План урока закон ома для полной цепи

План урока закон ома для полной цепи

1-й семестр

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

2. Электрический ток

Тема. ЭДС. Закон Ома для полной цепи

Цель урока: рассмотреть, какие нужны условия для протекания тока в замкнутом круге, и выяснить роль источника тока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Последовательное соединение проводников.

2. Параллельное соединение проводников.

3. Закон Ома для участка цепи.

Закон Ома для полной цепи.

Изучение нового материала

1. Природа сторонних сил.

2. ЭДС источника тока.

3. Напряжение на участке цепи.

4. Закон Ома для полной цепи.

Закрепление изученного материала

1. Качественные вопросы.

2. Учимся решать задачи.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Внутри источника тока происходит разделение зарядов, в результате чего на положительном полюсе источника накапливается положительный заряд, а на отрицательном — отрицательный. Вследствие этого между полюсами возникает разность потенциалов, и в наружной части круга возникает электростатическое поле, под действием которого во внешнем круге течет ток.

Вне источника тока свободные заряды движутся под действием сил электростатического поля, но внутри источника они движутся против сил этого поля.

Причины движения зарядов в источнике по своей природе отличаются от кулоновских сил природы. Совокупность причин, через которые происходит вынужденное перемещение зарядов внутри источника тока, называются сторонними силами.

Природа сторонних сил может быть различной: они могут возникать в результате химических реакций (в гальванических элементах и аккумуляторах), изменения магнитного поля в электромагнитных генераторах), благодаря световому воздействию (в фотоэлементах) и т. др.

Сторонние силы своей работой замыкают круг и обеспечивают постоянство тока. Каждый источник тока характеризуется работой действующих в нем сторонних сил по перемещению единицы положительного заряда, то есть определенной електрорушійною силой (ЭДС).

· Электродвижущая сила — это скалярная величина, характеризующая энергетические свойства источника тока и равна отношению работы сторонних сил по перемещению положительного заряда внутри источника к значению этого заряда:

В системе СИ:

ЭДС источника тока равна 1 В, если сторонние силы, действующие в источнике, выполняют работу 1 Дж, перемещая единичный положительный заряд от отрицательного полюса к положительному.

Любой источник тока по сути является преобразователем энергии: в нем один какой-либо вид энергии превращается в электрическую. С этой точки зрения сторонние силы выполняют работу по разделению зарядов (физическая величина, измеряемая работой сторонних сил по разъединению единицы количества электричества).

Если во время прохождения по участку электрического тока на свободные заряды действуют только кулоновские силы, участок называют однородным, если и действуют кулоновские и сторонние силы, то — неоднородной.

Рассмотрим неоднородную участке 1-2 электрической цепи, изображенную на рисунке.

Поскольку участок неоднородна, то работа A 1-2 из перемещение свободных заряженных частиц, выполняемая во время прохождения электрического тока на этом участке равна:

Тогда работа по перемещению единичного положительного заряда на участке 1-2 электрической цепи равна:

С учетом того, что получаем:

где U 1-2 — напряжение на участке 1-2 круга.

· напряжение на участке цепи — это скалярная величина, которая численно равна полной работе A 1 -2 кулоновских и сторонних сил по перемещению единичного положительного заряда на участке цепи:

4. Закон Ома для полной цепи

Определим силу тока в неоднородной области. С учетом закона Ома для участка цепи получаем:

Если соединить концы этого участка, получим полное (замкнутое) электрическая цепь, состоящая из двух частей — внутренней и внешней. Внутренняя часть представляет собой источник тока имеет ЭДС и внутреннее сопротивление r ; внешняя — соединительные провода и резистор общего сопротивления R .

Для полной цепи φ1 = φ2, а общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений внешней и внутренней частей цепи R + r .

Тогда получаем закон Ома для полной (замкнутой) цепи:

· сила тока в замкнутой цепи, содержащей один источник, равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи:

Если круг содержит несколько последовательно включенных элементов с ЭДС 1, 2, 3 и т. др., то полная ЭДС цепи равна алгебраической сумме ЭДС отдельных элементов.

Общее сопротивление цепи равно сумме всех сопротивлений:

В случае последовательного соединения n одинаковых источников тока, каждый из которых имеет ЭДС и внутреннее сопротивление r ‘, закон Ома имеет вид:

В случае параллельного соединения n одинаковых источников тока, каждое из которых имеет ЭДС и внутреннее сопротивление r ‘, закон Ома имеет вид:

1. При каком условии ток может течь в замкнутом круге?

2. На каких участках цепи свободные заряды движутся против сил электростатического поля?

3. Какие силы принято называть сторонними силами? На каких участках цепи действуют эти силы?

4. В каком случае напряжение между двумя точками электрической цепи равно разности потенциалов между этими точками?

1. Как стоит понимать, что ЭДС одного источника больше ЭДС другого?

2. От чего зависит знак ЭДС в законе Ома для полной цепи?

1. Есть работа, выполняемая источником тока во внутренней части цепи, величиной постоянной?

2. В замкнутом круге сторонние силы выполняют работу 4 Дж. Какую работу выполнили за этот же время кулоновские силы по всему кругу?

3. Могут ли существовать токи, текущие от более низкого потенциала к высшему?

1. Аккумулятор мотоцикла имеет ЭДС 6 В и внутреннее сопротивление 0,5 Ом. К нему подключили реостат сопротивлением 5,5 Ом. Найдите силу тока в реостаті.

2. В замкнутом круге сила тока равна 0,5 А. Какую работу выполняют сторонние силы за 20 с, если ЭДС источника тока 24 В?

3. ЭДС источника тока 6 В, а сила тока в замкнутом круге 2 А. Определите сопротивление внешнего участка цепи, если внутреннее сопротивление источника тока 0,5 Ом.

ЧТО МЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ

• Совокупность причин, через которые происходит вынужденное перемещение зарядов внутри источника тока, называются сторонними силами.

• Электродвижущая сила — это скалярная величина, характеризующая энергетические свойства источника тока и равна отношению работы сторонних сил по перемещению положительного заряда внутри источника к значению этого заряда:

• Закон Ома для полной цепи: сила тока в замкнутой цепи, содержащей один источник, равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи:

• В случае последовательного соединения n одинаковых источников тока закон Ома имеет вид:

• В случае параллельного соединения n одинаковых источников тока закон Ома имеет вид:

schooled.ru

План-конспект урока (физика, 10 класс) по теме:
Конспект урока по теме «Закон Ома для полной цепи»

Конспект урока по теме «Закон Ома для полной цепи».

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия по теме «Закон Ома для полной цепи с ЭДС. Соединение источников тока в батареи».

Дидактическая : Разъяснить физический смысл закона Ома для полной цепи постоянного тока на основе закона сохранения энергии. Познакомить с правилами расчета электрических цепей с разными типами соединений источников тока.

Развивающая: Развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью анализа и сравнения типов соединений, обобщения изучаемых фактов. Развитие устной речи студентов.

Воспитательная: показать важность знаний о соединениях источников и законах тока для повседневной жизни.

Студенты должны знать: Закон Ома для полной цепи постоянного тока, виды соединений источников электрической энергии в батареи.

Студенты должны уметь: Определять вид соединений источников энергии. Решать задачи на расчет электрических цепей постоянного тока.

Оборудование : плакат, стенд с последовательным и параллельным соединением источников, установка для демонстрации короткого замыкания.

Демонстрации: короткое замыкание

1. Организация начала урока. (2 минуты). Приветствие. Постановка цели:

Основная наша задача на сегодняшнем уроке – изучить закон Ома для полной цепи постоянного тока, определить отличия последовательного соединения источников тока от параллельного, вывести законы тока для каждого из них.

2. Актуализация. (20 минут)

Проверка домашнего задания — решить задачи: по карточкам (на месте, 4 человека);

проверка сложных домашних задач у доски — 2 человека.

Устный опрос студентов по вопросам:

  • Какие вещества являются проводниками? Приведите примеры.
  • Почему проводники проводят электрический ток?
  • Какие носители заряда есть в металлах?
  • Что такое электрический ток? Постоянный электрический ток?
  • Какие условия необходимы для существования тока в цепи?
  • Какие параметры электрического тока вы знаете?
  • Что такое сила тока?
  • Какие действия оказывает электрический ток при прохождении через проводник?
  • Какова причина электрического сопротивления проводника?
  • От каких характеристик проводника зависит его электрическое сопротивление?
  • Почему при нагревании металлического проводника его сопротивление увеличивается?
  • Как зависит сила тока от напряжения на концах участка? Прочитать закон Ома для участка цепи.
  • Какова общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно? Почему?
  • Какова общая сила тока в проводниках, соединенных параллельно? Почему?
  • Для какого типа соединения справедливо соотношение U общ = U 1 = U 2 ? R общ = R 1 + R 2 ?
  • Металлический проводник сопротивлением R разрезали на 5 равных частей и измерили сопротивление каждой части. Будет ли сопротивление соединения этих частей равняться R? При каком типе соединения это возможно?

После опроса собрать работы по карточкам, проверить домашнюю работу у доски.

3. Новый материал. (30 минут)

  1. Электродвижущая сила источника тока.
  2. Закон Ома для полной цепи постоянного тока .
  3. Анализ закона Ома.
  4. Соединение источников тока в батареи.

Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь.

  1. Чтобы ток в цепи существовал длительное время, нужно поддерживать на концах проводника постоянную разность потенциалов. Это делает источник тока (генератор). Если в цепи действуют только электрические силы, то работа их по замкнутому контуру равна нулю. На заряд должны действовать силы не только электрической, но и неэлектрической природы. Любые силы, действующие на электрически заряженные частицы, кроме электростатического происхождения, называются сторонними силами. Участок цепи , на котором заряды перемещаются под действием электрических сил, называется потребителем или внешним участком. Здесь электрическая энергия превращается в другие виды. Участок цепи , на котором заряды перемещаются под действием сторонних сил, называется источником тока или внутренним участком цепи. Здесь электрическая энергия получается за счет других видов энергии. Действие сторонних сил характеризуется электродвижущей силой (э.д.с.). (Провести гидродинамическую аналогию).

Определение: Величину, характеризующую зависимость электрической энергии, приобретенной зарядом в генераторе, от его внутреннего устройства, называют электродвижущей силой (ЭДС). Ее измеряют работой сторонних сил, совершенной при перемещении единичного положительного заряда.

Единица ЭДС. в СИ — вольт (В).

  1. В источнике тока под действием сторонних сил происходит разделение зарядов. Так как они движутся, они взаимодействуют с ионами кристаллов и электролитов, отдавая им часть своей энергии. Это приводит к уменьшению силы тока. Т.о. источник тока обладает сопротивлением, которое называют внутренним.

Составим цепь из источника тока и потребителя. ЭДС численно равна энергии, которую заряд приобрел в генераторе.

Напряжение равно той энергии, которую заряд теряет во внешней цепи. Кроме того, при движении во внутренней цепи заряд теряет энергию на преодоление сопротивления источника (I * r)

По закону сохранения энергии для заряда:

Сила тока в полной цепи равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи.

  1. Проанализируем зависимость I ( R)

Б) при R→∞ (разрыв цепи) I→0

Напряжение на полюсах источника тока равно его ЭДС

В) при R→0 (короткое замыкание) I→ E / r (ток короткого замыкания)

  1. Различают 2 типа соединений источников тока: последовательное и параллельное. А) последовательное

Заряд приобретает энергию в каждом источнике, поэтому E = E 1* n ; r = r 1* n

Заряд приобретает энергию в 1 источнике, поэтому E = E 1 ; r = r 1/ n

Увеличение ЭДС дает только последовательное соединение, его используют, когда внутреннее сопротивление много меньше внешнего. Параллельное соединение используют, когда внутреннее сопротивление много больше внешнего. Если внешнее и внутреннее сопротивление примерно равны, то используют смешанное соединение источников.

  • Под действием каких сил происходит перемещение заряда в источнике тока?
  • Какая величина характеризует действие этих сил?
  • Прочитайте закон Ома для участка цепи. Для полной цепи.
  • Чем опасно короткое замыкание?
  • При каком виде соединения источников ЭДС увеличивается? Почему?

Решить задачи («Сборник задач и вопросов по физике» под редакцией Гладковой Р.А.):

  • 12.89. Ответ: 0,2 Ом, 1,9 В.
  • 12.91. Ответ: 0,25 Ом, 1,4 В
  • Дополнительно 12.98 Ответ: 1,36 В
  • Дополнительно 12.99 Ответ: 2,5 ОМ, 0,75 В

5. Итог урока. (3 минуты). На сегодняшнем уроке мы изучили закон Ома для полной цепи постоянного тока, определили отличия последовательного соединения источников тока от параллельного.

6. Домашнее задание. (2 минуты). Г лава 16 § 13 — 15, задачи 12.90, 12.92

1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л.

«Учебник по физике для средних учебных заведений»

2. «Учебник по физике для 10 класса» под ред. Пинского А.А.

3. «Сборник задач и вопросов по физике» под редакцией Гладковой Р.А.

Приложение (раздаточный материал для проверки домашнего задания):

Необходимо изготовить реостат, рассчитанный на 6 Ом, из никелинового провода диаметром 0,8 мм. Какой длины проводник надо взять? Каким будет падение напряжения на полностью включенном реостате при силе тока 1,5 А? (удельное сопротивление никелина 4,2 * 10 -7 Ом * м )

Сопротивление вольфрамовой нити электрической лампы при 20 0 С равно 20 Ом. Сопротивление той же нити в рабочем состоянии 188 Ом. Какова температура накала нити? ( температурный коэффициент сопротивления вольфрама 0,005 С -1 )

Найти сопротивление проводников, соединенных последовательно, если сопротивление каждого 10 Ом, 5 Ом и 3 Ом. Какая сила тока на втором проводнике, если общее напряжение 32 В.

2 проводника сопротивлением по 20 Ом соединены параллельно. Последовательно к ним подключен проводник сопротивлением 5 Ом. Общее напряжение 30 В. Найти токи на каждом проводнике.

nsportal.ru

Конспект урока по физике на тему «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи» 10 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока : Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

• Дидактическая: ввести понятие «электродвижущая сила, внутреннее сопротивление», обобщить закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС; разъяснить ученикам содержание закона Ома для полной цепи.

• Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать и объяснять физические явления; формировать интерес к физическому эксперименту, развивать экспериментальные умения и стремление проводить эксперимент; способствовать активизации творческого мышления учащихся, пробуждать в них познавательный интерес, стимулировать развитие инициативы, смекалки, формирование умения выдвигать гипотезы, предположения и проверять их.

• Воспитательная : воспитывать практические навыки пользования приборами; расширить кругозор учащихся, возбуждать интерес к изучению физики.

Оборудование : зависимость силы тока от ЭДС источника и полного сопротивления цепи, портрет Ома.

Тип урока: комбинированный урок.

1. Организационный этап (1 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности (6 мин.)

3. Изучение нового материала (13 мин.)

4. Использование полученных знаний (13 мин.)

5. Контроль и коррекция полученных знаний (7 мин.)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

7. Домашнее задание (2 мин.

Приветствие учеников. Организация рабочего места.

Приветствие учителя. Организация рабочих мест.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Вопрос учителя: Как формулируется закон Ома для участка электрической цепи? Какую электрическую цепь называют полной? Источник тока имеет сопротивление, поэтому его тоже надо учитывать. Открытый Г. Омом закон для участка цепи в общем случае справедлив и для полной цепи, если принимать во внимание как внешнюю, так и внутреннюю часть цепи

Слушают учителя. Наблюдают опыты. Обдумывают увиденное.

Принимают участие в обсуждении.

ІІІ. Изучение нового материала

Предлагает ученикам с помощью учебника выяснить основные понятия темы и, работая в парах заполнить карточку опорного конспекта.

Контролирует работу учащихся.

План изучения новой темы:

Сторонние силы. Природа сторонних сил. Определение електродвижущей силы. Измерение ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание

Знакомятся с материалом учебника. Заполняют карточку опорного конспекта (Приложение А).

І V . Использование полученных знаний.

Организация работы в группах. Наблюдение за работой учащихся. Прослушивание презентаций опытов и выводов. Решение задач.

Наблюдают опыты. Обдумывают увиденное

Работа в группах,

V І. К онтроль и коррекция полученных знаний

Предлагает учащимся составить «ассоциативной куст» с ключевым словосочетанием «электродвижущая сила». Наблюдение за работой.

Выбирают правильные ответы (Приложение В). Подсчитывают количество правильных ответов.

Принимают участие в обсуждении задач.

V ІІ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель подводит т итоги урока, оценивает работы групп и отдельных учащихся. Предлагает по желанию выставить оценки.

— Что запомнилось каждому из вас сегодня?

— О чем вы бы хотели услышать на следующем уроке?

По желанию называют оценки.

Принимают участие в обсуждении урока

Задает домашнее задание. Предлагает составить задачу по изученной темы.

infourok.ru

План-конспект урока по физике (10 класс) по теме:
Урок по физике в 10классе по теме закон Ома для полной цепи».

Цель урока: ввести понятие электродвижущей силы, сформировать закон Ома для полной цепи.

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 10классе по теме «Закон Ома для полной цепи»

Утверждают, что ты –

И болтает к тому же

Что тобой управляют

Говорят, ты порою

Может жизни лишить

Твой коварный укус.

Все равно я тебя не боюсь!

Обучающая : Ввести понятия электродвижущей силы; сформулировать закон Ома для полной цепи; сформировать у учащихся представление о различии между ЭДС, напряжением и разностью потенциалов.

Воспитательная : Работу в коллективе, волевая саморегуляция, следовать основным нормам поведения, Т.Б. на уроке, формирование социальной роли ученика, положительное отношение к учению.

Развивающая : Навыки работы с приборами, логическое мышление, проводить связь с жизнью.

Учащихся в классе: 28

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Физика-10. Базовый и профильный уровни / авт. Мякишев Г.Я., БуховцевБ.Б., СотскийС.С. – М.: «Просвещение», 2008.

2. Сборник задач для 10-11 класса, автор Рымкевич А.П. – Дрофа, 2008.

3. Поурочные разработки по физике.10класс. Волков В.А.- М: «ВАКО» ,2008.

4. Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др.-Волгограл,2008.

Источник питания, вольтметр, амперметр, реостат, резистор, провода, ключ, карточки с заданием.

I. Организационный момент (готовность класса к уроку, внешний вид, порядок в классе, часть доски закрыта, схема участка цепи).

II . Проверка домашнего задания:

1) Фронтальный опрос:

1. В каком движении участвуют свободные электроны в металле?

2. Происходит ли при этом перенос электрического заряда?

3. В каком случае происходит перенос заряда через поперечное сечение проводника?

4. Что такое электрический ток?

5. Что представляет собой ток в металлах?

6. Что принимают за направление тока?

7. Как можно обнаружить электрический ток?

8. Какие действия тока мы знаем?

9. Какая величина служит основной количественной характеристикой

10. Как рассчитать силу тока?

11. От каких величин зависит сила тока?

12. Какие условия необходимы для создания электрического тока?

13. Что собой представляет вольтамперная характеристика проводника с током?

14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

15. Что характеризует электрическое сопротивление проводника?

16. От каких величин зависит электрическое сопротивление проводника?

17. Какие виды соединений мы знаем?

18. Как выгодно включать потребители к осветительной цепи?

19. Что совершает электрический ток, перенося заряд вдоль проводника?

20. Чему равна работа тока?

21. Что определяет работа тока?

22. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца?

23. Что характеризует мощность тока?

24. Чему равна работа на замкнутом участке цепи?

2) Физический диктант:

1вариант:1. Закон Ома для участка цепи.

2. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике.

3. Чему равно напряжение на концах проводника?

4. Записать законы параллельного соединения проводников.

5. Записать всевозможные формулы для расчета мощности тока.

6. Определить цену деления амперметра.

2вариант:1. Закон Джоуля-Ленца.

2. Чему равна сила тока?

3. Формула для расчета удельного сопротивления проводника.

4. Записать законы последовательного соединения проводников.

5. Записать всевозможные формулы для работы тока.

6. Определить цену деления вольтметра.

( сначала взаимопроверка вариантов, затем проверка на доске- открыть доску –проставление оценок).

III. Изучение нового материала:

Психологическая мотивация: на доске изображен участок эл. цепи.

Что здесь изображено?

Из каких частей состоит эл. цепь?

Все ли составные части присутствуют в данной цепи?

Итак, это только участок цепи.

Как выглядит Закон Ома для участка цепи?

Выделение проблемного поля

Покажем полную цепь.

Какие элементы добавились?

Что не учитывает закон Ома для участка цепи?

Совместная с учащимися постановка целей

Как вы думаете, чему будет посвящен урок? Каких целей мы должны достичь?

Что мы должны узнать?

Дети предлагают свои варианты и формулируют тему урока.

Формулируют цели урока:

-назначение источника тока;

-закон Ома для полной цепи.

Совместный поиск решения проблемы

Поэтому нам надо в первую очередь уточнить назначение источника тока?

Зачем нужно эл. поле?

Создать эл. поле.

Разделения эл. зарядов.

Обсуждение вариантов ответов.

Давайте рассмотрим 2шарика, несущие заряды противоположных знаков, соединив их проводником. Что происходит?

Т.е. заряды нейтрализуются и эл. ток исчезнет. Что дальше? Тока больше нет.

Т.е нужен источник тока. Каково же его назначение?

Могут ли это сделать кулоновские силы?

Да! В источнике тока на заряды кроме кулоновских сил должны действовать силы неэлектрического происхождения. Их называют сторонними — это любые силы, действующие на эл. заряды, за исключением сил кулоновских. Они необходимы для постоянного разделения зарядов внутри источника тока.

Давайте обратимся к закону сохранения энергии, чтобы сделать правильный вывод о необходимости сторонних сил. Эл. поле потенциально, т.е. работа этих сил по перемещению заряженных частиц вдоль замкнутой эл. цепи равна …

Значит, В любой цепи должен быть источник энергии, поставляющий ее в цепь, но кроме кулоновских сил. Обязательно должны действовать сторонние силы, т.е. непотенциальные силы, работа которых вдоль замкнутого контура не равнялась нулю. Именно в процессе совершения работы этими силами, заряженные частицы приобретают внутри источника энергию и отдают ее затем в проводниках эл. цепи. Итак, сторонние силы приводят в движение заряженные частицы внутри всех источников тока на электростанциях, гальванических элементов, аккумуляторов и т. д.

Во всей остальной цепи заряженные частицы приводят в движение кулоновские силы.

Природа сторонних сил разнообразна: в генераторах — магнитные силы, в гальваническом элементе – химические силы.

Действие сторонних сил

характеризуется физ. величиной, называющейся электродвижущей силой ЭДС

( дать аналогию между эл. током и течением жидкости по трубам)

Ну а теперь рассмотрим нашу простейшую полную (замкнутую) цепь. Давайте начертим ее на доске и соберем на демонстрационном столе.

Рассмотрим замкнутый контур

Апол =Аст + Ак, Ак=0 по закону сохранения энергии

Апол=Аст по закону Джоуля — Ленца

Вызвать ученика решить данное уравнение, после преобразований получаем

I=ε/R+r закон Ома для полной цепи.

Как его прочитать?

Сила тока зависит:

Если R→0, то возникает ток короткого замыкания.

Iк.з.=ε/r Ток короткого замыкания очень опасен, приводит к пожарам зданий.

Чтобы избежать короткого замыкания включают предохранители, автоматические выключатели.

Физ-минутка ( упражнения для глаз).

В проводнике возникает ток

Ток прекратится как только все электроны перейдут с шара «-» на шар «+»

nsportal.ru

План-конспект урока по физике (10 класс) по теме:
«ЭДС. Закон Ома для полной цепи» 10 класс

Цели урока: познакомить учащихся с условиями, необходимыми для существования тока в замкнутой цепи, дать понятие сторонних сил, ЭДС, познакомить учащихся с законом Ома для полной цепи.

Предварительный просмотр:

Урок №56 8.04.2014 10 класс

Тема: «ЭДС. Закон Ома для полной цепи».

Цели урока: познакомить учащихся с условиями, необходимыми для существования тока в замкнутой цепи, дать понятие сторонних сил, ЭДС, познакомить учащихся с законом Ома для полной цепи.

Оборудование: 1) электрометры с шаровыми кондукторами — 2 шт., 2) электрофорная машина, 3) гальванометр демонстрационный зеркальный, 4) разрядник на изолирующей ручке с неоновой лампой, 5) эбонитовая и стеклянная палочки с куском меха, 6) штативы изолирующие — 2 шт., 7) провода соединительные, 8) палочка или трубочка из бумаги длиной 50 мм, диаметром 5 мм, подкрашенная тушью — проводящий слой большого сопротивления, 9) подставка изолирующая.

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания: работа, мощность и количество энергии.
  3. Повторение:
  1. Сформулируйте закон сохранения энергии?
  2. Что такое электрический ток?
  3. Куда необходимо поместить проводник, чтобы в нем возникло направленное движение зарядов?
  4. Какие действия производит электрический ток?
  1. Изучение нового материала.

Рассмотрим элементарную электрическую цепь, состоящую из неподвижных проводников первого рода (т. е. проводники, в которых электрический ток не вызывает химических действий). В этом случае работа тока полностью переходит в теплоту. Значит, согласно закону сохранения энергии, в электрическую цепь должна поступать энергия.

Выясним, на каком участке цепи энергия поступает в цепь и что является причиной ее появления.

Вывод: для существования тока в цепи необходим источник тока – устройство, в котором действуют сторонние силы (силы не электростатической природы), совершающие работу по разделению зарядов и поддерживающие постоянную разность потенциалов между концами остальной части цепи. В этой части движение зарядов обусловлено электрическим полем, возникающим вследствие разности потенциалов между его концами.

Электростатическое поле потенциально. Значит, в замкнутой цепи работа этого поля по перемещению заряда равна нулю. Поэтому суммарная работа всех сил, действующих на заряд при таком перемещении равна работе лишь сторонних сил.

Действие сторонних сил характеризуется физической величиной называемой электродвижущей силой —

ЭДС источника численно равна работе по перемещению единичного положительного заряда внутри источника от его отрицательного полюса к положительному.

Единица измерения в СИ [ ] = 1 В.

Найдем зависимость силы тока от ЭДС и сопротивления.

При перемещении заряда q внутри источника тока сторонние силы совершают работу А стор = q
Q внеш = I 2 R t = q I R — количество теплоты выделяющееся во внешней цепи
Q внут = I 2 r t = q I r — количество теплоты выделяющееся в источнике тока (где r — внутреннее сопротивление источника).

Согласно закону сохранения энергии А стор = Q внеш + Q внут , отсюда

q = q I R + q I r ,

— данное уравнение представляет собой закон Ома для полной цепи. Сумма сопротивлений R + r называется полным сопротивлением цепи.

Сила тока в замкнутой цепи, содержащей один источник, равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи.

9. A 12 № 4088. На рисунке изображена схема электрической цепи, включающей источник постоянного тока, идеальный вольтметр, ключ и резистор. Показание вольтметра при замкнутом ключе в 3 раза меньше, чем показание вольтметра при разомкнутом ключе.

Можно утверждать, что внутреннее сопротивление источника тока

1) в 3 раза больше сопротивления резистора
2) в 3 раза меньше сопротивления резистора
3) в 2 раза больше сопротивления резистора
4) в 2 раза меньше сопротивления резистора

10. A 12 № 4123. Резистор с сопротивлением R подключают к источнику тока с ЭДС и внутренним сопротивлением Если подключить этот резистор к источнику тока с ЭДС и внутренним сопротивлением то мощность, выделяющаяся в этом резисторе.

1) увеличится в 2 раза
2) увеличится в 4 раза
3) уменьшится в 8 раз
4) не изменится

11. A 12 № 4420. Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением Ом, и включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с , равной В, и внутренним сопротивлением Ом. Показания амперметра равны

1) 100 A 2) 4 A 3) 0,56 A 4) 0,25 A

12. A 12 № 4455. Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением Ом, и включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с , равной В, и внутренним сопротивлением Ом. Показания амперметра равны

1) 50 A 2) 2 A 3) 0,5 A 4) 0,07 A

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание §

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен подробный сценарий урока. Тип урока: комбинированный. Вид: мультимедийный урок комплексного применения знаний. Материал подобран так, что триединая цель урока и задачи реализовались через .

10 класс. Презентация по физике на тему «Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.».

Урок изучения нового материала для 10 класса с исследовательским заданием по теме «Закон Ома для полной цепи». При объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении вопросов, делают записи в тетра.

Цель урока: ввести понятие электродвижущей силы, сформировать закон Ома для полной цепи.

Конспект урока по теме «Закон Ома для полной цепи».

На данном уроке опробируется формирование ключевых компетентностей учащихся средствами современных педагогических технологий (технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференц.

nsportal.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.