Понятие основания и порядок приобретение и прекращение гражданства

Прекращение гражданства

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права
  • Источники конституционного права

Прекращение гражданства

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

Основания прекращения гражданства

Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает:

  • выход из гражданства;
  • отмену решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами;
  • случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.

Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия.

www.grandars.ru

Гражданство РФ понятие, правовые основы, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ

Курсовая работа по конституционному праву

Содержание

Глава 1. Правовая основа гражданства Российской Федерации. 5

1.1. Понятие и сущность института гражданства. 5

1.2. Принципы российского гражданства. 10

Глава 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации22

2.1. Порядок приобретения гражданства России. 22

2.2. Порядок прекращения гражданства. 28

Список источников и литературы. 35

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. ФЗ от 21.07.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237. 25 декабря.
  2. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031; Российская газета. 2011. 6 ноября.
  3. О гражданстве Российской Федерации. Федеральный закон от 28 ноября 1991 г. №1948-1-ФЗ (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №6. Ст. 243. (Утратил силу)
  4. О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4029; Российская газета. 2013. 30 декабря.
  5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3032; Российская газета. 2013. 30 декабря.
  6. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 г. №4528-1 (в ред. от 02.07.2013 г.) // Российская газета. 1997. 3 июня; Российская газета. 2013. 3 июля.
  7. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-1. (в ред. от 25.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №33. Ст. 3348; Российская газета. 2013. 28 ноября.
  8. Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №46. Ст. 4571; Российская газета. 2013. 30 декабря.
  9. О внесении измене­ния в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федера­ции. Федеральный закон от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 170.
  10. Литература
  11. Агеева А. Как получить гражданство России // Эж-юрист. 2011. №38. С. 12 — 15.
  12. Баглай М. Конституционное право. М.: Инфра-М, 2011. 818с.
  13. Бердникова К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Современное право. 2012. №2. С. 21 — 24.
  14. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. 2002. №12.
  15. Горшнев П.М. Субъекты правоотношений по вопросам приобретения российского гражданства // Юридический мир. 2012. №12. С. 20 — 25.
  16. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Норма-Инфра-М, 2010. 610с.
  17. Дашян М. Без страха жалуйте к нам в гости // Юрист. 2010. №7. С. 10 — 12.
  18. Иностранные граждане в РФ. Сборник нормативных актов. Комментарии. М.: Приор, 2012. 88с.
  19. Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Статут, 2012. 652с.
  20. Кельбя И.И. Правовой институт гражданства Российской Федерации // Миграционное право. 2012. №1. С. 12 — 15.
  21. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2012. 312с.
  22. Комментарий к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» / Под ред. А.А.Сумина. М.: Норма, 2013. 122с.
  23. Конституция Российской Федерации: Научно-практический ком­ментарий. М.: Юрист, 2012. 624с.
  24. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2011. 704с.
  25. Петров А.В. Основания отказа в получении гражданства // Азбука права. 2014. №1. С. 12 — 14.
  26. Чиркин В.Е. Конституционное право. М.: Экзамен, 2010. 588с.
  27. Шумский И.И. Конституционное право России. М.: Дашков и К, 2012. 592с.
  28. Яшкин В.А. Как получить гражданство в упрощенном порядке? // Азбука права. 2013. №12. С. 12 — 14.

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

КОД РАБОТЫ: Kpr_0004

magref.ru

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство, а также требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) территориальных органов МВД России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие МВД России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий, устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19 марта 2008 года №64 (ред. от 29.04.2010 г.)

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранных граждан, установленных той же статьей.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

  • имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
  • проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
  • родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
  • проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
  • являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
  • имеющие ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
  • имеющие сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
  • получившие после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (пункт «е» части 2 статьи 14);
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей (пункт «ж» части 2 статьи 14);
  • являющиеся инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций (пункт «з» части 2 статьи 14);
  • осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан -квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (пункт «и» части 2 статьи 14);
  • нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
  • ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
  • дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14);
  • имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14);
  • признанные в установленном порядке носителями русского языка.

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут также приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Согласно части 1 статьи 32 прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом (только по нормам части 1 и 6 статьи 14, части 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26). Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы МВД России по месту жительства заявителя (в преобладающем большинстве случаев при наличии вида на жительство).

Особо следует отметить условия приема в российское гражданство, установленные пунктами «в», «г» и «д» части 1 статьи 13:

— наличие законных источников средств к существованию;

— обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства;

— владение русским языком.

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

1 сентября 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве в Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 2017 года, которым введена обязанность лица, приобретающего российское гражданство, принести Присягу гражданина Российской Федерации, подтверждающую обязательство лица соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, уважать культуру, историю и традиции России.

От принесения Присяги освобождаются лица, не достигшие 18 лет, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда, а также неспособные по состоянию здоровья прочитать или произнести текст Присяги или собственноручно его подписать.

Присяга приносится после принятия полномочным органом решения о приобретении лицом российского гражданства.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», датой приобретения гражданства Российской Федерации считается дата принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Согласно статье 18 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей. Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, а также при приёме в гражданство Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это установлено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.04.2010 года № 41-ФЗ, Федеральным законом от 21.07.2014 года № 221-ФЗ и в главу 25.3 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

41.xn--b1aew.xn--p1ai

Гражданство РФ: понятие и принципы. Основания приобретения и прекращения

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. Гражданство представляет собой правовой институт конституционного права — совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство представляет собой правовую принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений.

Основу института гражданства составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Вопросы гражданства регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Республикам в составе Российской Федерации предоставлено право иметь свое гражданство, которое является производным от гражданства Российской Федерации. Регулирование вопросов гражданства республик осуществляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

1. в результате признания;

3. в порядке регистрации;

4. в результате приема в гражданство;

5. в результате восстановления в гражданстве;

6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;

7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

1. вследствие выхода из гражданства;

2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов;

3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);

4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей.

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации, комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

studopedia.ru

Гражданство Российской Федерации понятие, принципы, основание приобретения и прекращения

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет »

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра теории и истории государства и права

по Конституционному праву РФ

на тему: Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основание приобретения и прекращения.

Студент: Прокопьева Л.В. гр. 2009-0211СВ Специальность: «Юриспруденция», 2 курс, заочная форма обучения

1. Общие положения по гражданству Российской Федерации

1.1. Понятие, основные принципы гражданства 4

1.2. Основания, порядок приобретения гражданства 9

1.3. Основания, порядок прекращения гражданства 13

1.4. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей 15

1.5. Особый институт двойного гражданства 17

2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве Р.Ф.

2.1. Порядок решения дел о гражданстве 21

2.2. Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве 22

Список литературы 28

В настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.

Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации» 1 , гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятия, основные принципы и сущность гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметим государственные органы, ведающие делами о гражданстве, порядок приобретения и прекращения гражданства.

Общие положения по гражданству Российской федерации

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Федеральный Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, с изменениями от 28 июня 2009 года.

Понятие, основные принципы гражданства

«Гражданство – один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя» 2 .

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.

Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации» 3 , понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитарной формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

«Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами» 1 .

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)

Гражданство это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).

2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.

5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой – обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. 1 Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе « Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства» (ст.61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или же выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.

Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Из приведенных гарантий заключается, что теперь не может быть и речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало раньше. Никакие органы теперь не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Исходя из международных договоров о правовой помощи, Российская Федерация обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Относительно выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству вопрос решается при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является ФЗ « О гражданстве РФ» (в ред. от 28.06.2009), статья 4 которого указывает на то, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Кроме того, принят ряд и других законов и договоров, регулирующих вопросы гражданства в Российской Федерации. Так, Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.14) 1

Российская Федерация способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г. 2 , принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве в полном объеме регулирует вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Закон также устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

works.doklad.ru

Смотрите так же:

  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Приказ о создании производства Приказ о создании производства Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, […]

Обсуждение закрыто.