Поправки в закон об образовании

Поправки в закон об образовании

Проект поправки в закон об образовании, отменяющий право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение ​своих государственных языков школьниками, вывел дискуссии о месте этих языков в школах на совершенно новый уровень. Законопроект, внесенный депутатами всех фракций Думы, появился в апреле. До недавнего времени тема бурлила в первую очередь в Татарстане. Там за обязательный татарский в школах много лет стоят республиканские чиновники, которые, будучи на деле прекрасно встроены в федеральную вертикаль, по небольшому числу политических вопросов позволяют себе фрондировать.

Споры о том, должны ли учащиеся Казани и Нижнекамска безальтернативно посещать уроки татарского языка, воспринимались в основном как один из сюжетов этой регионально-бюрократической фронды. Однако законопроект касается всех национальных регионов, и в большинстве из них в отличие от Татарстана власти активной позиции по языковому вопросу не занимают. Сейчас большинство республик правом устанавливать свой государственный язык в качестве обязательного для изучения не пользуются. Преподавание в школах там ведется, но нормы об изучении языка «титульного» народа всеми учащимися независимо от национальности, что имело место в Татарстане и, похоже, послужило стимулом появления законопроекта, нет.

Зато многие общественники воспротивились отмене обязательности национальных языков в школах очень серьезно. Борьба за родной язык в школе объединила очень разных активистов из национальных республик. Среди них, например, никогда не конфликтовавшие с региональной властью «лоялисты» Поволжья, а есть правозащитники, годами, фактически в одиночку, оппонирующие недобросовестным представителям силовиков на Северном Кавказе. Есть те, чья деятельность раньше не выходила за пределы фестивалей этнической культуры, и те, кто вовлечен в самые конфликтные сюжеты местной политики, включая северокавказские земельные споры. Есть люди подчеркнуто религиозные, а есть так же подчеркнуто светские и даже говорящие об этнической культуре как о противовесе исламскому радикализму среди молодежи. Довольно сложно найти какую-то другую тему, по которой все эти люди обрели бы между собой столь полное согласие.

Ловушка «нулевой суммы»

Внимание к положению национальных языков можно только приветствовать. А вот то, что проблема оказалась сведена к их статусу в школе, весьма прискорбно.

Дело в том, что здесь крайне трудно найти такое решение, которое все стороны могли бы рассматривать как свой успех. Действительно, обязательность либо сохраняется, либо отменяется, какого-то разумного третьего в этом вопросе не дано. Этим создается классическая ситуация игры с «нулевой суммой», где всегда есть «победитель» и «проигравший».

А эта игра может очень долго не закончиться. Она может породить дурную бесконечность перетягиваний каната общественниками «державными» и «этническими». Такая перспектива вероятна именно потому, что вопрос о будущем национальных языков в публичной дискуссии фактически подменен гораздо более частным вопросом об их обязательности в школе.

Покушение на миражи

Между тем рискну утверждать, что школьный статус языка в современной России лишь в небольшой степени определяет его будущее, хотя именно иллюзии обратного подогревают борьбу вокруг законопроекта. Приведу лишь несколько из многих возможных аргументов в пользу такой точки зрения.

Первое. Сегодня есть достаточно примеров того, как «малые» языки, преподаваемые в школах, стремительно теряются молодым поколением, а есть и обратные примеры, когда дети продолжают говорить на языке своего этноса и именно он становится для них родным, хотя не изучается в школе. Так, в разных регионах России (например, в Астраханской области) есть большие, по несколько тысяч жителей, сообщества выходцев из Дагестана. Переселенцы, происходящие, как правило, из одного района или даже одного села, живут компактно, активно взаимодействуют в бизнесе — и, как показывают текущие исследования, сохраняют родной язык в молодых поколениях, хотя не изучают его в школе (а в некоторых таких переселенческих сообществах язык и вовсе бесписьменный). С другой стороны, среди языков Северного Кавказа, которые включены в школьную программу, на которых выходят газеты и книги, есть такие, доля говорящих на которых от поколения к поколению все равно неуклонно снижается.

Вопрос о том, что определяет реальные перспективы выживания «малых» языков в современном мире, на самом деле совсем не прост. Например, на языки непредсказуемо влияет появление новых технологий. Когда некоторые северокавказские языки стали использоваться в крупных национальных группах в соцсетях, молодежь, входящая в эти группы, быстро научилась на них писать, при том что старшее поколение родной язык использовало в основном только в устной речи. Зато на других языках в интернете можно найти только официозные сайты с двумя-тремя посетителями в день. На этом фоне ясно, что одна только административная поддержка сохранение национальных языков не обеспечит.

Второе. Еще одна причина того, что господдержка проблемы не решит, — это низкое качество преподавания национальных языков в большинстве регионов. Много лет наблюдая за вузовской средой Северного Кавказа, не могу отделаться от ощущения, что уровень студентов, специализирующихся по местным языкам, в целом невысок, считается, что так проще получить «корочку» о высшем образовании. На таком фоне особенного почтения заслуживают энтузиасты родных языков, даже в самые трудные постсоветские годы трудившиеся над их словарями и учебниками. Увы, в школьном преподавании этих языков погоду делают не они, а «среднестатистические» учителя.

Третье. Как на самом деле на судьбе национального языка может отразиться требование изучать его в школе — вопрос совсем не однозначный, и здесь могут обнаружиться неожиданные вещи. Например, не раз в разных республиках мне доводилось говорить с представителями «титульных» народов, которые были вовсе не в восторге от обязательных школьных часов родного языка. И это были не сторонники «ассимиляции» или «русификации». Некоторые из них поддерживали местные этнические общественные организации, но считали, что ребенку для его будущего важнее в школе больше заниматься английским. Вряд ли в таких семьях обязательное изучение родного языка послужит укреплению его популярности.

Когда государства в разных сферах жизни становится больше и больше, те, кто никак не отождествляет себя с властью, тоже нередко начинают играть по «государственническим» правилам, по которым победа достижима только с опорой на административное принуждение. Эта закономерность в полной мере отразилась в нынешнем языковом споре, где обе стороны видят конечной целью «запрещение обязательности» или «разрешение обязательности». К реальным судьбам национальных языков этот спор имеет мало отношения, при этом вероятность угасания нынешней напряженности вокруг языковых часов в школе после принятия решения по законопроекту очень мала, каким бы ни было это решение.

Самое разумное в этой ситуации для государства — дать понять, что оно готово заниматься проблемами национальных языков в школах, независимо от того, какой юридический статус эти языки там в итоге получат. Существенно при этом, чтобы дело не свелось к «слепому» выделению бюджетов. Нужно понять реальные запросы на языковое образование в регионах со сложным этническим составом.

Что устраивает и что не устраивает разные группы родителей в языковом образовании их ребенка? Каковы, на их взгляд, идеальные пропорции между уроками русского, родного и иностранного языка? Что людям представляется существенным для будущего своего народа — только ли сохранение этнокультурных скреп или также конкурентоспособность молодежи в большом мире? Все это необходимо замерять и с помощью соцопросов, и через прямые дискуссии.

Очень вероятно, что картина окажется разной не только по разным регионам, но и по разным районам, городам, даже школам. В допустимых законом рамках право выбора необходимо закрепить на максимально низовом уровне.

Никто — ни региональные власти, ни общественники того или иного толка — не должен приватизировать право говорить от имени того или иного народа. Равно как не следует и прятать голову в песок и делать вид, что проблемы национальной политики внутри страны ушли в прошлое.

www.rbc.ru

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2018

Закон об образовании в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей.

Федеральный закон «Об образовании» определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, порядок государственного надзора в области образования. Настоящим Федеральным законом впервые определены на государственном уровне особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Последние изменения в Законе об образовании

  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 10 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 13 марта 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 июля 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2017

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об образовании имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Комитете

Депутаты Государственной Думы
А.И.Аршинова
В.И.Богодухов
Н.Д.Боева
О.А.Бондарь
А.А.Гетта
Н.В.Говорин
И.М.Гусева
А.А.Журавлев
Н.Г.Земцов
А.Н.Ищенко
А.В.Канаев
А.Г.Кобилев
Н.Б.Колесникова
А.Н.Красноштанов
О.А.Николаев
А.И.Петров
Н.Н.Пилюс
Е.В.Ревенко
О.Н.Смолин
Е.В.Строкова
Б.А.Чернышов
Н.А.Черняева
Ю.Н.Швыткин
С.В.Яхнюк

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Депутаты, не входящие во фракции
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
Б.А.Чернышов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
А.Г.Аксаков
И.А.Ананских
А.Л.Бурков
В.Г.Газзаев
В.К.Гартунг
А.Н.Грешневиков
Е.Г.Драпеко
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
С.И.Крючек
С.М.Миронов
О.А.Николаев
О.А.Нилов
Г.З.Омаров
А.А.Ремезков
Н.И.Рыжак
А.В.Терентьев
Ф.С.Тумусов
Г.П.Хованская
А.В.Чепа
О.В.Шеин

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Депутаты Государственной Думы
М.В.Дегтярев
В.Е.Деньгин
Б.А.Чернышов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
В.Г.Газзаев
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
Д.А.Ионин
С.М.Миронов
О.А.Николаев
О.А.Нилов
А.А.Ремезков
А.В.Терентьев
Ф.С.Тумусов
А.В.Чепа

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Депутаты Государственной Думы
О.Н.Смолин

Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
Н.Д.Боева
А.А.Гетта
Н.В.Говорин
И.Х.Зиннуров
Т.В.Касаева
С.Н.Коткин
И.Е.Марьяш
Е.А.Митина
О.В.Савастьянова
А.Н.Ткачев
И.А.Яровая

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
Р.И.Бальбек
К.М.Бахарев
Д.А.Белик
О.Ф.Ковитиди
А.Д.Козенко
Н.В.Поклонская
С.Б.Савченко
С.П.Цеков
М.С.Шеремет

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
И.В.Белых
Е.В.Бондаренко
О.А.Бондарь
Л.Н.Духанина
Н.Г.Земцов
Н.В.Костенко
Д.В.Ламейкин
И.В.Медведев
И.С.Минкин
В.М.Новиков
О.В.Окунева
М.В.Романов
Д.В.Саблин
И.В.Сапко
Р.Ш.Хайров

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан
Депутаты Государственной Думы
Р.Р.Ишсарин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
В.А.Бекетов
А.В.Вайнберг
Д.Ю.Василенко
Л.С.Гумерова
З.Ф.Драгункина
В.М.Кресс
В.В.Куликов
В.П.Марков
В.И.Матвиенко
И.Н.Морозов
С.Е.Рыбаков
И.Ю.Тихонова
Л.В.Тягачёв
И.М.Умаханов
И.К.Чернышенко

Депутаты Государственной Думы
В.М.Власов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
Г.З.Омаров
О.В.Шеин

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Депутаты Государственной Думы
Л.Н.Духанина
Т.В.Касаева
Е.А.Митина
В.М.Новиков
Д.И.Савельев
О.Н.Смолин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
С.В.Бессараб
Н.Н.Болтенко
А.А.Волков
Т.А.Гигель
Л.С.Гумерова
З.Ф.Драгункина
А.А.Журавлев
В.М.Кресс
Д.В.Ламейкин
Е.В.Попова
И.Ю.Тихонова

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Депутаты, не входящие во фракции

Депутаты Государственной Думы
А.В.Скоч
О.Н.Смолин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
Ж.И.Алферов
Г.А.Зюганов
И.И.Мельников
Т.В.Плетнева
О.Н.Смолин
М.В.Щапов

Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
В.М.Власов
В.В.Жириновский
Я.Е.Нилов
Е.В.Строкова
В.В.Сысоев
Б.А.Чернышов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
Р.Ф.Абубакиров
Т.О.Алексеева
М.М.Бариев
Р.А.Баталова
И.Б.Богуславский
О.Г.Борзова
В.В.Бурматов
О.Д.Валенчук
А.Б.Василенко
А.Б.Выборный
М.Н.Гасанов
Н.В.Герасимова
Р.Э.Гольдштейн
А.В.Жарков
А.А.Журавлев
В.М.Заварзин
А.В.Ильтяков
Л.И.Калашников
А.В.Каминский
Г.А.Карлов
А.Е.Карпов
П.Р.Качкаев
В.Б.Кидяев
Ф.А.Клинцевич
А.Г.Когогина
В.М.Кононов
И.Е.Костунов
С.В.Кривоносов
Т.Г.Кузьминых
Е.И.Кузьмичева
Н.И.Макаров
В.Ю.Максимов
Р.М.Марданшин
С.Ш.Мурзабаева
Е.Л.Николаева
А.П.Петров
Ю.А.Петров
В.Е.Позгалев
С.А.Попов
А.А.Ремезков
В.И.Ресин
И.К.Роднина
О.В.Савченко
Г.К.Сафаралиев
М.С.Селимханов
Е.Н.Сенаторова
Ф.С.Сибагатуллин
А.Г.Сидякин
М.В.Слипенчук
М.Е.Старшинов
С.Ю.Тен
В.В.Терешкова
А.Н.Ткачев
У.М.Умаханов
П.М.Федяев
А.И.Фокин
Р.Ш.Хайров
Д.О.Хороля
О.В.Хоронжук
С.В.Чижов
Н.А.Шайденко
Н.В.Школкина
А.Ч.Эркенов
М.Х.Юсупов
В.В.Якушев
И.А.Яровая

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
Р.А.Азимов
А.И.Аршинова
В.И.Афонский
Г.А.Балыхин
М.М.Бариев
О.Ю.Баталина
Д.А.Белик
И.В.Белых
С.В.Бессараб
Е.В.Бондаренко
О.А.Бондарь
А.Ю.Брыксин
Р.Б.Букачаков
В.П.Водолацкий
А.Б.Выборный
М.Т.Гаджиев
М.С.Гаджиев
М.А.Гадыльшин
Ф.Г.Ганиев
И.И.Гильмутдинов
Н.В.Говорин
А.А.Журавлев
И.Х.Зиннуров
В.В.Иванов
В.В.Кабанова
А.В.Каличенко
А.В.Канаев
В.Н.Карамышев
А.Е.Карпов
В.И.Катенев
А.Б.Клыканов
А.Г.Кобилев
А.Н.Красноштанов
Д.В.Ламейкин
А.А.Максимов
Н.В.Малов
И.С.Минкин
В.М.Миронова
М.А.Мукабенова
В.В.Николаева
Л.А.Огуль
И.В.Осипов
С.А.Пахомов
Д.С.Перминов
А.И.Петров
Н.Н.Пилюс
П.И.Пимашков
В.Н.Плотников
А.А.Поляков
В.А.Пушкарев
З.Я.Рахматуллина
И.К.Роднина
М.В.Романов
С.Б.Савченко
И.В.Сапко
Т.В.Сапрыкина
Г.К.Сафаралиев
М.С.Селимханов
А.Н.Силанов
В.И.Синяговский
А.В.Скоч
В.С.Скруг
К.Г.Слыщенко
О.Н.Смолин
И.В.Станкевич
В.В.Суббот
М.В.Сураев
И.М.Тетерин
А.Ф.Тихомиров
А.В.Туров
Л.Н.Тутова
А.З.Фаррахов
П.М.Федяев
Т.И.Фролова
Р.Ш.Хайров
А.А.Хохлов
В.А.Шаманов
Ю.Н.Швыткин
М.С.Шеремет
Е.Б.Шулепов

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Депутаты, не входящие во фракции
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
В.В.Белоусов
В.В.Гутенев
М.В.Дегтярев
В.М.Кононов
О.Л.Михеев
Д.Г.Новиков
А.В.Чепа
В.А.Черешнев
К.И.Черкасов
А.Ч.Эркенов

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

komitet8.km.duma.gov.ru

Общество. Новости

В Госдуме рассказали, при каких условиях может быть принят проект поправок к закону об образовании

Проект поправок в закон об образовании, предполагающий изучение государственных языков субъектов РФ на добровольной основе, не будет принят, пока формулировка законопроекта не устроит всех без исключения, в том числе представителей руководства национальных республик, сообщил в пятницу РАПСИ председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов.

«Я уверен, что уже до первого чтения законопроекта мы сможем провести экспертное обсуждение, которое позволит выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей руководства национальных республик. Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка», — пояснил Никонов.

Никонов также добавил, что в настоящее время законопроект находится в рассылке, и Комитет получает предложения по его возможному совершенствованию со стороны законодательных и исполнительных органов всех субъектов РФ.

Спикер также подчеркнул, что Комитет будет настаивать на том, чтобы все подзаконные акты, которые будут приняты в связи с поправкой, были представлены ко второму чтению, а не к третьему, как это предусмотрено регламентом Госдумы. Никонов объяснил это необходимостью детально проанализировать то, как законопроект будет соотноситься с образовательными программами.

«Кроме того, в Комитете и во фракции «Единая Россия» есть мнения о том, что нужно создавать специальный фонд, который дополнительно будет заниматься поддержкой национальных языков. Потому что в настоящее время существует большая проблема, связанная с подготовкой учебных пособий по целому ряду языков», — заключил Никонов.

Проект поправок в закон об образовании был внесен депутатами всех фракций Госдумы в апреле. Законопроект закрепляет изучение государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков из числа языков народов Российской Федерации на добровольной основе, выраженной в письменных заявлениях родителей обучающихся.

m.gazeta.ru

Обзор закона «Об образовании в РФ» (с изменениями 2018 года)

Образование – одна из важнейших сфер государственного регулирования. И одна из самых проблемных. Упорядочить и регламентировать образовательные процессы в Российской Федерации призван принятый в 2012 году ФЗ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012. Федеральный закон предоставил каждому человеку максимальные возможности для получения дошкольного и обязательного общего образования. Он ввел новые инструменты для профессионального развития педагогов и возможность выбора качественных образовательных услуг для учащихся.

Расскажем подробнее, какие гарантии для учащихся и педагогов введены данным законом. Краткое содержание 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакции 2018 года) и последние новости – в статье на takovzakon.ru. Полный текст документа можно скачать в конце статьи.

История 273-ФЗ

Закон «Об образовании» в РФ 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, заменил два действовавших на тот момент закона: «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. В нем на момент принятия было множество новелл. Он разрабатывался с 2009 года — в этот период проводились комплексные проверки и мониторинги деятельности образовательных учреждений для выявления проблем и мест, неучтенных законами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» активно критикуют с момента его принятия. Он не является совершенным – с момента издания в него внесено более 45 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые. Главная причина корректировок – несоответствие положений закона реальным процессам в российском образовании: то есть закон просто не успевает перестраиваться под фактическое положение дел и решать возникающие проблемы.

Краткое содержание

Базой для ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2017-2018 год) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов). Это правило распространяется на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование в силу ст. 5 № 273-ФЗ. Бесплатно и высшее образование, но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов обладают полномочиями обеспечивать соблюдение нормы через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня. Так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных и т.д. в соответствии с нормативами (п. 3 ч. 1 ст. 8 № 273-ФЗ).

Платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано из бюджета. Иначе образовательная организация должна вернуть все потраченные средства.

Новый закон «Об образовании» закрепил такие явления, как дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в системе образования. Оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах (в детсаду, группах при школах) и обязано обеспечивать подготовку детей к школе. Отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством этого закона стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2018 год) посвящены педагогам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу. Им гарантируется право:

  • на повышение квалификации,
  • на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),
  • на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,
  • на определенные меры соцподдержки;
  • на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет
  • непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Названы уровни общего образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.
  5. И профессионального:
  6. среднее;
  7. высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  8. подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

Подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.

Отмечается, что ныне действующий ФЗ содействует интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью введена глава VI. Она направлена на:

  • создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогов;
  • совместных программ;
  • упрощение признания документов об иностранном образовании.

Установлено, что итоги ЕГЭ действительны 5 лет. Стала обязательной ГИА (итоговая госаттестация) для окончивших 9 классов.

Критика закона часто заостряла внимание на том, что для льготников сократились возможности для поступления в ВУЗ. Так, установлена 10%-ная квота для инвалидов. А прочие группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся: есть право на индивидуальный график и выбор предметов. Предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ОВЗ (то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном).

Изменения последних лет

В числе достижений закона отмечают:

  • создание «электронных» школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;
  • упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;
  • снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ», актуальная в 2017-2018 годах, предусматривает такие важные изменения, как:

  • в отношении приема на обучение (бакалавриат, специалитет) за счет бюджета в пределах квот детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детства, вследствие военной травмы или заболевания, исключено особое условие о противопоказании медэкспертизы.
  • касающиеся выплат социальных стипендий. Часть 5 статьи 63 предусматривает, что они назначаются на 1 год студентам сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий, «контрактникам», прочим лицам, получившим госпомощь. Это право надо доказать – представить подтверждающий документ.

Изменения 2018 года и последние новости

Масштабные корректировки прошли в феврале текущего года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте акт снова претерпел изменения. Обновленный закон «Об образовании» РФ (последняя редакция 2018 года) вступил в силу 7 марта с подписанием № 56-ФЗ. Глава 12 была дополнена статьей 98.1. Норма касается обеспечения размещения данных о мерах соцподдержки и гарантий учащимся, педагогам, руководителям учреждений образования. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в ЕГИССО (единой информационной госсистеме соцобеспечения) на основании № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Последние новости о прогнозах на текущий год сообщают, что в колледжах и техникумах вводится «демонстрационный» экзамен, где выпускники будут показывать навыки, полученные в ходе обучения. В регионах появятся «опорные» ВУЗы, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию областей и удерживать талантливых специалистов на местах. Будет повышена стипендия, а также продолжится льготная программа кредитов на учебу. Процедуру по лицензированию и аккредитации ВУЗов планируется полностью перевести в электронный вид.

Федеральный закон №273 уже не нов. Как метод регулирования одной из важнейших социальных сфер, он обладает достаточно мощным функционалом. Одновременно он требует частого внесения различных корректировок. Его дальнейшее развитие видится взаимосвязанным с инновационными технологиями и их повсеместным использованием в учебных процессах.

takovzakon.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.