Письмо о взятке

Обвиняемый в получении взятки офицер УСБ СКР написал письмо президенту

Заместитель главы управления собственной безопасности Следственного комитета России (СКР) Александр Ламонов, арестованный по делу о получении взятки от вора в законе Захария Калашова, направил открытое письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом в четверг, 6 июля, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на адвоката Ольгу Лукманову.

По словам юриста, обращение ее подзащитного уже отправлено в администрацию главы государства.

Газета отмечает, что офицер по-прежнему числится в штате СКР и получает зарплату, несмотря на годовое пребывание в СИЗО.

В своем письме Ламонов не просит о каком-либо снисхождении, а надеется лишь на «объективность и справедливость». Он пишет, что оперативники ФСБ предлагали ему неоднократно признаться в преступлении и пойти на сделку со следствием, но он отказывается от этого, хотя ему угрожают возбуждением новых уголовных дел.

Материалы по теме

След Шакро

Бой бульдогов под ковром

«Я являюсь честным офицером и не совершал преступления, в котором меня пытаются обвинить»,— заявляет Ламонов. По его словам, он подозревал в получении денег от криминалитета своего непосредственного начальника Михаила Максименко, который тоже фигурирует в деле о взятке. «Чтобы получить информацию по данной ситуации, я решил спровоцировать Максименко на разговор путем введения его в заблуждение, что якобы мне дали денег»,— пояснил Ламонов. Разговор состоялся и даже был записан. Возможно, эта запись и используется сейчас участниками расследования в отношении офицеров СКР, отмечается в публикации.

Максименко, Ламонов и замглавы столичного следственного управления Денис Никандров были арестованы в июле 2016 года по обвинению в получении взятки в 500 тысяч евро от Захария Калашова, известного как Шакро Молодой, за освобождение из СИЗО его подручного Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец. Никто из офицеров СКР своей вины не признает.

m.lenta.ru

Письмо Центра — Предотвращение получения и вымогательства взятки

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии

в Республике Коми»

Работникам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», предоставляющим сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Коми»)

167001, Республика Коми

г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д. 3/3

телефон/факс: (8212) 43-05-37

ОКПО 75775049, ОГРН 1051100461114,

от 31 января 2014 года № 850/01-05

на № __________ от «___» __________ 20__ года

Информационное письмо

по предотвращению случаев получения и вымогательства взяток

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» информирует о предотвращении случаев получения и вымогательства взяток.

Взяточничество – это противозаконное получение денег, ценных вещей (взяток) в обмен на получение привилегий, оказание незаконных услуг, предпочтений, «проталкивание» дел взяткодателя. Взяточничество является самой опасной формой коррупции, поскольку связано с использованием чиновниками, действующими от имени государства, предоставленных им властных полномочий в корыстных целях.

Как известно, получение взятки не существует без ее дачи, а дача – без получения. Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, связанных со взяткой:

  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1).

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством. Получение взятки заключается в получении должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействий), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (более 25 тыс. рублей), обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что может быть взяткой

По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (ст. 204).

Некоторые косвенные признаки предложения взятки

1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем, соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток;

5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

Действия в случае предложения или вымогательства взятки

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить как можно больше информации;
  • при наличии диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве;
  • заявить о случае предложения или вымогательства взятки в правоохранительные органы.

fbuz11.ru

Сандаков опубликовал открытое письмо из СИЗО. «Готов дать показания, пройти очную ставку и полиграф». СКАН

Обвиняемый в получении взятки вице-губернатор Николай Сандаков через своих адвокатов распространил открытое письмо на имя председателей Челябинского и Свердловского облсудов Сергея Минина и Александра Дементьева, в котором просит взять на особый контроль все решения по его делу. По словам чиновника, он уверен в своей невиновности и, как только добьется «объективного расследования», откажется от права не свидетельствовать против себя (ст. 51 Конституции РФ), даст развернутые показания, будет ходатайствовать об очной ставке с главным свидетелем Евгением Тарасовым и готов пройти проверку на полиграфе, передает корреспондент «URA.Ru».

Вице-губернатор уверяет, что с момента ареста следователь и оперативные работники предлагают ему «оговорить себя и другого человека» в совершении преступлений, о которых ему ничего неизвестно. Взамен обещают скостить срок до пяти-семи лет лишения свободы вместо «гарантированных» 12-15 лет, а также «комфортные условия отбывания наказания». Кроме того, жалуется Сандаков, на него оказывается психологическое давление через проверки на работе у жены, обыски у больной матери и «запугивание подчиненных».

«В конце апреля меня в СИЗО-7 посетил оперативный работник, который на примере постановления об аресте меня сообщил, что. „виновность или невиновность твоя никому не интересна. Судить тебя будет девочка из районного суда в Челябинске. У нас тут все под контролем. До Верховного суда ты не дойдешь. тебя осудят и отбывать наказание будешь в нашей области. в местной системе ФСИН тоже все под контролем“. Этот разговор побудил меня к данному обращению», — объясняет чиновник. Он подчеркивает, что не просит для себя специальных преференций. «Прошу лишь защитить мое право на справедливый и независимый суд», — резюмирует Сандаков.

Адвокат чиновника Татьяна Мангилева рассказала корреспонденту «URA.Ru», что под обращением нет подписи ее подзащитного, поскольку иначе администрация следственного изолятора не позволила бы документу покинуть СИЗО. «У нас требуют все бумаги для прочтения. Дважды Сандаков отправлял документы экспресс-почтой, и оба раза они почему-то не дошли», — отметила она.

По словам Мангилевой, сейчас Сандаков переведен в СИЗО-3 для этапирования в Екатеринбург, где завтра будет рассмотрена его апелляция на решение об аресте. «Хочу отметить, что ни меня, ни других адвокатов не известили о рассмотрении апелляции. Мы узнали об этом из СМИ», — добавила адвокат.

m.ura.news

Сообщить о коррупции анонимно и безопасно — инструкция к применению

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим на очень важную тему – каким образом сообщить о коррупции анонимно. Если вам стали известны факты злоупотребления какого-либо чиновника или работника бизнес-структуры, его незаконного обогащения или получения услуги, за которую он не расплачивался, вы можете сообщить об этом в правоохранительные органы.

Но возникает такая коллизия: сообщить о взятках, подкупе или распиле вам хочется, но вы не имеете желание светить свою фамилию и адрес электронной почты. Что же делать?

Когда не нужно скрываться

Писать доносы хорошо получалось у наших предков в советское время. В то время каждую анонимку тщательно изучали и проверяли. Не всегда в них писали правду, чаще всего «доброжелатель» имел личные мотивы: насолить соседу, подсидеть начальника, отомстить обидчику.

Тем не менее, традиция писать анонимки никуда не делась. Человек с развитием технологий не стал лучше и душевнее. Особенно в России. Так что если есть желание что-либо поведать правоохранительным органам анонимно, можно действовать дедовскими способами: купить на почте конверт, написать письмо, стараясь не оставлять отпечатки пальцев (мало ли что). Затем отнести свое письмо в почтовый ящик для сбора писем.

Отстаиваем свои интересы

Не обязательно прятаться, если зажравшийся чиновник не выполняет свои обязанности, затягивает с приемом решения или не оформляет документы, вымогая с вас денежные средства или путевку для жены на курорт.

В настоящее время все процессы принятия решений и оформления справок и других документов строго регламентированы. Так что если прошли все сроки, смело жалуйтесь его руководству.

Если не поможет – жалуйтесь выше. Можно написать жалобу на любого государственного и муниципального служащего в Прокуратуру, МВД или Комитет по борьбе с коррупцией. Чиновники этого очень не любят, и постараются, так или иначе, прийти с вами к соглашению.

Кто не спрятался

Совсем другое дело, если вы понимаете, что ваша жалоба или сведения о факте коррупции или вымогательстве может выйти вам боком. Например, вы работаете вместе, являетесь соседями или друзьями. Тогда ваш оппонент, узнав, кто его сдал следственным органам, может затаить на вас обиду и как-нибудь отомстить.

Поэтому имеет смысл поберечься и скрыть свои данные. Самый простой способ, как уже было сказано выше – написать письмо. Но если лень идти покупать конверт и марать бумагу, то письмо можно отправить и по интернету.

Изобретаем велосипед

Как можно отправить электронное письмо и не оставить следов: в интернете существуют программы, отключающие при его пересылке ваш IP-адрес и блокирующие передачу адреса электронной почты. Только не могу гарантировать законность такого метода, государство почему-то активно борется с анонимом в интернете.

Программы эти надежны, применяют высокий уровень шифрования, и никто не сможет узнать, откуда письмо было прислано. Ответа на него вы тоже получить не сможете.

Более того, многие сайты, куда можно отправить электронное письмо, сразу предупреждают, что анонимные сообщения рассматриваться не будут.

Пробуем позвонить

Если хотите соблюсти анонимность, звонить лучше не со своего сотового или домашнего телефонов. Можно купить разовую карточку – кончились на ней деньги – выбросили и все. Лучше всего звонить сразу в Москву – вдруг у местных властей с правоохранителями слишком хорошие взаимоотношения.

По факту взяток можно круглосуточно звонить в Госуправление по экономической безопасности и противодействию коррупции по телефону 8 495 667 20 20 или отправить факс по номеру 8 495 667 28 43.

Но имейте в виду, что если вы собираетесь сообщить не о мэре или губернаторе своего региона, вас вежливо перенаправят в региональное отделение.

Если вы хотите сообщить о противоправных деяниях сотрудников МВД, то нужно обращаться в их собственную безопасность. Московский офис занимается только сотрудниками центрального аппарата, по поводу работников региональных отделений вас отправят в региональный отдел, если вопрос о коррупции не касается его первого лица и заместителя.

Вот 2 номера телефонов, по которым можно сообщить о правонарушении: 8 495 667 0730 и 8 495 667 74 47. Внутрирегиональные телефоны можно поискать на сайтах региональных управлений МВД.

Сразу скажем, что в наше время анонимки все подряд не рассматриваются. Только если факты, указанные в ней, имеют отношение к терроризму, наркобизнесу или угрожают интересам государства.

Так что если вы напишете, что дяде Васе принесли двух гусей, никто такую анонимку даже рассматривать не будет. Нужно учитывать, что лучше всего для экономии времени и своих нервов обращаться в профильные органы желательно по месту совершения факта коррупции.

И в приемную Президента, премьер-министра, Генеральную Прокуратуру и Председателю Государственной Думы можно обращаться только в случае, когда все остальные инстанции уже пройдены, но результатов на свое обращение вы не получили.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

www.rline.tv

Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г.

(актуализирован в июле 2015 г., внесены дополнения по вопросу ответственности за подкуп иностранных должностных лиц)

I. Международные документы и действующее законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, криминализации обещания дачи взятки или получения взятки, предложения дачи взятки или получения взятки

Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.

Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.

В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ).

Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.

Уголовная ответственность за получение и (или) дачу взятки устанавливается также в отношении иностранных должностных лиц либо должностных лиц публичной международной организации.

Согласно пункту 2 примечания к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом в указанной статье, статьях 291 и 291.1 УК РФ понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

УК РФ также включает норму, предусматривающую ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.

В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.

Под коммерческим подкупом и взяткой в УК РФ понимается незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Кроме того, в статьях 204, 290, 291 УК РФ определены отягчающие обстоятельства, а также дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.

В примечаниях к статье 291 УК РФ представлен перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Вместе с тем, пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» рекомендовано обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Определение иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации приведено в пункте 3 примечания к статье 19.28 КоАП РФ и совпадает с определением, закрепленным в пункте 2 примечания к статье 290 УК РФ.

В рамках реализации Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в отношении случаев привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц необходимо учитывать положения нормативных правовых актов ряда зарубежных государств, посвященные противодействию коррупции, имеющих экстерриториальное действие. Такого рода нормативные правовые акты устанавливают санкции за совершение коррупционных правонарушений, которые могут быть применены государством за преступление, совершенное вне его пределов, при условии, что лицо, совершившее преступление, имеет с государством определенную, юридически закрепленную связь.

Наиболее известные нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие, категории субъектов, на которые они распространяются, и условия привлечения их к ответственности приведены в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (/ministry/anticorruption/Methods).

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, также является неприемлемым для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – служащие и работники), следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее – комплекс мер).

Мероприятия, включенные в комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1) информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц;

2) разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

3) закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;

4) обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля;

Основными задачами осуществления комплекса мер являются:

а) формирование в органе государственной власти, местного самоуправления, государственном внебюджетном фонде, организации негативного отношения к поведению служащих, работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

б) организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения служащими, работниками, юридическими и физическими лицами норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

II. Комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

1. Информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц.

Реализацию данного направления рекомендуется осуществлять посредством:

  • проведения серии учебно-практических семинаров (тренингов);
  • разработки методических рекомендаций и информационных памяток об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

1.1. В рамках серии учебно-практических семинаров является целесообразным рассмотрение следующих вопросов.

1) Понятие взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что в соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6)).

2) Понятие незаконного вознаграждения. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

3) Понятие покушения на получение взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

4) Участие родственников в получении взятки. Необходимо указать, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

5) Понятие вымогательства взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

6) Подкуп иностранных должностных лиц. Государственным органам и служащим, а также организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством. Рядом зарубежных государств приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативных правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. Ознакомиться с зарубежным законодательством, касающимся подкупа иностранных должностных лиц, рекомендуется также должностным лицам в случае их командирования или при исполнении своих должностных обязанностей в представительствах государственных органов за рубежом.

7) Исторические материалы по вышеуказанным вопросам, изложенным в Своде законов Российской Империи (Том III).

1.2. Также необходимо обеспечить усиление информационной (просветительской) работы органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по ключевым вопросам обозначенного направления.

Так в частности предлагается подготовить памятки для служащих и работников по следующим вопросам:

1) уголовная ответственность за получение и дачу взятки», в которой изложить вопросы применения мер уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мер административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

2) сборник положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения, в том числе: статьи 290, 291, 291.1 УК РФ; статьи 19.28 КоАп РФ; пункты 9, 11, 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6.

Памятки представляется целесообразным сформулировать на основе типовых жизненных ситуаций. Они должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.

2. Разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Обеспечение информирования служащих и работников об установленных действующим законодательством о противодействии коррупции ограничениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения целесообразно осуществлять применяя следующие меры.

2.1. В рамках учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) следует разъяснять процедуры и формы соблюдения требований к служебному поведению, а также этические нормы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В части организации семинаров (бесед, лекций, практических занятий) необходимо рассмотреть следующие вопросы.

1) Порядок уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения.

В ходе семинара, требуется:

а) напомнить служащим и работникам, что уведомление представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям является их обязанностью;

б) указать служащим и работникам на то, что уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом, государственным внебюджетным фондом или организацией;

в) разъяснить порядок направления и рассмотрения уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям, утвержденный государственным органом, государственным внебюджетным фондом, организацией.

2) Порядок урегулирования конфликта интересов.

В ходе семинара, необходимо:

а) указать служащим и работникам на то, что в целом ряде случаев совершение ими определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:

  • служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
  • родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
  • родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;

б) напомнить служащим и работникам, что письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является их обязанностью;

в) обсудить со служащими и работниками типовые ситуации конфликта интересов и порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности.

3) Действия и высказывания, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В ходе семинара, является целесообразным, в частности:

а) обсудить со служащими и работниками слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами.

К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

б) указать служащим и работникам на то, что обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.

К числу таких тем относятся, например:

  • низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
  • желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
  • отсутствие работы у родственников служащего, работника;
  • необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.

в) указать служащим и работникам, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.

Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника.

К числу таких предложений относятся, например предложения:

  • предоставить служащему, работнику и/или его родственникам скидку;
  • воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
  • внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
  • поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

г) разъяснить служащим и работникам, что совершение ими определенных действий, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

К числу таких действий относятся, например:

  • регулярное получение подарков, даже (если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3000 рублей;
  • посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.

2.2. Также действенной мерой по данному направлению может стать подготовка и распространение среди служащих и работников памяток и иных методических материалов, содержащих разъяснения по ключевым вопросам, к которым, в частности, следует отнести:

1) уведомление о склонении к коррупции. В памятке следует описать порядок действий служащего или работника при склонении его к коррупционным правонарушениям;

2) о типовых случаях конфликтов интересов и порядок их урегулирования;

3) поведение, которое может быть воспринято как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, в которую включить описание выражений, тем для разговора, предложений и действий, указанных в подпункте 3) раздела 2 настоящего комплекса мер.

3. Закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

При организации мероприятий по обозначенному направлению следует обратить внимание на необходимость своевременной регламентации локальными правовыми актами процедур и форм соблюдения служащими и работниками требований к служебному поведению.

На начальном этапе разработки акта, рекомендуется обеспечить информирование государственных (муниципальных) служащих о возможности участия в его подготовке. Для обсуждения полученных замечаний и предложений служащих или работников по проекту локального правового акта при необходимости проводить рабочую встречу с работниками или служащими.

В отношении принятых внутренних правовых актов рекомендуется не реже одного раза в год проводить обсуждения практики применения локальных правовых актов со служащими и работниками органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда и организации. В ходе встречи предлагается обсуждать, прежде всего, те трудности, с которыми служащие и работники сталкиваются на практике при реализации тех или иных положений правовых актов (представление сведений о доходах, расхадах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.). По итогам указанных обсуждений следует актуализировать положений локальных правовых актов.

К вопросам, которые необходимо регламентировать локальными правовыми актами, в частности следует отнести вопрос о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения к коррупционным правонарушениям.

При разработке указанного акта о порядке уведомления о фактах склонения служащего или работника к совершению коррупционного правонарушения уделить особое внимание механизмам защиты заявителей. Наличие эффективных механизмов защиты будет стимулировать служащих и работников не только отказываться от предложений взятки, но и сообщать о лицах, ее предложивших.

В связи с этим необходимо, в частности:

  • закрепить требования о конфиденциальности информации о личности заявителя;
  • установить режим доступа к журналу входящей корреспонденции, содержащему данные, позволяющие идентифицировать личность заявителя;
  • включить в этический кодекс государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации положение о том, что служащие и работники должны воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

4. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля.

В число мер по реализации данного направления необходимо включить следующие.

Разместить в местах предоставления государственных услуг и в иных служебных помещениях, где на регулярной основе осуществляется взаимодействие граждан с организациями объявления (плакаты), указывающие на то, что:

  • дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.
  • предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки;
  • государственному служащему запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от стоимости подарка.

Разместить на официальном сайте государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации, распространить в электронной и в печатной форме памятки и иные методические материалы для служащих и работников.

Обеспечить возможности для граждан и организаций беспрепятственно направлять свои обращения в федеральный государственный орган (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма по отправке сообщений граждан и организаций через официальный сайт). Обращение гражданина может быть составлено в виде электронного документа и подписано электронной подписью.

Оборудовать места предоставления государственных услуг средствами, позволяющими избежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. бежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

rosmintrud.ru

Смотрите так же:

  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • Закон україни про права громадян Виборчі права громадян Виборчі права громадян належать до найважливіших прав і свобод, гарантованих державою. Виборче право поділяється на активне – право обирати, та пасивне – право бути обраним. Ці права громадян закріплені статтею 38 […]
  • При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагаются в ст. 69 УК: согласно ч. 1 наказание […]
  • Бланк протокола опроса адвокатом Методические рекомендации по реализации прав адвоката, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 53, ч. 3 ст. 86 УПК РФ и п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Действующим […]
  • Налог на субаренду помещения Кто платит налог за сдачу в субаренду помещения? Здравствуйте! Арендовала помещение 42 кв м под парикмахерскую, при этом всего заняла 25кв м , а остальные 17 кв м планирую сдать в субаренду, причем по цене арендодателя ( т.е никаких […]
  • Возмещение физического вреда здоровью Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]

Обсуждение закрыто.