Подведомственность гражданских дел судам это

Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации

Подведомственность определяют как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными словами, подведомственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав и свобод. Это конституционное положение является определяющим для закрепления института подведомственности в гражданском процессуальном законодательстве.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
  4. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  5. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  6. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, то есть они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора – он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели (ст. 28 АПК).

Наряду с общим правилом ст. 33 АПК предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака – характера спора.

К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст. 29 АПК свидетельствует о необходимости разграничивать подведомственность и в этой области, причем не только между общими и арбитражными судами, но также и конституционными (уставными) судами. Прежде всего такого разграничения требуют дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Действующий АПК подвел соответствующую законодательную базу под случаи такого рода, закрепив в ст. 29 правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности дел об оспаривании нормативных актов остается прежним – они подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт.

По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20 января 2003 г. разъяснил, что исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Подведомственность и подсудность гражданских дел: Видео


legalquest.ru

§ 2. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции 1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

— дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; —

дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК; —

дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК); —

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК), например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК).

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 29 АПК, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо

исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел остановимся на семейных и трудовых спорах.

lawbook.online

Подведомственность и подсудность гражданских дел

В результате изучения главы студент должен:

знать

■ понятие, виды и правила определения подведомственности гражданских дел;

■ понятие, виды и правила определения подсудности гражданских дел;

■ основания отграничения подведомственности от подсудности;

■ критерии отграничения подведомственности судов общей юрисдикции от арбитражных судов;

уметь

■ анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел;

владеть

■ навыками анализа специфики конкретного спорного правоотношения (правовой коллизии) и соотнесения ее с нормативными предписаниями в целях правильного определения подведомственности и подсудности.

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции и ее виды

В ст. 22 ГПК содержатся общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам. Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Кроме того, гражданско-правовые споры разрешаются и в несудебном порядке органами рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, органами рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг, профсоюзными органами, органами исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае – судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

В юридической литературе нет единого определения подведомственности. Под ней понимается: нахождение вопроса в чьем-то ведении (И. Г. Побирченко); относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (Ю. К. Осипов, В. А. Мусин, К. А. Чудиновских); разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (Н. И. Авдеенко, М. А. Кабакова); круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа (В. Ф. Тараненко); свойство дела, в силу которого последнее подлежит разрешению определенным органом (Π. Ф. Елисейкии, И. М. Зайцев, В. В. Ярков).

Однако наиболее полное и всеобъемлющее определение подведомственности дает Г. Л. Осокина, отмечающая, что под подведомственностью следует понимать совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению дел, а также порядок их реализации.

Понятие «подведомственность» следует отличать от понятий «компетенция» (круг правомочий суда или иного правоприменительного органа) и «подсудность» (пределы компетенции каждого суда общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела). Кроме того, выбор соответствующего суда, которому подсудно дело, зависит от ряда обстоятельств (в частности, от места жительства ответчика, нахождения имущества организации и т.п.).

Выделяют следующие виды подведомственности:

исключительная, означающая, что лишь один юрисдикционный орган, прямо указанный в законе, вправе разрешать то или иное конкретное дело. Ярким примером исключительной подведомственности является механизм разрешения дел о несостоятельности (банкротстве), которые в силу указания законодательства подлежат рассмотрению и разрешению только в арбитражных судах;

условная, предусматривающая разрешение дела различными органами в порядке очередности. Так, в соответствии с п. 3 ст. 124 ВзК до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 161 КВВТ, п. 1 ст. 403 КТМ и некоторых других нормативных актах;

альтернативная, предполагающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов. Так, при несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может в соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» обжаловать его либо в административном, либо в судебном порядке, осуществляя данный выбор самостоятельно;

договорная, предусматривающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов на основании обоюдной договоренности сторон. Примером альтернативной подведомственности является закрепленная в п. 1 ст. 138 КВВТ возможность суда общей юрисдикции, арбитражного или третейского суда посредством вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела. Выбор конкретного юрисдикционного органа в данном случае будет определяться исходя из нормативных предписаний о подведомственности (при передаче спора на разрешение государственного суда) либо на основании обоюдной договоренности сторон (при решении вопроса о передаче спора для разрешения в государственный или третейский суд).

Рядом авторов (В. М. Жуйков, И. М. Зайцев, Т. А. Савельева) отмечается отпадение необходимости в дробной регламентации права на судебную защиту, обусловленное правом суда рассматривать все без исключения так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 № 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» даны следующие разъяснения: дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе;

2) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Однако ст. 22 ГПК хотя на первый взгляд и содержит исчерпывающий перечень категорий дел, рассматриваемых и разрешаемых судами общей юрисдикции, но не в полной мере отражает действительность. Наряду с перечисленными в ней категориями дел суды общей юрисдикции рассматривают также дела, связанные с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, что прямо закреплено в разд. VII ГПК.

Кроме того, хотя подобное правомочие и не закреплено в нормах гражданского процессуального права, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ (см.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г.) районные суды рассматривают заявления об обеспечении исков, рассматриваемых третейскими судами.

Все вышеперечисленные категории дел суды рассматривают и разрешают при условии, что в них отсутствуют экономические споры.

Кроме того, судам общей юрисдикции не подведомственны дела, прямо отнесенные федеральными конституционными или федеральными законами к подведомственности арбитражных судов. Так, ст. 33 АПК содержит перечень дел, которые подведомственны только арбитражным судам (так называемые дела специальной подведомственности). Данной статьей установлено, что арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по корпоративным спорам;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все перечисленные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Кроме того, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 (2009 г.), специфику имеет решение вопроса об определении подведомственности судам общей юрисдикции следующих категорий дел:

1) об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (по общему правилу подведомственны арбитражным судам, однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (п. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 23, 42, 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 12, 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ст. 20 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»));

2) об оспаривании отказа в государственной регистрации редакции СМИ или уклонения от такой регистрации (подлежат разрешению в зависимости от организационноправовой формы юридического лица, в которой организуется редакция (ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»));

3) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (согласно положениям п. 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 и п. 1 ст. 197 АПК суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела, однако при применении указанных положений необходимо учитывать, что действующее законодательство не относит к индивидуальным предпринимателям нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов (ст. 3 и 4 Основ законодательства о нотариате, ст. 10, 12, 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)).

В случае если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, и их разделение невозможно, дело в силу установленного законом приоритета судов общей юрисдикции перед арбитражными судами рассматривает и разрешает суд общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, то суд общей юрисдикции принимает к своему производству лишь требования в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем выносит определение. При возможности разделения требований судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

studme.org

23. Понятие подведомственности гражданских дел и ее виды. Подведомственность гражданских дел суду и ее виды.

Подведомственность (подв.) — это свойство споров о праве и других юридических дел, в силу которого их разрешение отнесено к ведению того или иного юрисдикционного органа. Юрисдикционные органы — это суды (федеральные, конституционные (уставные), мировые судьи); негосударственные судебные органы — третейские суды; органы загса, нотариусы и др.

Виды множественной подв.:

Договорная — определяется взаимным соглашение сторон. 2. Императивная — закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы (напр., большинство трудовых споров рассматриваются сначала КТС, а затем может быть разрешено в суде). 3. Условная — дело подлежит рассмотрению в суде в случае наступления определенного условия, установленного законом. 4. Альтернативная — заинтересованное лицо самостоятельно выбирает орган, в который может обратиться в соответствии с законом. Напр., выбор между разрешением спора в административном (обращение в вышестоящий адм. орган) или судебном порядке. 5. Смешанная — сочетает признаки разных видов подв., напр, императивной и альтернативной. Напр., если лицо обратилось за разрешением спора в вышестоящий адм. орган и получило там отказ, оно вправе обратиться с жалобой в суд. Подведомственность гражданских дел судам Статья 22. 1. Суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду

pravo.studio

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определяется ст. 22 ГПК РФ. Критериями отнесения отдельных категорий дел к судам общей юрисдикции и другим судам (арбитражным, конституционным) служат субъектный состав участников правоотношения и содержание материального правоотношения.

При определении подведомственности следует помнить, что арбитражный и конституционный суды рассматривают лишь те дела, которые прямо отнесены федеральным законом к их ведению. Что касается споров о нарушении прав, обусловленных процедурой расследования уголовных дел, то они рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке уголовного судопроизводства. В порядке административного производства (по правилам гл. 30 КоАП РФ) разрешаются дела (подведомственные судам общей юрисдикции) по заявлениям об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях. Все остальные категории дел относятся к сфере гражданского судопроизводства, если в соответствии с федеральным законом их защита не подлежит осуществлению в ином судебном порядке.

В соответствии с критериями разграничения подведомственности (субъектный состав и содержание правоотношения) арбитражные суды по общему правилу рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются юридические лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). При этом, опять же по общему правилу, дело независимо от характера спорных отношений подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции при отсутствии хотя бы у одного участника спора статуса юридического лица или приобретенного в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя. Из названного правила имеются исключения. Так, к специальной подведомственности арбитражного суда законом (ст. 33 АПК РФ) отнесены дела: 1) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Все перечисленные категории дел рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Судам общей юрисдикции подведомственны дела, разрешаемые в порядке приказного производства (п. 2 ч. 1 ст. 22). В соответствии со ст. 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если: требование основано на нотариально удостоверенной сделке; требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; заявлено органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

При этом если участниками правоотношения являются юридические лица и (или) граждане-предприниматели, а его содержанием экономические отношения, основанные на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта или о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам, то дело подведомственно арбитражному суду.

К подведомственности судов общей юрисдикции относятся дела, возникающие из публичных правоотношений (п. 3 ч. 1 ст. 22). Их перечень приведен в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с названной статьей суд рассматривает следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда. Таким образом, перечень дел, возникающих из публичных отношений, указанных в ст. 245 ГПК РФ, не является исчерпывающим.

К подведомственности арбитражных судов также отнесены дела, возникающие из публично-правовых отношений. Однако речь идет только о тех делах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29 АПК РФ)1.

Что касается разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ, то оно определяется ч. 3 ст. 251 ГПК РФ, содержащей норму, согласно которой рассмотрению в суде общей юрисдикции не подлежат заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

К подведомственности судов общей юрисдикции относятся дела особого производства (п. 4 ч. 1 ст. 22). Их перечень дан в ч. 1 ст. 262 ГПК РФ. Так, в порядке особого производства суд рассматривает дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

В ч. 2 ст. 262 ГПК РФ устанавливается правило, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, как и в случае с делами, возникающими из публичных правоотношений, перечень дел особого производства, подведомственных судам общей юрисдикции, не является исчерпывающим.

Как и судам общей юрисдикции, арбитражным судам также подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Однако речь идет только о фактах, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ). Непосредственно перечень этих юридических фактов установлен в ст. 218 АПК РФ.

К подведомственности судов общей юрисдикции относятся дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (п. 5 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). Если же названные дела связаны со спорами, возникающими при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, то они в соответствии со ст. 31 АПК РФ подведомственны арбитражным судам.

Наконец, судам общей юрисдикции подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (п. 6 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). Если же такие дела связаны со спорами, возникающими при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, то они подведомственны арбитражным судам (ст. 32 АПК РФ).

Суды также рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций (ч. 2 ст. 22 ГПК РФ).

Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все категории дел, указанные в ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, то судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

psyera.ru

Смотрите так же:

  • Минимальная пенсия по башкирии 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Уфы и Республики Башкортостан в 2018 году В Республике Башкортостан проживает 1 147 579 пенсионеров. Все они получают доход из бюджета Пенсионного фонда (ПФР). Правительство РФ регулирует доходы […]
  • Заполнение декларации по единому налогу Как с вами связаться? Онлайн-сервисподготовки декларации по ЕНВД за 2018 год Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки Распечатать отчет Отправить через интернет! Начиная с 1 квартала […]
  • Гражданство в швейцарии Гражданство и паспорт Швейцарии Швейцарский паспорт является едва ли не самым лучшим документом для безвизовых поездок, позволяя по состоянию на 2017 год посетить без необходимости получения визы почти все страны США, Канаду, […]
  • Омск социальная пенсия в 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Омска и Омской области в 2018 году Содержание неработающих пенсионеров жестко связано с уровнем жизни в регионе. Правительство регулирует их доходы законами. Так, пенсия в Омске в 2018 году не может быть […]
  • Иск остается без рассмотрения арбитражным судом в случаях если Формы окончания арбитражным судом дела без вынесения решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения (основания, порядок применения, последствия) Основания для оставления искового заявления без […]
  • Обзвон коллекторами Что делать если я не брал кредит, а телефон (адрес) в базе у коллекторов? Составление заявления. База телефонных номеров, которой пользуются коллекторы, иногда содержит ошибки. Если ваш номер случайным образом попал в эту систему, не […]

Обсуждение закрыто.