, максимальный штраф не может превысить 50 минимальных зарплат гражданина, а для юридических лиц – одной тысячи минимальных зарплат.

Видео: Как проверить

Какие факторы влияют на выбор административного наказания

Нередко водители сталкивались с ситуациями, когда за идентичное нарушение были назначены различные меры наказания. С чем это связано?

На практике, каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, с учетом действующего Законодательства РФ.

Среди факторов, влияющих на выбор административного наказания можно выделить следующее:

  • Характер правонарушения. В данном контексте речь пойдет о том, какое нарушение осуществил гражданин, и насколько оно было опасно для окружающих. К примеру, если правонарушение не несло опасности, нарушитель может сам выбрать наказание: лишение свободы на месяц или штраф в размере 5 тыс. рублей.
  • Личность правонарушителя. На размер штрафа оказывает влияние поведение водителя. Если он оказывает сопротивление, то наказание будет серьезнее. Кроме того, обычных граждан, в отличие от государственных служащих ожидает в разы меньшая сумма штрафа.
  • Имущественное положение. В том случае, если официально подтверждено, что нарушитель правил дорожного движения испытывает финансовые трудности, то суд может пойти навстречу водителю, назначив меньшую сумму штрафа.
  • Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Их перечень обширен, к примеру, если нарушитель раскаялся, его ожидает менее строгое наказание, а если нарушитель продолжает осуществлять противоправное действие, то сумма штрафа увеличится в разы.

Таким образом, на определение меры наказания водителя за нарушение правил дорожного движения влияет множество факторов. Нередко, нарушитель может оказать прямое воздействие на меру административного наказания, как минимум, раскаявшись в содеянном нарушении.

Как получить кредит наличными на 300 000 рублей? Подробнее тут.

Как узнать сумму штрафа

Нередко, у граждан возникает необходимость узнать сумму штрафа для внесения платежа или проверить, поступила ли оплата на счет ГИБДД. Для осуществления операции нарушители могут воспользоваться интернет ресурсом.

Граждане должны быть внимательны и пользоваться только проверенными сервисами.

Среди них можно выделить следующее:

  • официальный сайт ГИБДД РФ;
  • официальный сайт государственных услуг;
  • частные интернет – сайты, которые владеют данными общей базы ГИБДД

Важно знать о том, что если сервис не отобразил сумму штрафа по введенному номеру протокола, значит, платеж был корректно произведен и указанный штраф был удален из общей базы данных ГИБДД.

Срок действия

Законодательные нормы РФ четко регулируют сроки действия штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Стоит отметить, что штрафы ограничены временными рамками.

В том случае, если сотрудник в течение двух месяцев не выписал протокол правонарушителю, он не сможет привлечь водителя к административной ответственности.

Но существуют некоторые исключения, в том случае если водитель скрывался от сотрудников ГИБДД, срок действия штрафа будет увеличен на срок, в течение которого правонарушитель скрывался.

Если же работник ГИБДД оформил протокол в соответствии с установленными нормами и суд выдал постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности, то продолжительность привлечения водителя к ответственности не должна превысить трех месяцев.

По окончанию указанного срока представители внутренних органов не вправе требовать выплату штрафа от водителя.

Как оплатить

На сегодняшний день современные технологии все активней внедряются в жизнедеятельность людей. Сеть интернет существенно упрощает проведение различных операций, в том числе и оплату штрафов ГИБДД.

Если ранее можно было внести платеж только при личном визите в отделение ГИБДД, то сегодня в распоряжении граждан несколько альтернативных способов оплаты штрафных санкций.

Среди них можно выделить следующее:

  • Банковские учреждения. Граждане могут воспользоваться интернет – банкингом . Для совершения операции достаточно выбрать необходимый раздел и указать реквизиты платежа.
  • Портал государственных услуг. Надежный государственный проект, который заслужено, называют «электронное правительство». Сервис позволяет не только получить актуальную информацию о штрафе, но оплатить долг в государственную казну.
  • Частные интернет сайты. Интернет пестрит сервисами, которые связаны с общей базой ГИБДД. Введя данные о штрафе, пользователи, смогут оперативно отправить денежные средства на счет ГИБДД.

Ответственность за неуплату

После того как суд выписал постановление о выплате штрафа, гражданин обязан внести указанную сумму в государственную казну.

В соответствии с установленными нормами РФ, в распоряжении правонарушителя 60 дней на внесение оплаты. Но фактичски, у граждане на выплату штрафа 70 дней, так как суд выносит постановление в течение 10 дней.

В том случае, если нарушитель не внесет денежные средства своевременно, его ожидают дополнительные административные наказания.

Среди них можно выделить следующее:

  • дополнительный штраф, который равен двукратному размеру предыдущего;
  • принудительные работы сроком 50 дней;
  • лишение свободы на 15 суток.

Должникам необходимо серьезно отнестись к дополнительному наказанию. В том случае, если оно не окажет результативность, судебные органы выпишут постановление о принудительном изъятии суммы, необходимой для погашения долга. Штраф будет выплачен посредством имущества нарушителя.

Таким образом, административный штраф – это мера наказания, предусматривающая множество тонкостей. На исчисление штрафных санкций влияет множество факторов. Водитель может, как смягчить меру наказания, так и усугубить ситуацию.

О кредите наличными для пенсионеров, ответ по ссылке.

О кредите наличными с 20 лет, узнайте далее.

Для того чтобы повести себя грамотно при процедуре привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения необходимо изучить специфику исчисления штрафных санкций.

biznes-delo.ru

Штраф: понятие, размеры, порядок применения, последствия уклонения от уплаты.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ (ч. 1 ст. 46 УК РФ).

Сумма штрафа согласно ст. 46 УК РФ исчисляется одним из двух способов: в виде суммы, определенной в рублях, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период времени.

Пределы сумм штрафа установлены в ст. 46 УК РФ: 1) от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей либо 2) размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Однако в приговоре суда размер штрафа во всех случаях должен быть указан в твердой денежной сумме во избежание различного понимания его при исполнении приговора или при его пересмотре. Законодателем особо оговорено, что штраф в размере от 500 тысяч рублей и выше либо в размере дохода осужденного за период свыше трех лет может быть назначен судом только за тяжкие и особо тяжкие преступления в специально предусмотренных санкциями статей Особенной части Кодекса случаях (ч. 2 ст. 46 УК РФ).

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

Штраф применяется в качестве основного и дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусматривается в качестве альтернативы к другим видам наказания; он может быть применен и в случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), и в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), и при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ).

В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен только тогда, когда он упоминается в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой данное преступление квалифицировано именно как дополнительное наказание (ч. 4 ст. 46 УК РФ).

Осужденный к штрафу обязан уплатить его в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу (ст. 31 УИК РФ). Если осужденный не уплачивает штраф добровольно, сумма штрафа взыскивается принудительно путем обращения взыскания на имущество осужденного. При этом взыскание не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Если же осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить его другим, более строгим, наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса (ч. 5 ст. 46 УК).

Понятие и цели наказания: Видео


legalquest.ru

Комментарии к СТ 3.5 КоАП РФ

Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф

Комментарий к статье 3.5 КоАП РФ:

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.

2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).

При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.

Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:

— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);

— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ч. ч. 1, 5 ст. 15.25), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и др.;

— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;

— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;

— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;

— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.

Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

4. Административный штраф в соответствии с КоАП РФ применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Комментируемая статья определяет круг лиц, к которым данный вид административного наказания не применяется. Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с ч. 6 данной статьи административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

5. В связи с внесением существенных изменений в статус бюджетных учреждений (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) на них распространен с 1 января 2011 г. порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Эти учреждения вправе заключать по результатам конкурсов на размещение заказов для своих нужд гражданско-правовые договоры.

Поэтому со дня вступления в силу упомянутого выше Федерального закона штрафная санкция за нарушение установленного порядка размещения заказов бюджетными учреждениями будет исчисляться также с учетом цены гражданско-правового договора при размещении соответствующего заказа.

6. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статьи 15.21 и 15.30 КоАП РФ внесены изменения, которые предусматривают назначение юридическими лицам административного наказания в виде административного штрафа в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 6, определяющим способ исчисления суммы указанного выше штрафа. Норма этой части вступает в силу через 180 дней со дня опубликования упомянутого выше Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ (опубликован 30 июля 2010 г.).

www.kodap.ru

Если нарушены обязательства по договору поставки…

Автор: С. Мухин

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ[1] в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила[2] их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

до 3 млн руб. – 3%;

от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 — 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н[3] доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н[4]).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

В соответствии с Инструкцией № 174н [5] в учете сделаны следующие записи:

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 — 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора неустойка удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на лицевой счет учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 — 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н[6] в учете сделаны следующие записи:

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

www.audit-it.ru

Смотрите так же:

  • Пособия для развития детей 5-6 лет Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Ирина Ильяшенко Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Запоминание сказок […]
  • Права арендатора муниципальной собственности Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим […]
  • Приказ 13-44 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения” В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ […]
  • Наказание по ст пдд Какие наказания за повторные нарушения ПДД Ужесточенные меры наказания за повторное нарушение ПДД позволяют обезопасить других участников дорожного движения от вероятности попадания в ДТП. Водителю, совершившему такой проступок, грозит […]
  • Закон полиции молдова ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА от 18 декабря 1990 года №416-XII (В редакции Законов Республики Молдова 26.04.1994 г. №78-XIII, 21.07.1995 г. №557-XIII, 20.12.1996 г. №1055-XIII, 18.07.1997 г. №1277-XIII, 27.02.1998 г. №1594-XIII, 16.07.1998 г. […]
  • Статья 177 ук практика На главную страницу Юридическое обслуживание, адвокат, г. Москва ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 177 УК РФ (разъяснение о злостном уклонении руководителем организации или гражданином от погашения кредиторской задолженности в крупном размере, […]

Обсуждение закрыто.