Политика переселения столыпина

Оглавление:

Переселение крестьян в Сибирь

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, «выселение из которых признавалось особо желательным». Описание Стабилизатор напряжения для дома здесь.

Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство «открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

Массовое переселение крестьян на восточные окраины страны было одним из важнейших направлений реформы. Тем самым уменьшалась «земельная теснота» в европейской части России, «выпускался пар» недовольства.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

За 11 лет реформы на свободные земли Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число переселенцев было наибольшим за все годы реформы и составило 665 тыс. человек.

Однако масштабы данного мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего, таким образом, вернулось около 550 тыс. человек.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также, население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Развитие предпринимательства в 16 веке
На таком историческом фоне разворачивалась деятельность российских предпринимателей в XVI веке. Учитывая сложность обстановки, эта деятельность представляет особый интерес, хотя за прошедшее столетие в организации этого процесса произошло не так уж много изменений. В конце XVI века вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городски .

Жертвы (исключая террористов)
Нью Йорк ВТЦ 2603 погибших и 24 пропавших без вести[24][25] American 11 88[26] United 175 59[27] Арлингтон Пентагон 125[28] American 77 59[29] Шенксвилл United 93 40[30] Всего 2,974 погибших и 24 пропавших без вести. Жертвами терактов стали 2974 человека (не включая террористов): 246 пассажиров и членов экипажей самолётов, 2603 ч .

Священный союз
Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы, ощущавшим себя освободителем ее народов, на которого возложена особая, определенная Божьей волей миссия по предотвращению на континенте дальнейших войн и разорений. Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для реали .

www.allistoria.ru

Аграрная реформа Столыпина 1907-1916 гг. — кратко о событиях

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 — 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

istoriarusi.ru

Политика переселения столыпина

Политик, реформатор, государственник, оставивший весомый след в истории. В личностном плане П.А. Столыпин являл собой новый тип государственного служащего, креативного, публичного политика, человека волевого, с широким кругозором, с умением подбирать необходимые кадры, выстраивать отношения с разными ветвями власти. При этом он демонстрировал такие личные и профессиональные качества – был смел и самоотвержен, дисциплинирован и инициативен, удивительно трудоспособен.

8 июля 1906 г. Столыпин П.А. был выбран на пост премьер-министра. Среди трудов Столыпина особое место занимает продвижение крестьянской России на восточные окраины империи. Наряду с системой мероприятий по стабилизации обстановки в стране, им была продолжена аграрная реформа, направленная на создание массового слоя собственников земли, выхода крестьян из общины. В ходе этой реформы должен был быть решен комплекс задач: безземельные и малоземельные крестьяне европейской территории Российской империи получали землю и культурно ее осваивали. Создавая поселения на местах, они способствовали бы освоению территорий Сибири и Дальнего Востока.

Обеспечить столь мощное продвижение по территории Российской империи на Дальний Восток могла только хорошо отлаженная инфраструктура – дальнейшее развитие и совершенствование Великого сибирского железнодорожного пути и прилегающих к нему территорий. На это и были направлены мероприятия, предпринятые Столыпиным. Он отмечал, что «оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности». Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство Столыпина выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Для обеспечения перевозки переселенцев был использован опыт перевозки сотен тысяч солдат в Маньчжурию во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Они ехали в теплушках, оборудованных нарами в два этажа в передней и задней частях вагона и железной печкой посередине. На начальном этапе переселения в Сибирь и на Дальний Восток эти теплушки из товарных вагонов часто использовали. Одновременно шла разработка новых специальных сибирских вагонов.

С 1908 г. началось строительство вагонов новой конструкции с водяным отоплением, туалетами, титанами для кипятка. Были даже специальные вагоны – аудитории, оборудованные всем необходимым для лекций, в том числе наглядными пособиями и аппаратурой. На лекции приходили и местные крестьяне, пока вагон стоял на станциях.

По соглашению с Переселенческим управлением Министерством путей сообщения были заказаны и запущены в эксплуатацию специально оборудованные санитарные вагоны. Медперсонал этих вагонов проводил медицинские осмотры, дезинфекцию подвижного состава. Лечение переселенцев производилось за счет Переселенческого управления. По линиям железных дорог Европейской России и Западной Сибири было построено 19 жилых бараков вместимостью в 2800 человек. Детям до десяти лет и больным пища отпускалась бесплатно.

На Дальний Восток с 1901 по 1906 гг. переселилось 53 336 новоселов, основавших 62 поселения. В 1907 г. уже наблюдалось неслыханное в истории Дальнего Востока оживление переселенческого движения. Сюда прибыло79 429 крестьян-новоселов, в том числе 61 722 переселенца – в Приморскую область. Ими было основано 53 новых селения. Всего с 1907 по 1913 гг. на Дальний Восток прибыло216 724 новосела, ими было основано 338 новых селений. В целом за 1901-1916 гг. в Приамурское генерал-губернаторство прибыло около 323,7 тысяч крестьян-новоселов. Таким образом, столыпинская аграрная реформа способствовала усилению переселенческого движения на Дальний Восток, формированию и водворению крестьян-новоселов региона.

За годы столыпинской реформы на Дальнем Востоке было заселено и введено в сельскохозяйственный оборот более 3,5 млн десятин ранее пустовавших земель. Успехи аграрной колонизации Амура и Приморья находили свое выражение не только в их заселении, но и в расширении посевных площадей, росте поголовья скота, в специализации отдельных районов на производстве тех или иных товарных продуктов, в насыщении деревни сельскохозяйственными машинами и орудиями, в повышении агрикультуры местного крестьянского хозяйства. Столыпинская реформа оказала существенное воздействие на развитие производительных сил и на повышение уровня материального благосостояния дальневосточной деревни. В переселенческой среде П.А. Столыпина любили и почитали за то, что благодаря его уму были освоены такие необъятные просторы. Крестьяне знали, что на премьера было совершено много покушений, очень возмущались этим и сочувствовали ему.

О Столыпине, скончавшемся в Киеве 5 сентября 1911 года после смертельного ранения, нанесенного ему четырьмя днями ранее Д. Богровым, говорилось на четырех из шестнадцати страниц 38-го номера еженедельного журнала «Родина» от 18 сентября. Учитывая профиль журнала – иллюстрированного издания для семейного чтения, большая часть материалов рассказывала о человеческих качествах Петра Аркадьевича, отсылая интересующегося читателя к бесплатному приложению к журналу – одноименной, еженедельной политической и общественной газете «Родина», где давалась характеристика Столыпина как государственного деятеля и сообщалось о телеграммах соболезнования в связи со смертью премьера. Телеграммы поступили в санкт-петербургское телеграфное агентство «из многочисленных городов и местечек империи», в них сообщалось «о глубокой скорби всех слоев населения», о «панихидах по усопшем председателе совета министров», об экстренных заседаниях земств, городских дум, биржевых обществ, «посвященных памяти покойного». Отдельными заметками газета информировала читателей о погребении Столыпина в Киево-Печерской лавре «между двумя историческими могилами Кочубея и Искры».

В журнале «Родина» было опубликовано стихотворение А.И. Кудина «Памяти П.А. Столыпина»

Молилась на него страдалица Россия
И смело шла за ним дорогою святой.
Но подвиг до конца свершить не допустила
Его судьба: он мертв, он в муках опочил,
Нерусская рука жизнь вдруг остановила,
В нем выстрел роковой всю силу подточил…
Свершился наяву кошмарный ужас дикий,
Поднялся на него ничтожнейший червяк,
И пал наш богатырь, России сын великий,
Осиротел народ, пред ним в грядущем мрак.

Использованная литература:

1.(Столыпин П.А.: статьи) // Родина. – 2012. — № 4. Из содерж.: Крепче стянуть рельсами державное могущество России. — С.74-77; Осипов Ю. «Меня поражал самый вид этих свободных хлебопашцев» : Столыпинская аграрная реформа на Дальнем Востоке. — С.82-83; Наумов С. Государственное трезвомыслие: Столыпин в исторической памяти и исторической науке. — С.109-111; Мурашов Д. «И пал наш богатырь, России сын великий…»: Журнал «Родина» о гибели Петра Столыпина. — С.120-121.

relocation.pgpb.ru

Столыпинская аграрная реформа. 1906 — 1917 годы

Тип материала
Периоды переселения

Похожие материалы

Один период

Столыпинская аграрная реформа была серией масштабных мер, направленных на кардинальное переустройство российского аграрного сектора. Главная ее цель была в предотвращении новой революции, в привлечении крестьян – самого многочисленного социального слоя России – на сторону правительства. При этом правительство старалось не затронуть и интересы помещиков, защитить дворянское землевладение от сокращения. Разрушение крестьянской общины, мешавшей развитию нового типа хозяйствования, тоже подразумевалось, но предусматривалось постепенное ее исчезновение как института. (История…)–Среди целей, которые преследовала реформа П.А. Столыпина в области переселения были не только стремление ослабить социальный кризис в малоземельных губерниях, но и стремление заселить безлюдные окраины. Актуальность этого вопроса показала неудачная для России Русско-японская война, четко обрисовавшая возможность заселения этих территорий китайцами и японцами. (Белянин Д.Н.).

Итак, каковы были основные направления реализации аграрной реформы по России в целом?

1. Закрепление в частную собственность наделов, устройство хуторов и отрубов как форм частного землевладения. Последние две формы уничтожали чересполосицу в расположении участков и давали больше свободы в распоряжении крестьянином своими землями. Продажа земли крестьянам в рассрочку через земельный банк.

2. Развитие сельскохозяйственной кооперации, как промысловой, так и кредитной.

3. Переселение крестьян из малоземельных районов на новые земли как средство снижения социального напряжения.

Таким образом, переселение крестьян было лишь одним аспектом из многообразных мер по решению социальных и экономических проблем в русской деревне. Однако именно он является наиболее важным для настоящего проекта.

Основными законодательными актами реформы являются:

9 ноября 1906 года— указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

14 июня 1910 годазакон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве»

Кроме этих законов, было принято немало актов, касающихся непосредственно переселения. Часть из них изданы до указа от 9 ноября 1906 года.

Правила от 10 марта 1906 года издавались как дополнение к закону 1904 года. По этим правилам проехать за Урал мог любой крестьянин или мещанин-земледелец, независимо от имущественного положения. Льготы и пособия сохранялись. Например, проезд по удешевленному тарифу в ¼ стоимости билета 3-го класса. Дети до 10 лет ехали бесплатно. По льготному тарифу перевозились и вещи переселенца. Выдавались на проезд путевые ссуды – до 50 рублей. (Белянин Д.Н.).

На месте переселенец освобождался от казенных и земских денежных сборов на 5 лет, а последующие 5 – платил их в половинном размере. Он выплачивал только натуральные повинности* и мирские сборы. Бесплатный лес получали как переселенцы на Алтае, так и на казенных землях – последние в рамках обычного законодательства. Имелись домовые ссуды. По ссудам переселенцам ни процентов, ни пеней не начислялось. Возврат ссуд производился по истечении пятилетнего срока в течение 10 лет равными суммами ежегодно. Разрешалось вносить платежи и раньше срока. Все переселенцы старше 18 лет получали отсрочку на три года отбывания воинской повинности. Если переселенец должен был временно возвратиться на родину, то он получал свидетельство для проезда по удешевленному тарифу. (Белянин Д.Н.).

Лица, переселяющиеся без проходных свидетельств. могли водворяться на общих основаниях на заготовленных участках, при условии, что там имелись свободные места. На самовольных переселенцев не распространялись льготы по отбыванию воинской повинности, на удешевленный проезд по железной дороге и на получение путевых ссуд. (Белянин Д.Н.).

С просьбами о помощи на местах переселенцы могли обращаться в землеустроительные комиссии. Комиссии принимали ходатайства о выдаче ходаческих и проходных свидетельств, распространяли среди крестьян сведения об условиях переселения и осуществляли посредничество в продаже оставленной земли. (Белянин Д.Н.).

Указом 19 сентября 1906 года свободные земли кабинета в Алтайском округе передавались в казну под образование переселенческих участков. (Белянин Д.Н.).

Именной высочайший указ от 5 октября 1906 года отменил ряд ограничений в правах сельских обывателей – крестьяне получили возможность свободного передвижения в пределах страны и право самостоятельного выбора места проживания. (Белянин Д.Н.).

9 ноября 1906 года опубликован Указ, разрешавший свободный выход из общины и продажу своих наделов в Европейской России. Это было особо важно для желающих переселиться. Указом также разрешалось создавать хутора и отруба, но при этом для Сибири предпочтительной формой землепользования являлась община. (Белянин Д.Н.).

С 1906 года было упрощено получение ссуд. Правом разрешения выдачи ссуд переселенцам обладали уездный съезд, Губернское управление, Переселенческое управление, заведующий устройством переселенцев. По водворении переселенец подавал ходатайство, в котором указывал, по какой причине ему нужна ссуда – строить дом, покупать лошадь и т.д. Расход выданных средств контролировался чиновниками. Если ссуда тратилась непроизводительно, то крестьянину отказывали в дальнейшей финансовой помощи. (Белянин Д.Н.).

Хлынувший поток переселенцев периодически пытались ограничивать. Например, 13 марта 1908 года было издано «Положение совета министров о порядке переселения за Урал в 1908 году» — цель которого была в попытке усилить контроль за движением переселенцев. У администрации появлялась возможность приостановить выдачу свидетельств ходокам и переселенцам на льготный проезд не только в те районы, где обнаружился недостаток свободных участков, но и вообще в любой.(Белянин Д.Н.).

Однако поощрительные меры преобладали.

Циркуляр от 16 марта 1909 года регулировал выдачу ссуд. Выдаваемые на домообзаводство и общеполезные нужды ссуды могли быть возвратными или безвозвратными. Общеполезными нуждами считались обводнительные и осушительные работы, постройка дорог, общественных зданий, устроение пожарной охраны, внутринадельное межевание и т.п. (Белянин Д.Н.).

В 1910 выдвинут проект закона о продаже и сдаче в аренду участков земли под устройство сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

10 мая 1911 года принято Положение об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность. (Белянин Д.Н.).

5 июля 1912 года вышел новый закон о ссудах на домообзаводство, по которому часть ссуды поступала в безвозвратное пользование. Переселенцы, водворившиеся в старожильческих обществах, получали ссуды в половинном размере, а размер зависел от почвенно-климатических условий. Районы Сибири были разделены на разряды. Чем выше номер, тем хуже земли. Большая часть Томской губернии относилась ко 2 разряду и ссуда составляла100 рублей. (Белянин Д.Н.).

Манифест от 21 февраля 1913 года объявил, что крестьяне-домохозяева, переселившиеся за Урал без надлежащего разрешения, получают право пользования всеми льготами, предоставленными легальным переселенцам. (Белянин Д.Г.). Таким образом, граница между самовольными и официальными переселенцами снова стиралась.

Меры, которые предпринимались правительством, отличались систематичностью и продуманностью. Они могли снизить риск от переселения, но не исключить его полностью. Поэтому правительство стремилось удержать крестьян от необдуманных миграций. Многочисленные справочные издания, брошюры, листки подробно разъясняли, что значит быть переселенцем. Говорилось в том числе и о неблагоприятных факторах переселения. Переселенцев в Сибирь предупреждали о суровом климате, недостатке хороших путей и необходимости расчистки участков из-под леса, говорилось о времени, требовавшемся на дорогу и затратности предприятия в целом. Риска добавляла и массовость переселений.

В период с 1906-1917 год власти осознавали важность колонизации Сибири и Дальнего Востока как средства закрепления за Россией этих территорий и решения социальных конфликтов в деревне. Организация переселенческого движения была на высоком уровне: правительство и местные администрации по максимуму учли все недостатки, выявленные в предыдущие периоды.

С 1906 года был издан ряд законов, облегчивших процедуру переселения и землеустройства. Созданы специальные учреждения, на которые возлагалась как обязанность анализировать пригодность местности для водворения переселенцев, так и помогать мигрантам в обустройстве.

Для того, чтобы снизить риск разорения и облегчить укоренение переселенцев правительство принимало ряд мер. В частности, были увеличены денежные выплаты на создание землеустроительных комиссий, ссуды переселенцам на дорожные расходы и землеустройство. Расширены льготы переселенцам, как официально получившим разрешение, так и самовольным. Последние также оказались в более выгодных условиях, чем когда бы то ни было раньше. Кроме организации собственного хозяйства, была введена практика выдачи ссуд на осушение участков, строительство дорог, обводнение территорий, строительство церквей, начальных школ, больниц.

Тем не менее, нельзя говорить о стимуляции переселения на окраины со стороны власти – наоборот, правительство стремилось всеми силами сократить поток переселенцев, ведя разъяснительную работу среди крестьян о трудностях переселения. Время от времени издавались ограничительные акты.

Поток переселенцев в этот период был велик, что порождало и большое количество обратных переселенцев. Тем не менее, большая часть мигрантов осталась в Сибири, основав здесь свои хозяйства.

xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb

Смотрите так же:

  • Образец купли продажи земельного участка с участием несовершеннолетних НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
  • Приказ 113н минфина Приказ Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 113н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н" Приказ Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 113н"О внесении изменений в приказ Министерства […]
  • Фсс приказ 335 от 17092012 г Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.09.2012 N 335 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих […]
  • Трейлерные суда Трейлерные и контейнерные суда По данным отечественных и иностранных источников в книге обобщены и систематизированы сведения о конструктивных особенностях и оборудовании трейлерных и контейнерных судов и их экономической эффективности. […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]
  • Приказ новогодних праздниках Экономполитика Зимний загул: россиянам расписали праздники Утвержден график праздников на 2018 год: 10 дней новогодних каникул Россиян ждут затяжные новогодние каникулы, которые продлятся 10 дней. Спецкомиссия по трудовым отношениям […]

Обсуждение закрыто.