Помощь осужденным освобождаемым от отбывания уголовного наказания

Помощь осужденным освобождаемым от отбывания уголовного наказания

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества, как правило, влечет прекращение социально — полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы. В настоящее время в условиях нестабильности общества, роста безработицы осужденные, освобождающиеся из ИУ, испытывают значительные трудности особенно в трудовом и бытовом устройстве, что не редко подталкивает их на совершение новых преступлений.
Администрация УИС, территориальные ОВД во взаимодействии с органами местного самоуправления, проводят большую подготовительную работу по подготовке осужденных к освобождению.
Сотрудники УИС проводят с такими осужденными специальные воспитательные мероприятия, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица по поводу его дальнейшего устройства после освобождения. С осужденным проводятся беседы, где ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства. Администрация ИУ, в ходе бесед с осужденными, разъясняет им законодательство об их праве на трудовое и бытовое устройство, получение социальной помощи, порядок регистрации по месту постоянного жительства. Осужденным разъясняется целесообразность возвращения в те местности и на те территории, где они проживали и работали до осуждения.
Администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях — не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев — после вступления приговора в законную силу. Освобожденные граждане, не имеющие возможности трудоустроиться, должны зарегистрироваться в территориальном органе труда и социального развития и приобрести статус безработного. В этом случае им выплачивается пособие по безработице в течение 12 месяцев, размер которого зависит от заработной платы во время отбывания наказания, но не менее минимального размера оплаты труда.
Осужденные, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, а также осужденные пенсионного возраста по их просьбе и представлению администрации ИУ направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Освобождаемые осужденные обеспечиваются администрацией ИУ продуктами питания, одеждой, им выдается единовременное денежное пособие, а также оплачивается проезд до места жительства.
Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет и осужденные, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания. Данный контроль имеет разнообразные формы и предполагает различные методы государственного и общественного воздействия на конкретную личность. Целями контроля являются стимулирование и одобрение полезных поступков и действий, побуждающих личность воздерживаться от общественно-вредного и опасного поведения.
Контроль за освобожденными от отбывания наказания обусловлен:
— необходимостью продолжения воспитательного профилактического воздействия, осуществляющегося в период отбывания уголовного наказания;
— необходимостью условий для быстрого включения освобожденного от отбывания наказания в одобряемую обществом деятельность;
— необходимостью недопущения становления на путь совершения новых преступлений;
— необходимостью выявления и нейтрализации условий способствующих совершению новых преступлений.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием их воинских частей. К осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб ОВД.
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб ОВД соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом
обязанностей.
В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в УИИ о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы — о его убытии из воинской части.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед УИИ и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по их вызову. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, УИИ или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. В случае неисполнения требований, а также при наличии иных обстоятельств, начальник УИИ или командование воинской части вносит в суд представление о продлении испытательного срока или об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более 2 раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Вопросы для самоконтроля

1. Характеристика оснований освобождения от наказания.
2. Порядок досрочного освобождения от наказания.
3. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания.
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

txtb.ru

§ 3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Статья 180 УИК РФ возлагает на администрацию исправительных центров, арестных домов и исправительных учреждений обязанность подготовки каждого осужденного к предстоящему освобождению. Представители администрации, ответственные за проведение воспитательной работы с осужденным, проводят с ним беседы, в ходе которых выясняются намерения лица в плане устройства после освобождения, ему даются необходимые советы, пояснения и рекомендации в свете положений действующего законодательства, конкретной жизненной ситуации и т. п. В законе подчеркнуто воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденным принять правильное решение.

Если осужденный нуждается в помощи, то не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до истечения срока отбывания ограничения или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направить органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобожденного письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями по части его трудового и бытового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья по избранному месту жительства, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет также информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.

В случаях, когда освобождаемые в виду пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет представление об их помещении в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных. Помещение в дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного. В целях создания благоприятных условий для адаптации освобожденного от отбывания наказания в виде ареста, ограничения или лише- ния свободы в условиях гражданского общества, а также из соображений гуманизма ст. 181 УИК РФ предусматривает различные формы материальной помощи таким лицам. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные в период отбывания наказания обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в помощи со стороны администрации учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов осужденного. Освобожденный получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства. Если оно находится дальше от того места, где лицо проживало до осуждения, освобожденный доплачивает разницу в стоимости проезда.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3-го класса пароходов) транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе малолетних детей, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Если проезд к месту жительства железнодорожным или водным транспортом невозможен, оплачивается проезд общественным автомобильным или воздушным транспортом. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. Женщинам, следующим с малолетними детьми, на ребенка выдается питание, один комплект белья, одежда и обувь по сезону.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются лишь тем, кто в них нуждается. Так, по заявлению осужденного, при отсутствии у него необходимых вещей и средств на их приобретение, бесплатно выдается одежда и обувь по сезону.

Статья 182 УИК РФ в общей форме закрепляет права освобожденных от наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенные виды необходимой социальной помощи с учетом того, что уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными федеральными законами, например законом РФ о социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы, проект которого опубликован. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается отсутствием необходимых экономических условий. Однако и в действующих федеральных законах предусмотрены некоторые возможности для трудового и бытового устройства таких лиц.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы Федеральной службы занятости по месту жительства. Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства. В период вынужденной безработицы освобожденный, достигший шестнадцатилетнего возраста и зарегистрировавшийся в органе Федеральной службы занятости, вправе получать пособие по безработице, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного минимального размера заработной платы. Пособие выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более двенадцати месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормы жилищного законодательства не предусматривают каких- либо льгот или преимущественных прав на получение жилья лицами, отбывшими уголовное наказание, по сравнению с другими гражданами. При отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья на общих основаниях. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку с выделением ссуд под строительство жилья или без таковых.

При определенных условиях, указанных в законе, возможно восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда, прописка у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, инициативе благотворительных и иных организаций, создаются центры социальной адаптации, приюты и т. п., предназначенные для временного проживання лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, освобожденные от наказания.

lawbook.online

Помощь осужденным освобождаемым от отбывания уголовного наказания

Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Разъясняет начальник отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры г. Москвы Сергей Алексеевич Горюнов

В соответствии со ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производится администрацией учреждения, исполняющего наказание.

При освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних администрация учреждения заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников или иных лиц. Указанные лица направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц, либо работника исправительного учреждения.

Освобождаемые осужденные имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Они вправе обратиться за содействием в трудоустройстве в органы федеральной службы занятости по месту жительства. В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в службе занятости, вправе получать пособие, размер и условия выплаты которого определяются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

www.mosproc.ru

Статья 181 УИК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Комментарии к ст. 181 УИК РФ

1 — 3. В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного. Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания или по их желанию деньгами по установленным нормам. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При необходимости из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» . Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 258.

4 — 5. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственникам осужденного и иным лицам, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных выше категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства. При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки, в которые должны направляться такие извещения, а упомянуто лишь об их «заблаговременности». Не указана и форма, в которой они должны излагаться. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении родственникам осужденного, иным лицам, органам и учреждениям, указанным выше, в сроки, определенные в ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, например, если незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

rulaws.ru

Помощь осужденным освобождаемым от отбывания уголовного наказания

См.: Приказы Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В учреждениях и органах УИС созданы группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. 4 августа 2006 г. ФСИН России принята Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г., предусматривающая ряд мер по дальнейшему совершенствованию социальной работы с осужденными.

Социальные работники выявляют наиболее острые проблемы осужденных, создают условия для их социальной защиты, оказывают необходимые консультации по вопросам пенсионного, материального и иного социального обеспечения, осуществляют подготовку осужденных к освобождению, оказывают содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей, в бытовом и трудовом устройстве после освобождения, оформляют необходимые документы для назначения пенсий и других социальных выплат.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Учитывая, что в случае применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу осужденному к лишению свободы засчитывается в срок отбывания наказания время его нахождения в следственном изоляторе, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в ч. 1 комментируемой статьи внесено изменение, предусматривающее направление указанного уведомления в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев сразу после вступления приговора в законную силу.

В настоящее время уголовные наказания в виде ареста и ограничения свободы в действие не введены. Правительством РФ внесены на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов, предусматривающие исключение ареста из перечня уголовных наказаний, а также введение в действие наказания в виде ограничения свободы, заключающееся в исполнении осужденными установленных судом обязанностей и запретов под контролем уголовно-исполнительных инспекций без изоляции от общества.

2. В целях подготовки к освобождению, разъяснения их прав и обязанностей, возникающих после отбытия наказания, с осужденными проводится соответствующая воспитательная работа.

В исправительных учреждениях организованы справочно-консультационные пункты, деятельность которых направлена на разъяснение осужденным порядка трудового и бытового устройства после освобождения, законодательства о труде, о сети профессиональных образовательных учреждений и других вопросов. Созданы «Школы подготовки осужденных к освобождению», секции социальной помощи. На занятиях разъясняются конституционные права и обязанности осужденных после освобождения, проводятся беседы по вопросам трудоустройства, жилищного обеспечения, получения паспорта, регистрации и т.д. Для проведения лекций приглашаются юристы, психологи, работники органов социальной защиты.

В большинстве территориальных органов ФСИН России разработаны памятки и справочники для освобождающихся из мест лишения свободы, в которых разъясняются их права, порядок трудоустройства, пенсионного обеспечения, рекомендации по решению жилищных и других проблем.

Существенную помощь в подготовке осужденных к жизни на свободе оказывают материалы федеральной службы занятости населения о возможности трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы, о наличии вакансий на предприятиях области, размерах оплаты труда, условиях трудоустройства через центр занятости населения, публикуемые в многотиражных газетах территориальных органов ФСИН России.

3. Частью 3 комментируемой статьи в отношении осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет установлены дополнительные гарантии социальной защиты. По их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, они направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Одной из форм социальной работы с этими категориями осужденных является проведение дней пожилых людей, дней инвалидов в учреждениях УИС. На эти мероприятия приглашаются представители местных органов социального обеспечения и социальной защиты, родственники осужденных. В целях привлечения внимания общественности к этой проблеме такие мероприятия освещаются по местному телевидению и в печати.

Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

Комментарий к статье 181

1. Комментируемая статья предусматривает обеспечение бесплатного проезда к месту жительства осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок.

Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования: железнодорожным транспортом — в плацкартных вагонах пассажирского (скорого) поезда; при наличии только морского сообщения — в каютах IV категории судов транспортных линий; только речного сообщения — на местах III категории судов транспортных линий; только автомобильного сообщения — в автобусах общего типа, а при их отсутствии — в мягких автобусах; только авиационного сообщения — в салонах самолетов экономического (низшего) класса.

Вместо проездных билетов им могут быть выданы деньги для оплаты проезда по тарифу проезда в общем вагоне пассажирского (скорого) поезда либо при наличии только других видов сообщения по установленным для них минимальным тарифам. Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

Перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи категории осужденных обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1997 г. N 1358 установлено, что осужденные, освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по норме сухого пайка или деньгами в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Минимальная норма питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также норма питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время установлены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205.

Нормы обеспечения продуктами на путь следования больных осужденных, осужденных беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, а также порядок замены продуктов при выдаче продовольственных пайков определены Министерством юстиции РФ .

См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 2 августа 2005 г. N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства.

Освобожденные осужденные следуют к месту жительства, как правило, в собственной одежде либо выданной исправительным учреждением. В случаях невозмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в исправительном учреждении, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность.

При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у них собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в исправительном учреждении и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, оплаченные не полностью, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет исправительного учреждения.

Инвалиды I или II группы, а также несовершеннолетние осужденные при наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды они освобождаются в ранее выданной им одежде. На детей, находившихся в домах ребенка при исправительных учреждениях и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производятся по их заявлению с разрешения начальника исправительного учреждения или его заместителя. О выдаче проездного билета либо денег на его приобретение, обеспечении питанием или деньгами на время проезда, одеждой, сумме выданного единовременного денежного пособия делаются соответствующие отметки в документе об освобождении.

Освобождающимся осужденным может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ. С 1 января 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 в целях реализации ч. 2 комментируемой статьи установлена величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, в размере 720 рублей.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных осуществляются учреждениями, исполняющими наказания, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

4. Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных близких лиц. Родственникам либо иным близким лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства.

Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных близких лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

Освобождаемые несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет, а также осужденные, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных близких лиц, которые заблаговременно уведомляются об их освобождении. В случае невозможности их прибытия — в сопровождении работника учреждения, исполняющего наказание.

Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Комментарий к статье 182

1. Осужденные, освобождаемые от наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи, не предусмотренных комментируемым Кодексом, в частности на получение пособия по безработице, информации по вопросам занятости, на обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» вопросы трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, входят в компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих служб занятости.

Во многих регионах заключены соглашения о сотрудничестве между территориальными органами ФСИН России и органами Федеральной службы занятости населения, приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в которых определены права на трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, регулярно проводятся ярмарки вакансий с выездом в исправительные учреждения специалистов региональных центров занятости населения и представителей работодателей.

2. ФСИН России, ее территориальные органы в решении вопросов социальной адаптации взаимодействуют не только с органами исполнительной власти, но и с общественными организациями и религиозными объединениями. Поскольку основные проблемы возникают при решении вопросов осужденных, не имеющих постоянного места жительства, большую помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства данной категории осужденных оказывают центры социальной адаптации, дома ночного пребывания.

В субъектах Российской Федерации функционируют более 200 учреждений социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, основной задачей которых является социально-правовая защита указанной категории граждан, оказание им помощи в решении вопросов трудового и бытового устройства.

3. Отсутствует государственно-правовой механизм социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, не обеспечивает в полной мере реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан. Имеющиеся центры социальной реабилитации, социальные приюты в силу их малочисленности не способны охватить своим воздействием всех освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи.

На решение этих проблем направлен разработанный Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций проект федерального закона о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливающего правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, их правовое положение, а также определяющего компетенцию и обязанности государственных органов Российской Федерации в этой сфере.

При Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству создана межведомственная рабочая группа по вопросам обеспечения социальной адаптации несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы.

Статья 183. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Комментарий к статье 183

1. Законом РФ «О милиции» установлена обязанность милиции контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений. Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900, на участковых уполномоченных милиции также возлагаются обязанности по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако этот контроль носит формальный характер.

2. Возложение на осужденного обязанностей не менять без уведомления постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и других обязанностей, способствующих его исправлению, которые по своему содержанию могут быть расценены как определенные ограничения, в соответствии с УК РФ возможно лишь при применении к нему условно-досрочного освобождения.

При этом предусмотрено, что в течение оставшейся не отбытой части наказания контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.

Суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания по представлению названных органов, если осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.

Вместе с тем специализированный государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц, в настоящее время не определен. Следовательно, правовые основания для обеспечения надлежащего контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, за исключением условно-досрочно освобожденных военнослужащих, отсутствуют. Сложившаяся практика отмены судами условно-досрочного освобождения вследствие совершения нового преступления свидетельствует лишь об отсутствии контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

3. Ранее данные вопросы регулировались Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, регламентировались порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора. Институт административного надзора способствовал предупреждению повторных преступлений и действовал до вступления в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ и КоАП РФ.

Уровень преступности, и рецидивной в частности, особенно среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, не может не вызывать серьезной озабоченности государства и общества: каждое пятое преступление в стране совершается лицами, отбывшими наказание.

4. Учитывая, что в настоящее время правовое регулирование контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, носит бессистемный характер, существующая нормативная база не устанавливает четкого механизма реализации данного института, на различных уровнях неоднократно рассматривался вопрос о необходимости принятия специального федерального закона, позволяющего в полной мере урегулировать осуществление постпенитенциарного контроля.

Такой закон должен быть разработан с учетом позитивной мировой практики, поскольку европейскими и другими зарубежными государствами накоплен большой опыт применения постпенитенциарного контроля, и направлен на защиту общества от преступных посягательств, уменьшение рецидива преступности, исполнение предписаний суда в отношении освобожденных из мест лишения свободы, осуществление помощи жертвам преступлений и реабилитацию правонарушителей.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.