Понятие социальных пособий и выплат

Социальные пособия

Понятие пособий и их виды

В нашей стране пособия зародились вместе с пенсиями в недрах государственного социального страхования, введенного для наемных работников (вторая половина 20-х годов XX в.). Постепенно система пособий охватила другие категории граждан, для их выплаты стали привлекаться средства не только государственного социального страхования, но и государственного бюджета, централизованного фонда социального обеспечения колхозников.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значимыми новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособие по безработице, ряд компенсационных выплат. В то же время отдельные пособия перестали существовать как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. К ним относятся, в частности, пособия многодетным и одиноким матерям.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат, исчезновение старых видов пособий обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется ныне на основании Федеральных законов, законов субъектов Федерации. Это соответствует Конституции РФ, согласно которой социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности: в данном случае применяется пока законодательство СССР.

Социальное пособие, как и пенсия, является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальное пособие и пенсия различаются в основном по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, что уже неоднократно подчеркивалось, подчас единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Некоторые основания для обеспечения граждан соответствующими пособиями предусмотрены Конституцией РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей (п. 1 ст. 39), под защитой государства находится материнство (ч. 1 ст. 38), каждый имеет право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37). В то же время в Конституции РФ указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом» (п. 1 ст. 39). Такие случаи — рождение ребенка, смерть члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице. Всего восемь социальных пособий, помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством (см. гл. 21).

С учетом изложенного можно дать следующее определение социальных пособий: это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Классификация пособий и методы определения их размеров

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления.

Одним из них является классификация социальных пособий по их целевому назначению. В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых — оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств. К числу первых относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице, а к числу вторых — пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка.

Другим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц; единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; его размер определяется в твердой сумме и выплачивается оно единовременно. Иногда выделяют периодические пособия: они устанавливаются на определенный период — период временной нетрудоспособности и т.д.

Вполне правомерна классификация социальных пособий и по ряду иных критериев. В зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия, различают, например, пособия, выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований. В зависимости от контингента граждан — получателей пособий различают, к примеру, пособия для всех и пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения. Так, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а такое же пособие гражданам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований; пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка — пособия для всех, а пособие по беременности и родам — для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу (военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.). Для учебных целей представляется целесообразной классификация пособий по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости. По первому критерию выделяются пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице, а по второму — пособия, иные денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. В таком порядке они излагаются в настоящем учебнике.

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей. Первое правило касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Второе правило предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Помимо социальных пособий, граждане получают различные компенсационные выплаты, некоторые из них предназначены детям и семьям с детьми. Они рассматриваются в отдельной главе этого раздела. Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. До 1 января 2001 г. в качестве социального стандарта использовался размер минимальной заработной платы. Он всегда был ниже прожиточного минимума, подсчитанного по самым низким оценкам, более чем в 10 раз, и превратился в своеобразный расчетный показатель, снижающий реальный уровень социальных выплат. Потребительская ценность пособий и компенсационных выплат, исчисляемых на основе законсервированного и крайне низкого минимального размера оплаты труда, в условиях постоянного роста цен на товары и услуги постоянно снижалась. Кроме того, соизмерение их размеров с этим социальным стандартом явилось тормозом для повышения самой минимальной оплаты труда, в связи с чем в последнее время было принято решение о переориентации при определении размера социальных выплат с данного социального стандарта на другой.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

be5.biz

Виды социальных пособий, их целевое назначение, законодательные акты, определяющие их применение

Размещено на Solon.su: 27 октября 2012

Социальные пособия — денежные выплаты гражданам из числа социально уязвимых групп населения, предоставляемые на основе проверки нуждаемости. Выплаты в вице пособий — безвозмездное предоставление денежных сумм за счет средств соответствующих бюджетов Российской Федерации — имеют строго целевое назначение.

Одни из них назначаются в целях замещения утраченного заработка по причинам, признаваемым уважительными, другие — в целях социальной поддержки отдельных групп населения. К числу первых относятся пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и другие выплаты в аналогичных случаях. Другие включают единовременные выплаты детям и женщинам, пособия семьям, воспитывающим детей, пособия на погребение и иные подобные по своему целевому назначению выплаты.

Статьей 38 Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство находятся под защитой государства, а ст. 39, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, в то же время поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Конкретные виды социальных пособий и их целевое назначение закреплены в соответствующих государственных законодательных актах и нормативно-правовых документах.

Как было отмечено выше, социальные пособия в условиях ограниченности бюджетных средств, выделяемых на эти цели, предоставляются прежде всего тем гражданам, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, исчисляемого дифференцированно для различных категорий граждан и регионов страны. Выплата пособий сопряжена с перечнем условий, при которых они выплачиваются. Так, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для них установлены:

  • скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости потребленного топлива;
  • бесплатная выдача лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет;
  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • первоочередной прием детей в дошкольные учреждения (размер платы, взимаемой с родителей, установлен не выше 10% затрат на содержание ребенка в этом учреждении);
  • бесплатное или по сниженным ценам питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных отчислений;
  • бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • один день в месяц для бесплатного посещения музеев и выставок.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. «О ветеранах» с последующими изменениями и дополнениями (сегодня он действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) предусмотрены меры, направленные на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие им льготы по:

  • пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
  • оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
  • медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
  • трудоустройству, обучению, переподготовке и улучшению условий труда;
  • пользованию услугами связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
  • получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Пособия многодетным семьям, детям, женщинам, воспитывающим малолетних детей, ветеранам и инвалидам, пособия по болезни и временной потере трудоспособности и в связи с другими острыми социальными обстоятельствами призваны играть свою роль в преодолении малой обеспеченности семей и поддержании уровня их благосостояния, позволяющего удовлетворять насущные потребности.

Особое место в решении проблем социальной поддержки граждан занимают государственные гарантии и выплаты безработным. В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», принятым 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июня 1992 г. и от 20 апреля 1996 г.), предусмотрены:

  • выплаты пособия по безработице;
  • выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Пособие по временной нетрудоспособности в размере 60—100% заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа, но не выше определенной суммы за полный календарный месяц регламентируется постановлениями Правительства РФ.

Возмещение стоимости услуг на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Трудовые гарантии женщинам и гражданам с семейными обязанностями, пособия семьям с детьми регламентированы соответствующими статьями Трудового кодекса РФ и принятыми в их развитие федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Стипендии и отдельные гарантии для обучающихся установлены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», отдельные статьи которого были изменены и дополнены в последующие годы.

Одним из важнейших аспектов осуществления политики в области предоставления социальных пособий и социальной защиты населения является определение источников средств на их выплату. Решению этих проблем призваны служить целевые бюджетные ассигнования и средства внебюджетных социальных фондов, причем последние играют ведущую роль в финансовом обеспечении мер по поддержке населения.

www.solon.su

ПОСОБИЯ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать понятие пособий по социальному обеспечению: классификацию видов пособий по социальному обеспечению; круг лиц и условия назначения пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, гражданам, имеющим детей, на погребение; понятие компенсационных выплат; круг лиц, имеющих право на представление компенсационных выплат; условия представления компенсационных выплат и их размеры; понятие и условия назначения материнского капитала;

уметь определять размер и порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий; анализировать законодательство и практику его применения в области назначения и выплаты пособий; анализировать законодательство и практику его применения в области назначения и выплаты государственных пособий и компенсационных выплат; определять наличие оснований для назначения, порядок, размер и сроки выплаты государственных пособий;

владеть навыками подготовки консультаций и заключений по вопросам назначения и выплаты государственных пособий; применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Понятие и классификация пособий

Пособия – это денежные выплаты, выплачиваемые ежемесячно, единовременно или периодически в случаях, установленных в законе с целью компенсации временно утраченного заработка или повышенных расходов.

В науке права социального обеспечения пособия классифицируются:

по срокам выплаты – ежемесячные (например, пособие на ребенка), единовременные (пособие на погребение), периодические (пособие по беременности и родам);

по источникам финансирования – страховые (по временной нетрудоспособности), бюджетные (пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

по целевому назначению – компенсирующие временно утраченный заработок (пособие по временной нетрудоспособности), компенсирующие повышенные расходы (пособие на рождение ребенка).

Современное российское законодательство устанавливает право и регулирует порядок назначения и выплаты следующих пособий:

– по временной нетрудоспособности;

– по беременности и родам;

– женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

– при рождении ребенка;

– при передаче ребенка на воспитание в семью;

– беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– ежемесячное по уходу за ребенком;

– ежемесячное на ребенка;

– для граждан из числа детей-сирот;

гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

– гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

– ежемесячное детям погибших военнослужащих;

– супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– гражданам, проходящим военную службу;

– гражданам, уволенным с военной службы.

В настоящее время отсутствует единый нормативный документ, регламентирующий права и условия назначения и выплаты пособий. Вместе с тем ряд пособий все же собраны в кодифицированные акты. Так, большая часть пособий на детей регулируется Федеральным закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует порядок назначения выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

studme.org

Социальные пособия и компенсационные выплаты. Материнский (семейный) капитал

Социальные пособия, их виды и классификация

Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Согласно ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно па неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).

Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой: «Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки».

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление отдельных видов пособий, показывает, что для пособий свойственны следующие специфические признаки:

1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;

2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;

3) пособия выплачиваются из нескольких источников;

4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты;

5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

В научной литературе существуют различные варианты классификации пособий: по их целевому назначению, по кругу обеспечиваемых, по периодичности выплаты, по источникам финансирования.

Наиболее приемлемой можно считать классификацию пособий по целевому назначению, предложенную М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой:

1) пособия, компенсирующие полностью или частично временно утраченный заработок;

2) пособия, пополняющие доход в связи с наступлением различных обстоятельств.

Следующим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие по уходу за ребенком, его размер определен в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц. Единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; размеры этих пособий определены в твердой сумме, выплачиваются они единовременно. Отдельными авторами выделяются периодические пособия, которые устанавливаются па определенный период, — на период временной нетрудоспособности, ухода за ребенком и т.д.

Одним из возможных критериев классификации может являться источник средств, за счет которых выплачиваются пособия. Различают пособия, выплачиваемые за счет средств внебюджетного фонда обязательного социального страхования, а также пособия, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований — из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Например, пособия, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачиваются за счет трех этих источников в зависимости от их вида и различными органами. Так, пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторые другие службы, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия по уходу за ребенком. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет бюджета субъектов РФ.

studme.org

ПОСОБИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее, образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан) 2 . Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. В-гдорчик, Н. А. Семашко 1 .

Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурдепевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека» 1 .

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли но вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности» 2 .

Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители -«широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства.

Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В. С. Андреев), по не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы (К. С. Батыгин 3 и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие.

Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев 4 , Р. И. Иванова и В. А. Тарасова 5 считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение.

Т. М. Кузьмина 1 относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В. Ш. Шайхатдинов 2 ) предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета 3 .

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право па такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право па бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Отличия пособий от пенсий и других выплат:

Классификация государственных пособий:

1) по целевому назначению: а)пособия, выплачиваемые в качестве компенсации заработка, утраченного по уважительной причине (беременность и роды, временная нетрудоспособность); б)пособия, выплачиваемые а. качестве дополнительной материальной помощи, для покрытия разовых дополнительных расходов (по случаю рождения ребенка, на погребение); в)пособия, выплачиваемые в качестве средств к существованию на период отсутствия заработка (пособие по безработице);

2) по кругу лиц, имеющих право на пособия: а) пособия гражданам, имеющим детей; б) пособия безработным; в) пособия временно нетрудоспособным гражданам; г) пособия вынужденным переселенцам; д) пособия детям-сиротам; е) пособия лицам, имеющим официальный статус беженцев; ж) пособия супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту; з) пособия гражданам, привлекаемым в борьбе с терроризмом; и) иные пособия;

3) по сроку выплат: а) единовременные (по случаю рождения ребенка, на погребение и др.); б) ежемесячные (по уходу за ребенком до полутора лет, на ребенка до 16 лет, по безработице); в) периодические (по беременности и родам, по временной нетрудоспособности);

4)по источникам выплат: а)пособия, выплачиваемые из средств федерального бюджета; б) пособия, выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Фонда социального страхования РФ; в) пособия, выплачиваемые за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда РФ.

Существуют следующие методы определения размеров пособий.

3. Размер пособия зависит от заработка получателя. Цель таких пособий — частично или полностью заменить утраченный заработок получателя пособия (пособие по временной нетрудоспособности — 60—100 % от среднего заработка; по беременности и родам — 100 % размера среднего заработка; по безработице — 45—75 % среднего заработка получателя пособия).

bukvi.ru

Смотрите так же:

  • Как мужчине оформить декретный отпуск Инструкция: как работает декрет для мужчин? Уже половина россиян считает, что муж с женой должны делить поровну свои права и обязанности, показывают последние соцопросы. Однако только 39% мужей теоретически готовы взять отпуск по уходу […]
  • Приказ минэкономразвития россии от 15022007 n 39 Заказать оценку Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных Заказать оценку Ваша заявка отправлена О компании Новости Аккредитация оценочной компании при ОАО "Газпромбанк" Аккредитация оценочной […]
  • Нотариусы в петропавловск-камчатском Нотариусы Петропавловск-Камчатский Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алабужина Татьяна Юрьевна Телефон: […]
  • Нотариусы г Саранска Нотариусы г Саранска Нотариальная палата Республики Мордовия Акимова Тамара ИвановнаТелефон: (8342)76-09-12 Адрес: 430034, г.Саранск,ул.Коваленко, 20 А Антипов Владимир ЮрьевичТелефон: (8342)22-30-38, 89179900008 Адрес: 430003, РМ, г. […]
  • Высшая мера наказания сша Есть ли смертная казнь в США США – единственная западная страна, где сохранилась практика применения смертной казни в качестве высшей меры наказания. Смертная казнь в США применяется на основании актов, принятых в большинстве штатов и […]
  • Правила для получения ипотеки Каковы условия получения ипотеки в банках? В предыдущей статье "Аренда или ипотека - что выгоднее?" мы сравнивали два инструмента, позволяющие решить жилищный вопрос. Весомым аргументом в пользу ипотеки является возможность платить за […]

Обсуждение закрыто.