По истории окончание правило

Оглавление:

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ , БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. — Зульфия, Алия).

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал _ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк — от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ _ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог _ , стихи _ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог _ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц _ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик _ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени _ , в этом сиянь _ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь _ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц _ , одинешенькой в светлиц _ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств _ , все, от дворовой девк _ до дворовой собак _ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ _ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини _ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк _ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк _ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

gramota.ru

18. Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание. Правила

Морфема – это наименьшая значимая часть слова:

Главной морфемой является корень. В нём заключён основной
смысл слова.

Словообразовательные морфемы служат для образования слов
с новым лексическим значением:

Формообразовательные морфемы служат для образования форм
одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется :

К формообразовательным морфемам относятся, например,

окончания существительных и прилагательных в разных
падежных формах:

окончания глаголов в разных формах времени, лица, числа, рода:

некоторые суффиксы:

-ть – образует неопределённую форму глагола

-л- – образует форму прошедшего времени глагола

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для
образования разных форм одного и того же слова, а также для
связи слов в словосочетании и предложении:

В неизменяемых словах нет окончаний:

кофе, ателье, сегодня, завтра.

В изменяемых словах окончание может быть и нулевым.

Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками
(или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других
формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами):

Задачи на тему «Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание»

Выберите слова, имеющие нулевое окончание.

Город, синий, завтра, лепесток, столица, окно, тетрадь, гулял.

Выделите окончания, кликая на буквы.

Д о г о н и ш ь , в е л и к о в а т ы й , д о г а д к а , п я т и э т а ж н ы й ,

с п о р т т о в а р ы .

Выделите окончания, кликая на буквы.

А л ы е р о з ы , в н о в ы х к в а р т а л а х , м о р е ш у м е л о , н е т о р о п л и в о

п о л о ж и л а .

Выберите слова, имеющие нулевое окончание.

Домов, столов, коров, основ, носов, часов.

Выберите слова, которые не имеют окончания.

Обрыв, туча, ассорти, дальше, поблагодарили, влево, нож, корова, пальто .

Выберите пары слов, в которых представлены формы одного и того же слова.

1) Приказ – приказать,

2) отважный – отважного,

3) играл – играть,

4) бумага – бумажный,

5) ученик – ученица,

6) сильный – сильное.

Выберите пары слов, в которых представлены однокоренные слова.

2) строить – строитель,

3) красный – красное,

4) окно – подоконник,

6) смешной – смешить.

Выберите формы слова лист.

Безлиственного, листку, лиственного, листом, листу, листку, лиственных, листа.

school-assistant.ru

2.9. Основа и окончание

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книг а – книг и – книг у .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание —и указывает на родительный падеж);

лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);

рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание —а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет нож а , резать нож ом .

Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .

Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’ j ь] – предгор ий [пр’и э дго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.

окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

В тр ёх ст ах , нет пят и десят и .

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.

Значок основы – квадратная скобка снизу:

Основа слова может быть равна корню.

Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а —ть и жд —у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а); чит-а —ть – чит-аj —ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й , санатори й , кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Как ого— то – окончание —ого, основа как.. то ; уч ит ся – окончание —ит, основа уч..ся .

Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал —а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть: записа- .

2) Глагольный возвратный постфикс -ся ( учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья – основа слова (для словообразования) – сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

licey.net

Окончания имен существительных в предложном падеже

Содержание

  1. Особенности окончаний в предложном падеже
  2. Какие окончания в предложном падеже имеют существительные?
  3. Исключения
  • Тест по теме

Особенности окончаний в предложном падеже

В предложном падеже окончания существительных в единственном числе зависят от типа их склонения. Во множественном числе предложного падежа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания.

Какие окончания в предложном падеже имеют существительные?

Окончания имен существительных в предложном падеже с примерами представлены в таблице.

Об аллее,

О мальчишке,

О разине

О станциях,

О мальчишках,

О разинях

О царе,

О кресле,

О море

О царях,

О креслах,

О морях,

О грозди,

О мыши

О гроздях,

О мышах

О пути,

О племени

О путях,

О знаменах

Исключения

Существительные среднего рода с окончаниями в начальной форме -ое (-ее) в предложном падеже имеют в единственном числе окончание -ом,(-ем), во множественном окончание -ых (-их) (например: о животном, о животных, о млекопитающем, о млекопитающих).

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  • Именительный падеж
  • Родительный падеж
  • Родительный падеж ФИО
  • Постоянные и непостоянные признаки существительного
  • Дательный падеж
  • Дательный падеж ФИО
  • Окончания в дательном падеже
  • Винительный падеж
  • Творительный падеж
  • Падежи существительных
  • Окончания в творительном падеже
  • Предложный падеж
  • Падежные окончания существительных
  • Склонение существительных
  • 1 склонение имен существительных
  • Окончания имен существительных в предложном падеже
  • 2 склонение существительных
  • 3 склонение имен существительных
  • Безударные окончания имен существительных

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Алексей Чалых 373
  2. 2. Neo Zen 170
  3. 3. Даниил 110
  4. 4. Ольга Жаркова 105
  5. 5. Ruzi Mehtiyev 104
  6. 6. Анна Костенко 103
  7. 7. Фёдор Омороков 92
  8. 8. антон воевод 84
  9. 9. Katrina Verber 73
  10. 10. Полина Беликова 38
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,301
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. admin 3,512
  5. 5. Анастасия Гудяева 3,482
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,389
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. User1 1,888

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

obrazovaka.ru

Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с окончанием, узнаете, какое окончание называется нулевым. Поразмышляете над ролью окончания и предлога в предложении, понаблюдаете за формами слов. Узнаете, какая форма слова называется начальной.

На уроке вы познакомитесь с очень важным понятием – окончанием. Затем мы поговорим о роли окончания и предлога в предложении. Вы познакомитесь также с формами слов.

Что такое окончание?

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_ слуша_ мам_.

Добавим к словам части.

Дочка слушает маму.

Дочку слушает мама.

Дочки слушают маму.

Мы добавили к словам -а, -у, -и, -ет, -ют.

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, – это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

Итак, окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Как найти в слове окончание?

Так как окончание – это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась (см. Рис. 1).

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Как называется значение, которое передаётся окончанием:

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят. Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов (см. Рис. 2).

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания.

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» – «буква»)

Как назвали изменения слов?

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму.

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова – это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Изменения одного слова или разные слова?

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое – -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком

Основа слов: крас-, покрас-, перекрас-, выкрас- (см. Рис. 3).

Понять это название (основа) поможет слово основное.

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне. Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова – это основное, что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» – «слово, речь»).

Размышляем над словами:

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

на берёзе березняк

под берёзой берёзка

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания – это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы – это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Потренируемся:

Запишите слова в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова.

дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька

Формы слова

дорога

дороги

на дороге

у дороги

над дорогой

Разные слова

В первом столбике различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова.

Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги.

Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного.

Найдём предлоги в формах одного и того же слова.

Формы слова

на дороге

у дороги

над дорогой

Выделим предлоги на, у, над.

Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного – это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос (см. Рис. 4).

Рис. 4. Начальная форма

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? – слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.

Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.

Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.

Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать (см. Рис. 5).

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Заключение

На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. В подчёркнутых словах выдели окончание. Расскажи, каких животных можно держать в доме.
    В детстве я дружил с собакой , с голубями . Дружить – значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку . Ведь каждому в неволе плохо. (С. Образцов)
  2. Прочитай. В один столбик выпиши из текста примеры однокоренных слов, а в другой – форм слова.
    Когда мы говорим о погоде, нас интересует температура воздуха, сила ветра, возможность осадков. У слова погода есть однокоренные слова. Непогода – это плохая погода. Распогодилось – так говорят, когда плохая погода сменилась хорошей. Лётчиков всегда интересуют погодные условия.
    Как ты думаешь, слово погожий является однокоренным к слову погода? Что оно обозначает?
  3. Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы слова.
    Стекло, стёклышко, без стекла, застеклить, стеклянный, к стеклу, стекляшка, о стекле.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu (Источник).
  3. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

interneturok.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.