Почему спор бога и мефистофеля пролог

В чём суть спора Господа и Мефистофеля? (по трагедии Гете «Фауст»)

Главная / Сочинения по зарубежной литературе / Гете И.В. / В чём суть спора Господа и Мефистофеля? (по трагедии Гете «Фауст»)

На что способен человеческий разум – вот вопрос и главная идея произведения «Фауст» Гете. Главный герой – не выдумка автора, но в трагедии образ легендарного Фауста значительно преображен в соответствии с мировоззрением Гете. Средневековый доктор и маг становится гением эпохи Просвещения. Это не говорится в тексте прямо, но хорошо улавливается в подтексте.

«Фауст» состоит из пяти частей. Завязкой можно считать «Пролог на небе», где Господь и Мефистофель спорят о Фаусте.

В начале «Пролога на небе» ангелы докладывают о гармонии природы, о красоте земли. Каплю дегтя в это вносит дух противоречия, который намекает на то, что земля не так идеальна, ведь там в мучениях живет человек. Почему же страдают люди? А потому что они награждены «крупицей разума». Именно она толкает их на плохие поступки. Люди не совершенны, их интеллект ограничен, однако желания безграничны. Они считают себя великими, а на деле часто просто утоляют свою непомерную жадность и похоть.

Мефистофель, кажется, жалеет человеческий род, высказывая горькую иронию о страдании и ограниченности. Однако на самом деле он не склонен к жалости. Образ духа противоречия напоминает нам образ человека, разочарованного, бунтующего против мира с помощью иронии. Он настоящий циник, не упускает возможности посмеяться с других героев.

В чем суть спора между Богом и Мефистофелем? Объектом спора выступает ученый Фауст, который стремится познать мир. Пытливый ум ученого и его стремления найти истинные знания давно привлекли внимание на небе. Господь уверен, что Фауст сможет пройти любые испытания, преодолеть соблазны и отыскать смысл жизни человека. Таким образом Гете воплощает идею безграничной силы разума, которую поддерживали в эпоху Просвещения.

На небе заключается сделка относительно главного героя. Мефистофель хочет доказать, что все люди – ограниченные и жадные. Поэтому Фауст не должен стать исключением из правила.

Фауст принимает условия Мефистофеля, так как думает, что именно он его и призвал. Идея всезнания подтолкнула героя к магии. Он обращается к духам, чтобы те открыли ему тайны бытия. Появление духа скорее обрадовало, чем испугало героя.

Заключив сделку, Фауст и его помощник начинают путешествие. Герой теперь не ограничен в своих желаниях. Он может заполучить и любовь, и золото, и славу. Любовь к Маргарите тоже спровоцирована мистическими силами. Однако она стала настоящим чувством, хоть и обреченным на трагический финал.

Фауст пообещал, что его путь закончится со словами о прекрасном мгновении. Но этот миг, как бы ни старался Мефистофель, почему-то не наступал. Маргарита была казнена, а Прекрасная Елена так и не стала настоящей любовью.

На своем пути главный герой получает многое, но также многое теряет, совершает ужасные поступки. Он становится виновником трагической судьбы возлюбленной: убивает ее брата, сбегает с города, оставив ее одну.

Но в финале Фауст все-таки находит настоящий смысл жизни – в помощи другим людям — и поэтому он прощен небесами.

www.sochinyashka.ru

Почему спор бога и мефистофеля пролог

Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем?

Действие «Фауста» открывается Прологом, который происходит на небесах. И сразу же возникает спор о человеке, о смысле его жизни на Земле. Что же значит человек в этом огромном мире? Мефистофель отвечает на этот вопрос сокрушительной критикой человека — «смешного божка земли». Он убежден, что даже лучший из людей — Фауст — такой же слабый, как и любой человек вообще. Между прочим такие мысли о человеке не такие уже известные нам. Вы же слышали слово «быдло»? Так мы характеризуем целая толпа людей, но это слово переводится как «скот». И именно это слово применяет в отношении человека Мефистофель.

Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил Мефістофелю свою веру в человека:

Пока что умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен .

Следовательно, естественной и истинно человеческим свойством Господь считает Разум, поиск истины, он знает слабости человека, например, лень. Это слабость силы, которая сидит в человеке, пока внешние силы поднимают ее на подвиг.

Господь (а лучше сказать — сам автор) понимает сложность познания истины, путь к которой извилистый и трудный. Этот путь Господь называет то блужданием, то поиском грустным, но внутренняя чистота человека сохранит ее на путях познания: «чистая душа в своем поиске смутнім осознанием истины полная!»

Весь смысл транедії «Фауст» Гете — в маленьком тексте «Пролог на небесах». И смысл этого спора о назначении, или о сущности, человека предельно понятен: Творец создал человека для поиска истины, неведомой даже архангелам, но в путь искатель должен отправиться один, преодолев внутренние препятствия (те же лень) и внешние земные искушения. Тот, кто остановился в поиске, растратил себя на какие-то утешения — добыча темных, лишенных истины сил.

Аминь! По-моему, именно это слово должно закончить наши размышления о споре Бога и Сатаны.

ukrlitra.com.ua

«Пролог на небе» в трагедии Гёте «Фауст»

Трагедия Гете «Фауст» бесспорно является величайшим творением писателя и одним из ярчайших памятников европейской литературы XVIII века, века Просвещения, основными тенденциями которого были распространение и популяризация научных знаний. Если в XVII в. философские идеи были привилегией высших классов общества, то в XVIII в. литература преследовала цель донести эти идеи в популярной форме до всех слоев общества. Если литература XVII в. носила полемический характер, то XVIII в. порождает особую культуру компромисса, беседы, когда примиряются и дополняют друг друга разные точки зрения (как в «Прологе на небесах»). «Фауст» Гете необычайно точно отразил главные тенденции своего времени, времени величайших открытий, свободы мысли, торжества разума. Больше 30 лет жизни Гете заняла работа над 1й частью «Фауста», которая была впервые опубликована целиком в 1808 году. Немаловажную роль в 1-й части и во всем произведении играет «Пролог на небе» — в нём Господь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире.

Мефистофель полностью отрицает за человеком какие-либо достоинства. Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться «из мрака». В качестве такого человека Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека. «Пролог на небе» — это завязка всего действия. Трагедия «Фауст» имеет две части. Первая делится на 25 сцен, вторая включает в себя пять актов.

Построенная по образцу шекспировских хроник с многочисленными эпизодическими персонажами, с множеством лаконичных, самых разнообразных сцен, она переносит читателя из одной части света в другую, в фантастическую обстановку шабаша ведьм в горах Гарца («Вальпургиева ночь») или в компанию гуляк в погребок Ауэрбаха в Лейпциге, в комнату Маргариты или в мрачную тюрьму, где томится юная грешница. Смешение реального с фантастическим, своеобразная двуплановость повествования заставляет читателя постоянно подниматься над фактом, искать в единичном обобщающую закономерность, за мелочью прозревать великое. Жизнь человечества в ее величии и вместе с тем в мелочно-хлопотливой суете является здесь объектом поэтических раздумий, печали, восторга и возмущения автора. Не судьба отдельного человека, а весь мир, огромный, еще не познанный до конца, все человечество с его исторической судьбой волнует поэта.

Трагедия «Фауст» — венец творчества выдающегося немецкого писателя- Гете. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. Трагедия «Фауст» является отражением и обобщением жизненного опыта и философии Гёте, который работал над трагедией большую часть своей жизни — 57 лет.

Взгляды И.В. Гете на природу и науку как нельзя лучше отражаются в «Фаусте». За какую сумму интеллигентному человеку не стыдно продать свою бессмертную душу Дьяволу? Этот вопрос живейшим образом интересовал очень многих людей разной степени интеллигентности.

И Гете попытался на него ответить. Его герой доктор Фауст заключает с Духом Зла деловое соглашение, согласно которому черт заберет его душу в тот самый момент, когда доктор сочтет, что он доволен собой и окружающей его действительностью и захочет почить на лаврах. А до этого сатана обязуется создавать Фаусту все условия для плодотворной деятельности в самых разных сферах — от науки до любви. Однако довести Фауста до состояния полного самодовольства оказалось очень нелегко.

Одна из сюжетных линий «Фауста» — противопоставление двух типов научных деятелей c pазным отношением к науке. Для доктора Фауста процесс познания бесконечен: чем больше он знает, тем больше ощущает ограниченность своих знаний. А самое главное, понимает, что так будет всегда.

Коллеге Фауста доктору Вагнеру свойственен иной взгляд на пpоцесс познания. Д-p Вагнеp уверен, что этот процесс конечен и добытые знания превращаются в форму «учений», т.е. некоей абсолютной и окончательной истины. А такие истины обязательно должны иметь своих жрецов, задача которых — не искать нечто новое, а пресекать разного рода превратные толкования.

Уже в самом начале книги И.В. Гете показывает нам многозначительную деталь. Гуляя в окрестностях родного города, уважаемые ученые увидели собаку. Вагнер не заметил в животном ничего особенного, в то время как Фауст сразу, хотя и подсознательно, почувствовал в его поведении что-то не совсем собачье. И Фауст и Вагнер наблюдали одну и ту же картину. Но Фауст увидел значительно больше. И, главное, почувствовал, что увиденное плохо вписывается в традиционные представления о поведении собаки. Человеческое сознание устроено таким образом, что оно склонно затушевывать наблюдаемые противоречия. И, тем самым, уходить от решения стоящих за ним проблем. Научным работникам, подобным д-ру Вагнеру, эта склонность свойственна в весьма большой мере. И поэтому от них вряд ли можно ожидать действительно крупных достижений: интересные проблемы они попросту не видят.

Во второй части «Фауста» мы видим новое направление деятельности доктора Вагнера: создание искусственного человека (Гомункулуса). Д-р Вагнер видит лишь технические трудности решаемой задачи. И, разумеется, преодолевает их. Но дальше начинаются самые интересные проблемы, которые Вагнер и представить себе не мог. У Гомункулуса появляются свои потребности и одной из первых — потребность в полноценной, подлинно человеческой, эмоционально насыщенной жизни. И в конце концов он сам пpекращает свое искусственное и высокоинтеллектуальное существование, сгорая рядом с прекрасной Галатеей. Доказывая тем самым, что интеллект искусственным не бывает. Для него нужна настоящая, а не искусственная жизнь.

Гёте же создал «Фауста» — трагедию о смысле существования человека и человечества, о смысле и направлении истории. Герой поэмы — не просто чернокнижник, пекущийся о собственных удовольствиях, это универсальная личность, символ человечества, ищущего истину и устремленного вперед. Гёте поставил героя лицом к лицу не только с конкретными социально-историческими обстоятельствами, но и со всей историей, с Вселенной и мирозданием.

В дерзости этой идеи проступает пробужденная переломной эпохой вера в безграничность возможностей человека, проявляется исторический оптимизм, присущий мироощущению просветителей XVIII в. Фауст движим стремлением найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть совпадут, сольются. Это было вечной проблемой и для самого Гёте. Человек по натуре очень земной, Гёте не мог довольствоваться жизнью духа, вознесшегося над скудной реальностью, — он жаждал практических дел. Таким образом, центральной проблемой «Фауста» сделалась проблема познания человека, соединения идеала с реальной жизнью, а сюжетом — странствия героя в поисках ее решения.

Гёте поставил своей целью провести человека через различные фазы развития: через личное счастье — стремление к художественной красоте — попытки реформаторской деятельности — созидательный труд. В ходе действия в трагедии вырастает целый ряд контрастных противопоставлений ситуаций и персонажей: Фауст и Вагнер, Фауст и Мефистофель, Фауст и Маргарита, Фауст и Гомункул (искусственный человечек), Фауст и Елена, Фауст и император. В тот момент, когда Фауст переводит «В начале было Слово» как «В начале было Дело», появляется Мефистофель. Фауст заключает с чертом договор. Фауст идет на сделку с Мефистофелем не только потому, что движим жаждой полноты бытия, но и потому, что чувствует ответственность перед людьми. Условие договора: Мефистофель должен дать Фаусту момент полного удовлетворения жизнью и собой, когда бы Фауст мог воскликнуть: «Мгновение, повремени!»

Только в этом случае Мефистофель завладеет душой Фауста, потому что тогда подтвердится его уничижительное мнение о человеке как о жалком существе, — и выиграет пари, заключенное с Господом. Мефистофель — не просто чёрт из сказки. В художественной системе философски насыщенного произведения Гёте Мефистофель, как и Фауст, предстает фигурой, символизирующей существенные жизненные начала. «Я дух, всегда привыкший отрицать», — говорит он. Мефистофель-символ силы отрицающей. Но ведь без отрицания не бывает и созидания. Такова диалектика всякого развития, в том числе и развития свободной мысли.

Во второй части трагедии, где Фауст обращается к созиданию, Мефистофель ему мешает или же искажает его намерения, привнося дух хищничества во все, к чему ни прикоснется, образ Мефистофеля приобретает сатирические черты. Именно Мефистофель становится проводником Фауста в его жизненных странствиях. Он нужен Фаусту, потому что нельзя двигаться вперед, не оставляя позади того, что уже изжило себя.

Но, чуждый созиданию, Мефистофель способен помогать Фаусту лишь до известных пределов. Знаменательно, что свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в предвидении ее достижения. Он не хочет останавливать мгновение. Обусловленная договором формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как утверждение, а как допущение, предположение. В финале Фауст изображен слепым.

soshinenie.ru

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем?

И грозной цепью сил природы Весь мир таинственно объят.

Действие трагедии «Фауст» открывается Прологом, который совершается на небесах. Гимны архангелов создают торжественный космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе. И сразу же после этого на­чинается спор о человеке, о смысле его существования на Земле. Что же значит человек в этом огромном мире?

Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей критикой человека: «смешной божок земли», свой разум «он на одно лишь смог употребить, чтоб из скотов скотиной быть», «в грязь он лезет поминутно», «он жалок».

Насмешки Духа Отрицания тем более необычны, что представитель «нечистой силы» воспроизводит один к одному взгляды средневековой христианской церкви об изначаль­ной виновности человека, о первородном грехе, о нечистоте женщины, любви, челове­ческого тела. Во имя этих представлений отправлялись на костры тысячи людей.

Мефистофель убежден в том, что даже лучший из людей — Фауст — так же слаб, как и любое из этих жалких созданий: «Бьюсь об заклад: он будет мой!»

Между прочим, подобного рода мнения о человеке не так уж неведомы нам. Вы ведь слыхали такое слово: «быдло»? Так мы характеризуем целые толпы людей. А быд­ло в переводе с польского и означает «скот». Именно то самое слово, которое отнес к человеку Мефистофель.

Гуманистическую программу Гёте вкладывает в уста Господа, который противопо­ставил Мефистофелю свою веру в человека:

Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен.

Итак, естественным и истинно человеческим качеством Господь считает Разум, поиск истины, то есть все то, что проповедовали и деятели эпохи Просвещения. Господь вовсе не считает человека венцом своего творения и лучше, чем кто бы то ни было, знает его слабости. Одна из таких слабостей известна каждому ученику — это лень-матушка. Правда, в возвышенных стихах, которыми изъясняется Бог, это звучит несколько по- другому, но суть-то дела от этого не меняется:

Слаб человек: покорствуя уделу, Он рад искать покоя.

Это, конечно, не та слабость, о которой говорил Дух Отрицания, это скорее слабость силы, той самой, которая сидит сиднем тридцать лет и три года, пока внешние силы не поднимают ее к богатырским подвигам. Это и объяснение странным отношениям Господа с Мефистофелем.

. потому Дам беспокойного я спутника ему: Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

Господь (а лучше сказать, сам автор) понимает и сложность познания истины, путь к которой извилист и труден. Этот путь Господь называет то блужданием, то исканьем смутным, но внутренняя чистота человека сохранит его на путях познания: «чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!»

Все содержание трагедии «Фауст» — в этом маленьком тексте «Пролог на небе­сах». И смысл этого спора о предназначении, или о сущности, человека предельно понятен: Творец создал человека для поиска истины, неведомой даже архангелам, но в путь открыватель должен отправляться сам, преодолев внутренние препятствия (уже упомянутую лень) и внешние земные соблазны. Остановившийся в поиске, рас­тративший себя на кабацкие или иные утехи — добыча темных (в смысле лишенных истины) сил. Прошедший свой путь для открытия истины, пусть крохотной ее доли, выполняет волю «Садовника», который, «сажая деревцо. уже знает, какой цветок и плод с него получит. ».

Аминь! По-моему, именно это слово должно закончить наши рассуждения о споре Бога и Сатаны.

sochineniya.info

Почему спор бога и мефистофеля пролог

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем? (По произведению Гете «Фауст)

Сочинение — зарубежная литература

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем? (По произведению Гете «Фауст)

Разговор между Богом и Мефистофелем — это и экспозиция, и вместе с тем завязка действия «Фауста». О чем же спорят эти двое? Конечно, о том, насколько совершенным создан мир и человека.
Позиция Мефистофеля очевидна: он с глубоким презрением относится к человеку, называя ее «смешным божком земли», который не способен ни к чему, кроме развлечений сомнительного типа. Мефистофель обвиняет Бога, что тот зря наградил человека умом, поскольку она не способна воспользоваться этим даром. Да и сам мир Мефистофель позорит, считая его несовершенным, плохим. А что касается человека, то ее и чертовы сожалению:

Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он так жалок в страданье,
Что мучает бедняка и я не в состояньи.

Итак, Мефистофель считает человека жалким беспомощным созданиям. Опровержение этого клеветы на человека и мир и составляет идейный пафос трагедии. Бог настолько верит в человека, в его разум и совесть, что позволяет Мефістофелю попытаться свести Фауста, которого он считал образцом человека образованного, умного, честного и порядочного:

И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!

Смысл спора между Богом и Мефистофелем вполне понятен, учитывая эпоху, когда была создана драматическая поэма «Фауст». Это была эпоха Просвещения, а значит, дискуссия о человеке и мир — это отпечаток времени Просвещения, возвеличувала разум человека, его возможности и роль в мире. Бог выступает здесь с позиции величайших мыслителей и художников своего времени. Ему известное и понятное постоянное стремление человека к познанию, желание познать мир, найти истину. Ведь для того человеку и дан разум. Таким образом дискуссия о человеке и возможности ее разума становится главной проблемой произведения. И именно в этом суть спора между Богом и Мефистофелем.

lib4school.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.