Понятия и признаки системы наказаний

28.7. Понятие, признаки, цели уголовного наказания. Система и виды уголовных наказаний

Рассмотрев вопрос о том, что является преступлением по отечественному уголовному законодательству и кто может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступных деяний, перейдем к изучению уголовного наказания, которое является основной формой реализации уголовной ответственности.

Уголовная ответственность понимается как обязанность лица, совершившего общественно опасное деяние, претерпевать предусмотренные уголовным законом по приговору суда меры государственного принуждения. Реализуется уголовная ответственность посредством применения к лицу, совершившему преступление, конкретной меры государственного принуждения. Уголовное наказание является особой мерой принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении преступления, от имени государства и по приговору суда.

Можно выделить следующие признаки уголовного наказания: а) наказание предусмотрено в уголовном законе; б) наказание назначается и применяется государством; в) наказание содержит отрицательную морально-политическую оценку содеянного и личности виновного от имени государства; г) наказание применяется только по приговору суда за совершение преступления; д) наказание может повлечь за собой особое правовое состояние — судимость.

Как и всякое социальное явление уголовное наказание имеет свойственные ему сущность, содержание и цель. Сущностью уголовного наказания является кара, т.е. его способность причинять лицу, подвергнутому наказанию, определенных страданий, посредством лишения или ограничения его прав и свобод. Содержание уголовного наказания составляют ограничения, лишения и обусловленные ими специфические обязанности и права, возникающие у лица, подвергнутого уголовному наказанию. Назначаемое лицу, признанному по приговору суда виновным в совершении преступления, наказание должно быть таким, чтобы оно обеспечивало достижение целей, стоящих перед наказанием. Целями наказания в уголовном праве считают те конечные фактические результаты, которые стремится достичь государство, устанавливая уголовную ответственность, осуждая виновного в совершении преступления к наказанию и применяя эту меру.

В российском уголовном законодательстве определены следующие цели наказания: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения новых преступлений. Для того, чтобы обеспечить решение задач, стоящих перед уголовным законом, он содержит исчерпывающий обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести, который называется системой наказания.

Значение системы наказаний состоит в том, что она гарантирует применение только тех наказаний, которые предусмотрены за коном, и позволяет выбрать тот вид и размер наказания, который будет эффективным.

В систему наказаний входят следующие их виды: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы;

и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Наказания, входящие в систему наказаний, подразделяются на три группы: 1) наказания, которые могут назначаться только в качестве основных; 2) наказания, которые могут назначаться только в качестве дополнительных; 3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных наказаний.

К основным относятся такие виды наказаний, которые могут назначаться только самостоятельно, они не могут быть присоединены к какому-либо другому виду наказанию или сочетаться друг с другом. К этой группе наказаний относятся:

обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительными являются наказания, которые не могут назначаться самостоятельно, а только в сочетании с основными наказаниями и служат средством индивидуализации уголовной ответственности. Только в качестве дополнительных могут быть назначены такие наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.

Остальные виды наказаний: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных наказаний.

Рассмотрим конкретные виды уголовных наказаний, которые предусмотрены действующим уголовным законодательством.

Штраф, как вид уголовного наказания, представляет собой возложение судом на осужденного обязанности выплатить в доход государства денежного взыскания, которое может назначаться в пределах предусмотренных УК, и измеряться либо в минимальных размерах оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания либо размерах заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в вынесении судом в обвинительном приговоре запрета осужденному, в течение определенного времени, занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, как вид уголовного наказания, может быть назначено осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности и состоит в том, что суд, лишив виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ставит об этом в известность соответствующий компетентный орган, который, на основании судебного решения, принимает меры к аннулированию прав, льгот и привилегий, обусловленных наличием у осужденного указанного звания, чина или награды.

Обязательные работы представляют собой возложение судом, в обвинительном приговоре, на осужденного обязанности выполнять в течение установленного времени в свободное от основной работы

или учебы время бесплатные общественно полезные работы, вид которых будет определен органами местного самоуправления.

Исправительные работы — вид уголовного наказания, который отбывается осужденным по месту своей работы и состоит в удержании части его заработка, которая определена приговором суда, в доход государства.

Ограничение по военной службе — это вид уголовного наказания, который может назначаться военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение преступлений против военной службы или за совершение иных преступлений, но в порядке замены исправительных работ, и состоящий в удержании, определенной приговором суда, части денежного содержания осужденного, который, во время отбывания наказания, не может быть повышен в должности, воинском звании, при этом, срок наказания не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Конфискация имущества, как вид уголовного наказания, представляет собой вынесение судом в обвинительном приговоре решения о принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, осужденного за совершение из корыстных побуждений тяжкого или особо тяжкого преступления.

Ограничение свободы назначается по приговору суда не имеющим судимости лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений на срок от одного года до трех лет или же за совершение неосторожных преступлений на срок от одного года до пяти лет, и состоит в содержании осужденных, достигших к моменту вынесения приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Арест, как вид уголовного наказания, назначается лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста и признанным виновными в совершении преступления, и состоит в содержании осужденного в течение определенного приговором срока в условиях строгой изоляции от общества. Данный вид наказания не может быть назначен женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, и беременным женщинам.

Содержание в дисциплинарной воинской части, как вид уголовного наказания» может назначаться по приговору суда к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву, за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного позволяют это, за совершение иных преступлений, и состоит в направлении осужденного, на указанный в приговоре суда срок, ля дальнейшего прохождения службы в дисциплинарную воинскую часть. Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции от общества по приговору суда осужденного путем направления его в

колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму, либо в воспитательную колонию общего или усиленного режима, на определенный в приговоре срок. Однако, этот срок, по общему правилу, не может быть менее шести месяцев и более двадцати лет.

В том случае, когда лишение свободы назначается в порядке замены исправительных работ или ограничения свободы, то оно может назначаться на меньший, чем шесть месяцев, срок. При сложении сроков наказания в виде лишения свободы, в случаях, назначения наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров максимальный срок лишения свободы не может быть более, соответственно, двадцати пяти лет или тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы — это вид уголовного наказания, который может назначаться как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, в тех случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь, и состоит в пожизненной изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительную колонию особого режима или в тюрьму.

Смертная казнь является исключительной мерой, назначаемой только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Следует иметь в виду то, что смертная казнь не может быть назначена женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Закон допускает возможность замены смертной казни, в порядке помилования, пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

lawbook.online

2. Признаки системы наказаний.

1. Система наказаний обусловлена социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни общества.

2. Система наказаний закреплена уголовным законом. В нормах УК РФ исчерпывающим образом законодатель определил не только круг отдельных видов наказаний, но и их систему. Все те уголовно-правовые меры, которые законодатель включил в перечень наказаний, считаются таковыми, и наоборот, не упомянутые в этом перечне не могут признаваться наказаниями. Тем более в других правовых актах не могут устанавливаться наказания или регулироваться те или иные вопросы, касающиеся их системы. Категория «наказание» имеет сугубо уголовно-правовой характер. Хотя понятие наказания и употребляется в других отраслях законодательства (например, в административном), науки и социальной практики (например, в педагогике применяется наказание в качестве метода воспитания), тем не менее оно имеет в этих случаях иной смысл.

3. Система наказаний имеет обязательный характер для суда. Этот признак следует понимать в том смысле, что если суд назначает наказание, то он, как правило, должен избрать тот вид наказания, который предусмотрен санкцией соответствующей нормы Особенной части УК РФ, а последняя, в свою очередь, должна быть согласована с перечнем наказаний (ст. 44 УК РФ). Только в ряде случаев, непосредственно регламентированных законом, суд может назначить более мягкий вид наказания по сравнению с предусмотренными санкцией нормы Особенной части УК. Обязательность системы наказаний предполагает, что суд в качестве наказания не может назначить виновному в преступлении такую меру уголовно-правового характера, которая не включена в перечень наказаний. Однако она не исключает применения к нему иной, помимо наказания, меры уголовно-правового характера (например, условного осуждения, освобождения от наказания и др.). Действующий УК РФ предоставляет достаточную свободу для суда в индивидуализации наказания при его назначении и применения иных мер уголовно-правового характера. Поэтому можно сделать вывод, что «идеальная» система наказаний, т.е. закрепленная в законе, в судебной практике подвергается существенной корректировке и адаптации к социальным реальностям. Проследим практику назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера судами в Республике Татарстан в 2006 г., которая мало чем отличается от общероссийских показателей (см. табл. 1).

│ N │ Вид наказания и иной меры │ Число │

│ п/п │ уголовно-правового характера │ осужденных │

│ Всего осуждено с назначением │ 23164 │ 100 │

│ наказания, в том числе и условно │ │ │

│ 1 │Смертная казнь │ — │ — │

│ 2 │Пожизненное лишение свободы │ 2 │ 0,01 │

│ 3 │Лишение свободы на определенный срок │ 7137 │ 30,8 │

│ 4 │Исправительные работы │ 1135 │ 4,9 │

│ 6 │Штраф │ 2614 │ 11,3 │

│ 7 │Условное осуждение к лишению свободы │ 10846 │ 46,8 │

│ 8 │Условное осуждение к иным видам наказания │ 625 │ 2,8 │

│ 9 │Штраф │ 65 │ 0,3 │

│ 10 │Лишение права занимать определенные │ 42 │ 0,2 │

│ │должности или заниматься определенной │ │ │

│ 11 │Лишение званий, чинов и наград │ — │ — │

Как видно, судебная практика существенным образом корректирует систему наказаний, закрепленную в УК РФ.

4. Система наказаний содержит исчерпывающий перечень видов наказаний. К наказаниям можно отнести только те меры уголовно-правового характера, которые включены в перечень наказаний. Поэтому в санкциях норм Особенной части УК РФ могут указываться только меры, включенные законодателем в этот перечень. Естественно, и суд может назначить наказание из числа предусмотренных в рассматриваемом перечне. В основе системы наказаний лежит принцип nullum penal sine lege («нет наказания без указания о том в законе»). Этим самым законодатель устанавливает гарантию прав осужденных от неограниченного произвола суда.

5. Одним из признаков системы наказаний является ее упорядоченность. В системе наказаний каждый вид наказания занимает строго определенное место в зависимости от его сравнительной строгости. В советских Уголовных кодексах использовался принцип построения системы наказаний «от более строгого к менее строгому виду наказания». Этот же подход мы видим в УК Италии 1930 г. (ст. 17), УК Швейцарии 1937 г. (ст. ст. 35 — 40), УК Франции 1992 г. (ст. 131-1 — 131-18), УК Испании 1995 г. (ст. 33).

В основу системы наказаний, закрепленной действующим УК РФ, положен противоположный принцип: виды наказаний в перечне наказаний и альтернативных санкциях норм Особенной части УК перечисляются начиная с менее строгих. Следовательно, предшествующий вид наказания всегда должен рассматриваться в качестве менее строгого по сравнению с последующим его видом. Такое построение системы наказаний имеет глубокий практический смысл — законодатель ориентирует суды прежде всего на назначение менее строгих видов наказаний из числа предусмотренных санкцией нормы Особенной части УК. В ч. 1 ст. 60 УК РФ закреплено положение, согласно которому более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. Через построение системы наказаний от менее строгих к более строгим реализуется требование экономии мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление.

6. Одним из признаков системы наказаний является наличие в ней структурно взаимосвязанных элементов. Иначе говоря, система наказаний имеет свою структуру. Это означает — изменение отдельных элементов данной структуры ведет к изменению всей системы наказаний.

В качестве элементов структуры системы наказаний можно рассматривать как отдельные виды наказаний, так и группы схожих между собой видов наказаний. В наиболее обобщенном плане структуру системы наказаний можно представить следующим образом: 1) наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы; 2) наказания, имеющие своим объектом свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и 3) смертная казнь. Исключение из системы или существенное изменение того или иного элемента объективно ведет к изменению ее в целом. Представим себе, из системы наказаний будет исключена смертная казнь. Изменится ли в связи с этим структура и содержание системы наказаний в целом? Безусловно, не теряя своих социальных ориентиров, своего социального назначения, система наказаний в этом случае приобретет глубокое нравственное значение.

textbook.news

Понятие и признаки системы наказаний;

Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний

В ст. 48 УК предусмотрены все виды наказания, которые могут назначаться судом лицу, совершившему преступление. Установленный в этой статье перечень наказаний принято называть системой наказаний.

Под системой наказаний понимается установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке[84].Понятие системы наказаний складывается из ряда характеризующих ее признаков. Прежде всего, для нее характерно то, что она установлена уголовным законом и строго обязательна для суда. Кроме того, система наказаний — это исчерпывающий перечень видов наказаний. Никакое иное наказание, не предусмотренное в данной системе, не может быть назначено виновному лицу. И, наконец, система наказаний — это не произвольный набор видов наказаний, а научно-обоснованный перечень наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной строгости. Расположение наказаний в действующей системе основано на принципе возрастания степени строгости наказания: от более мягкого к более строгому[85].

Содержание системы наказаний

В ст. 48 УК предусмотрены две подсистемы наказаний:

1) перечень наказаний, которые имеют статус основных наказаний (ч.1).

2) перечень дополнительных наказаний (ч.2).

В перечень основных наказаний включены следующие виды наказаний:

1) общественные работы;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

8) направление в дисциплинарную воинскую часть;

9) лишение свободы;

10) пожизненное заключение;

11) смертная казнь.

В перечень дополнительных наказаний включены:

1) лишение воинского илиспециального звания;

2) конфискация имущества.

Система наказаний в истории уголовного законодательства не оставалась неизменной. Она развивалась и совершенствовалась в процессе развития уголовного законодательства. Ее содержание время от времени изменялось посредством введения новых видов наказаний и исключения наказаний, утративших свою практическую значимость и эффективность. Например, в УК 1960 г. в систему наказаний были включены ссылка, высылка, постепенно утратившие свою значимость и в дальнейшем исключенные из УК. В 80-е годы прошлого века в систему было введено наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий, которое также не было востребовано практикой. До 1997 г. в системе наказаний не предусматривались пожизненное заключение и арест, а смертная казнь как исключительная мера наказания не была включена в эту систему, но применялась на основании самостоятельной статьи (ст. 22 УК 1960 г.). В ранее действовавшем УК отсутствовали такие наказания, как ограничение свободы, общественные работы, ограничение по военной службе. Если брать более отдаленные периоды времени, то можно отметить наличие в прежних системах наказаний таких видов, характерных для советского права, как, например, объявление врагом трудящихся с лишением гражданства и с изгнанием из Союза ССР, полное или частичное поражение прав, предостережение, общественное порицание, увольнение от должности (УК БССР 1928 г.). Во второй половине 19-го века система наказаний предусматривалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных, принятым в 1845 г., для которой характерны были такие наказания, как смертная казнь, каторга, ссылка, телесные наказания (последние были отменены в августе 1864 г.). Телесные наказания широко применялись в предшествующие исторические периоды, когда в Беларуси действовали Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566 и 1558 гг.).

Неизменным для всех систем наказаний, применявшихся в Республике Беларусь, всегда оставалось лишение свободы. На сегодняшний день сохранено и наказание в виде смертной казни, которому в ранние периоды развития отдавалось предпочтение с использованием различных, и при этом жесточайших, способов его исполнения. Впервые за весь период развития уголовного законодательства, начиная с первых дней советской власти, этот вид наказания в УК 1999 г. включен наряду с другими наказаниями в систему.

Достаточно гуманным наказанием, введенным в УК в советский период, являются исправительные работы. Долгие годы в системе наказаний сохранялся такой гуманный его вид, несущий на себе лишь моральное воздействие, как общественное порицание. Однако в новую систему наказаний он не был включен. Наиболее мягким наказанием сейчас признаются общественные работы.

В действующем УК по сравнению с УК 1960 г. изменен порядок расположения наказаний: от менее строгого к более строгому (ранее — от более строгого к более мягкому).

studopedia.su

Система наказаний

Понятия и признаки системы наказаний

Характеристика наказаний как их системы, требует такого подхода, при котором все множество видов наказания рассматривается в качестве единства, выступающего частью более общей системы и состоящего из совокупности определенным образом связанных между собой подсистем и элементов. Но при определении понятия системы наказаний по УК РФ нередко ограничиваются такой ее, можно сказать, традиционной формулировкой, согласно которой системы наказаний – это установленный законом обязательный и исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный от менее тяжкого к более тяжкому (Т. Ю. Погосян). В других дефинициях дополнительно указывается на то, что систему наказаний образуют их виды, взаимно дополняющие и заменяющие друг друга (Л. Л. Кругликов), находящиеся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (В. В. Лукьянов). Некоторые авторы, раскрывая понятие системы наказаний, делают акцент на том, что она есть целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания (Η. Ф. Кузнецова).

Имеющиеся нюансы в представлениях о понятии существующей ныне системы наказаний обусловливают отсутствие в юридической литературе единства мнений относительно числа признаков, ее характеризующих. С нашей точки зрения, обоснованно выделять следующие признаки.

Предусмотренность системы наказаний в уголовном законе, а именно в ст. 44 УК РФ, – признак системы наказаний. Придавая системе наказания свойство общеобязательности, этот признак требует учитывать, в частности то, что в данном случае речь идет о предусмотренности в законе не того или иного вида наказания (это признак понятия наказания), а именно системы наказаний. С теоретической точки зрения можно и нужно полемизировать об отличительных чертах наказания от всех других мер воздействия, в том числе уголовно-правового характера. Однако в практическом плане вопрос о признании какой-либо меры воздействия видом наказания решается не столько с позиций определения понятия наказания, содержащегося в ч. 1 ст. 43 УК РФ, сколько с учетом того, включена или не включена такая мера в перечень, сформулированный в ст. 44 УК РФ. Закрепляя в законе систему наказаний, законодатель тем самым вынужден дать однозначный ответ на вопрос о том, что именно является элементом системы наказаний, т.е. видом наказания.

Признавая предусмотренность системы наказаний в уголовном законе в качестве ее признака, следует обратить внимание и на наименование ст. 44 УК РФ – не «Система наказаний», а «Виды наказаний». Формально такое название полностью соответствует содержанию данной статьи, поскольку в ней определяются лишь виды наказания и не более того. Однако никем не ставится под сомнение тот факт, что сформулированный законодателем перечень видов наказания в действительности указывает и на признаки, свойственные системе наказаний, а не только их перечню. Таким образом, в ст. 44 УК РФ имеется в виду нечто большее, чем следует из ее буквального толкования – система наказаний.

Социально обусловленный характер системы наказаний

Существование этого признака отражает тот факт, что на каждом этапе развития общество всегда имело ту систему наказаний, которая соответствовало экономическим, политическим, нравственным и иным условиям его развития. Это подтверждается не только наличием особенностей в системах наказаний различных современных государств, но и историей их формирования в каждом отдельном случае. Как и в других странах, в России долгое время практиковалось применение жестоких, членовредительских и иных телесных наказаний, в основе которых лежали идеи искупления, возмездия, устрашения и т.п. Отказавшись от применения таких наказаний, советское государство использовало свою систему наказаний, в которую в УК РСФСР 1960 г. первоначально включались 12 видов наказаний: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) возложение обязанности загладить причиненный вред; 9) общественное порицание; 10) конфискация имущества; 11) лишение воинского или специального звания; 12) направление в дисциплинарный батальон.

Данная система наказаний стала претерпевать серьезные изменения еще в последние годы действия УК РСФСР 1960 г., когда из него в 1993 г. были исключены ссылка, высылки и направление в воспитательно-трудовой профилакторий лиц, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством либо ведущих иной паразитический образ жизни (в ред. Указа Президиума Верховного Совета

РСФСР от 11.10.1982). Помимо этих видов наказаний, УК РФ 1996 г. не воспринял также и другие: общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, увольнение от должности. Некоторые наказания были существенно изменены (например, штраф). Вместе с тем еще на момент принятия УК РФ 1996 г. предусмотренная в нем система наказаний стала включать в себя ряд новых, ранее не известных видов наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе, арест, пожизненное лишение свободы. Позднее законодатель счел необходимым отказаться от признания конфискации видом наказания и ввести еще один новый его вид: принудительные работы.

Поскольку люди неодинаково воспринимают и оценивают происходящие в обществе процессы, то не всякое изменение системы наказаний может быть отнесены к числу социально обусловленных.

Закрытый характер системы наказаний – признак системы наказаний – ее исчерпывающий (закрытый) характер. Это означает, что в соответствии со ст. 44 УК РФ содержащийся в ней перечень видов наказаний никем, кроме законодателя, не может быть сокращен или дополнен.

В настоящее время с учетом изменений, внесенных законодателем, система наказаний включает в себя 13 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы, 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Иерархичность и упорядоченность видов наказания, содержащихся в их системе – признак. И то и другое находит свое выражение в построении перечня видов наказания от менее тяжкого к более тяжкому. УК РСФСР 1960 г. закреплял иную последовательность: от тяжкого к менее тяжкому виду.

Сравнительная тяжесть различных видов наказаний имеет значения, в частности, при выборе наказания в рамках санкции статьи Особенной части УК РФ, поскольку более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление должен назначаться только в случае, если менее строгий вид наказания нс сможет обеспечить достижение целей наказания (ст. 60 УК РФ). Последовательность перечисления в ст. 44 УК РФ видов наказания нужно иметь в виду и при назначении наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ в том случае, когда суд приходит к выводу о необходимости применения более мягкого вида наказания (ст. 64 УК РФ). Помимо этого, сравнительную характеристику тяжести различных видов наказаний приходится принимать во внимание при замене неотбытой части наказания более мягким видом в порядке ст. 80 УК РФ.

Многообразие видов наказания, включаемых в систему, как признак этой системы. Являясь необходимым условием для реализации принципа индивидуализации наказания, данный признак позволяет классифицировать виды наказаний по различным основаниям. С позиций одного из таких оснований (в литературе оно формулируется неодинаково: порядок назначения, возможность самостоятельного назначения, сочетаемость наказаний и т.д.) в ст. 45 УК РФ различаются наказания, которые могут применяться: 1) только в качестве основных видов (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь); 2) только в качестве дополнительных видов (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и 3) в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы). Различие между основными и дополнительными видами наказаний заключается в том, что: дополнительное наказание никогда нс может назначаться самостоятельно, без основного; основное наказание должно назначаться за совершение отдельного преступления всегда, в то время как наказания, назначаемые дополнительно, могут иметь не только обязательное, но и факультативное применение; дополнительное наказание не должно быть более тяжким, чем то же наказание, назначаемое в качестве основного [1] .

Помимо этой классификации, в юридической литературе виды наказаний часто делят в зависимости от круга лиц, которым могут назначаться, на общие (лишение свободы и др.) и специальные (например, ограничение но военной службе). Исходя из наличия или отсутствия связи с изоляцией от общества, все наказания (кроме смертной казни) в УИК РФ различаются на связанные (обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и не связанные (арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы) с изоляцией осужденного от общества. Отдельно осуществляется группировка видов наказания с учетом их связанности с исправительным воздействием: связанными с исправительным воздействием признаются такие наказания, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части [2] , лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы; не связанные с исправительным воздействием – это все остальные (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь). Кроме того, выделяются, в частности, такие виды наказания, как имеющие срок (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и т.д.), так и не имеющие срока (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертная казнь); обычные (штраф и др.) и исключительные (смертная казнь); применяемые условно (исправительные работы, ограничение но военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы) и не применяемые условно (все остальные виды); имеющие срок (штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок) и не имеющие срока (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; пожизненное лишение свободы и др.).

  • [1] В последнее время законодатель не всегда следует этому правилу. Так, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания устанавливается на срок от одного года до пяти лет, в то время как в отношении этого наказания назначаемого в качестве дополнительного, устанавливая срок от шести месяцев до трех лет, законодатель допускает применение в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
  • [2] В отношении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части мнения ученых расходятся.

studme.org

Понятие и признаки системы наказаний по российскому уголовному праву

Предупреждение совершения новых преступлений как цель уголовного наказания

Исправление осужденного как цель уголовного наказания

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания

Прежде всего, следует отметить, что цель восстановления социальной справедливости ставится только Уголовным кодексом РФ и отсутствует в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, где предусмотрены остальные цели и средства их достижения. Это значит, что указанная цель достигается, полностью реализуется уже в момент назначения наказания.

Социальная справедливость – это философская категория, содержание которой понимается как признанное обществом соответствие между деянием и воздаянием, между подвигом и наградой, между преступлением и наказанием. Государство стремится формализовать нравственные постулаты в содержании юридических, в частности, уголовно-правовых норм. Поэтому социальная справедливость внешне выступает как баланс общественных интересов, представляемых различными субъектами уголовно-правового правового регулирования.

Восстановление социальной справедливости не следует понимать буквально, как полную реставрацию ситуации, существовавшей до преступления. Так, применение штрафа за корыстное преступление не является восстановительной санкцией, поскольку он целиком уходит в доход государства, а не потерпевшему. Социальная справедливость как равновесие различных общественных интересов, восстанавливается, если наказание, во-первых, является неотвратимым. Безнаказанное преступление способствует дальнейшему нарушению существующего в обществе порядка. Во-вторых, социальная справедливость восстанавливается, если деяние правильно квалифицировано, а назначенное наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и другим фактическим обстоятельствам дела.

Поэтому выделяют два аспекта социальной справедливости: уравнивающий и распределяющий. Суть уравнивающего аспекта можно определить словами «равное отношение к равному». Практически это означает, что за каждым преступлением должно следовать наказание (кроме случаев, когда имеются законные основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания), поскольку безнаказанность является мощным стимулов для совершения новых преступлений. Распределяющий аспект справедливости звучит как «неравное отношение к неравному», что подразумевает индивидуализацию наказания в зависимости от опасности совершенного деяния и особенностей личности виновного. Оба эти аспекта социальной справедливости при назначении наказания реализуются одновременно и, упрощенно говоря, означают, что наказаны должны быть все, нарушившие закон, но наказаны – по-разному, чтобы всякий раз при назначении наказания устанавливалось признанное обществом соотношение между тяжестью преступления и видом и размеров наказания.

Поэтому восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания означает, что за совершенное преступление неотвратимо назначается сбалансированное наказание, которое воспринимается как должное не только потерпевшим, но и обществом в целом, а также самим виновным лицом.

Ранее действовавший УК РСФСР предусматривал две цели наказания — исправление и перевоспитание. Теорией и практикой они воспринимались как парные категории.

Перевоспитание понималось как такое воздействие наказания на осужденного, результатом которого является коренная переделка основных свойств характера и личности виновного, когда не просто уничтожаются отдельные отрицательные привычки и взгляды, а создаются новые социально полезные личностные установки. Бывший преступник больше не нарушает уголовный закон, поскольку это противоречит его новой системе ценностей. В научной литературе многократно отмечалось, что наказание является довольно грубым инструментом воздействие на сознание человека. Ставить перед ним такую сложную цель как перевоспитание – значит явно переоценивать возможности этого института уголовного права. Более рационально воспитывать людей, а в случае необходимости их перевоспитывать, используя педагогические и психологические механизмы, лишенные элементов, существенное ограничивающих права и свободы человека, характерные для уголовного наказания. Законодатель пришел к выводу, что ставить перед наказанием цель перевоспитания осужденного нецелесообразно и неэффективно. Поэтому в ч. 2 ст. 43 УК РФ теперь говорится только лишь о цели исправления.

По мнению Н.А. Беляева, исправление — это такое изменение в сознании преступника, когда он, не превращаясь в активного и сознательного гражданина, становится безопасным для общества. В ст. 9 УИК РФ исправление определяется как формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Представляется, что такое, законодательно определенное понимание исправления является слишком широким и в значительной мере по своему содержанию перекрывает понятие перевоспитания, исключенное из УК РФ. Действительно, уважительное отношение к закону, если оно не было сформировано в юные годы в семье и школьном коллективе, может быть достигнуто органами, исполняющими уголовное наказание, лишь путем уничтожения отрицательных привычек и взглядов осужденного и создания взамен новых социально полезных установок личности. Такой результат больше похож на перевоспитание, как оно понимается в теории уголовного права. Поэтому исправление, как цель уголовного наказания, надо понимать более узко и конкретно.

Исправление – это несовершение осужденным нового преступления в силу нежелания вновь подвергнуть уголовному наказанию, которое он однажды уже испытал. Исправление осужденного достигается главным образом в результате реализации карательного содержания наказания. Бывший преступник становится безопасным, поскольку в нем сильно чувство страха перед возможным наказанием.

Цель предупреждения совершения новых преступлений может быть рассмотрена в двух аспектах: 1) предупреждение совершения новых преступлений самим осужденным (специальное предупреждение); 2) предупреждение совершения преступлений иными лицами (общее предупреждение).

В теории уголовного права сформулировано две позиции относительно содержания цели специального предупреждения преступления.

Первая из них исходит из того, что цель исправления охватывается целью специального предупреждения. Цель специального предупреждения считается достигнутой как в том случае, когда виновный исправился и не совершает новых преступлений, так и тогда, когда он в процессе отбывания наказания не исправился, но новых преступлений не совершает, поскольку это не дают сделать режимные ограничения, определяющие порядок исполнения наказания (А.А. Пионтковский).

В соответствии с другой позицией цели исправления и специального предупреждения являются полностью самостоятельными (Н.А. Беляев). Специальное предупреждение преступлений достигается исключительно за счет лишения осужденного физической возможности совершить новое преступление. Это достигается, например, путем изоляции от общества в случае применения лишения свободы. Осужденный, конечно, может совершить преступление в отношении представителей администрации исправительной колонии или в отношении таких же осужденных, однако, на срок, указанный в приговоре, он лишен физической возможности совершить преступление против остальных граждан, находящихся на свободе. В случае применения альтернативных наказаний (штраф, обязательные работы, исправительные работы) осужденный ставится на учет в уголовно-исполнительную инспекцию, что в значительной степени затрудняет совершение новых преступлений. Если назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то осужденный утрачивает возможность злоупотреблять должностными полномочиями или превышать их.

Специальное предупреждение как цель уголовного наказания заключается в лишении осужденного технической или физической возможности совершить новое преступление. Это достигается, прежде всего, за счет его изоляции от общества и последующем контроле за поведением в процессе отбывания наказания (в случае осуждения к лишению свободы). При осуждении к другим видам наказаний специальное предупреждение достигается за счет лишения осужденного тех благ и полномочий, используя которые он совершил преступления. Специальное предупреждение реализуется в процессе исполнения назначенного наказания.После того как наказание будет отбыто, специальное предупреждение может быть дополнено исправлением осужденного.

Каждое преступление нарушает охраняемую уголовным законом систему общественных отношений и показывает пример другим лицам, как совершать аналогичные деяния. Поэтому наказание имеет одной из своих целей удержание от совершения подобных преступлений других субъектов. Общее предупреждение как цель уголовного наказания заключается в предупреждении совершения преступлений уже не самим осужденным, а всеми иными лицами.

Большинство граждан соблюдает требования уголовного закона потому, что это соответствует их собственным интересам. Определенная часть лиц не совершает преступлений потому, что учитывает возможность быть наказанным за это. И, наконец, находятся такие, которые, несмотря на угрозу наказанием, все-таки преступления совершают. Возникает вопрос: каков механизм реализации общепредупредительного воздействия? За счет чего наказание, применяемое к конкретному лицу, оказывает удерживающее воздействие на иных граждан?

Момент общего предупреждения проявляется уже в самом существовании уголовного закона, запрещающего под страхом наказания совершение преступления. Уголовно-правовая норма определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и, устанавливая наказание, подлежащее применению к лицам, совершившим преступления, тем самым оказывает предупредительное воздействие на всех субъектов уголовно-правового регулирования. Это предупредительное воздействие состоит в том, что в индивидуальном сознании создается отчетливое представление об определенных действиях как преступных, которые устойчиво ассоциируются с наказанием, выступающим последствием их совершения. Каждый случай реального применения уголовного наказания за конкретное преступление дополняет это удерживающее воздействие от нарушений закона лицами, которым стало известно об этой реакции государства. Чем большую огласку в печати, обществе получает факт применения наказания за преступление, тем сильнее он стимулирует субъектов уголовно-правового регулирования к законопослушному поведению.

В теории уголовного права было высказано мнение о том, что общепредупредительное воздействие наказания распространяется только на неустойчивых лиц, склонных к совершению преступления (Н.А. Беляев, А.Л. Ременсон). С этим выводом нельзя согласиться, потому что он противоречит конституционному и уголовно-правовому принципу равенства граждан перед законом. Ошибочно считать, что общепредупредительное воздействие наказания обладает избирательностью и кого-то обходит. Неправильно делить все население на потенциальных преступников и законопослушных граждан. Общепредупредительное воздействие наказания в отношении большинства граждан обеспечивается не за счет их устрашения, а путем укрепления чувства уважения к закону, активизации их позитивного правомерного поведения, в том числе и в форме противостояния преступным проявлениям.

Сущность общего предупреждения заключается в неотвратимом применении наказания ко всем преступникам, чтобы представление о преступлении, с которым субъекты связывают различные выгоды и наслаждения, было вытеснено из их сознания другим представлением – о грозящем наказании, с которым отчетливо связаны лишение и ограничение прав и свобод преступника.

Специальное предупреждение всегда стоит на первом плане в правоприменительной деятельности, а общее предупреждение реализуется лишь в тех пределах, в которых это позволяет делать основная цель – предупреждение совершения новых преступлений самим осужденным. Смещение акцента в балансе этих двух целей может привести к опасности применения так называемых «примерных наказаний», когда один пойманный преступник наказывается чрезмерно строго, за всех непойманных. Такая практика ведет к несправедливому усилению уголовной репрессии.

Модуль 4. Наказание. Раздел 7. Уголовная ответственность и наказание. Лекция 24. Понятие системы наказаний. Основные и дополнительные наказания. Виды наказаний: штраф. 2 часа

План лекции:

1. Понятие и признаки системы наказаний по российскому уголовному праву.

2. Основные и дополнительные наказания.

Для того, чтобы суд мог избрать наказание, в полной мере учитывающее характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного и другие обстоятельства дела, уголовный закон предусмотрел различные виды наказаний, различающиеся по своему карательному содержанию, условиям и порядку применения. Перечень видов наказаний определен в ст. 44 УК РФ.

Вид наказания – это конкретная мера государственного принуждения, имеющая специфическое содержание, соответствующее наименованию, и входящая в качестве самостоятельного элемента в систему наказания. Системой наказаний является установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. Проанализируем признаки системы наказаний.

1. Система наказаний устанавливается только уголовным законом. Это значит, что никакие другие меры принудительного воздействия на правонарушителя, предусмотренные иными отраслями права (административным, трудовым), даже совпадающие по названию с санкциями, предусмотренными УК РФ, не являются элементами системы наказаний и не могут назначаться судами за преступление.

2. Система наказаний обязательна для суда. При определении конкретного вида наказания виновному лицу суд руководствуется этой системой и не может выйти за ее пределы, не может избрать принудительную меру воздействия виновному лицу, которая этой системой не предусмотрена.

3. Система наказаний – исчерпывающий перечень видов наказаний. В ст. 44 УК РФ дается исчерпывающий перечень видов наказаний. Это – штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. В ранее действовавшем УК РСФСР некоторые виды наказаний предусматривались законом, но не были включены в систему, хотя активно применялись в судебной практике. Это – смертная казнь и условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

4. Отдельные наказания внутри системы расположены в определенной последовательности таким образом, что каждое последующее наказание является более строгим чем предыдущее, то есть в порядке возрастания их карательного содержания. Такое расположение видов наказаний внутри системы имеет большое практическое значение. УК РФ содержит два института, реализация которых невозможна без точного знания относительной жесткости-мягкости различных видов наказания. Это – назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступления (ст. 64 УК РФ) и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Для применения этих норм более мягкие виды наказаний достаточно легко можно определить, обратив внимание на те, которое в системе находятся выше наказания, подлежащего замене. Интересно, что в ранее действовавшем УК РСФСР система наказаний и санкции статей Особенной части были построены в обратном порядке, по убыванию карательного содержания каждого вида. Действующий уголовный закон изменил порядок расположения наказаний, чтобы чисто технически более строгие виды наказаний попадали во внимание суда только тогда, когда менее строгие виды, по его мнению, не могут достичь цели, которые ставятся перед наказание в каждом конкретном случае.

Действующая система наказаний включает два вида, которые еще не применяются на практике. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 10.01.02 № 4-ФЗ) положения о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. Установленные сроки давно прошли, однако, положение об этих видах наказания так и не введены в действие, поскольку в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается внесенный Правительством России проект Федерального закона, в соответствии с которым арест исключается из системы наказаний, поскольку его применение требует очень больших бюджетных затрат на строительство арестных домов. Кроме того, по карательному содержанию арест оказался более строгим видом наказания, чем лишение свободы на тот же срок. Ограничение свободы планируется сохранить в системе наказаний, но в значительной степени изменить содержание, порядок и условия его исполнения в сравнении с тем, которое сейчас предусмотрено УК РФ и УИК РФ.

Федеральным законом от 08.12.03 г. № 162-ФЗ конфискация имущества исключена из системы наказаний и всех санкций статей Особенной части УК РФ. Законодатель посчитал, что после увеличения максимального размера штрафа до одного миллиона рублей, он может быть реальной альтернативой конфискации имущества. Кроме того, некоторые виды конфискации предусмотрены УПК РФ. Однако более чем двухлетняя практика показала необоснованность такого законодательного решения. Поэтому Федеральным законом от 27.07.06 г. № 153 ФЗ конфискация имущества была возвращена в Уголовный кодекс, но уже не в качестве наказания, а как уголовно-правовая мера (Глава 15-1 УК РФ).

Следует отметить, что многие виды наказаний, предусматривавшиеся УК РСФСР, не были включены в систему УК Российской Федерации. Так, например, ссылка и высылка не вошли в новый уголовный закон в силу архаичности их содержания, не отвечающего современным условиям общественной жизни, когда бурное развитие получили все виды связи и транспорта, что не позволяет достичь цели, ставившиеся когда-то перед этими наказаниями.

Увольнение от должности не попало в УК РФ, поскольку по своей правовой природе оно скорее является мерой дисциплинарного взыскания. Наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред также не вошло в новый уголовный закон. По содержанию эта мера является восстановительной санкцией гражданско-правового характера, а не наказанием. Общественное порицание было самым мягким наказанием по УК РСФСР. Настолько мягким, что его карательная сила практически имела нулевое значение. Это была, скорее, мера общественного воздействия, которой не место в Уголовном кодексе.

Содержание системы наказаний менялось и будет модифицироваться в соответствии с изменениями исторических условий жизни российского общества.

studopedia.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.